Рабочая программа_курса внеурочной деятельности_ Социокультурные истоки 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Соломонова Наталья Ивановна

Программа разработана на основе:

 

-  требований ФГОС основного общего образования;

         -  требований к результатам освоения основной образовательной

            программы основного общего образования школы;

        - концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

        - авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А.      «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

«РАССМОТРЕНО»

Протокол от 30.08.2020 №1

заседания предметного МО

Руководитель МО:

_______________ А.Ю.Симакова

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол от 31.08.2020 №1

заседания МС

Председатель МС:

_______________ Л.И.Васильева

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ от 31.08.2020

№ 534-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

уровень образования: основное общее образование (9 класс)

Составитель: Соломонова Наталья Ивановна, учитель ИЗО.

Программа разработана на основе:

-  требований ФГОС основного общего образования;

         -  требований к результатам освоения основной образовательной

            программы основного общего образования школы;

        - концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

        - авторской учебной программы «Истоки». Камкин А. В., Кузин И.А.      «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.

Ханты-Мансийск – 2022


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

       Программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 9 класса  является составной частью целостного педагогического направления, призванного формировать всесторонне развитую личность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации.

Курс «Социокультурные истоки» предназначен для основной школы и  призван привести учащихся  к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.),  расширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

        Данный курс  является  продолжением  освоения социокультурного и духовно-нравственного контекста, ведущих видов человеческой деятельности; воздействует   на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанной  на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества; обогащает социальный и нравственный опыт учащихся множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.

         Целью курса «Социокультурные истоки» является: формирование исторического мышления, гуманизма, толерантности; развития  исторического кругозора, мировоззрения.

        Задачи  курса  «Социокультурные истоки»:

•        образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности;

•        усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности;

•        показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества;

•        усвоение знаний по «Истокам» и умение применять их в различных ситуациях.

Основными формами организации учебных занятий являются: урок-изучение нового материала, урок-повторение, комбинированный урок, урок-экскурсия в прошлое, викторина, сообщения, доклады, презентации, практикумы, дискуссии, беседы, лабораторные работы, проекты, индивидуальное и групповое выполнение заданиФормы контроля: проверочные  и  тестовые работы; словарные и хронологические диктанты, самостоятельные ответы по заготовленным карточкам.

       В основе преподавания учебного курса   «Социокультурные истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.  Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и  управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта.

1.  Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, составлять конспект и тезисы конспекта);
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой и коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результатами изучения курса являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  • владение навыками для установления и выявления причинно-следственных связей;
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • составление, описание важнейших памятников культуры народов, выражение своего отношения к ним.

         Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

         Формы контроля:

- проверочные  и  тестовые работы;

- словарные и хронологические диктанты,

- самостоятельные ответы по заготовленным карточкам.

       Виды организации учебной деятельности:

- урок-изучение нового материала,

-урок-повторение,

-комбинированный урок,

-урок-экскурсия в прошлое,

-викторина,

-сообщения,

-доклады,

-презентации,

-практикумы,

-дискуссии,

-беседы,

-лабораторные работы,

-проекты, индивидуальное и групповое выполнение заданий.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

1.        Знание хронологии, работа с хронологией:

•        указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий Всеобщей истории;

•        применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

•        характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3.         Работа с историческими источниками:

•        читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

•        проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

•        сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4.         Описание (реконструкция):

•        рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

•        характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

•        на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры, выражать свое отношение к ним.

5.         Анализ, объяснение:

•        различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

•        называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

•        раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

•        сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах, выделяя сходство и различия;

•        излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6.         Работа с версиями, оценками:

•        давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

•        оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7.         Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

•        использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми                                                      

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» С  УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9 класс (34 часа)

