Доклад "Профилактика девиантного поведения"
учебно-методический материал

Власова Елена Федоровна

Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Девиантное поведение проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями.

 

Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 МБУ ДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Доклад «Профилактика девиантного поведения»

Подготовила: педагог дополнительного образования  Власова Е, Ф.

                               

                                     

                                             п. Комсомольский, 2021г.

                С каждым годом  неуклонно растет число обучающихся с поведением, отличным от нормы – девиантным. Девиантное поведение противоречит  принятым в обществе нормам, оно проявляется в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

          В моей работе встречались  дети, с признаками девиантного поведения. Прежде всего,  это дети из неблагополучных семей, либо дети, родители которых чрезмерно заняты, где отсутствует  контроль над поведением, т.е. самоустранение семьи от процесса воспитания. Дети начинают общаться с «плохой компанией», появляется нежелание  учиться, наблюдается вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество.

           Наша задача состоит в том, чтобы проводить профилактическую и развивающую работу с детьми девиантного поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, среды сверстников девиантного поведения, приобщение  к здоровому образу жизни, создание условий для физического, психического и социального благополучия. Т.е., мы должны развивать гармоничную личность; защищать права и интересы ребенка из неблагополучной семьи, оказывать  посильную помощь.

           В моей программе  есть комплекс занятий и мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения, а также на восстановление социального статуса ребенка в коллективе сверстников.

           К примеру, в 3 школе, в 3 классе, обучаются одни мальчики, поведение которых требует повышенного внимания. Несмотря на то, что в целом класс является благополучным, в то же время,  необходимо осуществлять профилактическую работу, чтобы в будущем эти дети не попали в «группу риска» и не стали «трудными». Провожу с ними беседы, мероприятия, «Вредным привычкам скажем «Нет!», Интерактивная викторина «Отношение к своему здоровью», «Все в твоих руках!», «Спорт и здоровье человека», «Режим дня». Разрабатываем  рекомендации по укреплению своего здоровья», устраиваем  творческие часы к конкурсам, где ребята все увлечены полезным делом, отстранены от негатива. На таких занятиях формирую правильную жизненную установку, мотивацию на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей, формирую  коммуникативные качества, равноправие в коллективе.

 Тем не менее, стараюсь  выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают (отсутствие интереса к учебе, к творчеству, чувство скованности).Все это необходимо для успешной адаптации и социализации как в школьном коллективе, так и вне.. Создаю и закрепляю позитивные образцы поведения; развиваю у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу; учу сотрудничеству, проявлению активности, инициативы и самостоятельности; прививаю уважение к старшим, к сверстникам, помогаю  выполнять определенную роль в коллективе. Укрепляю и развиваю  чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности. Расширяю  виды творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей; организую социально-значимую деятельность детей.

          На первичном этапе работы, когда формируется группа, осуществляю  диагностику соматического, психического, социального здоровья ребенка. Изучаю индивидуально – психологические особенности детей; межличностные отношений ребенка; микроклимат в семье, взаимоотношений с родителями. При этом использую  методы: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа.

Кроме того, в своей практике использую методы:- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

- организация досуга.

Формы работы: индивидуальная и групповая работа, тренинги, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники).

         Считаю важным, в профилактике девиантного поведения, и работу с родителями. Психолого-просветительской работа с родителями, способствует улучшению микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни. Для этого, привлекаю родителей для совместной организации досуговой деятельности с детьми;

создаю положительную мотивацию у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку; привлекаю к  праздничным мероприятиям; оказываю всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения

Работа с учащимися девиантного поведения....

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением

Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...