План-конспект "Костры, используемые в туризме"
план-конспект

 Виды костров, используемые в туризме, способствование формированию умений и навыков, необходимых для успешной организации похода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр детского оздоровительно-образовательного туризма г. Туймазы

ПЛАН – КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«Костры, используемые в туризме».

                                                                                Разработала: Сомова Н.Ф.,

                                                                       ПДО МАОУДО ЦДООТ

                                                 г. Туймазы

г. Туймазы  2017 год

Тема занятия: Костры, используемые в туризме.

Цель:  Познакомить воспитанников с видами костров, используемых в туризме, способствовать формированию умений и навыков, необходимых для успешной организации похода.

Задачи: 

  • Образовательные:
  • повторить правила организации похода;
  • повторить функциональные обязанности участников похода;
  • познакомить с видами костров, используемых в туризме.
  • Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, умение работать в коллективе.
  • Воспитывающие:
  • воспитывать ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощь, бережное отношение к природе;
  • формирование нравственной позиции.

Тип занятия: комбинированное, усвоение новых знаний.

Формы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы: беседа, частично-поисковый, демонстрации наглядного материала, практическая работа воспитанников.

Оборудование: карточки с описанием типов костров, карточки с описанием временных и постоянных обязанностей в походе, «дрова», спички, клей, компьютер, проектор.

Литература:

  1. Виноградов Ю. – Школа Робинзона, -М
  2. Гомонова Н.Н. – Разведение костра. Рекомендации в помощь педагогу, - г.Брянск: ЦДЮТ, 1997г.
  3. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., - Школа туристских вожаков, - М.: ЦДЮТ, 1997г.
  4. Рыжавский Г.Я., - Биваки, -М: ЦДЮТ, 1985г.
  5. Сизоненко В.В., - Костры. Опыт поколений, - г.Жирновск

План занятия:

  1. Подготовительная часть.
  2. Проверка знаний по предшествующей теме (фронтальный опрос).
  3. Объяснение новой темы:
    - понятие костра;
    - функции костра;
    - правила выбора места под костер и оборудования кострища;
    - типы костров.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Подведение итогов.

                                     ПЛАН-КОНСПЕКТ

План

Слайды

I. Организационный момент

Тема занятия: «Костры, используемые в туризме»

Техника безопасности при работе со спичками, клеем.

Сегодня мы:

  • повторим условия проведения похода;
  • повторим обязанности участников похода
  • познакомимся с видами костров, которые используются туристами в походах

II. Фронтальный опрос

а) Что такое поход? (ответы воспитанников)

Согласно словарю Ожегова, поход – это организованное, запланированное путешествие.

Кто из вас был в походе? Какие у вас впечатления от похода? Как вы считаете, для чего люди ходят в походы?

  • Преодоление природных трудностей: а) тактико-техническое, б) физическое.
  • Преодоление себя: а) моральное, б) физическое.
  • Преодоление соперников: а) прямое – соревнование, б) косвенное – спортивный рост (получение разрядов).
  • Поиск романтики.
  • Поиски общения.
  • Любопытство, дань моде.

б) Что нужно, чтобы поход был успешным?

Что нужно, чтобы поход прошел интересно? Давайте попытаемся определить главные условия похода. От чего зависит, успешным будет поход или нет? (ответы воспитанников)

                  Участник похода

надеется, что

опасается, что

                   маршрут похода

будет
интересным, выбранным удачно
разнообразным
достаточно трудным,
но посильным

Может оказаться
скучным
однообразным
чрезмерно сложным или
слишком простым

                         группа

будет
дружной
веселой
с общими интересами

может оказаться
конфликтной
унылой
разобщенной

        руководитель (инструктор)

будет
компетентным
тактичным

может оказаться
некомпетентным
неорганизованным
бестактным
несдержанным

                           погода

будет хорошая

может быть плохой

                   неожиданности

встретятся лишь радостные,
приятные

могут произойти неприятные
(ЧП, болезни, непреодолимые преграды)

П           Подведем итог.

                Основными условиями успешного похода являются…
Удачный – маршрут.
Компетентный – руководитель.
Хорошая – погода.
Дружная, сплоченная – группа.

