Применение информационно-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности – важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся
статья

Клонина Татьяна Владимировна

Чтобы решать эти задачи и превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования, важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков. Как сделать каждое занятие радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_informatsionno.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационно-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности – важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников,  в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации. Цель внеурочной деятельности – создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, а также  создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Задачи внеурочной деятельности:

  • оказание ребенку помощи в поисках «себя»;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

Чтобы решать эти задачи и превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования, важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков. Как сделать каждое занятие радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, которая вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер. На сегодняшний день педагог получил возможность организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя информационно-коммуникативные технологии.

Использование информационно-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Чтобы обеспечить условия обучения и воспитания учащихся c ОВЗ, которые могут активизировать их жизненную  позицию,  помочь детям самоутвердиться и самореализоваться в стенах школы, применение информационных технологий осуществляется с помощью следующих средств:

  1. Персональный компьютер с установленным на нем программным обеспечением, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д. (программы-приложения пакета Microsoft Office: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций; также системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.; учебные программы,   программы-тренажёры,   контролирующие программы,   демонстрирующие программы,   имитационно-моделирующие программы,  информационно-справочные программы,  мультимедиа-учебники).
  2. Ресурсы сети Интернет: дают возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

Организуя внеурочную деятельность, я часто использую набор средств информационных технологий, доступных учителю в школе-интернате №3.

С помощью ИКТ провожу внеурочную деятельность с учащимися

  • как классный руководитель: организация бесед классных часов,
  • как руководитель кружка школьной газеты: издание газеты «Радуга»,
  • как руководитель кружка изобразительного искусства «Вдохновение»: работа мультипликационной студии.

Организация и проведение классных часов с применением ИКТ

Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Организуя проведение классных часов, я, как и мои коллеги, использую ресурсы сети Интернет, видеофильмы и презентации, которые не только позволяют экономить время для подготовки проведения мероприятия, а главное позволяют красочно и наглядно представить любой материал, что  способствует позитивной динамике изменения мотивации учащихся, позитивной динамике показателей их знаний.

Пример.

Внеклассное мероприятие на тему «Безопасность в сети Интернет».

План занятия включал:

1.        Просмотр видео ролика  и обсуждение правил предотвращения киберугроз, которые встречаются при работе в Интернете.  

2.        Повторение правил безопасного поведения в сети Интернет с помощью презентации «Правила поведения в сети Интернет».

3.        Практикум:

 Работа по карточкам-заданиям, различающимся  степенью сложности.

•        «Заполни пропуски подходящими по смыслу словами» - 2 варианта,

•        «Прочитай утверждения, стрелками укажи правильный ответ».

•        Закрепление знаний в виде игры на компьютере.

В результате мероприятия все участники классного часа смогли ответить на вопрос «Для чего нужно знать основные правила безопасной работы в Интернете?». Таким образом учителем решались задачи:

Образовательные:

- расширить знания учащихся об угрозах в сети Интернет,

- способствовать формированию навыков распознавания угроз и оценки рисков,

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся: учить анализировать и сравнивать - при обсуждении видео и презентаций, при выполнении практической работы;

Воспитательные:

- воспитывать  культуру общения с помощью сети Интернет.

Как видно, ИКТ-технологии, применяемые на внеклассных занятиях (классных часах) помогают внедрению в педагогический процесс современных воспитательных технологий:

  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • технология педагогической поддержки (тьюторство);
  • технология создания ситуации успеха;
  • шоу-технологии.

А это, в свою очередь, создает условия раскрытия внутреннего потенциала обучающихся.

Организация и проведение занятий в кружке «Радуга» - школьная газета.

 Цель работы кружка: воспитание коммуникативной гармонично развитой и социально адаптированной личности учащегося посредством участия в создании школьной газеты.

