Конспект занятия Веселая лужайка
план-конспект

Горбатенко Елена Дмитриевна

Тема занятия: «Изготовление панно в технике аппликация «Веселая лужайка».

 

Цель занятия: ознакомление детей с сырьем для натуральных тканей; обучение приемам приклеивания лоскутов; обучение размечать детали на ткани по выкройке; формировать представление о культуре труда; прививать эстетический вкус.

Оборудование: ткань, бумага, калька, лента, кружева, тесьма, ножницы, канцелярский нож, утюг, ластик, линейка, клей ПВА, пинцет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_veselaya_luzhayka.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное учреждение
  2. дополнительного образования
  3. «Станция юных техников»
  4. Города Губкина Белгородской области
  5.         

Разработка учебного занятия

Изготовление панно в технике аппликация

«Веселая лужайка»

Подготовил:

Горбатенко Елена Дитриевна

педагог дополнительного

образования.

Тема занятия: «Изготовление панно в технике аппликация «Веселая лужайка».

Цель занятия: ознакомление детей с сырьем для натуральных тканей; обучение приемам приклеивания лоскутов; обучение размечать детали на ткани по выкройке; формировать представление о культуре труда; прививать эстетический вкус.

        Оборудование: ткань, бумага, калька, лента, кружева, тесьма, ножницы, канцелярский нож, утюг, ластик, линейка, клей ПВА, пинцет.

Ход занятия.

  1. Вводная беседа.

- На сегодняшнем занятии мы будем выполнять с вами панно в технике аппликация. А кто из вас может сказать, что такое аппликация? (Аппликация – один из видов изобразительной технике, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. От латинского слова application – прикладывание).

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта и так далее. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одежде из шкур. Это V – III в. До н.э. несмотря на свой древний возраст, аппликация модна и современна и в наше время. Она используется в оформлении интерьеров, наглядных пособий. Наряду с традиционными жанрами аппликации из ткани, кожи, бумаги, сравнительно недавно родился новый ее жанр – флоризм. Это аппликация из засушенных растений. Техника вырезания и наклеивания тоже меняется со временем. Сегодня мы познакомимся с аппликацией из ткани.

Большую часть жизни люди проводят на кухне и спальне. Поэтому стараются именно эти комнаты сделать в радостных, ярких тонах. Вот предложенное панно (демонстрация изделия). Если вы подарите свою работу маме ко дню рождения или на 8 Марта, она будет рада, что у нее растет такая умелая дочь или умелый сын с хорошим эстетическим вкусом, который старается украсить ее быт.

2. Анализ изделия.

Рассмотрите образец аппликации. Какой материал использован? – Ткань.

Из чего состоит панно? – Солнце, дерево, лужа, свинки, забор.

Какие части панно состоят из нескольких деталей? – Дерево, солнце.

Проверка готовности необходимых материалов и инструментов.

Какие инструменты и материалы нам понадобятся? – Лоскутки ткани, шаблоны, ножницы, клей ПВА, картон, кисть для клея.

Повторение техники безопасности при работе с клеем и ножницами.

Ножницы хранить закрытые в чехле. Во время работы ножницы должны лежать на столе с правой стороны кольцами к себе, с закрытыми лезвиями. Передавать ножницы, держась за сомкнутые лезвия кольцами вперёд, запрещается бросать, не ронять ножницы. Не баловаться с ножницами. Клей хранить в плотно закрытой упаковке. Выдавливать только необходимое количество клея. Клей наносить кистью. Запрещается резко надавливать на ёмкость с клеем.

        

        3. Практическая работа

Пальчиковая гимнастика.

Пальчики в замок сцепили,

Вправо, влево покрутили.

Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

Каждый пальчик на руке

Помассировать в руке.

Пальцы в кулачки сомкнули,

Кисти рук слегка стряхнули.

Подготовка фона

Фон для аппликации может быть обтянут тканью или ткань приклеивают на основу.

Подготовка деталей изображения

При выполнении аппликации из ткани деталь вначале переводится на бумагу (в зеркальном отображении), затем вырезается с припусками 4 мм и наклеивается чистой стороной на изнаночную сторону ткани. Для лучшего приклеивания - просушить горячим утюгом через лист бумаги. Вырезать деталь следует строго по контуру острыми ножницами. В тех местах, где одна деталь накладывается на другую, на нижней детали оставляют припуск 4 мм.

Клей на бумагу наносят тонким слоем и немного подсушивают (во избежание проступания клея на лицевую сторону лоскута ткани).

Вырезание деталей изображения

Успех выполнения аппликации во многом зависит от правильности вырезания, без искажения формы. Линия среза должна быть чёткой, без зазубрин. Для вырезания деталей следует пользоваться ножницами различной величины, с прямыми и закруглёнными лезвиями.

