ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ
рабочая программа
Педагогическая целесообразность программы «Современный танец» заключается в ее содействии гармоничному психическому, духовному и физическому развитию детей и подростков; формировании художественно- эстетического вкуса, умения самовыражения чувств и эмоций, физической культуры, а также нравственных качеств личности.
Актуальность данной образовательной программы обусловлена спросом родителей и обучающихся на подобного рода развивающие программы художественной направленности.
Программа «Современный танец» помогает решать целый комплекс вопросов, связанный с формированием творческих навыков, удовлетворением индивидуальных потребностей в нравственном, художественном, интеллектуальном совершенствовании подростков, организации их свободного времени.
В процессе занятий обучающийся получает профессиональные навыки владения своим телом, изучает основы хореографии; знакомится с историей и теорией современного и классического танца; получает возможность для самовыражения в актерской пластике; учится преодолевать физические и технико-исполнительские трудности, чем совершенствует своё мастерство и свой характер; познает способы сосуществования в коллективе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ХОРЕОГРАФИИ
«СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ»
Направленность: художественная Возраст детей: 10-15 лет
Срок реализации: 1 год
Морозова Валентина Андреевна
педагог дополнительного образования МОАУ «Гимназия №6»
Оренбург, 2023
Содержание
- Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные особенности программы 3
- Цели и задачи программы 5
- Организационно-педагогические основы обучения 6
3.5 Формы подведения итогов качества реализации программы ..9
III.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 14
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные особенности программы
Современный танец – это своеобразный пласт в искусстве танца, в котором по-новому соединились движения, музыка, свет и краски. Он обладает своей неповторимой спецификой, изяществом и энергетикой.
Современный танец возник относительно недавно (в начале XX века), но успел довольно быстро развиться за это время. Современный танец можно условно разделить на танец модерн и джазовый танец, которые в свою очередь подразделяются на различные техники: модерн-техника М.Грэхем, Дж.Маллер, Х.Лимона, Д.Хэмфри, техника низкого полёта и др.; джаз – афро-джаз, фанки-джаз, стрит-джаз и др.
Современный танец – особый вид пластического, хореографического языка. Основные принципы его техники базируются на понимании структуры человеческого тела, координации движения и дыхания, ощущении гравитации, пространства и времени.
Современный танец в отличие от классического впитывает в себя все сегодняшнее, он подвижен и непредсказуем, не хочет обладать какими-то правилами и канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, одним словом, создает новую пластику. Именно поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.
Педагогическая целесообразность программы «Современный танец» заключается в ее содействии гармоничному психическому, духовному и физическому развитию детей и подростков; формировании художественно- эстетического вкуса, умения самовыражения чувств и эмоций, физической культуры, а также нравственных качеств личности.
Актуальность данной образовательной программы обусловлена спросом родителей и обучающихся на подобного рода развивающие программы художественной направленности.
Программа «Современный танец» помогает решать целый комплекс вопросов, связанный с формированием творческих навыков, удовлетворением индивидуальных потребностей в нравственном, художественном, интеллектуальном совершенствовании подростков, организации их свободного времени.
В процессе занятий обучающийся получает профессиональные навыки владения своим телом, изучает основы хореографии; знакомится с историей и теорией современного и классического танца; получает возможность для самовыражения в актерской пластике; учится преодолевать физические и технико-исполнительские трудности, чем совершенствует своё мастерство и свой характер; познает способы сосуществования в коллективе.
В социальном аспекте обучающиеся учатся через партнерство воспринимать других людей, дружно существовать в коллективе, выстраивать взаимоотношения. Осваивая технику движения, ребята двигаются от удовлетворения интереса к этому виду деятельности и потребности в движении к удовлетворению творческих потребностей в самовыражении, к решению сложных технических танцевальных задач.
По ходу освоения программы ребята знакомятся с историей танца, с ведущими современными исполнителями, слушают музыку, учатся различать новомодное, сиюминутное и вечное.
