Конспект открытого занятия "Открытка в смешенной технике"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)
Данная работа «Открытка в смешанной технике» посвящена возможности использования техники набрызга (напыления) в детском декоративно-прикладном творчестве. Целью данной работы является разработка урока по выполнению поздравительной открытки «Натюрморт» в смешанной технике. Работа адресована педагогам дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству и их воспитанникам, учителям школ. Может быть использована при выполнении сувениров к праздникам, а так же при прохождении темы «рисование декоративных цветов».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 302.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ ФРУНЗЕНСКОГОРАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
__________________________________________________________________
Конспект занятия
«ОТКРЫТКА В СМЕШАННОЙ ТЕХНИКЕ».
Программа «Экологический дизайн. Соавтор-природа»
Год обучения – 1
Возраст учащихся: 9-13 лет
:
Автор: педагог дополнительного образования
Мячина Елена Ивановна
Санкт-Петербург
2021
Конспект занятия
Цели:
Познакомить детей с новой для них техникой художественного декорирования- «напылением»; изготовить поздравительную открытку в смешенной технике.
Задачи:
Обучающие
Познакомить с историей и видами трафаретной росписи.
Научить приемам получения оттисков в технике напыления.
Дать сведения о различных формах ваз и букетов.
Закреплять навыки симметричного вырезания.
Закреплять знания об основных свойствах цвета.
Развивающие
Развивать чувство цветовой гармонии.
Развивать умение видеть красоту в окружающем мире.
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование для учителя:
- Компьютер, проектор и экран
- Наглядное пособие «Цветовой круг»
- Наглядное пособие «Оттенки холодной гаммы»
- Наглядное пособие «Оттенки теплой гаммы»
- Иллюстрации (слайды) с образцами трафаретной росписи различных стран и эпох
- Таблица «трафаретные рисунки, полученные разными способами»
- Раздаточный материал «Формы сосудов»
- Раздаточный материал «Вазы различной формы. Симметричное вырезание»
- Раздаточный материал «Формы цветочных композиций»
- Раздаточный материал «Формы букетов»
- Наглядное пособие (слайды) «Вазоны. Цветочная композиция»
- Наглядное пособие – «Форма и строение засушенных растений, и их оттиски»
- Технологическая таблица «Последовательность выполнения открытки»
- Образцы детских работ.
- Папка с засушенными листьями и цветами.
Для детей:
- Лист плотной бумаги
- Полоски картона (шириной 3 - 4 см, длиной 20- 21 см)
- Лист писчей бумаги
- Клей
- Ножницы
- Карандаш
- Зубная щетка
- Отрезок плотной пластмассовой линейки (возможен одноразовый пластиковый нож)
- Гофрированный картон (возможен коробочный)
- Портновские булавки
- Мелкие тяжелые грузики (камушки, монетки…)
- Некрупные засушенные растения различной формы и строения .
- Гуашь (желательно 12 цветов), акварель
- Палитра
- Газеты
- Салфетки
Ход урока:
1. Организационный момент:
(Приветствие, проверка готовности к уроку).
- Здравствуйте, сегодня на занятии мы продолжим выполнять открытку. Для ее изготовления нам понадобится следующее: основа открытки из плотной бумаги; рамка, склеенная вами на прошлом занятии; чистые листы писчей бумаги; различные засушенные растения; гуашь; линейка и зубная щетка; карандаш; ножницы; палитра; газеты, ветошь. Застелите, пожалуйста, парты газетами, приготовьте салфетки и ветошь.
Теперь мы можем приступать к занятию.
2. Закрепление пройденного материала:
- На прошлом уроке мы начали с вами выполнять открытку в необычной для вас технике. Называется она «техникой цветного эстампа», а выполняется при помощи набрызга или напыления. Изготовление такой открытки процесс сложный, многоступенчатый, предполагающий последовательное выполнение нескольких операций. Все эти операции мы с вами видим в технологической таблице. Давайте рассмотрим ее еще раз. (Демонстрация таблицы). (См.приложение: CD, раздел 5, слайд 1, 2, 3, 4)
- Изготовление основы открытки.
- Изготовление рамки.
- Составление букета.
- Изготовление шаблона вазы.
- Изготовление трафарета вазы.
- Последовательный набрызг всех элементов букета разными цветами
- Набрызг вазы.
- Вот такие замечательные открытки получились у ребят в прошлом году.
(Демонстрация детских работ). (См.приложение: CD, раздел 10)
- На прошлом занятии мы с вами приготовили рамку и составили букет из принесенных вами засушенных растений.
