Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Соломонова Наталья Ивановна

Программа разработана на основе:

 

-  требований ФГОС основного общего образования;

         -  требований к результатам освоения основной образовательной

            программы основного общего образования школы;

        - концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

        - авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А.      «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

«РАССМОТРЕНО»

Протокол от 30.08.2020 №1

заседания предметного МО

Руководитель МО:

_______________ А.Ю.Симакова

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол от 31.08.2020 №1

заседания МС

Председатель МС:

_______________ Л.И.Васильева

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ от 31.08.2020

№ 534-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

уровень образования: основное общее образование (8 класс)

Составитель: Соломонова Наталья Ивановна, учитель ИЗО.

Программа разработана на основе:

-  требований ФГОС основного общего образования;

         -  требований к результатам освоения основной образовательной

            программы основного общего образования школы;

        - концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

        - авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А.      «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.

Ханты-Мансийск – 2021


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

Учебный курс «Истоки» в 8 классе призван, аккумулировав весь предыдущий опыт присоединения к универсалиям отечественной культуры, открыть новый этап в истоковедении. Учащимся предстоит открыть волнующий и многогранный мир творческой деятельности человека -художественной, научной, управленческой, просветительской  и  т.д.  ради  познания  ее  духовного,  нравственного  и общественного предназначения. Такой  содержательный  и  педагогический  ракурс  «Истоков» соответствует  важнейшей  задачи  современного  этапа  модернизации российского  образования -переходу  старших  классов  к  профильному обучению. «Истоки» содействуют не только осознанной подготовке к выбору того или иного профиля, но и делают акцент на общие ценностные ориентации любого вида творчества. Это поможет увидеть глубинные истоки различных творческих  сфер,  осознать  их  духовно-нравственные  основы,  принять многовековую традицию общественного служения.

1.  Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, составлять конспект и тезисы конспекта);
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой и коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результатами изучения курса являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  • владение навыками для установления и выявления причинно-следственных связей;
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • составление, описание важнейших памятников культуры народов, выражение своего отношения к ним.

Достигнуть поставленной цели помогают активные формы обучения –

социокультурные тренинги. Содержание тренингов и методика их проведения позволяют расширить социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию. Основными видами тренингов в 8 классе являются: ресурсный круг, в том числе на развитие целостного восприятия, активный выбор, мнемотехника, ранжирование, имеющее целью определение последовательности этапов.

Главными целями курса в 8-м классе являются:

* дальнейшее обогащение полученных представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

* приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников - явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;

* закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и, через этот опыт — ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде:

* развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.

         Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

         Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Истоки» 8 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение.

       Виды организации учебной деятельности:

- конкурс, ресурсный круг, рефлексия

- викторина- творческая работа

Учащиеся получат возможность для:

•        в образовательном отношении – освоения социокультурного и духовно – нравственного контекста творчества как важнейшей и уникальной деятельности человека;

•        в воспитательном отношении –мотивации выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимание смысла и миссии творчества;

•        в личностно – развивающем отношении – обогащении социального  и нравственного опыта множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческого творчества.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» С  УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8 класс (33 часа)

Введение (1 час)

Форма и дух творчества. Мир образов. Мир разума.

Творчество: дух и формы (14 часов)

Творец, творчество и творение. Творчество и созерцание. Творчество и обновление. Талант, озарение и вдохновение – непременные спутники творчества. Старание и его роль в творчестве.

Языки творчества. Язык духа. Исихазм в русской культурной традиции. Нил Сорский.

Языки разума. Подвижничество ученого. Н. М. Карамзин.

Язык образа. Взгляд художника. В. В. Верещагин.

Язык звуков. Индивидуальность и неповторимость человеческого голоса. Л. А. Русланова.

Язык жестов. Жесты, сопровождающие речь, заменяющие ее, регулирующие общение. Молчание.

Мотивы творчества. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Закон как форма, Благодать как дух. Ограниченность Закона и безграничность Благодати.

Любовь как мотив творчества. Любовь к ближнему, любовь к Отечеству.

Управление как творчество. Законотворчество. Закон и Правда. Обычаи сообщества и Заповеди Божии. Долг и идеал. Честь и бесчестье.

