Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мир проектов»
рабочая программа (7, 8 класс)

Фролова Данна Владимировна

Настоящая программа «Мир проектов» предназначена для   обучения основам проектной культуры учащихся 7-8 классов основной школы. Составлена на основе инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК), разработанной Э. Р. Хаматгалеевым и опубликованной в учебном пособии автора. Необходимость введения кружка «Мир проектов» определяется требованиями, обозначенными в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта к обучающимся в части исследовательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_frolova_d.v.docx483.11 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа№ 105»

Принята                                                                   Утверждаю

На заседании педагогического совета                  Директор МБОУ «Школа № 105»      

От « __»___________________2019г.                   ________________И.Н. Мулянова

Протокол №_____________________                   «___»__________________2019 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Мир проектов»

Возраст обучающихся: 14-16 лет

Срок реализации: 1 год

                Автор-составитель:

    Фролова Данна Владимировна,

учитель английского языка

г. Нижний Новгород, 2019


Пояснительная записка

Сегодня система общего образования сталкивается с новыми реалиями и вызовами стремительно меняющегося общества. В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что проектная и исследовательская деятельность направлена на формирование у обучающихся основ культуры проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов предметного или межпредметного учебного проекта. Предусматривается формирование у школьников навыков участия в различных формах организации проектной деятельности, овладение приемами учебного сотрудничества в совместной проектной деятельности.

В предметной области «Иностранные языки» метод проектов при умелой организации может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика, предоставляя возможность осознать и осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Как комплексный обучающий метод, проект позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность обучающимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, а также увидеть и оценить результат своего труда, получить внешнюю оценку и отзыв о своей работе.

Следует отметить и негативную сторону широкого использования метода проектов, которое привело к тому, что проектом стали называть практически любое мероприятие, создание любого продукта (реферат, неделю иностранного языка в школе, создание общешкольного альманаха). Подобная тенденция развивается по причине недостаточного понимания педагогами специфики проекта как формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупности приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта. Детальное освоение особенностей метода проекта необходимо современному учителю для совершенствования профессионального мастерства.

Настоящая программа «Мир проектов» предназначена для   обучения основам проектной культуры учащихся 7-8 классов основной школы. Составлена на основе инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК), разработанной Э. Р. Хаматгалеевым и

опубликованной в учебном пособии автора. Необходимость введения кружка «Мир проектов» определяется требованиями, обозначенными в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта к обучающимся в части исследовательской грамотности.

Цели и задачи:

Цель – развитие универсальных учебных действий учащихся в процессе освоения культуры проектной деятельности с целью обеспечение умения школьников учиться (метапредметные результаты), дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию (личностные результаты).

Задачи:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только первоначальные знания из области проектного метода, что понадобится при дальнейшем обучении разным школьным дисциплинам, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Структура документа

Рабочая программа кружка «Мир проектов» состоит из четырех основных разделов: пояснительной записки, основного содержания с примерным распределением учебных часов по модулям курса, учебно-тематического планирования, образовательных результатов.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Занятия в рамках кружка имеют большое значение для развития личности учащегося, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. На занятиях внеурочной деятельности приходят не за отметкой, а за радостью познания своего собственного открытия, здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача кружка «Мир проектов» заключается в том, чтобы«учить ученика учиться в общении».

        Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

 метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. На занятиях достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся 14-16 лет.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в выполнении итоговых индивидуальных проектов в 9 классе. На современном этапе от учащихся требуется выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Из исследований ученых известно, что учащиеся удерживают в памяти:

  • 10% от того, что они читают;
  • 26% от того, что они слышат;
  • 30% от того, что они видят;
  • 50% от того, что они видят и слышат;
  • 70% от того, что они обсуждают с другими;
  • 80% от того, что основано на личном опыте;
  • 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
  • 95% от того, чему они обучаются сами и обучают других.

        Следовательно, занятия в рамках кружка «Мир проектов» будут являться для учеников накоплением опыта, обсуждением полученных знаний, переходом от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, переходом от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика: т. е. способствовать формированию метапредметных результатов.

Новизна программы кружка заключается в том, что в качестве основного материала для организации занятия используется материал культурного наследия страны изучаемого иностранного языка, что входит в содержание предметной области иностранный язык. Такой подход к отбору содержания позволяет на основе доступного для учащихся материала осуществить:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, в ходе выполнения итоговых индивидуальных проектов, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы учебных занятий: теоретические/ практические

Основными методами  и приемами обучения являются:

1 этап – мифотворческий этап имитации, т. е. имитационного/игрового моделирования:

оргдеятельностная/проблемно-деловая/сюжетно-ролевая игра;

кейсы;

ситуативные/ситуационные задачи;

тренинг (коммуникативный, креативный и др.);

самооценочные и проективные методики рисуночные/картиночные тесты;

мозговой штурм, схематизация.

2        этап – ремесленнический (этап материализации, т. е. материального моделирования, а также упражнение/тренировка в умении/навыке)

деятельность по образцу, предписанию, рецепту;

метод проб и ошибок;

ремесленническое создание модели/прототипа по образцу и рецепту/предписанию.

3        этап        –        исследовательский/лабораторный        (исследования,

эксперименты, испытания над моделью и др. исследования/эксперименты):

подготовка к проектному этапу: формулирование конкретной потребности, противоречия, проблемы, цели исследования, задачи, гипотезы;

проведение предпроектных/эмпирических/материальных/практических и теоретических исследований и экспериментов;

приём: «Периодическая таблица»;

приём: «Системный оператор»

наблюдения, мониторинг, измерения и т. д..

4        этап – проектный (этап выбора и практической реализации выбора):

методы экспертизы/экспертной оценки: метод комиссий, экспертиза по методу суда, метод предпочтений, метод попарных сравнений, метод смешанной альтернативы, метод согласования оценок, метод решающих матриц и др.;

приёмы:        «Периодическая        таблица»,        «Системный        оператор»,

«Уравнения        проектных        реакций»,        «Проектные        неравенства»,

«Множества (проектное конструирование)», «Комбинаторика» и др..

Примечание. Возможно преобладание (с точки зрения затрат времени) отдельных этапов проектной деятельности в рамках образовательного процесса, ведущегося с применением проектной деятельности и технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После занятия домашнее задание не предусмотрено.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

Кружок «Мир проектов» предназначен для учащихся, реализующих программу ФГОС ООО.