Современный танец способствует не только сохранению и укреплению здоровья, но и имеет возможность исправлять уже имеющиеся небольшие отклонения, такие, как сколиоз, остеохондроз, болезни суставов, слабый мышечный тонус и др. Современный танец развивает физические данные детей, укрепляет мышцы ног и спины, сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела – в этом его значение и значимость.
Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия. Появление новых стилей, в корне отличающихся от традиционных академических систем хореографического искусства, заставляет обратиться к изучению новых техник танца.
Новизна программы состоит в сочетании изучения танца модерн с такими современными танцевальными направлениями как: contemporary, афро-джаз танец, street jazz, flash dance, hip-hop.
В основе курса лежит изучение техник современного танца: джаз- модерн, contemporary, хип-хоп, floor technique/техники работы с полом, импровизация, партнеринг.
Еще одной особенностью данного курса является интеграция всего комплекса специальных дисциплин: в начале изучения мы опираемся на ритмику и партерную гимнастику – предметы, которые изучаются на подготовительном отделении и в младших классах, затем – на классический и народно-сценический танец, в дальнейшем акцент идет на становление и развитие творческой индивидуальности учащегося.
Программа учебного предмета «Современный танец» разработана с учетом физических, психологических и возрастных особенностей детей и построена по принципу «от простого к сложному». Физическая нагрузка и уровень сложности движений нарастает поэтапно и последовательно, усложняются творческие задания, и так же целенаправленно возрастает уровень ответственности детей. Учебно-воспитательный процесс ориентирован на личность ребенка, его индивидуальные склонности, способности и особенности, что позволяет выстроить в коллективе особую атмосферу сотрудничества, взаимодействия и заинтересованности в творческой активности каждого ученика.
Цели и задачи программы
Цель программы – формирование и развитие пластических, танцевальных способностей и творческого потенциала обучающихся посредством овладения техниками современного танца.
Задачи программы:
Обучающие:
- выработать у обучающихся комплекс навыков и умений, способствующих свободному и выразительному овладению различными техниками и стилями современной хореографии;
- познакомить с историей танца, различными танцевальными культурами;
- сформировать исполнительскую культуру и навыки ориентации в сценическом пространстве.
Развивающие:
- раскрыть и развить творческие способности обучающихся, эмоциональную отзывчивость на музыку, способность к импровизации;
- содействовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
- развить мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности обучающихся.
Воспитательные:
- привить интерес к танцевальному творчеству;
- воспитать культуру общения, способствовать установлению и укреплению дружеских взаимоотношений в коллективе;
- воспитать чувство ответственности за индивидуальное и коллективное творчество;
- приобщить к здоровому образу жизни;
- способствовать организации свободного времени, профилактике девиантного поведения и социальной адаптации подростков.
3.Организационно-педагогические основы обучения
3.1.Условия набора и формирования групп
Поскольку внутренний мир подростков в этом возрасте насыщен целым рядом психологических проблем, то ребятам предоставляется уникальная возможность их преодоления через пластику, актерские этюды, движенческие игры, сценические танцы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 10 – 15 лет.
Срок реализации образовательной программы 1 год. Уровень Программы – базовый.
Программа рассчитана на пять лет обучения:
- год обучения – 66 часов.
3.2.Формы и режим занятий
Учебно-тематический план программы рассчитан на 33 учебные недели c 1 cентября 2023 г. по 31 мая 2024г. с включением вне плана часов на проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации, консультации, подготовку к экзаменам и дополнительные индивидуальные репетиционные занятия и занятия с одаренными детьми.
Продолжительность занятия – 40 минут, согласно СанПин 2.4.4.3172- 14, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 (нормы для занятий художественной направленности).
Форма организации деятельности детей – групповая, основная форма проведения занятий – урок.
Группа может делиться на подгруппы:
- мальчиков и девочек, в зависимости от педагогической задачи;
- в зависимости от специфики концертного номера или спектакля формируются разновозрастные подгруппы;
- кроме того, подгруппы формируются и по количеству участников, необходимых для данного конкретного номера.
