Методическое сообщение "Технологии здоровьесбережения учащихся в музыкальной школе" 2023
материал

Парицкая Анастасия Викторовна

Здоровье детей - вот самая важнейшая задача общества. Перед учителями стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья детей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_2023.docx46.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН" СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическое сообщение "Технологии здоровьесбережения учащихся в музыкальной школе".

Преподаватель первой квалификационной категории

 Парицкая А. В.

2023 г.

"Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, и не свод требований к режиму, питания, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества" (В.А.Сухомлинский ).

Здоровье детей - вот самая важнейшая задача общества. А так как дети проводит 60% своего времени в школе, то задача учителя сохранение и укрепление здоровья учащихся. От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие и прочность знаний.

Очень часто учитель является примером подражания для своих учеников, поэтому надо не только владеть и применять здоровьесберегающие технологии, но и вести здоровый  образ жизни, и являться примером для своих учеников.

Перед учителями стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья детей. И одна из основных задач учителя- уменьшить воздействие неблагоприятных факторов обучения путем внедрения здоровьесберегающих технологий.

Дополнительное образование - это дополнительная нагрузка на детский организм. Большую часть времени при занятий музыкой ребенок проводит за инструментом, поэтому особое внимание надо уделять его посадке. Ведь от правильного положения тела во время игры зависит не только техника исполнения, но и здоровье ребенка. Неправильная посадка ведет к нарушению осанки, и чаще всего является причиной болей в мышцах у музыкантов и повышенной утомляемостью. Я преподаватель по классу гитары, и хочу немного задержаться на посадке гитаристов. Существует два наиболее распространенных видов посадки - это классическая (чаще называемая академической) и современная эстрадная, и у каждой есть и свои плюсы и свои минусы.

Классическая посадка : 

 данная посадка наиболее распространена в среде академических музыкантов, и именно такой посадке учат в музыкальных школах. Основной целью классической посадки является уравновесить и зафиксировать гитару только благодаря ее положению на бедре, и весу, лежащей на ее корпусе руки. При такой посадке даже отпустив гриф левой рукой, гитара должна устойчиво оставаться на месте. Но такой посадки достигнуть без подручных средств не возможно. Для того, что бы гитара упиралась в правое бедро, левая нога должна быть немного приподнята, буквально на 10 - 15 см. Для этого используются специальные подставки.

классическая посадка гитариста.gif

Достоинства академической посадки:

1. Гитара фиксируется только ногами;

2. Гриф поднимается до такого уровня, что левая рука не искривляется в запястье(что очень важно, потому что пережатые сосуды запястья в дальнейшем отдаются болью в левой руке).

Недостатки академической посадки:

1. При такой посадке не совсем удобно играть некоторыми современными стилями игры, так как правая рука придерживает деку и как следствие экспрессивность исполнения страдает.

Эстрадная посадка:

не смотря на очевидные плюсы классической посадки, в современной музыке она не прижилась, в основном из-за того, что в наше время гитарная музыка, как правило основана на пульсирующем ритме и groove (ритмическое ощущение в музыке, создаваемое игрой музыкантов-барабанщиков, гитаристов, клавишников), а академическая посадка не располагает к экспрессивной манере игры.

Суть эстрадной посадки заключается в том, что гитара лежит на правом бедре, при этом гриф уравновешивается левой рукой.

001-6 (1).jpg

Достоинства:

1. Наиболее удобная посадка, для игры ритмических партий, с сохранением нужной динамики и экспрессии;

2. Оптимальное положение гитары при аккомпанементе собственному вокалу;

3. Нет необходимости в дополнительных приспособлениях.

Недостатки:

1. В следствии того, что точка опоры только одна, и гитару невозможно зафиксировать лишь ногами, приходится постоянно придерживать гриф, что может быть неудобно в начальный период обучения.

2. При необходимости ставить "барре" сильно изгибается кисть левой руки, что вдет к пережиму сосудов.

3. Правая рука отведена вверх, напрягается плечо.

И как итог -  так как при академической посадке полностью расслаблен плечевой пояс, на начальном этапе обучения использовать только ее, и следить за правильной посадкой учащихся.

Очень важным направлением в воспитании детей в области здоровьесбережения является формирование нравственных качеств, которые являются основой здоровой личности. На формирование личности оказывает влияние и выбор репертуара, и доброжелательное отношение во время урока, и личный пример.

