Авторская программа театрального объединения "Радуга" для обучающихся с ОВЗ
рабочая программа (5 класс)

Гильманова Гульназ Наилевна

Данная программа для внеурочной деятельности для проведения кружковой работы по театральному творчеству. Театр - результат коллективной работы с детьми. Он сближает, объединяет детей по интересам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_gilmanovoy_g.n.dlya_publikatsii.docx55.42 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уруссинская школа-интернат для детей с ограниченными  возможностями здоровья» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

         «Согласовано»                                «Согласовано»                                            «Утверждаю»

         Зам.директора по УР                     Зам.директора по ВР                                  Директор ГБОУ                                                                                                        

                                                                                                                         Приказ №95 от 31.08.2024г

                        Султанова Р.Р.                                 Гильманова Г.Н.                           Дусалимов И.М.

     Протокол №1 от                               Протокол №1 от

     31.08.2024г.                                        31.08.2024г.

                                                       

Авторская рабочая программа

школьного театрального объединения

«Радуга»

Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                      Программу составила:

                                                             Гильманова Г.Н.,

                                                                    учитель-дефектолог 1      

                                                                                  квалификационной категории

2024-2025 учебный год

Содержание

1.                Общие положения.

1.1.        Актуальность программы

  1.           Цель и задачи программы

1.3.          Планируемы результаты.

1.4.          Контроль результатов обучения

1.5.          Продолжительность и этапы реализации программы

1.6.          Принципы и этапы проведения

2.                Содержательный раздел.

2.1.        Учебно-тематический план программы

2.2        Содержание программы

     2.3.           Методическое обеспечение программы

      3.             Календарно – тематический  план внеурочной деятельности.

4.                Техническое оснащение.

5.                Список использованной литературы.

Общие положения

Авторская программа  разработана в рамках адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся ГБОУ «Уруссинская  школа-интернат»  в соответствии с требованиями:

-        Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации " от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

-        Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-        Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с нарушениями интеллекта;

-        Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с нарушениями интеллекта;

-        Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года;

-        Действующего Устава школы;

 - анализ Интернет-ресурсов, где представлен опыт работы театральной деятельностью с детьми с ОВЗ;

- учебно–методическое пособие, практикум «Основы актерского мастерства», М:2022, Театральный институт имени Б. Щукина;

- примерная программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» для 1-4 классов, М: 2022, Театральный институт имени Б.Щукина;

- личного опыта.

Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации рабочей и включает:

-        пояснительную записку с указанием целей, задач и сроков реализации программы, психолого-педагогической характеристикой и особыми образовательными потребностями обучающихся с нарушениями интеллекта,

-        планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы.

-        диагностика сформированности у обучающихся базовых учебных действий в результате реализации Программы воспитания.

Содержательный раздел определяет общее содержание воспитательной работы как педагогически адаптированной системы знаний, умений и навыков, усвоение которой обеспечивает развитие личности детей с нарушениями интеллекта, формирование мировоззрения, системы ценностей и идеалов, обуславливающих гражданскую позицию каждого, его отношение к миру и определение своего места в нем.

Содержательный раздел включает:

-        программу формирования базовых учебных действий,

-        основные направления воспитания.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации воспитательного процесса, а также механизм реализации рабочей  программы.

В настоящее время интерес к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната значительно возрос. Главной задачей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других значительных навыков и умений. Театр – помощник в воспитании детей. Он побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, речи, настойчивости и целеустремлённости, проявлению интереса, эмоций при проигрывании ролей. Спектакль — результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Вся организация работы в самодеятельном театральном коллективе должна помогать школьникам осознать, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность. Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач, стоящих перед руководителем. Практическое знакомство со сценическим действием как основой данного искусства имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи и др.

Актуальность программы.

          Театрализованная деятельность имеет особое значение для развития детей с ОВЗ с нарушением интеллекта. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Театральная деятельность выполняет особые функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Через театральную деятельность происходит развитие внимания, быстроты реакции, находчивости, пробуждается фантазия и воображение, креативность с положительным вектором применения, улучшается пластика и диапазон речи. Постепенно формируется вкус, воспитывается чувство меры, способность анализировать, мыслить нестандартно, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, вести ЗОЖ. Все это позволяет развить у обучающихся навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе, обеспечивающие, в первую очередь, их социализацию. Театр оказывает на детей лечебное воздействие и является способом профилактики и коррекции многих функций.

