Роль гибких навыков в работе руководителя образовательной организации
статья

Крутин Николай Викторович

Сейчас нет единого формализованного мнения о том, каким должен быть успешный директор школы. Активно обсуждаемый профессиональный стандарт описывает минимальные требования: они определяют профпригодность директора, не более, и, кроме того, из стандарта совершенно непонятно, чему должен быть обучен, например, педагог, чтобы стать директором? Из каких дисциплин формировать для него курс повышения квалификации? Отсюда возникла необходимость рассмотреть гибкие навыки, которыми должен обладать успешный руководитель, на примере директора школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Роль гибких навыков в работе

руководителя образовательной организации

Исполнитель:

Крутин Николай Викторович,

 методист

СПб ГБНОУ «Центр регионального и международного сотрудничества»

Содержание

Введение        3

  1. Профессиональная компетентность руководителя школы как эффективное условие создания профессионального педагогического коллектива        4
  2. Роль гибких навыков для успешного руководителя        6
  3. Гибкие навыки руководителя общеобразовательной организации        9

Заключение        11

Список использованной литературы        12


Введение

На сегодняшний день весьма актуальной остается проблема управления организацией. Успешный руководитель, является залогом успеха организации. Именно от него зависит работоспособность и мотивация работников. Персонал, настроенный на конструктивную работу представляется не менее важной составляющей успеха организации. В современных условиях руководитель предстает не только формальным лидером, но и наставником.

Современный руководитель должен обеспечивать опережающий, инновационный характер образования, ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения.

Директору школы отводится роль лидера в реализации всех инновационных процессов, что требует от него высокого профессионализма, наличия команды единомышленников в среде педагогического коллектива.

Сейчас нет единого формализованного мнения о том, каким должен быть успешный директор школы. Активно обсуждаемый профессиональный стандарт описывает минимальные требования: они определяют профпригодность директора, не более, и, кроме того, из стандарта совершенно непонятно, чему должен быть обучен, например, педагог, чтобы стать директором? Из каких дисциплин формировать для него курс повышения квалификации? Отсюда возникла необходимость рассмотреть гибкие навыки, которыми должен обладать успешный руководитель, на примере директора школы.


  1. Профессиональная компетентность руководителя школы как эффективное условие создания профессионального педагогического коллектива

Успех реформирования системы образования и модернизации конкретной школы связан с квалифицированной деятельностью руководителя школы.

Знание руководителями школ законов, законопроектов, регулирующих работу общеобразовательных организаций, и умение применять их в своей деятельности создают основу для эффективного управления образовательными учреждениями.

Эффективность работы руководителя школы определяется профессиональной компетентностью в определении содержания образования, в реализации взаимосвязи между образованием и развитием личности, качеством образования и его практической направленностью. Ориентация руководителя школы на личностно-ориентированные цели образования также является показателем повышения профессиональной компетентности [5, с.98].

Современный руководитель школы должен четко понимать, что понимается под результатом образования, в какой образовательной парадигме осуществляется управление и педагогическая деятельность, уметь ставить цели образовательной деятельности учреждения в целом и субъектов педагогической деятельности, прогнозировать результаты образования на будущие, квартальные периоды, постоянно сравнивать цели и результаты, добиваясь поиска проблем в выявленных несоответствиях, обладая инструментами для рассмотрения цели и результата в тех же размерах и параметрах [7].

Профессиональная компетентность – это осознание руководителем «себя» в профессиональной деятельности. А это означает:

  • осознание своих потребностей, интересов, стремлений, ценностных ориентации, социальных ролей и мотивов;
  • оценка своих профессиональных возможностей;
  • выработка собственной линии поведения, своего индивидуального стиля занятости на основе самооценки себя как профессионала [3, с. 67].

Таким образом, профессиональная компетентность руководителя общеобразовательной школы может быть представлена как целостная система, которая состоит из множества элементов, одним из которых является правовая культура. От современного руководителя образовательного учреждения требуется четкое понимание правовых основ образования, знание правовых актов и правовых факторов, влияющих на эффективность управления общеобразовательной организацией.


