"Творческая мастерская"
рабочая программа (7 класс)

Александрова Татьяна Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности Ознакомление детей с различными способами художественной обработки материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ  «Нартасская школа интернат»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  

«Творческая мастерская»

духовно-нравственного направления

                                                                  Составила:

                                                                  Александрова Т.А.

                                                                  воспитатель 1 категории

                 

п. Нартас

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3
  2. Результаты освоения курса программы…………….…..……………4
  3. Содержание курса программы……………………..………………….5
  4. Тематическое планирование……………..………………………….....9
  5. Литература………………………………………………………………..10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.

Вообще, занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать,  оформлять быт людей и среду их обитания. В последние годы можно наблюдать следующую тенденцию — многие люди берут в руки различные инструменты, материалы и пытаются создать особые, неповторимые изделия, возвращаясь к историческим истокам, народному декоративно-прикладному творчеству.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство учеников с декоративно-прикладным искусством, учитывает нарастание творческих возможностей. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен  в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие творческого потенциала  каждого ребенка стремление к самосовершенствованию в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить детей с различными способами художественной обработки материалов.
  • Совершенствовать умения пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности.
  • Способствовать формированию умения самостоятельно решать вопросы художественного конструирования, изготовления поделок из различного материала и их оформления (выбор материала, способы обработки, умения планировать свою работу и осуществлять самоконтроль).
  • Развивать умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.
  • Формировать способности к профессиональному самоопределению.
  • Воспитывать чувство ответственности и гордости за свой труд, стремление доводить работу до конца.

Формы работы с воспитанниками по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, народным творчеством:

  • беседы;                                                                                                                                
  • работа с электронными пособиями;
  • работа с Интернет-источниками;
  • проведение мастер-классов;
  • практические задания;
  • рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству;
  • экспериментирование с различными художественными материалами;
  • конкурсы декоративно-прикладного искусства.

Отличительной особенностью программы является то, что при изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экономическим и эргономическим требованиям. Воспитанники знакомятся с национальными традициями, видами народного декоративно-прикладного творчества и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональное расходование материалов, утилизация отходов. Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор у, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика.

Срок реализации программы:  1 год.                                                                                                                        Каждое занятия по темам программы, как правило, включает в себя теоретическую часть - это объяснение нового материала, информация познавательного характера об истории различных видов рукоделия. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по плетению, склеиванию, шитью, покраске, декорированию и т.п..

Формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование участников клубного формирования по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии. 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПРОГРАММЫ

Итогом деятельности по программе является подготовка и организация выставки работ. Воспитанники осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностейучастников клубного формирования, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.

К концу года обучающиеся должны знать:

  • требования безопасной работы при ручных работах с острыми, режущими и колющими предметами, быстросохнущими клеем и лаками:
  •  организации труда и рабочего места;
  • роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;
  • основные свойства и назначении используемых материалов: подбор материалов по цвету, фактуре, орнамента, композиции;
  • наименование, назначение и способы применения инструментов и приспособлений;
  • приемы и технологическая последовательность выполнения различных видов изделий;
  • общие сведения о ведущих профессиях;
  • исторические сведения по развитию народных промыслов;
  • основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых изделий.

должны уметь:

  • соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены, составлять план работы;
  • обрабатывать инструментами и приспособлениями различные материалы;
  • экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, оборудованию;
  • уметь контролировать правильность выполнения работы;
  • самостоятельно изготавливать изделия по рисунку, эскизу, чертежу: оказывать помощь товарищам: изготавливать шаблоны, выкройки; обрабатывать различные материалы;
  • изготавливать изделия по образцу и самостоятельно;
  • ориентироваться на качество изделия; в процессе работы учитывать форму, пропорцию, композицию цветовое решение изделия.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Методы оценки результативности программы:

  • посещаемость;
  • отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
  • практические материалы;
  • мониторинг участия в выставках и конкурсах (на уровнях по возростающей).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Тема 1. Вводное занятие

Теория (0,5 часа) Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Правила внутреннего распорядка учреждения, экскурсия. Инструктаж по технике безопасности при работе на занятиях. Устав учреждения. Сбор сведений об участниках клубного формирования

Практика (0,5 часа)                                                                                                                          Организация рабочего места. Рациональное расположение инструментов и материалов на рабочем месте. Правильное положение рук и туловища во время работы.

Раздел 1. РАБОТА С БУМАГОЙ (23 часа)

Тема 2. Папье-маше. Тарелочка - поднос (3 часов)

Теория (1 час) Понятие «папье-маше». Способы использования папье-маше, технология выполнения изделий в технике «Папье-маше», разнообразие изделий выполненных в данной технике.

