Кружок "Умелые руки"
рабочая программа

Тамара Александровна Абраменкова
С учетом данных рекомендаций, как специального учреждения, я разработала и составила программу кружка "Умелые руки" по развитию творчества у детей с особыми образовательными потребностями через кружковую работу. Где особое место отводится эстетическому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_umelye_ruki.doc99.02 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное  образовательное учреждение для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

Календарно-тематический

план кружка «Умелые руки»

Руководитель: Абраменкова

Тамара Александровна

 

 

2021-2022 учебный год

Школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социализации, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Поскольку большая часть из них в настоящее время не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит - до школы ребенок не получал квалифицированную коррекционную поддержку.  Общая незрелость личности умственно отсталого ребенка выражается в низком уровне познавательных процессов - недостаточной активности и слабой целенаправленности процесса восприятия, рассеянном внимании и плохой памяти. Помимо дефектов зрения, умственно отсталым детям свойственно недоразвитие двигательной сферы. У многих учащихся вспомогательной школы нарушены, прежде всего, тонкие, дифференцированные движения пальцев рук и кисти руки. Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение многих задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения, в-третьих, коррекционно-направленный характер всех занятий. Такой организацией являются занятия в кружке - это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно, оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое своими руками. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность занятий ручным трудом.

          С учетом данных рекомендаций, как специального учреждения, я разработала и составила программу по развитию творчества у детей с особыми образовательными потребностями через кружковую работу. Где особое место отводилось эстетическому воспитанию.

        Ведь в процессе эстетического воспитания у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способности замечать, выделять и оценивать прекрасное. И благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакции становятся разнообразными и устойчивыми. Данная программа предусматривает работу с различным материалом, где школьники овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое своими руками.

    Программа составлена таким образом, чтобы развивать умения и навыки художественно-творческой деятельности учащихся, научить применять новые знания на практике, создавать конечный продукт на основе самостоятельных разработок.

Цель программы:

            На основе создания оптимальных условий развития личности, помочь ребенку, имеющему особые образовательные потребности, преодолеть недостатки творческого и личностного развития с целью оптимизации творческого мышления и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи программы:

1.        Способствовать развитию творческого начала.

2.        Формирование практических умений и навыков.

3.        Пробуждать уважение к культурному наследию нашей страны,

4.        Формирование осознанной потребности в труде, стремление к результатам труда, доводить начатое дело до конца.

5.          Коррекция недостатков творческого и личностного развития путем систематической и целенаправленной работы.

Основное содержание, направление деятельности:

           Содержание программы предоставлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, картоном) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы - изготовление поделок, различных полезных предметов для школы и дома.

Программа рассчитана на детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста от 9-11 лет. При обучении используется режим групповых занятий

Общие принципы построения и реализации программы.

1.        Изучение детских интересов и их коррекция.

2.        Системность коррекционных, творческих и развивающих задач.

3.        Комплексность методов воздействия.

4.        Последовательность усложнения стратегий и тактик формирующих воздействий.

5.        Деятельностный принцип.

6.        Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

7.        Опора на положительное в личности ребенка, и ориентация на гармонизацию его развития.

Общая структура занятий с детьми.

                Программа рассчитана на 1 год обучения. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение музо - сказко - двигательной терапии), системности и преемственности. Выбор тематики занятий определяется наличием необходимого материала и подбором адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание традиционных приемов и методов (групповые и индивидуальные занятия) инновационных (рисуночные тесты, рисование, аппликация под музыку, комплекс специальной гимнастики для развития мелкой моторики, комплекс упражнений для профилактики нарушений зрения)

Занятия строятся на материале близком и понятном детям. Работая с различными материалами, учащиеся выполняют определенные действия с конкретным материалом, что находит свое отражение в их устной речи, способствуя ее развитию. У подростков постепенно преодолеваются недостатки в координации движений, корригируется внимание, наблюдательность, возникает интерес к труду.

Условия формирования группы.

1.        Добровольность участия детей.

2.        Безоценочность.

3.        Увлеченность педагога (способствует развитию желания создавать подобное)

4.        Приблизительно одинаковый возраст (программа рассчитана на детей 9-11 лет в условиях малой  группы)

5.        Время проведения занятий строго не регламентировано (30-40 мин. в зависимости от степени интереса детей, пресыщения или утомления. Материала с которым работают дети)

6.        Регулярность проведения занятий -1 раз в неделю, занятия проводятся в послеобеденное время.

7.        Соблюдение структуры занятия.

8.        Участие в выставках детского творчества

        Условия реализации программы.

Для реализации данной программы предусматривается:

1.        Материально - технические условия:

-        специально организованная пространственная среда (изолированное помещение)

-        инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, ножницы фигурные, кисточка для клея и красок,  шаблоны , трафареты букв.

-        материал: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон;, тесьма, эластичная лента, кружева, клей ПВА,

2.        Педагогические условия.

- соответствие направлений и форм работы целям и задачам образования,

- подбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей учащихся,

- единство педагогических требований во взаимоотношениях с учащимися.

3.        Методические условия:

- ведение необходимой документации, программы деятельности, плана работы кружка.

К концу  года  учащиеся должны знать:

-        название изученных материалов и инструментов, их назначение

-        правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами

-        правила планирования и организации труда

-        способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

К концу года учащиеся должны уметь:

-        правильно использовать инструменты в работе

-        строго соблюдать правила безопасности труда

-        самостоятельно планировать и организовывать свой труд

-        самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу)

-        экономно и рационально расходовать материалы

-        контролировать правильность выполнения работы.

Список используемой литературы:

  1. Бахметьев А. Т.Кизяков "Очень умелые ручки"
  2. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях Москва, Просвещение, 1996
  3. Ворончихин С. "Сделай сам из бумаги"
  4. Геронимус Т.М.150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий» Геронимус Т.М. "Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации". 1997г.
  5. Геронимус Т."Работаем с удовольствием" 1998г.
  6. Гудилина С.И"Чудеса своими руками"
  7. Гукасова А."Рукоделие в начальных классах"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Программа "Рука в руке" по профилактике суицидального поведения

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в ОУ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)»

Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн...

Районная акция "Рука в руке"

Так сложилось, что Пуровский район Ямало-Ненецкого АО за все время его существования стал большим общим домом для людей разных национальностей.  Национальные диаспоры глубоко интегрированы во все...

Проект по взаимодействию школы и семьи "Рука в руке"

Цель проекта: Обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи для создания максимально благоприятных условий развития ребенка, реализации им индивидуального потенциала в условиях школьной ж...

Презентация проекта «Рука об руку»

Совершенствование системы сотрудничества логопеда с семьей как условие оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с тяжелыми речевыми  нарушениями....

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «Рука в руке».

Общеразвивающей программы дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке».Тип программы  программа дополнительного образования.Статус программы: общеразвивающая программа коррекцион...