Применение информационно-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности – важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся
статья

Клонина Татьяна Владимировна

Чтобы решать эти задачи и превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования, важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков. Как сделать каждое занятие радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_informatsionno.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационно-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности – важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников,  в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации. Цель внеурочной деятельности – создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, а также  создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Задачи внеурочной деятельности:

  • оказание ребенку помощи в поисках «себя»;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

Чтобы решать эти задачи и превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования, важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков. Как сделать каждое занятие радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, которая вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер. На сегодняшний день педагог получил возможность организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя информационно-коммуникативные технологии.

Использование информационно-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Чтобы обеспечить условия обучения и воспитания учащихся c ОВЗ, которые могут активизировать их жизненную  позицию,  помочь детям самоутвердиться и самореализоваться в стенах школы, применение информационных технологий осуществляется с помощью следующих средств:

  1. Персональный компьютер с установленным на нем программным обеспечением, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д. (программы-приложения пакета Microsoft Office: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций; также системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.; учебные программы,   программы-тренажёры,   контролирующие программы,   демонстрирующие программы,   имитационно-моделирующие программы,  информационно-справочные программы,  мультимедиа-учебники).
  2. Ресурсы сети Интернет: дают возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

Организуя внеурочную деятельность, я часто использую набор средств информационных технологий, доступных учителю в школе-интернате №3.

С помощью ИКТ провожу внеурочную деятельность с учащимися

  • как классный руководитель: организация бесед классных часов,
  • как руководитель кружка школьной газеты: издание газеты «Радуга»,
  • как руководитель кружка изобразительного искусства «Вдохновение»: работа мультипликационной студии.

Организация и проведение классных часов с применением ИКТ

Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Организуя проведение классных часов, я, как и мои коллеги, использую ресурсы сети Интернет, видеофильмы и презентации, которые не только позволяют экономить время для подготовки проведения мероприятия, а главное позволяют красочно и наглядно представить любой материал, что  способствует позитивной динамике изменения мотивации учащихся, позитивной динамике показателей их знаний.

Пример.

Внеклассное мероприятие на тему «Безопасность в сети Интернет».

План занятия включал:

1.        Просмотр видео ролика  и обсуждение правил предотвращения киберугроз, которые встречаются при работе в Интернете.  

2.        Повторение правил безопасного поведения в сети Интернет с помощью презентации «Правила поведения в сети Интернет».

3.        Практикум:

 Работа по карточкам-заданиям, различающимся  степенью сложности.

•        «Заполни пропуски подходящими по смыслу словами» - 2 варианта,

•        «Прочитай утверждения, стрелками укажи правильный ответ».

•        Закрепление знаний в виде игры на компьютере.

В результате мероприятия все участники классного часа смогли ответить на вопрос «Для чего нужно знать основные правила безопасной работы в Интернете?». Таким образом учителем решались задачи:

Образовательные:

- расширить знания учащихся об угрозах в сети Интернет,

- способствовать формированию навыков распознавания угроз и оценки рисков,

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся: учить анализировать и сравнивать - при обсуждении видео и презентаций, при выполнении практической работы;

Воспитательные:

- воспитывать  культуру общения с помощью сети Интернет.

Как видно, ИКТ-технологии, применяемые на внеклассных занятиях (классных часах) помогают внедрению в педагогический процесс современных воспитательных технологий:

  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • технология педагогической поддержки (тьюторство);
  • технология создания ситуации успеха;
  • шоу-технологии.

А это, в свою очередь, создает условия раскрытия внутреннего потенциала обучающихся.

Организация и проведение занятий в кружке «Радуга» - школьная газета.

 Цель работы кружка: воспитание коммуникативной гармонично развитой и социально адаптированной личности учащегося посредством участия в создании школьной газеты.

