Статья"Мой путь в музей: опыт проектирования социально-реабилитационной программы"
статья (5, 6 класс)

Статья посвящена социокультурной реабилитации и социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации / социально-опасном положении. Выделены приорететные направления реабилитации детей группы риска: реабилитационный досуг в музейно-образовательном пространстве Санкт-Петербурга и воспитание культуры досуга. Представлен опыт проектирования социально-реабилитационной программы "Мой путь в музей" для воспитанников СПб ГБУ "СРЦ для несовершеннолетних "Воспитательный дом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.И. Малюк

ГБУ «Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних «Воспитательный дом»

г. Санкт-Петербург

«МОЙ ПУТЬ В МУЗЕЙ»: ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ

ПРОГРАММЫ

_______________________________________________________________

Аннотация: статья посвящена проблеме социокультурной реабилитации и социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении. Выделены приоритетные направления реабилитации детей группы риска – реабилитационный досуг в музейно-образовательном пространстве Санкт-Петербурга и воспитание культуры досуга. Представлен опыт проектирования социально-реабилитационной программы «Мой путь в музей» для воспитанников СПб ГБУ «СРЦ для несовершеннолетних «Воспитательный дом».

Ключевые слова: социокультурная реабилитация, социализация, дети риска, реабилитационная программа, потенциал музейно-образовательного пространства, творческая самореализация.

«Приди в музей и насладись,

В нём столько важных есть вещей!

Душой к искусству прикоснись,

Зови в музей родных, друзей!»

(Сергей Михалков)

Программа «Мой путь в музей» проектировалась и создана на основе многолетнего опыта работы сектора «Организация досуга» СПб ГБУ «СРЦ для несовершеннолетних «Воспитательный дом» с музеями Санкт-Петербурга. Анализ организации социокультурной деятельности детей совместно с различными музеями и результаты этого сотрудничества, убедили в необходимости систематизировать накопленный опыт. Итогом стала программа «Мой путь в музей».

Актуальность программы: в Воспитательный дом поступают дети из неблагополучных семей. В таких семьях преобладают деформация и разлад детско-родительских отношений, неразвитость чувства ответственности родителей за судьбу своего ребёнка, ряд других факторов, приводящих к количественному росту педагогически запущенных детей [1]. Основными проблемами педагогически запущенных детей являются психологические и моральные травмы, полученные в семьях, отрицательный жизненный опыт, недостаточный уровень культурной осведомлённости и познавательной активности[2]. Дети нуждаются в социокультурной реабилитации и поддержке. Социокультурная реабилитация – это комплекс мероприятий и условий, направленных на восстановление культурного статуса ребёнка, создание психолого-педагогических условий, способствующих внутреннему росту, развитию позитивной Я-концепции, социально-психологической адаптации ребёнка, приобщение его к ценностям общечеловеческой культуры [3]. Ресурсом социокультурной реабилитации детей, восстановления гармонии с миром, формирования личности, способной к творческой самореализации может стать такой уникальный социальный институт, как музей, обладающий эффективным педагогическим потенциалом адаптации и социализации, духовно-нравственного, эстетического воспитания и интеллектуального развития детей и подростков. Социокультурная реабилитация детей в контексте социально-реабилитационной программы «Мой путь в музей» подразумевает адресную, личностную помощь каждому ребёнку, выявление его собственных духовных целей, интересов и потребностей. Поиск и мобилизация всех имеющихся у ребёнка резервов и возможностей помогут ему интегрироваться и функционировать в социуме, самостоятельно достигая результатов в обучении, общении, творчестве.

Педагогическая целесообразность программы: реабилитационный досуг в музее, использование средств, форм, методов, технологий музейной образовательной и воспитательной среды способствуют преодолению несовершеннолетними последствий психологической или моральной травмы; восстановлению и компенсации утраченных социальных навыков; изменению представлений детей об окружающем мире и отношениях с людьми; приобретению опыта, отличного от того, что ребёнок знал, испытывал в прежней семейной, социальной среде. Музейная досуговая деятельность способствует созидательной активности детей, является стимулом расширения диапазона интересов, формирования знаний, навыков, умений, способствует решению задач реабилитации и социализации проблемных детей, создает условия для коммуникаций, снятию стрессов и эмоционального напряжения.

