Открытый урок
учебно-методический материал

Буймова Яна Владимировна

Открытый урок

«Работа над фразировкой в произведениях кантиленного характера

на примере «Первой утраты» Р. Шумана»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_buymova_ya.v.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»

Открытый урок

«Работа над фразировкой в произведениях кантиленного характера

на примере «Первой утраты» Р. Шумана»

Провел: педагог до  МХС «ВИТА»

               Буймова Я.В.

Новокузнецк

 2023

Обучающийся: Гуляева Карина,5 класс

Дата: 22.03.2023

Цель урока: Овладение приёмами работы над фразировкой  в произведениях кантиленного характера.

Задачи:

  • Совершенствование навыков работы над фразировкой.
  • Развитие художественного вкуса, более осмысленного понимания стилевых особенностей произведения.
  • Развитие навыка предслышания звука.

План урока:

Организационный момент.

Особенности исполнения кантилены.

Работа над произведением.

Исполнение пьесы в ансамбле с педагогом.

Ход урока:

Организационный момент, приветствие, подготовка к занятию дневника, нотного текста.

На данном открытом уроке будут показаны некоторые приемы работы над фразировкой в произведении Роберта Шумана «Первая утрата».

Роберт Шуман - немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из самых выдающихся композиторов эпохи романтизма. Романтизм – это идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Учитель Шумана - Фридрих Вик - был уверен, что тот станет лучшим пианистом Европы, но из-за повреждения руки Роберту пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению музыки.

До 1840 года (т.е. до 30 лет) все сочинения Шумана были написаны исключительно для фортепиано. Однако, Шуман ещё и пропагандист, защитник всего нового в искусстве. Так, услышав сочинение никому ещё неизвестного молодого композитора Фридерика Шопена, Шуман воскликнул: «Снимите шляпы, господа! Перед вами – гений!». Шуман выступал против серости, унылого однообразия, боролся с посредственностью. Вокруг него объединялись люди молодые, талантливые, дерзкие.

Цикл «Альбом для юношества» был написан в 1848 году, произведение «Первая утрата»  - в числе прочих пьес цикла. Произведение проигрывается педагогом целиком. Эта пьеса написана в простой двухчастной форме с включением, но материал здесь развивается и варьируется до самого конца, музыка всё глубже проникает в переживания маленького лирического героя. В середине появляется щемящая полифоническая имитация первой фразы, а в конце включения вместо последней фразы звучит новая очень выразительная музыка — гармонически острые жалобные аккорды, прерывающиеся горестной паузой.

Пьеса имеет программное название. Может быть, маленький герой этой лирической миниатюры потерял любимую игрушку – куклу и машинку? А может быть, друга или подругу? На такие вопросы музыка не дает нам точного ответа, мы сами вправе наделить ее смыслом в пределах нашего о ней представления. Эта пьеса — о горьких переживаниях ребёнка. Мы можем только почувствовать силу этих переживаний, и каждый из нас вспомнит что-нибудь грустное из своей жизни, и у каждого возникнет своя история.

Подготовкой к работе над фразировкой будет упражнение, названное пианистом и педагогом Натаном Перельманом «молитвой». Суть упражнения – взятие звуков по гамме до мажор вверх. При выполнении упражнения необходимо дослушивать звук до конца. Ученицей исполняется упражнение, педагог мягко покачивает руку в локте, плече и запястье, не давая тем самым напрягать крупные мышцы и позволяя звуку «течь» по руке свободно.

Итак, возвращаемся к «Первой утрате». Мелодия начинается с самого высокого, кульминационного звука с необычным динамическим обозначением fp. Это означает, что самый первый звук нужно заострить, подчеркнуть — и сразу уйти на piano. Вся сила переживания сосредоточена в этом первом возгласе. Мелодия никнет, спускается всё ниже и ниже. А во втором предложении — снова горестный вскрик.

Ученицей проигрывается первая фраза. Фразировка – это художественно осмысленное построение  фраз. К какому звуку идет мелодия? Необходимо «довести», «дотянуть» на едином дыхании мелодию, перетекая из одного звука в другой, переступая мягкими подушечками пальцев до длинной ноты. Но длинная нота – не конец, ее звук тянется и прерывается лишь «вздохом», «всхлипом» - паузой. Наши руки при игре, как и мы сами должны дышать, «вдох» руки – ее мягкое снятие через запястье. Следующие мотивы – короткие, обозначенные парными лигами, здесь также необходимы объединяющие движения кистью. Несмотря на «мягкость» пальцев, звук должен быть глубоким, поэтому всегда нужно помнить – палец погружается глубоко в клавишу, но не давит на нее. Таким образом произведение доигрывается до конца, по ходу произведения решаются технические и аппликатурные проблемы.

Партия левой руки в «Первой утрате» - полноправная участница диалога с партией правой руки. Она «договаривает» фразы верхнего голоса, подчеркивает из скорбный характер, обогащает звучание гармонически.

Здесь мелодия изобилует задержанными нотами. Их все необходимо прослушать и дослушать, обращая внимание на каждую интонацию и изменения в звучании интервалов и аккордов. Ученицей проигрывается нижний голос. По ходу исполнения педагог делает замечания и указывает на ошибки (текстовые или исполнительские), исправляя вместе с ученицей.

В заключение урока произведение проигрывается в ансамбле с педагогом. Ученица сначала исполняет верхний голос, педагог – нижний, затем – меняются. Особое внимание уделяется слушанию себя, своего исполнения, фразировке, звукоизвлечению.  

Заключение: Линии плавного legato вообще нелегко достигаются детьми. Ребенок видит в тексте ноту за нотой, берет клавишу за клавишей, и в результате исполняет звук за звуком. Восприятие линии, а тем более ее исполнение, даже музыкальным ученикам дается не сразу. Из чего делается вывод – работа над кантиленой – кропотливый, продолжительный, но в то же время увлекательный и творческий процесс в обучении юного пианиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...