Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Стрельба из лука"
рабочая программа

Будаева Галина Олеговна

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства спорта РФ от 27.12.2013 г № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 (СанПиН 2.4.4.3172-14) (далее — СанПиН).

Основным направлением спортивно-оздоровительной программы является спортивно- оздоровительный этап необходимый для создания предпосылок для последующей успешной спортивной специализации. Здесь происходит отбор детей для дальнейших занятий стрельбой из лука, поскольку именно в это время закладывается основа предпосылок овладения спортивным мастерством.

Роль спорта в жизни ребёнка велика и она напрямую связана с его здоровьем. Спорт нужен не только великим спортсменам, но и обычным детям. Занимаясь спортом с раннего детства, ребенок растет более крепким и выносливым, его организм хорошо справляется с болезнями, простуды бывают реже. Занятия спортом полезны для иммунной системы ребенка. Ребенок, увлеченный тренировками, меньше времени тратит на бесполезные занятия, такие как игры на компьютере и бездумное пребывание на улице. У малыша появляются новые друзья, увлеченные тем же делом, новые интересы стремления. Регулярные посещения спортзала и тренировки помогают ребенку лучше учиться. Ведь спорт помогает организму насытиться кислородом, который активизирует работу мозга. Кроме того, дисциплина на тренировках - это дисциплина в школе. Занятия благотворно сказываются на знаниях. Никто не станет спорить, что занимаясь спортом, лишний вес уже не грозит ребенку.

Содержание и материал программы организовывается по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: стартовый, базовый, продвинутый;

Видов спорта для детей большое множество, но какой бы вы ни выбрали, нужно советоваться с ребенком, учитывать его предпочтения. Ведь достичь результата можно только занимаясь любимым делом. Необходимо объяснить ребенку, что занятия спортом полезны для организма, помогают преодолеть нагрузи и обеспечивают рост и развитие, независимо от пола ребенка. Оставаясь бодрым и активным, можно добиться результатов. Кто знает, может это его будущая профессия?

Следует помнить, что занимаясь спортом, важно следить за системой питания и регулярно посещать тренировки, что поможет добиться хорошего результата. Лучше заниматься в специальной одежде, которая будет комфортная для малыша. Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физическую и умственную), создать надежные предпосылки к укреплению здоровья, необходимо заниматься не менее четырех - шести часов в неделю, с учетом факторов, ограничивающих физическую нагрузку — отсутствие специфических двигательных навыков и адаптации к физическим нагрузкам.

Предполагаются формы организации образовательного процесса — индивидуальные и групповые. На данном этапе подготовки существует опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Поэтому дозировать нагрузку следует очень осторожно. На спортивно —

 

оздоровительном этапе подготовки занятия в основном имеют универсальный, комплексный характер, включают в себя элементы различных типов учебно-тренировочных занятий.

При разработке учебного плана учитывался режим учебно-тренировочных занятий в неделю соответствии с уровнями сложности с расчетом 36 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_strelba_iz_luka.docx317.73 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка;
  2. Учебный план;
  3. Годовой план-график;
  4. Методическая часть;
  5. Система контроля и зачетные требования;
  6. Планируемые результаты;
  7. Перечень информационного обеспечения.
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства спорта РФ от г № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации от г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от № 41 (СанПиН ) (далее — СанПиН).

Основным направлением спортивно-оздоровительной программы является спортивно- оздоровительный этап необходимый для создания предпосылок для последующей успешной спортивной специализации. Здесь происходит отбор детей для дальнейших занятий стрельбой из лука, поскольку именно в это время закладывается основа предпосылок овладения спортивным мастерством.

Роль спорта в жизни ребёнка велика и она напрямую связана с его здоровьем. Спорт нужен не только великим спортсменам, но и обычным детям. Занимаясь спортом с раннего детства, ребенок растет более крепким и выносливым, его организм хорошо справляется с болезнями, простуды бывают реже. Занятия спортом полезны для иммунной системы ребенка. Ребенок, увлеченный тренировками, меньше времени тратит на бесполезные занятия, такие как игры на компьютере и бездумное пребывание на улице. У малыша появляются новые друзья, увлеченные тем же делом, новые интересы стремления. Регулярные посещения спортзала и тренировки помогают ребенку лучше учиться. Ведь спорт помогает организму насытиться кислородом, который активизирует работу мозга. Кроме того, дисциплина на тренировках - это дисциплина в школе. Занятия благотворно сказываются на знаниях. Никто не станет спорить, что занимаясь спортом, лишний вес уже не грозит ребенку.

Содержание и материал программы организовывается по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: стартовый, базовый, продвинутый;

Видов спорта для детей большое множество, но какой бы вы ни выбрали, нужно советоваться с ребенком, учитывать его предпочтения. Ведь достичь результата можно только занимаясь любимым делом. Необходимо объяснить ребенку, что занятия спортом полезны для организма, помогают преодолеть нагрузи и обеспечивают рост и развитие, независимо от пола ребенка. Оставаясь бодрым и активным, можно добиться результатов. Кто знает, может это его будущая профессия?

Следует помнить, что занимаясь спортом, важно следить за системой питания и регулярно посещать тренировки, что поможет добиться хорошего результата. Лучше заниматься в специальной одежде, которая будет комфортная для малыша. Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физическую и умственную), создать надежные предпосылки к укреплению здоровья, необходимо заниматься не менее четырех - шести часов в неделю, с учетом факторов, ограничивающих физическую нагрузку — отсутствие специфических двигательных навыков и адаптации к физическим нагрузкам.

Предполагаются формы организации образовательного процесса — индивидуальные и групповые. На данном этапе подготовки существует опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Поэтому дозировать нагрузку следует очень осторожно. На спортивно —

оздоровительном этапе подготовки занятия в основном имеют универсальный, комплексный характер, включают в себя элементы различных типов учебно-тренировочных занятий.

При разработке учебного плана учитывался режим учебно-тренировочных занятий в неделю соответствии с уровнями сложности с расчетом 36 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы.

  1. Учебный план

Согласно Концепции развития ДОД, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость, которая предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.

Содержание и материал программы организовывается по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

  1. «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
  2. «Базовый уровень» программы предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно- тематического направления программы.
  3. «Продвинутый уровень» предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Учебно-тематический план

Уровень подготовки

Объем

учебно-тренировочной программы в неделю

Годовая

учебно-тренировочная нагрузка

Стартовый

2

72

Базовый

6

216

Продвинутый

10

360

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Содержание занятий

Стартовый

Базовый

Продвинутый

1. Теоретическая подготовка

6

8

12

2. Общая физическая подготовка

12

43

70

3. Специальная физическая подготовка

10

32

74

4. Технико-тактическая подготовка

30

100

160

5. Психологическая подготовка

2

5

6

6. Участие в соревнованиях

6

20

28

7. Врачебный и медицинский контроль

2

2

2

8. Контрольные нормативы

4

6

8

ИТОГО

72

216

360

Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения (%)

виды подготовки

Уровни подготовки

Cтapтoвый

Базовый

Продвинутый

Общая физическая

Специальная физическая

Технико-тактическая

При разработке учебного плана учитывался режим учебно-тренировочных занятий в неделю соответствии с уровнями сложности с расчетом 36 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы

Учебный план на 36 недель учебно-тренировочных занятий

«Стартовый уровень»

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Общая

физическая подготовка

36

2

34

Гармоничное развитие

всех систем и органов организма детей

20

1

19

Формирование

сознательного отношения к занятиям физической культурой и стойкого интереса к стрельбе из лука

2

1

1

Подвижные игры

14

14

2

Раздел 2. Разминка,

специальные упражнения

10

3

7

Цели и задачи разминки

1

1

Ознакомление с опорно-

двигательным аппаратом человека

1

1

Развитие специальных

физических качеств, необходимых стрелку из лука;

8

1

7

Раздел 3. Элементы

стрельбы из лука

26

5

21

Правила поведения,

безопасность при обращении с оружием

1

1

Ознакомление с

материальной частью

1

1

Ознакомление с прицельным устройством

2

1

1

Общие сведения о

выстреле, элементы техники его выполнения

13

1

12

Овладение техникой

выпуска тетивы.

9

1

8

Всего

72

10

62

Учебный план на 36 недель учебно-тренировочных занятий

«Базовый уровень»

Название раздела,

темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Общая

физическая подготовка

63

6

57

Гармоничное развитие

всех систем и органов организма детей.

22

2

20

Физические качества, развитие двигательных навыков, координация

21

2

19

Подвижные и спортивные

игры

20

2

18

2

Раздел 2. Специальные

физические упражнения

39

4

35

Силовые упражнения

10

1

9

Упражнения на

ВЫНОСЛИВ OCTЬ

9

1

8

Упражнения на гибкость

11

1

10

Психологическая

устойчивость

9

1

8

Раздел 3. Элементы

стрельбы из лука

114

10

104

Правила поведения,

безопасность при обращении с оружием

1

1

Изготовка, корректировка

позы, натяжение лука

21

2

19

Прицеливание

18

2

16

Выполнение выпуска

(спуска)

22

2

20

Выполнение прицельного

выстрела в целом

51

2

49

Права и обязанности

участников соревнований

1

1

Всего

216

20

196

Учебный план на 36 недель учебно-тренировочных занятий

«Продвинутый уровень»

п/

Название раздела,

темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Раздел #1054;бщая

физическая подготовка

89

2

87

1

Разминка

32

32

Упражнения на развитие

общей выносливости, силы, ловкости, гибкости

26

1

25

Подвижные и спортивные

игры

31

1

30

2

Раздел 2. Специальные

упражнения

81

5

76

Волевые и моральные

качества

17

2

15

Развитие специальных

физических качеств(сила, выносливость, гибкость)

46

2

44

Психологическая

подготовка

18

1

17

Раздел 3. Элементы

стрельбы из лука

190

5

185

Правила поведения,

безопасность при обращении с оружием

2

2

Совершенствование

элементов техники стрельбы на 3-5 м.

44

2

42

Учебно-тренировочная

стрельба на дистанциях 18,30,50,60,70,90 м.

66

66

Комплексная стрельба на

дистанциях 18,30,50,60,70,90 м.

64

64

Судейская и

инструкторская практика.

14

1

13

Всего

360

12

327

Содержание учебного плана

Обучение в стрельбе из лука делится на три основных этапа:

Изучение теоретических вопросов:

а) техника безопасности;

6) материальная часть оружия; в) экипировка лучника;

г) основы техники выстрела;

д) правила выполнения стрелковых упражнений; е) правила соревнований;

ж) материально-техническое обеспечение тиров и стрельбищ. В области теории физической культуры и спорта:

  • история развития стрельбы из лука;
  • место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
  • основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;
  • основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями;
  • предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние;
  • необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
  • гигиенические знания, умения и навыки;
  • режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
  • основы спортивного питания;
  • требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
  • требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта, в области общей и специальной физической подготовки:
  • освоение комплексов физических упражнений;
  • развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;
  • укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.

в области избранного вида спорта:

  • овладение основами техники и тактики в избранном виде спорта;
  • приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
  • повышение уровня функциональной подготовленности;
  • освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности обучающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;
  • выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта, в области других видов спорта и подвижных игр:
  • умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх правилами;
  • умение развивать профессионально необходимые физические качества

в избранном виде спорта средствами других видов спорта и подвижных игр;

  • умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;
  • навыки сохранения собственной физической формы.

Обучение элементам техники стрельбы из лука, к которым относятся:

а) изготовка и корректировка позы;

6) хват (способ удержания лука);

в) захват (способ удержание тетивы); г) натяжение лука и дотяг;

д) прицеливание; е) выпуск;

ж) управление дыханием;

з) выполнение целостного выстрела.

Изготовка.

Обучение технике выполнения выстрела из лука начинается с изготовки. Изготовка - это положение частей тела с луком, позволяющее наиболее эффективно, с наименьшими энергозатратами выполнить необходимые технические действия по обеспечению прицельного выстрела. Она определяется положением отдельных звеньев системы «лучник - лук» относительно плоскости выстрела и обеспечивается согласованным напряжением соответствующих групп мышц.

Изготовка должна обеспечивать:

-хорошую устойчивость лука при оптимальном напряжении мышц лучника;

-противодействие возмущающим внутренним и внешним силам для поддержания устойчивости тела и лука и эффективной работы верхних конечностей;

-создание надежной опоры;

-удобное положение головы для обеспечения наиболее благоприятных условий работы глаз

во время прицеливания.

Стрелки становятся на линию стрельбы, берут лук в левую руку, правой захватывают тетиву и, поднимая левую руку в сторону мишени, закрепляют туловище, чтобы можно было легко удержать лук в вытянутой руке.

Внимание стрелков обращается на то, чтобы туловище не отклонялось назад за счет компенсаторного движения, т.е. смещения плечевого пояса назад, а таза вперед. Тренер обращает внимание стрелка на то, что левая рука должна быть выпрямлена и закреплена в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах; левое предплечье должно быть бронирована, чтобы в дальнейшем снизить вероятность удара тетивой. Правая рука находится в полусогнутом положении, локоть немного выше линии плеч.

При наработке правильного положения стойки необходимо учитывать стойку спортсмена. Обращается внимание на то, чтобы голова была повернута налево в сторону мишени инаходилась всегда в единообразном правильном положении без излишнего напряжения мышц шеи. Для проверки правильности положения головы рекомендуется, удерживая мушку в районе прицеливания, повернуть голову поочередно направо, налево, вверх, вниз. Таким образом, спортсмен может наглядно убедиться в том, что от правильного положения головы зависит и постоянное нахождение мушки в районе прицеливания. Изготовку необходимо принимать несколько раз, сходя с места и возвращаясь обратно.

Хват (способ удержания сука).

При обучении хвату (способу удержания лука) тренер должен показать различные его варианты и рассказать о его достоинствах и недостатках.

Затем спортсмены пробуют выполнить различные варианты (средний, высокий, низкий) удержания лука. Выполняя несколько раз каждый из вариантов под руководством тренера, стрелки выбирают один из них, руководствуясь морфологическими особенностями руки.

В процессе обучения тренер постоянно следит за правильностью выполнения хвата и исправляет возникающие ошибки, обращая внимание стрелков на то, что лучезапястный сустав должен быть закреплен, а пальцы не должны с большой силой обхватывать рукоятку лука.

Также надо постоянно следить за однообразностью выполнения хвата.

Захват (способ удержания тетивы).

Захват выполняется указательным, средним и безымянным пальцами.

Также тренер должен показать и рассказать, что при выборе захвата (глубокий, средний, мелкий) необходимо как можно больше уменьшить нагрузку на связки и мышцы пальцев, которые его выполняют, т.к. чрезмерное напряжение мышц, возникающее при среднем, и особенно мелком захвате (который может рассматриваться скорее как ошибка), может привести к травматизму, а также затруднить выполнение правильного выпуска.

После этого по команде тренера стрелки несколько раз выполняют захват, а тренер исправляет ошибки и уточняет правильность его выполнения.

Натяжение лука.

Натяжение лука - очень важный и сложный элемент техники выстрела. В связи с этим тренер должен несколько раз выполнить его и детально объяснить каждое движение, т.к. возникшие ошибки затем устраняются с большим трудом.

Тренер обращает внимание стрелков на то, что в начале натяжения лука левую руку, удерживающую лук, необходимо сразу подать вперед и закрепить ее в плечевом суставе. В дальнейшем давление левой руки в лук должно обязательно возрастать, т.к. при натяжении лука сила его давления на руку постоянно увеличивается.

По команде тренера стрелки многократно выполняют натяжение лука, обращая внимание на положение и работу левой руки, положение пальцев на тетиве, положение и работу правой руки и мышц спины, выполняющих натяжение, а также на работу мышц шеи, определяющих оптимальное положение головы.

В процессе обучения тренер обращает внимание на то, что натяжение лука в основном (особенно средняя и заключительная фазы) выполняется мышцами спины.

Тренер и спортсмен постоянно должны следить, чтобы при касании кистью руки подбородка и тетивы ориентационных точек напряжение на мышцах спины не уменьшалось, а наоборот, постоянно возрастало. На начальном этапе обучения для облегчения выполнения натяжения рекомендуется использовать резиновый амортизатор, с помощью которого гораздо легче выполнить и уточнить различные движения. Затем обучение выполняется с помощью лука.

