Методическая разработка - ситуационная игра "Внимание всем!"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Душенков Дмитрий Владимирович

Безопасность, сохранение жизни и здоровья детей в условиях мегаполиса является серьезной задачей.

Одним из векторов деятельности на указанном направлении является обучение детей правилам пожарной безопасности.

Результаты официальной статистики свидетельствуют о том, что количество пожаров, во время которых погибли дети, в 2021 году (по сравнению с 2020 годом) увеличилось на 6,45 %.

Особую актуальность данный вопрос приобретает в каникулярный период, когда прекращается учебный процесс в школах, у детей появляется больше свободного времени, которое они, с учетом нахождения родителей на работе, проводят дома, на даче, в лагерях.   

С учетом указанных вызовов педагогами дополнительного образования Центра патриотического воспитания и профилактической работы ГБОУ «Балтийский берег» разработано образовательное событие, в основу которого положена идея о необходимости информационной и практической подготовки детей к каникулам, развитии навыков безопасного поведения в процессе решения игровых ситуаций на интерактивной образовательной площадке «Внимание всем!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vnimanie_vsem.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Душенков Дмитрий Владимирович,

педагог дополнительного образования, методист, педагог-организатор

ГБОУ «Балтийский берег».

Яковлева Надежда Владимировна,

методист, педагог-организатор
ГБОУ «Балтийский берег».

Образцова Анна Александровна,

педагог дополнительного образования,

ГБОУ «Балтийский берег».

Методическая разработка образовательного события –

ситуационной игры «Внимание всем!»

1. Концепция образовательного события

1.1. Актуальность. Краткое описание проблемы, на решение которой направлено образовательное событие.

Безопасность, сохранение жизни и здоровья детей в условиях мегаполиса является серьезной задачей.

Одним из векторов деятельности на указанном направлении является обучение детей правилам пожарной безопасности.

Результаты официальной статистики свидетельствуют о том, что количество пожаров, во время которых погибли дети, в 2021 году (по сравнению с 2020 годом) увеличилось на 6,45 %.

Особую актуальность данный вопрос приобретает в каникулярный период, когда прекращается учебный процесс в школах, у детей появляется больше свободного времени, которое они, с учетом нахождения родителей на работе, проводят дома, на даче, в лагерях.  

С учетом указанных вызовов педагогами дополнительного образования Центра патриотического воспитания и профилактической работы ГБОУ «Балтийский берег» разработано образовательное событие, в основу которого положена идея о необходимости информационной и практической подготовки детей к каникулам, развитии навыков безопасного поведения в процессе решения игровых ситуаций на интерактивной образовательной площадке «Внимание всем!».

Уникальность данной методической разработки состоит в том, что образовательное событие, проводимое в игровой форме, позволяет в кратчайшие сроки (в режиме 1 занятия длительностью 40 минут) восполнить предметные дефициты школьников в данной области и развить навык действий в случае ситуации эвакуации.

Необходимо также отметить, что проведение занятия возможно в любом помещении, в котором имеется план эвакуации.

Сценарий образовательного события вариативен. Так, при необходимости возможно увеличить продолжительность занятия до 2 часов, при этом во время первого часа совместно с обучающимися изготовить план эвакуаций и знаки пожарной безопасности, а во второй части – провести отработку на практике.

1.2. Цель образовательного события – повысить уровень знаний учащихся о безопасном поведении в городской среде через изучение правил пожарной безопасности.

1.3. Задачи образовательного события:

- систематизировать знания детей, касающиеся знаков пожарной безопасности и отработать практические навыки по эвакуации людей из помещения при пожаре;

- воспитывать чувство ответственности за собственную безопасность и безопасность других людей;

- способствовать развитию познавательного интереса, навыков работы в команде и коммуникативных компетенций.

1.4. Адресат образовательного события (целевая аудитория) – учащиеся 5-7 классов.

Социальный портрет целевой аудитории: мальчики и девочки в возрасте 11 - 14 лет; любимые учебные предметы: история, физическая культура, изобразительное искусство, музыка.

Подавляющее большинство посещает занятия дополнительного образования (спортивные секции, танцы, пение, рисование и другие).

Интерес к чтению литературы, в том числе, художественной, присутствует чуть более, чем у половины обучающихся.