В соответствии с технологическим регламентом, наполняемость групп 1 и 2 года обучения составляет 12-15 человек, 3 и последующих лет обучения
- 10 человек.
Формы занятий:
- учебное занятие
- класс-концерт (открытое, контрольное занятие для специалистов)
- репетиция
- выход на сцену (участие в концертах, программах, спектаклях, конкурсах)
- творческая мастерская
- занятие-игра
- самостоятельная работа
- тренинг
- посещение спектаклей, концертов, мастер-классов и т.п.
3.3. Методы обучения
Организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений.
Исходя из этого, основными методами обучения являются:
- метод словесной передачи учебной информации (рассказ, объяснение, беседа и др.);
- методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (иллюстрация, демонстрация, показ и др.);
- методы передачи учебной информации посредством практических действий.
Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов.
Проблемно-поисковые методы обучения. Педагог создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к ее разрешению. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации. Поисковые методы в большей степени способствуют самостоятельному и осмысленному овладению информацией.
Методы эмоционального восприятия. Подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений. Опора на собственный фонд эмоциональных переживаний каждого учащегося.
Прогнозируемые результаты
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
- предметным, фиксирующим предметные и метапредметные (общеучебные) знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
- личностным, выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в детском объединении.
Предметные результаты:
В результате обучения по программе обучающиеся будут знать:
- основные стили современной хореографии;
- специальную терминологию;
- основы техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке;
- принципы взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности.
иметь представление:
- об основных направлениях и этапах развития современной хореографии;
- о тенденциях развития современного танца.
Обучающиеся будут уметь:
- исполнять основные танцевальные движения в манере танца модерн, современных молодежных направлений танца (contemporary, hip-hop, афро-джаз и др.).
- владеть мелкой техникой, уметь справляться с быстрыми темпами;
- выполнять упражнения на развитие физических данных, владеть
навыками сохранения и поддержки собственной физической формы;
- определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа и самостоятельно создавать музыкально- двигательный образ;
- создавать комбинации различной степени сложности, используя знания современного лексического материала;
- отражать в танце особенности исполнительской манеры разных стилей современной хореографии;
- творчески реализовать поставленную задачу;
- владеть навыками музыкально-пластического интонирования, исполняя движения и комбинации артистично и музыкально;
- владеть навыками ансамблевого исполнения танцевальных номеров;
- владеть навыками сценической практики.
В конце первого года обучения учащиеся будут:
- знать основные позиции ног и уметь переходить из выворотных в параллельные позиции;
- знать основные положения рук;
- согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
- выполнять элементарные движения и комбинации у станка и на середине зала в ускоренном темпе;
- выражать образ с помощью движений.
Формы подведения итогов качества реализации программы
Программа «Современный танец» включает в себя текущую, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется различными формами:
- практические учебные задания;
- аттестационный открытый урок (класс-концерт);
- контрольные уроки по полугодиям (зачет);
- экзамен;
- тестирование;
- сценические выступления учащихся (участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.п.).
Текущий контроль успеваемости учащихся, промежуточная и итоговая аттестация, консультации, подготовка к экзаменам, дополнительные индивидуальные репетиционные занятия и занятия с одаренными детьми проводятся вне аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Текущий контроль по полугодиям проводится в форме контрольных занятий и зачетов. Промежуточная аттестация по итогам года проводится в форме класс-концертов. Итоговая аттестация по завершению обучения проводится в форме экзаменационного класс-концерта.
Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Структура урока
Урок современного танца состоит из следующих этапов:
- Разогрев
Главная задача этого этапа урока – разогреть все мышцы, используя упражнения стрейч-характера, экзерсис рlie, tends, jets и т.д., а также наклоны и повороты торса.
- Isolation (изолированные движения какой-либо частью тела)
Основная цель этого этапа урока – добиться достаточной свободы тела и изолированности движений, что достаточно сложно, т.к. анатомически все центры тесно связаны.
- Упражнения для позвоночника: release (расширение, распространение), сontractions (сжатие, сокращение), наклоны, волны, спирали. Основой техники танца модерн служит позвоночник, поэтому главная задача этого этапа урока – развить у учащихся подвижность во всех его отделах.
- Уровни
Задачи уровней во время уроков многообразны. Во-первых, в различных уровнях исполняются упражнения на изоляцию (особенно эффективно в нижних уровнях, так как нет необходимости держать вес тела и все центры двигаются более свободно). Во-вторых, в партере очень полезно исполнять движения стрейч-характера, т.е. растяжки. В уровнях сидя и лежа достаточно много упражнений на Contraction и Release. Смена уровней, быстрый переход из одного уровня в другой – дополнительный тренаж на координацию.
- Кросс (активное передвижение в пространстве). Развивает танцевальность, позволяет приобрести манеру джаз-модерн танца. Виды движений: шаги, прыжки, вращения.
- Усложненная координация (2,3,4 центра в одновременном параллельном движении). Процесс изучения координации строится от простого к сложному. Первоначально нужно распределить правильно внимание между движениями двух центров. Возможно, один из центров находится в свинговом качании, а все внимание уделяется движению другого центра.
- Танцевальные комбинации или импровизация: лирического и динамического характера.
Главные требования этой части – использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя. Особое внимание необходимо обратить на развитие музыкального слуха и ритмически точного исполнения комбинаций.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план и содержание программы
№ | Темы программы | Содержание | Количество часов | ||
всего | теор ия | прак тика | |||
1. | Вводное занятие | История развития современного танца. Основные направления современного танца | 1 | 1 | - |
2. | Изучение параллельных позиций ног | Вторая и четвертая позиции | 1 | 0,5 | 0.5 |
3. | Изучение положений рук | Положение рук в танце модерн (на талии с отведенными локтями назад, с фиксацией на грудной клетке) | 2 | - | 2 |
4. | Основные положения корпуса | Release (расширение, распространение) Contractions (сосредоточение) Roll down, roll up Flat back Arch | 2 | 0,5 | 1,5 |
5. | Изучение движений изолированных центров и техника их исполнения | Повороты и наклоны головы + Sundari Руки+движения ареалами (отдельно кисти рук, рука от локтя, от плеча). Движения плечами:
| 2 | - | 2 |
Движение грудной клеткой – диафрагмой:
Curve (керф) – изгиб верхней части позвоночника до солнечного сплетения вперед, в сторону. | 2 | - | 2 | ||
Пелвис (бедра): движения из стороны в сторону, вперед-назад, круги, подъем бедра наверх Поза коллапса | 2 | - | 2 | ||
6. | Координация изолированных центров | Координация 2-х центров в одновременном параллельном движении | 4 | 0,5 | 3,5 |
7. | Построение и разучивание | Plie с различными движениями рук | 2 | - | 2 |
экзерсиса на середине зала | Battement tandu et Battement tandu iete в параллельных позициях в сочетании с Catch step (перенос веса тела без продвижения в пространстве) | 4 | - | 4 | |
Rond de jamb par terre с «противоходом» рук | 2 | - | 2 | ||
Grand Battement Jete (45, 90, 180) | 2 | - | 2 | ||
8. | Упражнения для позвоночника | Твист и спирали торса | 2 | 0,5 | 1,5 |
Нigh-reliase (хай-релиз) + Body roll (волны) | 2 | - | 2 | ||
9. | Элементы гимнастики | Мостик Стойка на руках Колесо Упражнения стрейч-характера (растяжки, шпагаты) Силовые упражнения: отжимания, качание пресса | 6 | - | 6 |
10. | Кросс | Шаги примитива Шаги в модерн-джаз манере Прыжки («глиссад вперед», «подскоки с противоходом рук», «ножницы», «пистолетик») | 2 | 0,5 | 1,5 |
11. | Уровни (верхний, средний, нижний) | Уровни (стоя, на четвереньках, на коленях, сидя, лежа) Игра «Фотоальбом» | 4 | - | 4 |
12. | Партерные перекаты (транзишен) | Изучение техники исполнения движений партера
| 4 | 0,5 | 3,5 |
13. | Импровизация | Расслабление, исследование своего тела, бодиворк Дыхание (каждое движение построено на дыхании) | 2 | 0,5 | 1,5 |
Импровизация с движением (шаги, прыжок, скрутка….) Импровизация / «эмоциональная» сторона техники (неосознанность движения, этюд «воображение – состояние – явление – образ-отклик тела…» Импровизация с музыкой, ритмом | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
Импровизация с пространством класса, смена уровней, ракурсов | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
