Главные вкладки

    Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".
    рабочая программа по теме

    Новосельская Татьяна Николаевна

    В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу.
    Она была написана на основе программы "Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта" под редакцией Бгажноковой И.М. по разделу  "Игра и игрокоррекция" и программы "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников" Чуриловой Э.Г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pestryy_kolpachok_do_2011-2012.doc226.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Оглавление

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ        

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

    СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ        

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        

    УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        

    МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ        

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

    УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В МЕРОПРИЯТИЯХ ШКОЛЫ И ГОРОДА        


    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

    Тип программы:    Модифицированная

    Образовательная область:    Искусство

    Направление деятельности:    Социально – педагогическое

    Способ освоения содержания образования:    Творческий

    Уровень реализации программы:    Начальный

    Форма реализации программы:   Индивидуально - групповая

    Продолжительность реализации программы:    Одногодичная


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    При разработке программы хотелось бы воплотить в жизнь один из самых замечательных принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовлетворение» (М. Монтень).

    Эта программа не предлагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (воспитателей, учителей родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать.

    Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится общаться с окружающими людьми. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно.

            

    Цель: Способствовать созданию благоприятной атмосферы в коллективе и успешной социализации ребенка в современном обществе посредством театрализованной деятельности, используя коррекционно-индивидуальный и дифференцированный подход к детям с проблемами в развитии.

    Задачи:

    Обучающие

    - научить использованию элементарных средств выразительности в движении, жестах, мимике, речи, в создании образа;

    - способствовать развитию театрального творчества, художественных и индивидуальных способностей ребенка с проблемами в развитии;

    - знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения кукол простой песенкой;

    - развивать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок  скачет).

    Воспитательные

    - воспитывать интерес к театрально-художественной деятельности, создавать условия для ее проведения;

    - развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом.

    Коррекционные

    - развивать все психические процессы детей (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, эмоционально-волевую сферу и коммуникативную функцию речи);

    - развивать точность и координацию движений;

    - развивать у детей мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    - способствовать желанию выступать перед родителями и сверстниками.

    Срок  реализации дополнительной образовательной программы один год.

    Программа этого года позволяет, подготовить ребенка к последующей театрализации. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить, как можно чаще. Это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, делать выводы. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, развивается звуковая культура речи.

    Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В результате работы ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

            Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предлагаемая методика работы сформировалась на основе собственного опыта работы с детьми, с учетом опыта авторов предлагаемых пособий.

    При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового.

    В программе дана примерная последовательность тем и содержание практических работ. Количество учебных часов на четверть рассчитывается в соответствии с учебным планом школы.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8 – 18 лет.

    Количество детей 11 человек.

             

    СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    Программа состоит из разделов, работа над которыми продолжается в течение года.

    1-ый раздел – «Театральная игра» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. В этот раздел входят: игры-превращения, коррекционно-развивающие игры, игры-драматизации.

    2-ой раздел – «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей у детей, обретение ими ощущения своего тела с окружающим миром.

            3-ий раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, разнообразной интонацией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь.    

            Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:

    1. Дыхательные упражнения.
    2. Артикуляционные упражнения.
    3. Игры со словами.

    4-ый раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для владения детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены основные темы:

    1. Беседа – диалог.
    2. Просмотры.
    3. Экскурсии.
    4. Рождение и показ спектакля.
    5. Культура зрителя.

    Раздел

    Вид деятельности

    Кол-во часов

    Театрализованная игра

    Игры-превращения, музыкально-дидактические игры, коррекционно-развивающие игры, игры - драматизации.

    30ч

    Ритмопластика

    Образно-игровые этюды, игры-имитации, пальчиковые игротренинги, игры на развитие выразительных движений мимики, жестов, хороводные игры.

    21ч

    Культура и техника речи

    Упражнения на дыхание, упражнения на развитие артикуляционного и речевого аппарата, игры со словами, игры драматизации потешек и песен.

    21ч

    Основы театральной культуры

    Беседы - диалоги, просмотры фильмов, экскурсии, рождение и показ спектаклей, культура зрителя.  

    30ч

    Итого:                                                                                                                                       102ч                                                                                                                                  

     


    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Дата

    Содержание занятия

    Оборудование

    Применение ИКТ

    Планир.