При натяжении лука происходит «фиксация» кисти руки под подбородком, тетива касается ориентационных точек (наиболее распространенные — кончик носа и середина подбородка). В этот момент происходит уточнение положения мушки в районе прицеливания, и далее выполняется заключительная фаза натяжения - происходит выпуск.

В процессе движения правой руки происходит постоянное уточнение и удержание мушки в районе прицеливания.

При выполнении натяжения лука тренер должен проследить за правильной работой мышц спины.

Для того чтобы стрелку легче было освоить это движение, тренер предлагает выполнить следующее упражнение: стрелки стоят на линии стрельбы без лука, руки опущены вдоль тела, по команде тренера они медленно с напряжением сводят лопатки к позвоночнику и удерживают напряжение 2-3 с., затем расслабляются. Затем принимают изготовку без лука, кисть правой руки располагают под подбородком и, напрягая мышцы спины, приводят к позвоночнику правую лопатку. Удерживают в напряжении 2-3 с., после этого расслабляются и опускают руку.

Это упражнение надо выполнять несколько раз. Тренер следит за тем, чтобы правая рука при приведении лопатки к позвоночнику двигалась назад вместе с ней, составляя с лопаткой единое целое. Движение одной руки без движения лопатки является одной из самых распространенных ошибок.

После выполнения этого упражнения то же самое движение надо вначале выполнить с резиновым амортизатором, а затем с луком (стрелой). Затем выполняется выстрел в целом по чистому щиту на короткой дистанции (3-5 м).

Прицеливание.

Для ознакомления с прицеливанием тренер показывает и рассказывает о прицельном приспособлении. После этого обучаемые работают над прицеливанием непосредственно с луком. По указанию тренера они поднимают лук на вытянутой вперед руке и, постоянно уточняя положение прицельного присобления, натягивают его, наводя лук на чистый щит или лист бумаги, не выполняя выпуск.

Необходимо в первую очередь отчетливо видеть прицельное приспособление на фоне щита (листа бумаги). Прицеливание выполняется одним или двумя глазами.

Затем тренер обращает внимание стрелков на положение тетивы относительно лука и на то, что это положение должно быть постоянным.

Тренер должен объяснить, что видеть одновременно одинаково отчетливо тетиву, прицельное приспособление и мишень невозможно в связи с особенностями строения глаза. Поэтому отчетливо стрелок должен видеть прицельное приспособление, а тетиву и фон (мишень) лучник видит относительно расплывчато.

Прицеливание включает в себя наведение лука на мишень, уточнение положения прицельного приспособления и ее удержание в районе прицеливания, а также уточнение положения тетивы относительно лука.

Вначале выполнить все составляющие прицеливания слишком трудно, т.к. у большинства из стрелков, как правило, сознание направлено в основном на ожидание момента наилучшей устойчивости лука. Поэтому для освоения прицеливания лучники должны под руководством тренера многократно выполнять эти движения и учиться, относительно неподвижно, удерживать лук в течение нескольких секунд (8-10). Однако общее время удержания на тренировках может быть гораздо больше (20-30 с).

Для обучения удержанию лука (прицельного приспособления) на фоне мишени могут быть использованы следующие упражнения:

  • удержание прицельного приспособления на фоне чистого щита;
  • удержание прицельного приспособления на фоне белого листа бумаги небольшого размера;
  • удержание прицельного приспособления в перекрестии, нарисованном на белом листе бумаги;
  • удержание прицельного приспособления в круге разного диаметра и др.

Район прицеливания выбирается в зависимости от степени устойчивости оружия. Чем выше степень устойчивости, тем меньше район прицеливания.

Выпуск (спуск).

Выполнение выпуска точно согласуется с прицеливанием, т.е. с положением прицельного приспособления в районе прицеливания, положением тетивы относительно прицельного приспособления и проекцией линии прицеливания на мишени.

