Применение информационно-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности – важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся
статья
Чтобы решать эти задачи и превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования, важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков. Как сделать каждое занятие радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационно-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности – важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации. Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, а также создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Задачи внеурочной деятельности:
- оказание ребенку помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом.
Чтобы решать эти задачи и превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования, важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков. Как сделать каждое занятие радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, которая вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер. На сегодняшний день педагог получил возможность организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя информационно-коммуникативные технологии.
Использование информационно-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.
Чтобы обеспечить условия обучения и воспитания учащихся c ОВЗ, которые могут активизировать их жизненную позицию, помочь детям самоутвердиться и самореализоваться в стенах школы, применение информационных технологий осуществляется с помощью следующих средств:
- Персональный компьютер с установленным на нем программным обеспечением, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д. (программы-приложения пакета Microsoft Office: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций; также системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.; учебные программы, программы-тренажёры, контролирующие программы, демонстрирующие программы, имитационно-моделирующие программы, информационно-справочные программы, мультимедиа-учебники).
- Ресурсы сети Интернет: дают возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
Организуя внеурочную деятельность, я часто использую набор средств информационных технологий, доступных учителю в школе-интернате №3.
С помощью ИКТ провожу внеурочную деятельность с учащимися
- как классный руководитель: организация бесед классных часов,
- как руководитель кружка школьной газеты: издание газеты «Радуга»,
- как руководитель кружка изобразительного искусства «Вдохновение»: работа мультипликационной студии.
Организация и проведение классных часов с применением ИКТ
Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Организуя проведение классных часов, я, как и мои коллеги, использую ресурсы сети Интернет, видеофильмы и презентации, которые не только позволяют экономить время для подготовки проведения мероприятия, а главное позволяют красочно и наглядно представить любой материал, что способствует позитивной динамике изменения мотивации учащихся, позитивной динамике показателей их знаний.
Пример.
Внеклассное мероприятие на тему «Безопасность в сети Интернет».
План занятия включал:
1. Просмотр видео ролика и обсуждение правил предотвращения киберугроз, которые встречаются при работе в Интернете.
2. Повторение правил безопасного поведения в сети Интернет с помощью презентации «Правила поведения в сети Интернет».
3. Практикум:
Работа по карточкам-заданиям, различающимся степенью сложности.
• «Заполни пропуски подходящими по смыслу словами» - 2 варианта,
• «Прочитай утверждения, стрелками укажи правильный ответ».
• Закрепление знаний в виде игры на компьютере.
В результате мероприятия все участники классного часа смогли ответить на вопрос «Для чего нужно знать основные правила безопасной работы в Интернете?». Таким образом учителем решались задачи:
Образовательные:
- расширить знания учащихся об угрозах в сети Интернет,
- способствовать формированию навыков распознавания угроз и оценки рисков,
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся: учить анализировать и сравнивать - при обсуждении видео и презентаций, при выполнении практической работы;
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения с помощью сети Интернет.
Как видно, ИКТ-технологии, применяемые на внеклассных занятиях (классных часах) помогают внедрению в педагогический процесс современных воспитательных технологий:
- личностно-ориентированная технология;
- технология здоровьесберегающая;
- технология учебной игры;
- технология развития критического мышления;
- технология проведения учебных дискуссий;
- технология педагогической поддержки (тьюторство);
- технология создания ситуации успеха;
- шоу-технологии.
А это, в свою очередь, создает условия раскрытия внутреннего потенциала обучающихся.
Организация и проведение занятий в кружке «Радуга» - школьная газета.
Цель работы кружка: воспитание коммуникативной гармонично развитой и социально адаптированной личности учащегося посредством участия в создании школьной газеты.
