Программа "Финансовая грамотность"
рабочая программа

Фисунова Наталья Владимировна

Курс предполагает изучение финансовых институтов в контексте текущих экономических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_finansovaya_gramotnost.docx54.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОРОКИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГОТВОРЧЕСТВА»

«Утверждаю»

    Директор МАУ ДО Сорокинский ЦДТ

 Л.Н. Батурина

«_____»___________20___г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – гуманитарной направленности

«Финансовая грамотность»

возраст обучающихся: 13-17 лет

продолжительность освоения: 36 недель

Автор-составитель программы:

Фисунова Наталья Владимировна,

  Педагог-организатор

с. Большое Сорокино 2021 г.

Паспорт программы

11

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – гуманитарной направленности «Финансовая грамотность»

22

Направленность дополнительного образования

Социально-гуманитарная

33

Тип программы

Общеразвивающая

44

Вид деятельности

Личностное развитие

55

Автор-составитель

Фисунова Наталья Владимировна – педагог дополнительного образования.

66

Цель

Формирование основ финансовой грамотности среди учащихся посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

77

Задачи

- формирование базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности;

 - формирование знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

- развитие экономического образа мышления;

- развитие у учащихся навыков ответственного и грамотного поведения на финансовом рынке;

- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

- формированиеактивнойжизненной позиции.

88

Краткое содержание

Курс предполагает изучение финансовых институтов в контексте текущих экономических процессов с привлечением экономической теории для объяснения механизма тех или иных финансовых явлений. В процессе его освоения учащимся, как потребителям финансовых услуг, даётся возможность не только освоить основы финансовой грамотности, но и взглянуть на финансовую сферу с точки зрения профессиональной деятельности, которая может быть ими выбрана в будущем. В большей степени этот подход реализуется при изучении тем, связанных с фондовым рынком и созданием собственного бизнеса.

99

Ожидаемый результат

Личностные результаты:

1) сформированность  ответственности  за  принятие  решений  в  сфере личных финансов; 2) готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;

3) готовность  и  способность  к  финансово-экономическому  образованию и самообразованию во взрослой жизни;

4) заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.

Метапредметные результаты:

1) умение  анализировать  экономическую  и/или  финансовую  проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;

2) умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;

3) умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;

4) проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

5) умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

6) формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.).

Предметные результаты:

•  владение  понятиями:  деньги  и  денежная  масса,  покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние  семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

•  владение знаниями: о структуре денежной массы; о структуре доходов населения страны и способах её определения; о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции; об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; о возможных нормах сбережения; о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций.

110

Продолжительностьреализациипрограммы

1 год

111

Возрастнаякатегорияобучающихся

13-17 лет

112

Формаобучения

Очная с применением дистанционных технологий

113

Адресреализациипрограммы

Тюменская область, Сорокинский район, с.Б.Сорокино, ул.Карбышева, 8.

Содержание программы

I. Пояснительная записка        6

II. Учебный план        11

III. Воспитательная работа        16

IV. Методические материалы        16

V.        Требования техники безопасности в процессе реализации        16

VI.        Оценочные материалы        16

VII.        Перечень информационного и материально-технического обеспечения реализации программы        17

VIII. Литература        18

Приложение 1        20

I. Пояснительная записка

Нормативная база

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Федерации»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  •  Приказ Министерства труда России от 08.09.2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога дополнительного образования детей и взрослых»;

Актуальность

Подростки 13-17 лет обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения.

Цель

Формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 8 класса классов посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Задачи

- формирование базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности;

 - формирование знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

- развитие экономического образа мышления;

- развитие у учащихся навыков ответственного и грамотного поведения на финансовом рынке;

- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

- формирование активной жизненной позиции.

Объем и срок освоения программы - 1 год (36 часов).

Данная программа рассчитана на обучение детей 13-17 лет.

Характеристика образовательного процесса

Занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический   аспект, практическую часть.

Очная с применением дистанционных технологий

Структурный компонент/Форма обучения

Очная

Дистанционная

Объём и сроки освоения

Программа рассчитана на 36 часов, 1 учебный год

Программа рассчитана на 36 часов, 1 учебный год

Комплектование групп

Программа реализуется в группах обучающихся 12-25 детей. Состав группы постоянный.

Программа реализуется в группах обучающихся 12-25 детей. Занятия организуются в удобное для детей время.

Режим занятий

1 раз в неделю по 1 академическому часу (1 ак.час=40 мин.)