Положите перед собой основу открытки (проверьте правильность ее расположения). Сверху приложите рамку-шаблон. Теперь внутри получившегося окна составим букет из принесенных вами засушенных растений. При составлении букета на прошлом занятии мы рассматривали растения и увидели, что они отличаются не только по размеру, но и по форме, и по строению. Одни вытянутые. (Одуванчик, пырей, сурепка, плаун).
- Другие округлые. (Манжетка, крапива, вероника и т.д).
- Третьи – очень резные, почти кружевные.. А четвертые напротив, совершенно плотные, совсем без отверстий. Некоторые имеют зубчатые края, иные совершенно гладкие. А вот эти веточки состоят из множества маленьких листиков. Такие разные и непохожие друг на друга растения. И каждое из них оставляет свой неповторимый оттиск. Но каждое из них по-своему очень красиво. Любуясь их красотой, мы говорили, что собирая растения для засушки, относиться к природе нужно очень бережно.
Художники флористы стараются передать особое настроение в своих букетах используя формы растений, линии, которые создают растения.
- Посмотрите, вот травинка устремилась ввысь радостно и уверенно. А эта веточка изогнулась вниз чуть печально и трогательно.
На прошлом занятии мы говорили с вами о том, что формы букета могут быть самыми различными: симметричными и асимметричными, округлые, овальные, треугольные, серповидные. Для создания выразительной композиции вовсе не требуется большого количества растений. Составляя свой букет, мы использовали с вами 3-4 веточки или листочка. Но они должны были отличаться друг от друга по форме и строению. Растения должны не спорить в букете, а выгодно подчеркивать друг друга. Посмотрите на свой букет и вспомните, какое настроение вы хотели передать в нем? Куда должны устремиться линии для передачи радостного состояния? А для передачи спокойного? Грустного, задумчивого? (Линии мягкие, плавные, может быть чуть опущенные к низу). Обратите внимание, что резкие изломанные линии могут создать даже трагические нотки в вашей работе.
Полюбуйтесь своим букетом.
3. Объяснение нового материала:
- Сегодня на занятии мы продолжим работу над открыткой и займемся изготовлением шаблона вазы, ее трафарета и получения оттисков. Как вы уже поняли, мы будем изображать букет с помощью его отпечатка. А для его получения мы воспользуемся техникой набрызга. Техника новая для вас и очень интересная. Получить оттиск цветов и вазы нам помогут шаблоны и трафареты. Кто из вас знает, что такое шаблон? (Ответ детей)
- Правильно, шаблон – кусок картона, конфигурация которого совпадает с конфигурацией деталей изображения.
трафарет – лист картона, на котором вырезано отверстие, конфигурация которого совпадает с конфигурацией деталей изображения.
Оказывается, люди очень давно научились пользоваться трафаретной росписью. Было это много веков назад.
Суть трафаретной росписи заключается в нанесении краски сквозь отверстия, вырезанные в листе плотной бумаги или другого материала, приложенного к декорируемой поверхности. Лист с вырезанными в нем фигурами и называется трафаретом.
Точно не известно, где и когда возникла техника нанесения краски через шаблон. Не сохранилось никаких письменных источников, и, скорее всего, разные народы использовали какие-то свои традиционные методы. История трафарета была реконструирована по немногочисленным фрагментам, сохранившимся до наших дней. Точно не известно, где и когда возникла техника нанесения краски через шаблон. Не сохранилось никаких письменных источников, и, скорее всего, разные народы использовали какие-то свои традиционные методы. История трафарета была реконструирована по немногочисленным фрагментам, сохранившимся до наших дней. Одним из первых рисунков по трафарету можно назвать наскальную живопись доисторических времен, когда в качестве шаблона использовалась рука. В Аргентине в знаменитой «Пещере Рук» поверхность вокруг приложенной к стене ладони закрашена, таким образом полученный рисунок повторен множество раз .(Демонстрация слайда)
- Считается, что еще 3000 лет до нашей эры в Китае для окраски шелка использовали шаблоны с проколотыми иглой отверстиями вдоль линий на рисунках. Доказательства были обнаружены в 1907 году в знаменитых пещерах Тысячи Будд в Дуньхуане. Там были найдены шелковые ткани с изображением Будды. Для переноса изображения на ткань по трафарету постукивали мелом, затем меловые линии обводили и вручную раскрашивали изображение.
