Ненецкая сказка "Харючи" . Работа с текстом
материал (8 класс)
Формирование функциональной грамотности.
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии);
Задачи: Систематизация представлений и элементарных естественнонаучных представлений об ненцах и традициях ненцев.. Развитие умений получать информацию о новом объекте из произведений литературы и в процессе изучения этого объекта. Развитие познавательно-исследовательской деятельности; расширение кругозора учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nenetskaya_skazka_haryuchi.ppt | 1.15 МБ |
nenetskaya_skazka_haryuchi.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка «Харючи». 1 . Какие термины родства встретились в тексте. С помощью словаря назови их на ненецком языке. 2. Какие времена года встретились в тексте. Назовите их на ненецком языке. 3. Какие виды хозяйственной деятельности ненцев и тунгусов отражены в тексте? 4. Перечислите на ненецком языке названия животных, которые встретились в тексте. 5. Какое предложение помогает раскрыть основную мысль текста? Подчеркните его. 6. Что укрепило дружбу между двумя народами – ненцами и туңгосами- эвенками?
Няръяна Хэдембэй мараңгараха Тасехэй Падяраха Ңамдэ ’’ лаха Нумлаха Сюнраха Танзёраха Ңодя тебтраха Сэр’’ Париденя Тэ’’муй
Классическая триада представляет собой три цвета, которые образуют хорошее сочетание. Для того, чтобы правильно определить эти цвета, воспользуйтесь схемой «треугольник .
Сава нятвава ’’ ңули ’’ пили ’’ пон ’’ мэ ’’ мададаридана ’’ таславы серма ’’ . А И.Пичков Народы – как одна семья, Хотя язык их разный. Все – дочери и сыновья Своей страны прекрасной. В.Степанов
Предварительный просмотр:
Ненецкая сказка «Харючи». Работа с текстом. (Мастер – класс)
Формирование функциональной грамотности.
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии);
Задачи: Систематизация представлений и элементарных естественнонаучных представлений об ненцах и традициях ненцев.. Развитие умений получать информацию о новом объекте из произведений литературы и в процессе изучения этого объекта. Развитие познавательно-исследовательской деятельности; расширение кругозора учащихся.
Повернитесь друг к другу лицом и повторяйте движения и слова за мной.
- Здравствуй, друг! (Ңани торова!) (рукопожатие)
-Ты пришел! (Тахав тон!) (руки в сторону)
- Как ты тут? (Ханзер’’ илен?) (хлопаем по плечу)
- Хорошо! (Сававна!) (обняться)
Работа с текстом сказки «Харючи». (Приложение 1)
Задание (нахождение и извлечение информации, интеграция и интерпретация).
1 . Какие термины родства встретились в тексте. С помощью словаря назови их на ненецком языке.
2. У слов мама и отец в ненецком языке есть «домашние, ласковые» названия. Мать – небя, невкэ, мама. Отец – нися, ңаця.
Скажите ңаця. Произношение звука [ң]. При произнесении [ ң ] кончик язык находится у неба, а не упирается в верхние зубы, как при русском звуке [ н ]. Рот довольно широко открыт. Так как задняя часть языка плотно соприкасается с опущенным мягким нёбом, то воздушная струя проходит через полость рта.
3. Найдите в тексте словосочетания с числительными, назовите на ненецком языке.
4. Какие времена года встретились в тексте. Назовите их на ненецком языке.
5. Какие виды хозяйственной деятельности ненцев и тунгусов отражены в тексте?
6. Перечислите на ненецком языке названия животных, которые встретились в тексте.
7.Какое предложение помогает раскрыть основную мысль текста? Напишите его.
8. Что укрепило дружбу между двумя народами – ненцами и туңгосами- эвенками? Совместный труд и хозяйство. Свадьба. Обмен сестрами для укрепления отношений.
Свадьба. Приготовить приданое.
- Ассоциации. (Взять два предмета, описать их внешнее и внутренне поле, найти что общего, сочинить историю). Подвески. Колокольчик. Нарта. Сукно. Монета. Кольцо. Камень необычной формы. Пуговицы.
- Зашить ной паны из сукна. (Учим названия цветов). Раскрасить ягушку в гармонирующие цвета по цветовому кругу.
«Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в нарту, затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы.
Рефлексия.
В листах наблюдений нужно поставить любой знак напротив выбранного утверждения.
Приложение 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-8.
