Методическая разработка практических занятий по дисциплинам: графика, бумагопластика, макетирование, основы композиции.».
методическая разработка

Пашина Светлана Сергеевна

Материал содержит методику к проведению занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_zanyatiy.docx11.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУДО «ЦРТ»

Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка:

«Практические занятия по дисциплинам: графика, бумагопластика, макетирование, основы композиции».

Педагог: Пашина Светлана Сергеевна

Санкт- Петербург

 2022 год

Содержание

Введение

Основная часть

Главы методической работы

Основы композиции.                                                                            #1

Бумагопластика                                                                                     #2

Графика                                                                                                  #3

Макетирование                                                                                      #4

Список использованной литературы

Введение.

Методические наработки, определенные темы и находки преподавателя со временем утрачиваются по тем или иным причинам, по этому возникла необходимость такой фиксации учебного материала. В своей педагогической деятельности педагог «обрастает» множеством различного материала, эскизами, готовыми работами детей, фотодокументами, которые необходимо систематизировать, развивать, накапливать. Одной из целей данной работы является систематизация материала по темам, насыщение иллюстрациями, имеющимися в распоряжении преподавателя.

Методические разработки к программе содержат опыт ведения некоторых уроков по четырем направлениям программы графика, бумагопластика, макетирование, основы композиции. Содержат тему занятия,цели и задачи,  пояснения к заданию, перечень необходимых материалов для работы.

Методические разработки

по дисциплине основы композиции, архитектуры, дизайна.

Раздел программы: Основы композиции

Название: «Витрина магазина»

Задание : Создать образ витрины магазина .

Материал: лист ватмана формата а-4, тушь, гуашь, акварель

Цель: создание предпосылок для развития образного, эмоционального мышления учащихся.

Задачи: выражение учащимися задуманного образа через пятно, линию, цвет;

освоение эстетических законов формообразования среды;

образное осмысление пространства

получение представления о значении формы, о её эмоциональном и психологическом воздействии на человека

Методика:

1 Начертить квадрат со стороной 15 x 15см

2 Педагог задает каждому учащемуся тему, показывает фотографии витрин и рассказывает о том, какой может быть витрина и как с помощью выразительных средств композиции, цвета, создается задуманный образ.

3 Ученикам предлагается нарисовать эскиз, причем в задание входит стилизация деталей.

4 Для соотнесения деталей витрины и всего осмысляемого пространства с масштабом человека и укрепления образного начала ученики наполняют витрину своими дополнительными деталями.

Методические разработки

по дисциплине основы композиции, архитектуры, дизайна.

Раздел программы: «Основы композиции»

Название: «Фантазийный макияж»

Задание : Выполнить эскиз фантазийного макияжа в графике

Материал: лист ватмана формата а-4,тушь, гуашь, черный маркер, фломастер.

Цель: создание предпосылок для развития образного, эмоционального мышления учащихся, воспроизводящего и творческого воображения;

Задачи: продолжать учить законам правильного построения композиции, использовать средства выразительности графики.

Методика:

Перед началом эскизирования педагог демонстрирует учащимся виды музыкальных инструментов.

1.Выбрать тему для фантазийного макияжа. Абстрактную (например,четыре стихии) или конкретную (например,цветы).

2.Прорисовка эскиза в натуральную величину.

3.Уточнение композиции.

4.Прорисовка композиции графическими средствами.

Методические разработки

по дисциплине основы композиции, архитектуры, дизайна.

Раздел программы: «Основы композиции»

Название: «Треугольник Круг Квадрат».

Геометрическая композиция из плоских фигур

Задание : Выполнить в заданном формате симметричную и асимметричную композицию из геометрических фигур, вырезанных из черного картона или бумаги. Перевести найденную композицию в графику.

Материал: лист ватмана формата а-4, картон, бумага черного цвета, тушь, гуашь, черный маркер, фломастер.

Цель: продолжать учить правильному составлению композиции.

