«Практика наставничества в учреждении дополнительного образования»
методическая разработка
Указом Президента России В.В. Путина 2023 год в Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
«Мы видим, как растет популярность профессии учителя, в вузы приходят яркие и мотивированные абитуриенты, с каким энтузиазмом вливаются в педагогическую кагору молодые специалисты, как поддерживают их опытные коллеги, наставники….» (Министр Просвещения Сергей Кравцов).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 134.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»
«ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Подготовила: инструктор-методист
Е.В. Шалунова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Указом Президента России В.В. Путина 2023 год в Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
«Мы видим, как растет популярность профессии учителя, в вузы приходят яркие и мотивированные абитуриенты, с каким энтузиазмом вливаются в педагогическую кагору молодые специалисты, как поддерживают их опытные коллеги, наставники….» (Министр Просвещения Сергей Кравцов).
Цель данной работы - описать практику наставничества
Задачи:
- определить систему, методику и содержание работы с молодыми педагогами, исходя из условий образовательной организации и потенциала молодых специалистов, а также содействовать наиболее скорейшему профессиональному становлению молодых педагогов;
- проанализировать влияние практики наставничества на положительную динамику качества образовательного процесса в учреждении.
Эффективность практики наставничества заключается в том, что реализация дорожной карты, перечень методических кейсов, образуют систему, которая имеет цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом её деятельности являются показатели профессионального роста наставляемого и наставника, развитие их творческого потенциала, а, в конечном счёте, рост уровня профессиональных и личностных компетенций, положительной динамики качества всего образовательного процесса в учреждении.
Адресность - данный опыт может быть полезен для изучения и рекомендован для реализации в учреждениях общего и дополнительного образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Наставничество предполагает такую систему обучения педагогов, при которой передача знаний происходит непосредственно на рабочем месте, когда более опытный сотрудник передает свои навыки новичку.
Цель наставничества - реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Наставничество организуется на основании приказа директора. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом директор.
Директор − осуществляет общее руководство и координацию применения системы наставничества педагогических работников:
- утверждает ведущего наставника реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает дорожную карту (план мероприятий) по реализации положения о системе наставничества педагогических работников;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества;
-способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
Формы наставничества
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник - наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное, или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/ компетентным лицом\лидером) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обмена опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).
МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА
Наставничество - как процесс сопровождения молодых специалистов, так же включает в себя следующие направления работы: деятельность «Школы молодого педагога», интернет-сотрудничество, мониторинг профессиональной деятельности.
«Школа молодого педагога» - цель - помощь молодым специалистам в становлении профессиональных компетенций в период их адаптации.
Задачи:
- содействие профессиональному росту молодых педагогов;
- оказание практической помощи педагогам в период их адаптации в образовательном учреждении;
- выявление проблем у начинающих педагогов и пути их разрешения.
Программа Школы составлена с учетом запросов начинающих педагогов.
Используются различные формы и методы:
- научно-практические семинары;
- мастер-классы;
- деловые игры;
- аукционы педагогических идей;
- участие в работе методических объединений;
- обучение на курсах повышения квалификации и переподготовке;
- самообразование;
- информационные технологии.
Одним из видов инновационной деятельности наставника-специалиста является интернет-консультирование. По электронной почте организована рассылка полезной информации. Молодой специалист может в любое время получить консультативную помощь от методистов, опытных коллег, педагогов методического объединения. С помощью информационных технологий осуществляется взаимодействие наставника-специалиста и педагога по разработке дополнительных общеразвивающих программ, конспектов открытых занятий, методических материалов.
Посредством сайта организована обратная связь с участниками образовательного процесса, в том числе и с родителями, которые вносят свои предложения и замечания в работу молодых педагогов.
Система мониторинга профессионального роста молодых педагогов включает анкеты и опросники по следующим направлениям:
- интервью (почему пошли в профессию, чем для вас является работа, ваши предпочтения и жизненные приоритеты);
- самопрезентация педагогов (присущие качества личности, как положительные, так и отрицательные);
- затруднения в организации образовательного процесса (самодиагностика);
- самооценка возможностей педагога (чем может поделиться с другими педагогами);
- характеристика профессионально-педагогической компетентности: педагогические умения (организаторские, коммуникативные, проектировочные, дидактические, методические, аналитические);
- профессионально-педагогические (мышление, наблюдательность, интуиция, рефлексия, оптимизм, такт, эрудиция, импровизация);
- личность педагога (его гуманистическая направленность, позитивная Я - Концепция, креативность, работоспособность);
- показатели сформированности умений, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности (умение ставить задачу, воздействовать на ребенка, анализировать и корректировать свою деятельность);
- рейтинг педагога (учитывается его самооценка, мнение родителей, участие в методической деятельности, уровень образовательной работы).