По своей структуре курс является системным и сквозным курсом, представляет собой модуль в целой системе проектных курсов, предназначенных для овладения проектным методом в различных предметных направлениях. Программа кружка рассчитана на 1 час в неделю. Учебно-методический комплекс курса подразумевает организацию отдельных занятий, не связанных между собой тематически. Содержание учебного материала, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (10%:90%) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе кружка «Мир проектов» уделяется формированию коммуникативных УУД. Программа внеурочной деятельности является компонентом программы развития универсальных учебных действий (программы формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Срок реализации программы реален для достижения результатов в соответствии с ФГОС ООО (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).


Содержание программы внеурочной деятельности ориентированно на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

        Личностные результаты:

1)        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3)        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4)        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5)        освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6)        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)        формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9)        формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной

рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10)        осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11)        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

        Метапредметные результаты:

1)        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5)        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7)        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)        смысловое чтение;

9)        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10)        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11)        формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12)        формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

        Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.

Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить:

приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;

осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;

формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» должны отражать:

1)        формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

2)        формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3)        достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4)        создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.

Ожидаемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

У        обучающегося        будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к самораз- витию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного миро- воззрения, соответствующего совре- менному уровню развития науки и об- щественной практики;
  • развитие осознанного и ответ- ственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образова- тельной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельно-

сти.

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний

Метапредметные результаты

Ученик научится

Ученик        получит

возможность научиться

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

анализировать объекты с выделением существенных        и        несущественных

признаков

осуществлять анализ, самостоятельно выбирая основание

Умение выбрать основание для сравнения объектов

сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

Умение выбрать основание для классификации объектов

проводит классификацию по заданным критериям

осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Умение определять последовательность событий

Познавательные универсальные действия

Устанавливать последовательность событий

устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы

Умение определять последовательность действий

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно

представлять информацию в неявном виде.

Регулятивные универсальные действия

Ученик научится

Ученик        получит        возможность

научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

Принимать и сохранять учебные цели

и задачи

в сотрудничестве с учителем

ставить новые учебные задачи

Умение контролировать свои действия

осуществлять контроль при наличии

эталона

осуществлять контроль на уровне

произвольного внимания

Умения планировать свои действия

планировать    и     выполнять     свои

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

планировать   и    выполнять    свои

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

Умения оценивать свои действия

оценивать правильность выполнения

действия на уровне ретроспективной оценки

самостоятельно адекватно

оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится

Ученик        получит        возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные

вопросы

           Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать        вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и

сотрудничества с партнером


Содержание программы кружка в соответствии с этапами технологии развития проектной культуры (ТРПК) по методике Э.Р. Хаматгалеева

Тема занятия

Кол-во

часов

Модуль 1 (мифотворческий)

1

Вводное занятие игровая форма организации деятельности

1

2

Объединение учащихся по интересам Организация деятельности (оргдеятельностной/сюжетно-ролевой игры): распределение ответственности, обязанностей

1

3

Организация деятельности (оргдеятельностной/сюжетно-ролевой игры): распределение ответственности, обязанностей

1

4

Индивидуальная и совместная созидательная деятельность: создание коллекции объектов (частей будущего проекта) – изготовление, сбор, коллекционирование

1

5

Индивидуальная и совместная созидательная деятельность: создание коллекции объектов (частей будущего проекта) – изготовление, сбор, коллекционирование

1

6

Наглядное         изображение,        обозначение,        символизация коллекционируемых объектов в целях дальнейшего манипулирования не самими объектами, а знаками и символами, их заменяющими

1

7

Наглядное         изображение,        обозначение,        символизация коллекционируемых объектов в целях дальнейшего манипулирования не самими объектами, а знаками и символами, их заменяющими

1

8

Итоговое занятие   Модель мира проектов

1

Модуль 2 (ремесленнический)

9

Вводное занятие преимущественно обучающе-учебная форма организации деятельности

1

10

Определение отношений между созданным на первом этапе (а также собранным/накопленным,        найденным        в информационных/литературных источниках, коллекционируемым) материалом

1

11

Выбор критериев структурирования

1

12

Разработка наглядной схемы логического последовательного и/или иерархического расположения объектов коллекции в соответствии с выбранными критериями

1

13

Одновременное        увеличение        разрабатываемого                или коллекционируемого                материала

1

14

Реализация действий участниками группы в соответствии с ответственностью, обязанностями, ролью, правилами, целями, задачами, созданными условиями деятельности

1

15

Итоговое занятие Банк « Калейдоскоп проектов»

1

Модуль 3(исследовательский, научно-инженерный, системно- инженерный)

1

16

Вводное занятие экспериментальная и исследовательская деятельность

1

17

Предпроектные эмпирические и теоретические исследования и эксперименты);

1

18

Выбор средств классификации

1

19

Определение критериев и оснований классификации

1

20

Классификация объектов по группам и периодам (систематизация, периодизация материала)

1

21

Конструирование и оптимизация наглядной модели

1

22

Агрегирование информации об объектах и их группах в окончательную табличную форму (интеграция

1

23

Определение недостающих звеньев в периодической системе будущего проектного продукта

1

24

Итоговое занятие  Памятки для учащихся по ТРПК

1

25

Итоговое занятие Подсказки для учителя по ТРПК

1

Модуль 4 (проектировочно-технологический,      проектный)

26

Вводное занятие формулирование конкретной потребности, противоречий, проблемы, темы, объекта, предмета, гипотезы, идеи (замысла) проекта, цели  проекта, задач

1

27

Разработка/поиск недостающих и/или промежуточных звеньев в системе/модели объектов (совершенствование системы

1

28

Разработка/поиск недостающих и/или промежуточных звеньев в системе/модели объектов (совершенствование системы

1

29

Выбор оптимальных решений на основе сравнительного анализа экспериментальных данных и других результатов исследований

1

30

Выбор оптимальных решений на основе сравнительного анализа экспериментальных данных и других результатов исследований

1

31

Создание окончательного реального проектного индивидуального/группового продукта (или коллективного программного результата

1

32

Создание окончательного реального проектного индивидуального/группового продукта (или коллективного программного результата)

1

33

Представление (презентация, защита) проекта/программы

1

34

Итоговое занятие

1

Итого:

34

Учебно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Тема занятия

Методы/теория

Приемы/

Кол-во

часов

Модуль 1 (мифотворческий)

1

Вводное занятие игровая форма организации деятельности

игровое моделирование

самооценочные методики рисуночные/картиночные тесты

1

2

Объединение учащихся по интересам

игровое моделирование

проективные методики рисуночные/картиночные тесты

1

3

Организация деятельности (оргдеятельностной/сюжетно-ролевой игры): распределение ответственности, обязанностей

игровое моделирование

тренинг (коммуникативный, креативный и др

1

4

Индивидуальная созидательная деятельность: создание коллекции объектов (частей будущего проекта) – изготовление, сбор, коллекционирование