1 раз в неделю по 1 академическому часу в форме онлайн-занятия (1 ак.час=30 мин.)

Особенности организации образовательного процесса

Образовательный процесс организуется в урочной форме

Образовательный процесс организуется в форме онлайн уроков, организованные педагогом на платформе для онлайн конференций Zoom. Обратная связь (выполненные задания), через электронную почту.

Организация физкультминуток, двигательной активности

Во время занятий предусмотрена смена деятельности, а том числе двигательная активность.

В ходе занятия педагог предлагает сделать динамическую паузу самостоятельно.

Характеристика контингента

Дети от 13 лет без ОВЗ, дети с ОВЗ.

Дети от 13 лет без ОВЗ, дети с ОВЗ.

Условия применения формы обучения

Программа реализуется  в очной форме обучения

Программа в дистанционной форме реализуется  во время:

•актированных дней;

•эпидемий гриппа и других инфекций;

Формы проведения занятий

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий.

Лекция-беседа, которую целесообразно проводить для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Для активного вовлечения обучающихся в учебный процесс необходимо использовать метод проблематизации. Привлечение учащихся к активной деятельности осуществляется учителем с помощью создания проблемных ситуаций. Такая форма занятия обеспечит формирование у подростков умений выбирать оригинальные пути решения проблемных ситуаций, анализировать полученную информацию в свете известных теорий, выдвигать гипотезы.

Лекция как трансляция знаний и постановка проблемы может проходить в следующих формах:

•  просмотр документальных и художественных фильмов;

• просмотр  видеолекций  ведущих  экономистов,  политиков,  бизнесменов;

• рассказ-беседа с привлечением учащихся к поиску решения проблемных задач и ситуаций;

• встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими.

Практикум является ведущей формой занятия для учащихся 8х классов. Именно в этом возрасте важно самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получать опыт выполнения несложных финансовых действий.

Данное занятие может осуществляться в формате индивидуальной и групповой работы. На нём отрабатываются практические умения, происходит формирование компетенций в финансово-экономической сфере. Поисково-исследовательская работа, осуществляемая на практикумах, направлена на формирование компетенций в области поиска, обработки и анализа финансовой информации.

Таким образом, практикум может быть провёден в следующих формах:

• поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;

• поиск и анализ правовых документов по теме практической  работы;

• разработка индивидуальных или групповых проектов;

• проведение мини-исследований;

• поиск информации для написания эссе;  

• составление и решение финансовых кроссвордов.

Игра наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной ситуации осуществлять конкретные финансовые действия и вступать в отношения с финансовыми институтами. Получение минимального опыта в игре поможет подросткам более уверенно чувствовать себя в конкретных финансовых ситуациях, использовать отработанные навыки взаимодействия на практике.

В ходе обучения могут быть проведены игры:

•  «Управляем денежными средствами семьи».

•  «Увеличиваем семейные доходы с использованием финансовых услуг».

•  «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование».

•  «Что делать, если мы попали в особую жизненную ситуацию».

•  «Внимание! Финансовые риски».

•  «Планируем свой бизнес».

•  «Валюты и страны».

•  «Налоги и семейный бюджет».

•  «Пенсии родителей».

Семинар как форма организации учебного занятия может быть использован для обсуждения общих проблем и выработки общих решений.

Структура семинара.

1. Определение цели семинара.

2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений).

3. Представление результатов обсуждения группами.

4. Общее обсуждение.

В ходе обучения могут быть проведены семинары по следующим темам.

1. Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных) денег.

2. Чем сегодня обеспечены деньги.

3. Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги.

4. Какие способы заработка существуют для школьников в летние каникулы.

5. С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет.

6. Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в вашем селе, посёлке).

7. Где лучше всего искать информацию о деятельности финансовых организаций.

8. Следует ли всё время жить в долг, пользуясь кредитной картой.

9. Чем полезны банковские карты в современной жизни.

10.В каких валютах лучше всего хранить сбережения государства.

11.Чем отличаются прямые и косвенные налоги.

12. С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей пенсии.

Семинары могут проводиться в формате дискуссионного клуба, где осуществляется обсуждение широкого круга финансово-экономических вопросов. К такой форме внеклассной работы могут быть привлечены педагоги и администрация образовательной организации, а также приглашённые эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие, банковские работники).

Цель занятия — контроль знаний — проверка освоенных навыков и умений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:

• письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);

•  устный опрос;

•  викторина;

•  конкурс;

• творческий отчёт;

• защита проекта;

• защита исследовательской работы;

•  написание эссе;

 • решение практических задач;  

•  выполнение тематических заданий. Педагог может использовать и другие формы организации учебной деятельности.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

1) сформированность  ответственности  за  принятие  решений  в  сфере личных финансов;

2) готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;

3) готовность  и  способность  к  финансово-экономическому  образованию и самообразованию во взрослой жизни;

4)заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.

Метапредметные результаты:

1) умение  анализировать  экономическую  и/или  финансовую  проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;

2) умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;

3) умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;

4) проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

5) умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

6) формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.).

Предметные результаты:

•  владение  понятиями:  деньги  и  денежная  масса,  покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние  семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

•  владение знаниями: о структуре денежной массы; о структуре доходов населения страны и способах её определения; о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции; об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;о возможных нормах сбережения;о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций.

II. Учебный план

Номер темы/блока

Название темы/блока

Кол-во часов

Модуль 1

Управление денежными средствами семьи

10

Модуль 2

Способы повышения семейного  благосостояния

6

Модуль 3

Риски в мире денег

6

Модуль 4

Семья и финансовые организации:  как сотрудничать без проблем

9

Модуль 5

Человек и государство:  как они взаимодействуют

5

Итого

36

Нормативный срок усвоения

№ п/п

Название разделов и тема

Очная форма

Дистанционная

Кол-во академических часов

1 ак. час – 40 мин.

Форма аттестации/ контроля

Кол-во академических часов

1 ак. час- 30 мин.

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Всего

1 год

1.

Вводное занятие. Знакомство.

Техника безопасности.

1

1

0

Опрос,

наблюдение (степень заинтересованности, мотивация и т.д.)

1

Опрос,

наблюдение (степень заинтересованности, мотивация и т.д.)

2

Деньги: что это такое

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

3

Что может происходить с деньгами  и как это влияет на финансы вашей семьи

1

0

1

Решение задач

1

Решение задач

4

Какие бывают источники доходов

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

5

От чего зависят личные и семейные доходы

1

0

1

Решение задач

1

Решение задач

6

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1

1

0

Опрос

1

Опрос

7

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

1

0

1

Творческая работа

1

Творческая работа

8

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

1

0

Опрос

1

Опрос

9

Как оптимизировать семейный бюджет

1

0

1

Решение задач

1

Решение задач

10

Обобщение результатов работы,  представление проектов, тестовый контроль

1

0

1

Защита проектов,

тестирование

1

Защита проектов,

тестирование

11

Для чего нужны финансовые организации

1

1

0

Опрос

1

Опрос

12

Как увеличить семейные доходы  с использованием финансовых организаций

1

0

1

Устный опрос

1

Устный опрос

13

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

14

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

15

Представление проектов

1

0

1

Деловая игра

1

Деловая игра

16

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

1

0

1

Тест

1

Тест

17

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

18

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

19

Чем поможет страхование

1

0

1

Творческая работа

1

Творческая работа

20

Какие бывают финансовые риски

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

21

Что такое финансовые пирамиды

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

22

Выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

1

0

1

Тест

1

Тест

23

Что такое банк и чем он может быть полезен

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

24

Польза и риски банковских карт

1

0

1

Решение ситуаций

1

Решение ситуаций

25

Что такое бизнес

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

26

Как создать своё дело

2

1

1

Творческая работа

2

Творческая работа

27

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

28

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

29

Представление проектов

1

0

1

Творческая работа

1

Творческая работа

30

Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

1

0

1

Тест

1

Тест

31

Что такое налоги и зачем их платить

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

32

Какие налоги мы платим

2

1

1

Составление схемы

2

Составление схемы

33

Что такое пенсия и как сделать её достойной

1

1

0

Устный опрос

1

Устный опрос

34

Итоговый контроль знаний

1

0

1

Тест

1

Тест

Всего  часов

36

20

16

36

Содержание программы обучения

Теория: 20 часов; практика: 16 часов. Всего 36 часов.

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.

Базовые понятия и знания:

•  эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность  денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет);

•  знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления  в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния.

 Базовые понятия и знания:

•  банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;

•  знание основных видов финансовых услуг и продуктов для  физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.

Модуль 3. Риски в мире денег.

Базовые понятия и знания:

•  особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;

•  знание  видов  особых  жизненных  ситуаций,  способов  государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых рисков.

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Базовые понятия и знания:

•  банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;

•  знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.

Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.

 Базовые понятия и знания:

•  налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система, пенсионные фонды;

•  знание  основных  видов  налогов,  взимаемых  с  физических  и юридических лиц (базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений.