- По шелковым путям , которые связывали Китай с соседними странами, метод трафаретной техники распространился среди других восточных культур. В частности его широко использовали в Японии, Тайланде, Персии и Индии. В каждой из этих стран использовали китайский метод пробивания мела сквозь отверстия, но изображаемые предметы были разными. В Тайланде доминировали узоры навеянные природой.
- В Персии применение трафаретов ограничивалось воспроизведением священных надписей
- В Индии художники работали с геометрическими рисунками в поисках идеальных пространственных композиций, соответствующих индийской философии.
- Затем по торговым путям трафареты попали в Европу (примерно в тоже время, что и в другие восточные страны). Сначала они появились в Италии. Затем, в раннем Средневековье, трафаретная техника достигла Франции и Англии.
Средневековые ремесленники создавали разнообразные орнаменты, сочетая трафаретную технику с ручной росписью. Развитие этой техники шло не равномерно, и лишь в конце XVII века она получила широкое распространение. В Италии во времена Римской империи детей учили писать по трафарету. В средние века и эпоху Возрождения художники, которые создавали фрески, переносили рисунок с набросков на стены, используя перфорированные иглами шаблоны.
Во Франции трафареты применяли для украшения игральных карт, для создания роскошных обоев, для иллюстрации книг.
- Французские иллюстраторы занимались ремеслом, где использовались трафареты для раскрашивания оттисков с гравюр на дереве. Это искусство, сочетающее в себе возможности трафаретов и гравюр, со временем распространилось по всей Европе.
Страной, где трафаретную роспись ждал целый бум, стала Англия. Известно, что еще в XIII веке трафареты использовались в церквах для изображения эмблем, драпировок, лилий, монограмм, образцов солнца и цветочных узоров. В XVI веке трафаретная отделка была популярна среди небогатых людей, которые с ее помощью украшали тисненые обои и таким образом имитировали богатые гобелены. В то же время вошли в моду обои с гравюрными оттисками. XVIII век – один из золотых периодов трафаретной техники: ею повсеместно декорировали стены, полы, а начиная с XIX века активно и мебель, ткани, интерьеры
- Прижилась трафаретная роспись и в Америке, куда еще в XVIвеке ее завезли эмигранты.
Сегодня увлечение старинными стилями декорирования интегрирует элементы прошлого в современных домах.
Трафареты можно использовать многократно, пока они не выйдут из строя. Одна из характерных особенностей трафаретной росписи - гладкая и ровная отделка. Рисунок как бы «выплывает» с окрашенной поверхности. Не менее важное свойство состоит в том, что фрагменты узора разделены промежутками - «мостиками». В трафаретной технике кроются неограниченные творческие возможности, она хорошо адаптируется к любому стилю и поверхности.
В прошлом для нанесения краски через прорези трафарета применяли самые разные приспособления: полотняные мешочки, палочки с намотанными на них кусками шерсти или ваты, морские губки, кисти и даже кусочки картофеля. Сейчас обычно используют кисти, губки и аэрозоли.
- Существует и еще один способ нанесения краски - напыление.
Напыление (или набрызг) - это способ нанесения мелких частичек краски с помощью зубной щетки и отрезка линейки. Об этой технике мы и будем говорить сегодня, но сначала завершим все необходимые приготовления.
Настало время подумать о вазе. Посмотрите какими разными могут быть сосуды для цветов.
- Как по-разному выглядят в них букеты. Мы видим с вами что форма сосуда очень влияет на общее впечатление, создаваемое нашим творением. Подумайте, какая ваза больше подойдет к вашему букету? Нам необходимо получить с вами шаблон вазы и ее трафарет в поле листа, совпадающего по размеру с основой открытки. Для этого возьмите чистый лист, сложите его поперек пополам и разрежьте на две части. Одна половинка послужит нам для создания эскизов вазы и вырезания ее силуэта. А вторая половинка – для изготовления трафарета.
Хорошо продумайте форму и размер вазы. Способом симметричного вырезания попробуйте получить из первой половинки листа несколько интересных силуэтов вазы.
(Самостоятельная творческая работа детей)
- Выберете самый подходящий к вашей композиции.
Итак, шаблон вазы заготовлен. Мы переходим к изготовлению ее трафарета.
Перенесите рамку с открытки на оставшуюся чистую половинку листа и обведите ее. Получившееся окно полностью соответствует окошку на основе открытки. Расположите шаблон вазы в нужном месте на этом листе (обратите внимание на то, чтобы ваза не летала в воздухе) и обведите его. Теперь аккуратно проколов ножницами отверстие в серединке вазы вырежьте ее точный контур. Вы должны получить отверстие, четко совпадающее по контуру с шаблоном вазы.