игровое моделирование

кейсы

1

5

Совместная созидательная деятельность: создание коллекции объектов (частей будущего проекта) – изготовление, сбор, коллекционирование

игровое моделирование

мозговой штурм

1

6

Наглядное         изображение,        обозначение,        символизация коллекционируемых объектов в целях дальнейшего манипулирования не самими объектами, а знаками и символами, их заменяющими

игровое моделирование

схематизация

1

7

Наглядное         изображение,        обозначение,        символизация коллекционируемых объектов в целях дальнейшего манипулирования не самими объектами, а знаками и символами, их заменяющими

игровое моделирование

схематизация

1

8

Итоговое занятие   Модель мира проектов

схематизация

1

Модуль 2 (ремесленнический)

9

Вводное занятие преимущественно обучающе-учебная форма организации деятельности

материальное моделирование

метод проб и ошибок

11

10

Определение отношений между созданным на первом этапе (а также собранным/накопленным,        найденным        в информационных/литературных источниках, коллекционируемым) материалом

материальное моделирование

метод проб и ошибок

1

11

Выбор критериев структурирования

материальное моделирование

мозговой штурм

1

12

Разработка наглядной схемы логического последовательного и/или иерархического расположения объектов коллекции в соответствии с выбранными критериями

материальное моделирование

создание модели по образцу.

1

13

Одновременное        увеличение        разрабатываемого                или коллекционируемого                материала

материальное моделирование

создание прототипа по рецепту/предписанию

1

14

Реализация действий участниками группы в соответствии с ответственностью, обязанностями, ролью, правилами, целями, задачами, созданными условиями деятельности

практика

1

15

Итоговое занятие Банк « Калейдоскоп проектов»

практика

1

Модуль 3(исследовательский, научно-инженерный, системно- инженерный)

16

Вводное занятие экспериментальная и исследовательская деятельность

формулирование конкретной потребности

приём: «Периодическая таблица»

1

17

Предпроектные эмпирические и теоретические исследования и эксперименты);

формулирование противоречия

приём: «Периодическая таблица»

1

18

Выбор средств классификации

формулирование проблемы

приём: «Периодическая таблица»

1

19

Определение критериев и оснований классификации

формулирование цели исследования

приём: «Периодическая таблица»

1

20

Классификация объектов по группам и периодам (систематизация, периодизация материала)

формулирование задачи

приём: «Системный оператор»

1

21

Конструирование и оптимизация наглядной модели

формулирование гипотезы

приём: «Системный оператор»

1

22

Агрегирование информации об объектах и их группах в окончательную табличную форму (интеграция

наблюдения, мониторинг

приём: «Системный оператор»

1

23

Определение недостающих звеньев в периодической системе будущего проектного продукта

наблюдения, мониторинг

приём: «Системный оператор»

1

24

Итоговое занятие  Памятки для учащихся по ТРПК

практика

1

25

Итоговое занятие Подсказкии для учителя по ТРПК

практика

1

Модуль 4 (проектировочно-технологический,      проектный)

26

Вводное занятие формулирование конкретной потребности, противоречий, проблемы, темы, объекта, предмета, гипотезы, идеи (замысла) проекта, цели  проекта, задач

метод комиссий

«Периодическая        таблица»

1

27

Разработка/поиск недостающих и/или промежуточных звеньев в системе/модели объектов (совершенствование системы

экспертиза по методу суда

«Системный        оператор»

1

28

Разработка/поиск недостающих и/или промежуточных звеньев в системе/модели объектов (совершенствование системы

метод попарных сравнений

«Системный        оператор»

1

29

Выбор оптимальных решений на основе сравнительного анализа экспериментальных данных и других результатов исследований

метод предпочтений

«Проектные        неравенства»

1

30

Выбор оптимальных решений на основе сравнительного анализа экспериментальных данных и других результатов исследований

метод смешанной альтернативы

«Проектные        неравенства»

1

31

Создание окончательного реального проектного индивидуального/группового продукта (или коллективного программного результата

метод согласования оценок

«Множества »

1

32

Создание окончательного реального проектного индивидуального/группового продукта (или коллективного программного результата)

метод решающих матриц

«Комбинаторика»

1

33

Представление (презентация, защита) проекта/программы

практика

1

34

Итоговое занятие База цифровых инструментов

практика

1

Итого:

34 ч

Описание учебно–методического и материально – технического обеспечения образовательного результата

В основе организации занятий кружка «Мир проектов» лежат приемы и методы технологии развития проектной культуры(ТРПК) и использование ИКТ – технологий (муниципальный базовый учебный кабинет иностранного языка МБОУ «Школа№105» имеет мультимедийное оборудование и выход в сеть Интернет). На занятиях используются памятки и алгоритмы по работе над проектом для каждого ученика. Групповые формы работы над проектами способствуют формированию социализации учащихся.

Техническое обеспечение занятий кружка:

  1. Интерактивные средства обучения: компьютер, проектор.
  2. Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.
  3. Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических заданий.

Образовательные ресурсы к курсу

Литература для учителя

  1. Стандарт основного общего образования второго поколения (Электронный ресурс) // Федеральный Государственный образовательный стандарт / Институт стратегических исследований в образовании РАО. – Электронные данные – М.: Просвещение, 2013.
  2. Методические рекомендации по оценке предметных и метапредметных результатов обучающихся на всех уровнях образования/ Авт.сост. С.П.Захаров.- Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО.- 2020.
  3. Хаматгалеев Э. Р. Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)/ Э. Р. Хаматгалеев. – Барнаул: Петров, 2019.
  4. Мультимедиаресурсы учебного кабинета 15А МБОУ «Школа№105»

Литература для учащихся

  1. Электронная база индивидуальных итоговых проектов обучающихся МБОУ «Школа№105» в локальной сети.
  2. Памятки для учащихся

Литература для учителей

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в основной    школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. Серия «Стандарты второго поколения». – М.: Просвещение, 2010. 
  2. Памятки для учителей


Мониторинг результативности курса внеурочной деятельности «Мир проектов»

В современном мире возрастает роль ключевых навыков и компетенций, которые по  ФГОС — предметные, метапредметные и личностные. Необходимо оценивать не только предметные результаты обучения в динамике, чтобы отслеживать индивидуальные траектории обучающихся, выделять группы риска, вовремя корректировать учебный процесс и таким образом реализовать персонализацию обучения.

