Дополнительная общеобразовательная программа на летний период «Юные художники» по художественно-эстетическому развитию
рабочая программа

Долгова Елена Владимировна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска

 

 

РАССМОТРЕНО

 

На заседании педагогического совета

Протокол от 15.05.2024г. № 3

 

РАССМОТРЕНО

 

На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска

Протокол от

15.05.2024г. № 5

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МКДОУ             детским садом № 5 г.     Бирюсинска

___________Батурина Е. А.

 

Приказ от  15.05.2024г.

   № 39

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

 

 «Юные художники»

по художественно-эстетическому развитию

 

           

 

                            Адресат программы –  дети 5-7 лет

             

 

            Разработчик программы:

                  Долгова Елена Владимировна,

 педагог дополнительного образования                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бирюсинск 2024

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

1.      Целевой раздел

3

1.1 Пояснительная записка

3

1.2 Актуальность, педагогическая целесообразность

4

1.3 Отличительные особенности программы

5

2.      Содержательный раздел

5

2.1 Содержание образовательной деятельности

5

2.2 Планируемые результаты освоения программы

9

2.3 Формы подведения итогов реализации программы

9

3.      Организационный раздел

10

3.1. Приемы и методы работы с детьми

10

3.2 Условия реализации программы

11

  1.      Список литературы

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  «Целевой раздел»

1.1 Пояснительная записка

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Юные художники» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

6. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.

Художественно-эстетическое воспитание – это важнейшая сторона развития детей. В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Формирует духовный мир детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.                                            

Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы образного мышления, творческих и художественных способностей. А именно сочетание традиционного и нетрадиционного рисования. Потому что, использование разных техник рисования, вызывает у детей только положительные эмоции, ребёнок не боится ошибиться, становится уверенным в своих силах, появляется желание рисовать. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Рабочая программа направлена на обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками с помощью нетрадиционных техник рисования. Дети закрепят знания о жанрах живописи, таких как пейзаж, портрет, натюрморт.

 

 

1.2 Актуальность, педагогическая целесообразность

 

Актуальность программы в том, что с её помощью ребята усвоят простые, но исключительно важные для последующего развития и обучения по программам изобразительного искусства  художественные способности.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми программы способствует развитию воображения, фантазии, внимания.

Адресат программы: дополнительная общеразвивающая программа «Юные художники» рассчитана на детей 5-7 лет. Количество детей в группах 8-15 человек.

Срок освоения: 1 месяц.

Форма обучения: очная.

Форма организации занятий: групповая. 4 группы

Режим занятий: занятия проводятся по 1 академическому часу 4 раза в неделю.

Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами нетрадиционных техник рисования.

Основные задачи программы:

Развивающие:

  • развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Образовательные:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства;
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • Формировать умение оценивать созданные изображения;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
  • Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).

Объем программы: 18 учебных часов; 1 месяц (4,5 недели).

 

  1. Отличительные особенности программы

 

Отличительной особенностью данной программы является использование нетрадиционных техник рисования.

  1. Нетрадиционные техники рисования не требуют начальной художественной подготовки.
  2. Они отличаются простотой выполнения.
  3. Для работы не нужно уметь владеть материалом.
  4. Скорость выполнения.
  5. В нетрадиционном рисовании нет такого понятия, как сильные и слабые работы. Рисунок каждого ребёнка уникальный и неповторимый.

 

  1. Содержательный раздел

 

2.1 Содержание образовательной деятельности

 

  1. Раздел
  1. Занятие № 1.

Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями». Рисунок на тему: «Летний пейзаж».

Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике». Закрепление знаний о жанре живописи пейзаж.

Практика: Изобразить летний пейзаж.

  1. Занятие № 2.

 Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями». Рисунок на тему: Работа по замыслу детей.

Теория: развивать желание экспериментировать.

Практика: Придумать и изобразить картину в нетрадиционной технике рисования «печать листьями».

  1. Раздел
  1. Занятие № 3.

Нетрадиционная техника рисования «Рисование пальцами, ладошками». Рисунок на тему: Удивительная ладонь

Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике». Размышление: на что похожа ладонь, если…

Практика: Изображение картины с помощью трафарета ладони и воображения.