Контактная импровизация, контакт (этюд «продолжи движение в дуэте») | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
14. | Танцевальные комбинации | Составление танцевальных | 6 | - | 6 |
комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации | |||||
Текущий контроль | Проведение аттестации по итогам первого полугодия в форме зачета | - | - | ||
Промежуточная аттестация | Проведение аттестации по итогам года в форме класс-концерта | - | - | ||
Всего: | 66 | 6 | 60 |
III.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Воспитательная работа
Хореографическую работу в коллективе должна отличать высокая организованность и дисциплина, культура поведения и общения между участниками коллектива и их педагогом. Работа педагога осуществляется по всем правилам формирования детского коллектива. В процессе участия в программе у детей формируется положительная оценка результатов труда: собственного и коллективного, чужого; чувство ответственности за собственные поступки, чувство солидарности, уважение к себе и другим, адекватная самооценка. В процессе воспитательной деятельности педагог использует «принцип тройственного союза»: дети – педагог – родители. Привлечение родителей к решению воспитательных вопросов положительно влияет на сплоченность коллектива и как следствие – повышается качество образовательного процесса.
Посещение спектаклей, концертов танцевальных коллективов в филармонии, на концертных площадках города. Просмотр видеофильмов шедевров классического наследия. Беседы по хореографии. Проведение дней именинников. Встречи с выпускниками. Совместное с родителями празднование Нового года и 8 Марта.
Список литературы
- Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. – М.: Айрис, 2001.
- Баскаков В. Свободное тело. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.
- Борисов-Дрондин А.И. Коррекционная гимнастика для учащихся хореографических школ. – Самара: НТЦ, 2003.
- Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. – М.: Emergency Exit., 2005.
- Володина О.В. Самоучитель клубных танцев. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.
- Выготский Л.С. Психология искусства / Анализ эстетической реакции. – М.: Лабиринт, 1997.
- Выготский Л. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, ЛЮКС, 2005.
- Гиршон А. Е. Импровизация и хореография. Электронный ресурс.- http://girshon.ru/
- Гренлюнд. Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь, 2014.
- Громов Ю.И. Танцуйте, дети! / Репертуар для детских танцевальных коллективов. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2002.
- Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе // Основы подготовки специалистов- хореографов / Хореографическая педагогика: учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 2006.
- Данилова Н.И. Функциональные состояния: Механизмы и диагностика. – М.: МГУ, 1985.
- Диниц Е.В. Джазовые танцы. – М.: АСТ, 2010.
- Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л.: Искусство, 1975.
Добротворская К.А. Айседора Дункан и театральная культура эпохи модерна. – Л.: ЛГИТМ и К, 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО.1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАУП.1.2 РИСУНОК Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпр...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Предметная область: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГИМНАСТИКА»
Учебная программа, основывающаяся на типовой программе по предмету «Гимнастика» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, кото...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Изодеятельность с элементами декоративно-прикладного искусства»
Данная программа разработана для дополнительного образования детей. Она расчитана для детей 7-14 лет. Срок реализации 2 года. Цель программы: создание условий для обучения детей основам изобрази...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (Гитара)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в о...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниченными возможностями по предмету РИСУНОК Норильск 2014 Структура программы учебног
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниче...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства (платные образовательные услуги) «музицирование» («Фортепиано для взрослых») Срок реализации программы 2 года
Программа «Фортепиано для взрослых» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание условий для приобретения им опыта исполнительской практики,...