Выпуск (способ освобождения тетивы из захвата) является заключительным элементом техники выстрела из лука. Правильно выполнить его в начале обучения в сочетании с другими элементами чрезвычайно трудно. Поэтому после рассказа и показа выполнения выпуска тренер может использовать своеобразный тренажер: к какой-либо опоре на уровень линии плеч прикрепляется резиновый амортизатор, стрелок принимает изготовку без лука, левую руку спускает вниз, а правой берется за резину и под руководством тренера имитирует натяжение, а затем выпуск.

После того как обучаемые научатся в целом выполнять выпуск без участия левой руки, задание усложняется. По команде тренера стрелки принимают изготовку, берут резиновый жгут в левую руку, правой выполняют захват, натяжение и выпуск. Далее идет обучение выполнению выпуска с использованием стрелы и лука.

Тренер обращает внимание спортсменов на то, что пальцы руки, выполняющей натяжение и выпуск тетивы, не должны чрезмерно перенапрягаться, кисть и предплечье должны быть по возможности расслаблены, т.к. их чрезмерное напряжение может вызвать напряжение мышц антагонистов и затруднить выполнение выстрела в целом.

Сохраняя надежность упора левой рукой должно произойти мгновенное, одновременное и полное расслабление пальцев. Тетива «сама» раскроет расслабленные пальцы и сойдет с них. От скорости, степени полноты расслабления и одновременности расслабления пальцев правой руки во время завершающей фазы натяжения лука зависит и угол схода тетивы с пальцев. Это важно в связи с тем, что может повлиять на положение лука в момент движения стрелы в его плоскости и на величину деформации стрелы, т.к. она жестко закреплена на тетиве, а это влияет на стабилизацию её в полете, и в итоге, на кучность и меткость стрельбы.

Поэтому в процессе обучения и совершенствования стрелки постоянно следят за правильностью и согласованностью выполнения выпуска с другими элементами техники.

Тренер обращает внимание стрелков на то, чтобы напряжение мышц пальцев, кисти и предплечья не было чрезмерным, чтобы движение пальца (большого или указательного), осуществляющего спуск (давление), было плавным и автономным, а выпуск тетивы совпадал с общей готовностью к выстрелу. Необходимо также обращать внимание на то, чтобы обработка спуска не отвлекала от выполнения других технических действий - особенно необходимо контролировать напряжение мышц спины и руки, осуществляющих удержание лука в натянутом положении (в процессе обработки спуска оно должно немного возрастать), работу левой руки (надежный упор в лук) и достижение наибольшей устойчивости тела.

Естественно, что при выполнении прицельного выстрела необходимо контролировать положение прицельного приспособления в районе прицеливания.

Управление дыханием.

На начальном этапе обучения навык управления дыханием необходимо формировать после освоения изготовки. В начале натяжения лука происходит затухание дыхания, заканчивающееся выдохом и задержкой. Заключительная фаза натяжения и выпуск выполняются, как правило, на полувыдохе. В это же время происходит окончательное уточнение и удержание прицельного приспособления в районе прицеливания. После выстрела дыхание сразу же продолжается.

В зависимости от длительности задержки дыхания, состояния стрелка, уровня развитого усилия и его подготовленности дыхание после выстрела может быть нормальным, несколько углубленным и глубоким. Не следует затягивать задержку дыхания и тем самым вызывать затруднения и неприятные ощущения. Необходимо соотносить время задержки дыхания со временем выполнения выстрела (не более 6 с).

Следует отметить, что управление дыханием может способствовать успокоению и

активизации, т.к. спокойствие характеризуется спокойным дыханием. Таким образом, использование определенной манеры дыхания с затуханием дыхательных движений к периоду устойчивого положения лука и как бы естественной непродолжительной задержкой его к моменту выстрела является наиболее рациональной схемой техники дыхания стрелка.

Обучение управлению дыханием должно органически сочетаться с обучением технике изготовки, прицеливания, натяжения и выпуска. Оно должно совершенствоваться на всех этапах подготовки спортсмена.

Обучение выполнению целостного выстрела:

В начале обучения тренер показывает, как выполняется целостный выстрел из лука. Встав на линию стрельбы так, чтобы его было хорошо видно, тренер принимает исходное положение для стрельбы и выполняет несколько выстрелов по мишени.

Этапы целостного выстрела:

а) стрельба по чистому щиту на короткой дистанции (3-5 м);

6) стрельба по щиту на различных дистанциях; в) стрельба по мишени на кучность;

г) стрельба на результат.

Тренер сразу же объясняет, что главное - это кучная стрельба, меткость является же результатом совмещения хорошей кучности с центром мишени (район прицеливания) за счет внесения поправок в прицеливании. Внимание обучаемых следует обратить также на то, что средняя точка попадания строго индивидуальная, поэтому у каждого спортсмена должен быть свой лук и стрелы, пристрелянные им самим.

На начальном этапе совершенствования основной задачей является закрепление освоенной техники выстрела из лука, максимальная адаптация ее к индивидуальным особенностям спортсмена. При стрельбе на результат лучник должен стремиться к наиболее полной и успешной реализации своего технического потенциала в ответственных соревнованиях при воздействии на него различных факторов (неблагоприятные метеорологические условия, поломка или замена материальной части, острая конкуренция, психическая напряженность и т.п.).

На этом этапе совершенствования необходимо выйти на такой уровень технического мастерства, чтобы он позволял обеспечивать эффективную реализацию тактических требований, которые будут постоянно усложняться по мере того, как стрелок будет повышать свое спортивное мастерство и участвовать во все более ответственных и крупных соревнованиях.

3. Годовой план-график

Годовой план-график на 2022-2023 учебный год по стрельбе из лука

Стартовый уровень

п/п

Разделы подготовки

Часы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1.

Теоретическая подготовка

6

1

1

1

1

1

1

2.

ОФП

12

2

1

1

1

1

1

2

1

1

3.

СФП

10

1

1

1

1

1

1

2

1

1

4.

ТТП

30

5

3

3

4

4

4

3

2

2

5.

Психологическая подготовка

2

1

1

6.

Участие в соревнованиях

6

2

2

1

1

7.

Медицинский контроль

2

1

1

8.

Контрольные нормативы

4

2

2

9.

Общее к-во часов

72

9

8

9

9

6

8

10

8

5

Тренер-преподаватель Г.О. Будаева

Годовой план-график на 2022-2023 учебный год по стрельбе из лука

Базовый уровень

п/п

Разделы подготовки

Часы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1.

Теоретическая подготовка

8

1

1

1

1

1

1

1

1

2.

ОФП

43

6

6

4

4

4

4

4

5

6

3.

СФП

32

3

3

4

4

4

4

4

3

3

4.

ТТП

100

12

11

13

17

9

11

8

12

7

5.

Психологическая подготовка

5

1

2

2

6.

Участие в соревнованиях

20

4

4

4

4

4

7.

Медицинский контроль

2

1

1

8.

Контрольные нормативы

6

3

3

9.

Общее к-во часов

216

26

26

26

28

18

24

26

26

16

Тренер-преподаватель Г.О. Будаева

Годовой план-график на 2022-2023 учебный год по вольной борьбе

Продвинутый уровень

п/п

Разделы подготовки

Часы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1.

Теоретическая подготовка

12

1

1

2

2

1

1

2

1

1

2.

ОФП

70

9

9

9

9

5

5

9

9

8

3.

СФП

74

8

8

8

8

8

8

8

8

8

4.

ТТП

160

19

20

20

23

13

21

22

16

6

5.

Психологическая подготовка

6

1

1

1

1

1

1

6.

Участие в соревнованиях

28

2

3

4

3

3

4

3

3

3

7.

Медицинский контроль

2

1

1

8.

Приемно-переводные испытания

8

4

4

9.

Общее к-во часов

360

44

42

44

46

30

40

46

42

26

Тренер-преподаватель Г.О. Будаева

  1. Методическая часть

В спортивной тренировке под термином метод принято понимать способ применения основных средств тренировки, совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

Методы спортивной тренировки принято условно подразделять на: словесные, наглядные и специфические (практические).

Используя различные словесные методы (рассказ, объяснение, лекцию, беседу, анализ и обсуждение), тренер в процессе общения со спортсменами в доступной для них форме, пользуясь специальной терминологией, сообщает спортсменам необходимую информацию на всех этапах подготовки.

Словесные методы очень часто используются в сочетании с наглядными. Наглядные методы, используемые в стрельбе из лука весьма разнообразны. К ним относятся:

  1. грамотный в методическом смысле показ различных упражнений, отдельных элементов техники изготовки, прицеливания и выстрела в целом, который обьшно проводит тренер или квалифицированный спортсмен, показ (в сочетании с объяснением) различных элементов материальной части оружия и экипировки и т.д.;
  2. демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники выполнения выстрела тем или иным в различных ситуациях, плакатов, схем, содержащих наглядную информацию о том или ином виде подготовки, и т.п.;
  3. применение различных световых, звуковых, механических и электронных устройств, сообщающих информацию спортсмену и тренеру о параметрах движения, о состоянии различных систем организма спортсмена, обеспечивающих реализацию прицельного выстрела по мишеням, об изменении положения средней точки попадания и о необходимости внесения корректив и т.д. Методы практических упражнений (специфические) направлены на овладение основами техники выполнения выстрела в стрельбе из лука, а затем на ее совершенствование;

Нагрузка определяется объемом и интенсивностью выполняемой работы. Нагрузка может быть стандартной или переменной, иметь непрерывный или интервальный характер. Отдых как обязательный элемент метода может быть активным или пассивным. Интервал отдыха между частями нагрузки может быть ординарным, жестким, максимальным.

Основные средства тренировочных воздействий общеразвивающие упражнения (с целью создания школы движения); подвижные игры (футбол, баскетбол, беговые эстафеты) и игровые упражнения грамотный показ различных упражнений, отдельных элементов техники выстрела и выстрела в целом, демонстрация учебных фильмов.

  1. Система контроля и зачетные требования

Способы проверки результатов освоения программы:

Контроль общей физической и специальной физической подготовки обучающихся проводится в виде промежуточной аттестации, порядок и сроки которой определяются локальным актом Учреждения. Оценка спортивно-технической и тактической подготовки спортсмена осуществляется по результатам его выступления на соревнованиях и выполнения нормативов спортивных разрядов и званий. Кроме нормативов, выполнение которых обязательно для перевода на следующий этап спортивной подготовки, для оценки общей и специальной физической подготовленности спортсменов могут использоваться следующие комплексы спортивных испытаний:

Контрольно-переводные нормативы по ОФЯ и СФЯ для спортивно-оздоровительных групп

Виды подготовки и контрольные

упражнения

Спортивно-оздоровительный этап подготовки

«4»

Общая физическая подготовка

Бег на 60 м(с)

ю

д

Прыжки в длину с разбега, см

ю

д

330

280

340

290

350

300

Метание теннисного мяча, м

ю д

25

16

27

17

30

18

Подтягивание на перекладине, колич. раз

(юн)

2

4

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа

ю д

8

5

9

6

10

7

Специальная физическая подготовка

Натяжение лука (личного оружия) до

касания тетивой подбородка, колич. раз ю

д

5

5

6

6

7

7

Удержание лука в натянутом положении

в позе изготовки, (с) ю

д

15

13

17

14

18

15

Удержание лука в натянутом положении

в позе изготовки (три серии по 6 раз, интервал отдыха между сериями 60 с; время удержания и отдыха, с)

ю yд ю от. д. уд д от.

3

25

3

25

4

23

4

23

5

20

5

20

  1. Планируемые результаты

  1. Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
  2. Освоение основ техники стрельбы из лука;
  3. Всестороннее гармоничное развитие физических качеств.

  1. Перечень информационного обеспечения

  1. Федеральный закон от г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Приказ Министерства спорта РФ от г № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
  4. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от № 41 (СанПиН ) (далее — СанПиН).
  6. Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер.-М.: ДОСААФ, 1977.
  7. Володина И. С. Физическая подготовка стрелка-спортсмена. - М: РГАФК,
  8. Щеголев, В. А., Яценко Л. Г. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений / В. А. Щуголев, Л. Г. Яценко.

Перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в образовательном процессе:

  1. Официальный интернет-сайт Олимпийского комитета России [электронный pecypc] (http/)
  2. сайт минспорта России.
  3. #1081;cкoe антидопинговое агент

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

Сертификат

275152970271060640478711546600923288287568428802

Владелец

Баданова Лариса Бимбаевна

Действителен

С по


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...