  1. Занятия № 4.

Нетрадиционная техника рисования «Рисование пальцами, ладошками». Рисунок на тему: Работа по замыслу детей.

Теория: развивать желание экспериментировать.

Практика: Придумать и изобразить картину в нетрадиционной технике рисования «рисование пальчиком».

  1. Раздел
  1. Занятие № 5.

Нетрадиционная техника рисования «Кляксография». Рисунок на тему: Необычное растение.

Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике». Приёмы работы с акварелью.

Практика: Изображение необычных растений с помощью выдувания воздуха через коктейльную трубочку.

  1. Занятие № 6.

Нетрадиционная техника рисования «Кляксография». Рисунок на тему: Я парикмахер.

Теория: развивать желание экспериментировать.

Практика: Изобразить причёску на заготовке (лицо человека) используя нетрадиционную технику рисования «кляксографию».

  1. Раздел
  1. Занятие № 7.

Нетрадиционная техника рисования «печать мятой бумагой». Рисунок на тему: пейзаж.

Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике». Закрепление знаний о жанрах живописи.

Практика: Изобразить летний пейзаж.

  1. Занятие № 8.

Нетрадиционная техника рисования «печать мятой бумагой». Рисунок на тему: Наскальные рисунки.

Теория: развивать желание экспериментировать.

Практика: Изобразить наскальный рисунок используя технику нетрадиционного рисования на мятой бумаги.

  1. Раздел
  1. Занятие № 9.

Нетрадиционная техника рисования «восковые мелки/свеча акварель». Рисунок на тему: Кто спрятался?

Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике». Приёмы работы с акварелью.

Практика: Волшебная бумага. Раскрасить альбомный лист бумаги акварельными красками, какой рисунок спрятан, почему.

  1. Занятие № 10.

Нетрадиционная техника рисования «восковые мелки/свеча акварель». Рисунок на тему: Работа по замыслу детей.

Теория: развивать желание экспериментировать.

Практика: Придумать и изобразить картину в нетрадиционной технике рисования «восковые мелки и акварель».

  1. Раздел
  1. Занятие № 11.

Нетрадиционная техника рисования «Монотипия». Рисунок на тему: Летний пейзаж.

Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике». Приёмы работы с гуашью.

Практика: Изобразить летний пейзаж.

  1. Занятие № 12.

Нетрадиционная техника рисования «Монотипия». Рисунок на тему: Натюрморт.

Теория: Закрепление знаний о жанре живописи натюрморт. 

Развивать желание экспериментировать.

Практика: Изобразить натюрморт (Ваза с цветами) используя нетрадиционную технику рисования «монотипия».

  1. Раздел
  1. Занятие № 13.

Нетрадиционная техника рисования «Рисование Солью». Рисунок на тему: Лесные жители.

Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике» с помощью клея ПВА и соли/манки.

Практика: Изобразить зайца.

  1. Занятие № 14.

Нетрадиционная техника рисования «Рисование Солью». Рисунок на тему: Орнамент.

Теория: Развивать желание экспериментировать.

Практика: Изобразить орнамент на заготовке (чайный сервиз) используя нетрадиционную технику рисования рисование солью.

  1. Раздел
  1. Занятие № 15.

Нетрадиционная техника рисования «Граттаж». Работа на тему: Заготовка основы.

Теория: Правила и особенности работы в «нетрадиционной технике» граттаж.

Практика: Заготовка основы.

  1. Занятие № 16.

Нетрадиционная техника рисования «Граттаж». Работа на тему: Портрет семьи.

Теория: Закрепление знаний о жанре живописи портрет.  Развивать желание экспериментировать.

Практика: Изобразить портрет семьи.

  1. Занятие № 17.

Нетрадиционная техника рисования «Граттаж». Работа на тему: Морское дно.

Теория: Развивать желание экспериментировать, фантазировать.

Практика: изобразить морское дно.

  1. Занятие № 18.

Нетрадиционная техника рисования «Граттаж». Работа на тему: Работа по замыслу детей.

Теория: Развивать желание экспериментировать.

Практика: Придумать и изобразить картину в нетрадиционной технике рисования «граттаж».

