Программа объединения дополнительного образования "Ориентир-профи".
рабочая программа (9 класс)
Программа объединения дополнительного образования "Ориентир-профи" составлена для работы с детьми, обучающимися по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 114.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 281»
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета директор ГБОУ Школа №281
протокол № от .2024 г. _______________Т.В.Шишкина
приказ от 2024г №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ОРИЕНТИР – ПРОФИ
(для детей с ОВЗ)
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 17-20 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель программы:
Гуляева Алла Ивановна,
педагог дополнительногообразования
Москва, 2024 г.
Содержание
1. Пояснительная записка__________________________________________ 3
2.Содержание Программы___________________________________________ 6
2.1. Обучение _________________________________________________ 6
2.2. Воспитание ________________________________________________23
3. Организационно-педагогические условия реализации Программы ________ 27
4. Список литературы и иных источников _______________________________ 29
- Пояснительная записка
Направленность Программы:
Социально-гуманитарная – направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек – общество», «человек – человек»), формирование педагогических навыков. Социально-гуманитарная направленность является одним из важных направлений в развитии и воспитании детей с ОВЗ, так как доступна для детей и обладает необходимой эффективностью.
Актуальность программы.
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших способности. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая
- максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;
- обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся;
- дает шанс каждому открыть себя как личность;
- налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципе реального гуманизма;
- активно использует возможности окружающей социокультурной среды;
- побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для:
- совершенствования общего образования;
- позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний;
- позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и статус. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ребенок действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь. Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе создана Образовательная программа дополнительного образования.
Актуальность программы для обучающихся с ОВЗ обусловлена рядом факторов:
- Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- Отсутствием ясной жизненной перспективы;
- Неадекватной самооценкой и несформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению профессиональных трудностей.
Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ориентир-профи» регламентируется следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Уставом ГБОУ Школа №281;
- Действующим федеральным законодательством, законодательством города Москвы и иными нормативно-правовыми и локальными актами.
Педагогическая целесообразность. Рабочая программа предназначена для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 9.2).
Данная программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Каждый вид деятельности, реализуемый данной программой - творческий, познавательный, игровой - способствует формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь применять полученные знания, развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, обогащению коммуникативного опыта школьников.
Основные особенности программы.
Работа по данной программе предоставляет возможность детям с ОВЗ в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои возможности, способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Назначение программы - адаптация ребенка, улучшение детско-взрослых отношений. Занятия по Программе позволяют детям с ОВЗ развить любознательность, познавательную активность, сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира, освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к экологической культуре, творчеству.
Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего, развивающего и корригирующего характера, данная программа воспитывает любовь к труду и развивает интерес к творческой деятельности.
Рабочая программа позволяет организовать фронтальную работу обучающихся, при которой обучающиеся для достижения общей цели одновременно выполняют общее задание; групповую работу, которая заключается в выполнении учебной задачи определённой группой обучающихся; коллективную работу, основанную на общении в динамических парах и парах сменного состава.
Содержание занятий определяется возрастными и психологическими особенностями школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с определенной трудовой операцией. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, познакомиться со свойствами используемых материалов, приемами работы с инструментами.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, конкурсы, викторины, творческие задания. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора обучающихся.
Целевая аудитория: Программа ОДО «Ориентир-профи» адресована обучающимся в возрасте 17 – 20 лет (9 Н класс), демонстрирующих готовность к освоению данной программы за нормативный срок обучения. В кассе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по Адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП), вариант 9.2. Большинство детей имеют инвалидность.
Язык обучения: русский.
Уровень программы: ознакомительный.
Срок реализации программы: 9 месяцев
Объем программы: 37 часов
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Продолжительность академического часа составляет 40 минут. Общая продолжительность занятий включает 40 мин. учебного времени и обязательный 1-2-минутный перерыв (физкультминутка);
Формы и технологии образования детей:
- очная;
- очная с применением дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных материалов.
Форма организации деятельности обучающихся на занятии:
- групповая;
- индивидуальная.
Наполняемость групп: занятия проводятся в разновозрастной группе, численный состав группы – 10 человек.
Формы проведения занятий:
- лабораторное занятие;
- беседа;
- викторина;
- практическое занятие;
- творческая мастерская;
- виртуальная экскурсия;
Виды занятий:
- теоретические (рассказ, беседа, диалог, объяснение нового материала - используются для введения в новую тему, вопросы - для закрепления пройденного материала)
- практические (поэтапный показ выполнения практических работ; выполнение различных видов деятельности в соответствии с основными разделами программы; демонстрация (презентация) творческого продукта).
