Внеурочное занятие "Воздух в природе"
план-конспект занятия (7 класс)

Иванова Алла Александровна

В данном материале есть теория и практика. Ребята проделывали опыты и определяли свойства воздуха в природе, его роль в жизни общества. Ребята говорили о науке -  экология.  О том, что егодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышны призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом. Ребята сделали  выводы и предложили свои методы улучшеня экологии на земле.

К материалу прилагается презентация.

Данное занятие проводилось для ребят с ДЦП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

экологического направления

 «Воздух в природе»

АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1учебного плана)

возраст учащихся 14-16 лет

      Выполнила: Иванова Алла Александровна

Тема: «Свойства воздуха»

Тип: комбинированное занятие

Класс, программа: 7 класс. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с УО (1 вариант учебного плана)

Цель: формировать основы экологического сознания и культуры через знакомство со свойством воздуха.

Задачи:

образовательные: формировать понятие «воздух» и его значение в природе;

коррекционные: развивать коммуникативные способности;

воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде.

Планируемые результаты

Предметные:

  • определение с помощью наблюдений и опытов свойств воздуха;
  • формирование потребности к охране воздуха от загрязнения;
  • умение анализировать, сравнивать изучаемый объект-воздух, называя его существенные признаки.

Личностные:

  • осмысление природных ценностей;
  • развитие самостоятельности и умения высказывать своё мнение;
  • проявление интереса к теме охраны воздуха;

Ресурсы занятия: презентация, аудиозапись, видео фильм «Зачем нужен воздух?», емкости с запахом,  раздаточный материал (трубочки для коктейля, крышки от фломастеров, листы бумаги, кусочки сахара,  полиэтиленовый пакет, емкость с водой, прозрачный стаканчик).

Ход урока

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности ученика

Организационный момент

Предлагает проверить готовность к занятию, проверить посадку.

Садятся правильно, проверяют готовность к занятию.

Актуализация необходимых знаний, постановка цели занятия  

1 Слово воспитателя:

- Мы находимся в классе. Видим много предметов вокруг себя. Назовите их. А что-то есть еще в нашей комнате? Чем она заполнена?

Загадка поможет дать ответ: 

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!    Что это?   (Воздух)

- Сегодня мы с вами, ребята, будем знакомиться с темой «Воздух в природе», проведем практическую работу, чтобы определить свойства воздуха, его значимость и необходимость его беречь.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Отгадывают загадку.

Определяют тему урока с помощью воспитателя.

Определяют цели урока с помощью воспитателя.

Работа по теме урока

  Слово воспитателя:

- Ребята, мы с вами живем на планете Земля, единственной в солнечной системе, где есть жизнь.

Если в ясную погоду посмотрим вверх, то увидим голубое небо. Голубое небо - это толстый слой воздуха, воздух вокруг нас.

 Кажется, что нас окружает пустота. На самом деле - это воздушная оболочка земли.

Этот воздушный океан называется «атмосфера».

(Слайд №1, 2).

 

   Воздух окружает нас повсюду. Именно от наличия воздуха и его свойств зависит многое на земле.  

   Сейчас мы попробуем обнаружить невидимку-воздух, определить его свойства. Для этого проведем опыты.

 -  Но прежде, чем приступить к опытам, я познакомлю вас с правилами работы:

-  не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно, внимательно;

-  приступать к выполнению опыта только после моей команды.

После выполнения каждого опыта мы будем делать выводы о наличии воздуха вокруг нас.

Опыт 1- движение воздуха.

- предлагает помахать листом бумаги около лица, смахнуть легкую салфетку с края стола не прикасаясь.

 (Слайд №3)

- Мы воздух не видим, но он находится везде, он окружает нас. Но, несмотря на это, мы четко видим все предметы, значит воздух невидимый, бесцветный и прозрачен, а ветер – это движение воздуха, мы его можем только почувствовать.

Опыт 2 – наличие воздуха.

- Ребята, а я знаю, как воздух можно увидеть. Хотите увидеть воздух? Его можно увидеть с помощью трубочки и стакана с водой. Для этого необходимо опустить трубочку в стакан с водой и подуть в нее.

 - Просит выполнить задание. Посмотреть на слайд. Сделать вывод.

(Слайд № 4)

- Ребята, а зимой вы можете увидеть воздух? (Когда выдыхаем, идет пар).

Опыт 3 - наличие воздуха в окружающих предметах. (слайд №5)

Положите кусок сахара в стакан с водой. Что происходит? От него идут пузырьки. Значит, в кусочке сахара есть воздух.

Опыт 4 - шум выходящего воздуха (Слайд № 6)

Предлагаю подуть в горлышко пустой бутылочки (в колпачок от

фломастера). Мы слышим шум

- Приложите руку к горлу и произнесите разные звуки. Мы их слышим благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

А как в природе можно услышать шум воздуха? (Ветер, свист, вой, шелест).

Опыт 5 – форма воздуха (Слайд № 7).

 

Давайте попробуем воздух поймать.

 Ловите руками, получается? Давайте поймаем его в пакетик. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он?

Воздух не имеет форму, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.

Опыт 6 – вкус воздуха.

Вдыхание воздуха ртом. Ребята, вы почувствовали вкус?

Правильно, воздух не имеет вкуса.

Опыт 7 – наличие запаха воздуха.

Вдыхание воздуха носом. Сам воздух не имеет запаха.

 У меня есть разные емкости. Я вам дам понюхать, слегка помахивая емкостью, а вы постарайтесь почувствовать запахи (запах чеснока, лука, духов, апельсина).

- Давайте, ребята, сделаем вывод (воздух переносит запах)

Какие вы запомнили свойства воздуха? (Слайд №8).

Слушают, воспринимают услышанное.

Смотрят, анализируют объем воздушной оболочки.

Повторяют все вместе новое слово атмосфера.

Слушают.

Слушают.

Выполняют.

Берут лист бумаги и помахивают им.

Делают вывод.

Берут трубочку и дуют в стакан с водой.

Делают вывод.

Думают, отвечают.

Кладут сахар в стакан с водой.

Наблюдают, делают вывод.

Смотрят.

Берут пустую бутылочку и дуют. Делают вывод.

Вдыхают воздух. Произносят звуки. Делают вывод.

Думают, отвечают.

Ловят воздух руками, затем берут пакеты и ловят воздух пакетами.

Наблюдают, делают вывод.

Вдыхают воздух и отвечают.

Вдыхают, нюхают. Анализируют, делают вывод.

Делают вывод.

Отвечают.

Игра - физкультминутка «Воздушные гонки».

 Учащимся раздать листы бумаги с отогнутыми краями около 2–3 см вверх, положить плоской стороной на стол.  Натянуть нитку в качестве финишной ленты. По команде необходимо начать махать картонками позади листов бумаги, двигая их потоками воздуха вперед. В качестве вариации игры можно использовать силу своего дыхания. Кто быстрее передвинет сой лист через линию.

Выполнять под музыку.

Продолжение работы по теме урока

Слово воспитателя.

- Предлагает посмотреть видео фильм «Зачем нужен воздух?».

- Всем живым существам и человеку для дыхания нужен воздух. Он выполняет очень важную роль: следит за климатом, с морей и рек собирает влагу и отдает ее суше и т.д.

Нам кажется, что атмосфера неисчерпаема и вряд ли стоит опасаться, что она станет непригодной для дыхания. Но это не так!

— Кто знает, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой? (Слайд №8)

Да, экология. Ее название образовалось из двух греческих слов: «экое» — дом, и «логос» — наука. Поэтому можно сказать, что экология — это наука о нашем общем доме, имя которому — планета Земля. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышны призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом.

Писатель Леонид Леонов: «Охрана природы, я считаю, делом святым. Это – сохранение и умножение красот Родины».

Слово воспитателя:

-  Что загрязняет нашу атмосферу? (Слайд № 10)

- Каким средством и с помощью чего можно предупредить попадание вредных веществ в атмосферу? (мусор сортировать и отправлять на переработку; давать ненужным вещам вторую жизнь; сажать побольше растений, так как они выделяют вещества (фитонциды), убивающие бактерии в воздухе). 

  - Какие меры мы можем принять для охраны чистоты воздуха.

Поиск решения (Слайд № 11)

slide-20

Смотрят видео фильм.

Думают, отвечают.

 Называют вслух все вместе слово экология.

Слушают.

Думают, отвечают. Высказывают свое мнение.

Думают. Отвечают.

Рефлексия

Слово воспитателя:

- Что вам больше всего понравилось? Чем вы были удивлены?

Что больше всего запомнилось?

Воздух важен для человека и природы, для жизни на Земле.

Его нужно беречь и охранять.

Все согласны? Похлопаем друг другу.

Отвечают на вопросы.

Повторяют выводы.

Соглашаются и хлопают в ладоши.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

экологического направления

 «Воздух в природе»

АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1учебного плана)

возраст учащихся 14-16 лет

      Выполнила: Иванова Алла Александровна

Тема: «Свойства воздуха»

Тип: комбинированное занятие

Класс, программа: 7 класс. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с УО (1 вариант учебного плана)

Цель: формировать основы экологического сознания и культуры через знакомство со свойством воздуха.

Задачи:

образовательные: формировать понятие «воздух» и его значение в природе;

коррекционные: развивать коммуникативные способности;

воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде.

Планируемые результаты

Предметные:

  • определение с помощью наблюдений и опытов свойств воздуха;
  • формирование потребности к охране воздуха от загрязнения;
  • умение анализировать, сравнивать изучаемый объект-воздух, называя его существенные признаки.

Личностные:

  • осмысление природных ценностей;
  • развитие самостоятельности и умения высказывать своё мнение;
  • проявление интереса к теме охраны воздуха;

Ресурсы занятия: презентация, аудиозапись, видео фильм «Зачем нужен воздух?», емкости с запахом,  раздаточный материал (трубочки для коктейля, крышки от фломастеров, листы бумаги, кусочки сахара,  полиэтиленовый пакет, емкость с водой, прозрачный стаканчик).

Ход урока

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности ученика

Организационный момент

Предлагает проверить готовность к занятию, проверить посадку.

Садятся правильно, проверяют готовность к занятию.

Актуализация необходимых знаний, постановка цели занятия  

1 Слово воспитателя:

- Мы находимся в классе. Видим много предметов вокруг себя. Назовите их. А что-то есть еще в нашей комнате? Чем она заполнена?

Загадка поможет дать ответ: 

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!    Что это?   (Воздух)

- Сегодня мы с вами, ребята, будем знакомиться с темой «Воздух в природе», проведем практическую работу, чтобы определить свойства воздуха, его значимость и необходимость его беречь.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Отгадывают загадку.

Определяют тему урока с помощью воспитателя.

Определяют цели урока с помощью воспитателя.

Работа по теме урока

  Слово воспитателя:

- Ребята, мы с вами живем на планете Земля, единственной в солнечной системе, где есть жизнь.

Если в ясную погоду посмотрим вверх, то увидим голубое небо. Голубое небо - это толстый слой воздуха, воздух вокруг нас.

 Кажется, что нас окружает пустота. На самом деле - это воздушная оболочка земли.

Этот воздушный океан называется «атмосфера».

(Слайд №1, 2).

 

   Воздух окружает нас повсюду. Именно от наличия воздуха и его свойств зависит многое на земле.  

   Сейчас мы попробуем обнаружить невидимку-воздух, определить его свойства. Для этого проведем опыты.

 -  Но прежде, чем приступить к опытам, я познакомлю вас с правилами работы:

-  не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно, внимательно;

-  приступать к выполнению опыта только после моей команды.

После выполнения каждого опыта мы будем делать выводы о наличии воздуха вокруг нас.

Опыт 1- движение воздуха.

- предлагает помахать листом бумаги около лица, смахнуть легкую салфетку с края стола не прикасаясь.

 (Слайд №3)

- Мы воздух не видим, но он находится везде, он окружает нас. Но, несмотря на это, мы четко видим все предметы, значит воздух невидимый, бесцветный и прозрачен, а ветер – это движение воздуха, мы его можем только почувствовать.

Опыт 2 – наличие воздуха.

- Ребята, а я знаю, как воздух можно увидеть. Хотите увидеть воздух? Его можно увидеть с помощью трубочки и стакана с водой. Для этого необходимо опустить трубочку в стакан с водой и подуть в нее.

 - Просит выполнить задание. Посмотреть на слайд. Сделать вывод.

(Слайд № 4)

- Ребята, а зимой вы можете увидеть воздух? (Когда выдыхаем, идет пар).

Опыт 3 - наличие воздуха в окружающих предметах. (слайд №5)

Положите кусок сахара в стакан с водой. Что происходит? От него идут пузырьки. Значит, в кусочке сахара есть воздух.

Опыт 4 - шум выходящего воздуха (Слайд № 6)

Предлагаю подуть в горлышко пустой бутылочки (в колпачок от

фломастера). Мы слышим шум

- Приложите руку к горлу и произнесите разные звуки. Мы их слышим благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

А как в природе можно услышать шум воздуха? (Ветер, свист, вой, шелест).

Опыт 5 – форма воздуха (Слайд № 7).

 

Давайте попробуем воздух поймать.

 Ловите руками, получается? Давайте поймаем его в пакетик. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он?

Воздух не имеет форму, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.

Опыт 6 – вкус воздуха.

Вдыхание воздуха ртом. Ребята, вы почувствовали вкус?

Правильно, воздух не имеет вкуса.