    Фактич.

    1

    5.09

    Игрушки: цыпленок, курочка, петух, яичко, маски кошки

    2

    7.09

    Стихотворение с движением «Петушок»

    Маски петушка

    3

    8.09

    Обыгрывание стихотворения А. Берловой «Цыпленок и его семья»

    Настольный театр

    4

    12.09

    История о том, как цып и цыпа свой дом искали

    Иллюстрации: петух, курица, цыплята, улитка, кукушка, хатка бобра, лисья нора, курятник, маска кошки.

    Презентация, слайды

    5

    14.09

    Игра «Кошка и цыплята»

    Костюм кошки, маски цыплят

    6

    15.09

    Пальчиковая игра «Курица»

    7

    19.09

    Имитационные упражнения «Мы - птички», «Петушок».

    Игра «Кошка и цыплята»

    Слайды: петух, полет птиц, повадки кошки

    8

    21.09

    Хороводная игра «Хохлатка» (немецкая народная песня перевод А. Кузнецовой)

    Ободки: курица, цыплята

    9

    22.09

    Белая козочка

    Иллюстрации: бабушка, козочка, улитка, лягушка, петух

    10

    26.09

    Русская народная песня «Кукушечка»

    11

    28.09

    Имитационные упражнения «Мы – птички», «Козочка», «Петушок»

    12

    29.09

    Пальчиковая игра «Курица»

    Стихотворение с движением «Петушок»

    13

    3.10

    «Шел Молчан» коллективная игра

    14

    5.10

    У кошки День рождения

    Иллюстрации: улитка, птички, кошка, кукушка

    15

    6.10

    Оркестр

    Музыкальные инструменты

    16

    10.10

    Лесные звезды (по мотивам сказки В. Степанова)

    Игрушки и куклы би-ба-бо: кошка, барашек, медвежонок. Фланелеграф: ежик, зайка

    17

    12.10

    Пальчиковая игра «Улитка». Гимнастические упражнения «Барашек»

    18

    13.10

    Зайка - огородник

    Игрушки: зайчик, барашек, коза, ежик, домик, овощи муляжи, маски

    19

    17.10

    Хоровод «Огородная - хороводная»

    20

    19.10

    Песня «Ежик и мыши» с движением

    Ободки и маски

    21

    20.10

    Любимое кушанье

    Игрушки: белка, сорока, ежик, мишка

    22

    24.10

    Пальчиковая игра «Сосна»

    23

    26.10

    Песня с движением «Зайка»

    24

    27.10

    Дорога на мельницу (по мотивам сказки В. Степанова)

    Фланелеграф; картинки: мышка, бобы, воробей, семечки, ягоды

    25

    10.11

    Пальчиковая игра «Листопад»

    26

    14.11

    Ритмическая игра «Воробьи и вороны»

    Ободки героев игры

    27

    16.11

    Хороводная игра «Огородная – хороводная»

    28

    17.11

    Игра «На коне – скакуне»

    29

    21.11

    Верные друзья

    Игрушки: зайчик, волк, домик, ворона, ежик. Фонограммы – спокойная русская народная мелодия

    30

    23.11

    Французская народная игра «Ленивый мельник»

    31

    24.11

    Ритмическая игра «Воробьи и ворона»

    32

    28.11

    Игра «На мельнице»

    33

    30.11

    Пальчиковая игра «Листопад»

    34

    1.12

    Сказка про зайцев (по мотивам стихотворения С. Козлова)

    Домик зайцев, картинки зайцы моют лапы, зайцы гуляют в лесу

    35

    5.12

    Имитационные упражнения «Зайка», «Воробьи», «Листопад»

    36

    7.12

    Круглый год

    Игрушки: зайчик, ежик, мышка. Иллюстрации: осень, зима, весна, лето в лесу

    37

    12.12

    Ритмическая игра «Воробьи и вороны»

    38

    14.12

    Упражнения имитационные «Деревья»

    39

    15.12

    Времена года

    40

    19.12

    Про Мурочку – Мурысоньку.

    Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: кошка, зайчик, мурочка, снегурочка. Фонограмма колыбельной

    41

    21.12

    Русская народная потешка «Кисонька – Мурысонька»

    42

    22.12

    Стихотворение «Мурочка - Снегурочка» с движением

    43

    26.12

    Мурка в город собирается

    Игрушки: кошка, елочка, корзина. Фонограмма колыбельной.