Раскладывание деталей изображения на фоне

Заготовленные детали изображения располагаются на фоне так, чтобы получилась задуманная композиция. Если полученная композиция не нравится, детали располагают иначе - находят более удачные композиционные решения.

Наклеивание деталей изображения

Клейстером промазывается только наклеиваемая деталь изображения. Удобнее промазывать от середины к краям. Каждое новое промазывание делается на чистом листе. Мелкие формы рекомендуется промазывать заточенной спичкой, стараясь не промазывать клейстером края.

На фон изображения наклеиваются в определённой последовательности: сначала - наиболее удалённые, а затем - постепенно приближающиеся к переднему плану.

Для лучшего приклеивания деталей на фон, их проглаживают через лист горячим утюгом.

Оформление аппликации в рамку

Готовую аппликацию вставляют в рамку и закрепляют маленькими гвоздиками в нескольких местах. Чтобы изделие опрятно выглядело и с тыльной стороны, необходимо эту сторону заклеить тонким картоном. Если панно настенное, то прикрепляют петлю для гвоздика.

4. Выставка работ, рефлексия.

Детские работы по мере готовности педагог помогает выставить на доску. Что было самым сложным в процессе работы? Что вам понравилось больше всего на занятии?

5. Уборка рабочих мест.

Приложение.

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения педагога. Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, которые не изучены.

3. Употребляй инструмент только по назначению.

4. Не работай не исправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал педагог.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном педагогом порядке.

9. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила техники безопасности при работе с утюгом.

1. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура.

2. Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.

3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.

4. Работать, стоя на диэлектрическом коврике.

5. Перед работой установить необходимую температуру нагрева платформы утюга.

6. Включать утюг в сеть и выключать из неё только сухой правой рукой.

7. При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на подставку платформой вниз.

8. Следить за тем, чтобы горячая платформа утюга не касалась электрического шнура.

9. Не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук.

10. Не оставлять без присмотра включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара.

11. Следить за нормальной работой утюга, не давая ему перегреться.

12. ВТО выполнять спокойно, утюгом не стучать.

13. По окончании работы утюг отключить, вынимая только за вилку.

14. Привести в порядок рабочее место.

Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

1. Ножницы хранить закрытые в чехле.

2. Во время работы ножницы должны лежать на столе с правой стороны кольцами к себе, с закрытыми лезвиями.

3. Передавать ножницы, держась за сомкнутые лезвия кольцами вперёд, запрещается бросать, не ронять ножницы.

4. Не баловаться с ножницами.

5. Нож канцелярский хранить в закрытом виде.

6. Во время работы лезвие слишком длинно не выдвигать. Ставить на стопор.

7. Держать нож при работе за ручку, обхватив её всей рукой.

8. Резать только на подставке из ДСП, оргалита, картона и т.п.

9. Левой рукой прижимать или держать заготовку только сбоку или сверху от направления продвижения ножа.

Правила техники безопасности при работе с клеем.

1. Клей хранить в плотно закрытой упаковке.

2. Выдавливать только необходимое количество клея.

3. Клей наносить кистью.

4. Запрещается резко надавливать на ёмкость с клеем.

Правила техники безопасности при работе с иглой.

1. Не бросай иглы. Проверяй их количество перед началом и концом работы. Обязательно найди недостающие иглы.

2. Не втыкай иглы в обрабатываемый материал или в свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.

3. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку.

4. Запасные иглы храни в игольнице.

5. При шитье пользуйся наперстком.

6. Не применяй иглы вместо булавок.

Технологическая карта

Технологическая карта изготовления панно в технике аппликация

«Веселая лужайка»

Последовательность выполнения

Инструменты и принадлежности

Начертить и вырезать основу из плотного картона формата А4 (210х297)

Карандаш М, угольник с углом 90, линейка металлическая, нож канцелярский, картон.

Перевести рисунок с эскиза на белый лист бумаги формата А4. Пронумеровать каждую деталь изображения  

Эскиз, копировальная бумага, чистый лист бумаги, заостренный не пишущий предмет.

Подобрать необходимые лоскуты ткани.

Лоскуты, эскиз.

Оформить основной фон сюжетной композиции панно (натянуть или приклеить ткань) тканью двух цветов – зеленой (трава) и голубой (небо). Место их стыковки по линии горизонта необходимо перевести с эскиза на основу и промазать клеем.

Лоскуты ткани, нитки швейные, игла ручная №3, ножницы, клей, ПВА

Выполнить аппликацию солнца

Перевести на бумагу  внешний контур солнца, отдельно овальный контур мордочки, положив копировальную бумагу под белый лист блестящей стороной вверх. Пронумеровав каждую деталь.

