Ненецкая сказка "Харючи" . Работа с текстом
материал (8 класс)

Тусида Меретя Григорьевна

Формирование функциональной грамотности.

Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии);

Задачи: Систематизация представлений и элементарных естественнонаучных представлений об ненцах и традициях ненцев.. Развитие умений получать информацию о новом объекте из произведений литературы и в процессе изучения этого объекта. Развитие познавательно-исследовательской деятельности; расширение кругозора учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nenetskaya_skazka_haryuchi.ppt1.15 МБ
Microsoft Office document icon nenetskaya_skazka_haryuchi.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ненецкая сказка «Харючи» Работа с текстом. Развитие функциональной грамотности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ Тусида Меретя Григорьевна учитель родного (ненецкого) языка и литературы Сеяха 2023

Слайд 3

Сказка «Харючи». 1 . Какие термины родства встретились в тексте. С помощью словаря назови их на ненецком языке. 2. Какие времена года встретились в тексте. Назовите их на ненецком языке. 3. Какие виды хозяйственной деятельности ненцев и тунгусов отражены в тексте? 4. Перечислите на ненецком языке названия животных, которые встретились в тексте. 5. Какое предложение помогает раскрыть основную мысль текста? Подчеркните его. 6. Что укрепило дружбу между двумя народами – ненцами и туңгосами- эвенками?

Слайд 5

Няръяна Хэдембэй мараңгараха Тасехэй Падяраха Ңамдэ ’’ лаха Нумлаха Сюнраха Танзёраха Ңодя тебтраха Сэр’’ Париденя Тэ’’муй

Слайд 6

Классическая триада представляет собой три цвета, которые образуют хорошее сочетание. Для того, чтобы правильно определить эти цвета, воспользуйтесь схемой «треугольник .

Слайд 7

Сава нятвава ’’ ңули ’’ пили ’’ пон ’’ мэ ’’ мададаридана ’’ таславы серма ’’ . А И.Пичков Народы – как одна семья, Хотя язык их разный. Все – дочери и сыновья Своей страны прекрасной. В.Степанов



Предварительный просмотр:

Ненецкая сказка «Харючи». Работа с текстом. (Мастер – класс)

Формирование функциональной грамотности.

Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии);

Задачи: Систематизация представлений и элементарных естественнонаучных представлений об ненцах и традициях ненцев.. Развитие умений получать информацию о новом объекте из произведений литературы и в процессе изучения этого объекта. Развитие познавательно-исследовательской деятельности; расширение кругозора учащихся.

Повернитесь друг к другу лицом и повторяйте движения и слова за мной.

- Здравствуй, друг! (Ңани торова!) (рукопожатие)

-Ты пришел! (Тахав тон!)  (руки в сторону)

-  Как ты тут? (Ханзер’’ илен?) (хлопаем по плечу)

- Хорошо! (Сававна!) (обняться)

Работа с текстом сказки «Харючи».  (Приложение 1)

Задание (нахождение и извлечение информации, интеграция и интерпретация).

1 .   Какие термины родства встретились в тексте. С помощью словаря назови их на ненецком языке.

2.  У слов мама и отец в ненецком языке есть «домашние, ласковые»  названия. Мать – небя, невкэ, мама. Отец – нися, ңаця.

Скажите ңаця. Произношение звука [ң].  При произнесении [ ң ] кончик язык находится у неба, а не упирается в верхние зубы, как при русском звуке [ н ]. Рот довольно широко открыт. Так как задняя часть языка плотно соприкасается с опущенным мягким нёбом, то воздушная струя проходит через полость рта.

3. Найдите в тексте словосочетания с числительными, назовите на ненецком языке.

4.  Какие времена года встретились в тексте. Назовите их на ненецком языке.  

5. Какие виды хозяйственной деятельности ненцев и тунгусов отражены в тексте?

6. Перечислите на ненецком языке  названия животных, которые встретились в тексте.

7.Какое предложение помогает раскрыть основную мысль текста? Напишите его.

8. Что укрепило дружбу между двумя народами – ненцами и туңгосами- эвенками?  Совместный труд и хозяйство. Свадьба.  Обмен сестрами для укрепления отношений.

Свадьба. Приготовить приданое.

- Ассоциации.  (Взять два предмета, описать их внешнее и внутренне поле, найти что  общего, сочинить историю).  Подвески. Колокольчик. Нарта. Сукно. Монета. Кольцо.  Камень необычной формы. Пуговицы.

- Зашить ной паны из сукна. (Учим названия цветов). Раскрасить ягушку в гармонирующие  цвета  по цветовому кругу.   

 «Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в нарту,  затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы.

Рефлексия.

В листах наблюдений нужно поставить любой знак напротив выбранного утверждения.

Приложение 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-8.