Количество часов на прохождение темы можно изменять в случае необходимости.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- ОБУЧЕНИЕ
Цель и задачи программы
Новизна Рабочей программы состоит в том, чтобы при формировании социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной подготовки.
Цель:
- Формирование основ трудовой деятельности через творческую работу с целью подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами труда;
- Развитие мышления, способности к анализу, мелкой и крупной моторики;
- Формирование организационных умений;
- Соблюдение правил безопасной работы, санитарно-гигиенических требований;
- Формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.); уважение к людям труда.
Задачи Программы:
Коррекционные:
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении;
- Обогащение пассивного и активного словаря, развитие речи, формирование связного высказывания, развитие коммуникативных навыков;
- Развитие моторики;
- Ориентировка в задании (умение анализировать объект, условия работы);
- Предварительное планирование хода работы над изделием (умение устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- Контролирование своей работы (умение определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий);
- Адаптация и социальная реабилитация.
Обучающие:
- Формирование трудовых качеств;
- Обучение доступным приемам труда;
- Развитие самостоятельности в труде;
- Формирование интереса к труду;
- Развитие организационных умений в труде;
- Развитие индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
- Расширение кругозора обучающихся;
- Формирование у обучающихся определенного уровня знаний и умений в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметной и игровой деятельности;
- Развитие памяти, внимания, творческого воображения, коммуникативной и когнитивной функций речи;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие практических навыков и социального поведения;
Воспитательные:
- Воспитание стремления сохранять и оберегать окружающий мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- Воспитание любви и интереса, ответственного отношения к труду, аккуратности.
Планируемые результаты обучения:
Показателями реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ориентир-профи» служит перечень личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
Знания | Умения |
Достаточный уровень |
|
-названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок; -название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними; - технические сведения: виды материалов, применяемых для изготовления работ; правила безопасной работы; - инструменты, применяемые при работе с материалами; - представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах; -представления о мире профессий; -о психологических особенностях основных видов деятельности; -о профессиональной деятельности; -осознание ценности и важности профессии;
| - анализировать образец, указывать количество и форму деталей, особенности их соединения; - планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту; - составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе; - сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец – эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании; - давать отчёт о выполненной работе, включающей название изделия, материалов, из которых оно выполнено, его назначение; умение описать последовательность операций по изготовлению изделия, оценить сложность работы; - самостоятельно ориентироваться в задании и сравнивать образец с натуральным объектом; - самостоятельно составлять план работы, текущий контроль выполнения изделия; - выполнять анализ своего изделия и изделия товарища; - употреблять в речи техническую терминологию; - делать разметку по шаблонам, по линейке; - резать ножницами по кривым и прямым линиям; - выделять существенные признаки предметов; - обобщать, делать несложные выводы, - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность выполнения операций; - давать определения тем или иным понятиям; - формировать отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю; - умение подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии и подобрать задания для проверки этих способностей; -описывать признаки предметов, профессий и узнавать предметы и профессии по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - обобщать, делать несложные выводы, - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность выполнения операций; - давать определения тем или иным понятиям; -отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю; -уметь пользоваться правилами выбора профессии;
|
Минимальный уровень |
|
- правила безопасной работы; - название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними; - основные приемы работы с различными материалами; - представления о мире профессий, - представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах; | - организовывать своё рабочее место;- уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием; - выполнять изделия с завершающим этапом работы с помощью учителя или самостоятельно, несложные изделия — самостоятельно; - давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно; - отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов; - называть функциональное назначение приспособлений и инструментов; - выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет); - выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами; - выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей; -личностное развитие детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания); С помощью учителя: -уметь подготовить краткое описание профессии; - называть функциональное назначение приспособлений и инструментов; - выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет); - выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами; - выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей; -личностное развитие детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания); |
Личностные результаты:
- Взаимодействовать с детьми и взрослыми при работе в коллективе;
- Проявлять трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда;
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам деятельности;
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- Активное участие в общеполезной социальной деятельности;
- Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- Определять (с помощью учителя) последовательность действий на занятиях;
- Соблюдать правила поведения на занятиях, умение их применять;
- Учиться самостоятельно проверять свою работу по образцу;
- Работать (с помощью учителя) по предложенному плану педагога;
- Учиться отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные:
- Различать (узнавать) изученные объекты; проводить простейшую классификацию изученных объектов на основе их существенных признаков (с помощью учителя);
- Проводить несложные наблюдения и с помощью учителя делать выводы на основании полученных результатов;
- Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
Коммуникативные:
- Вступать в диалог и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия. Владеть альтернативными коммуникациями;
- Обогащение и расширение пассивного и активного словаря;
- Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах;
- Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Ожидаемые результаты:
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- заинтересованность в развитии своих способностей;
- возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
- развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего кругозора и знаний, познавательных интересов и творческого мышления;
- проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к людям трудовых специальностей;
- совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов | Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний о ближайшем окружении и о себе, об устройстве общества, знание признаков предметов, профессий и узнавание предметов и профессии по их признакам, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; |
Второй уровень результатов | Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
Третий уровень результатов | Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
Содержание программы
Учебный (тематический) план работы Объединения дополнительного образования «Ориентир-Профи».