    44

    28.12

    Упражнения для рук «Маленькие снежинки»

    45

    11.01

    Имитационные упражнения «Зайка», «Снежинки», «Ветер»

    46

    12.01

    Двигательные упражнения «Дорожки»

    Фонограмма русской народной пляски «Топотушки»

    47

    16.01

    Пальчиковая игра «Елочка»

    48

    18.01

    Как Мурка Деда Мороза будила

    49

    19.01

    Игра «Догонялки с мишкой»

    50

    23.01

    Дед Мороз (по мотивам стихотворения И. Гуриной)

    Фланелеграф; картинки: Дед мороз, ежик, волк, лиса, снегирь, сова. Фонограмма П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»

    51

    25.01

    Имитационные упражнения «Маленькие снежинки»

    52

    26.01

    Стихотворение с движениями «Как на горке снег»

    53

    30.01

    Новогодний хоровод

    54

    1.02

    Упражнение – игра «Зверюшки»

    Картинки на магнитной доске зверей и птиц.

    55

    2.02

    Снегурочка на новогодней елке в лесу (по мотивам стихотворения И. Гуриной)

    Фонограмма колыбельной без слов. Магнитная доска. Картинки: сорока, снегурочка, украшенная елочка, пень, маски

    56

    6.02

    Пальчиковая игра «Елочка»

    57

    8.02

    Игра «Догонялки с мишкой»

    58

    9.02

    Волчья песня (по мотивам русской народной сказки)

    59

    13.02

    Упражнение «Кукареша»

    60

    15.02

    Петушок (по мотивам сказки Р. Кудашевой)

    Игрушки: курочка, петушок, сказочный домик. Фонограмма колыбельной

    61

    16.02

    Лисичка со скалочкой (по мотивам русской народной сказки)

    Иллюстрации к сказке: маска курочки

    62

    20.02

    Двигательное упражнение «Побежали»

    63

    22.02

    Упражнение для рук «Гусь»

    64

    23.02

    Петух да собака (по мотивам русской народной сказки)

    65

    27.02

    Игра «Мышеловка»

    66

    29.02

    Русская народная песня – игра «Курочка – Рябушечка»

    67

    1.03

    Бременские музыканты (по мотивам сказки братьев Гримм)

    Картинки на магнитной доске: осел, собака, гусь, домик разбойников. Фонограмма «Песенка друзей» Гладкова

    68

    5.03

    Просмотр мультфильма «Бременские музыканты»

    69

    6.03

    Возьми меня с собой

    70

    7.03

    Хоровод «Будем маме помогать»

    71

    12.03

    Коммуникативная игра «Оладушки»

    72

    14.03

    А что у Вас? (по мотивам стихотворения С. Михалкова)

    Иллюстрации к стихотворению С. Михалкова «А что у Вас?»

    73

    15.03

    Вот так мастера!

    74

    19.03

    Пальчиковая игра «Иголка»

    Хоровод «Будем маме помогать»

    75

    21.03

    Как стать большим (по мотивам Г. Цыферова)

    76

    22.03

    Стихотворение с движением «Тик-так»

    77

    26.03

    Ритмическая игра «Сапожник»

    78

    2.04

    Даша и Маша (по мотивам русской народной сказки)

    79

    3.04

    Ритмическая игра «Сапожник»

    80

    4.04

    Горшочек каши (по мотивам сказки братьев Гримм)

    81

    5.04

    Стихотворение с движением «Фиалка»

    82

    9.04

    Хоровод «Цветы»

    83

    11.04

    Как мышонок стал трудолюбивым (по мотивам мультфильма «Песенка Мышонка»)

    Фонограмма песня птиц на фоне классической музыки. Иллюстрации к сказке: маски зайца и мышки

    84

    12.04

    Двигательное упражнение «Побежали»

    85

    16.04

    Ритмическая игра «Молотки»

    86

    18.04

    Игра – песня «Варись, каша!»

    87

    19.04

    Сказка про бурого мишку и мышку – вертушку (по мотивам русской народной сказки)

    Весенние картинки: солнце, птицы на дереве, одуванчики, цветы.