В программе «Мой путь в музей» использован социокультурный, интегративный подход, основанный на взаимодействии разных элементов культуры (культура познания, общения, культура межличностного общения и сотворчества и др.), форм, видов познавательной и творческой досуговой деятельности детей. Приведу содержательные ориентиры модели досуговой социокультурной реабилитационной деятельности:

«Мне интересно» (мотивация познания) предусматривает форсирование познавательной мотивации средствами культурно-досуговой деятельности, «Мой город и музейное пространство» (культура Санкт-Петербурга) способствует приобщению к изучению, сохранению, преумножению исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга, «Мир художественного творчества», ориентирован на реализацию творческого потенциала воспитанников посредством включения их в различные художественные практики), «Мы вместе» (культура межличностного общения и сотворчества), «Интеллектуальный калейдоскоп» (культура интеллектуального досуга) представляет собой игровые познавательные технологии для развития интеллектуальных способностей детей, формирования потребности в активной творческой деятельности, «Мы и природа (экологическое воспитание, окружающая среда, здоровье), «Культура и этикет поведения» (культура общения), «Я выбираю…» (культура социального выбора) предусматривает проектирование собственных досуговых форм [4].

Модель представляет собой процесс взаимодействия элементов социокультурной досуговой среды и «Я» ребёнка.

Цель программы: социокультурная реабилитация несовершеннолетних воспитанников «Воспитательного дома», попавших в трудную жизненную ситуацию или оказавшихся в социально-опасном положении, средствами музейно-образовательного пространства Санкт-Петербурга.

Задачами данной программы являются:

обучающие - формирование основ социальной культуры и культурного кругозора; расширение знаний об истории, культуре, героическом прошлом, научных открытиях, деятелях культуры России и Санкт-Петербурга, формировании представлений о современном музейном пространстве Санкт-Петербурга;

развивающие - развитие познавательной мотивации; развитие рефлексии и мотивации самосовершенствования; развитие позитивной Я-концепции и позитивной модели будущего;

воспитательные - воспитание чувства любви к Родине, уважением к её историческому прошлому и культурному наследию; воспитание культуры досуга; воспитание умения сотрудничать, сопереживать, поддерживать и помогать друг другу.

В реализации программы участвуют несовершеннолетние воспитанники СПБ ГБУ «СРЦ для несовершеннолетних «Воспитательный дом». Программа разработана для двух возрастных групп 7-12 лет и 13-18 лет.

Ожидаемые результаты по освоению программы: расширение кругозора участников, повышение уровня общей культурной осведомлённости детей, обогащение уровня знаний об истории, культуре, традициях Санкт-Петербурга, формирование представлений о многообразии музейного пространства Санкт-Петербурга, развитие познавательных интересов; воспитание уважения к историческому прошлому и культурному наследию России и Санкт-Петербурга; формирование позитивной модели мира и позитивной самооценки; формирование социально-коммуникативных навыков; опыта сотворчества и сотрудничества; развитие эмоциональной рефлексии.

Основными методами подведения итогов реализации программы выбраны педагогические наблюдения, диагностический мониторинг, педагогический анализ тестирования, опрос учащихся, активность обучающихся на занятиях в музее.

Система мониторинга представлена диагностическими методиками Т.А. Барышевой [5]. Методика «Карта интересов» позволяет определить спектры интересов ребёнка. Анкетирование по данной методике проводится до реализации и по окончании реализации программы. Методика «Социокультурная компетентность» выявляет уровень сформированности социокультурной компетентности воспитанников. Применение методики «Рефлексия впечатлений» даёт возможность получить информацию о качестве отношения, объёме эмоциональной лексики ребёнка, а также о возможности развивать эмоциональную рефлексию и эстетическую эмпатию ребёнка. Мониторинг результативности проводится в несколько этапов, включая подготовительный период; проведение начальной диагностики по выбранным методикам и анкетирование; итоговая диагностика и анкетирование; обобщение результатов итогового анкетирования и диагностики.

Содержание программы «Мой путь в музей» для детей от 7 до 12 лет состоит из 13 тематических разделов:

Тема 1 «Вводное занятие» - роль музея в сохранении истории и культурных традиций Санкт-Петербурга. Культура поведения в музее.

Тема 2 «Петровой волей сотворён...» - развитие познавательных интересов к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей Санкт- Петербурга.

Тема 3 «Вдоль Невы дворцов парад…» - знакомство с дворцовой культурой Санкт-Петербурга; развитие интересов к историческому наследию прошлого.

Тема 4 «Звучит над градом звон колоколов…» - знакомство с историей, культурой, архитектурой соборов Санкт-Петербурга; православные традиции Санкт-Петербурга.

Тема 5 «Замечательные люди Санкт-Петербурга» - воспитание ценностного отношения к выдающимся людям России и Санкт-Петербурга.

Тема 6 «Искусство здесь живет по праву…» - воспитание эстетической эмпатии.

Тема 7 «Планеты мир многообразен…» - обогащение знаний об окружающем мире.

Тема 8 «Мир детства в музейной среде» - знакомство с детскими музеями, развитие познавательных интересов детей.

Тема 9 «Профессий в мире много сложных…» - знакомство с различными профессиями; достижениями науки и техники

Тема 10 «Здесь рождался флот…» - знакомство с достижениями военно-морского флота России.