На занятиях кружка ребята узнают о профессии журналиста, о том, как пишутся заметки, как оформляется статья журнала. Чтобы научиться создавать страницы для школьной газеты, участники творческого объединения «Радуга» осваивают возможности программы Word, Power Point. Работая в этих программах, учащиеся учатся набирать и форматировать текст. Программа для создания презентаций Power Point позволяет редактировать фотоматериалы, рисовать простые фигуры. Моя задача как учителя, научить не только механическим действиям в рамках компьютерных программ, но и научить творческому подходу к выполнению задания, развить эстетические навыки учащихся. Получая навык работы в программах-редакторах текста и изображений, ребята приобретают уверенность в себе, раскрепощаются. Совместная работа над статьей дает возможность ребятам объединять усилия. Происходит развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизируется творческая деятельность учащихся. Самые удачные страницы, оформленные учащимся, включаются в очередной выпуск школьной газеты «Радуга», которая издается раз в месяц и размещается на сайте школы в разделе «Школьная газета». Таким образом, в рамках деятельности кружка «Радуга» происходит раскрытие внутреннего потенциала обучающихся:
- развитие навыков литературного творчества;
- повышение уровня компьютерной грамотности.
- сплочение учащихся в единый коллектив;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму.
- воспитание информационной культуры;
- повышение статуса детей в школьном коллективе;
- развитие и реализация творческих способностей учащихся.
Организация и проведение занятий кружка «Вдохновение» с применением ИКТ.
В рамках кружка изобразительного искусства «Вдохновение» регулярно использую возможности компьютера и интернет ресурсы, для демонстрации учащимся образцов, мастер-классов, мотивационных роликов.
В рабочую программу кружка изобразительного искусства «Вдохновение» включен раздел «мультипликация».
Работа над созданием мультфильма включает в себя следующие виды творческой деятельности учащихся:
- Выбор сюжета и героев мультфильма.
- Лепка героев мультфильма из пластилина.
- Съемки кадров фильма на фотоаппарат.
- Монтаж анимационного фильма на компьютере с помощью программы-видеоредактора.
Участвуя в работе, дети сами создают героев мультфильма, приобретают навыки коллективной и проектной работы, ведь автор мультфильма – это не только художник, или скульптор, но еще и сценарист, и режиссер, и актер. Каждый из членов кружка может моделировать как реальный, так и фантастический мир; придумывать персонажей, различных по пластике, характеру, настроению; создавать анимационные фильмы, используя возможности программ-видеоредакторов.
Ребята лепят персонажей из пластилина, рисуют декорации. К съемкам фильма учащиеся относятся с огромной ответственностью. Во время съёмки мультфильма учащиеся осваивают принцип покадрового перемещения героев внутри сцены, учитывая особенности строения тела человека или животного, а также происходящего действия, таким образом, развивая внимание, чувство кадра и композиции. Монтаж фильма осуществляется с помощью компьютерных технологий, некоторые из ребят способны освоить нехитрый принцип монтажа, знакомятся с возможностями программы MovieMaker.
Во время озвучивания и записи голосов персонажей на компьютер дети с выражением читают текст. Это развивает дикцию, владение голосовым аппаратом, делая речь правильной, чёткой, понятной, образной и красивой. Ребёнок развивает и закрепляет навыки в чтении литературы, реализует свои творческие идеи, художественные замыслы во время создания персонажа.
Занятия мультипликацией в рамках кружка изобразительного искусства – очень действенный метод воспитания, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать:
- Формированию навыков сотрудничества детей
- Воспитанию культуры зрительного восприятия
- Развитию видов детской деятельности (коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской)
- Развитию творчества детей
- Развитию эмоциональной сферы детей.
Диапазон использования ИКТ-технологии в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента наглядности до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения, развивает ребенка всесторонне, раскрывает его потенциальные способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности учащихся по химии.
Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности учащихся по химии....

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Применение информационно-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности – важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся.
Чтобы превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования, важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью,...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")
В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций....

Опыт работы по теме "Культурологический компонент в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности – важное условие духовно-нравственного развития учащихся"
Авторы данного педагогического опыта описывают аспекты использования культурологического компонента на уроках литературы, русского языка, истории, обществознания и во внеурочной деятельности в МАОУ &l...