2024-2025 учебный год
9 «Н» класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
Введение в мир профессий. | 3 | 1 | 2 |
ответы на вопросы, иллюстрации, загадки, дидактическая игра, викторина. | ||
Профессия «Мозаичник монументально-декоративной живописи». | 6 | 2 | 4 | Беседа, видеоэкскурсия, ответы на вопросы, иллюстрации, загадки, дидактические игры, практические работы. | ||
Профессия – «Ткач». | 8 | 2 | 6 | Беседа, видеоэкскурсия, ответы на вопросы, иллюстрации, загадки, рисунки, дидактические игры, практическая работа. | ||
Профессии – «Рабочий зеленого хозяйства», «Садовод», «Цветовод» | 20 | 9 | 11 | Беседа, видеоэкскурсия, ответы на вопросы, иллюстрации, загадки, дидактическая игра, викторина, экскурсия в природу.
| ||
Итого: | 37 | 14 | 23 | 37 часов | ||
Содержание учебного (тематического) плана работы объединения дополнительного образования «Ориентир - Профи»
2024 - 2025 учебный год
9 «Н» класс
37 часов
Блок 1. Введение в мир профессий (3 часа).
Теория (1 час).
Ознакомление с планом работы. Техника безопасности.
Классификация профессий, многообразие. Определение профессии. Определения «специальность» и «профессия». Знакомство с типами профессий: «человек – человек» (воспитатель, врач, продавец), «человек – техника» (лесоруб, слесарь-сборщик, столяр, плотник), «человек – знаковая система» (наборщик, телеграфист, телефонист радиооператор, телеоператор)., «человек – природа»(озеленитель, цветовод-декоратор, животновод), «человек – художественный образ».
Знакомство с профессиями родного города. Знакомство с профессиями в школе (учитель, директор, повар, младший обслуживающий персонал). Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий). Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность.
Практика (2 часа).
- Профессии моих родителей. Знакомство с профессиями родителей (название профессии, место работы, условия труда, инструменты для работы, выполняемые трудовые операции, результат труда). Знакомство с традициями разных семей. Совместная деятельность детей и родителей. Тематические рисунки (занятие в рамках проекта «Родители в школе»).
- Дидактические игры. Тематические рисунки. Викторина «Все профессии нужны, все профессии важны».
Блок 2. Профессия «Мозаичник монументально-декоративной живописи»
(6 часов)
Теория (2 часа)
- Профессия – мозаичник. Мозаика – вид творчества. Материалы, используемые для выполнения работ, виды мозаики. Техника безопасной работы.
Практика (4 часа)
- Мозаика из пластилина. Материалы, техника выполнения. Подготовка материала для выполнения работы.
- Мозаика из пластилина. «Цветущее дерево».
- Мозаика из цветной бумаги Материалы, техника выполнения. Подготовка материала для выполнения работы. Вырезание деталей из бумаги.
- Мозаика из кружков бумаги. «Рыбка».
Блок 3. Профессия – «Ткач» (8 часов)
Теория (2).
Народная культура прошлого. Культура быта. Ткачество. Виды орнамента. Профессия – ткач.
Практика (6 часа).
- Дидактические игры, рисунки, загадки, ответы на вопросы. Викторина «Культурные традиции».
- «Рисуем нитями». Использование цвета в соответствии с эмоциональным состоянием. Элементы орнамента. Составление орнамента. Правила безопасности при работе с инструментами. Приемы работы.
- Изготовление коврика. Правила безопасной работы при работе на ручном ткацком станке. Заправка нитей.
- Изготовление коврика на ручном ткацком станке.
Блок 4. Профессии – «Рабочий зеленого хозяйства», «Садовод», «Цветовод»
(20 час).
