Статья об авторской технологии быстрого реагирования «СВЕТ ДАЛЕКИХ ОГНЕЙ»
статья

Складанная Дина Алексеевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования новых технологий в учебном пространстве. Автор знакомит читателей с авторской технологией быстрого реагирования с демонстрацией различных форм работы на ее основе. Активная позиция автора дает благоприятный результат в работе. В заключение статьи автор предлагает технологию быстрого реагирования использовать не только в стенах школы, но и в личной жизни каждого человека в виде позитивного ориентира. Статья напечатана в сборнике "Новые технологии в образовании". Сборник научных трудов под редакцией доктора педагогических наук, профессора И.А.Рудаковой. Издание включено в РИНЦ. Центр научной мысли, Москва, 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_svet_dalekih_ogney_skladannaya_d.a.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

СВЕТ ДАЛЕКИХ ОГНЕЙ

Складанная Д. А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 2» п. Ханымей Пуровского района ЯНАО

        В образовании наступило такое время, когда урок сегодняшнего дня не будет похож на урок завтрашнего дня. Его сделают другим: более информированным, более насыщенным, более ярким, более увлекательным  учителя,  умеющие  работать так, что бы опережать те технологии, которые только планируются для апробации их  в школе. Откуда же взять это новое и передовое? Скажу точно, что все новое и передовое у каждого педагога есть, но смело ли мы его применяем? В любом деле есть доля риска, но кто-то же рискует? Движение вперед  должно быть постоянным состоянием   для учителя и ученика. За этим движением наблюдают время, мода, обстоятельства и техногенность. Надо научиться  все делать быстро, каждое движение делать полезным. Раскройте в себе талант первопроходца. То, что вам было вчера недоступным, сегодня станет доступным, и вы увидите, как засверкает ярко свет далеких огней.

       Новые технологии в образовании – это широко открытая дверь в будущее. Введение различных технологий в школьную практику – самое верное решение для самореализации учителя, для определения главной роли его в учебном пространстве. За столько лет работы в школе учителем изобразительного искусства и черчения  часто приходилось пользоваться  технологиями опытных учителей. Обучая детей, сам многому учишься, поэтому  разработала  свои педагогические технологии, которыми пользуюсь не один год.

       Технология быстрого реагирования – моя авторская технология. Она состоит из следующих составляющих:

  1. Изучение характеристики класса; моделирование задания для учащихся с учетом их способностей, мотивации и хризматичности каждого в отдельности.
  2. Снабжение и наполнение стола ученика учебниками, материалом и инструментами для работы.
  3. Подготовка творческих и практических работ индивидуально для каждого ученика в одних классах и общих заданий в других классах.
  4. В накоплении банка идей, презентаций, изделий, материалов и т. д.
  5. Сбор информации по модным новым направлениям в изобразительном искусстве и в проектировании современного урока.
  6. Обязательное участие в конкурсах любого уровня.
  7. Контроль за выполнением работ на каждом этапе.
  8. Разработка методического материала.
  9. Использование инновационных методик на уроках.
  10. Дополнительная индивидуальная работа по предмету.

         Когда же ребенку учиться интересно? Интересно тогда и там, где ему комфортно, где он успешен, где его понимают. Он не боится самовыразиться, самоутвердиться, самореализоваться с помощью понимающего учителя. Он еще многого не знает, но ученику не хочется выглядеть неполноценным человеком. Ведь он имеет свой возраст, дающий ему право чего-то еще не знать и учитель должен учитывать тот факт, что для ученика этого возраста существует определенная норма знаний и превышать ее не всегда корректно. Психика ребенка очень ранима, грубым нетактичным замечанием со стороны учителя можно разрушить личность ученика, «зажать» в рамках неудачника, выстроить перед ним стену отчуждения. Здесь как раз и поможет технология быстрого реагирования. При совпадении желания учителя и ученика в понятиях «когда работать, учить и учиться интересно», тогда любая творческая работа, любой проект, любая идея достигает цели и отличного результата.  

       Когда берешь в руки набор красок, изучаешь яркость, сочность их цветов,  качество красок в работе, пробуешь смешивать их, пытаешься высветлять или затемнять локальные цвета, то почему–то часто переносишь всю эту гамму цветов на личности детей. Дети, словно разноцветные краски, все такие разные, удивительно непохожие друг на друга, с набором своих индивидуальных способностей, с разным мировоззрением и восприятием окружающего мира.

