Разработка урока-беседы "Где музыка берет начало"
план-конспект урока

Жакина Юлия Сергеевна

День музыки – это не только профессиональный праздник всех музыкантов, композиторов, всех кто посвятил музыке свою жизнь, но и праздник всех любителей и ценителей музыки, ведь она вызывает прекрасные эмоции и чувства. В этот день мы поздравляем с праздником всех преподавателей нашей школы – вы учите чувствовать красоту музыки и любить её.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ Г. ЕЛЬНЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБУ ДО ДМШ г. ЕЛЬНИ)

216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а

Тел/факс: 8-481-46 - 4-27-49

____________________________________________________________________________

Урок-беседа

тема: «Где музыка берет начало»

разработала:

преподаватель вокала, хорового пения

Жакина Ю.С

г.Ельня.2022г.

Показом слайдов на тематику праздника.

     Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и гости нашего праздники! Мы рады приветствовать вас в нашем зале на  концерте, посвященном международному дню музыки.

     Этот праздник был учрежден 1 октября 1975 г. по решению Юнеско, и одним из инициаторов стал великий композитор Д. Шостакович – композитор-классик XX в.

     В нашей стране празднование дня музыки стало традицией с 1996 г., когда исполнилось 90 лет со дня рождения Шостаковича.

     День музыки – это не только профессиональный праздник всех музыкантов, композиторов, всех кто посвятил музыке свою жизнь, но и праздник всех любителей и ценителей музыки, ведь она вызывает прекрасные эмоции и чувства. В этот день мы поздравляем с праздником всех преподавателей нашей школы – вы учите чувствовать красоту музыки и любить её.

     Поздравляем всех учащихся, которые учатся в музыкальной школе и знакомятся с музыкальным искусством. И, конечно, поздравляем всех слушателей, которые благодарны исполнителям , композиторам за то, что они дарят людям радость.

     Ведущий: Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать звуки из различных предметов. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты. Например, лук – звучание натянутой тетивы дало начало для создания первых гуслей. А рог для охоты – начало рождения духовых инструментов (рожок, дудочка, свирель).

     Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живёт повсюду, проявляясь в разных звуках.

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт-

В шелесте трав,

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои

Ива роняет у брода…

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт-

Только прислушаться надо

Ведущий: Ребята, вспомните, где ещё вам слышались звуки музыки?

Дети: Шелест листьев, ручей, капель и т.д.

Ведущий: Молодцы! Сейчас мы с вами окажемся в весеннем лесу.

Ведущий. Молодцы! А кто мне ответит на следующие вопросы?

-Кто сочиняет музыку? (Композиторы)

-Каких композиторов вы знаете? (перечисляют известных композиторов)

-Как музыка приходит к нам? (развернутый ответ учеников)

-Кто исполняет музыку? (певцы, музыканты)

-Для кого исполняют музыку? (для слушателей)

   

 Ведущий. День музыки во всем мире отмечается большими концертными программами с участием лучших артистов. И сегодня, наш концерт, подготовленный учащимися и преподавателями, мы посвящаем царице  всех искусств – Музыке!

Дети.                            О, музыка, блистательный каскад!

Стихи твои небесные звучат.

Ни капли нет в тебе обмана, ты – в пенье скрипки, арфы и органа.

Твой голос – в танце, в хороводе,

А сердце и душа – в природе.

Ведущий. Ребята, С помощью чего записывают музыку? (Ноты)

1. Семь подружек голосистых              2. Домик наш открыт всем детям,

        Семь звоночков серебристых,               Заходите, мы вас встретим.

         Дружно весело живут.                           Тайны музыки расскажем,

         Звонко песенки поют.                           В мир волшебный путь покажем.

Ведущий.  Если будете стараться, и усердно заниматься, то терпение и труд, вас к успеху приведут.

Всем юным музыкантам я желаю терпения, удачи, большой любви к музыке, оставайтесь верными ей до конца жизни!

Люди издавна считали, что музыка обладает чудодейственной силой. Они восхищались музыкантами – творцами, создавали о них легенды.

Имя древнегреческого певца Орфея известно более 2000 лет. Как повествует легенда, ему не было равных в искусстве пения и игре на золотой лире. Когда Орфей пел, вся природа затихала, внимая божественному голосу певца. Сегодня имя Орфея стало символом художника – творца, символом бессмертия искусства. А его золотая лира – эмблемой музыки.

А вы знаете, голос – это тоже музыкальный инструмент:

Романова Василиса.             Самый сложный, самый звонкий

Ярче самых ярких лент

От природы у кого-то

Он волшебный золотой

Но тяжелая работа

Ведать этой красотой.

Романова Василиса «Улыбчивая песенка»

Ведущий . Чтобы пыл веселья не угас, чтобы время шло быстрее,

            Друзья, мы приглашаем вас, к загадкам поскорее!

Загадки: 1.Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка.  (Ноты)

                2. Звукоряд от ДодоДо, впереди всех нота…  (До)  

                3. У ребят у всех спроси, как закончить гамму?…   (Си)

Ведущий . А сейчас послушайте стихотворение о том, где живут нотки

Есть у каждой ноты дом

Где живёшь ты нота «ДО»?

Нота «До»:        Здесь  на маленькой скамейке, на добавочной                                          линейке.