    88

    23.04

    Хороводная игра «На лесной полянке»

    89

    25.04

    Стихотворение с движением «Фиалка»

    90

    26.04

    Чьи это ушки? (по мотивам стихотворения Т. Коти)

    Цветущая фиалка в горшочке или иллюстрация; пособие в виде книжки, на каждой странице которой изображены с заячьими ушами ослик, львенок, филин, зайчик; маска филина.

    91

    30.04

    Хороводная игра «А мы по лесу гуляли»

    92

    3.05

    История о том, как мышата помогали зайчонку найти свой дом.

    Фланелеграф, картинки: мышата, зайчонок, медвежонок, филин, зайчиха, мышка. Фонограмма «Колыбельная»

    93

    7.05

    Двигательные упражнения «Мышиная зарядка»

    94

    14.05

    Красный фонарик (по мотивам сказки С. Прокофьевой)

    95

    15.05

    Стихотворение с движением «Семейка»

    96

    16.05

    Колесо (по мотивам сказки Н. Гинзбург)

    97

    17.05

    Пальчиковая игра «Десять мышат»

    98

    21.05

    Имитационные упражнения «Лягушка», «Цапля», «Мышата»

    99

    23.05

    «Бычок – смоляной бочок» (по мотивам русской народной сказки)

    Маска кота и цапли, фонограмма лирической русской народной мелодии.

    100

    24.05

    Упражнение – игра «Коза и волк»

    101

    28.05

    Коза – обманщица (по мотивам сказки В. Степанова)

    Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: девочка маша, коза, кот, лягушка, утка с колокольчиком на шее; маски кота и цапли, бубен.

    102

    30.05

    Русская народная потешка с движением «Козонька - рогатая»


    УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Форма организации учебного занятия:

    1. Индивидуальная
    2. Групповая
    3. Индивидуально – групповая

    При организации образовательного процесса используются методы:

    1. просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
    2. игры – драматизации;
    3. упражнения для социально – эмоционального развития детей;
    4. рефлексия;
    5. коррекционно – развивающие игры;
    6. упражнения по развитию дикции (артикуляционная гимнастика);
    7. игры – превращения («учись владеть телом»);
    8. упражнения на развитие детской пластики;
    9. игры по обучению выразительным движениям;
    10. ритмические минутки (логоритмика);
    11. пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения;
    12. упражнения на развитие мимики;
    13. чтение художественной литературы;
    14. мини – драматизации;
    15. беседы;
    16. видеопросмотр кукольных спектаклей, мультфильмов, детских познавательных и развлекательных передач;
    17. экскурсии;
    18. релаксация;

    Материально – техническое оснащение:

    Классная комната, ширма, фланелеграфе, деревянный сказочный домик, костюмы, магнитофон, аудиокассеты, СD диски, видеомагнитофон, видеокассеты, телевизор, DVD плеер + караоке, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, детские музыкально – шумовые инструменты, театр картинок на фланелеграфе, варежковый театр, театр меховых игрушек, театр кукол би-ба-бо, различные атрибуты и костюмы к занятиям.

    МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Предполагаемые умения и навыки:

    1. запоминать заданные позы
    2. запоминать и описывать внешний вид ребенка из нашей группы
    3. уметь делать длинный выдох
    4. уметь произносить одну и ту же фразу
    5. уметь строить простейший диалог
    6. уметь двигаться по сигналу педагога
    7. знать сказки.

    Показателем работы детей может служить: 

    1. выход в  подшефный детский сад № 26
    2.  показ и оценка наших способностей начальному звену
    3.  выступление перед родителями своего класса
    4. участия в школьных мероприятиях (концертах и праздниках)
    5. итоговое занятие

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Антипина   А.Е. «Театрализованная деятельность»
    2. Картушина  М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий»
    3. Кольцова М.М.,. Рузина  М.С «Пальчиковый игротренинг»
    4. Маханева  М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности»

    УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В МЕРОПРИЯТИЯХ ШКОЛЫ И ГОРОДА

    Название мероприятия

    Месяц

    Количество детей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

    Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

    Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

    Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

    Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"

    Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...

    Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

    Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

    Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»

    Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...

    Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"

    Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...

    Программа объединения дополнительного образования "Лоскуток".

    Программа разработана для учащихся 5-6 классов....