Метапредметные результаты -  это образовательные результаты, представляющие универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, оценивание которых затруднено и не являет я общепринятой практикой, поскольку это сложные конструкты. Они состоят из различных субкомпонент, каждая из которых может также делиться на отдельные составляющие.  Чтобы оценить сложные конструкты, необходимо провести наблюдение за тем, как учащиеся принимают решения и действуют в сложных ситуациях в реальной жизни. Возможное решение данной проблемы -  использование цифровых инструментов на основе заданий сценарного типа, игр, симуляций. В условиях, когда они находятся на стадии разработки, для оценки сформированности метапредметных умений используются традиционные инструменты и методики, представленные в пособии Методические рекомендации по оценке предметных и метапредметных результатов обучающихся на всех уровнях образования/ Авт.сост. С.П.Захаров.- Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО.- 2020 (Приложение).


Приложение

Инструментарий для оценки метапредметных результатов

1. Методики для диагностики сформированности регулятивных УУД

Методика 1.

Название: «Беседа»

Цель: определить уровень сформированности умений, связанных с целеполаганием

Источник: Калашникова Н.Г., Никитина М.Г. Динамика формирования универсальных учебных

действий младших школьников: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2012 – 48 с. с.40-41 (модифицировано)

Форма: индивидуальная работа

Средство: текст анкеты, предъявляемой для индивидуальной работы

АНКЕТА

Ответь письменно на вопросы:

  1. Что ты сегодня изучал на уроке математики (биологии, литературы, и т.д.)1?

  1. Что для тебя было интересным?

  1. Чему ты сегодня учился?

  1. Что сегодня задано по математике (биологии, литературе, и т.д.)?

  1. Как ты считаешь, зачем вам дали такое задание?

  1. Выполняешь ли ты задания кроме тех, которые задает учитель?

  1. Если бы сегодня домашнее задание для класса подбирал ты, какое бы ты дал?

  1. Какие из приведенных ниже заданий ты не можешь выполнить? Как ты думаешь, чему будешь учиться, когда учитель расскажет, как их выполнять?2

а) Дай определение понятиям: ………………, …………………….., ………………………

б) Приготовь препарат для рассмотрения его под микроскопом.

в) Нарисуй по одному представителю из каждого царства живой природы.

Показатели сформированности умений, связанных с целеполаганием:

  • количество целей для каждой из сфер жизнедеятельности;
  • содержание цели;
  • конкретность цели;
  • временная перспектива, т. е. тот временной интервал, в пределах которого планируется достижение поставленной цели.

Критерии обработки результатов

Характеристика уровней:

I уровень (низкий) – не может сказать, чему учился на уроке, цель заданий видит в получении конкретного результата ответа, не может отделить задания, способ выполнения которого еще не знает.

  1. уровень (средний) – удерживает, помнит УЗ урока, выполняет действия, способ выполнения которого не знаком, но не может сформулировать на этой основе новую УЗ и определить свои возможности в ее решении, определяет цель задания, как овладение способом действия.
  2. уровень (высокий) – может сформулировать УЗ, определить собственные возможности в ее решении.

Возможна детализация критериев в соответствии с характеристиками, сформулированными в таблице 2 указанного в методике источника с.19-21.


Методика 2.

Название: «Составь план действий»

Цель: оценить степень сформированности умений, связанных с планированием предстоящей деятельности.

Источник: текст стартовой комплексной метапредметной проверочной работы, предложенной в рамках федерального мониторинга в октябре 2013 года.

Форма: индивидуальная работа

Средство: текст задания №10

Ученикам предложили разработать проект национального парка, в котором обитало бы

большое количество разнообразных животных. В твоей группе 4 человека – ты и Маша, Таня, Дима. Тебя выбрали капитаном команды.

Напиши план работы своей группы и распредели, кто и что будет выполнять.

План работы

1.          

2.          

3.          

4.          

5.         Распредели работу между членами группы

Делаете вместе                           Делаешь ты           Делает Маша                   Делает Таня                    Делает Дима                          

Показатели сформированности умения, связанного с планированием предстоящей деятельности:

– наличие плана деятельности;

  • наличие согласованных детских действий.

Критерии обработки результатов:

2 балла – наличие плана и согласованных детских действий

1 балл – присутствует только один элемент в полном объеме (либо план, либо распределение ролей)

0 баллов – все остальное


Критерии сформированности умений5, связанных с планированием решения учебной задачи:

Уровень

Характеристика уровня

Типичные ответы

обучающихся

Начальный уровень формирования действия

I

Может спланировать        1-2 действия при решении практической задачи под руководством учителя.

Может воспроизвести действия в определенной последовательности по образцу.

Приступает к выполнению задания, не зна, как будет действовать.

Не может дать отчета о выполненных учебных действиях.

При изучении текста планирует 2 действия

«Сначала сделаю

(называет действие решения практической задачи)… потом подумаю».

«Прочитаю текст, перескажу его, еще раз прочитаю»

II

С помощью учителя может спланировать 2-3 действия при решении практической задачи.

Самостоятельное планирование практически отсутствует.

Предпочитает задания на планирование действий по известному образцу.

Планирует по заданию учителя 2-3 действия при работе с учебным текстом, пользуется одной формой плана

«Необязательно планировать, я так знаю, как решать…» Не может обнаружить ошибку в плане.

«Прочитаю текст, отвечу на вопросы, перескажу его»

Уровень опорных действий

III

Может спланировать 2-3 действия решения учебной задачи (в сотрудничестве с учителем).

Самостоятельно применяет план, но не может внести в него изменения текста, предусматривая итоговый контроль (в основном, результата).

Пользуется одной формой плана, не предусматривающей оценивания меры освоения действия

«Вначале найдем

способ… Чтобы открыть способ, надо создать модель…».

«Прочитаю текст, выделю непонятное, найду ответы, проверю, могу ли выполнить задание к нему

IV

Может спланировать 2-3 действия решения учебной задачи в сотрудничестве с одноклассниками.

Может самостоятельно изменить план применительно к новым условиям.

Может описать свои затруднения пли планировании. Самостоятельно планирует 2-3 действия при изучении текста, предусматривая контроль процесса и результата. Использует две формы планирования (простой        и схематичный план)   и   предусматривает   творческие виды работ.

«Главный вопрос (далее формулирует его). Чтобы найти ответ, надо сделать модель и на ней выяснить   (обобщенно

называет   действие)   и т.д.

«При планировании

выполнения… мне

трудно (указывает, что

именно)

Уровень превышения опорных действий (ученик получил возможность сформировать у себя)

V

Может самостоятельно спланировать 2-3 действия по решению учебной задачи.

Предусматривает в плане промежуточный и тоговый контроль.

На всех этапах решения учебной задачи может дать ответ о предусматриваемых действиях.

Использует разные формы планирования в зависимости от цели.