        Мой секрет общения с детьми прост. Хочешь выразить себя в творчестве – рисуй, а хочешь рисовать красиво – рисуй и учись. Мы всё будем делать вместе: фантазировать, комбинировать, преобразовывать, воплощать идеи в практику рисунка, творческой работы. В этом нам помогает технология быстрого реагирования.

       Используйте в работе с учениками новые материалы и новые приемы. В интернете можно найти любую информацию и любой материал в помощь  учителю и ученику. Надо научить детей пользоваться этой возможностью – работы с информационным материалом по конкретному запросу в интернете. Когда горит сам учитель, тогда загораются и ученики. В таком предмете как изобразительное искусство всегда есть место для быстрого внедрения чего-то нового, оригинального и модного. Вот несколько примеров тому.

       Рисунок на ткани можно выполнить разными методами: напыление специальными красками на мокрую или на сухую ткань, на скрученную форму, на гладкую, под трафарет.  Можно на ткань перенести карандашом рисунок, а затем проработать детали рисунка красками по ткани. Хорошо для начинающих юных художников предложить темы растительного содержания. Для старших учеников подходят темы рекламного содержания. Работы часто требуют усидчивости и аккуратности, но даже те дети, которым трудно дается кропотливое действие во время рисования, все равно увлекаются творчеством из-за необычности и практичности в итоге исполнения. Эти изделия они могут подарить своим родным и близким на день рождения, на День матери, на 8Марта, 23Февраля и т. д.  

       Рисунок, где  роль гуашевых красок выполняет  лак для ногтей, всегда необычен. Яркий блестящий лак накладывается на цветной картон или тонированную бумагу, получает новизну в работу.

       Газетная аппликация появилась случайно в практике моей работы. Рассматривая печатный шрифт, предположила, что интересен черно – белый текст в качестве графического рисунка. Кропотливая работа по подбору и направлению строк для создания объема форм в натюрморте, предметному сходству учит детей монтажу образа, готовности творческой переработки в новой технологии.

       Пастель, сангина, сепия, уголь, цветные мелки, белый мел на цветном картоне используются детьми с большим желанием, но эти работы не долговечны, поэтому ученики ищут новые художественные материалы и интересуются, а чем еще можно рисовать? Творческое решение находят сами и предлагают такие варианты как смешанная техника (рисунок и аппликация, мраморная заливка акварелью и наклейка паеток, блесток, бисера на разноцветный фон, композиция из жженного сахара).

       Прием старой фотографии в рисунке придуман мною недавно. На лист наклеивается скотч разной толщины и разной длины в разных направлениях. Выполняется обычный рисунок – это может быть пейзаж, натюрморт, портрет. После высыхания срываются тонкие полоски липкой ленты и белые пробелы создают ощущение потертости и старения картины.

       Открытка – сюрприз изготавливается из цветного картона, тонированной бумаги, обычного белого ватмана. Соединение путем сгиба половинчатых рисунков, подрезы и сквозные прорези для пропускания цветных лент делают форму открыток эксклюзивными и оригинальными.

       Оформление фотографий на самодельных рамках – паспарту, составляют архивный авторский материал. Эти рамки выполняются в стиле графического декорирования, в коллажном стиле, в стиле объемной аппликации.

       Художественная вышивка из капроновых и атласных лент с предварительным рисунком на ткани или на цветной канве, раскрашенных акриловыми красками. Комбинированная техника работы декоративно прикладного характера возможна для исполнения тем детям, кто хорошо умеет вышивать. В таком виде творчества существует межпредметная связь с уроками технологии.

        Рисование элементов природы, выполнение посезонных пейзажей, согласно времени года – любимые темы для детей. Они с большой охотой изображают в живописи атмосферные изменения  в природе и различные природные явления (туман, дождь, ветер, снег, северное сияние, световые столбы, ночной звездопад и т.д.). Так же любят изучать свойства бумаги, качество чертежного и художественного материала. Им хочется комбинировать и применять разнообразные формы работ, фантазировать и реализовать свои фантазии. Макеты корзин, коробок, упаковок, панно и открыток позволяют ученикам активней работать на уроках, ввиду их заинтересованности использовать эти предметы в личных целях: кого-то поздравить, что-то украсить, пополнить свою полочку дома новой поделкой, или повесть на стену для украшения интерьера новое панно.

       Занятия в основном носят строго дифференцированный характер, каждый учащийся нередко работает с индивидуальным эскизом по теме урока. В то же время используются самые разные формы работы: индивидуальные, коллективные, групповые. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует обсуждение выполненных эскизов, полуготовых и готовых изделий, рисунков, отбор в результате обсуждения лучших работ. Особый стимул к творчеству – участие работ детей в презентациях, выставках самого разного уровня, что и предполагает технология быстрого реагирования.