в) Что нужно сделать, прежде чем отправиться в поход? (ответы воспитанников)

Отправляясь в поход необходимо правильно распределить постоянные обязанности участников похода.
Как вы считаете, какие постоянные обязанности должны выполнять участники похода и нужны ли они вообще?
Перед вами лежат опорные слова и действия, которые они выполняют. Сопоставьте их (
работа в парах).

Опорные слова с табличками определениями: Руководитель группы, заместитель руководителя, завхоз по питанию (завпит), завхоз  по снаряжению (завснар), казначей, медик, фотограф, краевед, физорг, культорг, проводник, ремонтный мастер, ответственный за отчёт.

Таблички с определениями («ловушки»): определения временных обязанностей: направляющий, замыкающий, костровые, дежурные повара, заготовщик дров, дежурный по лагерю.

Как вы считаете, какие основные обязанности еще могут быть, на ваш взгляд? (ответы воспитанников)

Итак, какие функции могут выполнять участники похода, и что входит в их обязанности? (ответы воспитанников)

Какие же были определения-ловушки? (ответы воспитанников)

Как вы считаете, нужны ли временные обязанности? (ответы воспитанников)

Для чего назначаются дежурные (костровой + дежурный повар) в походе? (ответы воспитанников)

III. Объяснение новой темы.

Ребята, представьте себе, что группа туристов шла целый день и, наконец, пришла в то место, куда планировала.

Что им необходимо сделать? (разбить бивак)

А что является «центром» любого бивака? (костер).

Что такое костер? По словарю Ожегова костёр – это горящая куча дров, сучьев, хвороста. Для туристов костёр – это больше, чем огонь. Это центр бивака. Костёр – это эмблема, символ. А символ необходимо глубоко уважать. Костёр - надёжный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнём; он может стать хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно. Костёр потенциально опасен, и нельзя об этом забывать.

Туристский костёр - это кухня, столовая, гостиная. Это сухая одежда и горячая вода, защита от гнуса; это место общения, тепло и уют. Но костёр - это ещё и аккумулятор бодрости и энергии. Ни одно путешествие, ни один поход не обходится без костра.

Исходя из того, какие функции выполняют костры, их принято делить на пламенные (для варки пищи и освещения поляны бивака), жаровые (для приготовления большого количества пищи, просушки одежды и снаряжения, для согревания людей при ночлеге без палаток) и дымовые (для сигнализации и защиты от комаров).

Но перед тем как разводить костер нужно выбрать для него место.

Как вы думаете, как правильно выбрать место для костра? (ответы воспитанников)

Итак, место под костер вы теперь знаете как выбирать, но кроме этого обязательно нужно знать требования по технике безопасности при работе с костром, и обязательно их соблюдать. Как вы думаете, что это за требования?

Дальше нам нужно узнать, какие бывают типы костров. Вам предстоит выполнить самостоятельную работу с текстом (выдаются карточка с описанием построения костров различных типов). Работать будем в группах. Ваша задача соорудить макет костра из спичек и дать ему название.
1 группа – костер «колодец»;
2 группа – костер «шалаш»;
3 группа – костер «звездный»;
4 группа – костер «таежный»;
5
 группа – костер «нодья»;
(воспитанники выполняют задание; проверяется правильность выполнения)

IV. Подведение итогов.

На этом наш сегодняшний походный день завершен. Путешествие должно завершаться, а не прекращаться. Итак, подведем итог занятия. 

  • Объяснение значения новых слов и понятий
  • С какими группами костров вы познакомились? (пламенные, жаровые, дымовые)
  • С какими типами костров вы познакомились?  («колодец»; «шалаш»; «звездный»; «таежный»; «нодья»)
  • Как и где нужно разводить костёр?
  • Как нужно быть одетым при работе с костром?

Большое спасибо, наша группа была самой сплоченной и дружной!!! И я думаю, что когда мы с вами отправимся в настоящий поход вы будете такими же дружными, активными и бодрыми, как и на сегодняшнем занятии!

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 4-а

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь

Выдать карточку с т/б

Руководитель

группы

Возглавляет подготовку и проведение похода, организует   деятельность других участников, проводит тренировки, отвечает за безопасность участников, за разработку  и успешное прохождение маршрута. В походе он единоначальник и его распоряжения должны выполняться беспрекословно.