Через театральное творчество можно дать детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им раскрыть свое «Я», понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, и, театральная деятельность, стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Школьная театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Приобщаясь к великому чуду театра, ребенок начинает понимать, что он не одинок, он принят в дружескую компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, а чем-то более высоким, важным и удивительным. Организация такой деятельности решает не только проблему эмоционально-волевой сферы ребенка, вопросы нравственного воспитания и социализации, но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности, что помогает детям с ОВЗ достигнуть лучшей результативности в обучении в школе. Театральная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой систему мероприятий, объединенных общей идеей реализации социокультурных практик, приобщения детей и семей, в целом, к созданию общего творческого пространства. Все это возможно через освоение детьми пространства театра. Театральное искусство является действенным способом нравственного, эстетического воспитания, помогает ребятам раскрывать чувства, эмоции, углубляет их переживания.

Актуальность театральной деятельности связана с тем, что она сегодня стала неотъемлемой частью всего педагогического и коррекционно-развивающего процесса в условиях образовательной организации для детей с ОВЗ. В условиях образовательной организации театральная деятельность является эффективным методом коррекционной работы, поскольку происходит социализация детей с ОВЗ в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В программе отображается работа с разными видами театров: драматическим, настольным, теневым, кукольных. Работа привлекает тем, что куклы-персонажи можно самостоятельно сшить, связать, изготовить из бросового материала. Также можно сшить костюмы актерам-героям и нарисовать декорации сцены. В эту творческую работу с интересом включаются сами участники постановок, а так же их родители.

Программа по внеурочной театральной деятельности будет интересна не только педагогам, работающим с особенными детьми, но и широкому кругу читателей, кто интересуется вопросами творческого развития детей.

Цель и задачи программы

Цель программы: Социализация детей с ОВЗ, формирование у детей младшего и среднего возраста с нарушением интеллекта интереса к театру и современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей.  Совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка, коррекционное воздействие через здоровьесберегающие технологии.

Образовательные задачи:

- познакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, теневой, настольный);

- учить работать над текстом (чтение по ролям);

- поощрять самостоятельность и активность в показе сценических образов героев;

- учить различным средствам выразительности (движения, интонации, мелодики голоса).

Развивающие задачи:

- развивать творческие способности и интерес к самовыражению в театральной игре;

- развивать и совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;

- развивать речь и обогащать словарный запас;

- развивать культуру речи, формировать навыки дикции, мимики и пластики;

- развивать артикуляционную моторику, правильное дыхание;

- развивать воображение и способность экспериментировать на заданную тему;

- развивать у детей адекватную собственную самооценку и умение оценить товарищей;

- развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство прекрасного;

- повышение уровня самооценки у детей;

           - воспитывать   умение взаимодействовать друг с другом на сцене и в реальной жизни;

           - воспитывать аккуратность и бережное отношение к костюмам и театральным реквизитам.

Планируемые результаты

Личностные:

  • у обучающихся будет сформирована потребность сотрудничества со сверстниками, стремление к доброжелательным отношениям, желание прислушиваться к мнению товарищей;
  • у обучающихся будут сформированы эстетические потребности, ценности на основе произведений художественной литературы;
  • у обучающихся сформируется осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметные

1.  Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над театральной постановкой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня все получится», «Мы вместе всё сможем», «Я смогу сделать сам…».

2.  Познавательные универсальные учебные действия:

 Учащиеся научатся:

  • пользоваться приемами анализа и синтеза при чтении текстов пьес, проводить сравнение и характеристику поведения героев;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при придумывании сказок, этюдов, чтении по ролям и инсценировании.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу;
  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью и самим предлагать помощь и сотрудничество;
  • формулировать свои затруднения;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении ролей в совместной театральной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • делать адекватную самооценку и оценивать поведение окружающих.

4. Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению по ролям;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, испуг).

Контроль результатов обучения

Данная программа предусматривает различные виды контроля результатов обучения.