В плане решения учебной задачи предусматривает поиск и изучение информации.

Планирует действия, соответствующие задаче (в том числе постановку новых вопросов, установление связей нового с ранее изученным и т.д.)

Предвосхищает возможные трудности выполнения задания и средства их преодоления. Аргументирует свой выбор плана действий.

VI

Может полностью самостоятельно спланировать свою учебную деятельность.

В зависимости от условий может составить вариативные планы деятельности.

Осуществляет планирование в свернутом виде, как умственное действие, но при необходимости или по требованию может развернуть его.

Может объяснить другому ученику план действий и обосновать его целесообразность

Традиционная номенклатура уровней, указанных в таблице:

I – очень низкий (отсутствие действия) II - низкий

  1. – базовый (средний)
  2. – повышенный (выше среднего) V - высокий

VI – очень высокий

Ключ к ответу:

Наличие плана, который соответствует поставленной задачи. Например:

  1. Найти место для расположения национального парка.
  2. Создать план национального парка
  3. Организовать работу по поиску в сети Интернет животных, способных обитать на заданной пунктом 1 территории
  4. Разместить выбранных животных по территории национального парка.

6. Создать буклет о национальном парке.

5.Разработать экскурсию по национальному парку.

Распределение работы между членами группы. Распределение должно соответствовать плану.  Например: Делаем вместе – определяем место для расположения национального парка. Я делаю – план национального парка.

Маша – ищет животных в сети Интернет. Таня – размещает отобранных Машей животных Дима – создает буклет. Делаем вместе – разрабатываем экскурсию.

Методика 3.

Название: «Изучение качества умений учебной деятельности школьников в учебном процессе»

Цель: оценить уровень владения школьником умениями учебной деятельности, связанными с контролем, самооценкой и рефлексией.

Источник: Калашникова Н.Г., Никитина М.Г. Динамика формирования универсальных учебных

действий младших школьников: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2012 – 48 с. с.46-47

Форма: индивидуальная работа

Средство: перечень вопросов, которые задаются обучающемуся до начала работы, во время и после окончания работы.

До начала работы учитель предлагает обучающемуся ответить на вопросы:

  • Сможешь ли ты выполнить это задание? Трудным ли тебе представляется это задание, в чем именно его трудность? (самооценка)
  • Как ты будешь выполнять это задание? Что будешь учитывать? С чего начнешь? Из каких этапов будет состоять работа? (планирование)
  • Как ты сможешь себя проверить? (контроль)
  • Для чего нужны такие задания?

По ходу работы учитель может задавать такие вопросы:

  • Как ты сейчас работаешь? Что учитываешь? На какие условия опираешься? На каком этапе находишься? Как можешь себя проверить? Есть ли другие способы решения этой задачи? (рефлексия).

После выполнения работы учитель может задать вопросы:

  • Трудным ли для тебя было это задание? В чем его трудность? Успешно ли ты с ним справился? Трудно тебе было проверять свою работу? (оценивание)
  • Каким способом ты работал? Какие еще способы применял? Какой способ работы был самым успешным? Как ты сможешь проверить работу сейчас? На что будешь опираться? (контроль)

Показателями уровня сформированности рефлексии являются:

  • осознание и адекватность характеристики усваиваемого учебного материала;
  • выделение и оценка трудных моментов в усваиваемом;
  • умение выделить и описать процесс постановки новой учебной задачи.

Критерии обработки результатов соответствуют качественным характеристикам таблицы 2 используемого источника.

Уровень

Контроль процесса и результата решения учебной

задачи

Типичные ответы и

действия учеников

Характеристика уровня

Типичные ответы

обучающихся

Начальный уровень

формирования действия

I

Осуществляет контроль только при инициировании учителем.

Не может провести анализ модели, сменить гипотезу. Контролирует результат, учебные действия не контролирует и не соотносит со схемой даже при наводящих вопросах.

Допущенные ошибки не исправляет даже в отношении многократно повторенных действий.

Не замечает ошибок других учеников

«Проверю, совпадает ли ответ». «Кажется все правильно, не знаю где ошибка, ответ ведь правильный».

Преждевременно

принимает гипотезу за достоверное суждение

II

Может, хотя и не систематически, исправлять ошибки при напоминании учителя, другого взрослого.

Анализирует отдельные действия решения задачи. Может изменить гипотезу, но делает это хаотично.

Не может обосновать своих действий по исправлению ошибок даже по наводящим вопросам.

В малознакомых действиях ошибки не исправляет

«Надо так делать. (исправляет ошибку)»; затрудняется ответить на вопрос: «Почему нужно делать так?»

Уровень опорных действий

III

Поэлементно анализирует модель по требованию учителя, одноклассника.

Построчно соотносит учебное действие со схемой. Смена гипотезы при поиске способа решения проводится без опоры на модель, эпизодически.

Находит ошибки в работе одноклассника, может исправить их. Изменяет состав действий при изменении условий деятельности в совместной работе с одноклассниками

«Чтобы найти., надо.» (пошагово проговаривает алгоритм и осуществляет контроль). «Надо теперь делать так. (характеризует изменение), потому что»

IV

Проводит полный анализ ситуации и ее модели (при инициировании извне).

Поиск способа решения осуществляет с опорой на проверенные ходы (шаги);

Участвует в изменении гипотезы на основе анализа модели; Самостоятельно обнаруживает допущенные ошибки, правильно объясняя при этом действие.

При контроле действия ориентируется на обобщенную схему и соотносит с ней процесс решения.

Столкнувшись с новой задачей, не может самостоятельно скорректировать схему, проверить ее адекватность новым условиям. Умеет контролировать решение задачи одноклассниками

«Ошибка допущена потому, что не учел.» (указывает условие)

Уровень превышения опорных действий (ученик получил возможность

V

Проводит полный анализ ситуации и ее модели в совместной деятельности с одноклассниками.

Осуществляет последовательный поиск действий на основе проверенных шагов.

Самостоятельно предлагает изменение гипотезы на основе анализа модели.

Задания, соответствующие схеме, выполняются

безошибочно. Может самостоятельно обнаружить несоответствия схемы новым условиям.

Точно определяет субъективные трудности в выполнении деятельности.

Умеет самостоятельно составлять задания для контроля освоенного способа, включая задания-

«ловушки»

Аргументирует совокупность заданий для контроля способа деятельности (обращает внимание при этом на сущностные признаки понятий).

Может пояснить причину возникшего несоответствия схемы и новых условий

VI

Самостоятельно проводит полный анализ ситуации и ее модели. Самостоятельно осуществляет последовательный поиск действий на основе проверенных шагов.

Изменяет гипотезу поиска способа решения на основе полного анализа.