Тема 1 (1час). Многообразие растительного мира.
Теория (1 час). Знакомство с многообразием растительного мира.
Роль растений в природе (лиственные, хвойные деревья, кустарники, травы, цветковые растения, мхи, грибы, водоросли). Жизнь растений в разные времена года. Природа нашей местности (пришкольный участок, парк, сад, огород и т.д.) Беседа.
Тема 2. Культурные и дикорастущие растения (3 часа).
Теория (1 час). Культурные и дикорастущие растения. Виды. Разница между ними. Уход за культурными растениями. Знакомство с разнообразием рабочего инвентаря. Назначение инвентаря. Правила безопасности при работе с инвентарем.
Практика (2 часа).
- Дидактические игры, рисунки, загадки, ответы на вопросы. Викторина «Культурные и дикорастущие растения».
- Правила безопасности при работе с инвентарем. Приемы использования инвентаря при работе с растениями. Практическая работа.
Тема 3. Комнатные растения (6 часов).
Теория (2 часа)
- Комнатные растения. Ассортимент. Уход за комнатными растениями (посадка, полив, подкормка, пересадка, размножение) Значение комнатных растений в жизни человека.
Практика (4 часа)
- Рисунки, загадки, рассказы о растениях.
- Уход за комнатными растениями. Правила безопасной работы.
- Практическая работа. Уход за комнатными растениями (2 часа).
Тема 4. Растения сада. Ягодные кустарники. Декоративные растения (2 часа).
Теория (1 час). Растения сада (яблоня, груша, слива и т.д.) Ягодные кустарники (малина, крыжовник, черная и красная смородина и др.) Декоративные растения.
Практика (1 час). Дидактические игры, загадки, рисунки. Уход за растениями сада. Правила безопасности при работе с инвентарем. Приемы использования инвентаря при работе с растениями. Практическая работа.
Тема 5. Растения огорода (2 часа).
Теория (1 час). Растения огорода (овощи – картофель, морковь, капуста и др.; зеленые культуры – лук, чеснок, укроп, петрушка и др.)
Практика (1 час). Дидактические игры, загадки, рисунки. Практическая работа: посадка зеленых культур, уход. Правила безопасной работы.
Тема 6. Цветковые растения (5 часов).
Теория (2 час).
- Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях.
- Растения, выращиваемые в цветниках. Уход за цветником. Инвентарь для работы в цветнике.
Практика (3 часа).
- Беседа, загадки, рисунки, дидактическая игра по теме «Цветковые растения».
- Практическая работа в цветнике. Правила личной гигиены при работе с растениями. - Весенние работы в цветнике. Рыхление почвы. Посадка растений семенами и рассадой. Уход за растениями.(2 часа).
Тема 7. Охрана природы. «Красная книга». Экологические проблемы (1 час).
Теория (1 час). Беседа. Взаимосвязь человека и природы. Закон об охране растительного мира. Заповедники и национальные парки. «Красная книга». Международные организации, работающие над решением охраны природы. Лесные заповеди. « Красная книга России». Редкие и исчезающие растения.
Календарно-тематическое планирование
объединения дополнительного образования
«Ориентир – Профи»
9 «Н» класс, 37 часов
№ | Тема | Дата |
Блок 1. Введение в мир профессий (3 часа). | ||
1. | Ознакомление с планом работы. Техника безопасности. Классификация профессий, многообразие. Определение профессии. Определения «специальность» и «профессия». Знакомство с типами профессий: «человек – человек» (воспитатель, врач, продавец), «человек – техника» (лесоруб, слесарь-сборщик, столяр, плотник), «человек – знаковая система» (наборщик, телеграфист, телефонист радиооператор, телеоператор)., «человек – природа»(озеленитель, цветовод-декоратор, животновод), «человек – художественный образ». Знакомство с профессиями родного города. Знакомство с профессиями в школе (учитель, директор, повар, младший обслуживающий персонал). Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий). Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность профессией. Т. | 03.09.2024 |
2. | Профессии моих родителей. Знакомство с профессиями родителей (название профессии, место работы, условия труда, инструменты для работы, выполняемые трудовые операции, результат труда). Знакомство с традициями разных семей. Совместная деятельность детей и родителей. Тематические рисунки (занятие в рамках проекта «Родители в школе»). Пр. | 10.09.2024 |
3. | Дидактические игры. Тематические рисунки. Викторина «Все профессии нужны, все профессии важны». Пр. | 17.09.2024 |
Блок 2. Профессия «Мозаичник монументально-декоративной живописи» (6 часов) | ||
4. | Профессия – мозаичник. Мозаика – вид творчества. Материалы, используемые для выполнения работ, виды мозаики. Техника безопасной работы. Т. | 24.09.2024 |
