Рабочая Программа кружок "Школа безопасности"
рабочая программа (7 класс)

Грохотов Алексей Алексеевич

Дополнительная образовательная программа относится к программам физкультурно-спортивной направленности. Она направлена на сохранение и укрепления здоровья, расширение двигательного опыта обучающихся, приобщения к вопросам личной и коллективной безопасности.

Отличительные особенности

Программа предусматривает формирование устойчивых знаний, умений в области безопасности, направлена на подготовку обучающихся к участию в соревнованиях, мотивирует на дальнейшие занятия спортивным туризмом, пожарно-спасательным спортом. В процессе занятий развиваются двигательные (физические) способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и др., а также всевозможные сочетания двигательных способностей (силовая и скоростная выносливость, «взрывная сила», «координационная выносливость» и т.д.). Одновременно оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов занимающегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.); на воспитание нравственных и волевых качеств, что создается, главным образом, необходимостью соблюдения правил и условий упражнений; на согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников. Поскольку участнику приходится самостоятельно быстро и своевременно принимать решения и осуществлять двигательные действия, спортивный туризм и пожарно-спасательный спорт  содействует воспитанию волевых качеств инициативности и самостоятельности.

Цель программы: формирование у обучающихся устойчивых мотивови потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Задачи программы:

Обучающие:         

-сформировать знания по истории развития спортивного туризма, пожарно-спасательного спорта в стране, регионе, правил вида;

-сформировать знания в области физической культуры и спорта;

- научить основам обеспечения безопасности во время занятий спортом, правилам поведения во время участия в соревнованиях в качестве зрителя;

- обучить правилам личной гигиены при занятиях спортом;

- обучить навыкам в области безопасности;

- обучить элементам техники и навыкам спортивного туризма и пожарно-спасательного спорта;

Развивающие:

- развить физические качества - силу, ловкость, быстроту, выносливость, гибкость;

- развить способность управлять своими эмоциями;

- развить коммуникативные качества;

- развить волевые качества;

-развить стойкое желание и мотивацию к регулярным занятиям спортом;

 

 

Воспитательные:

- привить чувство коллективизма, товарищества, толерантности и взаимопомощи;

- привить чувство патриотизма к своей стране через занятия спортом;

-пропагандировать здоровый образ жизни и профилактику распространения вредных привычек;

- способствовать профилактике асоциального поведения;

- воспитать стремление к победе, достижению общей цели.

Характеристика програмы.

Направленность: дополнительной образовательной программы секции «Школа безопасности» физкультурно-спортивная. Программа направлена на приобретение теоретических и практических навыков в области безопасности и специальных видов спорта. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_grohotov_a.a.docx87.23 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская обдасть Неклиновский район село Троицкое

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Троицкая средняя общеобразовательная школа имени Д.И.Адамова

ПРИНЯТО

на заседании педагогического

совета

Протоколот «29» августа 2023г.

1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Троицкая СОШ

Цюман Е.Б.

Приказ от «30» августа 2023г.

2

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

Уровень программы: базовый

Вид программы: типовая

Возраст детей:от 13 до 15лет

Срок реализации:1 год, 34 часа

Условия реализации программы: бюджет

IDномер программы в АИС «Навигатор»:

Разработчик: педагог дополнительного образования

Грохотов А.А.

Село Троицкое

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6

#1054;боснование актуальности программы

6

#1055;едагогическая целесообразность программы

6

#1054;тличительные особенности программы

7

#1062;ель и задачи

7

#1061;арактеристика программы

8

#1040;дресат программы

11

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

12

Учебно - тематический план

12

Календарный учебный график

16

III.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

19

Условия реализации программы

19

Формы контроля и аттестации

19

Планируемые результаты

20

IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

22

V.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

24

VI.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

26

VII.

ПРИЛОЖЕНИЕ

28

Паспорт

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа безопасности»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Троицкая средняя общеобразовательная школа

Наименование муниципалитета

Неклиновский район

Наименование организации

МБОУ Троицкая СОШ

ID-номер программы в АИС «Навигатор»

Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности»

Механизм финансирования

Муниципальное задание

ФИО педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Грохотов Алексей Алексеевич

Краткое описание программы

Дополнительная образовательная программа относится к программам физкультурно-спортивной направленности. Она направлена на сохранение и укрепления здоровья, расширение двигательного опыта обучающихся, приобщения к вопросам личной и коллективной безопасности.

Форма(ы) обучения

Очная

Уровень содержания

базовый

Продолжительность освоения

1 год

Возрастная категория

11-15 лет

Цель

формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни.

Задачи

Обучающие: Обучение практическим навыкам оказанию само и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации. Развивающие: развитие специальных, физических и волевых качеств, укрепление здоровья и повышение работоспособности организма. Воспитательные: воспитание силы воли, мужества, стойкости, а также чувства патриотизма, товарищества, дружбы и гордости за высокие достижения российских спортсменов.

Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов

-выполнение контрольных нормативов по специальной физической подготовке, РХБЗ;

- достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе;

- участие в соревнованиях школьного и районного уровня;

- устойчивое овладение умениями и знаниями в области безопасности;

- развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;

-сформировать потребность к здоровому образу жизни, культуре общения;

- укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма, сократить пропуски по болезням;

- умение контролировать психологическое состояние.

Особые условия (доступность для детей с ОВЗ) (да/нет)

Да

Возможность реализации программы в сетевой форме (да/нет)

Нет

Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий (да/нет)

Да

Состав материально-технической базы организации, которая позволяет реализовать программу ДОД (средства обучения)

Для проведения занятий в школе есть спортивный зал.

Для проведения занятий имеется следующее оборудование и инвентарь: ИСС – 7 шт., Веревка страховочная – 130 м., карабин автоматический – 25 шт., спусковое устройство «Восьмерка» - 6 шт., подъемное устройство «Жумар» - 1 шт., палатка туристическая – 2 шт., носилки санитарные – 1 шт., аптечка санинструктора – 2 шт., гимнастические скамейки – 4 шт., гимнастические маты – 10 шт., противогаз – 30 шт., ОЗК – 1 шт., Л1 – 1 шт., компьютеры с выходом в Интернет, программное обеспечение, экраны, проекторы, компакт-диски с учебным материалом.

  1. Пояснительная записка.

Главной целью развития отечественной системы школьного образования является формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности и поведения нового поколения людей, их нравственности. Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества, которая интегрируется с основной целью политики государства в области физической культуры – приобщение большего числа населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, оздоровление нации, формирование здорового образа жизни.

Образовательная организация является первичным активным звеном, решающим поставленные государственные задачи, формирующим здоровую социальную и гражданскую позицию среди подрастающего поколения, мотивированную на успех, высокие достижения в учебе и спорте, подготовке к трудовой деятельности и защите родного отечества. Подрастающее поколение должно быть готово к чрезвычайным ситуациям, к активным действия в них, ведь профессиональная помощь не всегда может прибыть вовремя, а каждая выигранная секунда зачастую означает спасенную жизнь. Развитие технического прогресса и современная ситуация в стране обуславливает большое многообразие навыков которыми должен обладать спасатель и предусматривает его всестороннюю развитость. Программа раскрывает основные из этих требований, при этом уделяя внимание дальнейшему саморазвитию каждого из обучаемых. Программа направлена на сохранение и укрепления здоровья, расширение двигательного опыта обучающихся, развитие и закрепление интереса к самостоятельным формам занятий спортивными играми. Программа может реализовываться в рамках внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности общеобразовательных организаций.

Актуальность (соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей). Актуальность – это констатация проблем в развитии и воспитании детей (потребность в общении, укрепление здоровья и т.д.). Отражение условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности в настоящий момент, соответствие современным запросам.

Наиболее острые проблемы дополнительного образования:

  • повышение занятости детей в свободное время;
  • организация полноценного досуга;
  • развитие определенных качеств личности;
  • поддержка и развитие талантов;
  • адаптация в обществе детей с определенными особенностями;
  • физическое развитие и оздоровление детей;
  • профессиональная ориентация и т.п.

Отличительные особенности

Программа предусматривает формирование устойчивых знаний, умений в области безопасности, направлена на подготовку обучающихся к участию в соревнованиях, мотивирует на дальнейшие занятия спортивным туризмом, пожарно-спасательным спортом. В процессе занятий развиваются двигательные (физические) способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и др., а также всевозможные сочетания двигательных способностей (силовая и скоростная выносливость, «взрывная сила», «координационная выносливость» и т.д.). Одновременно оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов занимающегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.); на воспитание нравственных и волевых качеств, что создается, главным образом, необходимостью соблюдения правил и условий упражнений; на согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников. Поскольку участнику приходится самостоятельно быстро и своевременно принимать решения и осуществлять двигательные действия, спортивный туризм и пожарно-спасательный спорт содействует воспитанию волевых качеств инициативности и самостоятельности.

Цель программы: формирование у обучающихся устойчивых мотивови потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Задачи программы:

Обучающие:

-сформировать знания по истории развития спортивного туризма, пожарно-спасательного спорта в стране, регионе, правил вида;

-сформировать знания в области физической культуры и спорта;

- научить основам обеспечения безопасности во время занятий спортом, правилам поведения во время участия в соревнованиях в качестве зрителя;

- обучить правилам личной гигиены при занятиях спортом;

- обучить навыкам в области безопасности;

- обучить элементам техники и навыкам спортивного туризма и пожарно-спасательного спорта;

Развивающие:

- развить физические качества - силу, ловкость, быстроту, выносливость, гибкость;

- развить способность управлять своими эмоциями;

- развить коммуникативные качества;

- развить волевые качества;

-развить стойкое желание и мотивацию к регулярным занятиям спортом;

Воспитательные:

- привить чувство коллективизма, товарищества, толерантности и взаимопомощи;

- привить чувство патриотизма к своей стране через занятия спортом;

-пропагандировать здоровый образ жизни и профилактику распространения вредных привычек;

- способствовать профилактике асоциального поведения;

- воспитать стремление к победе, достижению общей цели.

Характеристика програмы.

Направленность: дополнительной образовательной программы секции «Школа безопасности» физкультурно-спортивная. Программа направлена на приобретение теоретических и практических навыков в области безопасности и специальных видов спорта. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей.

Тип программы: Базовый (общекультурный) уровень. Освоение специальных знаний. Уровень предполагает формирование теоретических знаний, практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

Уровень программы, объем и сроки ее реализации.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Объем и срок освоения программ: 1 час в неделю, 34 часа за год.

Адресат программы: – от 11 до 15 лет.

Форма обучения: очная.

Год обучения: один год обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1 часу в неделю.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил соревнований.

Вид учебной группы – постоянство учебной группы обязательно, т. к. новый материал базируется на предыдущем, и навыки накапливаются с каждым занятием. Форма занятий соответствует современным образовательным тренировкам, в которых отражён принцип индивидуального и группового обучения в пределах одной группы. Планируются следующие формы занятий: беседа, рассказ, теоретические и практические занятия, соревнования

Наполняемость группы: 15-20 человек, 2 группы. При наборе принимаются все желающие. Состав коллектива постоянный. Зачисление учащихся в объединение производится по заявлению родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.

Программа предусматривает возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями: имеющих мотивацию к предметной области программы, талантливых, одаренных, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основанием для отчисления являются длительная непосещаемость занятий, смена места жительства.

  1. Учебный план. Календарно-тематический план.

#1059;чебно-тематический план.

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

-

Беседа, рассказ

2.

Условия автономного существования в природе. Вязать и уметь применять узлы. Необходимость разжигания костра. Туристская техника.

9

1

8

Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах.

3.

Ориентирование в природных условиях

4

1

3

Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебный забег

4.

Противопожарная подготовка

4

1

3

Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебный забег

5.

Укрытия в природе

1

1

0

Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах.

6.

Подготовка по связи и передаче сигналов. Сигналы оповещения

4

1

3

Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах.

7.

Основы медицинских знаний. Медицинская подготовка

9

4

5

Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах.

8.

Водная подготовка.

1

1

0

Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах.

9.

Обеспечение жизнедеятельности. Подведение итогов (поход).

1

1

0

Поход

ИТОГО:

34

11

22

Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного периода.

Всего учебных недель

34

Количество учебных часов

34

Место проведения занятия

МБОУ Троицкая СОШ, спортзал

Режим занятий

1 раз в неделю

(один академический час)

Форма занятий

групповая

Сроки контрольных процедур

начало, середина, конец учебного года

Участие в соревнованиях

Школьные соревнования. Районные соревнования. Областные соревнования.

Содержание учебного плана

Основная

направленность

Содержание

1. Введение

Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Беседа по технике безопасности

2. Условия автономного существования в природе. Туристская техника

Вязать и уметь применять узлы. Необходимость разжигания костра в условиях автономного существования в природе. Виды костров: таёжный, шалаш, звезда, звезда и шалаш, колодец, камин, нодья. Тип костра, разводимый в сырую погоду. Разжигание костра без спичек с помощью трения. Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста. Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде и т.д..Привал и бивак. Прямой узел. Ткацкий узел. Академический узел. Узел проводника. Схватывающий узел (практическая отработка соединения верёвок).Техника пешеходного туризма. Приемы преодоления естественных препятствий. Подъем и спуск. Вертикальный подъем. Траверса. Навесная переправа.

Практическое занятие по теме: "Узелок". Укладка рюкзака. Установка палатки. Разведение костра. Наведение переправы.

3. Ориентирование в природных условиях.

Ориентирование по местным предметам – определение сторон горизонта. Ориентирование по отдельно стоящему дереву, по расположению мха на деревьях, по муравейнику, по расположению колец спиленного дерева, по кресту на церкви, по солнцу, по солнцу и часам (по стрелкам), по звёздам (по Полярной звезде). Ориентирование по компасу.

4. Противопожарная подготовка.

Правила пожарной безопасности. Огнетушащие средства.

Способы прекращения горения

Опасности при пожаре, поражающие факторы.

Классификация и область применения огнетушителей.

Виды пожаров. Лесные пожары: верховой пожар, низовой пожар, торфяной пожар. Причины лесных пожаров: связанные с деятельностью человека; связанные с природными факторами (молния, засуха). Способы устранения лесных пожаров. Пожары, возникающие в жилищах. Причины возникновения пожаров в жилых и административных зданиях. Действия населения при пожарах. Боевое развертывание. Пожарная эстафета.

5.Укрытия в природе.

Укрытия используемые и изготавливаемые людьми в условиях автономного существования в природе. Естественные и искусственные укрытия. Летом: палатка, шалаш, землянка, использование крутого склона горы и т.д. Зимой: использование снежного сугроба, постройка укрытия из снежных кирпичей.

6. Подготовка по связи и передаче сигналов.

Сигналы оповещения (бедствия), подаваемые при нахождении человека в природных условиях при автономном существовании. Сигналы, подаваемые с помощью костра (днём – дымом; ночью – огнём). Сигнал с помощью яркой ткани, вывешенной на высоком дереве; с помощью зеркала; выкладыванием еловых веток на снегу сигнала SOS на открытой местности; периодическим зовом на помощь голосом .

Подача сигналов бедствия. Аварийные световые и звуковые сигналы. Дальность передачи

Международная кодовая таблица.

7.Основы медицинских знаний. Медицинская подготовка.

Состав походной аптечки. Наложение повязки при наружном кровотечении конечностей. Правила иммобилизации при переломах конечностей.

Назначение и применение лекарств. Изготовление носилок из подручных материалов.

Первая медицинская помощь при утоплении. ПМП при ожогах и обморожениях

Доврачебная помощь при травмах.

Обморожение – первая помощь при обморожении. Ожог – первая помощь при ожоге. Причины возникновения теплового и солнечного удара и первая помощь при этих явлениях. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией. Первая помощь при утоплении, способы проведения искусственного дыхания при утоплении. Раны – правила обработки ран. Правила наложения повязки на раны. Кровотечения. Способы остановки кровотечения. Виды переломов. Первая помощь при переломах. Ушибы, вывихи, растяжения – первая помощь. Травматический шок – первая помощь при шоке. Первая помощь при отравлениях. Сердечная недостаточность. Оказание первой помощи и проведение сердечно-лёгочной реанимации. Правила транспортировки пострадавшего.

8.Водная подготовка.

Уметь плавать (держаться на воде).Одевание спасжилета, посадка и высадка в лодку. Спасение утопающих.

9.Обеспечение жизнедеятельности. Подведение итогов.

Участие в походе в полевых условиях. Разжигание костра и кипячение воды.

Приготовление на костре или примусе каши, супа. Охрана природы. Туристский быт. Раскладка продуктов на двухдневный поход. Личное и групповое снаряжение для многодневного похода.

Выживание в условиях природы.

Тренировочный поход и разбор его итогов. Составления списка условных топографических знаков, изображающих встреченные на небольшом участке маршрута местные предметы. Ориентированные карты по компасу и по солнцу. Техника разжигания костра. Обратные засечки (определение азимутов на заданные далёкие ориентиры).

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1. Введение1ч.

1

1

Знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Беседа по технике безопасности.

1

Беседа, рассказ

спортзал

Беседа, рассказ

2. Условия автономного существования в природе. Вязать и уметь применять узлы. Необходимость разжигания костра. Туристская техника.– 9ч.

2

Список условных топографических знаков. Вязать и уметь применять узлы. Прямой узел. Ткацкий узел. Академический узел. Узел проводника. Схватывающий узел (практическая отработка соединения верёвок).

1

Работа в группах.

спортзал

Показ.

6

3

Необходимость разжигания костра в условиях автономного существования. Виды костров: таёжный, шалаш, звезда, колодец, камин, нодья. Тип костра, разводимый в сырую погоду. Разжигание костра без спичек с помощью трения.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

4

Снаряжение туриста. Режим движения: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Построение цепочки. Интервалы. Обязанности направляющего и замыкающего. Привал и бивак.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

5

Техника пешеходного туризма. Приемы преодоления естественных препятствий.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

6

Подъем и спуск. Вертикальный подъем.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

7

Подъем и спуск по наклонной. Траверса.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

8

Навесная переправа.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

9

Практическое занятие по теме: "Узелок". Укладка рюкзака. Установка палатки. Разведение костра.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

10

"Узелок". Наведение переправы.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

3. Ориентирование в природных условиях – 4ч.

11

Определение сторон горизонта.

Ориентирование по отдельно стоящему дереву, по расположению мха на деревьях.

1

Учебная игра. Работа в группах.

Спортзал

Показ.Тренировочные упражнения.

12

Ориентирование по муравейнику, по расположению колец спиленного дерева, по кресту на церкви. Ориентирование по солнцу, по солнцу и часам (по стрелкам).

1

Учебная игра. Работа в группах.

Спортзал

Показ.Тренировочные упражнения.

13

Ориентирование по звёздам (по Полярной звезде). Ориентирование по компасу.

1

Учебная игра. Работа в группах.

Спортзал

Показ.Тренировочные упражнения.

14

Практическое занятие:

Ориентированные карты. Определение сторон горизонта. Обратные засечки (определение азимутов на заданные далёкие ориентиры).

1

Учебная игра. Работа в группах.

спортзал

Показ.Тренировочные упражнения.

4. Противопожарная подготовка.- 4ч.

15

Правила пожарной безопасности.

Огнетушащие средства.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ.Тренировочные упражнения.

16

Способы прекращения горения. Опасности при пожаре, поражающие факторы.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ.Тренировочные упражнения.

17

Классификация и область применения огнетушителей. Виды пожаров.

Лесные пожары: верховой пожар, низовой пожар, торфяной пожар.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ.Тренировочные упражнения.

18

Практическое занятие: Действия населения при пожарах.

1

Работа в группах.

спортзал

Показ.Тренировочные упражнения.

5. Укрытия в природе – 1ч.

19

Естественные и искусственные укрытия.

1

Работа в группах.

спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

6. Подготовка по связи и передаче сигналов. Сигналы оповещения – 4ч.

20

Сигналы оповещения (бедствия), подаваемые при нахождении человека в природных условиях при автономном существовании.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

21

Сигналы, подаваемые с помощью костра (днём – дымом; ночью – огнём).

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ.Тренировочные упражнения.

22

Сигнал с помощью яркой ткани, вывешенной на высоком дереве; с помощью зеркала;

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

23

Практическое занятие:

Подача сигналов бедствия. Аварийные световые и звуковые сигналы. Дальность передачи. Международная кодовая таблица.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

7. Основы медицинских знаний. Медицинская подготовка – 9 ч.