На занятиях кружка ребята узнают о профессии журналиста, о том, как пишутся заметки, как оформляется статья журнала. Чтобы научиться создавать страницы для школьной газеты, участники творческого объединения «Радуга» осваивают возможности программы Word, Power Point. Работая в этих программах, учащиеся учатся набирать и форматировать текст. Программа для создания презентаций Power Point позволяет редактировать фотоматериалы, рисовать простые фигуры. Моя задача как учителя, научить не только механическим действиям в рамках компьютерных программ, но и научить творческому подходу к выполнению задания, развить эстетические навыки учащихся. Получая навык работы в программах-редакторах текста и изображений, ребята приобретают уверенность в себе, раскрепощаются. Совместная работа над статьей дает возможность ребятам объединять усилия. Происходит развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизируется творческая деятельность учащихся. Самые удачные страницы, оформленные учащимся, включаются в очередной выпуск школьной газеты «Радуга», которая издается раз в месяц и размещается на сайте школы в разделе «Школьная газета». Таким образом, в рамках деятельности кружка «Радуга» происходит раскрытие внутреннего потенциала обучающихся:

  • развитие навыков литературного творчества;
  • повышение уровня компьютерной грамотности.
  • сплочение учащихся в единый коллектив;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму.
  • воспитание информационной культуры;
  • повышение статуса детей в школьном коллективе;
  • развитие и реализация творческих способностей учащихся.

Организация и проведение занятий кружка «Вдохновение» с применением ИКТ.

В рамках кружка изобразительного искусства «Вдохновение» регулярно использую возможности компьютера и интернет ресурсы, для демонстрации учащимся образцов, мастер-классов, мотивационных роликов.

В  рабочую программу кружка изобразительного искусства «Вдохновение» включен раздел «мультипликация».

Работа над созданием мультфильма  включает в себя следующие виды творческой деятельности учащихся:

  1. Выбор сюжета и героев мультфильма.
  2. Лепка героев мультфильма из пластилина.
  3. Съемки кадров фильма на фотоаппарат.
  4. Монтаж анимационного фильма на компьютере с помощью программы-видеоредактора.

Участвуя в работе, дети сами создают героев мультфильма, приобретают навыки коллективной и проектной работы, ведь автор мультфильма – это не только художник, или скульптор, но еще и сценарист, и режиссер, и актер. Каждый из членов кружка может моделировать как реальный, так и фантастический мир; придумывать персонажей, различных по пластике, характеру, настроению; создавать  анимационные фильмы, используя возможности программ-видеоредакторов.

Ребята лепят персонажей из пластилина, рисуют декорации. К съемкам фильма учащиеся относятся с огромной ответственностью. Во время съёмки мультфильма учащиеся осваивают принцип покадрового перемещения героев внутри сцены, учитывая особенности строения тела человека или животного, а также происходящего действия, таким образом, развивая внимание, чувство кадра и композиции. Монтаж фильма осуществляется с помощью компьютерных технологий, некоторые из ребят способны освоить нехитрый принцип монтажа, знакомятся с возможностями программы MovieMaker.

Во время озвучивания и записи голосов персонажей на компьютер дети с выражением читают текст. Это развивает дикцию,   владение голосовым аппаратом, делая речь правильной, чёткой, понятной,  образной и красивой. Ребёнок развивает и закрепляет навыки в чтении литературы, реализует свои творческие идеи, художественные замыслы во время создания персонажа.

Занятия мультипликацией в рамках кружка изобразительного искусства – очень действенный метод воспитания, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать:

  • Формированию навыков сотрудничества детей
  • Воспитанию культуры зрительного восприятия
  • Развитию видов детской деятельности (коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской)
  • Развитию  творчества детей
  • Развитию эмоциональной сферы детей.

Диапазон использования ИКТ-технологии в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента наглядности до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения, развивает ребенка всесторонне, раскрывает его потенциальные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности учащихся по химии.

Применение современных образовательных  технологий во внеурочной деятельности учащихся по химии....

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Применение информационно-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности – важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся.

Чтобы превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования, важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью,...

Раскрытие творческого потенциала обучающегося посредством использования нетрадиционных техник в рисовании и с применением современных образовательных технологий.

Современное образование, как и все сферы общества, быстро развивается, тем самым перед обществом формируется совершенно новый образовательный заказ. Мы должны научить обучающихся необходимыми личными ...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций....