Сценарий занятия "Роспись матрёшки"
план-конспект
Краткая история рождения матрёшки,её виды и поэтапное выполнение росписи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Роспись матрешек».
Цель: Выполнение росписи на деревянных заготовках.
Задачи:
- Дать сведения об истории рождения матрешки;
- закрепление умений и навыков по обработке изделий из древесины;
- активизировать творческое воображение;
- развивать художественный вкус;
- воспитывать любовь к народному искусству, к произведениям народных мастеров.
Оборудование д/педагога: образцы матрешек, репродукции, методические таблицы «Построение лица матрешки», «Поэтапное выполнение росписи матрешки», «Построение рукава матрешки», изделия учащихся, ноутбук.
Оборудование д/уч-ся: деревянные заготовки матрешек, карандаши, ластики, беличьи кисти №1, №2, №3, цветная гуашь, баночки с водой, палитры, тряпочки д/кисти, тычки-тампончики.
План занятия.
- Вводная часть. Тема и цель занятия. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами.
- Основная часть. Рассказ об истории возникновения матрешки. Форма и цветовое решение украшения изделий. Составление эскиза в натуральную величину. Перенос эскиза на изделие. Обработка изделий из древесины. Поэтапное выполнение росписи. Самостоятельная работа. Покрытие изделия лаком.
- Заключительная часть. Подведение итогов. Уборка рабочих мест.
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы узнаете, откуда появилась матрешка, какие матрешки бывают и вам предстоит расписать деревянную заготовку.
Педагог: О матрешке, русской красавице говорят как о русском сувенире, который олицетворяет народное искусство России и показывает богатство души ее народа.
Прелесть русской матрешки не только в ее красочности, но и в занимательности. Внутри каждой матрешки помещается 3, 5, 7, 11, а иногда и еще больше вложенных одна в другую, таких же постепенно уменьшающихся матрешек. Самая маленькая по размеру чуть больше наперстка. Нужно очень большое мастерство токаря, чтобы выточить корпус основной матрешки и поместить внутри каждой еще одну меньшего размера.
Первая русская матрешка из восьми фигур, изображавшая девочку в сарафане, в платке, с петухом в руках, была сделана в 90-х годах прошлого века в Москве. Выточил ее русский токарь – умелец В.Звездочкин, а расписал художник С.Малютин. Внутри матрешки было помещено целое семейство ребятишек, изображавших мальчиков и девочек.
В те же годы производство матрешек было организовано в мастерских Сергиева Посада (г. Загорск).
В Нижегородской губернии матрешек стали делать в начале XX века в селе Меринове на берегу Керженца в 7 километрах от г. Семенова.
К этому времени здесь уже существовал промысел по изготовлению токарных игрушек, таких как самовары, внутрь которых вкладывались игрушечные чашки и блюдца. Поэтому сама идея вкладывания одного предмета в другой была не нова для русских мастеров.
Вскоре изготовлением матрешки стали заниматься и в г.Семенове.
У семеновской матрешки роспись стала ярче, обогатился орнамент, появились новые элементы цветов.
Если раньше контур рисунка выполнялся гусиным пером, то теперь в Семенове писать стали кистью, без предварительного нанесения рисунка.
По примеру мериновских и семеновских мастеров производством матрешек стали заниматься и мастера села Полховский Майдан в Вознесенском районе Нижегородской области, где также был развит токарный промысел и местные жители точили всякого рода «тарарушки». Взяв за основу мериновскую технологию, они внесли в форму и роспись изделий свое понимание красоты.
Матрешка у них была более стройная, чем семеновская, ярче выражены плечи, а образ символизирует местную красавицу, лицо которой обязательно обрамляют локоны черных волос. Семеновская матрешка представляет образ русской красавицы в ее обобщенном народном образном представлении.
Если семеновские мастерицы обязательно рисуют у матрешек руки, и в правой руке она держит пышный букет цветов, то полхов-майданские мастера рук иногда не изображают, а цветы как декоративное оформление располагают на всей передней части игрушки.
Семеновская матрешка обязательно повязана платком «под самый подбородок», а головной убор полхов-майданской матрешки накинут в виде шали, на голове у нее изображен кокошник-полуцветок. Узоры имеют название «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и др.
Загорская матрешка сильно отличается от первых двух. Образ русской красавицы передан здесь иными средствами, иначе нарисованы глаза, имеющие более удлиненную форму, румянец на щеках менее ярок и густ, все личико проще, спокойнее, обыденнее. То же можно сказать и об одежде. Роспись сарафана и полушалка гораздо сдержаннее по колориту, чем роспись нижегородцев. Оно и понятно: загорская роспись исполнена не анилиновыми, а гуашевыми красками, не дающими такой яркости.
Загорской матрешке присуща скромность и строгость одежды. Все эти несложные узоры загорской матрешки местные мастера называют «пестрешкой». Прием росписи «пестрешки» аналогичен приему «тычка».
Во время рассказа идет показ репродукций.
Педагог: Прием «одевания» матрешки дан на таблице.
- перьевой росчерк лица;
- рисуется (контурка) платок, кофта, фартук;
- расцвечивается платок, кофта, фартук;
- декоративная роспись фартука, платка.
Можно изменить изображение одежды: заменить сарафан юбкой, по-своему повязать платок, а также изменить украшение одежды.
Во время самостоятельной работы ребята намечают легкими линиями карандаша лишь самые главные элементы, не прорисовывая детали, так как декоративная роспись выполняется кистью или «тычком».
Если кто-либо из детей затрудняется в выборе декоративных приемов росписи, следует обратиться к таблицам, обратить внимание на изделия, выделить отдельные выразительные элементы росписи.
Поэтапное выполнение работы:
- построение карандашом лица, платка или шали, передника, рукавов и рук;
- выполнение в цвете, начиная с самых больших плоскостей, заканчивая самыми маленькими:
- обводка элементов черным цветом;
- прорисовка деталей.
Самостоятельная работа.
В конце работы лакировка изделий.
Заключительная часть.
Педагог: Занятие подошло к завершению. Посмотрите внимательно на свои работы и работы своих соседей. Оцените их.
Анализ выполненной работы.
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение методом проекта, 6 класс, мальчики. Техника сухого валяния. Тема. Саратовская матрёшка (автор Бобков Андрей, ученик 6А класса)
Данный видео ролик знакомит коллег и учащихся с историей возникновения русской народной игрушки - матрёшки, с возникновением саратовской матрёшки, с поэтапным выполнением матрешки в технике сухо...
Забавная матрёшка
Тема:Забавная матрёшка. Форма:Рассказ, сравнительный анализ, творческая работа.Цели и задачи: o Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;o Формирование навык...

Наглядное пособие для урока "Русская красавица - матрёшка"
Чем ярче и выразительнеЙ образ, тем более эмоциональный отзыв у ребёнка....

Разработка урока на тему "Русская красавица - матрёшка" начальная школа
Искусство оказывает деятельное воздействие на личность. Когда урок проходит в познавательно - игровой форме, ребята с радостью откликаются на задание учителя. Процесс обучения протекает естественно и ...
Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. (тема рассчитана на 2 часа)
Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. ...
Разработка урока на тему "Матрёшка"
Тема урока № 3 «Матрёшка» Цель: Познакомить с разновидностями матрёшек. Задачи: Обр. Углубить эстетические познания о народном ДПИ. Восп. Воспитать любовь и и...

Сценарий открытого внеклассного мероприятия на тему: «Русская матрёшка»
Сценарий разработан для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коррекционной школы-интерната г. Новочеркасска....