Опыт 7 – наличие запаха воздуха.

Вдыхание воздуха носом. Сам воздух не имеет запаха.

 У меня есть разные емкости. Я вам дам понюхать, слегка помахивая емкостью, а вы постарайтесь почувствовать запахи (запах чеснока, лука, духов, апельсина).

- Давайте, ребята, сделаем вывод (воздух переносит запах)

Какие вы запомнили свойства воздуха? (Слайд №8).

Слушают, воспринимают услышанное.

Смотрят, анализируют объем воздушной оболочки.

Повторяют все вместе новое слово атмосфера.

Слушают.

Слушают.

Выполняют.

Берут лист бумаги и помахивают им.

Делают вывод.

Берут трубочку и дуют в стакан с водой.

Делают вывод.

Думают, отвечают.

Кладут сахар в стакан с водой.

Наблюдают, делают вывод.

Смотрят.

Берут пустую бутылочку и дуют. Делают вывод.

Вдыхают воздух. Произносят звуки. Делают вывод.

Думают, отвечают.

Ловят воздух руками, затем берут пакеты и ловят воздух пакетами.

Наблюдают, делают вывод.

Вдыхают воздух и отвечают.

Вдыхают, нюхают. Анализируют, делают вывод.

Делают вывод.

Отвечают.

Игра - физкультминутка «Воздушные гонки».

 Учащимся раздать листы бумаги с отогнутыми краями около 2–3 см вверх, положить плоской стороной на стол.  Натянуть нитку в качестве финишной ленты. По команде необходимо начать махать картонками позади листов бумаги, двигая их потоками воздуха вперед. В качестве вариации игры можно использовать силу своего дыхания. Кто быстрее передвинет сой лист через линию.

Выполнять под музыку.

Продолжение работы по теме урока

Слово воспитателя.

- Предлагает посмотреть видео фильм «Зачем нужен воздух?».

- Всем живым существам и человеку для дыхания нужен воздух. Он выполняет очень важную роль: следит за климатом, с морей и рек собирает влагу и отдает ее суше и т.д.

Нам кажется, что атмосфера неисчерпаема и вряд ли стоит опасаться, что она станет непригодной для дыхания. Но это не так!

— Кто знает, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой? (Слайд №8)

Да, экология. Ее название образовалось из двух греческих слов: «экое» — дом, и «логос» — наука. Поэтому можно сказать, что экология — это наука о нашем общем доме, имя которому — планета Земля. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышны призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом.

Писатель Леонид Леонов: «Охрана природы, я считаю, делом святым. Это – сохранение и умножение красот Родины».

Слово воспитателя:

-  Что загрязняет нашу атмосферу? (Слайд № 10)

- Каким средством и с помощью чего можно предупредить попадание вредных веществ в атмосферу? (мусор сортировать и отправлять на переработку; давать ненужным вещам вторую жизнь; сажать побольше растений, так как они выделяют вещества (фитонциды), убивающие бактерии в воздухе). 

  - Какие меры мы можем принять для охраны чистоты воздуха.

Поиск решения (Слайд № 11)

slide-20

Смотрят видео фильм.

Думают, отвечают.

 Называют вслух все вместе слово экология.

Слушают.

Думают, отвечают. Высказывают свое мнение.

Думают. Отвечают.

Рефлексия

Слово воспитателя:

- Что вам больше всего понравилось? Чем вы были удивлены?

Что больше всего запомнилось?

Воздух важен для человека и природы, для жизни на Земле.

Его нужно беречь и охранять.

Все согласны? Похлопаем друг другу.

Отвечают на вопросы.

Повторяют выводы.

Соглашаются и хлопают в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Друзья природы»

Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. Внеурочная деятельность в соответствии с требования...

Программа курса внеурочной деятельности: "Хранители природы".

Программа курса внеурочной деятельности, социального направления, включает в себя: пояснительную записку, основные направления и содержание программы, календарно-тематическое планирование и методическ...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Мир природы" 1-4 класс

1. Направленность дополнительной образовательной программы Программа «Мир природы» направлен на обучение детей начальных классов основам биологии. Она  рассчитана на обучение, идя от простог...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Человек. Природа. Общество.»

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность.Задачи:1.     Сформировать экологические понятия.2....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая природа"

     Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование ...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся основной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 170 часов. Содержание программы выстроено...

Программа внеурочной деятельности « ЗОЖ – ПРИРОДА НАШ ДОМ »

laquo; ЗОЖ – ПРИРОДА НАШ ДОМ »« Природа –наш дом»Программа кружка «Природа наш дом» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на в...