1. Текущий контроль — осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий. Так же сами учащиеся могут давать оценку или характеристику выступающему ребенку в процессе обсуждения и работы над пьесой.

2. Промежуточный контроль -  осуществляется на занятиях в игровой форме или устраиваются зачеты по выполнению специальных упражнений, проведению театральных тренингов и игр, показ миниатюр.

3. Итоговый контроль - проводится в конце учебного года по окончании освоения программы театрального кружка «Радуга» в форме творческого отчета: показ (или просмотр видео) инсценировок, миниспектаклей, конкурсных выступлений. По итогам работы в учебном году ребята награждаются дипломами и похвальными грамотами.

Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень освоения программы (8-10 баллов). Для высокого уровня освоения программы характерны: активная познавательная и творческая преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, заинтересованность, увлечeнность, высокая внутренняя мотивация. Обучающийся проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень освоения программы (5-7 баллов). Для среднего уровня освоения программы характерны: активная познавательная деятельность, проявление самостоятельности и творческой инициативы при выполнении заданий, неустойчивая положительная мотивация. Обучающийся проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью педагога. Создает по эскизу или словесной характеристике – инструкции педагога образ персонажа. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень освоения программы (1-4 баллов). Для низкого уровня освоения программы характерны: репродуктивный характер творческой деятельности ребeнка, начальный познавательный уровень активности, трудности с изображением или представлением сценических персонажей, на занятии необходима помощь педагога, внешний вид мотивации. Обучающийся мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью педагога. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Несамостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

Продолжительность и этапы реализации программы

Программа разработана для учащихся ГБОУ «Уруссинская школа-интернат» 7-15 лет, продолжительностью 1 год обучения.

На реализацию программы отводится 136 часов в год (4 часа в неделю). Занятия проводятся по 40 минут во внеурочное время, что соответствует с нормами СанПина.

70% от содержания программы направлено на активную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, изготовление декораций.

Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр презентаций и видео-сказок, заучивание текстов, репетиции. Также в каникулярное время учащиеся совместно с родителями посещают театры и театральные площадки.

Общение с учащимися организовано на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения.

Программа основана на следующих принципах                                                           проведения театрализованной деятельности:

    Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка с ОВЗ.  

    Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка с ОВЗ и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

   Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

   Принцип целостности содержания образования. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

    Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

   Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

    Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

   Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

   Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

   Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

    Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у учащихся способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

Организация театральной деятельности строится в несколько этапов:

Подготовительный этап «Знакомство», организационный.

На этом этапе учащиеся получают первоначальные знания о театре. Через просмотр спектаклей знакомятся с театральными деятелями. Осуществляется посещение костюмерной школьного театра. Проводятся мастер-классы игры на музыкальных инструментах. Так же в театральную среду привлекаются родители обучающихся и волонтеры объединения «Бумеранг» для создания атрибутов к спектаклям.

Основной этап.

Происходит дальнейшее развитие у ребят навыков продуктивной деятельности, социального взаимодействия, позитивного отношения к героям будущего спектакля. Идет активная работа по изготовлению бутафорской продукции - всё то, что будет использовано в постановке спектакля.

В условиях работы с детьми, имеющими ОВЗ, все обучению продуктивной деятельности происходит в темпе и последовательности, рассчитанных на психологические и физические особенности данной группы обучающихся.

Основной этап - работа над сценическим материалом. Осуществляется знакомство с персонажами пьесы, изучаются взаимоотношения героев, их походки, манеры речи и т.д. Идут репетиции самого спектакля.

Заключительный:

Заключительным этапом работы может стать участие в конкурсах театрального творчества на школьном, муниципальном, республиканском и федеральном уровнях, особенно на ежегодном Республиканском фестивале детских театральных студий для детей с ОВЗ «Театр - All Inclusive», проводимый Благотоворительным фондом «АкБарс Созидание».

Третий этап представляет собой тренинги на сплочение детского коллектива, коммуникативные тренинги с участием детей, целью которых является формирование у них активной и открытой позиции, создание положительного опыта общения со сверстниками, формирование позитивного образа «Я», воспитание взаимопомощи, поддержки, сопереживания и формирование навыков выражения собственных эмоций и чувств в социально приемлемых формах.

Формы занятий

В процессе занятий театрального кружка используются различные формы занятий:

- театральная игра;

- конкурсы;

- викторины;

- беседы;

- мастер-классы;  

- спектакли;

- экскурсии в театр, музеи;

- праздники;

- акции.

Деятельность учащихся на занятиях организуется в нескольких формах:

- фронтальной - одновременная работа со всеми учащимися;

- групповой - организация работы малыми группами учащихся;

- индивидуальной - индивидуальное выполнение упражнений и заданий.

Детство – уникальный период в жизни человека. А для детей с ограниченными возможностями здоровья этот этап более сложен: их детство скованно узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщенно постоянным психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все.

Театрализованная деятельность может помочь в решении этих проблем. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир.

Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни. Любовь к театральному творчеству это желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а его внутренний мир богаче.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Форма и содержание занятия

Кол-во

часов

Занятия

Т-теория

П-практика

1.

Вводное занятие. Основы театральной культуры

Знакомство детей с театральной терминологией; c основными видами театрального искусства. Беседа о культуре поведения в театре. Программа театрального кружка.

Правила поведения в театре, знакомство с видами деятельности людей театральных профессий.

История развития театра. Виды театров.

 Викторина «Знакомы вы с театром?»

4

2

2

2.

Азбука театра.

Театральная игра

«Путешествие в закулисье»

Ориентирование в пространстве, умение размещаться на сценической площадке.

Театральный тренинг: построение партнерского диалога на заданную тему; развитие способности напрягать и расслаблять отдельные группы мыщц.

Зрительное и слуховое внимание, память.

Творческие задания на развитие наблюдательности, образного мышления, фантазии, воображения.

4

2

2

3.

Музыка, пение

Музыкальная игра-угадайка. Формирование музыкального вкуса, творческого воображения, способности интерпретировать.

Игры и упражнения в ритмике.

Игра на музыкальных инструментах (ложки, погремушки, бубны, колокольчики)

4

2

2

4.

Культура и техника     речи. Сценическая речь

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Упражнение в чётком произношении слов, отработка дикции. Логоритмика.

Интонацию. Тренинг в связной образной речи. Составление мнемотаблиц для запоминания текстов. Игра «Фантазеры» (сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм) Тренинг в произнесении скороговорок .

10

2

8

5.

Актерское мастерство

Знакомство с элементами актерского мастерства Элемент актерского мастерства- внимание. Игры и упражнения.

10

2

8

6.

Хореография

Хореографическая разминка. Исполнение танцевального шага. Хореографическая постановка танцевальной композиции.

10

2

8

7

Этюды

Раскрыть понятие этюд. Этюд-упражнение с содержанием.

8

2

6

8

Работа над        спектаклями

Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на режиссерском руководстве. Включает в себя знакомство с пьесой (сказкой) и самой репетицией спектакля. От этюдов - к рождению спектакля.

Показ спектакля. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, восхищение, жалость, презрение, осуждение, таинственность и т.д.); пополнять словарный запас, развивать образный строй речи

54

2

52

9

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ

Репетиция с музыкальным и световым сопровождением спектакля. Генеральная репетиция (репетиция с реквизитами, бутафорией, в костюмах). Разбор итогов генеральной репетиции. Показ спектакля. Коллективный анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок.

30

2

28

10

Заключитель-ное занятие

Подведение итогов года. Обсуждение и анализ работы кружка, выделение успехов каждого воспитанника. Отчётное занятие - показ отрывков из подготовленных спектаклей. Награждение дипломами победителей в театральных конкурсах

2

1

1

ИТОГО

136

19

117


Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство с группой. Ознакомление с программой. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях. Викторина «Знакомы вы с театром?»

Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» - умение представить себя публике. Разработка устава театрального кружка.

Азбука театра

История возникновения и создания театра. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Многообразие выразительных средств театра.

Правила поведения в театре. Театральный этикет. Знакомство с профессиями: актер, режиссер, сценарист, декоратор, гример, звукорежиссер.

Практическая часть. Тест «Какой я зритель», игра-викторина «Путешествие в закулисье», сценический этюд «Профессии театра…», игра в слова «Одно и то же по-разному».

Театральная игра

Актер-основное выразительное средство театра. Внешность и голос, пластика тела и эмоциональная заразительность - необходимые качества актера.

Практическая часть. Упражнения на смену объектов внимания. Игра на воображение. Выполнение этюдов на перемену отношения. Разработка предлагаемых обстоятельств.

Музыка и пение

Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Ритмика и умение играть ансамблем. Развитие фонематического слуха.

Практическая часть. Музыкальная игра-угадайка. Разучивание песен по календарным праздникам.

Культура и техника речи. Сценическая речь

Основы практической работы над голосом. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Логоритмика.

Практическая часть. Коллективная игра «Я - дирижер», упражнения на дыхание «теплый-холодный». Соединение координации движений с предметами (мягкие мячики, игрушки-мнушки, кольца су-джок)

Актерское мастерство

 Мышечная свобода. Особенности сценического внимания. Наблюдение, воображение, фантазия.

Практическая часть. Упражнения на развитие зрительного внимания: «Повтори позу», «Зеркало», «Кто во что одет».

Упражнения на развитие слухового внимания: «Послушаем тишину», «Летает не летает», «Хлопки». Развитие фантазии при рассматривании реальных предметов (камней, веток деревьев). Упражнения на подражание голоса: медведя, тигра, коровы, кошки, собаки, птиц. Упражнения на звукоподражание: шелест листьев, травы, вой ветра, шум дождя, капель, гром и т.д.

Хореография.

Понятие хореографии. Известные хореографы. Движение и музыка.

Практическая часть. Исполнение танцевального шага. Хореографическая постановка танцевальной композиции. Народные танцы, движения.

Этюды.

Понятие этюд. Этюд - упражнение с содержанием.

Практическая часть. Упражнения на память физических действий, на внимание, фантазию, освобождение мышц, движение, на органическое молчание для двоих, нескольких человек, общение в группе.

Работа над        спектаклями.

Знакомство с пьесой (сказкой). Интонация, пополнение словарного запаса, развитие речи.

Практическая часть. Репетиции. Коррекция речи и интонации, мимика, заучивание слов.

Заключительное занятие. Подведение итогов года. Обсуждение и анализ работы кружка.

Практическая часть. Показ отрывков из спектаклей. Награждение дипломами победителей и по номинациям.

Методическое обеспечение программы

Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся  с ОВЗ устойчивый интерес к театральной деятельности.

  Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 Словесный - беседа, устное изложение, рассказ, объяснение, работа с текстом;

Наглядный - показ видео, иллюстраций, просмотр фотографий, повтор действий   по образцу;

Практический - ролевые игры, экскурсии, игровой тренинг.

   Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

  Методы создания положительной мотивации обучаемых:

  • эмоциональные - ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, удовлетворение желания быть значимой личностью;
  • волевые - предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к результату деятельности, информирование о прогнозируемых результатах.

Календарно-тематическое планирование театрального объединения «Радуга»

п/п

Наименование разделов программы и тем занятий

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Вводное занятие. Основы театральной культуры (4 часа)

1

Виды театрального искусства. Раскрыть понятие кукольный театр, драматический театр, музыкальный театр, теневой  театр.                                                                    Программа театрального кружка. Беседа о культуре поведения в театре. Правила поведения в театре, знакомство с видами деятельности людей театральных профессий. История развития театра. Виды театров.                                                         Викторина «Знакомы вы с театром?»

4

2.09

3.09.

4.09.

5.09

Азбука театра. Театральная игра (4 часа)

1

«Путешествие в закулисье». Ориентирование в пространстве, умение размещаться на сценической площадке.

1

9.09

2

Театральный тренинг: построение партнерского диалога на заданную тему; развитие способности напрягать и расслаблять отдельные группы мыщц.  Зрительное и слуховое внимание, память.

1

10.09

3

Творческие задания на развитие наблюдательности, образного мышления, фантазии, воображения.

2

11.09    12.09

Музыка, пение (4 часа)

1

Музыкальный вкус, творческое воображение, способности интерпретировать. Музыкальная игра-угадайка.