Исследования ученых по вопросу воздействия музыки  на психику человека доказали положительное влияние классической музыки. Главная особенность этой музыки - она написана в ритме сердца (60 - 70 Гц), поэтому легко воспринимается организмом и способствует нормализации работы сердечно-сосудистой системы и других органов. Поэтому приоритет в выборе репертуара остается за классической музыкой и непременно приобщать учащихся к классическому репертуару.

Специалисты отмечают, что одна из главных причин расстройства здоровья  школьников - это так называемый стресс ограничения времени. За последние 50 лет школьная нагрузка возросла  более чем в 2 раза. Еще одна проблема - психологическое давление на учащихся со стороны учителей и родителей. Нередко причиной стресса становятся завышенные требования по поводу оценок и успехов в музыкальной школе. Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. И так как  в дополнительном образовании, в частности в музыкальных школах, дифференцированный подход к каждому учащемуся, то надо выбирать программу каждому по силам, не сильно форсируя степень сложности.

 В музыкальную школу дети часто приходят уже уставшие после занятий . В такие моменты надо проявлять чуткость и строить урок в соответствии с состоянием ребенка. Такой урок должен быть сбалансирован по степени сложности, то есть после сложного задания непременно должна следовать разгрузка, особенно для учащихся младшего возраста. В такие моменты хорошо применять игровые технологии. Так как гитара сложный в физическом плане инструмент ( устают, и на первом этапе болят пальцы рук) "меняюсь с учеником местами" - я ему играю, а он считает, или я играю, а ученик считает и прохлопывает ритмический рисунок.

Так же хорошо после исполнения сложного произведения поиграть простые арпеджио на открытых струнах, или  т.п.

Так как учащиеся проводят много времени сидя, то необходимо во время урока проводить очень короткие физкультминутки, во время которых  можно просто встать со стула и отрепетировать концертный поклон, или отложить инструмент и постоять с вытянутыми вверх руками, изображая дерево или ветер.

Компьютеризация сегодня достаточно актуальна и значима. Использование компьютерной техники на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса, придает ему современность и разнообразие. Учащиеся моего класса активно пользуются музыкальным сайтом для гитаристов songsterr.com. На нем можно найти много интересных современных произведений, даже самому подобрать и выложить музыкальную композицию. Это очень стимулирует творческий процесс и подогревает интерес к музыкальному образованию.

Наглядность, возможность изменить темп и формы изучения материала  - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Что бы полностью реализовать в работе принципы здоровьесберегающих технологий нужно тесное, доверительное сотрудничество с родителями. Для повышения уровня знаний родителей о здоровьезбережении использую такие формы работы как индивидуальные беседы, консультирование, родительские собрания. Мне очень нравится формат проведения родительских собраний с концертом учащихся класса. Это мероприятие создает отличную эмоциональную атмосферу, настраиваю детей на успех, помогаю поверить в свои силы, и у каждого ребенка появляется шанс выступить на сцене и прикоснуться к "состоянию успеха".

Тема здоровья детей волнует всех, но задача современной школы не только всеми доступными методами сохранить здоровье детей, но и выработать разумное отношение самих детей к своему здоровью. Задачей педагога является индивидуально подготовить каждого учащегося к самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые навыки и умения, воспитав определенные положительные привычки. Как часто я слышу фразу - "Я не успел выучить, не было времени". Необходимо научить ребенка правильно организовать режим дня, что бы все успеть, и оставить время для отдыха. Со временем у учащихся должна выработаться потребность в здоровом образе жизни и правильное отношение к своему здоровью.

Таким образом совместными усилиями учителей, родителей и самих учащихся мы сохраним и укрепим здоровье будущего России - наших детей.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение учащихся на уроках географии

Здесь представлен личный опыт использования технологий здоровьесбережения на уроках географии...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Приобщение детей к миру искусства через овладение музыкальным инструментом имеет большое значение в современном образовательном пространстве. Концепция развивающего обучения, лежащая в основе учебного...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Цель исследования - выявление теоретико-методических основ образовательного процесса учащихся в классе гитарного ансамбля детской музыкальной школы Объект исследования – процесс обучения ан...

Методическое пособие для учащихся по учебному предмету "Музыкальная литература" 2 года обучения

Краткое содержмние предмета "Музыкальная литература" 2 года обучения для авторской программы Светловой С.И....

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ "Работа над музыкальным произведением"

Основная задача исполнителя – глубокое осмысливание идейно- эмоционального содержания произведения, создание и осуществление своего исполнительского замысла, руководствуясь тщательным и вдумчивы...