  1. Роль гибких навыков для успешного руководителя

В зарубежной образовательной практике эмоциональные и коммуникативные качества рассматриваются как soft skills, или «мягкие» навыки, которые дополняют hard skills – технические/«твердые»/профессиональные навыки [1]. 

Soft skills (в пер. с англ. «гибкие навыки») – это комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, отвечающих за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность.

Прилагательное «надпрофессиональные» говорит об универсальности навыков. Совершенно неважно, где и кем человек работает, он должен быть стрессоустойчивым, уметь находить общий язык с людьми, управлять эмоциями, решать проблемы, задавать вопросы. Иначе говоря, soft skills – многоцелевые навыки, важность которых независима от сферы и профессии.

К soft skills относятся:

  • Коммуникация:
  • умение договориться;
  • умение найти общий язык;
  • умение общаться в соответствии со статусами и ролями собеседника;
  • использование и считывание «языка тела»;
  • умение грамотно начинать и завершать общение, подводить итоги разговора и резюмировать;
  • уметь находить «точки соприкосновения» с собеседником, устанавливать устные соглашения и договоренности и пр.
  • Эмоциональный интеллект. Лидер должен уметь распознавать, выражать, называть, различать эмоции. Также говорить о них и уметь регулировать не только свои, но и чужие эмоции. Иначе говоря, лидер должен использовать эмоции при выполнении задач.
  • Аргументация. Лидер должен уметь формулировать свою точку зрения.
  • Мотивация и самомотивация. Эти навыки - основа любой деятельности. Лидер должен уметь мотивировать себя, знать отличия мотиваций разных людей и применять свои знания для увеличения общей продуктивности.
  • Мышление «процессами» и «результатами». Умение правильно ставить цели, подбирать пути и инструменты их достижения. Необходимо уметь разбивать цели на составляющие. Также в зависимости от ситуации менять методы достижения целей.
  • Системное мышление. Анализ сложных объектов, учёт взаимовлияния разных факторов, использование знаний об особенностях сложных систем
  • Решение проблем и конфликтов. Специалист должен понимать, как решать те или иные проблемы. Также находить взаимовыигрышные решения.

На основе профессиональной и психофизиологической компетентности формируются педагогическая, психологическая и организационная компетентности, которые предполагают наличие знаний, навыков и умений по педагогике, психологии и организационному поведению руководителя; правовая и экономическая – по праву и экономике; коммуникативная – знания, навыки и умения в области коммуникаций – искусство управлять общением; временная – искусство управлять временем, как своим, так и подчиненных [4, с.52].

Профессия руководителя характеризуется высокой степенью расходования физических и духовных сил, требует сильного энергетического потенциала, хорошего здоровья и умения поддерживать его в порядке, большого эмоционального напряжения, умственных и физических затрат считает, что профессия руководителя требует не только нормативно регламентируемых действий, но и действий творческих, нестандартных, организационных, способствующих развитию личности самого руководителя, которые формируют его мотивационную сферу, меняют ценностные ориентации.

В заключении необходимо отметить, что лидер должен стать наставником для своей команды. Не должно быть завышенного самомнения о себе, напротив лидер должен помогать, направлять и, безусловно, вдохновлять свою команду.


  1. Гибкие навыки руководителя общеобразовательной организации

Задача директора состоит в том, чтобы представлять школу в школьном округе и в сообществе в целом. Он или она может делегировать некоторые обязанности одному или нескольким помощникам директоров  [2,  с.158].

