Программа "Футбол"
учебно-методический материал

Евгений Иванович Каблуков

Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» (далее – программа) разработана в соответствии:

-Федеральным Законам от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

-Приказом Министерства образования и науки от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной        деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Разъезженская средняя школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол №____

«__»____________20__г.

Руководитель МО

_________ О.С. Степанова

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Разъезженская СШ»

_____________  И.Н Артёмова

Приказ №_________________

«___»______________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ФУТБОЛ»

Возраст обучающихся:8-15лет

Срок реализации: 1год

Автор -составитель:  

Учитель физической культуры

Каблуков Евгений Иванович

с. Разъезжее


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» (далее – программа) разработана в соответствии:

-Федеральным Законам от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

-Приказом Министерства образования и науки от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной        деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Футбол – спортивная командная игра, которая является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей

Дополнительная образовательная программа «Футбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Новизной программы: заключается в том, что в данной программе разработана система поэтапного обучения и контроля, в результате которой дети получают расширенное представление об игре в футбол, овладевают основными навыками игры, осваивают счет, а по окончании обучения могут самостоятельно играть в футбол, а также в ходе обучения у учащихся формируется чувство необходимости в регулярных занятиях спортом.

Актуальность программы: футбол – игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное, физическое развитие, формируются такие положительные черты характера, как умение подчинять личные интересы, интересам коллектива, взаимопомощь, активность, чувство ответственности, также занятия футболом – благодатная почва для развития координационных и кондиционных качеств и двигательных умений школьников.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств:

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся.

Цель обучения: формирование физической культуры личности в процессе всестороннего развития физических качеств учащихся, овладения техникой и тактикой игры в футбол и ее основными правилами.

Задачи обучения:

Образовательные:

  • формирование необходимых теоретических знаний;
  • обучение технике и тактике игры;
  • обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях.

Развивающие;

  • развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
  • совершенствование навыков и умений игры.

Воспитательные:

  • воспитание моральных и волевых качеств;
  • выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе, воспитание ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
  • формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям футболом;
  • формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья.

Планируемые результаты освоения программы «Футбол»

Учащиеся должны знать и иметь представление:

  • об особенностях зарождения, истории мини-футбола;
  • о физических качествах и правилах их тестирования;
  • основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях мини-футболом и правила его предупреждения;
  • основы судейства игры мини-футбол.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять по физической подготовке в соответствии с возрастом;
  • владеть тактико-техническими приемами мини-футбола;
  • уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом, а также, с группой товарищей;
  • организовывать и проводить соревнования по мини-футболу в школе, во дворе, в оздоровительном лагере и другое.

Планируемые результаты изучаемого курса дополнительной образовательной программы:

Личностные результаты:

  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
  • навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;
  • знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • готовность к личностному самоопределению;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
  • этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
  • положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
  • оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • определять и формулироватьцель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
  • проговаривать последовательность действий;
  • уметь высказывать и своё предположение (версию) на основе данного задания, уметьработатьпо предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
  • учиться совместно с учителем и другими воспитанникамидаватьэмоциональнуюоценкудеятельности команды на занятии.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.Слушатьипониматьречь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результатыхарактеризуют умение и опыт воспитанников, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения программы дополнительного образования «Футбол».

Отличительной особенностью  данной программы является упор на обучение и совершенствование технических приемов и тактических действий, развитие физических способностей, формирование знаний по теории и методике игры в футбол, что позволяет достигнуть более высокого результата. Применение метода психорегуляции в тренировках и на соревнованиях сориентирует учащихся на достижение наивысших результатов в освоении игры и стремлению к победам.

Срок реализации  программы.

Учащиеся посещают объединение 3 раза в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 1 час.

Начало занятий - 4 сентября.

Окончание занятий - 31 мая.

Всего учебных недель (продолжительность учебного года) - 36 недель.

Объем учебных часов за  год обучения - 108 часов

Режим работы: 3 раза в неделю по 1 часу

Форма обучения: очная

Условия реализации программы

Комплектование групп - свободное. Программа построена таким образом, что ее может освоить любой ребенок, независимо от возраста и способностей. Дополнительные условия реализации программа не нужны.

Основными формами организации занятий являются учебно-тренировочныезанятия, контрольные испытания, товарищеские встречи, соревнования школьного и муниципального уровня.

Формы организации обучения:групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая.

Формами подведения итогов реализацииданной программы являются:

  • диагностика уровня сформированности знаний по теории программы;
  • контрольное тестирование по итогам обучения, контрольные игры с заданиями, товарищеские встречи, соревнования.

Учебный план  (7-15 лет)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

I раздел. Основы знаний по футболу

5 часов

1час

4 часа

Контрольное тестирование

2

II раздел. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек

16 часов

6 часов

10 часов

Спортивные соревнования

3

III раздел. Техника ударов по мячу и остановок мяча.

20 часов

6 часов

14 часов

Спортивные соревнования

4

IVраздел. Техника ведения мяча.

20 часов

6 часов

14 часов

Спортивные соревнования

5

V раздел. Техника защитных действий

13 часов

3 часа

10 часов

Спортивные соревнования

6

VI раздел. Тактика и техника игры.

25 часов

10 часов

15 часов

Спортивные соревнования

7

VII раздел. Соревнования, правила соревнований.

9 часов

2 часа

7 часов

Контрольное  тестирование

108 часов

34 часа

74 часа


Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14,пункт 8.3, приложение №3)

        

Год

обучения

Всего

учебных

недель

Количество учебных дней

Объем учебных часов

Режим работы

8-15лет

1 год

36

36

108ч

3 раза в неделю по 1часу


Календарно-тематическое планирование.

Дата

Количество часов

Тема

I раздел. Основы знаний по футболу. (5 часов)

1

04.09

1

Развитие футбола в России и за рубежом

2

05.09

1

Терминология элементов футбола

3

07.09

1

Строение и функции организма человека

4

11.09

1

Профилактика травматизма при занятиях футболом

5

12.09

1

Итоговое тестирование

II раздел. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек. (16 часов)

6

14.09

1

Стойка игрока.

7

18.09

1

Перемещения в стойке приставными шагами боком.

8

19.09

1

Перемещения в стойке приставными шагами боком

9

21.09

1

Перемещения в стойке приставными шагами спиной вперед.

10

25.09

1

Перемещения в стойке приставными шагами спиной вперед.

11

26.09

1

Практическая тренировка

12

28.09

1

Соревнования по футболу

13

02.10

1

Ускорения, старты из различных положений.

14

03.10

1

Ускорения, старты из различных положений

15

05.10

1

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).

16

09.10

1

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).

17

10.10

1

Бег «змейкой», "восьмеркой"

18

12.10

1

Бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед

19

16.10

1

Практическая тренировка

20

17.10

1

Практическая тренировка

21

19.10

1

Соревнования по футболу

III раздел. Техника ударов по мячу и остановок мяча. (20 часов)

22

23.10

1

Удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной и средней частью подъема.

23

24.10

1

Удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной и средней частью подъема

24

26.10

1

Удары по катящему мячу носком, серединой лба (по летящему мячу).

25

30.10

1

Удары по катящему мячу носком, серединой лба (по летящему мячу).

26

31.10

1

Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема.

27

02.11

1

Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема.

28

07.11

1

Практическая тренировка

29

09.11

1

Практическая тренировка

30

13.11

1

Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой.

31

14.11

1

Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой

32

16.11

1

Остановка мяча грудью.

33

20.11

1

Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель.

34

21.11

1

Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель.

35

23.11

1

Передача мяча партнеру.

36

27.11

1

Ловля низколетящего мяча вратарем

37

28.11

1

Ловля низколетящего мяча вратарем

38

30.11

1

Практическая тренировка

39

04.12

1

Практическая тренировка

40

05.12

1

Практическая тренировка

41

07.12

1

Итоговое тестирование по теме

IV раздел. Техника ведения мяча. (20 часов)

42

11.12

1

Ведение мяча по прямой с изменением направления движения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.

43

12.12

1

Ведение мяча по прямой с изменением направления движения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.

44

14.12

1

Практическая тренировка

45

18.12

1

Соревнования по футболу

46

19.12

1

Ведение мяча по прямой с изменением скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.

47

21.12

1

Ведение мяча по прямой с изменением скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой

48

25.12

1

Практическая тренировка

49

26.12

1

Соревнования по футболу

50

28.12

1

Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника.

Второе полугодие

51

1

Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника.

52

1

Практическая тренировка

53

1

Соревнования по футболу

54

1

Ведение мяча по прямой с изменением направления движений и скорости ведения с активным сопротивлением защитника.

55

1

Ведение мяча по прямой с изменением направления движений и скорости ведения с активным сопротивлением защитника.

56

1

Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам.

57

1

Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам

58

1

Практическая тренировка

59

1

Практическая тренировка

60

1

Практическая тренировка

61

1

Итоговое тестирование по теме

V раздел. Техника защитных действий. (13 часов)

62

1

Зонная защита.

63

1

Персональная защита.

64

1

Смешанная защита.

65

1

Практическая тренировка

66

1

Соревнования по футболу

67

1

Тактические действия: взаимодействие игроков в нападении и защите – индивидуальные, групповые и командные действия

68

1

Вырывание, отбивание, вбрасывание и выбивание мяча.

69

1

Игра вратаря – при ловле низких, полувысоких, высоких мячей.

70

1

Перехват мяча.

71

1

Практическая тренировка

72

1

Практическая тренировка

73

1

Практическая тренировка

74

1

Соревнования по футболу

VI раздел. Тактика и техника игры.(25 часов)

75

1

Расстановка игроков на поле.

76

1

Расстановка игроков на поле

77

1

Тактика свободного нападения.

78

1

Тактика свободного нападения.

79

1

Практическая тренировка

80

1

Соревнования по футболу

81

1

Тактические действия линий обороны и атаки:

а) индивидуальная тактика игрока;

б) коллективные тактические действия;

в) выбор места игрока;

г) создание численного перевеса при атаке;

д) отвлекающие действия игроков.

82

1

Тактические действия линий обороны и атаки:

а) индивидуальная тактика игрока;

б) коллективные тактические действия;

в) выбор места игрока;

г) создание численного перевеса при атаке;

д) отвлекающие действия игроков.

83

1

Практическая тренировка

84

1

Соревнования по футболу

85

1

Позиционное нападение без изменения позиций игроков.

86

1

Позиционное нападение без изменения позиций игроков.

87

1

Позиционное нападение с изменением позиций игроков.

88

1

Позиционное нападение с изменением позиций игроков.

89

1

Практическая тренировка

90

1

Соревнования по футболу

91

1

Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот.

92

1

Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот.

93

1

Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров.

94

1

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

95

1

Отличительные особенности в тактике от других спортивных игр (волейбол, баскетбол)

96

1

Практическая тренировка

97

1

Практическая тренировка

98

1

Практическая тренировка

99

1

Соревнования по футболу

VII раздел. Соревнования, правила соревнований (9часов)

100

1

Основные правила соревнований по футболу.

101

1

Судейство игр

102

1

Судейство игр

103

1

Эстафеты с элементами футбола

104

1

Практическая тренировка

105

1

Практическая тренировка

106

1

Практическая тренировка

107

1

Соревнования по футболу

108

1

Итоговое занятие


Содержание программы

I раздел. Основы знаний по футболу. (5часов)

  • Развитие футбола в России и за рубежом;
  • Терминология элементов футбола;
  • Строение и функции организма человека;
  • Профилактика травматизма при занятиях футболом.

II раздел.Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек.

(16 часов) 

  • Стойка игрока.
  • Перемещения в стойке приставными шагами боком.
  • Перемещения в стойке приставными шагами спиной вперед.
  • Ускорения, старты из различных положений.
  • Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).
  • Бег «змейкой», "восьмеркой"
  • Бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед.

III раздел. Техника ударов по мячу и остановок мяча.(20 часов)

  • Удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной и средней частью подъема.
  • Удары по катящему мячу носком, серединой лба (по летящему мячу).
  • Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема.
  • Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой.
  • Остановка мяча грудью.
  • Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель.
  • Передача мяча партнеру.
  • Ловля низколетящего мяча вратарем.

IV раздел. Техника ведения мяча.(20 часов)

  • Ведение мяча по прямой с изменением направления движения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.
  • Ведение мяча по прямой с изменением скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.
  • Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника.
  • Ведение мяча по прямой с изменением направления движений и скорости ведения с активным сопротивлением защитника.
  • Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам.

V раздел. Техника защитных действий.(13 часов)

  • Зонная защита.
  • Персональная защита.
  • Смешанная защита.
  • Тактические действия: взаимодействие игроков в нападении и защите – индивидуальные, групповые и командные действия.
  • Вырывание, отбивание, вбрасывание и выбивание мяча.
  • Игра вратаря – при ловле низких, полувысоких, высоких мячей.
  • Перехват мяча.

VI раздел. Тактика и техника игры.(25 часов)

  • Расстановка игроков на поле.
  • Тактика свободного нападения.
  • Тактические действия линий обороны и атаки:

а) индивидуальная тактика игрока;

б) коллективные тактические действия;

в) выбор места игрока;

г) создание численного перевеса при атаке;

д) отвлекающие действия игроков.

  • Позиционное нападение без изменения позиций игроков.
  • Позиционное нападение с изменением позиций игроков.
  • Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот.
  • Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров.
  • Игры и игровыезадания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.
  • Отличительные особенности в тактике от других спортивных игр (волейбол, баскетбол).

