Психологический комфорт детей-логопатов на занятиях английским языком.
статья
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 2
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ.
Олийник А.В.
В 2014-2015 учебном году в нашей школе-интернате № 2 для детей с тяжёлыми нарушениями речи было введено обязательное изучение английского языка, в объёме 102 часов. Из личного практического опыта общения с такими детьми, я знаю, как важно и как непросто завоевать их доверие, уважение, стать не только их другом, но и лидером, не допуская при этом панибратства. Лишь доказав, что я «в теме» (что я современный человек, знакомый с молодёжной субкультурой, модными тенденциями, языком общения в их среде, с их ценностными ориентирами), можно рассчитывать на искренний открытый диалог с учениками, обучать, руководствуясь их интересами, вести их за собой. Ведь атмосфера психологического комфорта на уроке – неотъемлемая часть морального и психического здоровья учащихся.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте, что влияет на развитие психики, становление личности, формирование ребёнка как полноценного члена общества. Сложности в выражении мыслей, в вербальной передаче испытываемых эмоций приводят к тяжелому положению ребёнка: он частично или полностью лишен возможности участвовать в играх со сверстниками, часто становясь изгоем или объектом для насмешек. Взрослые, не знакомые с такой особенностью маленького человека, не проявляют достаточного терпения и тактичности в общении с ним, исключая его из общественной деятельности, практически лишая возможности социализации. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у такого ребёнка возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок-логопат. В век динамично развивающихся высоких технологий, когда интерактивное общение не менее важно «живого общения», вопрос развития коммуникативных навыков, навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи стоит наиболее остро. Кроме того, Российская Федерация, как современное государство, укрепляет свои позиции в международных отношениях, что открывает каждому члену общества всё больше возможностей для межкультурного общения, делает его более мобильным. Это ставит перед педагогами коррекционных учреждений новые задачи, требующие незамедлительного решения: адаптировать ребёнка с нарушениями речи к интеграции уже в международное сообщество. Изучение английского языка, как языка международного общения,- один из основных аспектов подготовки маленького человека к многообразной, постоянно изменяющейся жизни. Моя задача - создать на уроке ощущение психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению без которого любовь к предмету в данном возрасте невозможна. Кроме того, важно помнить, что учеников убеждают не общие фразы, а конкретные, простые примеры из жизни, демонстрация областей практического применения ими английского языка: стационарные и сетевые компьютерные игры, социальные сети, онлайн видео ресурсы, зарубежные поездки, общение с носителями языка. Необходимо убедить каждого ребёнка, что он способен овладеть иностранным языком, вселить в него уверенность, помочь преодолеть языковой барьер, избавив от страха и стеснения допустить ошибку. Например, разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети-логопаты открывают для себя основы предмета, я добиваюсь того, что ученики развивают творческие способности, формируют внутренние мотивы для положительного отношения к учебной деятельности через развитие творческой активности и самостоятельности, активизацию памяти, внимания, воображения, эмоций. Только чувствуя всестороннюю поддержку, заинтересованность и позитивный настрой с моей стороны, не испытывая страха попросить ещё раз объяснить непонятое индивидуально, ребёнок-логопат гармонично вовлекается в учебный процесс.
Зная, какую безграничную любовь мои ученики испытывают к компьютерным играм, я нашла возможность использовать эту их маленькую слабость. Ведь обучающие приложения – это, конечно, здорово и весело, но ребят не проведёшь, и ничто не сравнится с настоящей компьютерной игрой. И я нашла такую игру, сама с упоением в неё играла! Это игра The Room - квестовая головоломка, в которой участникам надо внимательно исследовать комнату, в которой они находятся и рассмотреть все предметы, которыми и с которыми можно взаимодействовать. В процессе игры появляются подсказки на английском языке, без которых разгадать такие увлекательные загадки невозможно. К счастью, The Room до сих пор не русифицирована.
В старших классах проблема мотивации учащихся усугубляется ограниченностью времени, оставшегося на обучение английскому языку. Первое, с чем я столкнулась с ребятами старших классов – это недоверие, раздражение необходимостью изучать ещё один «ненужный предмет», отстранённость и неуверенность в себе. Поэтому для меня было важно в двустороннем прядке, в конструктивном диалоге с учащимися, определить, чему и как их обучать, выявить сферы их интересов и составить программу, руководствуясь полученными сведениями. Мои ученики выбрали перевод текстов зарубежных песен, просмотр фильмов на языке оригинала. Что ж, будем идти от противного, главное – заинтересовать. Так, шаг за шагом, мы пришли к выводу, что нужна основа, база необходимых знаний, без которых просто слова, лишённые логики и никак не связанные между собой, не смогут закрепиться в памяти. Медленно, но верно, мои ученики перестали бояться английского языка, и я смогла выявить индивидуальные особенности восприятия каждого из них. В этом возрасте ребята особенно остро воспринимают неудачи, они ранимы и чувствительны к критике, мнение одноклассников и друзей для них гораздо важнее оценки учителей. Поощряя желание учащихся самоутвердиться, вызвать одобрение их социальной группы, я даю им возможность самовыражения.
Когда я сама ещё училась в школе, я увидела истину в словах Роберта Грина: « Школа – это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы». И, приняв решение стать педагогом, я пообещала себе во что бы то ни стало опровергнуть это утверждение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе»
мастер -класс по теме Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе дессиминация опыта работы по проблеме в рамках учебной темы курса «Английский для повседневного обще...
Методика организации групповой работы на занятиях английским языком
ПОКАЗАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗРАБОТКИ ФОРМЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМНА ОСНОВЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-190364-1359373818.jpg)
Использование веб-квеста для развития информационно-коммуникативной компетенции на занятиях английского языка
В статье рассматриваются способы использования учебных Интернет-материалов в проектной методике, их преимущества для формирования информационной, коммуникативной и других компетенций студентов. Описыв...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/29/picture-72333.jpg)
Минутка «Безопасности» на занятиях английского языка для дошкольников 5-6 лет
Сценарий занятия для дошкольников на английском языке...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-318280-1382126892.jpg)
Полезные сайты для занятий английским языком с детьми дома.
В разделе "Games" вы найдете игры на различные темы. В "Listen and watch" вы посмотрите видео материалы для детей (рассказы и песни), сделаете различные задания для тренировки аудирования. В раз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/05/picture-604333-1425585779.jpg)
Использование контента «Мобильное электронное образование» и интернет ресурсов на занятиях английского языка и внеурочных занятиях
Наша жизнь невозможна без интернета. Цифровизация касается и образования. Как использоватать интернет-ресурсы на урока английского языка? Что такое контент "Мобильное электронное образование"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/11/picture-814442-1473596723.jpg)
Программа внеурочной деятельности «Формирование психологически безопасной среды школьников посредством изучения английского языка»
Авторская программа внеурочной деятельности «Формирование психологически безопасной среды школьников посредством изучения английского языка» предназначена для обучающихся 7-8 классов...