Гибкие навыки директора школы:

  • Навыки лидерства: В качестве принципала вам нужно будет возглавить команду учителей и других сотрудников школы для общей цели - обеспечить отличное образование для ваших учеников.
  • Межличностные навыки: Ваша способность вести переговоры, убеждать и координировать свои действия с действиями других людей имеет важное значение для вашего успеха в качестве лидера. Вам также необходимо будет установить хорошие отношения со своими учениками и их родителями.
  • Навыки общения: Хорошим лидерам также нужны превосходные навыки слушания и говорения.
  • Решение проблем: При запуске любого объекта, в том числе школы, способность определять и исправлять проблемы имеет решающее значение.
  • Критическое мышление: при решении проблем или принятии решений руководители должны определить различные решения и варианты, прежде чем выбирать лучший.

Ведущим параметром в деятельности директора школы является умение осуществлять педагогическое руководство, педагогическую направленность, педагогический анализ управления, проявлять высокую профессиональную психолого-педагогическую компетентность [6].

Таким образом, руководитель школы призван уметь определять уровень развития коллектива и выбирать доминирующий уровень организационной культуры. В зависимости от уровня организационной культуры руководитель должен уметь выбрать соответствующий ситуационный стиль управления: делегирование, сотрудничество, убеждение, предписание или какой-либо вариант другой интерпретации стилей управления. По нашему мнению, развитие организационной культуры является важной составной частью всех функций управления, и прежде всего, мотивации.


Заключение

Руководитель образовательной организации, в особенности школьной – это эмоциональная, уравновешенная, творческая и стрессустойчивая личность способная мыслить и действовать на уровне глобальных перемен современного общества.

Руководитель должен не столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами организации. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого работника думать, действовать в интересах организации в целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива. 

Обязательным для руководителя является его эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоциональные проявления. Его постоянно окружают люди, и со всеми из них, независимо от настроения и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые отношения. К тому же эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, а тем самым и его деловую активность.

Мудрый руководитель понимает, что главное, чем он располагает – это его подчиненные. Им он и отдает предпочтение перед другими людьми. Руководитель добивается чего-либо только благодаря своим подчиненным. А поэтому один из основных навыков успешного руководителя – умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера. 


Список использованной литературы

  1. Softskills и Нardskills – в чем разница? URL: http://www.mental-skills.ru/synopses/6981.htm
  2. Андреева Ю.В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана // Образование и наука. 2012. – с. 158.
  3. Булавенко О. А. Сущностные характеристики-профессиональной компетентности / О. А. Булавенко // Ж. Школьные технологии. – 2012. – № 3. – с. 67.
  4.  Гаджиев Г.М., Багирова З.К. Управленческая культура будущего руководителя в образовании // Стандарты и Мониторинг в образовании. – 2007. – №5. – С.52.
  5. Гришина И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования// Монография. СПб.: СПбГУПМ, 2011. – С.98.
  6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования, Высшее образование сегодня, 2009 г. – № 5
  7. Одегов Ю.Г., Абдурахманов К.Х., Котова Л.Р. Оценка эффективности работы с персоналом. – М.: Альфа-Пресс, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...

Статья на тему "Инновации и традиции. Роль молодого педагога в развитии образовательной организации"

Пахомов В.И.методист, педагог дополнительного образованияГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта» Инновации и традиции. Роль молодого педагога в развитии образовательной организации.Сегодня в нашей стране остро сто...

Статья на тему: "Формирование гибких навыков, необходимых выпускнику, для успешного прохождения итоговой аттестации, на уроках математики."

В данной статье я хочу поделиться своими наработками, позволяющими моим выпускникам успешно пройти итоговую аттестацию, не смотря на то, что многие из них совмещают учебу с  трудовой деятельность...

Развитие гибких навыков у современных школьников.

Виды  гибких навыков.  Современные методики, способствующие формированию и развитию гибких навыков у современных школьников....

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...

Место и роль ученического самоуправления в развитии образовательной организации

   В настоящее время молодежь испытывает большую потребность в личностной самореализации, развитии творческих и коммуникативных способностей, участии в созидающей деятельности. Одной ...

Формирование системы гибких навыков (soft skills) в образовательном процессе

В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками...