Рабочая Программа кружок "Школа безопасности"
рабочая программа (7 класс)
Дополнительная образовательная программа относится к программам физкультурно-спортивной направленности. Она направлена на сохранение и укрепления здоровья, расширение двигательного опыта обучающихся, приобщения к вопросам личной и коллективной безопасности.
Отличительные особенности
Программа предусматривает формирование устойчивых знаний, умений в области безопасности, направлена на подготовку обучающихся к участию в соревнованиях, мотивирует на дальнейшие занятия спортивным туризмом, пожарно-спасательным спортом. В процессе занятий развиваются двигательные (физические) способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и др., а также всевозможные сочетания двигательных способностей (силовая и скоростная выносливость, «взрывная сила», «координационная выносливость» и т.д.). Одновременно оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов занимающегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.); на воспитание нравственных и волевых качеств, что создается, главным образом, необходимостью соблюдения правил и условий упражнений; на согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников. Поскольку участнику приходится самостоятельно быстро и своевременно принимать решения и осуществлять двигательные действия, спортивный туризм и пожарно-спасательный спорт содействует воспитанию волевых качеств инициативности и самостоятельности.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивых мотивови потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи программы:
Обучающие:
-сформировать знания по истории развития спортивного туризма, пожарно-спасательного спорта в стране, регионе, правил вида;
-сформировать знания в области физической культуры и спорта;
- научить основам обеспечения безопасности во время занятий спортом, правилам поведения во время участия в соревнованиях в качестве зрителя;
- обучить правилам личной гигиены при занятиях спортом;
- обучить навыкам в области безопасности;
- обучить элементам техники и навыкам спортивного туризма и пожарно-спасательного спорта;
Развивающие:
- развить физические качества - силу, ловкость, быстроту, выносливость, гибкость;
- развить способность управлять своими эмоциями;
- развить коммуникативные качества;
- развить волевые качества;
-развить стойкое желание и мотивацию к регулярным занятиям спортом;
Воспитательные:
- привить чувство коллективизма, товарищества, толерантности и взаимопомощи;
- привить чувство патриотизма к своей стране через занятия спортом;
-пропагандировать здоровый образ жизни и профилактику распространения вредных привычек;
- способствовать профилактике асоциального поведения;
- воспитать стремление к победе, достижению общей цели.
Характеристика програмы.
Направленность: дополнительной образовательной программы секции «Школа безопасности» физкультурно-спортивная. Программа направлена на приобретение теоретических и практических навыков в области безопасности и специальных видов спорта. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская обдасть Неклиновский район село Троицкое
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа имени Д.И.Адамова
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протоколот «29» августа 2023г. № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Троицкая СОШ Цюман Е.Б. Приказ от «30» августа 2023г. № 2 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
Уровень программы: базовый
Вид программы: типовая
Возраст детей:от 13 до 15лет
Срок реализации:1 год, 34 часа
Условия реализации программы: бюджет
IDномер программы в АИС «Навигатор»:
Разработчик: педагог дополнительного образования
Грохотов А.А.
Село Троицкое
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 6 |
#1054;боснование актуальности программы | 6 | |
#1055;едагогическая целесообразность программы | 6 | |
#1054;тличительные особенности программы | 7 | |
#1062;ель и задачи | 7 | |
#1061;арактеристика программы | 8 | |
#1040;дресат программы | 11 | |
II. | УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 12 |
Учебно - тематический план | 12 | |
Календарный учебный график | 16 | |
III. | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 19 |
Условия реализации программы | 19 | |
Формы контроля и аттестации | 19 | |
Планируемые результаты | 20 | |
IV. | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | 22 |
V. | ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ | 24 |
VI. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 26 |
VII. | ПРИЛОЖЕНИЕ | 28 |
Паспорт
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа безопасности»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Троицкая средняя общеобразовательная школа
Наименование муниципалитета | Неклиновский район |
Наименование организации | МБОУ Троицкая СОШ |
ID-номер программы в АИС «Навигатор» | |
Название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» |
Механизм финансирования | Муниципальное задание |
ФИО педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Грохотов Алексей Алексеевич |
Краткое описание программы | Дополнительная образовательная программа относится к программам физкультурно-спортивной направленности. Она направлена на сохранение и укрепления здоровья, расширение двигательного опыта обучающихся, приобщения к вопросам личной и коллективной безопасности. |
Форма(ы) обучения | Очная |
Уровень содержания | базовый |
Продолжительность освоения | 1 год |
Возрастная категория | 11-15 лет |
Цель | формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни. |
Задачи | Обучающие: Обучение практическим навыкам оказанию само и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации. Развивающие: развитие специальных, физических и волевых качеств, укрепление здоровья и повышение работоспособности организма. Воспитательные: воспитание силы воли, мужества, стойкости, а также чувства патриотизма, товарищества, дружбы и гордости за высокие достижения российских спортсменов. |
Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов | -выполнение контрольных нормативов по специальной физической подготовке, РХБЗ; - достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе; - участие в соревнованиях школьного и районного уровня; - устойчивое овладение умениями и знаниями в области безопасности; - развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы; -сформировать потребность к здоровому образу жизни, культуре общения; - укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма, сократить пропуски по болезням; - умение контролировать психологическое состояние. |
Особые условия (доступность для детей с ОВЗ) (да/нет) | Да |
Возможность реализации программы в сетевой форме (да/нет) | Нет |
Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий (да/нет) | Да |
Состав материально-технической базы организации, которая позволяет реализовать программу ДОД (средства обучения) | Для проведения занятий в школе есть спортивный зал. Для проведения занятий имеется следующее оборудование и инвентарь: ИСС – 7 шт., Веревка страховочная – 130 м., карабин автоматический – 25 шт., спусковое устройство «Восьмерка» - 6 шт., подъемное устройство «Жумар» - 1 шт., палатка туристическая – 2 шт., носилки санитарные – 1 шт., аптечка санинструктора – 2 шт., гимнастические скамейки – 4 шт., гимнастические маты – 10 шт., противогаз – 30 шт., ОЗК – 1 шт., Л1 – 1 шт., компьютеры с выходом в Интернет, программное обеспечение, экраны, проекторы, компакт-диски с учебным материалом. |
- Пояснительная записка.
Главной целью развития отечественной системы школьного образования является формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности и поведения нового поколения людей, их нравственности. Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества, которая интегрируется с основной целью политики государства в области физической культуры – приобщение большего числа населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, оздоровление нации, формирование здорового образа жизни.
Образовательная организация является первичным активным звеном, решающим поставленные государственные задачи, формирующим здоровую социальную и гражданскую позицию среди подрастающего поколения, мотивированную на успех, высокие достижения в учебе и спорте, подготовке к трудовой деятельности и защите родного отечества. Подрастающее поколение должно быть готово к чрезвычайным ситуациям, к активным действия в них, ведь профессиональная помощь не всегда может прибыть вовремя, а каждая выигранная секунда зачастую означает спасенную жизнь. Развитие технического прогресса и современная ситуация в стране обуславливает большое многообразие навыков которыми должен обладать спасатель и предусматривает его всестороннюю развитость. Программа раскрывает основные из этих требований, при этом уделяя внимание дальнейшему саморазвитию каждого из обучаемых. Программа направлена на сохранение и укрепления здоровья, расширение двигательного опыта обучающихся, развитие и закрепление интереса к самостоятельным формам занятий спортивными играми. Программа может реализовываться в рамках внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности общеобразовательных организаций.
Актуальность (соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей). Актуальность – это констатация проблем в развитии и воспитании детей (потребность в общении, укрепление здоровья и т.д.). Отражение условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности в настоящий момент, соответствие современным запросам.
Наиболее острые проблемы дополнительного образования:
- повышение занятости детей в свободное время;
- организация полноценного досуга;
- развитие определенных качеств личности;
- поддержка и развитие талантов;
- адаптация в обществе детей с определенными особенностями;
- физическое развитие и оздоровление детей;
- профессиональная ориентация и т.п.
Отличительные особенности
Программа предусматривает формирование устойчивых знаний, умений в области безопасности, направлена на подготовку обучающихся к участию в соревнованиях, мотивирует на дальнейшие занятия спортивным туризмом, пожарно-спасательным спортом. В процессе занятий развиваются двигательные (физические) способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и др., а также всевозможные сочетания двигательных способностей (силовая и скоростная выносливость, «взрывная сила», «координационная выносливость» и т.д.). Одновременно оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов занимающегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.); на воспитание нравственных и волевых качеств, что создается, главным образом, необходимостью соблюдения правил и условий упражнений; на согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников. Поскольку участнику приходится самостоятельно быстро и своевременно принимать решения и осуществлять двигательные действия, спортивный туризм и пожарно-спасательный спорт содействует воспитанию волевых качеств инициативности и самостоятельности.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивых мотивови потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи программы:
Обучающие:
-сформировать знания по истории развития спортивного туризма, пожарно-спасательного спорта в стране, регионе, правил вида;
-сформировать знания в области физической культуры и спорта;
- научить основам обеспечения безопасности во время занятий спортом, правилам поведения во время участия в соревнованиях в качестве зрителя;
- обучить правилам личной гигиены при занятиях спортом;
- обучить навыкам в области безопасности;
- обучить элементам техники и навыкам спортивного туризма и пожарно-спасательного спорта;
Развивающие:
- развить физические качества - силу, ловкость, быстроту, выносливость, гибкость;
- развить способность управлять своими эмоциями;
- развить коммуникативные качества;
- развить волевые качества;
-развить стойкое желание и мотивацию к регулярным занятиям спортом;
Воспитательные:
- привить чувство коллективизма, товарищества, толерантности и взаимопомощи;
- привить чувство патриотизма к своей стране через занятия спортом;
-пропагандировать здоровый образ жизни и профилактику распространения вредных привычек;
- способствовать профилактике асоциального поведения;
- воспитать стремление к победе, достижению общей цели.
Характеристика програмы.
Направленность: дополнительной образовательной программы секции «Школа безопасности» физкультурно-спортивная. Программа направлена на приобретение теоретических и практических навыков в области безопасности и специальных видов спорта. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей.
Тип программы: Базовый (общекультурный) уровень. Освоение специальных знаний. Уровень предполагает формирование теоретических знаний, практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем и срок освоения программ: 1 час в неделю, 34 часа за год.
Адресат программы: – от 11 до 15 лет.
Форма обучения: очная.
Год обучения: один год обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1 часу в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил соревнований.
Вид учебной группы – постоянство учебной группы обязательно, т. к. новый материал базируется на предыдущем, и навыки накапливаются с каждым занятием. Форма занятий соответствует современным образовательным тренировкам, в которых отражён принцип индивидуального и группового обучения в пределах одной группы. Планируются следующие формы занятий: беседа, рассказ, теоретические и практические занятия, соревнования
Наполняемость группы: 15-20 человек, 2 группы. При наборе принимаются все желающие. Состав коллектива постоянный. Зачисление учащихся в объединение производится по заявлению родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.
Программа предусматривает возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями: имеющих мотивацию к предметной области программы, талантливых, одаренных, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основанием для отчисления являются длительная непосещаемость занятий, смена места жительства.
- Учебный план. Календарно-тематический план.
#1059;чебно-тематический план.
№п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение | 1 | 1 | - | Беседа, рассказ |
2. | Условия автономного существования в природе. Вязать и уметь применять узлы. Необходимость разжигания костра. Туристская техника. | 9 | 1 | 8 | Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах. |
3. | Ориентирование в природных условиях | 4 | 1 | 3 | Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебный забег |
4. | Противопожарная подготовка | 4 | 1 | 3 | Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебный забег |
5. | Укрытия в природе | 1 | 1 | 0 | Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах. |
6. | Подготовка по связи и передаче сигналов. Сигналы оповещения | 4 | 1 | 3 | Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах. |
7. | Основы медицинских знаний. Медицинская подготовка | 9 | 4 | 5 | Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах. |
8. | Водная подготовка. | 1 | 1 | 0 | Показ. Тренировочные упражнения. Работа в группах. |
9. | Обеспечение жизнедеятельности. Подведение итогов (поход). | 1 | 1 | 0 | Поход |
ИТОГО: | 34 | 11 | 22 |
Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного периода. | |
Всего учебных недель | 34 |
Количество учебных часов | 34 |
Место проведения занятия | МБОУ Троицкая СОШ, спортзал |
Режим занятий | 1 раз в неделю (один академический час) |
Форма занятий | групповая |
Сроки контрольных процедур | начало, середина, конец учебного года |
Участие в соревнованиях | Школьные соревнования. Районные соревнования. Областные соревнования. |
Содержание учебного плана
Основная направленность | Содержание |
1. Введение | Знакомство с деятельностью кружка, планирование. Беседа по технике безопасности |
2. Условия автономного существования в природе. Туристская техника | Вязать и уметь применять узлы. Необходимость разжигания костра в условиях автономного существования в природе. Виды костров: таёжный, шалаш, звезда, звезда и шалаш, колодец, камин, нодья. Тип костра, разводимый в сырую погоду. Разжигание костра без спичек с помощью трения. Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста. Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде и т.д..Привал и бивак. Прямой узел. Ткацкий узел. Академический узел. Узел проводника. Схватывающий узел (практическая отработка соединения верёвок).Техника пешеходного туризма. Приемы преодоления естественных препятствий. Подъем и спуск. Вертикальный подъем. Траверса. Навесная переправа. Практическое занятие по теме: "Узелок". Укладка рюкзака. Установка палатки. Разведение костра. Наведение переправы. |
3. Ориентирование в природных условиях. | Ориентирование по местным предметам – определение сторон горизонта. Ориентирование по отдельно стоящему дереву, по расположению мха на деревьях, по муравейнику, по расположению колец спиленного дерева, по кресту на церкви, по солнцу, по солнцу и часам (по стрелкам), по звёздам (по Полярной звезде). Ориентирование по компасу. |
4. Противопожарная подготовка. | Правила пожарной безопасности. Огнетушащие средства. Способы прекращения горения Опасности при пожаре, поражающие факторы. Классификация и область применения огнетушителей. Виды пожаров. Лесные пожары: верховой пожар, низовой пожар, торфяной пожар. Причины лесных пожаров: связанные с деятельностью человека; связанные с природными факторами (молния, засуха). Способы устранения лесных пожаров. Пожары, возникающие в жилищах. Причины возникновения пожаров в жилых и административных зданиях. Действия населения при пожарах. Боевое развертывание. Пожарная эстафета. |
5.Укрытия в природе. | Укрытия используемые и изготавливаемые людьми в условиях автономного существования в природе. Естественные и искусственные укрытия. Летом: палатка, шалаш, землянка, использование крутого склона горы и т.д. Зимой: использование снежного сугроба, постройка укрытия из снежных кирпичей. |
6. Подготовка по связи и передаче сигналов. | Сигналы оповещения (бедствия), подаваемые при нахождении человека в природных условиях при автономном существовании. Сигналы, подаваемые с помощью костра (днём – дымом; ночью – огнём). Сигнал с помощью яркой ткани, вывешенной на высоком дереве; с помощью зеркала; выкладыванием еловых веток на снегу сигнала SOS на открытой местности; периодическим зовом на помощь голосом . Подача сигналов бедствия. Аварийные световые и звуковые сигналы. Дальность передачи Международная кодовая таблица. |
7.Основы медицинских знаний. Медицинская подготовка. | Состав походной аптечки. Наложение повязки при наружном кровотечении конечностей. Правила иммобилизации при переломах конечностей. Назначение и применение лекарств. Изготовление носилок из подручных материалов. Первая медицинская помощь при утоплении. ПМП при ожогах и обморожениях Доврачебная помощь при травмах. Обморожение – первая помощь при обморожении. Ожог – первая помощь при ожоге. Причины возникновения теплового и солнечного удара и первая помощь при этих явлениях. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией. Первая помощь при утоплении, способы проведения искусственного дыхания при утоплении. Раны – правила обработки ран. Правила наложения повязки на раны. Кровотечения. Способы остановки кровотечения. Виды переломов. Первая помощь при переломах. Ушибы, вывихи, растяжения – первая помощь. Травматический шок – первая помощь при шоке. Первая помощь при отравлениях. Сердечная недостаточность. Оказание первой помощи и проведение сердечно-лёгочной реанимации. Правила транспортировки пострадавшего. |
8.Водная подготовка. | Уметь плавать (держаться на воде).Одевание спасжилета, посадка и высадка в лодку. Спасение утопающих. |
9.Обеспечение жизнедеятельности. Подведение итогов. | Участие в походе в полевых условиях. Разжигание костра и кипячение воды. Приготовление на костре или примусе каши, супа. Охрана природы. Туристский быт. Раскладка продуктов на двухдневный поход. Личное и групповое снаряжение для многодневного похода. Выживание в условиях природы. Тренировочный поход и разбор его итогов. Составления списка условных топографических знаков, изображающих встреченные на небольшом участке маршрута местные предметы. Ориентированные карты по компасу и по солнцу. Техника разжигания костра. Обратные засечки (определение азимутов на заданные далёкие ориентиры). |
Календарно-тематическое планирование.
№ № п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1. Введение – 1ч. | ||||||||
1 1 | Знакомство с деятельностью кружка, планирование. Беседа по технике безопасности. | 1 | Беседа, рассказ | спортзал | Беседа, рассказ | |||
2. Условия автономного существования в природе. Вязать и уметь применять узлы. Необходимость разжигания костра. Туристская техника.– 9ч. | ||||||||
2 | Список условных топографических знаков. Вязать и уметь применять узлы. Прямой узел. Ткацкий узел. Академический узел. Узел проводника. Схватывающий узел (практическая отработка соединения верёвок). | 1 | Работа в группах. | спортзал | Показ. | |||
6 3 | Необходимость разжигания костра в условиях автономного существования. Виды костров: таёжный, шалаш, звезда, колодец, камин, нодья. Тип костра, разводимый в сырую погоду. Разжигание костра без спичек с помощью трения. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
4 | Снаряжение туриста. Режим движения: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Построение цепочки. Интервалы. Обязанности направляющего и замыкающего. Привал и бивак. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
5 | Техника пешеходного туризма. Приемы преодоления естественных препятствий. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
6 | Подъем и спуск. Вертикальный подъем. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
7 | Подъем и спуск по наклонной. Траверса. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
8 | Навесная переправа. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
9 | Практическое занятие по теме: "Узелок". Укладка рюкзака. Установка палатки. Разведение костра. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
10 | "Узелок". Наведение переправы. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
3. Ориентирование в природных условиях – 4ч. | ||||||||
11 | Определение сторон горизонта. Ориентирование по отдельно стоящему дереву, по расположению мха на деревьях. | 1 | Учебная игра. Работа в группах. | Спортзал | Показ.Тренировочные упражнения. | |||
12 | Ориентирование по муравейнику, по расположению колец спиленного дерева, по кресту на церкви. Ориентирование по солнцу, по солнцу и часам (по стрелкам). | 1 | Учебная игра. Работа в группах. | Спортзал | Показ.Тренировочные упражнения. | |||
13 | Ориентирование по звёздам (по Полярной звезде). Ориентирование по компасу. | 1 | Учебная игра. Работа в группах. | Спортзал | Показ.Тренировочные упражнения. | |||
14 | Практическое занятие: Ориентированные карты. Определение сторон горизонта. Обратные засечки (определение азимутов на заданные далёкие ориентиры). | 1 | Учебная игра. Работа в группах. | спортзал | Показ.Тренировочные упражнения. | |||
4. Противопожарная подготовка.- 4ч. | ||||||||
15 | Правила пожарной безопасности. Огнетушащие средства. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ.Тренировочные упражнения. | |||
16 | Способы прекращения горения. Опасности при пожаре, поражающие факторы. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ.Тренировочные упражнения. | |||
17 | Классификация и область применения огнетушителей. Виды пожаров. Лесные пожары: верховой пожар, низовой пожар, торфяной пожар. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ.Тренировочные упражнения. | |||
18 | Практическое занятие: Действия населения при пожарах. | 1 | Работа в группах. | спортзал | Показ.Тренировочные упражнения. | |||
5. Укрытия в природе – 1ч. | ||||||||
19 | Естественные и искусственные укрытия. | 1 | Работа в группах. | спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
6. Подготовка по связи и передаче сигналов. Сигналы оповещения – 4ч. | ||||||||
20 | Сигналы оповещения (бедствия), подаваемые при нахождении человека в природных условиях при автономном существовании. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
21 | Сигналы, подаваемые с помощью костра (днём – дымом; ночью – огнём). | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ.Тренировочные упражнения. | |||
22 | Сигнал с помощью яркой ткани, вывешенной на высоком дереве; с помощью зеркала; | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
23 | Практическое занятие: Подача сигналов бедствия. Аварийные световые и звуковые сигналы. Дальность передачи. Международная кодовая таблица. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
7. Основы медицинских знаний. Медицинская подготовка – 9 ч. | ||||||||
24 | Состав походной аптечки. Наложение повязки при наружном кровотечении конечностей. Доврачебная помощь при травмах. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
25 | Назначение и применение лекарств. Укусы змей и насекомых. Первая помощь. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
26 | Изготовление носилок из подручных материалов. Правила транспортировки пострадавшего. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
27 | Обморожение – первая помощь при обморожении. Ожог – первая помощь при ожоге. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
28 | Причины возникновения теплового и солнечного удара и первая помощь при этих явлениях. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
29 | Первая помощь при утоплении, способы проведения искусственного дыхания при утоплении. Способы проведения искусственного дыхания при утоплении. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
30 | Раны – правила обработки ран. Правила наложения повязки на раны. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
31 | Кровотечения. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечения. Первая помощь при отравлениях. Сердечная недостаточность. Оказание первой помощи и проведение сердечно-лёгочной реанимации. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
32 | Доврачебная помощь при травмах. Виды переломов. Первая помощь при переломах. Ушибы, вывихи, растяжения – первая помощь. Травматический шок – первая помощь при шоке. Правила иммобилизации при переломах конечностей. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
8. Водная подготовка - 1ч. | ||||||||
33 | Одевание спасательного жилета, посадка и высадка в лодку. Спасательный круг, конец «Александрова» | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
9. Обеспечение жизнедеятельности. Подведение итогов (поход).-1ч. | ||||||||
34 | Разжигание костра и кипячение воды. Приготовление на костре или примусе каши, супа. Охрана природы. Туристский быт. | 1 | Работа в группах. | Спортзал | Показ. Тренировочные упражнения. | |||
Всего | 34 |
#1057;ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение: занятия проходят в спортивном зале МБОУ Троикая СОШ с использованием следующего инвентаря: Медицинское имущество:
Индивидуальные средства медицинской защиты;
Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:
бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м х 14см
бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10см
вата медицинская компрессная
косынка медицинская (перевязочная)
повязка медицинская большая стерильная
повязка медицинская малая стерильная
Медицинские предметы расходные:
- булавка безопасная
- шина проволочная (лестничная) для ног
- шина проволочная (лестничная) для рук
- шина фанерная длиной 1 м.
- противогаз
Оборудование:
- Географические карты, глобусы, контурные карты.
- Видеоматериалы.
- Презентации.
- Компьютерные фото-альбомы.
- Ноутбук, видеопроектор, экран.
- Телевизор.
- Туристское снаряжение.
- Пожарное снаряжение.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Язык реализации программы: в соответствии со ст.14 ФЗ – 273 образовательная деятельность осуществляется на государственном языке РФ в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами МБОУ Троицкая СОШ.
Формы контроля и аттестации
Формы аттестации:
- спортивные праздники, конкурсы
- соревнования школьного и районного уровня.
Контрольные тесты упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 раза в год. Тестирование проходит в начале учебно-тренировочного года – в сентябре-октябре и в конце учебно-тренировочного года – в апреле-мае.
Формы отслеживания и способы фиксации результатов:
- протоколы контрольных тестов и упражнений
- учет и анализ резульаттов деятельности за период обучения.
Используются различные формы подведения итогов данной программы: беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
С помощью таблиц нормативных оценок по физической и технической готовности распределяются по уровням, которым соответствует определенное количество баллов.
Уровень готовности | ||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий |
5 баллов и выше | От 4,5 баллов до5 баллов | От 3 баллов до 4,5 баллов | От 2,5 баллов до 3 баллов | От 2,5 баллов и ниже |
Уровень готовности определяется путем вычисления среднего арифметического значения суммы полученных баллов. Групповой уровень определяется путем суммирования средних баллов и последующего деления полученной суммы на число участников тестирования.
Тестирование проводится два раза в год. В начале обучения на основании данных тестирования планируется учебно-тренировочный процесс. В конце года после повторного тестирования делается вывод о динамике показателей физической и технической готовности спортсменов.
#1055;ланируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы).
В результате освоения содержания обучающиеся будут знать:
- - правила личной гигиены во время занятий физическими упражнениями и спортом;
- - способы и правила закаливания;
- - спортивное оборудование и технические требования к нему; правила соревнований;
- - правила безопасного поведения во время занятий, во время посещений соревнований в качестве зрителя;
- - методику организации и проведения соревнований по (в школе, во дворе со сверстниками, в лагере отдыха);
Должны знать:
- основные положения руководящих документов по вопросам организации и ведения аварийно-спасательных работ (АСР);
- функции спасательной службы и законодательную базу по ней;
- специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;
- принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;
- свои задачи, права и обязанности;
- способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;
- последствия применения современных видов оружия и специфику ведения АСР в этой ЧС;
- приемы оказания первой помощи;
- особенности оказания первой помощи при переломах различной локализации;
- способы переноски и транспортировки пострадавших при различных переломах;
- средства для оказания первой помощи;
- способы страховки и самостраховки;
- технику безопасности при выполнении АСР;
Должны уметь:
- ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
- работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;
- контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;
- применять приемы управления своим состоянием;
- иметь представление:
- об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;
- о природных явлениях региона;
- о процессе горения, пожаре и его развитии;
- об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
- об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Формы занятий, планируемых по каждому разделу.
№п/п | Раздел | Формы занятий | Методы и приемы | Формы подведения итогов |
1 | Введение | Беседа Рассказ Объяснение материала | Словесный метод (беседа, описание, разъяснение, рассуждение, дискуссия, диалог, рассказ) | Опрос |
2 | Условия автономного существования в природе. Туристская техника | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Индивидуальный и групповой показ Тестирование |
3 | Ориентирование в природных условиях. | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Индивидуальный и групповой показ Тестирование |
4 | Противопожарная подготовка. | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Индивидуальный и групповой показ Тестирование |
5 | Укрытия в природе. | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Индивидуальный и групповой показ Тестирование |
6 | Подготовка по связи и передаче сигналов. | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Индивидуальный и групповой показ Тестирование |
7 | Основы медицинских знаний. Медицинская подготовка. | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Индивидуальный и групповой показ Тестирование |
8 | Водная подготовка. | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Индивидуальный и групповой показ |
9 | Обеспечение жизнедеятельности. Подведение итогов (поход). | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Индивидуальный и групповой показ |
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Форма подведения итогов.
В конце каждой тренировки подводятся итоги:
-Анализ тренировочных упражнений;
-Анализ игровой деятельности.
В учебном году проводятся:
- школьный турнир по волейболу;
- межшкольные районные соревнования;
- различные соревнования.
Диагностическая карта контроля уровня обученности по волейболу ФИО, месяц, год
№ п/п | ФИ | Теоретические знания | Практические знания | Участие в соревнованиях, конкурсах | Итого |
Критерии оценки показателей обучающихся
Критерии-
Уровни оценки и интерпретация результатов
«высокий уровень»: испытание выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; воспитанник продемонстрировал высокий уровень освоения основных умений и навыков по специальной физической подготовке согласно нормативам, приведённым в таблице. «средний уровень»: испытание выполнено в соответствии с заданием, правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки; воспитанник продемонстрировал уровень освоения основных умений и навыков по специальной физической подготовке согласно нормативам, приведённым в таблице.
«низкий уровень»: испытание выполнено с ошибками; воспитанник продемонстрировал низкий уровень освоения основных умений и навыков по специальной физической подготовке согласно нормативам, приведённым в таблице.
VI. Список литературы.
Для педагога:
#1045;.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова «Основы безопасности жизнедеятельности» (Основы медицинских знаний и охрана здоровья), учебное пособие для учащихся 4-5 кл., 6-8 кл., 9 кл., 10-11 кл., изд. «Русское слово», Москва, 1996 г.
#1059;чебник «Основы медицинских знаний», 5-11 кл., изд. «Просвещение», Москва, 1996 г.
#1040;.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 5-9 кл., изд. «Просвещение», Москва, 2014г.
#1040;лешин, В. М. Туристская топография [Текст] / В. М. Алешин // М.: Профиздат, 1985. – 285 с.
#1041;ардин, К.В. Азбука туризма [Текст] / К.В. Бардин// М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
#1041;аринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст] / А.В. Баринов // М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496 с.
#1042;олович, В.Г. С природой один на один [Текст] / В.Г. Волович // М.: Военное издательство, 1989. - 260 с.
#1044;рагачев, С. П. Туризм и здоровье [Текст] / С. П. Драгачев// М.: Знание, 1984. - 345 с.
Дрогов, И. А. Подготовка туристских общественных кадров [Текст] / И. А. Дрогов// М.: Турист, 1982. - 86 с.
#1048;льичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А. Ильичев, // М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 200. - 496с.
#1050;одыш, Э. Н. Соревнования туристов [Текст] / Э. Н. Кодыш // М.: Физк. и спорт, 1990. - 175 с.
#1050;оструб, А. А. Медицинский справочник туриста [Текст] / А. А. Коструб // М.: Знание, 1986. - 231 с.
#1051;укоянов, П. И. Зимние спортивные походы [Текст] / П. И. Лукоянов // М.: Физк. и спорт, 1988. - 192 с.
#1051;ысогор, Н. А. Питание туристов в походе [Текст] / Н. А. Лысогор // М.: Пищевая пром-ть, 1980. - 156 с.
#1058;еплоухов, В. В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма [Текст] / В. В. Теплоухов // М.: Путник № 4, 1996. - 102 с.
#1058;ыкул, В.И. Спортивное ориентирование [Текст] / В.И. Тыкул // М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
#1064;имоновский, В. Ф. Питание в туристическом походе [Текст] / В. Ф. Шимоновский // М.: Профиздат, 1986. - 136 с
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
- Конституция РФ, принятая всенародным голосованием г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования г.);
- Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержден протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от №16 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от № 678-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от № 996-р);
- План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от № 2945-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от № 196»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 28 «Об утверждении СП «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Правительства Ростовской области от г. №289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмах в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;
- Постановление Правительства Ростовской области от г. №632 «Об утверждении Положения об общественных советах при органах исполнительной власти Ростовской области» (действующая редакция с изменениями от г.);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от № 225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразобразовательных программ в Ростовской области»;
- Приказ Управления образования Администрации Неклиновского района от г. № 307 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразобразовательных программ Неклиновского района»;
- Приказ Управления образования Администрации Неклиновского района от г. № 281 «Об утверждении медиаплана информационного сопровождения внедрения Целевой модели дополнительного образования детей Неклиновского района».
- Приказ Управления образования Администрации Неклиновского района от г. № 282 «О проведении организационных мероприятий, в том числе информационно-разъяснительной кампании в целях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Неклиновском районе в 2023 году».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-412818-1413385239.jpg)
Рабочая программа "Школа безопасности"
Рабочая программа внеурочных занятий для 1 и 2 класса (34 занятия в год)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/06/picture-432383-1396772838.jpg)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области «Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа №2» Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности Учитель: Фролов Владимир
Пояснительная записка Основная образовательная программа основного общего образования (ст. 32. п. 6,7 Закона РФ «Об образовании») Елань-Коленовской школы №2 предназначена для удовлетворени...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-606998-1426178102.jpg)
Рабочая программа «Школа безопасности» (внеурочная деятельность)
Программа курса «Школа безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, на основе программы внеурочной деят...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/18/picture-210452-1623994058.jpg)
Рабочая программа "Основы безопасного движения" 5 класс
Рабочая программа "Основы безопасного движения" 5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/06/picture-432383-1396772838.jpg)
Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания уровня сложности в соответствии со статусом образовательно...