III. Воспитательная работа

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Работа проводится согласно плану воспитательной работы (Приложение 2).

IV. Методические материалы

Основные методы организации занятий:

- словесные (беседа, анализ),

- практические (игры, упражнения, творческие задания),

- наглядные (показ видеоматериалов, презентаций).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

- репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности),

- частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске),

- исследовательские методы обучения (овладение методами самостоятельной творческой работы).

V.        Требования техники безопасности в процессе реализации

В процессе реализации программы используются различные материалы и инструменты, которые могут привести к травме учащихся.  Для этого в кабинете имеется стенд с инструкцией по технике безопасности. Инструктаж по т.б. проводится два раза: один раз в начале изучения курса и второй раз в середине обучения. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, единых требованиях и правилах поведения на занятиях, во время перерывов в помещениях и на территории учреждения.

VI.        Оценочные материалы

Формы контроля.

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах: текущего контроля, промежуточного контроля и итогового контроля знаний.

Текущий контроль знаний осуществляется на занятиях-играх, практикумах и семинарах. Проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении проблем (задач) и способов их решения.

Промежуточный контроль знаний проводится по результатам изучения каждого модуля. Данный вид контроля помогает проверить степень усвоения учебного материала, овладения предметными и метапредметными умениями и компетенциями по значительному ряду вопросов, объединённых в одном модуле. Задача промежуточного контроля — выявить те вопросы, которые учащиеся усвоили слабо (например, не смогли рассчитать реальный банковский процент).

Итоговый контроль знаний осуществляется по результатам изучения курса. Он направлен на проверку и оценку реальных достижений учащихся в освоении основ финансовой грамотности, на выявление степени усвоения системы знаний, овладения умениями и навыками, полученными в процессе изучения курса.

Итоговый контроль может осуществляться в формате имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся сможет применить знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль проводится также в формате контрольной работы, включающей различные типы заданий.

Задания для оценивания результатов обучения:

•  тематический тест — проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа.

Пример тестового задания.

К прямым налогам относится:

1) налог на добавленную стоимость;

2) налог на доходы физических лиц;

3) таможенные пошлины;

4) акциз;

• тематические задания — проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом;

•  практические мини-задачи — проверяют овладение умениями и компетенциями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решение, используя освоенные знания и умения.

VII.        Перечень информационного и материально-технического обеспечения реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Канцелярия: бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки.

Дидактические материалы:  сценарии и методические разработки мероприятий; волонтерские книжки (как в электронном так и в печатном виде); кодекс и памятка волонтера; учебно- наглядные пособия.

Средства обучения:  ноутбук; магнитная доска; учебные столы и стулья.

Информационное обеспечение: статьи, подборка игр, сценарий конкурса, видеоматериал, подборка упражнений, Интернет-источники.

VIII. Литература

Основная литература

1. Задачи с экономическим содержанием.

URL: http://vsevteme.ru/network/2033/attachments/show?content=709988

2. Книга о финансовой грамотности для детей и школьников.

URL: http://freelly.ru/media/finkniga.pdf

3. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.

4. Формирование финансовой грамотности в курсе математики для 5-11 классов.

URL: https://drofa-ventana.ru/material/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-v-kursematematiki-dlya-5-11-klass/

Интернет-источники

1. http://ecsocman.hse.ru  –  Федеральный  образовательный  портал «Экономика. Социология. Менеджмент».

2. https://www.hse.ru/stat.html – Статистический портал Высшей школы экономики.

3. https://www.moex.com – Московская биржа.

4. https://www.ramu.ru – портал «Российская ассоциация маркетинговых услуг».

5. https://www.rbc.ru  –  информационное  агентство  «РосБизнесКонсалтинг».

6. http://tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ.

7. www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».

8. www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.

9. www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).

10. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент».

11. www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.

12. www.economy.gov.ru/minec/ma  –  сайт  Министерства  экономического развития РФ.

13. www.ereport.ru — сайт «Мировая экономика».

14. www.fas.gov.ru  –  сайт  Федеральной  антимонопольной  службы России.

15. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной  статистики.

16. www.government.ru – сайт Правительства РФ.

17. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».

18. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда.

19. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ.

20. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства промышленности и торговли РФ.

21. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ.

22. www.nes.ru – сайт «Российская экономическая школа».  

23. www.wto.ru – Российский Центр экспертизы ВТО.

24. www.worldbank.org – сайт Всемирного банка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности

материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка

Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...