Методическая разработка урока «Методы здоровьесбережения учащихся, посещающих музыкально-теоретические дисциплины»
материал по теме

Светлова Светлана Ивановна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrabotka_uroka_metody_zdorovesberezheniya.docx32.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского

Методическая разработка урока

«Методы  здоровьесбережения учащихся, посещающих музыкально-теоретические дисциплины»

в ДМШи ДШИ

Автор:

Светлова С.И., преподаватель теоретического  отделения.

Место    выполнения    работы:    МБУ    ДО    

Вяземская    ДШИ    им. А.С.Даргомыжского

г. Вязьма 2017

Аннотация

Светлова С.И.

Методическая разработка урока «Методы  здоровьесбережения учащихся, посещающих музыкально-теоретические дисциплины» разработана на примере урока сольфеджио в четвёртом классе восьмилетнего срока обучения. Представляет интерес для педагогов музыкально-теоретических дисциплин  и других групповых дисциплин в учреждениях  дополнительного образования.

В разработке проанализирован опыт ведущих психологов и педагогов, представлены различные формы и методы классно-урочной работы.

Содержание работы

  1. Тема урока                                                                                                        стр.3
  2. Цели и задачи                               стр.3
  3. Тип, вид и методы урока                               стр.3
  4. Методы здоровьесбережения используемые на уроке:                           стр.3
  5. Актуализация                               стр.4
  6. Введение                            стр.4-5
  7. План-конспект урока                               стр.5-7
  8. Выводы                                                                                                                                   стр.8
  9. Используемая литература                              стр. 8

        

Тема: «Аккордовая последовательность»

Цель: Обобщить знания учащихся в раздел гармонического анализа и гармонического музыкального мышления.

Задачи:        

обучающие – отработать навыки построения аккордовых последовательностей и слухового анализа гармонических оборотов.

развивающие – умение в результате поставленных задач самостоятельно осваивать новый уровень гармонических связей между аккордами.

воспитывающие – развитие инициативы, уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели

Оборудование:        

  1. доска
  2. фортепиано
  3. столбица, таблицы
  4. Сборник «Сольфеджио. Одноголосие» Калмыков – Фридкин.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: практический, основанный на принципе бинарности – взаимодействия деятельности учителя и учащегося

Методы урока: метод алгоритмических предписаний - инструктирование учащихся.

Методы здоровьесбережения используемые на уроке: 

  1. Смена видов деятельности: посадка, позы, физкультминутки, правильное дыхание при пении
  2.  Мотивация: позвала, поддержка, соревновательный момент
  3. Психологический климат: комфорт, сотрудничество,  активность, заинтересованность
  4. Эмоциональная разрядка: шутка, улыбка, поговорка.

Актуализация: «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учащихся к восприятию нового материала и т.д. Актуализация – более широкое понятие, чем опрос.

Исходя из этого, можно использовать такую структуру урока:

  1. Актуализация прежних знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действия.
  3. Формирование умений и навыков.

Введение        

        Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков является наиболее актуальной на сегодняшний день. В связи с этим возрастает роль школы, призванной обеспечить формирование физически и духовно  здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни современного общества, но и способной  к творческому саморазвитию, к творческому преобразованию окружающего мира.

        Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной  технологии, показывающей как решается задача сохранения здоровья учеников.         Отсюда, главное условие реализации любой образовательной программы  - «Не  навреди!».

        В образовательных учреждения дополнительного детского образования большое внимание уделяется правилам безопасности. Систематически проводятся инструктажи по технике безопасности. В помещении проводится вентиляция. Но самое главное – это формирование методов здоровьесбережения, направленных на разумную организацию учебного процесса. Здесь можно перечислить условия, необходимые для качественного обучения и сбережения здоровья учащихся.

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение в классе.
  2. Моменты оздоровления: правильная посадка учащихся при письме и при пении, смена поз, динамические паузы, гимнастика дыхательная, для глаз, для тела.
  3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
  4. Создание на уроке благоприятного климата: направленность на успех, создание ситуации сотрудничества, заинтересованность.
  5. Активность. Разнообразие видов учебной деятельности.
  6. Смена деятельности, включающая различные виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа, практическая работа.
  7. Разнообразие методов активизации: свободная беседа, деловая игра, обсуждение, дискуссия.
  8. Методы, направленные на самопознание, развитие: самооценки, взаимооценки.
  9. Эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка, поговорка, афоризм и др.

Подводя итог, можно сказать, что важнейшую роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся в образовательном процессе играет тесное взаимодействие учащихся и преподавателей на всех эмоциональных уровнях, ответственность педагога за формирование здоровой гармонически развитой личности.

