Программа объединения дополнительного образования "Лоскуток".
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность программы «Лоскуток» – художественно – эстетическая.
Новизна - в программе используются новые педагогические технологии в проведении занятий, позволяющие не только повысить уровень эстетического и нравственного воспитания, но и создать условия для максимального развития творческого потенциала, укрепить патриотические чувства подрастающего поколения, формированию которых способствует изучение народной культуры и искусства. Материал излагается в игровой форме, с использованием компьютерных технологий.
Актуальность: Данная программа базируется на анализе детского и родительского спроса и направлена на возрождение и распространение народных промыслов, национальных традиций русского народа. Способствует гармоничному взаимодействию всех поколений в семье и развитию образного и пространственного воображения, формированию навыков работы с чертежными инструментами и приспособлениями.
Педагогическая целесообразность: Данная образовательная программа педагогически целесообразна т.к.: разработана с целью расширения и углубления знаний в области материаловедения, совершенствования умений и навыков работы на швейной машине.
Цель дополнительной образовательной программы - создание условий для формирования нравственной и творческой личности через развитие мотивации к познанию и творчеству через увлечение народной культурой и национальными традициями.
Задачи:
Обучающие:
=познакомить обучающихся с народными промыслами, традициями русского народа.
=обучить приемам и технологиям изготовления различных видов изделий из текстильных материалов.
= сформировать практические навыки работы с различными инструментами.
Развивающие:
=привить любовь к искусству, народной культуре и традициям.
=развить знания в области декоративно-прикладного искусства.
=развить творческие способности, фантазию, воображение, образное мышление.
=развивать мелкую моторику.
=развивать индивидуальные способности воспитанников.
=развивает желание научится делать вещи своими руками.
Воспитательные:
=воспитывать нравственно этические и личностные качества.
=воспитать уважение к труду и людям труда.
=воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах.
=воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих- занятия проводятся в игровой форме, в процессе обучения используются мультимедийные программы и видеозаписи, которые помогают детям с интересом освоить изучаемый на занятиях материал.
Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной образовательной программы:
12-14лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа содержит теоретическую и практическую части и рассчитана на 1год с общим объёмом 144 часа. Основное содержание программы составляют практические работы (до 80% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.
Количество воспитанников в группах: 12человек.
Режим занятий:
2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Формы организации детей на занятиях - групповая.
Формы проведения занятий
мастер-класс,
игра сюжетно-ролевая,
посиделки,
ярмарка,
представление,
открытое занятие,
экскурсия,
выставка,
творческий отчет.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе к концу первого года обучения ребенок будет знать:
= историю народной культуры, традиции русского народа, современные виды игрушек.
= технологию выполнения народных игрушек и современных кукол.
= различные материалы и инструменты для изготовления кукол и поделок.
= правила техники безопасности при ручных и машинных работах.
Ребенок будет уметь:
= выбирать материал для конкретной модели.
= пользоваться инструментами для ручных и машинных работ.
= организовывать рабочее место.
= изготавливать куклы, поделки.
= выполнять эскизы.
= работать на швейной машине.
У ребенка будут развиты:
= знания в области декоративно-прикладного искусства.
= способности для самостоятельного решения творческих задач.
=образное мышление, воображение.
У ребенка будут воспитаны:
= нравственно-этические качества.
= уважительное отношение к искусству и декоративно-прикладному творчеству.
= уважение к людям труда.
= личностные качества.
= аккуратность.
Увидеть результаты достижений каждого ребенка поможет:
= наблюдение.
= мониторинг.
= анализ результатов анкетирования.
= активность обучающихся на открытых занятиях.
Способы проверки результатов:
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются результаты:
= начальный (цель-тестирования выявить способности и умения обучающихся)- сентябрь.
= текущий (в течение всего учебного года).
= промежуточный (проверить уровень освоения детьми программы за полугодие) - декабрь.
= итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения) - май.
Формы подведения итогов реализации программы:
= участие в ежегодных городских, краевых выставках детского декоративно-прикладного творчества,
= открытое занятие.
= игра.
= ярмарка.
Учебно-тематический план.