Ненецкая сказка

« Харючи»

Жили мы только вдвоём с сестрою у самого устья Харючи-Яга. И фамилия наша была Харючи. Я был холостой, она - девица. Я как-то говорю ей:

- После отца, после матери растил я тебя
десять лет. Оленей у нас пятьдесят голов: ни прибавляются, ни убывают. Мы живём одни, нам скучно. К людям нам, сестра, надо двинуться. Есть такое, знаю, место: если обозом ехать, три месяца ехать надо. Семь братьев тунгусов там. У них рыбы много, гусей много. Зимой на диких оленей охотятся. Когда сказал так, стали чум разбирать. Оленей запрягли. Я передом пошёл, сестра - сзади. Четыре месяца шли. На большой хребет пришли. Тут я сказал сестре:

- Смотри!

Сестра посмотрела. Под хребтом семь чумов увидела.

- Вот это чумы тунгусов и будут.

Тут мы на хребте свой чум поставили. Потом четырёх оленей запрягли, к тунгусам поехали. Они нас хорошо приняли. Вместе жить просили. Зиму с ними мы прожили. Весна наступила, озёра вскрылись, гуси прилетели,  много гусей. Наступило
лето. Гуси облиняли.

Тунгусы тогда сказали нам:

- Поедем гусей бить.

Я да младший тунгус для сестры четырех черных быков запрягли. А для себя по шести белых быков. Половину дня ехали. Озеро увидали. Большое озеро. В середине озера - много гусей. Я и младший тунгус взяли по лодке. Поехали по озеру. Стали стрелять. Лодка наполнилась гусями. Я привёз три лодки, тунгус - две.

- Довольно, хватит, - сказал тунгус, - не увезти будет. Гусей на сани сложили. К чумам поехали. Лето прожили. Стала осень. Потом снег выпал. Морозы начались.

Тунгус мне говорит:

- Есть Тунгуска-река. Надо туда двинуться, оленей диких промышлять.

На завтрашний день я с своей сестрой отправился, младший тунгус - с своей сестрой. Три недели ехали. У Тунгуски-реки остановились.

Три месяца охотились. Много оленей убили. Убитых оленей обратно домой привезли. Тогда я сказал сестре:

- Теперь нам надо жить лучше: летом добыли много гусей и диких оленей. Своих оленей не будем есть.

Зиму хорошо прожили. Наступила весна. Тунгусы говорят:

- Поедем рыбу ловить.

Выехали три тунгуса, я - четвёртый. Доехали до устья Тунгуски-реки. Ловили-ловили целое
лето. Наступила осень. Много рыбы наловили. На сани сложили.

Доехали до старого места. Стали жить.
Три года вместе прожили. Как-то собрались в одно место, старший тунгус и говорит мне:

- Когда ты приехал к нам, у тебя было пятьдесят оленей, сейчас двести стало. Ты холостой, у нас младший тунгус тоже холостой. У тебя есть сестра, у нас тоже есть сестра. Как думаешь, нельзя ли нам сменяться? Ты возьмёшь нашу сестру, мы - твою.

Я согласился. В свой чум зашёл, то же сестре сказал: она согласилась. Тут сделали свадьбу, большую свадьбу. После свадьбы я сказал тунгусам:

- Поеду на свою родину. Отпустите или нет? Тунгусы сказали:

- Поедешь - дело твоё. Когда вздумаешь - приходи к нам.

Я всех своих оленей взял. Тунгусы мне ещё сто голов дали. И я уехал на свою родину, на Харючи-Ягу. На своей родине до сих пор живу.

У племен-народов бывала дружба. Только с богатеями дружбы не бывало.


Задание (нахождение и извлечение информации, интеграция и интерпретация).

1 .     Члены семьи: брат, сестра, отец, мать.

Мать – небя, отец- нися, брат – нека, сестра – нябако, ири- дедушка, хада – бабушка. Мать – (ласково)  невкэ, мама. Отец – нися, (ласково) ңаця.

2. Скажите ңаця. Произношение звука [ң].  При произнесении [ ң ] кончик язык находится у неба, а не упирается в верхние зубы, как при русском звуке [ н ]. Рот довольно широко открыт. Так как задняя часть языка плотно соприкасается с опущенным мягким нёбом, то воздушная струя проходит через полость носа.

3. Найдите в тексте словосочетания с числительными, назовите на ненецком языке.

4.  Какие времена года встретились в тексте. Назовите их на ненецком языке.  

5. Какие виды хозяйственной деятельности ненцев и тунгусов отражены в тексте?

6. Перечислите на ненецком языке  названия животных, которые встретились в тексте.

7.Какое предложение помогает раскрыть основную мысль текста? Напишите его.

8. Что укрепило дружбу между двумя народами – ненцами и туңгосами - эвенками?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)

Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...