       На занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические). Словесные методы – рассказ, беседа – сопровождаются демонстрацией наглядных пособий, иллюстрированного материала, таблиц, схем, дополняющих объяснение сложных приемов художественной работы на заданную тему. Учащиеся что-то анализируют, что-то сравниваю; в результате учитель выясняет степень усвоения изучаемого материала.

       Основное место на занятиях отводится практической работе. Практика развивает творческое мышление, будит фантазию, дает возможность проверить силы в самостоятельном творчестве.

        К эксперименту по применению технологии быстрого реагирования можно соотнести задания по разработке фонарных столбов, в которых дети и я вместе с ними образуем архитектурную группу. Авторская разработка формы столбов, назначение и функциональное применение согласно заданию (освещение пешеходных дорожек, украшение площадей, световое ограждение проезжей части, оформление парковой зоны) помогает учащимся выполнять чертежи и рисунки в одном из выбранных направлений. Серая отмывка, аппликация, графическая заливка фонарных столбов – вариативность завершения конструктивной части проекта, которая облегчает воплощать дизайнерскую мысль в готовом проекте.

       Технология быстрого реагирования учитывает ограничение в восприятии дополнительного материала на уроке, поэтому желательно не перегружать зрительный ряд лишними экспонатами, так как внимание детей начинает рассеиваться от обилия информации, им трудно понять, что здесь главное, а что второстепенное. Следует учитывать в зрительном ряду такие условия как вариативность, многофункциональность, применяемость, эстетичность, но в дозированной форме. Ничего лишнего, ничего ненужного!

       К предстоящему уроку учеников можно готовить и на перемене. Только я появляюсь в кабинете ИЗО, тут же звучит один и тот же вопрос: «Что мы будем рисовать?». Дети вместе со мной готовят  зрительный ряд, просматривают его, предугадывают тему, смотрят  на экран, если установлена презентация, и те, кто уловил суть урока по записанной теме на доске и по зрительному ряду,  хотят приступить к выполнению работы до звонка. Я разрешаю детям приступать к работе, только в том случае, если нахожу время  кратко пояснить задание. Работающие дети, вовлекают в творческий процесс и других детей класса, особенно заставляют подсуетиться отстающим ученикам.

        Творческие предметы требуют большего времени для созревания идей, составления композиции, закомпонованности листа,  а дети, действительно, не успевают  все сделать за один урок, и когда они на перемене узнают задание, которое им предстоит выполнить, начинают обдумывать заранее содержание работы, советоваться с вами, предлагать свои варианты.

        Задача учителя в предложенной технологии быстрого реагирования - зажечь огонек созидания, возродить идейную искру и полет мысли у творящего. Неважно когда это произошло - во время перемены, во время урока, во время выполнения творческой работы. Необходимо позволить ученику выразить в творчестве свое понимание темы через свое моделирование, через свое мировоззрение, миросозерцание.

        Технология быстрого реагирования предполагает плавное перетекание от простого к сложному, от изученного к неизученному, раскрепощает ученика в процессе работы, не загоняет его в тупик до полного отказа от выполнения задания. Например, изучили приемы стилизации предметов, позже использовали эти знания в декоративно - прикладной росписи. Проходим тему: «Зимние забавы детей», в которой выполняем много детских фигурок в движении – лыжников, саночников, фигуристов, перед этим на предыдущих занятиях выполнили эскизы, наброски фигуры человека в различных положениях. Важно знать пропорции человеческой фигуры, соотношение между собой частей человеческого тела. Когда подходит урок по эскизированию взрослого человека, то ученики чувствуют себя намного увереннее в процессе изучения и построения человеческой фигуры, ведь многие понятия им уже известны из предыдущих схематичных рисунков. Чтобы и вовсе снять напряжение у ребенка, надо его убедить, что в рисунке требуется не достоверность  в передаче натуры, а правильность передачи пропорций тела. Закрепление темы  можно сделать ярким и запоминающимся, если из картона создать динамичные куклы. Такое методическое пособие я разработала для детей, чтобы на кружковых занятиях, где есть время для углубленного изучения данной темы, ученики пофантазировали, помоделировали над созданием различных образов, создавая свою игрушку. Создаем образ русской красавицы, одетой в народный костюм и делаем акцент на пропорциях женской фигуры. Дети закрепляют знания, полученные ранее на уроках, и выполняют новые композиции из набора изученных понятий, отработанных рисовальных навыков, схем, приемов.  