Заместитель

руководителя

Обычно, это второй по опыту человек в группе. Лицо не моложе 18 лет. Главный помощник руководителя во всех вопросах, в его отсутствии руководит группой.

Завхоз по

питанию

Распределяет среди участников обязанности по подготовке продуктов. Руководит раскладкой продуктов по рюкзакам. Ведет учёт продуктов на маршруте, заботится об их состоянии и пополнении, составляет меню.

Завхоз  по

снаряжению

Руководит сбором группового снаряжения. Распределяет по рюкзакам. Следит за сохранностью и правильным использованием в походе   и на привале. Проверяет перед походом  перечень личного снаряжения участников похода.

Казначей

Ведает финансовыми делами похода. Вместе с руководителем составляет смету, собирает деньги с участников; хранит их сам или раздаёт для хранения участникам. Производит все денежные расчёты в пути.

Медик

Хранит у себя медицинскую аптечку. Следит за выполнением членами группы санитарно-гигиенических правил, а в случае необходимости помогает руководителю в оказании первой доврачебной помощи участникам.

Фотограф

Фотографирует (снимает, рисует), все, что заслуживает внимание во время похода и может быть использовано для отчёта о походе.

Физорг

Заранее готовит несколько комплексов утренней зарядки,    готовит спортивные игры и проводит их в походе. Берёт с собой мяч, ракетки и т. д.

Культорг

Заранее подбирает    туристские песни, чтобы изучить их в походе. Подбирает игры и проводит их в походе

Проводник

Назначается наиболее разбирающийся   в ориентировании участник. Он обеспечивает группу картографическим материалом, продумывает вопрос о сохранности карт, их водонепроницаемость. Он заранее  изучает маршрут по карте, литературе и делает записи в свой блокнот.

Ремонтный

мастер

Подбирает инструмент и материалы для ремонта. Формирует ремнабор и хранит у себя. В случае необходимости ремонтирует снаряжение.

Ответственный

за отчёт

Заводит специальную тетрадь, составляет схему описания пути движения, инструктирует ведущих записи о походе.

Направляющий

Заранее изучает особенности своего участка и копирует маршрут на кальку, прокладывает нитку и рассчитывает время движения. Выбирает путь и задает наиболее выгодный темп движения (но не выше темпа наиболее слабого).

Замыкающий

Не допускает отставания, помогает уставшим, своевременно подает направляющему сигнал об остановке группы в случае необходимости (назначается один из сильных и организованных участников).

Заготовщики дров

Заготавливают, пилят и колют дрова. Обеспечивают группу запасами воды.

Костровые

Колют и складывают дрова, разводят и поддерживают костёр, обеспечивают меры противопожарной безопасности.

Дежурные

повара

Готовят пищу, моют групповую и личную посуду всех участников. Как правило, назначаются на сутки.

Дежурный

по лагерю

Назначаются при необходимости. Дежурные по смене (по 2-4 часа) поддерживают костёр, наблюдают за спящими участниками и за снаряжением.

1. Короткие сухие дрова укладываются наклонно к центру, они частично опираются друг на друга. При такой конструкции дрова выгорают в основном сверху, и пламя получается высоким и жарким. Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле.

2. Два полена положите параллельно друг другу на некотором расстоянии, поперек них — еще два. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья будут гореть равномерно по всей длине. Этот костер хорош в сырую по году.

3. Поленья уложите по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре, и по мере сгорания дров их следует подвигать к середине. Этот тип костра требует постоянного присмотра, иначе погаснет, поэтому он достаточно пожаробезопасен.

4. Складывается из нескольких бревен. На одно бревно укладываются бревно (перпендикулярно ему) вдоль всего бревна.

5. Этот жаровый костер складывается из трех больших бревен длиной 2—2,5 метра. Два бревна (чем толще, тем лучше) положи вплотную, добиваясь минимального зазора между ними. На эту щель кладут растопку. После того как растопка хорошо разгорится, сверху положи третье бревно. Желательно, чтобы это бревно было толще нижних, так как оно прогорит быстрее. Этот костер из толстых бревен может гореть несколько часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Узлы используемые в туризме.

Умение правильно вязать узлы является очень важным и по сути необходимым и первостепенным при занятиях туризмом.Пока вам друзья навязывают страховку, устанавливают всю снарягу - вы можете и ...

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»

Открытие республиканского  проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10  Туризм...