Путь к истине: взгляд человеческий. Различные взгляды на Истину. Истина, как знание, как счастье, как Бог. Два типа культуры – сотериологический ( «сотерио» – спасение греч.), и эвдемонический «эвдемония» - счастье греч.) Выбор пути к Истине дело совести и свободы каждого. Нагорная проповедь Любовь и влюбленность - где радостный путь к Истине? Семья как подвиг во имя Истины. Как сбиваются с пути к Истине? Малая Церковь. Что такое истинная любовь? Показать отличие современных взглядов на любовь от взглядов Православной Церкви. Истинная любовь, чувственность, платоническая любовь, самопожертвование. Отношение к браку Православной Церкви. Показать отличие отношения к браку в современном обществе от отношения Православной Церкви/. Обряд венчания, блуд, прелюбодейство, глава семьи. "Брак — Божие благословение». Познакомить со взглядами императрицы Александры Федоровны на семейную жизнь.         Показать отношение Православной Церкви к власти. Божия власть. Из глубокой древности дошло до нас утверждение, что власть - это право управлять и повелевать людьми. Для того, кто любит власть, не так уж важно, кем управлять - родом, племенем, целой страной или, скажем, семьей. «Поле власти» могло быть предельно малым предельно большим. Но в любом случае власть воспринималась как осознание своей силы и возможности навязывать другим свою волю, свои решения. Какой бывает власть? Власть над государством.... Власть над сообществом ....Власть над ближними. Власть над собой «Иметь власть над собой, над своими чувствами» «Учитесь властвовать собой»

  1. Власть вещей, власть денег - метафоры
  2. Власть выражена в законах, нормах, правилах, запретах, волевых и эмоциональных воздействиях.

Слава, известность в поселении, сообществе, городе, стране, мире.Успех, должности, чины, награды. В чем замысел творца?

  1. Как славу и успех может понять человек? Слава по достоинству, успех по заслугам. Добиться славы любым путем. Какие силы и во имя чего тратит человек на путях к славе и успеху? Какие соблазны ждут на этом пути?
  2. Куда может привести путь к славе и успеху? Как не сбиться с пути?

Истина - в богатстве. Такое убеждение живет в сознании многих людей. Они уверены, что богатство открывает путь ко всему остальному - к счастью, к славе, к любви, к познанию смысла жизни. И такой человек волей-неволей подчиняет всю свою жизнь стяжанию - собиранию богатства, его сохранению и увеличению.

  1. Как богатством распорядиться и не ошибиться.

Знание - путь к Истине.Знание - путь к блаженству. София - премудрость Божия.

Пути человеческого познания..Пути к Истине и пути к ложному знанию, к иллюзии

Что требует от человека путь к Истине. Какие соблазны встречают на этом пути?

Где можно оказаться, путешествуя по пути к Истине.

Как не сбиться на путях к знанию?

Человек создан для радости и обладание ею - есть блаженство и Истина

В чем радости мира сего? А в чем замысел Творца?

Пути к радости могут стать путем к Истине.Как радость можетобернуться впечаль.

Что дают человеку радости и что от него отнимают.

Раздел 2  Неотмирные и плененные

Показать, что каждый человек, выбирает по какому пути  к Истине он пойдет.

Заповеди блаженства, 10 заповедей, добродетель, порок, грех.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

Нестяжатели и корыстолюбцы. 

Показать чем нестяжатели отличаются от корыстолюбцев.      Суть народного понимания нестяжательства: «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи» или «Живота (богатства) не копи, а душу не мори».

      Человек не должен стремиться ни к богатству, ни к накопительству, человек должен довольствоваться малым. Особо вопрос ставится об отношении к чужому имуществу, результатам чужого труда. Посягнуться на них — страшный грех.

Развивающее занятие «Чем нестяжатели отличаются от корыстолюбцев»

Нищие духом и самоуверенные. Объяснить, что значит выражение «нищие духом», и чем нищие духом отличаются от самоуверенных.  Ресурсный круг «Как ты понимаешь выражение «нищие духом?»

Кроткие и властные. (Показать чем кроткие отличаются от властных. Ресурсный круг «Плохо или хорошо быть кротким?»

 Плачущие и раскрепостившиеся. Жизнь- дар Божий

  «Блаженны плачущие» означает, что страдание есть реальность нашего мира, и даже более — составляющая полноты человеческой жизни. Жизни без страдания не бывает, потому что такая жизнь была бы уже не человеческой, а какой-то иной. И потому страдание следует воспринимать как данность, как одну из ипостасей удела человеческого. Страдание может быть благотворным, если оно мобилизует внутренние силы человека, и тогда оно становится источником человеческого мужества и духовного возрастания.
     Человек внутренне вырастает, преодолевая обрушившиеся на него муки и испытания.

Раздел: Деятели и дельцы

Утешители и жестокосердные. Основные понятия по теме. Ресурсный круг «Плохо или хорошо быть жестокосердным?»