24

Состав походной аптечки. Наложение повязки при наружном кровотечении конечностей. Доврачебная помощь при травмах.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

25

Назначение и применение лекарств. Укусы змей и насекомых. Первая помощь.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

26

Изготовление носилок из подручных материалов. Правила транспортировки пострадавшего.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

27

Обморожение – первая помощь при обморожении. Ожог – первая помощь при ожоге.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

28

Причины возникновения теплового и солнечного удара и первая помощь при этих явлениях. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

29

Первая помощь при утоплении, способы проведения искусственного дыхания при утоплении. Способы проведения искусственного дыхания при утоплении.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

30

Раны – правила обработки ран. Правила наложения повязки на раны.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

31

Кровотечения. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечения. Первая помощь при отравлениях. Сердечная недостаточность. Оказание первой помощи и проведение сердечно-лёгочной реанимации.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

32

Доврачебная помощь при травмах.

Виды переломов. Первая помощь при переломах. Ушибы, вывихи, растяжения – первая помощь. Травматический шок – первая помощь при шоке. Правила иммобилизации при переломах конечностей.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

8. Водная подготовка - 1ч.

33

Одевание спасательного жилета, посадка и высадка в лодку. Спасательный круг, конец «Александрова»

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

9. Обеспечение жизнедеятельности. Подведение итогов (поход).-1ч.

34

Разжигание костра и кипячение воды.

Приготовление на костре или примусе каши, супа. Охрана природы. Туристский быт.

1

Работа в группах.

Спортзал

Показ. Тренировочные упражнения.

Всего

34

#1057;ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение: занятия проходят в спортивном зале МБОУ Троикая СОШ с использованием следующего инвентаря: Медицинское имущество:

Индивидуальные средства медицинской защиты;

Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:

бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м х 14см

бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10см

вата медицинская компрессная

косынка медицинская (перевязочная)

повязка медицинская большая стерильная

повязка медицинская малая стерильная

Медицинские предметы расходные:

- булавка безопасная

- шина проволочная (лестничная) для ног

- шина проволочная (лестничная) для рук

- шина фанерная длиной 1 м.

- противогаз

Оборудование:

- Географические карты, глобусы, контурные карты.

- Видеоматериалы.

- Презентации.

- Компьютерные фото-альбомы.

- Ноутбук, видеопроектор, экран.

- Телевизор.

- Туристское снаряжение.

- Пожарное снаряжение.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Язык реализации программы: в соответствии со ст.14 ФЗ – 273 образовательная деятельность осуществляется на государственном языке РФ в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами МБОУ Троицкая СОШ.

Формы контроля и аттестации

Формы аттестации:

- спортивные праздники, конкурсы

- соревнования школьного и районного уровня.

Контрольные тесты упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 раза в год. Тестирование проходит в начале учебно-тренировочного года – в сентябре-октябре и в конце учебно-тренировочного года – в апреле-мае.

Формы отслеживания и способы фиксации результатов:

- протоколы контрольных тестов и упражнений

- учет и анализ резульаттов деятельности за период обучения.

Используются различные формы подведения итогов данной программы: беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

С помощью таблиц нормативных оценок по физической и технической готовности распределяются по уровням, которым соответствует определенное количество баллов.

Уровень готовности

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

5 баллов и выше

От 4,5 баллов до5 баллов

От 3 баллов до 4,5 баллов

От 2,5 баллов до 3 баллов

От 2,5 баллов и ниже

Уровень готовности определяется путем вычисления среднего арифметического значения суммы полученных баллов. Групповой уровень определяется путем суммирования средних баллов и последующего деления полученной суммы на число участников тестирования.

Тестирование проводится два раза в год. В начале обучения на основании данных тестирования планируется учебно-тренировочный процесс. В конце года после повторного тестирования делается вывод о динамике показателей физической и технической готовности спортсменов.

#1055;ланируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы).

