Статья на тему: «Реализация авторской «Технологии быстрого реагирования» в урочной и во внеурочной деятельности учителя и учащихся в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве».
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Складанная Дина Алексеевна

Моя технология "Быстрого реагирования" возникла и апробировалась на протяжении многих лет на школьной площадке. Большой опыт работы и постоянное общение со школьниками позволило мне обобщить этот опыт в новой технологии и поделиться ценными советами с другими педагогами. Я надеюсь, что этими приемами пользуются многие учителя, воспитатели, класные руководители, но напомнить о них будет не лишним. Главное в моей технологии - это любовь ко всем, соучастие и сопереживание в любой конфликтной ситуации кто в ней оказался, это коррекция поведения и только доброе отношение к миру, к нашему окружению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skladannayada_statya_tehnologiya_bystrogo_reagirovaniya.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Реализация авторской «Технологии быстрого реагирования» в урочной и во внеурочной деятельности учителя и учащихся в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве».

Автор: учитель ИЗО и черчения

высшей квалификационной категории

МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Пуровского р-на

Складанная Дина Алексеевна

Когда ученик и учитель имеют схожие желания творить, создавать что-то новое и свое, красивое и привлекательное, нужное и модное, долговечное и востребованное, тогда образуется коллектив из единомышленников по созданию выше перечисленного. Такое сообщество может называться студией, кружком, группой, классом, имеющих общую творческую идею, а именно - занятие любимым делом в свободное от учебы и работы время, что как раз и называется внеурочной деятельностью. Эту деятельность можно проследить, исследовать путь ее развития с достижением лучших результатов на выходе. Этот выход может быть долгосрочным, краткосрочным, частичным, периодичным, например: выполнение конкурсной работы, участие в выставке, оформление фотоальбома, изготовление наглядного панно… Можно рассматривать разные периоды такой деятельности, изучать и исследовать отдельно каждого учащегося, группу в целом и подводить итоги как лично свои, так и всех подопечных, занятых внеурочной деятельностью.

Занятия внеклассной деятельностью может служить и как поощрительным бонусом для ученика, который не всегда усидчив и активен на уроке. Надо заинтересовать его к творческой форме урока ИЗО. Когда-то я пришла к такому решению, что надо разработать такую технологию, которая была бы ученику своевременной помощницей сегодня и сейчас на уроке. Так появилась моя авторская «Технология быстрого реагирования», которая состоит из следующих составляющих:

  1. Изучение характеристики класса; моделирование задания для учащихся с учетом их способностей, мотивации и хризматичности каждого в отдельности.
  2. Снабжение и наполнение стола ученика учебниками, материалом и инструментами для работы.
  3. Подготовка творческих и практических работ индивидуально для каждого ученика в одних классах и общих заданий в других классах.
  4. В накоплении банка идей, презентаций, изделий, материалов и т. д.
  5. Сбор информации по модным новым направлениям в изобразительном искусстве и в проектировании современного урока.
  6. Обязательное участие в конкурсах любого уровня.
  7. Контроль за выполнением работ на каждом этапе.
  8. Разработка методического материала.
  9. Использование инновационных методик и других технологий на уроках.
  10. Дополнительная индивидуальная работа по предмету.

 Когда же ребенку учиться интересно? Интересно тогда и там, где ему комфортно, где он успешен, где его понимают. Он не боится самовыразиться, самоутвердится, самореализоваться с помощью понимающего учителя. Он еще многого не знает, но ученику не хочется выглядеть неполноценным человеком. Ведь он имеет свой возраст, дающий ему право чего-то еще не знать и учитель должен учитывать тот факт, что для ученика этого возраста существует определенная норма знаний и превышать ее не всегда корректно. Психика ребенка очень ранима, грубым нетактичным замечанием со стороны учителя можно разрушить личность ученика, «зажать» в рамках неудачника, выстроить перед ним стену отчуждения. Здесь как раз и поможет «Технология быстрого реагирования». При совпадении желания учителя и ученика в понятиях «когда работать, учить и учиться интересно», тогда любая творческая работа, любой проект, любая идея достигает цели и отличного результата.

        Рисование элементов природы, выполнение посезонных пейзажей, согласно времени года – любимые темы для детей. Они с большой охотой изображают в живописи атмосферные изменения  в природе и различные природные явления (туман, дождь, ветер, снег, северное сияние, световые столбы, ночной звездопад и т.д.). Так же любят изучать свойства бумаги, качество чертежного и художественного материала. Им хочется комбинировать и применять разнообразные формы работ, фантазировать и реализовать свои фантазии. Макеты корзин, коробок, упаковок, панно и открыток позволяют ученикам активней работать на уроках, ввиду их заинтересованности использовать эти предметы в личных целях: кого-то поздравить, что-то украсить, пополнить свою полочку дома новой поделкой, или повесть на стену для украшения интерьера новое панно.

       Занятия в основном носят строго дифференцированный характер, каждый учащийся нередко работает с индивидуальным эскизом по теме урока. В то же время используются самые разные формы работы: индивидуальные, коллективные, групповые. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует обсуждение выполненных эскизов, полуготовых и готовых изделий, рисунков, отбор в результате обсуждения лучших работ. Особый стимул к творчеству – участие работ детей в презентациях, выставках самого разного уровня, что и предполагает «Технология быстрого реагирования».

2017 год был объявлен Годом экологии в России. Наша страна понимает, что может наступить экологическая катастрофа, если мы всем миром не решим проблему чистоты и красоты нашей земли сейчас, сегодня и навсегда! Глобальные масштабы положительных действий произойдут благодаря нашим маленьким положительным действиям по сохранению экологии доступными нам средствами. Может мы и видим экологические безобразия, которые происходят на наших глазах, но что с этим делать, мало кто знает. На дополнительных занятиях по предмету ИЗО можно поразмышлять, поработать над данной проблемой, согласно теме года.

У многих дома и на рабочем месте найдется столько отходов, которые требуют утилизации, что сразу и не решишь, что с этим «добром» делать. Если хорошо подумать, то часть отходов можно трансформировать под нужные вещи, которые могут нам еще долгое время послужить в быту, сэкономить  личные средства или решить бытовые вопросы с максимальной пользой и выгодой. Не думайте, что это невозможно.

Однажды попробовала провести мастер-класс с утилитарным материалом с творческой группой неравнодушных людей нашего поселка. На мастер-класс были приглашены все желающие, тем более что время было каникулярное – рождественские каникулы. Отозвались многие поучаствовать в создании декоративных подсвечников  из стаканов, в которых когда-то продавалось варенье. Плотное стекло, высокие края и цилиндрическая боковая поверхность – это отличная форма для дизайнерской работы. Бусы, декоративные цветы, паетки, искусственные хвоя и снег, ленты от цветочных букетов, стилизованные штампованные сюжеты на оберточной бумаге, обрезки сизали, капроновой сетки и мн. др. вошли в оформительский набор. Сдвинутые столы позволили всем разместиться по кругу, а в центре стола находился бросовый материал. Творческий азарт плавно перетекал в дизайнерский кураж. В итоге, работой все остались довольны, потому что этот труд был плодотворным и полезным. Данные подсвечники уже два года используются в трапезной местного храма, кстати, дополню к сказанному, что они были выполнены по запросу церковного прихода к великому празднику Рождества Христова.  

Недавно с учащимися 7 класса во внеурочное время сшили женский концертный костюм из белой тюли, когда-то висевшей на школьных окнах, а теперь эти куски ткани готовились к утилизации. Костюм был выполнен не сразу. Сшили юбку-солнце, а из шелковых кусков ткани, оставшихся когда-то от флажков, сшили подъюбник. Оставались еще красивые ажурные куски тюли, которых хватало на блузочку с длинным рукавом, поэтому сшили и блузку. Из белых остатков х/б ткани выкроили и сшили чехол под прозрачный костюм. Сами удивились, что из ненужного бросового материала получился белоснежный кружевной костюм. Решили этот костюм адресовать Снегурочке на Новый год. Помогали шить этот костюм и пятиклассники и шестиклассники, но основные и ответственные виды работ выполняли семиклассники. Атласную объемную розу к нему изготовил ученик 6 класса. Результат был отличным, потому что все горели желанием увидеть поскорее результат своего труда.

Передо мной чистый лист ватмана. Я разрезаю его пополам и мысленно  рисую на нем будущую картину. Работа должна быть красивой, соответствовать теме и условию очередной выставки. Какую же мне взять технику исполнения, какими художественными материалами выполнить ее, что будет в ней главное, а что вспомогательным для усиления того самого главного, что хотят видеть заказчики выставки? Задача не из простых действий. Получив региональное задание для художников нашего округа, принять участие в передвижной выставке со своими произведениями, приступила к его реализации. Просмотрела имеющиеся в моем архиве репродукции великих художников, заглянула в Интернет, бегло перебегая  от одного сайта к  другому, перелистываю свой архив из детских и авторских творческих работ, что-то близкое и определенное начинает вырисовываться в моем представлении о будущей работе. Творческий процесс пошел: наброски, эскизы, схемы и вот уже, благодаря предварительным проработкам, выполняется работа в окончательном варианте так, как я ее должна представить  будущим зрителям и членам жюри передвижной выставка. «Технология быстрого реагирования» не дает застою не только ученикам, но и учителю. Быстрое включение в рабочий творческий процесс, целеполагает человека на успешный итоговый выход его деятельности.

Участвовать самой со своими творческими работами приходится не только в выставках. Это может быть конкурс любого уровня:  районный, окружной, Всероссийский, Международный, но на качество работы это не должно влиять, потому что творческая работа должна быть обязательно конкурентно способной, интересной для зрителей. Различных конкурсов в году выпадает немало на долю учителя в направлении самых разнообразных видов изобразительной деятельности с различной тематикой. Довольно много их и для учащихся школы. Все конкурсные работы выполняются только во внеурочное время, но заинтересовать ученика к такой кропотливой и трудоемкой работе необходимо еще на уроке. Изменить технику письма в живописи, дополнить композицию ярким предметом в натюрморте, провести урок ярко и феерично, используя зрительные заготовки, Интернет с яркими презентациями и тематической информацией. Уроки ИЗО – это зрелищные уроки, создающие красоту, рекламирующие свое мастерство

Запросы у организаторов конкуров очень высокие, а возможности детей, к сожалению, соответствуют их возрасту, а значит, довольно слабенькие и незрелые. Это не потому, что они плохо учатся, плохо усваивают материал, а потому что они дети. Надо учителю с его подопечными сделать какой-то «прыжок вперед»  с точным попаданием в победителей или призеров конкурса. Как это сделать? В изобразительном искусстве нужна правда, нужен профессионализм, нужен тайный смысл в символах, тогда все состыкуется! Чуть не забыла сказать о самом главном, что-то в конкурсной работе должно «зацепить за душу» или как сейчас модно говорить «торкнуть». Вот сколько требований нужно учесть в выполнении творческого задания. Учитель имеет педагогический и художественный опыт, профессиональное мастерство, набор нужных знаний по технике рисования, по компоновочному размещению изображаемых объектов на листе, имеет жизненный опыт и владеет техникой быстрого рисования. То, что состыковалось в голове учителя, надо донести еще до ученика.

На дополнительные занятия по рисованию приходят разновозрастные дети с разным уровнем способностей и возможностей. Построить занятие надо так, чтобы одна и та же тема была доступна каждому ученику. Надо творческий час сделать увлекательным и доступным для исполнения. Творить надо вместе с детьми: словесно, образно, показательно, физически. Имея только один час в неделю по изучению предмета ИЗО, согласно школьной программе, понимаешь, что это капля в море. Оказывается, что основное обучение этого предмета как раз и постигается на дополнительных занятиях во внеурочной деятельности.

 Нельзя обойти стороной большую проблему, зависшую над учителем и учениками - это лимит свободного времени в пределах школьного пространства. Порою понимаешь, что катастрофически не хватает времени ни у детей, ни у учителя, потому что всех усадили за компьютеры, но ведь кому-то надо заниматься рукотворной работой. Тут как нельзя лучше всего подходят для практической деятельности универсальные учебные действия, которыми вооружается учитель и «впрягает» в творческую деятельность учеников на дополнительных занятиях по ИЗО. Согласуя свои действия с «Технологией быстрого реагирования», и учитель, и ученик на долгое время становятся соавторами любого процесса в творчестве. В чем же состоят эти универсальные действия? Какие секреты таит в себе «Технология быстрого реагирования», чтобы расшевелить ученика, заставить его «гореть», зацепить до желания творить? Ответ прост - надо самому учителю на данном этапе гореть и творить! Вся схема действий должна быть в руках учителя. Если учитель точно знает, какая в итоге  должна получиться работа, тогда и ученик быстро и успешно ее сделает. Какие рычаги необходимо задействовать для полезного творения, для полного раскрытия таланта ученика? Самые разнообразные. Часто я выношу на обсуждение личный опыт, свои наблюдения, дети тут же трансформируют услышанное с переносом на свою работу и дело набирает «обороты».

История из личной жизни, может стать причиной или объектом тех универсальных предполагаемых действий, побуждающих детей к выполнению творческого задания. Сейчас расскажу одну из моих историй, которую повествую ученикам.  Когда я была еще маленькой девочкой и училась в сельской 4-х летней школе, однажды на уроке рисования получила домашнее задание от учителя начальных классов, нарисовать елочку в зимнем лесу. Жили мы бедно, в семье было еще трое учеников, а цветные карандаши давно изрисовались, новые купить не на что да и негде. Жили мы в деревне, в которой был один магазин и тот продуктовый. Я нашла на дне портфеля голубой маленький карандашик и приступила к работе. Проблему я разрешила следующим образом: заштриховала небо голубым цветом, оставив белым пятном елочку с легкой контурной обводкой, якобы покрытую белым снегом. За эту работу я получила пять. Догадался ли учитель о моей тайне, не знаю, но своей работой я была довольна. Так елочку не рисовали дети в мое время и в моем возрасте на уроках рисования. Так ее и нынешнее поколение и нынешние дети в этом возрасте еще не рисуют. Рисуют приблизительно так: лежащий на земле снег будет голубым, а елочка – ярко-зеленая. «Почему?» - спросите вы. Я вам скажу так, что детский ум еще не способен анализировать все увиденное и изображать это увиденное с точным попаданием в правду и в реальность. Почему мне это удалось сделать, да потому что передо мной стояла серьезная проблема. Не выполню рисунок - получу два, а выполню – получу не меньше тройки. Передо мной стояла сложная задача, мне пришлось подключить все свое воображение и найти то, самое верное решение для передачи зимнего пейзажа с елочкой, прикоснувшись к изображаемой правде, работая на опережение своего возрастного понимания. Я рискнула это сделать по-другому и выиграла.

В такой системе общения срабатывает «пусковой рычаг», побуждающий ученика творить с пониманием дела, все услышанное или увиденное когда-то  и это перенести на лист, где рисунок становится обозреваемым и почти осязаемым. После подобного рассказа ученики начального звена начинают перестраивать свое представление о различных состояниях природы, о погодных условиях и о передаче этих состояний в новых формах и в новых художественных приемах, прорабатывая более вдумчиво и тщательнее фрагменты повременных пейзажей. Внимание переносится на изображение елочки в снегу с частичками снега на ней, на высокий сугроб под елочкой и т. п. Чужой опыт становится основным толчком к универсальным действиям учащихся в изобразительной деятельности. Рабочий процесс пошел! В такой ситуации однозначно достигается наивысший и качественный результат в работе.

Еще есть универсальные учебные действия в форме сотворчества. Садимся учитель и ученик за ученический стол как за шахматной доской и начинаем рисовать вместе. У нас общие кисточки, краски и одна творческая работа  на двоих. Я начинаю ряд мазков, дальше подхватывает ученик. Вместе смешиваем цвета или по отдельности до получения желаемого оттенка или ряда оттенков и наносим поочередно на нужные участки в рисунке. Рассуждаем, корректируем, что-то переделываем, что-то выделяем, что-то меняем. Выбираем кисточки по размерам под определенные краски, под объемы выполняемой работы. Если устаем от такого муравьиного действия, то устраиваем отдых, проводим осмотр работы на расстоянии и после обсуждения уверенно идем к ее завершению. Такие действия можно проводить с коммуникабельными детьми. Тут важно каждому слышать друг друга, уметь корректно что-то советовать в процессе работы, помогать и понимать. Такой вид работы вдохновляет и учителя и ученика с опорой на «Технологию быстрого реагирования». Ученик не остается один со своей неопытностью, нерешительностью, со своими страхами перед чистым листом ватмана. Каждый жест учителя копируется, повторяется, вначале несмело, потом решительнее, а потом и с полноценным сознанием дела.

Существуют и другие универсальные учебные действия, такие как развитие сюжета картины от пятна или ряда пятен, выполненных в технике «мокрой акварели». Люблю эту технику за безграничное импровизирование, моделирование сюжета, безбоязненное трансформирование образов, идей и методов работы. Школьники тоже в эту технику влюбляются сразу, экспериментируют, варьируют с цветом, с доминантой в композиции, с сюжетом и т. д. Первые работы выполняются в две руки (учитель + ученик). Мокрая акварель, которую еще называют «по-сырому», любит быстрое исполнение рисунка. Много состыковочных факторов лежит в основе этого вида искусства. Здесь потребуется хорошая бумага для акварели, качественная акварель, круглые кисточки разных номеров, необходимое количество набранной воды, нанесенной на лист бумаги, удачное приготовление раствора из нужных цветов и виртуозное владение художественными материалами, инструментами и образами. После нескольких занятий и попыток у школьников начинает прививаться вкус к данному виду рисования, к многократному возвращению к технике «мокрой акварели».

Пожалуй, в одной статье отразить тот колоссальный объем работы во внеурочное время невозможно, а это самые разнообразные виды работ с фольгой, с журнальной и газетной продукцией, с остатками ткани, цветной бумагой и картоном, с пластиковой посудой и т. д. Такую деятельность можно отнести к декоративно-прикладному искусству. Во время внеурочной деятельности происходит много творческих действий: что-то клеится, что-то шьется, что-то вышивается, раскрашивается, моделируется, конструируется. Помимо выполнения рисунков, изготавливаются открытки, плакаты, поделки, панно, какие-то объемные композиции…

В итоге своих наблюдений, хочу отметить ряд положительных моментов в достижении лучших результатов в урочное и во внеурочной деятельности в изобразительной деятельности. Раскрепощение учителя и подопечных на дополнительных занятиях, быстрое вхождение в новый вид работы, в новый вид техники рисования, привыкание к новым условиям работы, к новым видам деятельности на основе «Технологии быстрого реагирования». Если есть желание творить, то и результат труда будет, однозначно, продуктивным и удачным. Умение договариваться, слушать и слышать учителю ученика, а ученику учителя – важный рабочий момент. Выставки и конкурсы с хорошими достижениями являются тем основным мерилом полезности и качества выполненных работ во внеурочное время. Лучшим результатом может быть не только полученный диплом победителя или призера за продуманную и верно закомпанованную во всех смыслах работу. Здесь правильнее будет сказать, что  получение удовлетворения от собственного труда в большей мере является достижение лучшего результата в творческой деятельности для каждого творящего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Доклад на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

ВСЕРОССИЙСКАЯ НПК "Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС»

науСТАТЬЯ НА ТЕМУ: "Проектная деятельность при интеграции филологических дисциплин"...

Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.

В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. ...

Статья об авторской технологии быстрого реагирования «СВЕТ ДАЛЕКИХ ОГНЕЙ»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования новых технологий в учебном пространстве. Автор знакомит читателей с авторской технологией быстрого реагирования с демонстрацией р...

Выступление на тему "Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности"

Выступление на тему "Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности"...