На занятиях кружка ребята узнают о профессии журналиста, о том, как пишутся заметки, как оформляется статья журнала. Чтобы научиться создавать страницы для школьной газеты, участники творческого объединения «Радуга» осваивают возможности программы Word, Power Point. Работая в этих программах, учащиеся учатся набирать и форматировать текст. Программа для создания презентаций Power Point позволяет редактировать фотоматериалы, рисовать простые фигуры. Моя задача как учителя, научить не только механическим действиям в рамках компьютерных программ, но и научить творческому подходу к выполнению задания, развить эстетические навыки учащихся. Получая навык работы в программах-редакторах текста и изображений, ребята приобретают уверенность в себе, раскрепощаются. Совместная работа над статьей дает возможность ребятам объединять усилия. Происходит развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизируется творческая деятельность учащихся. Самые удачные страницы, оформленные учащимся, включаются в очередной выпуск школьной газеты «Радуга», которая издается раз в месяц и размещается на сайте школы в разделе «Школьная газета». Таким образом, в рамках деятельности кружка «Радуга» происходит раскрытие внутреннего потенциала обучающихся:

  • развитие навыков литературного творчества;
  • повышение уровня компьютерной грамотности.
  • сплочение учащихся в единый коллектив;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму.
  • воспитание информационной культуры;
  • повышение статуса детей в школьном коллективе;
  • развитие и реализация творческих способностей учащихся.

Организация и проведение занятий кружка «Вдохновение» с применением ИКТ.

В рамках кружка изобразительного искусства «Вдохновение» регулярно использую возможности компьютера и интернет ресурсы, для демонстрации учащимся образцов, мастер-классов, мотивационных роликов.

В  рабочую программу кружка изобразительного искусства «Вдохновение» включен раздел «мультипликация».

Работа над созданием мультфильма  включает в себя следующие виды творческой деятельности учащихся:

  1. Выбор сюжета и героев мультфильма.
  2. Лепка героев мультфильма из пластилина.
  3. Съемки кадров фильма на фотоаппарат.
  4. Монтаж анимационного фильма на компьютере с помощью программы-видеоредактора.

Участвуя в работе, дети сами создают героев мультфильма, приобретают навыки коллективной и проектной работы, ведь автор мультфильма – это не только художник, или скульптор, но еще и сценарист, и режиссер, и актер. Каждый из членов кружка может моделировать как реальный, так и фантастический мир; придумывать персонажей, различных по пластике, характеру, настроению; создавать  анимационные фильмы, используя возможности программ-видеоредакторов.

Ребята лепят персонажей из пластилина, рисуют декорации. К съемкам фильма учащиеся относятся с огромной ответственностью. Во время съёмки мультфильма учащиеся осваивают принцип покадрового перемещения героев внутри сцены, учитывая особенности строения тела человека или животного, а также происходящего действия, таким образом, развивая внимание, чувство кадра и композиции. Монтаж фильма осуществляется с помощью компьютерных технологий, некоторые из ребят способны освоить нехитрый принцип монтажа, знакомятся с возможностями программы MovieMaker.

Во время озвучивания и записи голосов персонажей на компьютер дети с выражением читают текст. Это развивает дикцию,   владение голосовым аппаратом, делая речь правильной, чёткой, понятной,  образной и красивой. Ребёнок развивает и закрепляет навыки в чтении литературы, реализует свои творческие идеи, художественные замыслы во время создания персонажа.

Занятия мультипликацией в рамках кружка изобразительного искусства – очень действенный метод воспитания, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать:

  • Формированию навыков сотрудничества детей
  • Воспитанию культуры зрительного восприятия
  • Развитию видов детской деятельности (коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской)
  • Развитию  творчества детей
  • Развитию эмоциональной сферы детей.

Диапазон использования ИКТ-технологии в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента наглядности до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения, развивает ребенка всесторонне, раскрывает его потенциальные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности учащихся по химии.

Применение современных образовательных  технологий во внеурочной деятельности учащихся по химии....

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Применение информационно-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности – важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся.

Чтобы превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования, важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью,...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций....

Опыт работы по теме "Культурологический компонент в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности – важное условие духовно-нравственного развития учащихся"

Авторы данного педагогического опыта описывают аспекты использования культурологического компонента на уроках литературы, русского языка, истории, обществознания и во внеурочной деятельности в МАОУ &l...