Умеет самостоятельно обнаруживать ошибки при решении новой задачи.

Успешно контролирует соответствие выполняемых действий схеме и соответствие самой схемы

изменившимся условиям Может вносить коррекции в схему действий еще в начале выполнения действий. Составляет задания на контроль усвоения на основе схемы способа, предусматривает творческие задания

«Чтобы найти решение, надо изучить модель. Чтобы (дает характеристику сущностных условий), надо попробовать (формулирует версию), потому что.» (аргументирует на основе анализа).

«В контрольную обязательно надо включить (характеризует) задания, потому что.»

Уровень

Оценивание как определение меры продвижения в решении учебной задачи

Типичные ответы и действия учеников

Характеристика уровня

Типичные ответы обучающихся

Начальный уровень формирования действия

I

Затрудняется определить, найден ли способ решения задачи даже при наличии помогающих вопросов учителя.

Не умеет и не испытывает потребности в собственном оценивании своих действий по продвижению к цели (даже по просьбе учителя).

Ожидания связаны с внешней оценкой деятельности в целом

Использует категоричную модаль ность в оценке возможностей вы- полнения действий

II

Под руководством        взрослого        выделяет отдельные действия способа решения.

Затрудняется в анализе ошибок, не может определить их причину.

Не пытается самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность во внешней оценке.

Оценивая свои действия по просьбе учителя, ориентируется не на содержание, а на внешние особенности решения задачи

«Я правильно (хорошо) сделал?».

«Я хорошо выполнил, красиво написал, выполнил все

действия»

Уровень опорных действий

III

При наводящих вопросах учителя может оценить свои возможности в решении задачи.

Умеет оценивать действия одноклассников в группе на основе схемы способа решения.

Может содержательно обосновать правильность или ошибочность действий другого, соотнося их со схемой

«Не знаю, смогу ли.» При наводящем вопросе:

«Да, это я умею, потому что.».

«Он сделал правильно, потому что.» (опираясь на схему, характеризует)

IV

Оценивает свои возможности в решении новой задачи,

«Думаю,        что        умею

но учитывает лишь ее внешние признаки, а не целостную структуру. Свободно и аргументированно оценивает свое решение задачи, самостоятельно определяет меру владения способом (знаю, научился, могу объяснить другому и др.).

В совместной работе может оценить способ выполнения деятельности, его оптимальность в целом. Частично аргументирует результатами контроля

решать задачи

(указывает, какие), потому что.» (называет основания, связанные с операциональным составом способа)

Уровень превышения опорных действий (ученик получил возможность сформировать у себя)

V

При решении новой задачи может оценивать свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия, может обратиться за помощью к учителю.

Может самостоятельно оценить и аргументировать оптимальность найденного способа решения с опорой на контроль.

Вместе с одноклассниками может определить некоторые виды практических задач, для решения которых применим способ

«Вероятно, смогу найти ее решение, потому что могу построить модель, понять, чем отличается задача от.»

VI

Самостоятельно до решения задачи оценивает свои возможности, учитывая специфику усвоения способов и их вариаций и границ применения последних;

Может самостоятельно оценить и аргументировать оптимальность найденного способа решения с опорой на контроль, оценить способ учебной деятельности в целом.

Самостоятельно определяет некоторые виды практических задач, для решения которых применим способ.

Осознает и описывает собственные учебные действия.

Выделяет наиболее трудные моменты решения учебной задачи

Проблематичная прогностическая оценка обращена к анализу способа действия

Методика 4.

Название: «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности.

Форма: фронтальный письменный опрос.

Средство: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:

  1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.
  2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?
  3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?
  4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я — хороший ученик»?

Показатель сформированности рефлексивной самооценки:

  • адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Критерии сформированности рефлексивной самооценки школьника:

  1. Называет только одну сферу школьной жизни.
  2. Называет две сферы школьной жизни.
  3. Называет более двух сфер школьной жизни; дает адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Способы обработки результатов: определяется уровень сформированности изучаемого УУД

I уровень - Называет только успеваемость.

  1. уровень - Называет успеваемость и поведение.
  2. уровень - Дает характеристику по нескольким сферам; дает адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик».

2. Методики для диагностики сформированности познавательных УУД

Методика 1.

Название: «Слепой текст»

Цель: определить уровень сформированности умений, позволяющих осуществлять смысловое чтение текста.

Источник: Галеева Н. JI. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. — М.: «5 за знания», 2006. — 144 с. — («Методическая библиотека»). с.39 (модифицировано)

Форма: индивидуальная работа

Средство: текст задания, предъявляемой для индивидуальной работы

Задание.6 Компьютерный вирус испортил текст, который нужен для проведения самостоятельной работы в N классе. Вы можете помочь учителю, если вставите пропущенные слова и озаглавите текст.

         ?         

Люди и шимпанзе —        единственные животные, которые используют орудия труда. Морская выдра — капан — практически никогда не выходит        .        Спит калан   тоже        , используя иногда огромные бурые водоросли в качестве

         , чтобы не сносило течением. Каланы очень любят есть ежей, но у тех есть ядовитые                . Калан        свою пищу в водоросли и обламывает выступающие шипы. Теперь пищу можно съесть без                .

Чтобы съесть мидию, калану приходится найти на        плоский камень.

Держа его подмышкой, калан с                в лапах, поднимается на поверхность. Плывя

на        , калан кладет камень себе на грудь и ударяет по нему_        , пока не разобьет.

Стервятники пролетают до 5 километров, чтобы                камень, с помощью которого можно разбить        страусиного        . Делают это они достаточно

         , потому что содержимое яйца надо        , а не        с земли.

Некоторые птицы используют «живые» орудия труда. Скворцы,        , время от времени берут в                муравья, и, сдавливая его, подносят к своим перьям. Бедный испуганный        выделяет в целях        сильную кислоту, которая уничтожает пухоедов —                        скворцов. Некоторые птицы даже                _ на

         , распластав крылья, чтобы муравьи опрыскали их кислотой.

Есть муравьи, которые сами используют _        орудия. Они называются

муравьи-портные, потому что строят гнезда как бы        их. Муравьи берут личинки свои и            

их, чтобы те            

клейкую паутину. Двигаясь        краев листьев, муравьи        их края так, что получается домик-трубочка.

Показатели сформированности умений, позволяющих осуществлять смысловое чтение:

  • пропущенные слова вставлены обучающимся без логических ошибок;
  • выделена главная мысль прочитанного текста на основе понимания основного смысла всего содержания текста;
  • понимание значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
  • понимание содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
  • содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано).