VII раздел. Соревнования, правила соревнований.(9 часов)

  • - Основные правила соревнований по футболу.
  • Судействоигр.
  • Эстафеты с элементами футбола.

Методическое обеспечение и оценочные материалы

дополнительной образовательной программы.

Изучение теоретического  материала осуществляется в форме бесед. При  проведении  бесед рекомендуется использовать наглядные пособия, учебные фильмы, ИКТ.

Обучение техническим приемам рекомендуется начинать с выполнения их в наиболее простых условиях: удар по неподвижному мячу, ведение на малой скорости и т. д.

Обучение ударам и остановкам мяча рекомендуется проводить одновременно. При обучении школьников технике владения мячом, очень важно стремиться создать у них правильное зрительное представление о конкретном приеме.

Затем следует перейти кобучению сочетаниям технических приемов, которые наиболее часто встречаются в игре: остановка мяча — ведение — передача; остановка мяча с уходом в сторону— финт—ведение —передача и т. д. Наряду с этим усложняются и задачи, стоящие перед учащимися. Так, остановку мяча следует выполнять уже в движении — вперед, назад или в сторону, передачу мяча — низом или верхом, сильно или слабо и пр. Основное внимание при этом обращается на овладение, правильной двигательной структурой изучаемых приемов, а также на умение согласовывать свои действия с движением мяча.

Обучение тактике игры следует начинать со зрительной ориентировки. Надо научить учащихся постоянно наблюдать за расположением партнеров и соперников, оценивать обстановку и принимать решение до получения мяча или в момент его приема с тем, чтобы после овладения мячом начать действовать без задержки, в соответствии с принятым решением.

Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям проводится в группах по 2—3 человека при двустороннем взаимодействии защиты и нападения, когда одни выполняют атакующие действия (с мячом и без мяча), а другие — защитные действия. Обучение индивидуальным действиям также включает в себя упражнения в выборе позиции для получения мяча, «держании» соперника, своевременной передаче мяча, перехвате передачи, применении ведения, финтов и ударов по воротам.

Словесные методы:

  • Описание
  • Объяснение
  • Рассказ
  • Разбор
  • Указание
  • Команды и распоряжения
  • Подсчёт

Наглядные методы:

  • Показ упражнений и техники футбольных приёмов
  • Использованиеучебныхнаглядныхпособий
  • Видеофильмы, DVD, слайды
  • Жестикуляции

Практические методы:

  • Метод упражнений
  • Метод разучивания по частям
  • Метод разучивания в целом
  • Соревновательный метод

Игровой метод

Непосредственная помощь тренера-преподавателя.

Основные средства обучения:

  • Упражнения для изучения техники, тактики футбола и совершенствование в ней
  • Общефизические упражнения
  • Специальные физические упражнения
  • Игровая практика.

Формами подведения итогов реализацииданной программы являются:

  • диагностика уровня сформированности знаний по теории программы;
  • контрольное тестирование по итогам обучения, контрольные игры с заданиями, товарищеские встречи, соревнования.

Успехи и достижения ребенка.

Учебный

год

Событие( конкурсы, выставки)

Результаты

Ф.И.О ребенка


Материально-техническое обеспечение программы.

Для реализации данной программы необходима следующая материально- техническая и дидактико-методическая база:

Материальное оснащение:

- специальный спортивный зал с волейбольной и баскетбольной площадкой с вентиляцией, хорошим освещением, раздевалкой, душем, необходимым температурным режим;

- мячи футбольные (12-15 шт);

- футбольные мини – ворота;

- форма для занятий по футболу;

- мячи для других игровых видов спорта (баскетбольные, волейбольные);

- мячи для метания;

- мячи набивные (1 кг, 2 кг, 3 кг);

- гимнастическая стенка "шведская";

- гимнастические скамейки;

- маты гимнастические;

- скакалки;

- гимнастические палки;

- секундомер;

- рулетка;

- канат;

- свисток.


Список литературы

Литература для педагога.

1.Каменская Е. Н. Педагогика: учебное пособие / Е.Н. Каменская. – М.: Дашков и К°, 2007. – 320 с

2.Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев: Олимпийская литература, 2002.

3.Гладышева А.А. Морфологические основы физического воспитания юных спортсменов. - Сб. докл. II Всес. конф. по проб.юнош. спорта. - М.: 1971.

4.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -- М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

5.В. Промский, Н. Ковеня, «Футзал» - современный метод подготовки, г.Кострома, 2016 г.

Литература для детей .

1.Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Владос-пресс, 2003.

2. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры». М.: ФиС.2001г.

Интернет-ресурсов

1.Сайт Министерства спорта и туризма РФ

2.Сайт Всероссийской федерации футбола