Программа внеурочной деятельности для 8 класса «Финансовая грамотность»
рабочая программа (8 класс)

Киосева Елена Николаевна

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_proga_finansovaya_gramotnost.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Финансовая грамотность» Киосева Е.Н., 8а

  1. Результаты освоения курса

Программа рассчитана на 1 час, составлена на 34 часа, направлена на учащихся 8 классов. Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

 Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

 • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

 • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:

 • составление текстов в устной и письменной формах;

 • умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам освоения курса:

— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная

способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд,финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,

бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

— владение знанием:

• структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников до-ходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в

сложные жизненные ситуации

• видов страхования

• видов финансовых рисков

•  способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

  1. Содержание курса

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег;

из чего состоит денежная масса;

способов влияния государства на инфляцию;

структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.;

 факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников;

зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

– влияния образования на последующую карьеру и соответственно

на личные доходы;

– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;

– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

– пользоваться дебетовой картой;

– определять причины роста инфляции;

– рассчитывать личный и семейный доход;

– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

– различать личные расходы и расходы семьи;

– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;

– вести учёт доходов и расходов;

– развивать критическое мышление.

Компетенции:

– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции уровнем доходов семей;

– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

– оценивать свои ежемесячные расходы;

– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– принципа хранения денег на банковском счёте;

–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

– возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

– рассчитать реальный банковский процент;

– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;

– анализировать договоры;

– отличать инвестиции от сбережений;

– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых

компаний и др. финансовых учреждений;

– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

– откладывать деньги на определённые цели;

– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор;

страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями,финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;

– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

Понимание причин финансовых рисков:

– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

– читать договор страхования;

– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

– соотносить риски и выгоды.

Компетенции:

– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

– оценивать предлагаемые варианты страхования;

– анализировать и оценивать финансовые риски;

– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

– способность реально оценивать свои финансовые возможности.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства;

иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– устройства банковской системы:

– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости  и со знанием способов взаимодействия;

– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

– того, что для начала бизнес деятельности необходимо получить специальное образование;

– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Умения:

– читать договор с банком;

– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

– переводить одну валюты в другую;

– находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.

Личностные характеристики и установки:

Представление об ответственности налогоплательщика;

Понимание:

– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Умения:

– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.

Компетенции:

– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

– планировать расходы на уплату налогов;

– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

Формы организации

      Беседы.

      Игра, как основная форма работы.

      Конференция при подведении итогов какой-либо исследовательской работы.       

      Работа с научно-популярной литературой

      Олимпиады, конкурсы.

      Фестиваль исследовательских работ.

       Конкурс на изготовление лучшей модели, лучшей исследовательской работы на заданную тему.

      Олимпиада как форма подведения итогов исследовательской работы, то есть работы кружка.

Основные виды деятельности

Игровая

Проблемная

Досуговая

Познавательная

Исследовательская

Научно-познавательная

          Ценностно-ориентированная

  1. Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

1

Управление денежными средствами семьи.

9

2

Способы повышения семейного благосостояния

6

3

Риски в мире денег

6

4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

5

Человек и государство: как они взаимодействуют

6

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

№ темы

Тема

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

               Тема 1. Управление денежными средствами

1.1

Деньги: что это такое?  

1

1.2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

              Тема 2. Источники денежных средств семьи

1.3

Какие бывают источники доходов

1

1.4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

                                     Тема 3. Контроль семейных расходов

1.5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

1

1.6

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

1

Тема 4. Построение семейного бюджета

1.7

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

1.8

Как оптимизировать семейный бюджет

1

1.9

Проектная работа «Бюджет моей семьи»

1

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

2.10

Для чего нужны финансовые организации

1

2.11

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

1

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

2.12

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

2.13

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

2.14

Проектная работа

1

Раздел 3. Риски в мире денег

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

3.15

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

3.16

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

3.17

Чем поможет страхование

1

Тема 8. Риски в мире денег 3

3.18

Какие бывают финансовые риски

1

3.19

Что такое финансовые пирамиды

1

3.20

Проектная работа

1

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

4.21

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

4.22

Польза и риски банковских карт

1

Тема 10. Собственный бизнес  

4.23

Что такое бизнес

1

4.24

Как создать свое дело

1

Тема 11. Валюта в современном мире

4.25

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

4.26

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

4.27

Проект «Валюта: доходы или расходы»

1

4.28

Обобщение результатов проектной работы

1

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

5.29

Что такое налоги и зачем их платить

1

5.30

Какие налоги мы платим

1

5.31

Проект «Наши налоги»

1

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

5.32

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1

5.33

Онлайн урок

1

5.34

Представление итоговых проектов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс

«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализую­щим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс. Рассчитана на первое полугодие объемом 34 часа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности"

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности" (7 класс)

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...

Программа внеурочной деятельности по курсу Финансовая грамотность

Программа внеурочной деятельности по курсу Финансовая грамотность...