Критерии обработки результатов Характеристика уровней:

I уровень (недостаточный) – при чтении с трудом выделяет главную мысль, ошибается при заполнении простого «слепого» текста.

  1. уровень (критический) – может проанализировать прочитанное по вопросам, осмыслить текстовую задачу, задание (учитель индивидуально вступает с учеником в поисковую беседу по предложенному заданию).
  2. уровень (достаточный) – самостоятельно анализирует текст, может «читать, и понимать, что не написано», легко справляется с заданиями, требующими осмысления незнакомого текста.

Методика 2.

Название: «Разворачивание информации»

Цель: определить уровень сформированности умений, позволяющих преобразовывать информацию.

Источники:

  1. Галеева Н. JI. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. — М.: «5 за знания», 2006. — 144 с. — («Методическая библиотека»). с.38

Текст стартовой комплексной метапредметной проверочной работы, предложенной в рамках федерального мониторинга в октябре 2013 года.

Форма: индивидуальная работа

Средство: текст задания, предъявляемой для индивидуальной работы

Задание 1. На диаграмме показано количество автомобилей, выпущенных одним из заводов с января по декабрь прошлого года.

Когда завод выпустил больше автомобилей - весной или осенью и на сколько штук больше? Ответ        больше, чем        , на        шт

Задание 2. Перед вами график прогноза численности роста человечества, демонстрирующий четыре модели изменения численности человечества в будущем. Проанализируйте график и ответьте на вопросы, записав ответ во втором столбце таблицы.9

Вопросы:

Твои ответы:

1. Какая кривая, на Ваш взгляд, наиболее

утопична (нереальна)?

2. Найдите кривую, характеризующую регресс

человечества, т.е. снижение численности вида.

3. Какие причины могут стать фактором,

способным вызвать подобные последствия?

4. Какие условия обеспечат будущее

человечества по модели «в»?

5. Какие события могут поддержать модель «б»?

6. Какая кривая, на Ваш взгляд, самая реальная?

Почему?

Показатели сформированности умений, позволяющих преобразовывать информацию:

  • извлечение информации с различных частей используемого источника (в таблице – из различных строк и столбцов; в графике – из показателей осей и степени выраженности изучаемого критерия; в схеме – из разных ее уровней и т.д.);
  • систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, структурирование информации, фиксация результатов работы);
  • критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности.

Критерии обработки результатов:

Характеристика уровней:

I уровень (недостаточный) – с трудом анализирует или составляет таблицы, схемы, графики и т.п; практически не способен самостоятельно построить схему по тексту или прочитать новую схему процесса или структуры.

  1. уровень (критический) – при небольшой помощи учителя может справиться с преобразованием информации из вербальной в графическую или символическую (формулы) и наоборот.

  1. уровень (достаточный) – легко «читает» графики, схемы, формулы, преобразует их в текст. Способен без ошибок проделать обратную процедуру — преобразовать текст в рисунок,

график, таблицу и т. д.


Методика 3.

Название: «Методика определения уровня владения обучающимися универсальными логическими действиями»

Цель: определить уровень сформированности логических действий.

Источники:

  1. Галеева Н. JI. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. — М.: «5 за знания», 2006. — 144 с. — («Методическая библиотека»). с.40
  2. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажер. 5-6 классы. Пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева; Рос.акад.наук,

Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.

  Форма: индивидуальная работа

Средство: текст комплексной работы, алгоритм для ее проведения.

Алгоритм проведения комплексной работы

по оценке сформированности логических действий

Сроки проведения: после зачетной работы по теме.

Условия разработки заданий: предлагаемые задания должны быть направлены на использование при его выполнения следующих мыслительных операций – логических действий:

  1. Анализ:

Найдите соответствие...

Выберите только то, что относится... Чем отличаются..?

  1. Синтез:

О чем идет речь? (перечень терминов) Назовите одним словом...

Что общего?

  1. Сравнение:

Сравни два объекта, два процесса, две личности…

  1. Установление причинно-следственных связей: Что пропущено?

Восстановите порядок этапов процесса.

Закончите перечень терминов, дат, чисел.

  1. Вывод:

Сделайте предположение о причинах процесса. Сделайте вывод на основании результатов опыта. Решите задачу.

Проделайте мысленный опыт и сделайте вывод.

Условия проведения комплексной работы: обучающимся разрешается использовать любые  источники информации

Пример 111. Комплексная работа по теме «Строение клетки»12

  1. Анализ.

  1. Установите соответствие между группами растений и животных и их представителями (максимальный балл – 2)

ГРУППЫ РАСТЕНИЙ И ЖИВТОНЫХ

  1. Одноклеточные растения        3) многоклеточные животные
  2. Одноклеточные животные        4) многоклеточные растения

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А) хлорелла, хламидомонада, хлорококк        В) амёба, инфузория туфелька Б) медуза, красный коралл, гидра        Г) спирогира, ламинария

Запиши буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

  1. Установи соответствие между клетками различных царств и их свойствами. (максимальный балл – 2)

ВИДЫ КЛЕТОК

  1. бактериальная        3) животная
  2. растительная        4) грибная

СВОЙСТВА

А) имеют в своем составе хлоропласты              В) есть оболочка из хитина

Б) нет оформленного ядра    Г) клетка имеет мембрану, но не имеет оболочки

Запиши буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

  1. Синтез.

  1. Рассмотри рисунки. Подумай и напиши, какие положения клеточной теории они иллюстрируют. Ответы запиши в правой колонке. (максимальный балл – 3)

         

                

                

  1. Установите, о каком приборе идет речь. «Этот увеличительный прибор состоит из зрительной трубы, штатива со столиком и зеркала» (максимальный балл – 1)
  1. штативная лупа        3) световой микроскоп
  2. ручная лупа        4) электронный микроскоп

2. Сравнение.

  1. Рассмотри рисунки в последней строке таблицы из предыдущего задания и сравни клетки растений, животных, грибов. Заполни таблицу. Наличие органоидов и клеточных структур в соответствующих клетках отметь знаком «+», их отсутствие – «-« (максимальный балл – 1)

Части клетки, органоиды

Растительная клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка

Мембрана

Цитоплазма

Ядро

Вакуоль

Хлоропласты

  1. Прочитай текст «Колониальные и многоклеточные организмы» учебника. Перечисли сходства и различия между колониальными и многоклеточными организмами. (максимальный балл – 3)

  1. Установление причинно-следственных связей.