Ненецкая сказка
« Харючи»
Жили мы только вдвоём с сестрою у самого устья Харючи-Яга. И фамилия наша была Харючи. Я был холостой, она - девица. Я как-то говорю ей:
- После отца, после матери растил я тебя десять лет. Оленей у нас пятьдесят голов: ни прибавляются, ни убывают. Мы живём одни, нам скучно. К людям нам, сестра, надо двинуться. Есть такое, знаю, место: если обозом ехать, три месяца ехать надо. Семь братьев тунгусов там. У них рыбы много, гусей много. Зимой на диких оленей охотятся. Когда сказал так, стали чум разбирать. Оленей запрягли. Я передом пошёл, сестра - сзади. Четыре месяца шли. На большой хребет пришли. Тут я сказал сестре:
- Смотри!
Сестра посмотрела. Под хребтом семь чумов увидела.
- Вот это чумы тунгусов и будут.
Тут мы на хребте свой чум поставили. Потом четырёх оленей запрягли, к тунгусам поехали. Они нас хорошо приняли. Вместе жить просили. Зиму с ними мы прожили. Весна наступила, озёра вскрылись, гуси прилетели, много гусей. Наступило лето. Гуси облиняли.
Тунгусы тогда сказали нам:
- Поедем гусей бить.
Я да младший тунгус для сестры четырех черных быков запрягли. А для себя по шести белых быков. Половину дня ехали. Озеро увидали. Большое озеро. В середине озера - много гусей. Я и младший тунгус взяли по лодке. Поехали по озеру. Стали стрелять. Лодка наполнилась гусями. Я привёз три лодки, тунгус - две.
- Довольно, хватит, - сказал тунгус, - не увезти будет. Гусей на сани сложили. К чумам поехали. Лето прожили. Стала осень. Потом снег выпал. Морозы начались.
Тунгус мне говорит:
- Есть Тунгуска-река. Надо туда двинуться, оленей диких промышлять.
На завтрашний день я с своей сестрой отправился, младший тунгус - с своей сестрой. Три недели ехали. У Тунгуски-реки остановились.
Три месяца охотились. Много оленей убили. Убитых оленей обратно домой привезли. Тогда я сказал сестре:
- Теперь нам надо жить лучше: летом добыли много гусей и диких оленей. Своих оленей не будем есть.
Зиму хорошо прожили. Наступила весна. Тунгусы говорят:
- Поедем рыбу ловить.
Выехали три тунгуса, я - четвёртый. Доехали до устья Тунгуски-реки. Ловили-ловили целое лето. Наступила осень. Много рыбы наловили. На сани сложили.
Доехали до старого места. Стали жить. Три года вместе прожили. Как-то собрались в одно место, старший тунгус и говорит мне:
- Когда ты приехал к нам, у тебя было пятьдесят оленей, сейчас двести стало. Ты холостой, у нас младший тунгус тоже холостой. У тебя есть сестра, у нас тоже есть сестра. Как думаешь, нельзя ли нам сменяться? Ты возьмёшь нашу сестру, мы - твою.
Я согласился. В свой чум зашёл, то же сестре сказал: она согласилась. Тут сделали свадьбу, большую свадьбу. После свадьбы я сказал тунгусам:
- Поеду на свою родину. Отпустите или нет? Тунгусы сказали:
- Поедешь - дело твоё. Когда вздумаешь - приходи к нам.
Я всех своих оленей взял. Тунгусы мне ещё сто голов дали. И я уехал на свою родину, на Харючи-Ягу. На своей родине до сих пор живу.
У племен-народов бывала дружба. Только с богатеями дружбы не бывало.
Задание (нахождение и извлечение информации, интеграция и интерпретация).
1 . Члены семьи: брат, сестра, отец, мать.
Мать – небя, отец- нися, брат – нека, сестра – нябако, ири- дедушка, хада – бабушка. Мать – (ласково) невкэ, мама. Отец – нися, (ласково) ңаця.
2. Скажите ңаця. Произношение звука [ң]. При произнесении [ ң ] кончик язык находится у неба, а не упирается в верхние зубы, как при русском звуке [ н ]. Рот довольно широко открыт. Так как задняя часть языка плотно соприкасается с опущенным мягким нёбом, то воздушная струя проходит через полость носа.
3. Найдите в тексте словосочетания с числительными, назовите на ненецком языке.
4. Какие времена года встретились в тексте. Назовите их на ненецком языке.
5. Какие виды хозяйственной деятельности ненцев и тунгусов отражены в тексте?
6. Перечислите на ненецком языке названия животных, которые встретились в тексте.
7.Какое предложение помогает раскрыть основную мысль текста? Напишите его.
8. Что укрепило дружбу между двумя народами – ненцами и туңгосами - эвенками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...
Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...
Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)
Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...