       Желательно вносить в традиционный план нетрадиционные уроки, это развивает детский интерес к приобретению новых знаний через новые формы уроков.

       Технология быстрого реагирования может стать спутницей и в дальнейшей жизни, она подойдет для детей и людей любого возраста, а иначе, какой в ней прок.

       Однажды во время встречи выпускников моя бывшая ученица рассказала свою жизненную трагедию, которая с ней произошла и как она вышла из сложной ситуации, благодаря умению красиво рисовать и быстро реагировать в сложной ситуации. Вышла замуж, родила ребенка, а муж оказался наркоманом. В доме наступили тяжелые времена, денег не было, покоя не было, потом и  дом сгорел по вине мужа. В итоге осталась одна с маленьким ребенком на руках. Устроилась работать в кондитерский цех, где изготавливали торты. Имея хорошие художественные способности, стала украшать торты  на свой лад. Где полянку лесную со зверьками изобразит,  где сказочных героев. Заказы потекли рекой, а старые мастерицы стали ей завидовать, потому что работали по шаблону, и спрос на их услуги уменьшился. Так появился достаток у Оксаны, уважение людей, жизнь приобрела другую окраску и значение. Сейчас она очень популярный кондитер в городе.

       Я часто перечитываю Библию и для себя обязательно нахожу что – то ценное. В Евангелие в главе 25 от Матфея повествуется о том, как один господин делил таланты среди своих рабов. Одному он дал пять талантов, другому – два, а третьему – один. Получивший раб пять талантов, употребил их в дело, да еще приобрел пять талантов. Точно так поступил второй раб со своими двумя талантами. Зато третий раб пошел и закопал в землю свой единственный талант и ничего не приобрел за него. Господин отблагодарил первого и второго рабов за их старание, а третьему повелел за лукавство и лень изъять его талант и отдать тому, кто имеет десять талантов. « Ибо всякому кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

        Часто люди отказываются от деловых предложений, потому что не могут себя представить на новом месте или, попросту, они не задавались целью попробовать свои силы в новом деле, не уверены, что на все им хватит талантов и знаний. Может, стоит рискнуть, ведь в том-то и состоит секрет технологии быстрого реагирования, что бы мы открывали в себе новые таланты. Нет, пожалуй, ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не достиг своей цели, если приложил к этому упорство и труд, а не отложил на долгое время решение своего непростого вопроса. Хочу подбодрить молодых и не очень молодых  учителей быть смелее в разработке новых идей, в демонстрации своих наработок и своего опыта.  Сама этому учусь и учу этому других.

        Знайте, что все цели достижимы, если вы упорны, настойчивы и трудолюбивы. Используйте по жизни технологии быстрого реагирования и таланты ваши приумножаться, и прославитесь вы в делах ваших. Здесь уместно следующее библейское выражение: « Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, а ищущий находит, и стучащему отворят». 

       И однажды  вы увидите так близко свет далеких огней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свет далеких планет"

Классный час с презентацией с применением современных педтехнологий...

Технология быстрого счета на уроках математики. Методические рекомендации молодому учителю

Молодому учителю, только что переступившему порог Храма науки, трудно сориентироваться в огромном количестве методик развития математических навыков у учащихся, выделить нужное на различных этап...

Вазы быстрого реагирования.

Эти необычные подставки для цветов из весьма оригинальных материалов.И вот что ещё интересно: на изготовление каждой вазы тратится совсем не много времени....

Положение о проведении конкурса чтецов, посвященного 200 - летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «Светись, светись, далекая звезда…»

Цель Конкурса: ·        популяризация творчества русского поэта - классикаМ.Ю. Лермонтова.Задачи конкурса:·        пропаганда твор...

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Цели: закрепить знания учащихся о Н.В.Гоголе, обобщить сведения по содержанию повести, вырабатывать навыки выразительного чтения, развития речи, воспитывать у учащихся чувство товарищества, силу воли,...

«Свет вечного огня»

Внеклассное мероприятие «Свет вечного огня»Цели:- формирование чувств патриотизма, любви к Родине сопричастности к её истории и судьбе....

Статья на тему: «Реализация авторской «Технологии быстрого реагирования» в урочной и во внеурочной деятельности учителя и учащихся в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве».

Моя технология "Быстрого реагирования" возникла и апробировалась на протяжении многих лет на школьной площадке. Большой опыт работы и постоянное общение со школьниками позволило мне обобщить...