План-конспект урока:

  1. Распевание: а) гамма cis-moll гармонический,                

                           б) пение кадансов цифровками в гармоническом миноре

                     (пение  вместе и   по одному) – оценить пение поющих сольно –  

                  (самопознание,   обсуждение)

  1. Тема урока: « Построение аккордовых последовательностей»

       Задание: построить аккордовую последовательность в тональности C –dur:

       T53  - D64 – T6 – S53 – T64 – S6 – D53 – T64 – D53 

       Порядок построения аккордовой последовательности:

  1. Подписать внизу ступень, на которой строится данный аккорд – преподаватель подписывает с помощью учащихся (ситуация сотрудничества)
  2. Выписать басовый голос аккордовой цепочки – уч-ся работает на доске
  3. Достроить аккорды  - работает следующий учашийся.
  4. Подписать внизу известные обороты, входящие в данную аккордовую последовательность
  1. Определение на слух аккордовой последовательности: T6 – D64 – T53  – S64 – T53

        Порядок выполнения задания:

  1. Пропеть нижний голос (бас) аккордовой последовательности на произвольный слог  при проигрывании  её преподавателем на фортепиано.
  2. Воспроизвести басовый голос ступенями при втором проигрывании.
  3. Записать ступени басового голоса при третьем проигрывании.
  4. Пользуясь полученными ранее знаниями, подписать над ступенью баса функцию и вид аккорда, а также отметить известные гармонические обороты.
  5. При четвёртом проигрывании аккордовой цепочки преподавателем проверить написанное.
  6. Построить самостоятельно данную аккордовую последовательность в тональности B- dur (самостоятельная работа). Первый построивший цепочку без ошибок получает оценку «отлично» (соревновательный момент). Записать её на доске.
  7. Спеть аккордовую цепочку всей группой.
  1. Физкультминутка: гимнастика для спины:
  1. Потянуться  к «солнышку» (руками тянемся вверх)
  2. «Ласточка» (руки назад, соединяем лопатки, голова  вверх)
  3. Самолеты загудели, 
    (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) 
    Самолеты полетели. 
    (руки в стороны) 
  4. Упражнения для глаз:

-  сколько скульптурных фигур в классе стоит на шифоньере? (три)

-  какие цветы украшают наш календарь? (ромашки)

- название  коллектива, на большой афише? («Талака»)

- сколько плафонов на потолке? (восемь)

- сколько нотных строчек на доске? (три)

5. Пение номеров.

    № 346

  1. Спеть гамму E dur с дирижированием  на 24 стоя и дирижируя двумя руками.
  2. Пропеть номер вместе.
  3. Проанализировать номер:

 - сколько фраз? (четыре)

 - Какие аккорды образуются звуками 1, 2, 4, 5 тактов (T53    ,  T53   , D53, T64).

4) Пропеть номер по одному.

№344

  1. Настроиться на тональность B dur, спеть 1-й каданс.
  2. Работа над пунктирным ритмом:

Ритм прохлопать со счётом, вспомнить ритмический рисунок.

  1. Пропеть всей группой.
  2. Ответить на вопросы:

- Характер мелодии? (торжественный )

- Только-ли в конце можно поставить точку? Где можно в песне «поставить точку» в первый раз? (в середине номера)

- затем следует новая мысль, или продолжение первой? (новая)

- Как мы называем такую музыкальную мысль? (вторая часть)

    5) Проследить оттенки и спеть номер с оттенками.

    6) пение номера по одному.

6. Спеть любой номер по желанию учащихся.

7. Запись домашнего задания: построить данные аккордовые цепочки в тональностях  F dur, G dur, B dur , №346 наизусть, 348, 350 по нотам.

Выводы:  Здоровьесбережение  в образовательном процессе – это системный подход к обучению и воспитанию и главное условие реализации образовательной программы – обучение без нанесения вреда здоровью детей. Возникновение  всё более новых объективных проблем  в современном образовательном процессе: усложнение характера учебной нагрузки, выхода на первый план фактора оценки, усложнение характера взаимоотношений «учитель-ученик», межличностных отношений внутри класса – всё это требует пристального внимания со стороны педагога, педагога  – новатора, педагога – творца, способного воспитать высокодуховную, нравственную и здоровую личность.

Используемая литература:

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.М.. Просвещение. – 220с.
  2. Кривоноженкова В.Э. Приёмы здоровьесбережения в образовательном процессе.
  3. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса.1982г. – 480с.
  4. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. / И.В. Никишихина;  – Волоград: Учитель, 2008.
  5. Педагогические технологии в образовательном процессе: организация и проведение методической недели / авт.-сост. О.М. Новрузова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Смирнов В.Е. Образовательные технологии в современной школе. –

М.: АПК  и ПРО. 2002г. – 62с.

  1. Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников./ М.В. Ткачук;  Воспитание школьников,  № 9 2007
  2. Эффективнве образовательные технологии. – Ростов на Дону: Феникс. 2007. – 285с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие пресмыкающихся. Методическая разработка урока для учащихся 8 класса.

Урок "Разнообразие пресмыкающихся" проводится в 8 классе коррекционной школы VIII вида. В конспект включён материал учебника А.И.Никишова, А.В.Теремова и дополнительные сведения....

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Методическая разработка урока для учащихся 5 класса по правилам дорожного движения «ДОРОЖНЫЙ МАРАФОН»

Методическая разработка проведения урока или внеклассного мероприятия для обучающихся 5 класса по правилам дорожного движения "Дорожный марафон" в игровой форме....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....

Методическая разработка "Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин"

Методическая разработка "Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин"...