Свободное время проводят или дома, где выполняют домашние обязанности (приготовление пищи, выгул домашних животных, уборка), домашние задания, играют в компьютерные игры, или вне дома с друзьями (прогулки на улице, дискотеки, рестораны быстрого питания).

Проведенный анализ показывает, что указанная целевая аудитория нуждается: во внимании и поддержке взрослых; в помощи в социализации, в том числе обучении нормам и правилам безопасного поведения.

Аудиторию привлечет возможность обучаться в процессе ситуационной игры, взаимодействовать в команде, перемещаться в процессе игры.

Для участия в игре не требуется какой-либо специальной подготовки.

1.5. Планируемые результаты образовательного события:

личностные результаты:

- повышение уровня ответственности за свою жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих людей;

метапредметные результаты:

- совершенствование навыков командного взаимодействия и коммуникации;

- повышение познавательного интереса в сфере законодательства, регламентирующего пожарную безопасность;

предметные:

- актуализация знаний и навыков в части порядка действий при эвакуации из нежилого помещения в случае задымления.

1.6.        Формы обобщения и представления результатов образовательного события.

Анализ результатов диагностики и рефлексии.

1.7. Условия и ресурсное обеспечение реализации образовательного события.

Образовательное событие проводится в здании, в месте, где расположен план эвакуации, кроме того, необходимы два помещения, прилегающих к данному месту.  

В качестве оборудования и дидактических материалов используются 1) настенный план эвакуации 2) макеты знаков пожарной безопасности 3) магнитная доска с планом эвакуации 4) магнитные знаки пожарной безопасности.

2. Ход образовательного события.

2.1. Организационный этап.

Цель этапа – постановка целей и задач образовательного события, выявление и анализ проблемной ситуации, поиск решения сложившейся ситуации. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Ожидаемый результат – участники образовательного события понимают цели и задачи образовательного события, настроены на разрешение проблемной ситуации.  

Примерный ход организационного этапа:

2.1.1. Знакомство с педагогом. Постановка цели и задач образовательного события. Повышение мотивации к образовательной деятельности, в том числе обращение внимание на возможности применения получаемых знаний, умений и навыков на практике, в том числе в каникулярное время.

2.1.2. Разминка. Цель разминки – создание непринужденной обстановки, располагающей к общению и взаимодействию.

Примерный ход разминки.

«Добрый день, ребята!

Предлагаем всем встать в круг.

А теперь берем друг друга за плечи и легко массируем плечи впередистоящему человеку. А теперь делаем вращения плечевым поясом вперед (круговыми движениям), ой как здорово, молодцы! А теперь назад.

А теперь все дружно наклон вперед, посмотрели направо, посмотрели налево.

Отлично, еще разок (три раза).

Молодцы, теперь дружно все поворачиваемся направо!

Постучали ребром ладошек друг друга по спине.

Молодцы, какой хороший массаж.

Круг сужаем, плотно прижимаемся друг к другу и садимся, отпускаем руки!

Вот мы и чуть-чуть размялись».

2.2. Основная часть.

2.2.1. Цели первого этапа основной части:

1) Диагностика знаний, умений и навыков участников образовательного события, связанных с действиями при эвакуации (стартовая диагностика). Используемый метод – педагогическое наблюдение (для диагностики личностных и метапредметных результатов), беседа (для диагностики предметных результатов).  

2) Актуализация знаний учащихся, связанных с действиями при эвакуации;

3) Восполнение личностных, метапредметных и предметных дефицитов обучающихся в данной области.

Результаты первого этапа основной части:

1) Повышение интереса обучающихся к действующему законодательству, регламентирующему требования пожарной безопасности;

2)  Осознание личной ответственности за необходимость соблюдения требований пожарной безопасности и ответственности.

3)  Актуализация теоретических знаний учащихся по темам: эвакуация, план эвакуации, знаки пожарной безопасности.

Примерный ход первого этапа основной части:

2.2.1.1.

«Беседа с обучающимися по темам «эвакуация», «план эвакуации», «знаки пожарной безопасности» (кнопка, огнетушитель, щиток, аптечка, телефон, значки выхода, направления движения).

В ходе беседы обращается внимание на то, что обозначает каждый из знаков, где он находится на плане.

Кроме того, актуализируется информация о том, каким образом осуществляется движение до места сбора при задымлении помещения.

2.2.2. Цели второго этапа основной части:

1) Развитие навыков участников образовательного события, связанных с действиями при эвакуации.  

2) Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков участников образовательного события, связанных с действиями при эвакуации.

3) Диагностика полученных результатов (промежуточная диагностика).  

Используемый метод – педагогическое наблюдение (для диагностики личностных и метапредметных результатов), выполнение практических упражнений (для диагностики предметных результатов).  

Результаты второго этапа основной части:

1) Совершенствование навыков командного взаимодействия и коммуникации;

2)  Доведение путем выполнения практических упражнений в игровой форме до автоматизма алгоритма действий при эвакуации.

Примерный ход второго этапа основной части:

2.2.2.1. Движение педагога совместно с обучающимися по плану эвакуации, в процессе которого производится соотнесение знаков, нанесенных на плане, с реальными объектами.  

2.2.2.2. Ситуационная игра «Знаки». Проверка и систематизация знаний, касающихся знаков пожарной безопасности.

Правила игры. В игре принимает участие вся команда.

Задание, выполняемое в процессе игры: Произошло возгорание. Необходимо расположить в верной последовательности 5 имеющихся знаков пожарной безопасности. После выполнения задания один из участников команды должен обосновать выбор последовательности знаков.

Правильный порядок: телефон – выход – первая помощь – кнопка -огнетушитель.

2.2.2.3. Ситуационная игра «Эвакуация». Проверка и систематизация знаний, касающихся порядка эвакуации пострадавшего.

Правила игры:

1 этап: Учащимся предоставляется интерактивный план эвакуации (на магнитной доске) и макеты знаков пожарной безопасности (на магнитах). Предлагается осмотреть помещение (этаж) и на интерактивном плане верно (в соответствии с реальным положением) расставить знаки пожарной безопасности.  

2 этап: Учащимся объявляется, что они находятся в задымленном помещении. Предлагается осуществить эвакуацию до точки места сбора. Обращается внимание на верное открывание двери (перед открытием необходимо дотронуться до ручки тыльной стороной ладони), на положение тела во время движения (пригнувшись).  

2.3. Этап рефлексии.

Цели этапа:

1) Самоанализ обучающимися своей деятельности на занятии. Систематизация полученного опыта. Сравнение своих успехов с успехами других учеников.

2) Контроль результатов (итоговый контроль). Используемый метод – педагогическое наблюдение (для диагностики личностных и метапредметных результатов), беседа (для диагностики предметных результатов).  

Результаты:

1)  Осознание личной ответственности за необходимость соблюдения требований пожарной безопасности и ответственности.

2)  Актуализация знаний, умений и навыков учащихся при эвакуации.

3. Социальные эффекты образовательного события.

        К возможному социальному эффекту можно отнести снижение детского травматизма в ситуациях, связанных с необходимостью эвакуации.

4. Список нормативно-правовых актов и используемой литературы.

 Нормативно-правовые акты.

1. Конвенция о правах ребенка, принятая на Генеральной ассамблее ООН в 1989 г.

2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

6. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

7. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

8. Указ Президента Российской Федерации от 01.01.2018 г. № 2 «Об Утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года»;

9. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;

10. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

11. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")

12. ГОСТ 4.132-85 СПКП. Огнетушители. Номенклатура показателей

13. ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения

14. ГОСТ 12.2.037-78 ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности

15. ГОСТ 12.2.047-86 ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения

16. ГОСТ 12.4.009-83 ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

17. ГОСТ 27331-87 Пожарная техника. Классификация пожаров

18. СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации

19. Приказ Минобрнауки России от 03.09.2015 N 971 «Об утверждении Порядка создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных»;

20. Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2016 N 453-87 «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге»;

21. Положение о ВДЮОД Юный пожарный.

Учебные и методические пособия для педагогов и учащихся.

1. «Пожарному делу учиться вперед пригодится…» Методическое пособие для педагогов и инспекторов ОГПН по обучению детей основам пожарной безопасности. - Челябинск, 2005.

2. Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 –11 классы. -М.: Дрофа, 2008. -285с.

3. Безопасность ребенка. Первая помощь; Оникс, Мир и Образование - М., 2015. - 160 c.

4. Богоявленский И. Ф. Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций [Текст]: [справочник] / Богоявленский И. Ф. - СПб. Медиус, 2003. – 336 с.

5. Большая медицинская энциклопедия. под. ред. Бородулина В.И. 4-е изд. – М.: Рипол Классик, 2007. – 960с.

6. Бубнов В. Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия [Текст]: учеб. пособие / Бубнов В. Г., Бубнова Н. В.; под общ. ред. Г. А. Короткина. - Изд. 4-е, стер. - М.: АСТ, 2008; Астрель. - 79 с.

7. Вопросы правового регулирования деятельности по обучению мерам пожарной безопасности членов дружин юных пожарных // О.Д. Ратникова, В.В.  Володченкова //сборник статей «Актуальные вопросы пожарной безопасности»: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2014. –С. 32-36

8. Грамота пожарной безопасности. Программа образования обучение школьников мерам пожарной безопасности: Методические рекомендации (под редакцией Н.Н. Михайловой, Л.С. Львовой). –М.: ТО ИП ЗИМ, 2012. –65 с.25.Пожарная безопасность. Энциклопедия.3-е изд., испр. и доп. М.: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2013.564 с

9. Силин. Д. Пожарная безопасность крупных торговых центров. Алгоритм безопасности N 4, 2015 с. 46.

10.        Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5- 11классы: Методическое пособие. -М.: Дрофа, 2008. -156 с.

11.        История пожарной охраны. Краткий курс: учебник: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Проф. В. А. Абрамова, Ю. М. Глуховенко, В. Ф. Сметанина. М: Академия ГПС МЧС России, 2005. 285 с.

12.        Концепция развития детско-юношеского пожарно-спасательного спорта при Академии ГПС МЧС России" - М. АГПС МЧС РФ 2003 г., одобрено на заседании ученого совета 17 декабря 2003 г.

13.        Крюкова Д. А. Здоровый человек и его окружение [Текст]: учеб. пособие / Крюкова Д. А., Лысак Л. А., Фурса О. В. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 382 с.

14.        Методическое издание. Колпин Н.Г., Русин И.А., Беляев Д.В., Кондратьева Ю.С., Ланцов Н.П. Пожарная техника: пожарное оборудование, средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре, пожарный инструмент. / ВИ(ИТ). – СПб, 2015-421

15.        Мисюк М.Н. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»: учебное пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 427с.

16.        Михайлова Ю.В., Сон И.М., Дежурный Л.И., Чурсанова А.В., Рожков С.А. Помощь пострадавшим на месте происшествия. Вопросы терминологии. // Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. —07.04.2008. —N 1 2008.34.

17.        Назарова Е. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс] / Е. Н. Назарова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - Режим доступа: ЭБ "Академия".

18.        Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс]: теория, тесты, задачи, видео, справ. материалы: учеб. мультимедийный компьютерный курс - Саратов: Диполь, 2008. - 1 электрон. опт. диск.

19.        Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учеб. пособие. –2-е изд., испр. и доп. –М.: ВНИИПО,2005. –148 с.: ил

20.        Петров С. В. Первая помощь в экстремальных ситуациях [Текст]: практ. пособие / Петров С. В., Бубнов В. Г.; МВД России. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 96 с.

21.        Пожарная безопасность: Учебное пособие для членов добровольных Дружин юных пожарных/ О.Д. Ратникова, В.В. Володченкова, А.А. Чистякова, Н.В. Баранова -М.: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2017. -181с.

22.        Преснов А.И., Марченко М.А., Ложкин В.Н., Скрипка А.В., Мироньчев А.В., Данилевич А.В. Пожарная техника: Учебник в 2 частях. Часть 1. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2016. – 352 с.

23.        Преснов А.И., Марченко М.А., Ложкин В.Н., Скрипка А.В., Мироньчев А.В., Данилевич А.В. Пожарная техника: Учебник в 2 частях. Часть 2. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2016. – 404 с.

24.        Прилепко, Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников / Е.Ф. Прилепко. - М.: Скрипторий 2003, 2013. - 989 c.

25.        Противопожарная пропаганда в средствах массовой информации// Т.Н.Смирнова, И.Г.Веселова, О.Д. Ратникова, Г.А. Прытков, В.В.  Володченкова // Юбилейный сборник трудов ФГБУ ВНИИПО МЧС России под общ. ред. В.И. Климкина. М.: ВНИИПО, 2012. -С. 573-582.31.

26.        Противопожарная пропаганда: Учебное пособие для обучающихся образовательных организаций высшего образования МЧС России / Т.Н. Смирнова, О.Д. Ратникова, В.В. Володченкова, А.А. Чистякова. М.: ВНИИПО, 2017. 414 с.

27.        Пухов А. К. Первая медицинская помощь при травмах [Текст]: учеб. пособие / Пухов А. К., Пухова Т. А.; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2007. - 70 с.

28.        Решетов А.П., Башаричев А.В., Клюй В.В. Пожарная тактика. Учебное пособие. (под общей редакцией Артамонова В.С.). - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2012. -308 с.

29.        Савиных Т.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т. П. Савиных. - ЭВК. - Иркутск: "Иркут", 2016. - Режим доступа: ЭЧЗ "Библиотех". - Неогранич. доступ.

30.        Саво, И. Л. Пожарная безопасность в детском саду / И.Л. Саво. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 224 c.

31.        Субботин Л.И. Алгоритм первой помощи: Учебное пособие для водителей. –Пермь.: «Издательский дом «НИКА», 2010. –28 с. Издание 4-е, дополненное, исправленное.

32.        Т.Н. Смирнова, А.В. Матюшин. Правовые аспекты противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности//Пожарная безопасность. 2011. N3. С 107-112

33.        Учебник спасателя / С. К. Шойгу, М. И. Фалеев, Г. Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. —2-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: «Сов. Кубань», 2002. —528 с.

34.        Фадеева В.В. Безопасность ребенка. Первая помощь; Книга по Требованию - М., 2015. - 160 c.

35.        Фельдман Р.И. Безопасность жизнедеятельности и здоровье [Текст]: учеб. пособие / Р. И. Фельдман, Т. П. Савиных; Вост.-Сиб. гос. акад. образования. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2010. - 127 с.

36.        Фельдман Р.И. Медико-биологические основы здоровья [Текст]: учеб. пособие / Р. И. Фельдман, Т. П. Савиных; Вост.-Сиб. гос. акад. образования. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012. - 156 с.

37.        Шорыгина, Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2013. - 363 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему:профессия-пекарь Хлеб - всему голова!

методическая разработка на тему:профессия-пекарь Хлеб - всему голова! В каждом зёрнышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранится,И земли родной.И расти под небом светлым,Строен и высок,Словно Родин...

Методическая разработка ситуационно-интеллектуальной игры "Город - моя территория"

Ситуационно-интеллектуальная  игра «Город – моя территория» посвящена созданию дополнительных условий, способствующих эффективному решению вопросов профилактики асоциальных явлений в молодежной с...

Методическая разработка урока немецкого языка. «ПОЕЗДКА ВСЕМ КЛАССОМ ПО ГЕРМАНИИ». ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ.

Thema:    Klassenfahrt   durch  Deutschland. Цели   урока:1.   Проверить  и  закрепить  знания...

методическая разработка внеклассного мероприятия "Лес не школа, а всему учит"

Методическая разработка внеклассного мероприятия приурочена к Дню Леса для обучающихся 3-4 классов. Содержит полноценную разработку всего меропрития...

Методическая разработка игры-викторины "Дивный храм, открытый всем сердцам"

Методическая разработка игры-викторины "Дивный храм, открытый всем сердцам"...

Методическая разработка деловой ситуационной игры, для учащихся старших классов.

Методическая разработка деловой ситуационной игры, для учащихся старших классов.Цель данной разработки в виде интеллектуальной игры, научить подростков работать в команде и продемонстрировать ситуацию...

Методическая разработка - ситуационная игра "Внимание всем!"

Безопасность, сохранение жизни и здоровья детей в условиях мегаполиса является серьезной задачей. Одним из векторов деятельности на указанном направлении является обучение детей правилам пожарной...