  1. Установите правильную последовательность этапов работы с микроскопом. Ответ запишите в виде верной последовательности. (максимальный балл – 2)


  1. Определи что лишнее и обоснуй свой выбор? (максимальный балл – 2)

  1. Рибосома, лизосома, митохондрия.
  2. Хлоропласт, вакуоль, оболочка, хлорофилл.
  3. Растения, животные, бактерии, грибы.
  1. Вывод:

4.1 Очистите семя подсолнечника, положите его между половинками белой бумажной салфетки на стол и сверху крепко прижмите его каким-нибудь твердым предметом. Опишите, что вы

наблюдаете          

Объясните свои наблюдения:          

         (максимальный балл – 2)

5.2 Рассмотрите иллюстрации. Определите и подпишите, какое из изображений соответствует стареющей, а какое – молодой растительной клетке. (максимальный балл – 2)

Объясните свой выбор          

Показатели13 сформированности логических действий:

  • умение проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • умение осуществлять синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • поведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Критерии обработки результатов: Таблица максимальных баллов

Логическое действие

задания

Максимальный

балл

Балл по диагностируемому

действию

1. Анализ

1.1.

2

4

1.2.

2

2. Синтез

2.1.

3

4

2.2.

1

3. Сравнение

3.1.

1

4

3.2.

3

4. Установление

причинно-

следственных связей

4.1.

2

4

4.2.

2

5. Выводы

5.1.

2

4

5.1.

2

Сформированность логических действий (всего баллов)

20

Характеристика уровней:

I уровень (недостаточный) – 0-9 баллов. II уровень (критический) – 10-14 баллов. III уровень (достаточный) – 15-20 баллов.

3. Методики для диагностики сформированности коммуникативных УУД

Методика 1.

Название: «Групповой проект»

Цель: определить уровень сформированности коммуникативных УУД.

Источник: Российская академия образования. О.Б. Логинова. Экспериментальные материалы. 2012-2013 уч.г.

Форма: наблюдение эксперта(ов) за ходом групповой работы.

Средство: организация выполнения краткосрочного группового проекта.

Показатели сформированности коммуникативных УУД:

  • конфликты и их разрешение;
  • особенности поведения и коммуникации ученика.

Механизм сбора результатов наблюдения.

По каждому показателю отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы и за группой в целом. При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после завершения проекта. Описываются проблемы, возникшие в процессе работы. Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия. Заполняются соответствующие таблицы и графы.

Конфликты и их разрешение

Заполните Таблицы 1 и 2

Если конфликтов не было, то заполняется только правая часть таблиц 2, 3.

Таблица 1. Возникновение конфликта.

Ученики: роль в возникновении конфликта поставить в каждой ячейке 0,1 или 2

  1. - инициатор конфликта
  2. - участник конфликта
  3. - в конфликт не вступает

Группа в целом: частота конфликтов

поставить 0,1 или 2

  1. - очень часто
  2. - иногда
  3. - конфликтов не было, все работали дружно

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Таблица 2. Разрешение (завершение) конфликта

Ученики: роль в разрешении конфликта

поставить в каждой ячейке 0,1 или 2

  1. - пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет
  2. - готов уступить, избегает столкновений
  3. - ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение

Группа в целом: завершение конфликта

поставить 0,1 или 2

  1. - ссора, общего решения нет
  2. - конфликт завершен - кто-то уступил, кто-то навязал свое решение и все подчинились
  3. - конфликт завершился переговорами и общим

решением

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Особенности поведения и коммуникации ученика

Заполните Таблицы 3, 4 и 5

Таблица 3. Активность/инициативность ученика и активность группы

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0,1 или 2

  1. - не проявляет активности
  2. - активен(активна), но инициативы не проявляет
  3. - активен (активна), проявляет инициативу

Группа в целом:

при машинной обработке подсчитывается средний балл группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Наблюдателем НЕ заполняется

Таблица 4. Ориентация на партнера и согласованность позиций (децентрация) группы

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0 или 1

  1. - не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера
  2. -прислушивается к партнеру, старается учесть его

Группа в целом:

при машинной обработке подсчитывается средний балл группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Наблюдателем НЕ заполняется

Таблица 5. Лидерство

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0,1 или 2

  1. - стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого»
  2. - проявляет стремление к лидерству, в команде

работать не умеет

  1. - проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»

Группа в целом: поставить 0,1

или 2

0-в группе была борьба за лидерство, которая негативно повлияла на результат

  1. - явных лидеров не было
  2. - был признанный лидер/лидеры, их работа позволила группе добиться хорошего результата

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Критерии для обработки результатов

Таблица максимальных баллов ученика №1:

Показатели

Степень выраженности

Набранный

балл

Максимальный

балл

1. Возникновение конфликта

- инициатор конфликта

0

2

- участник конфликта

1

- в конфликт не вступает

2

2. Разрешение конфликта

- пытается настоять на своем,

спорит, на компромисс не идет

0

2

- готов уступить, избегает

столкновений

1

- ведет переговоры,

аргументирует свою позицию,

2

слушает партнера, ищет

оптимальное решение

3. Активность/инициативн ость ученика и активность группы

- не проявляет активности

0

2

- активен(активна), но

инициативы не проявляет

1

- активен (активна), проявляет

инициативу

2

4. Ориентация на партнера и согласованность позиций

- не слушает, перебивает, не

учитывает мнения партнера

0

1

-прислушивается к партнеру,

старается учесть его

1

5. Лидерство

- стремления к лидерству не проявляет, довольствуется

ролью «ведомого»

0

2

- проявляет стремление к

лидерству, в команде работать не умеет

1

- проявляет стремление к

лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»

2

Максимальное кол-во баллов:

         

9

Уровень:

Характеристика уровней:

Уровни развития коммуникативных компетенций

Недостаточный

0-3 балла

Критический

4-6 балла

Достаточный

7-9 балла

Речь развита плохо, в диалоге

Устный полный ответ может

Свободно рассуждает на

участвует односложными

построить только по

заданную тему в рамках

ответами, работая в группе,

алгоритму.

полученных знаний. В

только слушает.

В группе может участвовать в

диалоге активен, умеет

Навык активного слушания

дискуссии.

внимательно слушать

не сформирован – не

Услышанное анализирует,

собеседника. В группе может

отслеживает логику работы,

иногда может задать вопросы.

организовать обсуждение.

не задает вопросов по ходу

При работе в группе хорошо

При работе в команде может

работы.

выполняет четко

как подчиняться, так и

определенную деятельность,

руководить одинаково

без собственной активности.

успешно, сохраняет в

команде способность к

творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Английский язык: от проекта к празднику»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Английский язык: от проекта к празднику". Программа по страноведению расчитана на детей1...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Английский язык: от проекта к празднику (лето)»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Английский язык: от проекта к празднику (лето)". Программа по страноведению на период ле...