Тема 11 «Исторические музеи-макеты» - воспитание ценностного отношения к России и Санкт-Петербургу. кроссворд «Достопримечательности Санкт-Петербурга».

Тема12 «Петергоф – фонтанов праздник…» - знакомство с историей и достопримечательностями Петергофа - столица фонтанов и дворцово-паркового искусства, летней резиденцией русских императоров.

Тема 13 «Город мужества и славы…» - воспитание памяти и уважения к героическим страницам истории России и Санкт-Петербурга.

Для достижения поставленных в программе задач применяются такие формы музейной работы как обзорные экскурсии, интерактивные («Праздники и обряды народов России», «Русский традиционный костюм», «Дома, в которых живут люди» Российский Этнографический музей, «В гостях у Банника», «Кем быть», «В гостях у императорской семьи» ГМЗ «Петергоф»), тематические, познавательные, театрализованные экскурсии, игровые занятия («Знай наших», Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, «Помоги служивому», музей А.В. Суворова), праздники в музеях и в дворцах («Рождественская елка в корпусе Бенуа», ГМЗ «Петергоф»), мультимедийные игры– квесты («Слона-то я и не заметил», исторический парк «Россия – моя история»), мультимедийные экскурсии, игровые программы («Читаем сказку», музей-дача А.С. Пушкина), мастер-классы.

Приведу примеры методов и технологий сопровождения детей в процессе социокультурной реабилитации в музейном пространстве Санкт-Петербурга: игровые занятия ФГБУ «Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ «Стражи земли русской»; квест « Слона –то я и не заметил» ( музейно-выставочный центр «Россия-моя история»); интерактивные экскурсии ГМЗ «Петергоф» : «В гостях у императорской семьи», «В гостях у Банника»; «Кем быть?» ; «По следам Бременских музыкантов»; «Масленица во дворце Петра 1 в Стрельне»; проект «Государевы потехи»» интерактивные экскурсии Российского Этнографического музея «Дома, в которых живут люди», «Праздники и обряды народов России».

Для контроля и закрепления полученных знаний по программе используются игры и арт-технологии: игры серии «Мемо», мозаика для собирания по номерам «Виды Санкт-Петербурга»; раскрашивание на холсте по номерам «Виды Санкт-Петербурга»; раскраски с тематикой о Санкт-Петербурге; игры-ходилки «Путешествие по России»; игра-домино и игра-лото «Санкт-Петербург»; игра для эрудитов «Санкт-Петербург 4000 вопросов -4000 ответов»; репликации художественных произведений из собрания Государственного Эрмитажа и живописи частных коллекций Санкт-Петербурга, викторины, кроссворды, настольные игры «Пазлы», мини-рассказы о знаменитых людях Санкт-Петербурга, конкурс рисунков, эссе «Письмо другу о любимом музее Санкт-Петербурга», аппликации-коллаж, проект презентации, познавательно-рефлексивные технологии (квесты, мастер-классы, исследования).

Тематические занятия в рамках программы «Мой путь в музей» помогают формированию и развитию у детей эстетического восприятия, вкуса, культурно-ценностных взглядов, а также способствует развитию социальных навыков, получения опыта социального взаимодействия, формируют навыки самостоятельной организации свободного времени и досуга.

Библиографические ссылки:

1. Осипова, И. И. Система предотвращения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: научно-методическое пособие / И. И. Осипова; под общ. ред. Э. А. Манукяна; Проект ЕС «Развитие системы социальных служб для уязвимых групп населения-II». – М.: Полиграф сервис, 2005. – 258 с. 2.

2. Макеева И. А. Потенциал музея в реабилитационной работе с детьми-сиротами // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 96-99. — URL

3. Концепция социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей группы «социального риска». Москва, 2013.

4. Косаченко И.А. Досуговая среда как фактор формирования культуры личности и способ повышения качества жизни. Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Красносельского района, Санкт-Петербург.

5. Барышева Т.А. От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде: учебно-методическое пособие . – Спб.: ГРМ, 2011 .- 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Путь к музею"

Статья  "Путь к музею"  из раздела - разговор с родителями....

Организация работы по раннему выявлению семейного неблагополучия: опыт работы КУ ХМАО-Югры «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»

Понятие семья означает  совместное проживание людей, которые ведут совместное хозяйство, имеют эмоциональные связи и  детей....

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

Статья: "РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА)"

Проблема наличия дефицита внимания у младших школьников существовала много веков и в настоящее время только возросла из-за нахождения детей в насыщенной информационной цифровой среде. Низкий уровень р...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...

Статья на тему «Серия занятий «Узы братства». Почему важно разговаривать о семье с детьми в социально-реабилитационном центре»

Разговоры о семье с детьми в социально-реабилитационном центре имеют важное значение для их психологического и эмоционального благополучия. Они помогают детям лучше понять себя, свои чувства и пережив...

Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)

Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...