В результате освоения содержания обучающиеся будут знать:

  • - правила личной гигиены во время занятий физическими упражнениями и спортом;
  • - способы и правила закаливания;
  • - спортивное оборудование и технические требования к нему; правила соревнований;
  • - правила безопасного поведения во время занятий, во время посещений соревнований в качестве зрителя;
  • - методику организации и проведения соревнований по (в школе, во дворе со сверстниками, в лагере отдыха);

Должны знать:

  • основные положения руководящих документов по вопросам организации и ведения аварийно-спасательных работ (АСР);
  • функции спасательной службы и законодательную базу по ней;
  • специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;
  • принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;
  • свои задачи, права и обязанности;
  • способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;
  • последствия применения современных видов оружия и специфику ведения АСР в этой ЧС;
  • приемы оказания первой помощи;
  • особенности оказания первой помощи при переломах различной локализации;
  • способы переноски и транспортировки пострадавших при различных переломах;
  • средства для оказания первой помощи;
  • способы страховки и самостраховки;
  • технику безопасности при выполнении АСР;

Должны уметь:

  • ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;
  • работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;
  • контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;
  • применять приемы управления своим состоянием;
  • иметь представление:
  • об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;
  • о природных явлениях региона;
  • о процессе горения, пожаре и его развитии;
  • об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
  • об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Формы занятий, планируемых по каждому разделу.

п/п

Раздел

Формы занятий

Методы и приемы

Формы подведения итогов

1

Введение

Беседа Рассказ

Объяснение материала

Словесный метод (беседа, описание, разъяснение, рассуждение, дискуссия, диалог, рассказ)

Опрос

2

Условия автономного существования в природе. Туристская техника

Объяснение материала

Тестирование

Соревнование

Наглядный метод (педагогический показ)

Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений)

Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений)

Индивидуальный и групповой показ

Тестирование

3

Ориентирование в природных условиях.

Объяснение материала

Тестирование

Соревнование

Наглядный метод (педагогический показ)

Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений)

Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений)

Индивидуальный и групповой показ

Тестирование

4

Противопожарная подготовка.

Объяснение материала

Тестирование

Соревнование

Наглядный метод (педагогический показ)

Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений)

Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений)

Индивидуальный и групповой показ

Тестирование

5

Укрытия в природе.

Объяснение материала

Тестирование

Соревнование

Наглядный метод (педагогический показ)

Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений)

Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений)

Индивидуальный и групповой показ

Тестирование

6

Подготовка по связи и передаче сигналов.

Объяснение материала

Тестирование

Соревнование

Наглядный метод (педагогический показ)

Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений)

Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений)

Индивидуальный и групповой показ

Тестирование

7

Основы медицинских знаний. Медицинская подготовка.

Объяснение материала

Тестирование

Соревнование

Наглядный метод (педагогический показ)

Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений)

Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений)

Индивидуальный и групповой показ

Тестирование

8

Водная подготовка.

Объяснение материала

Тестирование

Соревнование

Наглядный метод (педагогический показ)

Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений)

Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений)

Индивидуальный и групповой показ

9

Обеспечение жизнедеятельности. Подведение итогов (поход).

Объяснение материала

Тестирование

Соревнование

Наглядный метод (педагогический показ)

Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений)

Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений)

Индивидуальный и групповой показ

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Форма подведения итогов.

В конце каждой тренировки подводятся итоги:

-Анализ тренировочных упражнений;

-Анализ игровой деятельности.

В учебном году проводятся:

  • школьный турнир по волейболу;
  • межшкольные районные соревнования;
  • различные соревнования.

Диагностическая карта контроля уровня обученности по волейболу ФИО, месяц, год

№ п/п

ФИ

Теоретические знания

Практические знания

Участие в соревнованиях, конкурсах

Итого

Критерии оценки показателей обучающихся

Критерии-

Уровни оценки и интерпретация результатов

«высокий уровень»: испытание выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; воспитанник продемонстрировал высокий уровень освоения основных умений и навыков по специальной физической подготовке согласно нормативам, приведённым в таблице. «средний уровень»: испытание выполнено в соответствии с заданием, правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки; воспитанник продемонстрировал уровень освоения основных умений и навыков по специальной физической подготовке согласно нормативам, приведённым в таблице.