Ведущая:            Нота «Ре» где ты живёшь? Где ты песенки поёшь?

Нота «Ре»:         Отгадать сумей – ка, под первою линейкой.

Ведущая:             Смотри, запомни и пойми, пропела нота «МИ»

Нота «МИ»:         Не хочу высоко лезть, мне хорошо и здесь!

Ведущая:              Между первой и второй «Фа» глядит в окошко

Нота «Фа»:           Между первой и второй тесно мне немножко.

Ведущая:            На второй линейке «Соль» с нотой «Фа» встречаются

Нота « Соль»:    Если скажешь «Фа» и «Соль», получается фасоль.

Ведущая:              А  вы меня заметили? Спросила нота «Ля».

Нота «Ля»:           Между второй и третьей, пою я песни детям (ля, ля)

Ведущая:             А на линейке третьей «Си», на самой серединке.

Нота «Си»:           Спою, когда не попроси, так звонко,  без запинки.

Ведущий. Музыка – один из древнейших видов искусства. Даже есть убеждение, что музыка родилась вместе с человечеством. В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки исчезнувших племен, на которых изображены люди с муз. инструментами. (показ слайдов).

    А знаете ли вы, что одной из древнейших в мире является китайская музыка и этому есть не одно подтверждение: в 2000 году китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, созданный 2000 лет назад. (показ слайдов). Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться. Музыка не стареет. Она будет жить столько, сколько будет существовать человек. Помогая жить современному человеку, музыка обладает невероятной энергетикой и магнетизмом.

Ученые доказали, что посредством музыки можно влиять на здоровье, интеллектуальное развитие человека, воздействовать на его эмоциональное самочувствие, ведь музыка способна затронуть тончайшие струны человеческой души.

 Дмитрий Шостакович так сказал о силе воздействия музыкального искусства: «Без музыки трудно представить себе жизнь человека, без звуков музыки она была бы неполна, глуха и бедна».

Ведущий. А знаете ли вы, на каких музыкальных инструментах играют музыканты? Это мы сейчас проверим!

Загадки:

1.Он по виду брат баяну,                                                                            

Где веселье там и он.                                                

Я подсказывать не стану,                                

Всем знаком …    (Аккордеон)       

Ведущий. На этом замечательном инструменте нам сыграет Халенков Сергей , пьеса «Юлька»                                                           

2.Форте – громко, пиано – тихо. Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна. Ну, конечно…  (фортепиано) .

Ведущая: сейчас Елена Николаевна и ее ученица  сыграют нам дуэтом- то есть вдвоем на этом замечательном инструменте.

   3.Приложил к губам я трубку,                  

   Полилась по лесу трель, -                      

   Инструмент тот очень хрупкий,            

   Называется…… (Свирель)                                  

4.То толстеет, то худеет, на весь дом голосит.    (Гармонь)    

 Ведущий. А на инструменте, который считается братом гармони-баяне, нам исполнит пьесу Антонов Алексей.

Антонов Алексей «Дождик»

5.Чудесная трубочка, не простая дудочка,

Бывает золотой, фарфоровой, костяной,

Изумительно поёт, всех в концертный зал зовёт. (Флейта)

6.Движенье плавное смычка                              7.Струн давно мне очень мало,

Приводит в трепет струны.                                Но пока что мне хватало!

Мотив журчит издалека,                                     Струны ты мои задень

Поёт про ветер лунный.                                      И услышишь: длень, длень, длень!

Как ясен звуков перелив,                                    Ну-ка! Кто я, отгадай-ка!

В них радость и улыбка,                                      Озорная…

Звучит мечтательный мотив,                                                          (Балалайка)      

Его названье - …

(Скрипка)

Ведущий. Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями. И если вы по –настоящему любите музыку, то подружитесь с нотками крепко – крепко. Тогда вам откроется неведомый мир музыкальных звуков. Вы научитесь понимать музыку, слышать её в окружающей природе. Вы поймёте, какое многообразие мелодий могут составить всего семь ноток – подружек. Именно они делают окружающий мир еще прекрасней и добрей.

Наш праздник подошел к концу.

Сегодня мы с вами окунулись в чудесный и волшебный мир музыки.

Маргослепова Анастасия «В сердце музыку впусти»

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Причины и начало Великой Французской революции"

Методическая разработка содержит презентацию (имеется звуковое сопровождение) и конспект урока истории в 7 классе....

Разработка классного часа "Родительский дом -начало начал".

Цельклассного часа в  воспитание у учащихся  положительного отношения к семье как к базовой ценности    общества. В этом возрасте важно продолжать формирование нравственного ...

Учебный фильм "Танцы эпохи барокко в музыке композитора начала XVII века Андреа Фальконьери".

Как звучала музыка танцев эпохи барокко в исполнени старинных инструментов? А как она будет звучать на концерте выдающихся музыкантов на лоне природы и в рыцарском замке? Я попытался ответить на эти в...

Разработка классного часа "Мой дом - начало начал!"

Классный час с мультимедийной презентацией для учащихся средних классов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Родительского собрания «Родительский дом – начало начал…» (для родителей обучающихся первого курса «Сахалинского политехнического центра №5»)

Разработка представляет собой материалы к проведению родительского собрания, проводимому в форме беседы с элементами лекции, позволяющей непосредственно вовлечь родителей в процесс обсуждения и анализ...