Рабочие программы
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_shkola_podkastov_razahanova_zh.t.docx65.74 КБ

Предварительный просмотр:

  Описание: эмблема школы_11 лучей

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма»

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета школы

Протокол от ________ №___

УТВЕРЖДЕНА и

ВВЕДЕНА

в действие приказом МОУ

«Средняя общеобразовательная

школа №5 г. Надыма»

от ______________№___

__________ ____________________

 

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ШКОЛА ПОДКАСТОВ «ТОП - 5»

Возраст обучающихся: 13 – 15 лет

Срок освоения программы: 1 год

Составитель программы:

Разаханова Ж.Т., учитель русского языка и литературы

                                                                         Надым

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный мир трудно представить без медиа. Мы все являемся активными потребителями разного рода информации, поток которой постоянно увеличивается. Средства массовой информации занимают все большее коммуникационное поле, они становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Это влияние не обходит стороной детскую аудиторию. Молодое поколение не боится использовать новый формат или технологию. Поэтому важно обращать внимание на то, что увлекает детей сейчас. В последнее время особую популярность среди подростков набирают аудиоподкасты, что обусловлено удобством прослушивания.

Медиаобразование или медиаграмотность – умение не только получать, но и создавать информацию. Одной из актуальных проблем современного образования является развитие устной речи обучающихся. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Итоговое собеседование – важное испытание ГИА, которое должны пройти все ученики основной школы.  Успех ученика на данном этапе во многом зависит от его умения владеть словом.

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа подкастов «ТОП – 5» направлена на комплексное развитие коммуникативных способностей и воспитание социально успешной личности. Также программа призвана воспитать культуру речевого поведения.  

Программа разработана в соответствии с:

• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. №196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);

 Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);

• Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);

• Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;

• Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.

Уровень освоения программы: стартовый.

Актуальность данной программы заключается в том, что она позволяет формировать коммуникативные и социальные компетентности обучающихся, стимулировать развитие креативного мышления, глобальных компетенций учащихся, профессионального самоопределения школьников в сфере СМИ в процессе создания школьных подкастов образовательного контента.

Работа по созданию материалов для подкастов помогает выявить активных, талантливых ребят. Участие школьников в создании школьных подкастов развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность устной речи, дисциплину и ответственность, позволяет максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказывается на профессиональном самоопределении.

Цель программы: развитие коммуникативных навыков обучающихся в процессе создания школьного подкаста.

Задачи:

Предметные:

  • освоение умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
  • освоение умений строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • освоение умений составлять план совместной работы, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • формирование у школьников системы знаний в области подкастинга;
  • формирование информационной грамотности обучающихся;

Метапредметные:

  • развитие способностей решать коммуникативные задачи в зависимости от обстоятельств;
  • развитие инициативности, общительности;
  • развитие навыков работы с информационными материалами;
  • развитие навыков целеполагания и достижения целей.

Личностные:

  • формирование нравственных качеств личности, направленных на воспитание дисциплинированности, ответственности, культуры поведения;
  • формирование системы нравственных межличностных отношений, культуры общения, умение работать в коллективе;
  • формирование устойчивой мотивации профессионального самоопределения в области профессий, связанных с созданием  подкаста.

Планируемые результаты реализации программы

Предметные:

  • активно используют речевые средства для решения коммуникативных задач;
  • умеют строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • понимают основные понятия: подкаст, контент, журналист, редактор, диктор;
  • умеют самостоятельно подготовить материал для подкаста.

Метапредметные:

  •  способность быть активным, изобретательным, самостоятельным, усидчивым, творческим, инициативным, общительным;
  • сформированные навыки ставить четкие цели и достигать их;
  • сформированные навыки продуктивного сотрудничества и владение культурой общения со сверстниками и взрослыми.

Личностные:

  • сформированные коммуникативные и познавательные учебные умения;
  • сформированные личные качества, необходимых для совместной деятельности;
  • сформированная культура общения и поведения;
  • развитое аналитическое и критическое мышление, умение выделить главные и второстепенные события, увидеть между ними взаимосвязь.

Адресат программы: данная программа рекомендована для учащихся 13-15 лет (учащиеся 7-9-х классов).

Объём программы – 72 часа.

Срок реализации – 1 год.

Формы обучения: очная / очная с применением дистанционных технологий.

Режим занятий: один раз в неделю по 2 часа.

Наполняемость групп: 15 человек

Формы организации образовательного процесса – групповая.

Формы отслеживания и контроля образовательных результатов

Результаты освоения программы выявляются с помощью наблюдения, беседы, отслеживаются в готовых работах (подкасты). Готовые выпущенные подкасты демонстрируются непосредственно в школьной среде (подкасты записываются и размещаются в школьных чатах, официальных группах социальных сетей, на официальном сайте школы). Аттестация проводится 1 раз в полгода (промежуточная - конец декабря, по завершению программы - конец мая) по итогам результативной активности в создании подкастов:

Таблица 1:

Виды деятельности

Высокая активность

Средняя активность

Низкая активность

Создание и выпуск подкаста

55% - 100% участия (вовлеченности)

40% - 55% участия (вовлеченности)

До 40% участия (вовлеченности)

В таблице фиксируются результаты освоения программы каждым обучающимся. Заполнение таблицы осуществляется два раза в год по полугодиям (декабрь и май месяцы).

Таблица 2:

ФИ обучающегося

Подкасты

Результат освоения программы (активность)

1

2

1

2

Условия реализации программы

Методическое обеспечение

Реализация программы основывается на принципах учета индивидуальных способностей обучающегося, его возможностей, уровня подготовки. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости.

Формы занятий: теоретическое, практическое, занятие-репетиция.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);
  • репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
  • частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
  • исследовательские методы обучения (овладение обучающихся методам самостоятельной творческой работы).

Педагогические технологии:

  • технология развития креативного мышления,
  • технология развития критического мышления,
  • проектная технология,
  • здоровьесберегающая технология и др.

Материально-техническое обеспечение программы 

Для успешной реализации программы необходимо:

  • учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, шкаф для хранения учебной литературы и наглядных пособий;
  • технические средства обучения: персональный компьютер с выходом в Интернет, микрофоны, микшерный пульт, радиоусилитель.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Диагностика

1

1

2

Типы и виды жанров в журналистике

2

2

3

Что такое подкаст

2

2

4

Основа голоса

1

2

3

5

Правильное произношение звуков

1

1

6

Выразительное чтение и интонации

1

2

3

7

Выразительные паузы

1

1

1

8

Настроение радиоведущего - успех в эфире. Культура речи ведущего

1

1

2

9

Алгоритм подготовки к эфиру (артикуляция, дикция, интонация)

2

2

4

10

Создание тематических папок для разных эфиров. Подбор музыки

1

3

4

11

Корректура текстов статей для радиоэфира

2

4

6

12

Учимся читать тексты выразительно по ролям в эфире

1

2

3

13

Дикция. Речевая позиция

1

2

3

14

Актёрская выразительность голоса

2

2

4

15

Структура выпуска подкаста и сценарий

2

6

8

16

Репетиция и запись эфира

12

12

17

Монтаж подкаста

10

10

18

Самопрезентация

2

2

Итого:

20

52

72

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Диагностика

Журналистика. Направления и специализации в программе. Инструктаж по технике безопасности. Диагностика. Распределение обучающихся по специализациям.

Типы и виды жанров в журналистике

Типы и виды жанров в журналистике. Новостной репортаж. Рекомендация. Интервью. Обзор события. Задания. Выполнить письменно мини-обзор события «1 сентября в школе».

Что такое подкаст

Формат подкастов: интервью, журналистское расследование, реалити и т.д. Темы и жанры подкастов, отличие от радио.

Основа голоса

Артикуляционная гимнастика. Дыхание. Опора звука. Задания. Выполнить артикуляционную гимнастику, упражнения на дыхание и опору звука. Написать и изучить сценарий подкаста. Репетиция эфира.

Правильное произношение звуков

Дикция. Правильная работа артикуляторов. Выразительность произнесения звуков. Выполнить упражнения на дикцию. Репетиция эфира. Выход в эфир.

Выразительное чтение и интонации

Интонации в работе с текстом. Выразительное чтение с использованием интонаций. Задание. Произнести фразы с разными интонациями. Написать и изучить сценарий эфира. Репетиция эфира.

Выразительные паузы

Учимся технике выразительного чтения. Выделение в речи знаков препинания. Выразительные паузы. Задание – прочитать сценарий подкаста с

паузами. Репетиция эфира. Выход в эфир.

Настроение радиоведущего – успех в эфире. Культура речи ведущего.

Изучаем, какие настроения могут быть у радиоведущего. Культура речи - вежливость, произнесение слов и фраз с хорошим настроением. Выразительное чтение текстов с учётом всех правил.

Алгоритм подготовки к эфиру (артикуляция, дикция, интонация)

Изучаем упражнения на артикуляцию и дикцию. Изучаем интонации. Читаем скороговорки и стихи с правильной артикуляций, дикцией и интонациями.

Создание тематических папок для разных эфиров. Подбор музыки

Изучаем, как создавать и называть папки, как сохранять в них выбранную музыку. Задания. Создаём и называем папки, подбираем музыку для эфиров и сохраняем в папки.

Корректура текстов статей для подкастов

Разбираем, чем устный текст отличается от письменного. Как изменить письменный текст, чтобы он стал устным. Задания. Корректируем подготовленные статьи для эфира.

Учимся читать тексты выразительно по ролям в эфире

Разбираем на примере одного произведения, как «вжиться» в свою роль и читать выразительно. Задания. Выходим в эфир с отрепетированным отрывком произведения.

Дикция. Речевая позиция

Разбираем, как нужно произносить гласные звуки, как - согласные. Задания. Пробуем, тренируемся на скороговорках, а затем на текстах правильно произносить гласные звуки, как – согласные.

Актёрская выразительность голоса

Разбираем примеры актёров (как они читают стихи). Задания. Пробуем повторить и прочитать стихотворение также.

Структура выпуска подкаста и сценарий

Как структура зависит от формата. Чем отличается сценарий пилота от других выпусков. Зачем нужен трейлер, и как его делать.

Репетиция и запись эфира

Вспоминаем и обсуждаем, что и как мы должны говорить (эмоции, выразительность, дикция), репетируем текст радиоэфира. Задания. Выходим в эфир, произносим отрепетированный текст.

Монтаж подкаста

Музыка, атмосферы и фоновые звуки, эффекты. Программы для монтажа, работа со звукорежиссером.

Самопрезентация

Представление готовых проектов.

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ворошилов В. В. Журналистика: учебник /В. В Ворошилов. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.

Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). / Н.Е. Богусловская - Екатеринбург: Арго, 2010.

2. Дробыш Т.А. Организация школьного радиовещания: Сборник методических рекомендаций / Т.А. Дробыш - Витебск: ООВР, 2006.

5. Меньшикова А.А. Радио - детям / А. А. Меньшикова. - М.: НМО ГКРТ, 2012.

6. Никольская С.Т. Техника речи (методические рекомендации и упражнения для лекторов) / С.Т. Никольская. - М.: Издательство Знание, 2009.

7. Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций / М.Ю. Сидорова М.: Алспект-Пресс, 2017.

8. Филимоновых Е.Н. Время работать на радио. Современная радиожурналистика разных жанрах. / Е.Н. Филимоновых. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2012

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

https://www.hse.ru/edu/dpo/454570443 

https://its-journalist.ru/ 

http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260 

https://shkolamoskva.ru/news/v-efire-shkolnoe-radio-novye-podkasty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...