№ | Раздел, темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Вводное занятие Куклы материнства и детства. Куклы календарных праздников и обрядов. Куклы для дома. Куклы для здоровья. Куклы игровые. Куклы возрастные. Шитьевые игрушки набивные. Посещение выставки. Лоскутные изделия. Итоговое занятие. | 2 10 12 4 4 8 4 66 2 30 2 | 2 2 3 1 1 2 1 16 2 8 | 8 9 3 3 6 3 50 22 |
Итого часов: | 144 |
Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса ( в рамках занятия) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Беседа | Иллюстрати- вный, репродуктивный. | Плакаты, фотографии с изображением кукол, мультимедийные материалы. | Компьютер, мультимедийный проектор. | Тест. |
2 | Куклы материнства и детства. | Презентация, мастер-класс, практическое занятие | Наглядный, Вербальный, практический | Фотографии, мультимедийные материалы, раздаточный материал, | Компьютер, мультимедийный проектор. | Текущ ий |
3 | Куклы календарных праздников и обрядов | Презентация, игра сюжет- но-ролеваяпрактическое занятие мастер-класс. | Наглядный, Вербальный, практический | Фотографии, мультимедийные материалы, видеозаписи, аудиозаписи. | Компьютер, мультимедийный проектор, ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы. | Текущ ий |
4 | Куклы для дома. | Презентация, практическое занятие мастер-класс. | Наглядный, Вербальный, практический | Фотографии, мультимедийные материалы, раздаточный материал, | Компьютер, мультимедийный проектор. ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы. | Текущ ий |
5 | Куклы для здоровья | Презентация, посиделки, практическое занятие | Наглядный, Вербальный, практический | Фотографии, мультимедийные материалы. | Компьютер, мультимедийный проектор, ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы. | Текущ ий |
6 | Куклы игровые | Презентация, практическое занятие | Наглядный, Вербальный, практический | Фотографии, мультимедийные материалы. | Компьютер, мультимедийный проектор, ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы. | Теку щий |
7 | Куклы возрастные. | Презентация, практическое, посиделки, занятие мастер-класс, откры тое занятие | Наглядный, Вербальный, практический | Фотографии, мультимедийные материалы. | Компьютер, мультимедийный проектор, ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы. | промежуточный |
8 | Шитье вые игрушки набивные | Презентация, мастер-класс, практическое занятие Выставка, Творческий отчет. | Наглядный, Вербальный, практический Иллюстративный. | Фотографии, мультимедийные материалы, схемы, образцы изделий, раздаточный материал, видеозаписи. | Компьютер, мультимедийный проектор, ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы. швейная машина. | Текущ ий |
9 | Выставка | экскурсия |
10 | Лоскут ные изделия | Презентация, мастер-класс, практическое занятиеярмар ка | Наглядный, вербальный, практический обьяснитель но-иллюстративный. | Фотографии, мультимедийные материалы. | Компьютер, мультимедийный проектор, ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы. Швейная машина, картон. |
11 | Итоговое занятие | Презентация, мастер-класс, представление, практическое занятие | Наглядный, Вербальный, практический | Фотографии, мультимедийные материалы. | Компьютер, мультимедийный проектор. | итоговый |
12 | Итого часов | 144 |
Прогнозируемые результаты
- овладение учащимися знаний об используемых приспособлениях и инструментах, о подборе ткани по цвету и фактуре;
- овладение детьми умений и навыков правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;
- сформировать устойчивый интерес детей к декоративно-прикладному искусству, шитью;
- повысить активность участия детей в творческих конкурсах, выставках, научно-практических конференциях;
- рост самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений.
Литература для учителя:
Муханова И.Ю. Лоскутная живопись.- М.: Олма-Пресс образование. 2005.
Джоанна Вали Берти. Лоскутное шитье. От простого к сложному.- М.: Эксмо. 2008г.
Войдинова Н.М. Куклы в доме. Профиздат. Москва.2005.
Ванханен.Н.А. Фантазия из колготок. 2007г.
Кукольный сундучок. « Традиционная народная кукла своими руками». Из-во Белый город. 2008г.
Лариса Денисова. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия.- М.: Аст- пресс книга. 2001.
Рики Тимс. Дизайн из полос в квилте. Серия «Секреты мастерства».- М.: Ниола- Пресс. 2007г.
Дейл Флеминг. Мотивы круга в квилте. Серия «Секреты мастерства».- М.: Ниола- Пресс. 2007г.
Журнал. Кукольный мастер №2. 2007г. Москва.
Ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/502747/
http://loskutnik.ru/article/view/loskutnye_prihvatki.html
http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html
Литература для ученика:
1. Грин М.Э. Шитьё из лоскутков: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.
2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина. Лоскутки.- М.:Эксмо.2003.
3. Хайни М. Как научиться шить. Пер. М. Авдониной. – М.: Эксмо, 2005.
4. Журнал «Рукоделие» № 7, 2012 г.; № 4, 2012г.
5. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Мозаика лоскутных узоров.- М.: Эксмо, 2006.
6. Журналы «Чудные мгновения. Лоскутное шитьё», №1-2,3-4, 5-6, 2007г.
7. Е. Артамонова. Кукла. М.:Эксмо.2000.
8. Т.Г. Лихачева. «Моя подружка-мягкая игрушка». Ярославль. Академия развития. 2000г.
9.Н.Соснина. «Русский традиционный костюм». Иллюстрированная энциклопедия. СПБ «Искусство».1999г.
10. Ресурсы: страна мастеров.
Кукла Тильда.
Куклы примитивы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"
Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки". Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...
Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".
В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...
Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"
Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...
Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса
Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...
Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»
Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...
Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"
Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...