Задачи: повторение понятий: главное и второстепенное в композиции, законов построения композиции- симметрии и асимметрии, пропорций.

Методика:

1. Из черного картона, бумаги вырезать треугольноки, круги и квадраты, разного размера, не более 5 штук

2.Компоновать в заданном формате с целью поиска наиболее удачной композиции.

3.Перенос работы в графический вариант.

4.Наполнение различными элементами, необходимыми по композиции.

Методические разработки

по дисциплине основы композиции, архитектуры, дизайна.

Раздел программы:Основы композиции

Название:Тематическая предметная композиция «Канцелярские принадлежности» ; «Рабочие инструменты».

Задание :Создание графической черно- белой плоскостной композиции из  предметов на определенную тему.

Материал: лист ватмана формата а-4, тушь, гуашь, черный маркер, фломастер.

Цель: продолжать учить правильному составлению композиции.

Задачи: повторение понятий: главное и второстепенное в композиции, законов построения композиции- симметрии и асимметрии, пропорций.

Методика:

1 Начертить квадрат со стороной 15 x 15см.

2. Эскизирование. Уточнение выбранного эскиза.

3. Перенос эскиза в квадрат. Уточнение пропорций.

4. Заливка черным цветом.

Методические разработки

по дисциплине основы композиции, архитектуры, дизайна.

Раздел программы: Бумагопластика

Название: «Дизайн-проект: Техника будущего»

Задание : Придумать и изготовить объект, помогающий человечеству решить проблему какой- либо области жизнидеятельности. Например: «Робот будущего», «Техника будущего».

Материал: лист ватмана формата а-4, тушь, гуашь, акварель, цветная бумага, картон, клей, бросовый материал (пластик, бусины и тп).

Цель: развитие и стимулирование творческой активности учащихся в сфере дизайн- проектирования.

Задачи: поиск новых идей, развитие познавательной активности,

укрепление навыков работы с бумагой, папье- маше и разными материалами, продолжать воспитывать чувство гармонии формы, цвета, связь формы и функции.

Методика:

Работа над проектом проходит в два этапа: эскизирование, изготовление объекта.

1.Перед эскизированием педагог знакомит учащихся с материалом по теме: информацией о наукоемких технологиях, нано- технологиях и т. п.

2.Эскизирование, выполнение объекта и описание его функций.

3.Выполнение модели небольшого формата из требующихся материалов.

Методические разработки

по дисциплине основы композиции, архитектуры, дизайна.

Раздел программы: «Бумагопластика»

Название: Трансформеры: «Ожившие музыкальные инструменты»

Задание : Создать из предмета материального мира(на примере музыкальных инструментов) образа- «ожившего» музыкального инструмента.

Материал: лист ватмана формата а-4, тушь, гуашь, акварель, цветная бумага, картон, клей, бросовый материал (пластик, бусины и тп).

Цель: создание предпосылок для развития образного, эмоционального мышления учащихся. воспроизводящего и творческого воображения;Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка , пробуждение к самостоятельной творческой активности.

 Задачи:

Создание условий для развития у ребенка навыков самостоятельного моделирования, конструирования;внимания, умения сосредотачиваться, установки на достаточно долгий кропотливый труд; восприятие формы, объема, структуры, цвета материалов;

Методика:

Перед началом эскизирования педагог демонстрирует учащимся виды музыкальных инструментов.

1.Эскизирование. Уточнение выбранного эскиза. Уточнение порядка работы. Стилизация формы до нужного геометрического тела.

2.Прорисовка эскиза в натуральную величину (выкройка).

3.Перенос работы в объем.

4.Выполнение нескольких слоев, декорирование различными элементами.

Методические разработки

по дисциплине основы композиции, архитектуры, дизайна.

Раздел программы: «Графика»

Название: «Животные», «Растения».

Задание :Создание графической черно- белой  композиции из животных или растительных форм.

