Конспект занятия "Костры"
план-конспект

Виды и типы костров и их назначение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kostry.docx223.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия:

 «Костры»

Цель: познакомить обучающихся с видами костров и их назначением.

- Что такое костер? (ФОТО 1)

Костер – это горящая куча дров, сучьев, хвороста. Для туристов костер – это больше, чем просто огонь. Это центр бивака. Это эмблема, символ. Костер – надежный друг человека, но лишь при умелом обращении с ним. Нельзя забывать, что он очень опасен.

Туристский костер – это кухня, столовая, гостиная. Ни один поход не обходится без костра.

Костры принято делить на три большие группы: (ФОТО 2)

E:\4-хчасовые\костры\2 группы костров.jpg

(ФОТО 2а) 1. пламенные – для варки пищи и освещения поляны бивака;

(ФОТО 2б) 2. жаровые – для просушки одежды и снаряжения, для согревания людей при ночлеге без палаток;

(ФОТО 2в) 3. дымовые – для подачи сигнала и защиты от комаров.

Существует также несколько основных типов костров по их конструкции. Сейчас, мы с ними и познакомимся.

Типы костров в зависимости от конструкции:

E:\4-хчасовые\костры\8 все виды костров.jpg

(ФОТО 3) «Шалаш»  (или «Конус») – поленья укладывают наклонно к центру, при этом они частично опираются друг на друга. При такой конструкции дрова выгорают в основном в верхней части, но благодаря близкому соседству их горящих частей пламя получается жарким и мощным. Этот костер очень удобен, если нужно быстро вскипятить воду или быстро приготовить что-нибудь лишь в одном ведре, котелке.  

-А теперь ответьте на вопрос: К какой группе относится тип костра «Шалаш»? (Это один из видов пламенных костров).

(ФОТО 4) «Колодец». Два полена кладут на угли параллельно, на некотором расстоянии друг от друга, поперек них – еще два и т.д. если посмотреть на конструкцию сверху, то по внешнему виду он действительно напоминает колодезный сруб. Вы знаете, чтобы костер быстро разгорался, нужен доступ кислорода. Так вот, благодаря поочередной кладке поленьев обеспечивается хороший доступ воздуха к огню. Поленья сгорают, образуя много горящих углей, а широкое пламя удобно для приготовления пищи в большом количестве  для большой группы туристов. Такой тип костра удобен также для обогрева участников похода и сушки вещей.

- К какой группе относится этот тип костра? (Жаровые).

(ФОТО 5) «Звездный» - поленья укладывают на груду углей с нескольких сторон по  радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре. По мере сгорания дров их продвигают ближе к центру. Костер горит узким, жарким, но медленным пламенем. Образует много углей.

- К какой группе вы отнесёте костер «Звездный»? (Хоть он горит маленьким пламенем, все же относится к жаровым из-за большого количества углей).

(ФОТО 6) «Таёжный» - этот тип костра больше относится к подтипу всех костров, потому что как самостоятельный и первоначальный он не имеет права на существование, из-за того, что укладывается на хорошо разгоревшийся уже костер любого типа.  Укладывают толстое полено, а на него кладут дрова. Наклонно расположенные дрова способствуют быстрому стеканию воды, дрова не успевают промокать. Этот костер необходим для приготовления пищи в дождь. Широкий огонь позволяет варить пищу для большой группы, сушить вещи, обогреваться. Этот костер длительного действия, он дает сильный жар и пламя. Его можно отнести в группу жаровые и  пламенные.  

(ФОТО 7) В заключении рассмотрим еще один вид костра, который называется «Нодья» (или «Три бревна»). Все рассмотренные виды костров складывались из поленьев, небольших чурбаков, дровишек. «Нодья» складывается из трех больших брёвен длиной 2 – 2,5 м, желательно еловые. Юным туристам пользоваться таким костром почти не приходиться, на всякий непредвиденный случай (рассчитывали дойти, но не успели; потеряли ориентировку; незапланированный ночлег в лесу; неожиданные заморозки ночью; товарищ подвернул ногу) полезно будет знать, как его сделать. Вот тут-то и пригодиться такой костер. Большие бревна укладываются на горящие угли, полученные от любого вида костра, изученные ранее. Угли необходимо разворошить и рассыпать узкой полоской длиной 2 м (по длине бревна). Набросать сверху, на угли, хворост. Пока хворост разгорается, на бревнах делаются с помощью топора засечки, так они быстро разгорятся. После того, как хворост займется нужно подогнать с боков два сухих бревна, оставив между ними расстояние (половина диаметра третьего бревна). Таким образом, угли и хворост окажутся между двумя бревнами. Когда они хорошо разгорятся, на них сверху кладут третье бревно. Такой костер горит долго (практически всю ночь), и можно при сильных заморозках ночевать прямо возле него.

- К какой группе вы отнесёте данный вид костра? (жаровые).

(ФОТО 8) Вы познакомились с видами основных костров, используемые туристами в походах. Отнесли каждый из видов костров к какой-либо группе, но нужно помнить, что любой костер можно отнести к любой из трех групп: жаровые, пламенные или дымовые. Все зависит не только от конструкции костра, но и от качества дров – сухие или сыроватые, смолистые или нет. Например, в тот же «колодец» или «шалаш» достаточно добавить к сухим сыроватые поленья, или уложить очень тесно, и пламя заметно уменьшится, дрова уже будут не гореть, а тлеть, и костер станет дымовым. Тот же «звездный» костер, относящийся к группе жаровые,  достаточно уложить концы поленьев друг на друга и получится пламенный костер.

Лучшими для костра являются дрова хвойных пород деревьев (сосна, кедр), так как они дают много жара и мало искрятся.

Для приготовления пищи используют лиственницу, пихту и ель. Но костер из таких дров нужно располагать подальше от палаток, так как эти породы дров часто «стреляют» угольками.

Из лиственных пород лучше  – это дуб и береза. Дуб очень «жарко» горит, но его древесина очень твердая и с трудом поддается топору.

Для костра нужно выбирать сухое стоящее дерево, а не упавшее и гнилое.

Практика: укладка всех видов костра, с помощью импровизированных «поленьев»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...