Практика (5 часов)                                                                                                                       Участники клубного формирования самостоятельно выбирают изделие, которое они будут делать в технике «папье-маше».

Тема 3. Декупаж шкатулки (6 часов)

Теория (1 час).  Практика (5 часов)                                                                                                                       Участники клубного формирования  самостоятельно выбирают изделие, которое они будут делать в технике «папье-маше».

Тема 4. Скручивание трубочек (6 часов)

Теория (0,5 часа)                                                                                                                              Разнообразие изделий выполненных в технике «плетение из газетных трубочек». Способы нарезки газет и журналов для скручивания трубочек. Способы скручивания и окрашивания газетных трубочек. Способы плетений, выполненные из газетных трубочек

Практика (1,5 часа)                                                                                                                   Скручивание трубочек из газет. Переплетение трубочек в шахматном порядке, склеивание. Покраска.

Тема 5. Плетение корзины(6 часов)

Теория (0,5 часа)                                                                                                                              Разнообразие изделий выполненных в технике «плетение из газетных трубочек». Способы нарезки газет и журналов для скручивания трубочек. Способы скручивания и окрашивания газетных трубочек. Способы плетений, выполненные из газетных трубочек

Практика (3,5 часа)                                                                                                                   Скручивание трубочек из газет. Переплетение трубочек в шахматном порядке, склеивание. Скручивание трубочек. Вырезание дна корзинки из картона, приклеивание к нему необходимое количество трубочек. Плетение корзинки с ручкой. Покраска изделия.

Тема 6. Оригами из цветной офис - бумаги. Панно «Сердечное дерево» (4 часа)

Теория (1 час)

Разнообразие изделий выполненных в технике оригами (презентация). Способы сгибов. Выполнение некоторых сложных операций. ТБ при работе с острыми режущими предметами. 

Практика (4 часа)

Вырезание цветных сердечек, разных размеров. Накладывание на схему и приклеивание. Окончательная отделка изделия.                                                                                                                     

Тема 7. Оригами из цветной офис - бумаги. Открытка к 8 марта.

Теория (1 час)

Разнообразие изделий выполненных в технике оригами (презентация). Способы сгибов. Выполнение некоторых сложных операций. ТБ при работе с острыми режущими предметами 

Практика (4 часа)

Зарисовка схемы рисунка открытки. Вырезание деталей рисунка-схемы. Наклеивание на открытку. Окончательная отделка изделия.

                                                                                                                     

Раздел 2. РАБОТА С ФЕТРОМ (19 часов)

Тема 8. Кролик символ года 2023. (4 часа)

Теория (1 час).

 Понятие игрушки из фетра (презентация), разнообразие свойств фетра, подбор цветов, технология вырезания деталей, материалы необходимые для вырезания деталей из фетра, способы отделки.

Практика (3 часов). Подготовка материала из фетра. Изготовление выкройки деталей «Кролика». Отделка ниточным обметочный швом на швейной машине. Соединение деталей. Окончательная отделка изделия.                                                                                                                     

Тема 9. Хомячки. Сувенир. (4 часа)

Практика (4 часа).

Подготовка материала из фетра. Изготовление выкройки деталей «Хомячка», «Сердца». Отделка ниточным обметочный швом на швейной машине. Соединение деталей. Окончательная отделка изделия.                                                                                                                     

Тема 10. Игольница «Кактус». (3 часа)

Практика (4 часа).

Подготовка материала из фетра. Изготовление выкройки деталей «Кактуса». Отделка ниточным обметочный швом на швейной машине. Соединение деталей. Окончательная отделка изделия. 

Тема 11. Пасхальные сувениры. (4 часа)

                                                                                                                     

Практика (4 часа).

Подготовка материала из фетра. Изготовление выкройки деталей «Под кулич», «Яйца». Отделка ниточным обметочный швом на швейной машине. Соединение деталей. Окончательная отделка изделия.

Тема 12. Весеннее панно. (4 часа)

                                                                                                                     

Практика (4 часа).

Подготовка материала из фетра. Изготовление выкройки деталей «Сакуры». Отделка ниточным обметочный швом на швейной машине. Соединение деталей. Окончательная отделка изделия.

                                                                                                                     

Раздел 2. РАБОТА С КАРТОНОМ (8 часов)

Тема 13. Шкатулка (4 часа)

Теория (2 часа)                                                                                                                           Шкатулка, ее назначение, разнообразие шкатулок (выставка поделок прошлых лет), виды картона из которых изготавливают шкатулки. Способы отделки шкатулок. Знакомство с технологией «Декупаж».

Практика (3 часов)                                                                                                              Изготовление прямоугольной шкатулки по выбранному образцу, подбор цвета, выкраивание основных деталей. Склеивание деталей. Покраска. Декупаж цветными салфетками. Покрытие лаком. Окончательная отделка изделия.

Тема 14. Кашпо (4 часов)

Практика (3 часа)                                                                                                                     Изготовление круглой шкатулки по выбранному образцу, подбор цвета, выкраивание основных деталей. Склеивание деталей. Покраска. Декупаж цветными салфетками. Покрытие лаком. Окончательная отделка изделия.

Раздел 3.РАБОТА С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (17 часов)

Тема 15. Орнамент. Ниткография из цветных ниток (3часа)

Теория (1 час)                                                                                                                                 Понятие «Орнамент». Разнообразие марийского орнамента. Технология наклеивания ниток на рисунок.

Практика (5 часов)                                                                                                                     Нанесение рисунка орнамента на изделие. Наклеивание цветных ниток на рисунок. Крепление петли для подвешивания тарелки с орнаментом.

Тема 16. Цветные пуговицы. Панно. (3часов)

Теория (1 час)                                                                                                                                          Понятие «Панно». Технология изготовления панно (презентация+выставка поделок прошлых лет).  Демонстрация разнообразия выполненных поделок, офрмленнные пуговицами.

Практика (2 часа)                                                                                                                             Воспитанники самостоятельно выбирают материал, из которого будут изготавливать панно. Самостоятельно выполняют работу.

Тема 17. Фоамиран. Новогодняя игрушка (3 часа)

Теория (1 час)

 Понятие «Фоамиран», виды, свойства.   Видео презентация поделок из данного материала. Технология нанесения схематических рисунков на материале, вырезание и склеивание быстросохнущим клеем, покраска, отделка. ТБ при работе с остро режущими предметами.

 Практика (3 часа)                                                                                                                              Расчерчиваем  квадраты и полоски, вырезаем и склеиваем детали по схеме. Окончательная отделка изделия.

Тема 18. Кукла-оберег (8 часов)

Теория (1 час)

Понятие «Оберег». Видео презентация видов кукол-оберегов в истории России и Марий Эл. Предназначение кукол-оберегов. Подбор материала.  Выкраивание деталей одежды куклы. ТБ при работе с остро режущими, швейными предметами.

Подбор необходимых материалов.

          

Практика (7 часов)  Дети самостоятельно выбирают или придумывают самостоятельно вид куклы. Подбирают материал. Выполняют работу.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1

Вводное занятие.

0,5

0,5

1

 

Работа с бумагой

5

18

        23

2

Тарелочка-поднос. Папье-маше.

1

2

3

3

Декупаж шкатулки.

1

5                                                                            

6

4

Скручивание трубочек.

0,5

1,5

2

5

Плетение корзины

0,5

3,5

4

6

Оригами из цветной офис-бумаги. Панно «Сердечное дерево».

1

3

4

7

Оригами из цветной офис-бумаги. Открытка к 8марта

1

3

4

 

Работа с фетром

2,5

16,5

19

8

Кролик-символ года 2023

1

3

4

9

Хомячки. Сувенир

-

4

4

10

Игольница «Кактус»

-

3

3

11

Пасхальные сувениры

0,5

3,5

4

12

Весеннее панно

1

3

4

Работа с картоном

2

6

8

13

Шкатулка

1

3

4

14

Кашпо

1

3

4

 

Работа с разными материалами

4

13

17

15

Ниткография из цветных ниток. Орнамент

1

2

3

16

Цветные пуговицы. Панно.

1

2

3

17

Фоамиран. Новогодняя игрушка.

1

2

3

18

Кукла - оберег

1

7

8

Итого

14

54

68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бычкова, Е. Р. Картина своими руками для домашнего интерьера: оригинальные решения [Текст]: практ. пособие / авт. – сост. Е. Р. Бычкова. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011. – 32 с.: ил.
  2. Мититеелло, К. Чудо – аппликация [Текст]: практ. пособие / К. Митителлю. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.: ил.
  3. Проснякова, Т. Н. Технология. Творческая мастерская: Учебник для 4 класса. – 2-е издание, перераб. [Текст]: учебное пособие / Т. Н. Проснякова. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009,– 120 с.: ил.
  4. Румянцева, Е. А. Аппликация. Простые поделки [Текст]: практ. пособие / Е. А. Румянцева. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011. – 16 с.: ил.
  5. Чернова, Н. Н. Волшебная бумага [Текст]: практ. пособие / Н. Н. Чернова. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.: цв. ил.
  6. Интернетресурсы:

Оригами:

Квиллинг

Объемная аппликация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...

Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ

cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...