5. | Мозаика из пластилина. Материалы, техника выполнения. Подготовка материала для выполнения работы. Пр. | 01.10.2024 |
6. | Мозаика из пластилина. «Цветущее дерево». Пр. | 08.10.2024 |
7. | Мозаика из цветной бумаги. Материалы, техника выполнения. Подготовка материала для выполнения работы. Вырезание деталей из бумаги. Пр. | 15.10.2024 |
8. | Мозаика из кружков бумаги. «Рыбка». Пр. | 22.10.2024 |
9. | Правила безопасной работы на занятиях. Т. | 29.10.2024 |
Блок 3. Профессия – «Ткач» (8 часов). | ||
10. | Народная культура прошлого. Культура быта. Ткачество. Виды орнамента. Профессия – ткач. Т. | 05.11.2024 |
11. | Дидактические игры, рисунки, загадки, ответы на вопросы. Викторина «Культурные традиции». Пр. | 12.11.2024 |
12. | «Рисуем нитями». Использование цвета в соответствии с эмоциональным состоянием. Элементы орнамента. Составление орнамента. Правила безопасности при работе с инструментами. Приемы работы. Т. | 19.11.2024 |
13. | Изготовление коврика. Правила безопасной работы при работе на ручном ткацком станке. Заправка нитей. Пр. | 26.11.2024 |
14. | Изготовление коврика на ручном ткацком станке. Пр. | 03.12.2024 |
15. | Изготовление коврика на ручном ткацком станке. Пр. | 10.12.2024 |
16. | Изготовление новогодних украшений. Пр. | 17.12.2024 |
17. | Новогоднее оформление школы и класса . Пр. | 24.12.2024 |
Блок 4. Профессии – Рабочий зеленого хозяйства», «Садовод», «Цветовод» (20 час). | ||
Многообразие растительного мира (1 час). | ||
18. | Знакомство с многообразием растительного мира. Роль растений в природе (лиственные, хвойные деревья, кустарники, травы, цветковые растения, мхи, грибы, водоросли). Жизнь растений в разные времена года. Природа нашей местности (пришкольный участок, парк, сад, огород и т.д.) Беседа. Т. | 14.01.2024 |
Культурные и дикорастущие растения (3 часа). | ||
19. | Культурные и дикорастущие растения. Виды. Разница между ними. Уход за культурными растениями. Знакомство с разнообразием рабочего инвентаря. Назначение инвентаря. Правила безопасности при работе с инвентарем. Т. | 21.01.2024 |
20. | Дидактические игры, рисунки, загадки, ответы на вопросы. Викторина «Культурные и дикорастущие растения». Пр. | 28.01.2024 |
21. | Правила безопасности при работе с инвентарем. Приемы использования инвентаря при работе с растениями. Практическая работа. Пр. | 04.02.2024 |
Комнатные растения (6 часов). | ||
22. | Комнатные растения. Ассортимент. Значение комнатных растений в жизни человека. Т. | 11.02.2024 |
23. | Уход за комнатными растениями (посадка, полив, подкормка, пересадка, размножение) Т. | 18.02.2024 |
24. | Рисунки, загадки, рассказы о растениях. Пр. | 25.02.2024 |
25. | Уход за комнатными растениями. Правила безопасной работы. Пр. | 04.03.2024 |
26. | Практическая работа. Уход за комнатными растениями. Пр. | 11.03.2024 |
27. | Практическая работа. Уход за комнатными растениями. Пр. | 18.03.2024 |
Растения сада Ягодные кустарники. Декоративные растения (2 часа). | ||
28. | Растения сада (яблоня, груша, слива и т.д.) Ягодные кустарники (малина, крыжовник, черная и красная смородина и др.) Декоративные растения. Т. | 25.03.2024 |
29. | Дидактические игры, загадки, рисунки. Уход за растениями сада. Правила безопасности при работе с инвентарем. Приемы использования инвентаря при работе с растениями. Практическая работа. Пр. | 01.04.2024 |
Растения огорода (2 часа). | ||
30. | Растения огорода (овощи – картофель, морковь, капуста и др.; зеленые культуры – лук, чеснок, укроп, петрушка и др.) Т. | 08.04.2024 |
31. | Дидактические игры, загадки, рисунки. Практическая работа: посадка зеленых культур, уход. Правила безопасной работы. Пр. | 15.04.2024 |
Цветковые растения (5 часов). | ||
32. | Разнообразие цветковых культур. Цветковые растения, наиболее распространенные в местных условиях. Т. | 22.04.2024 |
33. | Растения, выращиваемые в цветниках. Уход за цветником. Инвентарь для работы в цветнике. Т. | 29.04.2024 |
34. | Беседа, загадки, рисунки, дидактическая игра по теме «Цветковые растения». Пр. | 06.05.2024 |
35. | Практическая работа в цветнике. Правила личной гигиены при работе с растениями. Весенние работы в цветнике. Пр. | 13.05.2024 |
36. | Весенние работы в цветнике. Подготовка почвы. Посадка растений семенами и рассадой. Пр. | 20.05.2024 |
Охрана природы. «Красная книга». Экологические проблемы (1 час). | ||
37. | Беседа. Взаимосвязь человека и природы. Закон об охране растительного мира. Заповедники и национальные парки. «Красная книга». Международные организации, работающие над решением охраны природы. Лесные заповеди. « Красная книга России». Редкие и исчезающие растения. Т. | 27.05.2024 |
Способы и формы определения результатов обучения.