Всякое творение ведает творца. Плоды творчества. Творческий человек как Со-Творец.

Истоки образа (10 часов)

Три мира, окружающих человека – сакральный, природный и человеческий. Мир образов как отражение трех миров. Диалог творца и зрителя.

Образы Божественного мира. Икона. Храм. Иконостас.

Художественное творение мира природного. Цвет, свет и форма. Пейзаж и натюрморт. Мир горний и дольний в творчестве художника. Мифопоэтические образы. Мир узорочья.

Образы мира человеческого. Миры цивилизаций. Выразительные человеческие типажи.

Образы мира невидимого. Град-Китеж. Метафорическое восприятие человека. Голова, сердце, руки – традиции «прочтения».

ДО-видение как дар художественного видения мира.

Истоки творчества разума (6 часов)

Сущность научного творчества. Пути научного творчества.

Знания донаучные, вненаучные и научные. Систематизация и согласование как признаки научного знания. Факты, понятия, закономерности и теории. Гипотезы.

Эмпирический и теоретический уровни знания. Рациональный, интуитивный, эволюционный, цикличный и аналоговый пути познания мира.

Место науки в жизни человечества. Моральная ответственность ученого.

Техническое творчество. Творчество изобретателя: истоки, дела, благодарность.

Творчество просветителя. Книжники и летописцы древности. Учителя. Издатели. Духовные наставники.

Творчество и Истина.

Активный экзамен (1 час)

Заключение (1 час)

Творческий человек. Мотивы творчества. Форма, смысл, мотивы и дух – содержание творчества. Верность, терпение, смысл и труд – спутники творчества.

III   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Количество часов

Тема 1.  Введение

1

    1.

Форма и дух творчества. Мир образов. Мир разума.

1

Тема 2. Творчество: дух и формы

14

2.

 О Творце, творчестве и творении.

1

3.

Спутники творчества.

1

4.

Языки творчества. Язык духа.

1

5.

Язык разума.

1

6.

Язык образа.

1

7.

Языки звуков

1

8.

Язык жеста

1

9.

Как прочитать жест

1

10.

Мотивы творчества. К творчеству призвала любовь.

1

11.

К творчеству призвало сердце. К творчеству призвало Отечество.

1

12.

Истоки законотворчества. Жить по закону.

1

13.

Жить по обычаю.

1

14.

 Жить по справедливости.

1

15.

Жить по правде

1

Тема 3. Истоки образа

10

16.

Творение образов Божественного мира. Икона.

1

17.

Храм как образ Божественного мира

1

18.

Образы Божественного мира.

1

19.

Образы мира природного. Инструментарий художника.

1

20.

Образы мира дольнего.

1

21.

Образы мира мифопоэтического. Мир «узорочья».

1

22.

Образы мира человеческого.

1

23.

Как каждое сословие творило свой образ.

1

24.

Как творили образ невидимого.

1

25.

Посмотрим на самого себя.

1

Тема 4. Истоки творчества разума

6

26.

О сути научного Творчества. О прямых путях и путях извилистых.

1

27.

Знания донаучные и вненаучные.

1

28.

Научные знания.

1

29.

Во имя чего наука познает мир.

1

30.

Техническое творчество. Изобретатель.

1

31.

Творчество просветителя. Духовные просветители.

1

Тема 5. Активный экзамен.

2

32.

Познай свои возможности. Активный экзамен.

1

Тема 6. Заключение

33.

Истоки творчества.

1

ВСЕГО

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС "Занимательная грамматика"

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувс...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговорный английский"

Данный курс направлен на обеспечение необходимого и достаточного уровня коммуникативных умений учащихся в устной и письменной речи, их готовности и способности к речевому взаимодействию на английском ...

Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" для 5 класса

Курс предназначен  для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (1 час в неделю) в первом полугодии. Содержание учебного материала курса, п...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь»

   Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь»  . Предназначена для 5 классов....

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности для 10 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ» ДЛЯ 10 КЛАССА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1-4 класс на 2022 -2025уч.г.

Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компе...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Социокультурные истоки для 6 класса

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной обр...