Проектная деятельность в образовательном процессе
статья на тему

Сивкова Татьяна Владимировна

Основные принципы осуществления метода проектов, значимость проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №49 Приморского района  г. Санкт-Петербурга

Проектная деятельность в образовательном процессе.

(Методические  рекомендации  по организации

Метода проектов)

                                                   

                                                                                   

                                                                                                                                     Составитель:

                                                                                                                                    Сивкова Татьяна Владимировна

                                                                                                                                    ( учитель математики,  методист)

                       

 

 Введение.

         В условиях быстро меняющейся социально-экономической обстановки современному обществу необходимы специалисты компетентные,  конкурентоспособные.

        Умение нестандартно мыслить, находить разнообразные пути решения поставленной задачи, дисциплинированность, самоорганизация, трудолюбие, ответственность – вот необходимые качества личности специалиста в любой сфере деятельности. Формирование этих качеств начинается еще со школьной скамьи. Одна из задач педагога состоит именно в воспитании личности, способной на творческий поиск, отвечающей высоким требованиям рыночной экономики.

В ходе работы преподаватель ставит перед собой задачи:

-закрепить и систематизировать знания учащихся по соответствующей дисциплине;

-углубить знания по предмету;

-развивать пространственное воображение учащихся, закрепляя приобретенные знания и навыки;

-формировать умение творчески мыслить;

-формировать активный интерес к выбранной теме;

-осуществлять индивидуальный дифференцированный подход к учащимся;

и ждать предполагаемые результаты:

-повышение активности учащихся в учебном процессе, умение самостоятельно приобретать знания и применять их для решения практических задач;

-проявление своих творческих способностей при разработке и выполнении мероприятий для осуществления поставленных целей;

-быть конкурентоспособным и востребованным в дальнейшем.

        Основа системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, которые позволяют ему быть успешным в обществе.

Уровень образования и интеллектуальный потенциал  общества в современных условиях приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность становится основой прогресса, устойчивости экономики страны.

 В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться в больших информационных потоках.

Основные принципы осуществления метода проектов.

Наряду с некоторыми развитыми странами, система РФ переживает базисные изменения, в соответствии с которыми меняются цели образования, акцент образования идет на компетентностный подход.

     Для создания естественной среды по формированию у учащихся компетентности метод проектов  является наиболее эффективным.

Понятие само по себе является далеко не новым.

Метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов  Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи.

В России он стал известен в 1925 году. Первые десятилетия советской школы были связаны с использованием в обучении исследовательского подхода, заимствованного из американской педагогики. Эта образовательная технология практически исчезла в 30 – е годы ХХ века и до недавнего времени не использовалась в российской школе.

Однако, в связи с тем, что система образования РФ переживает базисные изменения, в соответствии с которыми меняются цели образования, акцент образования идет на компетентностный подход и здесь  применение метода проектов связано с большими преимуществами.

Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Рассмотрим основные понятия связанные с методом проектов.

Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

Метод проектов – набор техник и приемов, позволяющих создать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает жизненные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащихся.

     Социальное проектирование – это индивидуальная или коллективная (групповая деятельность) учащихся, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания доступными для них средствами.

В образовании различают определённые виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческо – игровые, информационные и практико – ориентированные (по Н.Н. Боровской).

          Суть проектной системы обучения: учащиеся, исходя из своих интересов, вместе с преподавателем выполняют проект, решают какую-либо практическую задачу. Включаясь в практическую деятельность, учащиеся овладевают новыми знаниями, у них развиваются познавательные и творческие навыки, критическое мышление.

          Схема описания проекта

- название;

- описание проблемы;

- цель проекта;

- задачи проекта;

- содержание деятельности;

- срок реализации проекта;

- ожидаемые результаты проекта;

- ресурсы проекта;

- смета расходов;

- возможные риски проекта.

                             Цель:

-научится самостоятельному достижению намеченной цели, конструированию полученных знаний;

-научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит им решить;

-сформировать умение ориентироваться в информационном поле: находить источники, из которых можно получить информацию;

-получать навыки обработки информации;

-сформировать навыки проведения исследований;

-сформировать навыки работы и делового общения в группе;

-сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Основные требования к использованию методов проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом  плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)деятельность учащихся.

4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Существует несколько типов проектной деятельности:

-по числу учащихся (индивидуальный, парный, групповой);

-по доминирующему методу (игровой, исследовательский, творческий) ;

-по предметным областям ( монопредметный, межпредметный);

-по продолжительности (краткосрочный, средний, долгосрочный).

Работу над проектом можно разделить на 5 этапов:

1.Поисковый этап включает в себя определение проблемы (установка темы поиска), моделирование идеальной ситуации, определение тематического поля и темы проекта. Учащийся совместно с преподавателем подбирает тему проекта, моделирует имеющиеся ситуации, переводя их в идеальный вариант решения проблемы, устанавливает цели проекта.

2.Аналитический этап-это анализ уже имеющейся информации, определение задач проекта, составление плана реализации проекта (пошаговое планирование), анализ ресурсов, планирование продукта. Учащийся определяет цель и задачи проекта, результат и планирунмый продукт своей деятельности, обдумывает способы достижения поставленной цели, планирует порядок действий и необходимые ресурсы, работает с информацией. Преподаватель корректирует действия учащегося, направляет его определенные этапы работы, помогает в поисках литературы и требуемого материала.

3.Практический этап  позволяет выполнить запланированные действия. Здесь осуществляется выполнение плана работ, текущий контроль, внесение изменений в конструкцию и технологию (при необходимости). На этом этапе выполняются запланированные действия. Здесь учащийся осваивает разные необходимые технологии, необходимые для выполнения запланированных шагов, приобретает умения, которые не являются обязательным образованием. При появлении ошибочных результатов у учащегося преподаватель должен организовать анализ причин данной ситуации и вернуть его к планированию. Зона ответственности преподавателя – формирование ключевых компетентностей. А сложившаяся ситуация – идеальный повод для организации ретроспективных размышлений учащегося, работа над компетентностью решения проблем.

4.Презентационный этап позволяет представить деятельность своего труда в доступной форме. Презентация в логике проектной деятельности предназначена для предоставления  полученного продукта. В содержание презентации включается все, что  создано учащимися во время работы над  проектом, в том числе и рассказ о том чему научились учащиеся в процессе деятельности. Презентация нужна для получения опыта публичного выступления и формирования коммуникативной компетентности.

5.На контрольном этапе проводится анализ результатов выполнения проекта, а также выставляется оценка конечного результата. Здесь формируется умение проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.

     На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.

Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.

          При разработке проекта необходимо:

- не пропускать процедуру прогнозирования;

- соизмерять желания и возможности;

- подумать над тем, чего вы действительно хотите добиться;

- интересоваться мнениями участников проекта;

- честно планировать своё время;

- делать всё в свое время;

- помнить, что не существует объективного анализа.

Приемы проектирования:

Творческие решения

Парадоксальные решения

-аналогия;

-ассоциация;

-эвристическое комбинирование;

-антропотехника.

-инверсия;

-мозговой штурм;

Карикатура;

-бионический.

                Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.

Проектная деятельность учащихся способствует  истинному обучению, так как она:

-  личносто - ориентирована;

- характеризуется возрастанием интереса и вовлечением в работу по мере еевыполнения;

- позволяет учиться на собственном опыте на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение учащимся, видящем продукт своего труда. Эти ценные моменты, которые дает участие в проектах, необходимо широко использовать на практике развития  интеллектуальных и творческих  способностей учащихся. Таким образом , использование метода учебных проектов в педагогической деятельности определяется необходимостью формирования личности 21 века, личности новой эпохи,  когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.

Литература:

1.Чечиль И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов//Директор школы.1998. №4.-С.7-12

2.Чечиль И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы.1998. №3.-С.11-17

3. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.

4. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2012. - № 7. – С. 164 – 169.

5. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии / авт. – сост. М.В. Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в образовательном процессе

Метод проектов позволяет учащимся самостоятельно заниматься исследовательской работой по различным предметам, учитель в даной работе является консультантом....

Роль проектной деятельности в образовательном процессе

Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...

Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс

Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс...

«Проектная деятельность в образовательном процессе»

В статье речь идет о проектной деятельности учащихся. Особое внимание уделено описанию проекта «Математика в профессии родителей», идеи возникновения этого проекта, созданию проекта. Выявл...

Проектная деятельность в образовательном процессе

Инновационный проект «Проектная деятельность в образовательном процессе, внеурочной деятельности и системе дополнительного образования, как средство формирования метапредметных компетентностей и...