Данный мониторинг проводится в течение всего педагогического пути молодого специалиста. Собранная информация используется не только при подготовке к процедуре аттестации на квалификационную категорию, но и при оплате труда в виде выплат стимулирующего характера.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАСТАВНИКА-СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
В рамках работы наставника-специалиста в центре внимания - профессиональные дефициты наставляемого, проектирование индивидуальной образовательной траектории, организация mentor-сессий, участие в организации мастер-классов, осуществление методической и психологической поддержки, контроль, анализ и оценивание успешности реализации индивидуальной образовательной траектории наставляемого.
Наставник-специалист:
− разрабатывает, апробирует и реализует программы наставничества для закрепленного за ним приказом директора наставляемого;
− осуществляет подготовку наставляемых - участников программ наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям;
− подбирается из числа наиболее подготовленных лиц, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться своим опытом, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении;
−в процессе работы с наставляемым развивает личностные навыки управления, повышает свой статус, подтверждает репутацию профессионала, оказывая практическую помощь наставляемому, принимает участие в устранении внутренних образовательных дефицитов и формировании у наставляемого готовности самостоятельно разрешать социальные, образовательные и профессиональные проблемы.
Одним из главных показателей профессионального и личностного роста молодого педагога является его участие в педагогических конкурсах.
Это дает возможность не только повысить социальный статус, но и реализовать творческий потенциал, приобщиться к научно-исследовательской деятельности, развить коммуникативные способности.
Но для чего молодому педагогу вообще участвовать в конкурсах профессионального мастерства?
Во-первых, чтобы отучить новичка бояться публичной оценки своей деятельности, дать возможность заявить о себе.
Во-вторых, во время подготовки конкурсных документов или очного участия молодые педагоги происходят осмысление всей своей профессиональной деятельности, учатся видеть себя со стороны глазами экспертов. Это – хорошее испытание профессиональной выносливость и профилактика «звездной болезни». И победа, и неудача создают мотивационную среду для дальнейшего профессионального развития и роста.
Конкурс является для молодых педагогов не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании.
Молодой педагог (участник) конкурса, а вместе с ним наставник-специалист проходит три этапа.
Первый этап – принятие решения
Принять решение и стать участником конкурса - уже это позволяет педагогу подняться на одну ступень над собой, заставляет оценить собственные силы.
На этом этапе появляется возможность общения с творческой группой, со своим наставником. Наблюдая за их профессиональной деятельностью, педагог-конкурсант анализирует, сопоставляет разные подходы к обучению и воспитанию.
Деятельность наставника-специалиста на этом этапе предусматривает индивидуальное консультирование конкурсанта в рамках выполнения различных конкурсных заданий, подготовки и оформления материалов.
II этап – собственно конкурсный
Наставник выполняет роли психолога, проводника, защитника интересов, контролера, внешнего эксперта, помогает преодолевать стрессовые ситуации, возникающие барьеры и помехи в процессе участия в конкурсе.
III этап – постконкурсный
От молодых педагогов, прошедших конкурсные испытания, ставших призерами различных педагогических конкурсов, достигших успеха, ожидается активная профессиональная деятельность в педагогическом сообществе. Такие педагоги привлекаются к участию в работе семинаров, проведению открытых занятий и мастер-классов для анализа и взаимоопыта со стороны коллег, к реализации педагогических проектов с целью дальнейшего формирования их профессионального и личностного роста.
Деятельность наставника на этом этапе носит персонифицированный характер - обобщается опыт призеров конкурсов через СМИ, публикации, социальные сети.
По завершению Программы наставничества на этапе рефлексии молодые педагоги заполняют анкету «Итоги года работы» (см. Приложение 2); выявляются показатели эффективности работы, определяются дальнейшие профессиональные цели.
МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА: грамоты, поощрения и благодарности , надбавка в размере 10% к заработной плате по учреждению, дополнительные баллы при аттестации на квалификационную категорию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев практику наставничества, обозначились такие выводы:
- наставничество является важным элементом системы развития кадрового потенциала образовательной организации;
- наставническая деятельность - это важная часть эффективной системы индивидуальной поддержки каждого заинтересованного в профессиональном росте педагога;
- наставничество является мощным катализатором профессионального саморазвития как самого наставника так и молодого педагога.
Опыт последних лет показал что, правильно спланированная работа системы наставничества помогает молодым специалистам достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в выбранной профессии и в будущем занять достойное место в системе формирования единого образовательно-воспитательного пространства города.
Для совершенствования системы наставничества в перспективе намечены разработка социально-ориентированных и образовательных проектов, реализуемых через детско-взрослый коллектив.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НАСТАВНИКА-СПЕЦИАЛИСТА
(период 204-2025 учебный год)
Месяц | Методические кейсы | Ответственный | |
Сентябрь | Час общения «Расскажи о себе» (сведения о молодом специалисте, о наставнике). Знакомство молодых специалистов с традициями ОУ, правилами внутреннего распорядка, Уставом ОУ. | Шалунова Е.В. методист, наставник Молодой педагог | |
Октябрь | Практикум по разработке и оформлению документации педагога дополнительного образования: дополнительная общеразвивающая программа, ежедневных занятий, календарных учебных графиков, рабочих программ. - Самообразование педагога – лучший наставник (выбор методической темы по самообразованию). | Шалунова Е.В., наставник | |
Ноябрь | Mentor-сессия «От наставничества к профессионализму молодых: педагогические мастер-классы» | Шалунова Е.В. методист, наставник | |
Декабрь | Консультация «Современное занятие: структура и конструирование» Практикум «Анализ занятия. Виды анализа». Посещение занятий молодых специалистов и их структурный анализ. | Шалунова Е.В., методист, наставник | |
Январь | Мастер-класс «Подготовка и участие в конкурсах профессионального мастерства как условие профессионального роста молодого педагога». | Шалунова Е.В., наставник | |
Февраль | Практикум «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями». | Шалунова Е.В., методист, руководитель наставник | |
Март | Практикум «Копилка интересных занятий» Разработки или описания интересных занятий силами самих молодых специалистов и наставника. | Шалунова Е.В., методист, руководитель наставник | |
Апрель | День молодого педагога: знаю, умею, могу Открытые занятия, мастер-классы, мероприятия, участие в проектной деятельности… | Молодые педагоги Наставник Руководители структурных подразделений | |
Май | Подведение итогов работы наставничества. Методическая выставка достижений молодого педагога. | Шалунова Е.В., наставник Молодые педагоги |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНКЕТА
для молодых педагогов
«Итоги года работы»
- Удовлетворяет ли вас уровень методического сопровождения, взаимодействия с наставником?
- Да
- Нет
- Частично
- Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В каких направлениях организации образовательного процесса вы продолжаете испытывать трудности?
- в календарно-тематическом планировании, работа в АИС «НАВИГАТОР», АИС «СЕТЕВОЙ ГОРОД»
- проведении занятий
- проведении воспитательных мероприятий
- общении с коллегами, администрацией
- общении с учащимися, их родителями
- другое (допишите)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Представляет ли для вас трудность:
- формулировать цели занятия
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей занятия
- мотивировать деятельность учащихся
- формулировать вопросы проблемного характера
- создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
- подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
- активизировать учащихся в обучении
- организовывать сотрудничество между учащимися
- организовывать само и взаимоконтроль учащихся
- организовывать своевременный контроль и коррекцию образовательных результатов учащихся
- развивать творческие способности учащихся
- другое
- (допишите) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- самообразованию
- практико-ориентированному семинару
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- другое
(допишите)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы занятий, методика их подготовки и проведения
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
- методы формирования положительной мотивации к обучению
- учет и оценка знаний учащихся
- психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
- другое
(допишите)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПИСОК ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКОВ
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях от 21.12.2021г. №А3-1128-08/657 https://www.sev-iro.ru/files/18.01.2022-metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-i-vnedreniyu-sistemy-tselevoy-modeli-nastavnichestva-pedagogicheskikh-rabotnikov-v-oo.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....

Реализация практики инновационной деятельности в образовательном учреждении дополнительного образования
Современное общество не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии, в положительной динамике к новым технологиям и формам работы. Система образования – одна из самых ярких и перед...

Система социальных практик в Муниципальном казённом учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Курчатова Курской области
В статье представлен опыт МКУДО "ДДТ" по реализации социально-профессиональных, нравственно-ориентированных, проектно-исследовательских, социально-культурных практик развития гражданских ини...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...

"Лучшие практики наставничества как метод адаптации и обучения педагогов в учреждении дополнительного образования"
Статья посвящена изучению лучших практик наставничества в качестве эффективного метода адаптации и обучения педагогов в учреждении дополнительного образования, рассмотрены теоретико-методологические о...