Исходя из поставленных задач, педагогом отслеживаются следующие результаты: образовательные, воспитательные, развивающие. К образовательным результатам относятся: освоение образовательной программы, устойчивость интереса, сохранность контингента. К результатам воспитательного воздействия относятся динамика личностных изменений воспитанников, характер отношений в коллективе, культура поведения, формирование жизненной позиции, участие в социально значимых мероприятиях и т.д. Результаты развивающих задач - это практические и творческие достижения, творческую активность воспитанников и пр.
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
- входной контроль (беседа в начале учебного года) - это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса; осуществляется при приеме ребенка в объединение с целью оценки стартового уровня знаний, умений, навыков.
- текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения) - это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации. Текущий контроль проводится по мере изучения отдельных разделов и тем с целью выявления уровня усвоения изучаемого материала.
- итоговый контроль проводится в конце изучения программы для оценки результатов освоения программы.
- промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года обучения).
- итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы.
Формы контроля и оценочные материалы.
- Используются индивидуальные и фронтальные беседы, мини-опросы во время теоретических занятий, игровые формы контроля, результаты практических работ.
- Промежуточный контроль: фронтальная и индивидуальная беседа, игровые формы контроля, участие в викторинах.
- Итоговый контроль: результаты практических работ (знания, умения и навыки).
Критерии оценки учебных результатов программы.
критерий | высокий | средний | низкий |
уровень теоретической подготовки | освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период, обучающийся употребляет специальные термины осознанно и в их полном соответствии с содержанием | объем освоенных знаний составляет более ½, обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой | обучающийся владеет ½ объема знаний, предусмотренных программой, как правило, избегает употреблять специальные термины |
уровень практической подготовки | обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками предусмотренными программой, самостоятельно работает со специальным оборудованием, не испытывает особых затруднений, практически задания выполняет с элементами творчества, проводит объективный анализ результатов своей деятельности в объединении, проявляет творческий подход в разработке проектов, имеет значительные результаты на уровне города, региона, России. | у обучающегося объем усвоенных умений и навыков составляет более ½, со специальным оборудованием работает с помощью педагога, задания выполняет на основе образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить, значительные результаты на уровне района, города | обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных программой умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь простейшие практические задания |
уровень сформированности основных общеучебных компетенций | Информационная компетенция | ||
обучающийся самостоятельно работает с литературой, компьютерными источниками информации, учебно-исследовательскую работу осуществляет самостоятельно, не испытывает особых затруднений | обучающийся работает с литературой, другими источниками информации, а также осуществляет проектно-исследовательскую деятельность с помощью педагога или родителей; | обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой и другими источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога, испытывает серьезные затруднения при осуществлении учебно-исследовательской и проектной работы. | |
Коммуникативная компетенция | |||
обучающийся не испытывает затруднений при восприятии информации, свободно выступает перед аудиторией, умеет вести полемику, участвовать в дискуссии, отстаивает свою точку зрения, стремиться к самореализации, саморазвитию, получению новых знаний, умений | обучающийся испытывает минимальные затруднения при восприятии информации, выступлении перед аудиторией, при ведении дискуссии, осознает значимость посещения детского объединения, стремиться исправить указанные ошибки; | обучающийся испытывает серьезные затруднения при восприятии информации, выступлении перед аудиторией, ведении дискуссии | |
Организационная компетенция | |||
обучающийся не испытывает минимальные затруднения при организации рабочего места, в работе проявляет аккуратность и ответственность, реальные навыки соблюдения правил безопасности соответствуют программным требованиям, проявляют творческий подход в разработке проектной деятельности | обучающийся испытывает минимальные затруднения при организации рабочего места, в работе не всегда проявляет аккуратность и ответственность, объем навыков соблюдения правил безопасности составляет более ½, проявляет активность при участии в выставках, конкурсах, соревнованиях, выполняет несложные проекты | обучающийся испытывает серьезные затруднения при организации рабочего места, аккуратность и ответственность в работе не проявляет, овладел менее чем ½ навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой | |
Промежуточная аттестация
Сроки проведения (периодичность) | По итогам обучения за учебный период – год. |