Лоскуты ткани, ножницы, копировальная бумага, лист офисной бумаги, карандаш, клей ПВА, кисточка, утюг.

Вырезать выкройки с припуском 4 мм.

  • Намазать клей на чистую сторону выкройки №1 солнышка и приклеить к изнаночной стороне ткани  соответствующего цвета. Высушить с помощью утюга.
  • Намазать клей на чистую сторону выкройки №2 солнышка и приклеить к изнаночной стороне ткани соответствующего цвета.
  • Высушить с помощью утюга.

Вырезать заготовки солнца точно по контуру.

Заготовки солнца, ножницы.

Вырезать и приклеить глаза, нос, рот солнца.

Детали солнца, эскиз, мел, карандаш.

Перевести контур верхней детали на лицевую сторону нижней детали солнца.

  • Приклеить верхнюю деталь солнца на нижнюю, совмещая контуры.
  • Высушить с помощью утюга.

Основы детали солнца, клей ПВА, утюг, кисточка.

Выполнить аппликацию дерева

  • Перевести на бумагу каждую деталь кроны и ствола дерева по контуру, положив копировальную бумагу под белый лист блестящей стороной вверх. В местах накладывания одной детали на другую провести пунктирную линию на расстоянии 3 мм и заштриховать этот участок. Пронумеровать каждую деталь.
  • Вырезать выкройки с припуском 4 мм.

Лоскуты ткани, ножницы, копировальная бумага, лист бумаги, карандаш, клей ПВА, кисточка, утюг.

Намазать клей на чистую сторону выкроек дерева и приклеить к изнаночной стороне ткани соответствующего цвета. Высушить с помощью утюга.

Вырезать заготовки дерева точно по контуру.

  • На нижние детали под №2, 5, 6 (крона) приклеить деталь под №1 (ствол), совмещая внешние контуры дерева на эскизе.
  • Высушить с помощью утюга.
  • Затем приклеить №4 и №3.
  • Высушить при помощи утюга.

Детали дерева, эскиз, клей, кисточка, утюг.

Выполнить изображение свиньи.

Лоскуты ткани, ножницы, копировальная бумага, лист бумаги, карандаш, клей ПВА, кисточка, утюг, эскиз.

Выполнить изображение поросенка.

Лоскуты ткани, ножницы, копировальная бумага, лист бумаги, карандаш, клей ПВА, кисточка, утюг, эскиз.

Выполнить изображение забора.

Лоскуты ткани, ножницы, копировальная бумага, лист бумаги, карандаш, клей ПВА, кисточка, утюг, эскиз.

Выполнить изображение лужи.

Лоскуты ткани, ножницы, копировальная бумага, лист бумаги, карандаш, клей ПВА, кисточка, утюг, эскиз.

Собрать панно.

  • Перевести внешние контуры изображений аппликации, натерев нижнюю сторону эскиза мелом.
  • Разложим детали на фоне.
  • Приклеить детали.
  • Высушить панно.

Основа аппликации-заготовки, мел, эскиз, клей ПВА, кисточка, утюг.

Вставить заготовку в подготовленную рамку. Закрепить маленькими гвоздями.

Заготовка-панно, рамка, гвозди, молоток.

Оформить тыльную сторону панно.

Измерить внешние границы рамки и по этим размерам начертить и вырезать из тонкого картона прямоугольник. Нанести клей тонким слоем на тыльную сторону рамки, приложить картонный прямоугольник, совмещая края, и приклеить к рамке

Панно в рамке, клей ПВА, кисточка, картон, ножницы, карандаш, линейка-угольник, утюг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятие «Веселые путешественники»

Логоритмическое занятие«Веселые путешественники»Ход занятияПальчиковая музыкально - речевая игра с движениями по тексту по стихотворению Т. СикачевойУпражнение для рук и ног.Музыкально - речевая игра ...

Конспект занятия по туризму "Веселая туристическая тропа здоровья"

Конспект занятия по туризму для учащихся 3-5х классов которое можно провести без применения дорогостоещего туристского инвентаря, как на занятии кружка, так и на уроке по физической культуры. Форма пр...

Конспект занятия "Вместе весело играть"

Занятие расчитано на группу детей (10 - 12 человек) и решает такие задачи, как: развитие эмоциональной сферы ребенка; формирование позитивного сотрудничества со взрослыми и другими детьми; воспитание ...

Веселая лужайка

Учебное занятие...

Конспект занятия "Веселая улитка"

Конспект занятия  «Веселая улитка»По теме «Декоративная графика»Занятие рассчитано на детей 6-7 летОбразовательная область: художественное творчество.Цель:  познакомить со средствами художес...

Конспект занятия. Веселое путешествие

художественно-эстетическое развитие...