 

 

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 4 раза в неделю.

Форма занятия –групповая (четыре группы).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Учебно-тематический план

 

Название разделов, тем

Количество часов

Форма промежу

точной (итоговой)

аттестации

всего

теория

практика

1.

Печать листьями

2

0,5

1,5

Выставка работ

2.

Рисование пальчиками, ладошкой

2

0,5

1,5

Выставка работ

3.

Кляксография

2

0,5

1,5

Выставка работ

4.

Оттиск мятой бумагой

2

0,5

1,5

Выставка работ

5.

Восковые мелки (свеча) + акварель

2

0,5

1,5

Выставка работ

6.

Монотипия

2

0,5

1,5

Выставка работ

7.

Рисование солью

2

0,5

1,5

Выставка работ

8.

Граттаж

4

0,5

3,5

Выставка работ

 

Итого:

18

4

14

 

 

 

Календарный учебный график группы

 

Раздел/

месяц

июнь

август

Раздел 1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 5

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

Раздел 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

Раздел 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

2.2 Планируемые результаты программы

 

Обучающие будут знать:

  • знать и называть материалы, которыми можно рисовать;
  • цветовую гамму основных и оттеночных цветов;
  • нетрадиционные техники рисования;
  • нетрадиционные средства рисования.

Обучающие будут уметь:

  • правильно пользоваться средствами изображения;
  • использовать нетрадиционные техники рисования;
  • радоваться созданным работам;
  • проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций. 

 

 

2.3 Формы подведения итогов реализации программы

Освоение программного материала предполагает проведение текущего контроля, проводимого в форме практической работы. Методом контроля является педагогическое наблюдение и собеседование, самоанализ, по результатам которых заполняется оценочный лист.

 

Имя ребенка

Форма

Изображение предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача движения

Цвет

 

Общее число баллов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого  баллов по критериям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком рисованием

Передача формы:

-форма передана точно

Изображение предмета:

Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

Цвет: Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый (представление о получении оттеночных цветов)

Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.

 

  1. Организационный раздел

 

3.1. Приемы и методы работы с детьми

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные художники» предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, помогает преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, создает условия для расцвета природных дарований.

 

Методическое сопровождение

  • учебной работы педагога: методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности; наличие специальной методической литературы по изобразительному искусству; методики проведения занятия по конкретной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;
  • работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;
  • массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (выставки работ).

Виды дидактических материалов

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:

  • схематический (рисунки, шаблоны)
  • картинный (картины, иллюстрации и др.);
  • дидактические пособия (раздаточный материал, практические задания, упражнения и др.);

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательно - воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные, создания ситуации успеха, игровые приемы.

 Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:

  • методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.), наглядные (показ иллюстраций, приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.), практические.
  • методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративные, продуктивные (выполнение отдельных элементов по показу).

Основная форма работы - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, познавательные игры.

 

3.2. Условия реализации программы

 

Материально-техническое обеспечение программы:

Занятия по освоению программы проходят в изостудии;

Оборудование учебного помещения: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Перечень материалов необходимых для проведения занятия: альбом для рисования, гуашь, акварельные краски, акварельные цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, простой карандаш, ластик, стаканчик-непроливайка, кисти разного размера, палитра.

Требования к специальной одежде: фартук, нарукавники для каждого ребёнка.

Кадровое обеспечение:

  Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

 

 

 

4.      Список литературы

  1. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
  2. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
  3. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
  4. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
  5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к  духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к  духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа "Юные художники" предназначена для учреждения дополнительного образования. Отличительные особенности программы заключаются в широком применении жизненного опыта воспитанников: регулярные выс...

Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) «Отряд ЮИД «Юные пешеходы»

Программа кружка предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 10 -14 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности  "Юный краевед" адресована детям младшего и среднего школьного возраста 9-12 лет. Прог...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "ЮНЫЙ КОНДИТЕР"

Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. К...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Станция юный техник"

В программе рассматриваются вопросы приобщения обучающихся с ОВЗ к основам технических знаний и конструкторских приемов на примере изготовления копий моделей колесной техники из древесины и поделочных...