1

13.09

2

Игры и упражнения в ритмике. Игра на музыкальных инструментах (ложки, погремушки)

1

16.09

3

Игра на музыкальных инструментах (бубны, колокольчики)

2

17.09    18.09

Культура и техника речи. Сценическая речь (10 часов)

1

Подготовка речевого аппарата (артикуляционная гимнастика). Игровые тренинги.                                        

4

19.09, 23.09

2

Постановка голоса. Звуковые упражнения.

2

24.09, 25.09

3

Правильная дикция и артикуляция. Упражнения со скороговорками.

4

26.09,  30.09 1.10, 2.10

Актерское мастерство (10 часов)

1

Знакомство с элементами актерского мастерства. Элемент актерского мастерства - внимание. Игры и упражнения.

4

3.10, 7.10    8.10,    9.10

2

Развитие артистической смелости.

2

10.10, 14.10

3

Игры и упражнения на развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.

4

15.10,16.10 17.10, 21.10

Хореография (10 часов)

1

Хореографическая разминка. Исполнение танцевального шага.

1

22.10

2

  Татарский народный танец. Танцевальные элементы

1

23.10

3

Хореографическая постановка танцевальной композиции

2

24.10       5.11  

4

Театрализованный танец с элементами актерского мастерства.

2

6.11        7.11    

5

Постановка танцевально-театральных номеров к спектаклю.

2

8.11          11.11    

5

Репетиции

2

12.11,  13.11  

Этюды (8 часов)

1

Раскрыть понятие этюд. Этюд-упражнение с содержанием.                                                                                                              

2

14.11    18.11  

2

Завязка в этюде. Событие в этюде.

2

19.11    20.11  

3

Парные этюды.

4

21.11, 25.11  26.11, 27.11  

Работа над спектаклями (54 часа)

1

Выбор драматического произведения. Просмотр видеоматериала.

4

28.11, 2.12.  3.12, 4.12

2

Распределение ролей. Читка по ролям.

4

5.12 9.12, 10.12 11.12

3

Деление пьесы на отдельные эпизоды. Импровизация.

4

12.12 16.12, 17.12 18.12

4

Этюдные репетиции пьесы. Обсуждение характеров персонажей.

10

19.12, 23.12 24.12 25.12, 26.12 9.01, 10.01, 13.01 14.01, 15.01

5

Хореографические постановки к спектаклю.

6

16.01 20.01, 21.01 22.01, 23.01 27.01

6

Репетиция в декорациях.

10

28.02, 30.01 3.02, 4.02 5.02, 6.02 10.02, 11.02 12.02, 13.02

7

Монтировочные репетиции эпизодов. Корректировка

8

17.02, 18.02 19.02 20.02, 24.02 25.02, 26.02, 27.02  

8

Прогон спектакля. Использование элементов костюмов, реквизита и бутафории.

8

3.03, 4.03 5.03, 6.03, 10.03  11.03, 12.03 13.03,

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ (30 часов)

Репетиция с музыкальным и световым сопровождением спектакля (имитация различных шумов и звуков).

16

17.03 18.03, 19.03 20.03, 1.04, 2.04, 3.04, 7.04 9.04, 10.04 14.04, 15.04 16.04 17.04, 21.04, 22.04  

Генеральная репетиция (репетиция с реквизитами, бутафорией, в костюмах). Разбор итогов генеральной репетиции.

12

23.04 24.04, 28.04 29.04, 30.04 5.05, 6.05 7.05, 12.05 13.05, 14.05,  15.05

Показ спектакля.

2

19.05, 20.05.  

Коллективный анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание перспектив.

2

21.0522.05

Заключительное занятие (2 часа)

1

Подведение итогов года. Обсуждение и анализ работы кружка, выделение успехов каждого воспитанника.

2

26.05    27.05

2

Отчётное занятие - показ отрывков из подготовленных спектаклей. Награждение дипломами победителей в театральных конкурсах

2

28.05.05   29.05

ИТОГО:

136 час. 

                                                                   

Техническое оснащение

Для реализации программы необходимо:

 - просторный, хорошо проветриваемый кабинет, столы, стулья;

 - сцена театрального зала со световым и звуковым оборудованием;

  - художественные альбомы, наборы открыток, репродукции, фотоматериалы;

  - музыкальная аппаратура;        

  - мультимедийный проектор, экран, ноутбук с выходом в Интернет.  

Всё это позволит демонстрировать интернет-ролики и видеоматериалы.

Программу реализуют педагог, ведущий занятия.

Список использованной литературы

1. Агаева И.Б. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебно-методическое пособие / И.Б. Агаева. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2021г.

2. Антонова Н.А. Проблема социальной адаптации и реабилитации детей с умственной отсталостью. Н.А. Антонова. Научный поиск, 2020г., № 2.1.

3. Азбукина Е.Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с дезадаптированными подростками. Е.Ю. Азбукина. Вестник ТГПУ. – 2022г. – № 1.

4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы

для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2021г.

5. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2022г.

 6. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие, СПБ. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2001г.

7. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические         задания  для начинающих педагогов/. Я вхожу в мир искусств – 2020г., № 8.

8.  Бруссер А.М. «Основы дикции. Практикум». /Учебное пособие/М.: Театральный институт им. Бориса Щукина, 2020г.

9.  Бруссер А.М. Методика преподавания предмета сценическая речь. /Учебное   пособие/.М.: Театральный институт им. Бориса Щукина, 2020г.

10. Козлянинов Г.И. Упражнения по дикции,  М., 2019г.

11. Нурмуратова А.К. Социализация учащихся  ментальными нарушениями в условиях коррекционной школы: проблемы и решения. А.К. Нурмуратова, Б.Ж. Культаева. Педагогика: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции (г.Челябинск, июнь 2021г.)

12. Школьный театр. Классные шоу-программы», серия «Здравствуй школа», Ростов н/Д: Феникс, 2019г.

13. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. А.Б.Никитиной. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2023г.

14. Сидорина И.К., Ганцевич С.М. От упражнения к спектаклю, М., 2022г.

15. Ершова А., Букатов В. Актёрская грамота – детям, С. - П., 2021г.

16. Учебно – методическое пособие, практикум. Культура и техника речи. Театральный институт имени Б. Щукина, М:2022г.  

17. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу, М., 2023г.

18. Методическое пособие по организации инклюзивных театральных школ «Театральный проект как пространство всестороннего развития людей с ОВЗ». Автор-составитель Приходько О., - М.: Инклюзион, 2020г.

19. Методические рекомендации.  В помощь начинающему руководителю школьного театра, педагогу дополнительного образования по театральной деятельности в образовательной организации, Театральный институт имени Б.Щукина, М: 2022г.

20. Театр. Актер. Режиссер. Краткий словарь терминов и понятий: учебное пособие / составитель А. Савина. – 3-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2021г.

21. Методическое пособие-практикум. Ритмика и сценические движения. http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

22. Школьный театр. Классные шоу-программы, серия «Здравствуй, школа!», Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"

Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяющий систематизировать бзовый уровень, теоретические знани...

Авторская образовательная программа театрального кружка «Сундучок сказок»

Программа рассчитана на 144 часа в год: 2 часа - вводные занятия,22- на теоретический материал, упражнения и108 часов на постановки и  репетиции,12 часов - резервного времени. В г...

авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.

Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...

Программа театральной студии «Театр и мы» для обучающихся с умственной отсталостью

Основным видом деятельности детей с умственной отсталостью на протяжении всего периода обучения является игра, которая оказывает влияние на их психическое развитие (Л.С. Выготский, А.В. Запороже...

Методическая разработка «Авторский сценарий театральной постановки на английском языке "My dream is to visit Australia"»

Целью методической разработки является привитие интереса к изучению английского языка, знакомству с культурой, традициями и обычаями Австралии, повышению общего культурного уровня обучающихся...

Рабочая программа элективного курса по биологии (составлена на основе авторской программы курса «Азбука здоровья» для обучающихся 5 классов)

Рабочая программа элективного курса по биологии «Азбука здоровья» для5 класса составлена на основе:- Учебного плана МБОУ СШ №9 на 2022-2023 учебный год (утверждён Приказом №155-о от 31 авг...