«низкий уровень»: испытание выполнено с ошибками; воспитанник продемонстрировал низкий уровень освоения основных умений и навыков по специальной физической подготовке согласно нормативам, приведённым в таблице.

VI. Список литературы.

Для педагога:

#1045;.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова «Основы безопасности жизнедеятельности» (Основы медицинских знаний и охрана здоровья), учебное пособие для учащихся 4-5 кл., 6-8 кл., 9 кл., 10-11 кл., изд. «Русское слово», Москва, 1996 г.

#1059;чебник «Основы медицинских знаний», 5-11 кл., изд. «Просвещение», Москва, 1996 г.

#1040;.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 5-9 кл., изд. «Просвещение», Москва, 2014г.

#1040;лешин, В. М. Туристская топография [Текст] / В. М. Алешин // М.: Профиздат, 1985. – 285 с.

#1041;ардин, К.В. Азбука туризма [Текст] / К.В. Бардин// М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

#1041;аринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст] / А.В. Баринов // М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496 с.

#1042;олович, В.Г. С природой один на один [Текст] / В.Г. Волович // М.: Военное издательство, 1989. - 260 с.

#1044;рагачев, С. П. Туризм и здоровье [Текст] / С. П. Драгачев// М.: Знание, 1984. - 345 с.

Дрогов, И. А. Подготовка туристских общественных кадров [Текст] / И. А. Дрогов// М.: Турист, 1982. - 86 с.

#1048;льичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А. Ильичев, // М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 200. - 496с.

#1050;одыш, Э. Н. Соревнования туристов [Текст] / Э. Н. Кодыш // М.: Физк. и спорт, 1990. - 175 с.

#1050;оструб, А. А. Медицинский справочник туриста [Текст] / А. А. Коструб // М.: Знание, 1986. - 231 с.

#1051;укоянов, П. И. Зимние спортивные походы [Текст] / П. И. Лукоянов // М.: Физк. и спорт, 1988. - 192 с.

#1051;ысогор, Н. А. Питание туристов в походе [Текст] / Н. А. Лысогор // М.: Пищевая пром-ть, 1980. - 156 с.

#1058;еплоухов, В. В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма [Текст] / В. В. Теплоухов // М.: Путник № 4, 1996. - 102 с.

#1058;ыкул, В.И. Спортивное ориентирование [Текст] / В.И. Тыкул // М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

#1064;имоновский, В. Ф. Питание в туристическом походе [Текст] / В. Ф. Шимоновский // М.: Профиздат, 1986. - 136 с

VII. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

- Конституция РФ, принятая всенародным голосованием г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования г.);

- Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от №16 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от № 678-р);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от № 996-р);

- План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от № 2945-р);

- Приказ Министерства просвещения РФ от № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от № 196»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 28 «Об утверждении СП «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Постановление Правительства Ростовской области от г. №289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмах в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;

- Постановление Правительства Ростовской области от г. №632 «Об утверждении Положения об общественных советах при органах исполнительной власти Ростовской области» (действующая редакция с изменениями от г.);

- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от № 225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразобразовательных программ в Ростовской области»;

- Приказ Управления образования Администрации Неклиновского района от г. № 307 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразобразовательных программ Неклиновского района»;

- Приказ Управления образования Администрации Неклиновского района от г. № 281 «Об утверждении медиаплана информационного сопровождения внедрения Целевой модели дополнительного образования детей Неклиновского района».

- Приказ Управления образования Администрации Неклиновского района от г. № 282 «О проведении организационных мероприятий, в том числе информационно-разъяснительной кампании в целях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Неклиновском районе в 2023 году».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа безопасности"

Рабочая программа внеурочных занятий для 1 и 2 класса (34 занятия в год)...

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области «Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа №2» Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности Учитель: Фролов Владимир

Пояснительная записка  Основная  образовательная программа основного общего образования (ст. 32. п. 6,7 Закона РФ «Об образовании») Елань-Коленовской школы №2 предназначена для удовлетворени...

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа «Школа безопасности» (внеурочная деятельность)

Программа курса «Школа безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, на основе программы внеурочной деят...

Рабочая программа "Основы безопасного движения" 5 класс

Рабочая программа "Основы безопасного движения" 5 класс...

Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания уровня сложности в соответствии со статусом образовательно...