Форма проведения | Выставочный просмотр творческих работ. |
Порядок проведения |
|
Итоговая аттестация
Сроки проведения | По завершению обучения. |
Форма проведения | Выставка творческих работ. |
Порядок проведения |
|
Методы выявления результатов воспитания и развития
- наблюдение;
- беседа (фронтальная и индивидуальная);
- участие в викторинах;
- анализ продуктов деятельности;
Способы фиксации учебных результатов программы:
- Готовые работы
- Журнал
Календарный учебный график
Учебный период | Начало обучения | Окончание обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель |
1 | 1 сентября | 31 мая | 1 | 37 |
- ВОСПИТАНИЕ
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
Цель воспитания - развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностного отношения к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
- нравственное развитие (доброжелательное отношение к окружающим, культура общения, умение учиться и трудиться в коллективе, помогать друг другу, бережно относиться к вещам, преодолевать препятствия на пути достижения цели и др.);
- формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
Одной из первостепенных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми является их нравственно-этическое воспитание, а именно - формирование у детей нравственных установок и моральных норм поведения. Ввиду специфических особенностей интеллектуального развития детей данной категории, их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Дети узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами в привычной конкретной ситуации. Достаточно сложным, но необходимым для «особого» ребенка является воспитание положительного отношения к труду (как бытовому, так и творческому), формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи, воспитание таких личностных качеств, как аккуратность, терпение, настойчивость. Часто наблюдаемые негативизм, упрямство, двигательное психическое беспокойство, нарушение эмоционально-волевой сферы детей являются препятствием в их духовном развитии. Обучение детей строится на основе деятельностного подхода, согласно которому главным условием развития является активная деятельность самого ребенка при направляющей помощи взрослого.
Целевые ориентиры воспитания.
Основные целевые ориентиры воспитания на основе российских базовых (конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
- российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
- этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и культуры своего народа;
- принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной идентичности;
- восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве;
- уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях;
- ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- понимания специфики регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовности учиться и трудиться в современном российском обществе;
- экологической культуры, понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в использовании природных ресурсов;
Дополнительные целевые ориентиры воспитания в программе, в соответствии с социально-гуманитарной направленностью программы, направлены на воспитание, формирование:
— готовности к защите Российского Отечества; осознанного опыта выполнения гражданских обязанностей; гражданского участия в жизни своего поселения; неприятия дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции; национального, этнокультурного самосознания; ценностного отношения к отечественной культуре; уважения к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; способности к командной деятельности; готовности к анализу и представлению своей нравственной позиции; воли, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовности к компромиссам в совместной деятельности; опыта социально значимой деятельности;
Формы и методы воспитания.
Формы воспитания:
- учебное занятие;
- практическое занятие.
Учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практическое занятие. В ходе практических занятий обучающиеся:
- усваивают и применяют правил поведения и коммуникации;
- формируют позитивное и конструктивное отношение к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Коллективные игры. В ходе коллективных игр проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговое мероприятие. Итоговые мероприятия способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Методы воспитания.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания.
Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, дети с особенностями развития должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, направленная на формирование их социально-нормативного поведения, выстраивается в целую систему с использованием различных методов.
Так, в одну группу можно объединить методы, основное назначение которых заключается в формировании у обучающихся нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях. В другую группу можно объединить методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение. Наконец, в относительно самостоятельную группу методов входят те средства воздействия, которые дополнительно стимулируют, подкрепляют социально-нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение).
В выборе путей коррекционной работы отправным моментом служит положение о том, что развитие человека осуществляется в его деятельности.
Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим особенно велика роль целенаправленного воспитания. Система многофакторного воздействия на обучающихся включает специальные занятия по социально-бытовой ориентировке, обучение труду, образовательным предметам и воспитательная работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время. Обязательным условием является практическая направленность, вариативность содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей обучающихся. Эффективность коррекционной работы непосредственно связана со стимулирующей ролью применяемых методов обучения. Активность обучающихся должны создавать все методы учебно-воспитательной работы. Определенную роль играют положительные «эмоции созидания», проявляющиеся при изготовлении изделий, имеющих субъективную ценность для обучающихся. Мотивирующим фактором также служит отличие деятельности на уроках труда и в объединениях дополнительного образования от обучения общеобразовательным предметам. Значимым фактором активации деятельности может стать потребность в овладении профессией, потребность в труде на общую пользу. К факторам, активизирующим обучающихся, относится оценка их деятельности и ее результатов. Поощрение, похвала вызывают у школьников эмоциональную приподнятость, желание как можно лучше выполнить задание. Важно поддерживать тесную связь с семьей ребенка, взаимодействовать с родителями, привлекать их к совместной работе.
В число основных направлений стимулирования учебной деятельности входит воспитание чувства долга и ответственности у обучающихся через трудовую деятельность. Чувство долга и ответственности под влиянием убеждения, разъяснения и приучения становится одним из ведущих мотивов деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания.
Методы оценки результативности:
- педагогическое наблюдение;
- оценка творческих работ;
- отзывы интервью, материалы рефлексии.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Календарный план воспитательной работы.
№ п/п | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 | «Любимый праздник – Новый год» | последняя неделя декабря | Выставочный просмотр детских работ | Практические работы обучающихся |
2 | «Наши достижения» | последняя неделя мая | Выставочный просмотр детских работ | Практические работы обучающихся |
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение
- Инструкции для обучающихся по технике безопасности работы в мастерской.
- Правила поведения в мастерской.
- Методические разработки и планы–методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- Развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения;
- Дидактические материалы.
- Электронные образовательные материалы.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства: компьютер, интерактивная доска, материалы библиотеки МЭШ, интернет.
Требования к помещению (ям) для учебных занятий:
Общие требования к обстановке в кабинете:
- оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
- чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;
- физкульминутки и др.
Требования к организации рабочих мест обучающихся:
- рабочее место, за которым размещается обучающийся, позволяет успешно овладеть программой;.
- рабочее место обучающегося оснащено необходимыми инструментами и материалами;
Материалы, используемые на занятиях:
- Дидактические игры, книги и иллюстрации.
- Материалы и инструменты для труда: бумага разных цветов и размеров, мозаика, фломастеры, ножницы, цветные карандаши, клей, пряжа, ткань, иглы.
Требования к мебели:
- ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 14 штук;
- стол педагога - 1 штука;
- ученическая доска - 1 штука;
- Интерактивная панель - 1 штука;
Информационное обеспечение
Электронные образовательные ресурсы:
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
- Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
- Материалы Московской электронной школы;
Кадровое обеспечение
Педагог-руководитель объединения «Творческая мастерская», реализующий данную программу, владеет следующими профессиональными и личностными качествами:
- обладает специальным педагогическим образованием;
- владеет навыками и приёмами организации занятий;
- знает физиологию и психологию детского возраста;
- умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
- умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
- систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Голованов. - М.: Владос, 2004.
- Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – Педагогическое общество России, Москва, 2000.
- Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2003.- 352с. Агеева И.Д.
- Калугин М. А., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для младших школьников. Волгоград: Учитель, 2011. – 170 с.
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5 – 11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с.
- Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
- Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью – М.: Изд. центр «НЦЭНАС», 2003.
- Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): Учеб. пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – Ярославль, 1999.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2001.
Интернет-источники:
- Экологический центр "Дронт": [Сайт]: http://www.dront.ru/.
- "Экоинформ": [Сайт] / :http://www.ecology.samara.ru/
- За биобезопасность. [Сайт] /: http://biosafety.seu.ru/.
- Портал о живой природе: [Электронный ресурс]. 2000. URL
- Телеканал "Живая природа»
Информационное обеспечение образовательного процесса
- Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
- Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Сборники
- Дополнительное образование обучающихся: сборник авторских программ / ред. сост. З.И. Невдахина. - Выпуск 3. - М.: Народное образование, 2007. - 416 с.
- Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.; Педагогическое общество России, 2000.-148 с.
- Методика, тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 256 с.
Статьи из журналов
- Копылова Т.Г. Лашина О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида// Дефектология.- 2006, №5.- стр. 75-78.
Электронные ресурсы
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
- Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
- Материалы Московской электронной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"
Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки". Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".
В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"
Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...
Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса
Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»
Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...
Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"
Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...