Благодетели и угнетатели. Основные понятия по теме. Развивающее занятие «Чем благодетели отличаются от угнетателей»

Миротворцы и сеятели вражды. Идея мира и идея справедливости произрастают из единого корня. Внутренняя соразмерность и гармония интересов в семье, обществе и государстве, равно как и в межгосударственных отношениях, достигаются тогда, когда своими интересами готов поступиться каждый. Именно поэтому миротворчество всегда требует жертв и самоотдачи. В самом деле, если человек не готов принести в жертву другому часть собственных интересов, как сможет он участвовать в создании равновесной системы? Миротворческое служение есть долг и призвание Церкви.

 Труженики и живущие за счет других.

Основные понятия по теме

2 Елисеев традиция и труд философский взгляд

4 Платонов этнологический подход

5 трудовые награды

6 литература о труженике:

Стихи русских поэтов  о труде

А. Кольцов    Песня пахаря

Алексей Михайлович Жемчужников ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ И СЕМЕНАХ

ЛАДОНИ, ПАХНУЩИЕ ХЛЕБОМ 1851 

Николай Некрасов ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

В. Маяковский Труд

В. Брюсов ТРУД

М.Е. Салтыков – Щедрин Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Народ-труженик в творчестве Некрасова

Иван Никитин

Устное народное творчество

Пословицы о труде и тунеядстве:

Былины
Раздел :Подвижники и самодовольные

Чистые сердцем и окаменевшие.  Игнатий Брянчанинов - О чистоте сердечной

Сергий Радонежский. Термины темы. Цитата об окаменевшем сердце

Что такое чистое сердце.

Картина «Боярыня Морозова»

Беспокойные и благодушные.

Благодушие и великодушие

Забалуев Вадим-благодушие

Термины темы

Гонимые за правду и малодушные.  Что значит быть гонимым за правду. Аввакум Петрович

Александр Николаевич Радищев. Борис и Глеб. Георгий Победоносец

Гонимые за правду. – стихи.

Кто есть гонимые за правду? О подвиге мучеников и о нас

Заключение. Вера и рассудок.

III   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Количество часов

Тема 1.  Введение

2

    1.

Истина как знание. Истина как счастье. Истина как Бог.        

1

2.

Две жизненные позиции.

1

Тема 2.  Пути к истине: взгляд человеческий

7

3.

Любовь и семья.

1

4.

Слава и успех.

1

5.

Власть.

1

6.

Богатство.

1

7.

Знание.

1

8.

Радость и удовольствие.

1

9.

Духовная радость и спасение.

1

Тема 3.  Начало пути к Истине: неотмирные и плененные

8

10.

Нищие духом.

1

11.

Самоуверенные и самодовольные.

1

12.

Плачущие от страдания, от сострадания.

1

13.

Плачущие от радости, плачущие в покаянии.

1

14.

Кроткие – кто они?

1

15.

Плачущие от радости, плачущие в покаянии.

1

16.

Правдолюбцы.

1

17.

Приспособленцы.

1

Тема 4. Дела на пути к Истине: деятели и дельцы

8

18.

Утешители.

1

19.

Жестокосердные.

1

20.

Благодетели и угнетатели.

1

21

Благодетели и угнетатели.

1

22.

 Миротворцы и сеятели вражды.

1

23

Миротворцы и сеятели вражды.

1

24.

Труженики и живущие за счёт других.

1

25.

Труженики и живущие за счёт других.

1

Тема 5. Испытания на пути к Истине: подвижники и самодовольные

7

26.

Чистые сердцем и окаменевшие.

1

27.

Чистые сердцем и окаменевшие.

1

28.

Беспокойные.

1

29.

Равнодушные.

1

30.

 Гонимые за правду.

1

31.

Борющиеся за правду.

1

32.

 Малодушные.

1

Тема 6. Заключение

2

33.

Мир, радость, долготерпение, вера, любовь - идеалы Истины.

1

34.

Мир, радость, долготерпение, вера, любовь - идеалы Истины.

1

ВСЕГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС "Занимательная грамматика"

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувс...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговорный английский"

Данный курс направлен на обеспечение необходимого и достаточного уровня коммуникативных умений учащихся в устной и письменной речи, их готовности и способности к речевому взаимодействию на английском ...

Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" для 5 класса

Курс предназначен  для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (1 час в неделю) в первом полугодии. Содержание учебного материала курса, п...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь»

   Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь»  . Предназначена для 5 классов....

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности для 10 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ» ДЛЯ 10 КЛАССА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1-4 класс на 2022 -2025уч.г.

Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компе...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Социокультурные истоки для 6 класса

Программа разработана на основе: -  требований ФГОС основного общего образования;         -  требований к результатам освоения основной обр...