Материал: лист ватмана формата а-4, тушь, гуашь, черный маркер, фломастер.

Цель: создание предпосылок для развития образного, эмоционального мышления учащихся.

Задачи: выражение учащимися задуманного образа через пятно, линию, штрих.

Методика:

Перед началом эскизирования педагог повторяет с учащимися выразительные средства графики: линию, пятно,штрих, силуэт.

1 Начертить квадрат со стороной 15 x 15см или другой выбранный формат.

2. Эскизирование. Уточнение выбранного эскиза.

3. Перенос эскиза в квадрат или другой выбранный формат. Уточнение пропорций.

4. Наполнение работы выразительными средствами графики.

Методические разработки

по дисциплине основы композиции, архитектуры, дизайна.

Раздел программы: «Макетирование»

Название: «Изба»

Задание :Выполнить макет русской избы, экстерьер.

Материал: листы тонкой бумаги формата а-4, цветная бумага, клей ПВА, ножницы.

Цель: развитие и стимулирование творческой активности учащихся в сфере макетирования.

Задачи:воспитание уважения к русской культуре, поиск новых идей, развитие познавательной активности,

укрепление навыков работы с бумагой, папье- маше и разными материалами, продолжать воспитывать чувство гармонии формы, цвета, связь формы и функции.

Методика:

Перед началом работы педагог знакомит учащихся с видами русской деревянной архитектуры.

1 Учащиеся изготовляют бумажные трубочки в необходимом количестве.

2. Выкладывают их на заданном формате.

3. Изготовляют крышу , окна, двери, изготовляют декор наличника,конек на крышу, путем симметричного вырезания.

Список использованной литературы

1. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» М-ва, Академия, 1999 г.

2. Общая психология / под редакцией Рогова Е.И.- М.: ИКЦ «Март»; Ростов на Дону: Изд. центр «МарТ», 2008 г.

3. Интернет источники: Википедия- свободная энциклопедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/

4. Скоробогатов В.А. Коновалова Л.И. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии: учебное пособие.-2-е издание испр.   и    доп. СПб.: Изд-во «Союз», 2002 г.

5. Когнитивная психология Учебник для вузов/ под редакцией В.Н. Дружинина, В.Д. Ушакова.-М.: ПЕР СЭ, 2002 г.

6. Николаенко Н. Н. Психология творчества: Учебное пособие/ Под ред. Л. М. Шипицыной- СПб. Речь, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определение выхода готовых изделий. для специальности 260502 Технология про

Методическая разработка практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определени...

Презентация к методической разработке практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее влажности, определение выхода готовых изделий

Презентация к методической разработке  практического занятия № 2 по дисциплине «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» (4 курс) по теме Расчет расхода муки с учетом ее в...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Управленческая психология". Тема "Темперамент и его свойства"

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Темперамент и его свойства" для студентов 3 курса очного отделения по специальности "Гостиничный сервис"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических занятий УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МДК 02.02 Основы конструкторско-технологического обеспечения дизайна

Методические указания  по выполнению практических занятий учебной дисциплины ПМ.02 Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале МДК 02.02 Основы констр...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "генетика человека", тема "Наследование групп крови и резус-фактора"

Методическая разработка «Наследование групп крови и резус-фактора» разработана в соответствии с календарно-тематическим планом по предмету «Генетика человека» и рассчитана на о...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по дисциплине «Иностранный язык» Тема «Мой рабочий день» Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Учебно-методический план занятияТема «Мой рабочий день» Цели занятия:дидактические – развитие коммуникативной компетенции обучающихся на основе изученных лексических единиц, реч...

Методическая разработка Практического занятия Учебная дисциплина «Иностранный язык» Тема «1. Оказание первой помощи при несчастном случае. Кровотечение. Обморок. 2 . Степени сравнения прилагательных. 3. Словообразование

Цели занятия: Формирование коммуникативных компетенций в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода; изучение новой темы «Оказание первой помощи при обмороке». Системати...