(Самостоятельная творческая работа детей)
- Вот теперь все необходимые приготовления завершены. И мы подошли с вами к напылению краски. Осталось только обсудить еще один очень важный момент. Очень важно вспомнить от чего же напрямую зависит настроение в картине? (Ответ детей)
- Правильно. От ее колорита, т.е. от тех красок, которыми она создана. Мы хорошо знаем , что все цвета можно отнести к теплому или холодному спектру. Давайте вспомним еще раз, какие мы относим к теплому? (Ответы детей).
- Правильно, все цвета закатного солнышка (красный, оранжевый, желтый, бордовый…).(Демонстрация пособия)
- А к холодному? (Ответы детей).
- Правильно, цвета зимы и снега (голубой, синий, фиолетовый…). (Демонстрация пособия) И конечно, все помнят, что, смешивая краски, добавляя в них белый или черный цвет, можно получить большое количество оттенков. Что произойдет с красками при добавлении в них белого цвета? (Ответы детей).
- Правильно, оттенки станут более легкими, пастельными… А при добавлении черного цвета? (Ответы детей)
- Правильно, оттенки становятся более приглушенными, спокойными. Эти знания помогут нам создать особенно выразительный колорит нашей работы. А как вы думаете, ребята, теплый спектр поможет нам передать какое настроение в работе? (Веселое, радостное). А цвета холодного? (Грустное, лирическое, задумчивое). Подумайте, какие краски больше подойдут вашей работе?
(Самостоятельная работа детей по подбору необходимых оттенков).
- Итак, подобрав необходимые оттенки, мы можем приступать к напылению.
Положите перед собой основу открытки (проверьте правильность ее расположения), накройте ее рамкой. Внутрь окна положите шаблон вазы и одно из выбранных вами растений – самое резное, ажурное. Перед нанесением напыления обязательно продумайте последовательность выкладывания составных частей букета ( от самых легких и прозрачных, к самым плотным и массивным).
Основное правило при напылении – все элементы (детали) работы должны плотно прилегать к фону. Для этого их прижимают грузиками, или закрепляют при помощи портновских булавок ( в этом случае под работу следует подложить кусок коробочного картона). Если элементы не будут плотно прилегать к фону, под них будет подтекать краска, и мы не получим четких отпечатков.
Краску наносят при помощи кисточки или пластикового ножа на кончики зубной щетки. Процесс напыления должен происходить сверху, а не сбоку (достигается тренировкой). Движение линейки (ножа) по щетинкам «на себя». При намокании щетины щетку следует заменить, чтобы не капала краска.. (Показ действий педагогом)
- При проведении набрызга сначала нужно напылить на вспомогательную ненужную бумагу (газету), чтобы снять избыток краски, а так же потренироваться. Когда брызги будут получаться в виде пылинок, можно напылять на работу.
Напыление следует производить, начиная с краски светлых тонов, постепенно переходя к более темным. После заполнения фона одним оттенком работу нужно просушить. Листья не снимать! Затем положить следующее растение (более массивное) и, выбрав более темный оттенок красок, вновь произвести напыление. Так последовательно напылить краску на все выбранные вами листики, меняя цвет.
(Самостоятельная работа детей по последовательному напылению элементов букета).
- Теперь, просушив открытку, убрать с листа наложенные растения и шаблон вазы. Затем, наложить лист с трафаретом вазы. Выбрать подходящий цвет и напылить вазу.
(Самостоятельная работа детей)
4. Подведение итогов урока.
- Сегодня мы с вами приготовили открытку в новой для вас технике. Как она называется?
В чем ее суть?
Что необходимо учитывать для получения четкого отпечатка ?
Какие правила необходимо соблюдать при проведении напыления?
Удалось ли вам передать задуманное настроение в своей работе?
Какие средства вы использовали для этого?
Я надеюсь, что сегодняшнее занятие было для вас интересным, а открытка понравится тем, кому вы ее подарите.
Теперь, приступаем к уборке рабочего места.
III. Заключение.
В данной работе представлен разработанный мною урок по теме «Выполнение открытки «Натюрморт с смешенной технике». Мною подготовлен и описан ход проведения занятия, а также наглядный и раздаточный материал, детские работы.
В теоретической части приведены сведения по истории трафаретной росписи, дано описание последовательного изготовления открытки, даны советы по подготовке и проведению занятия.
Данное занятие проводилось автором с разновозрастной (8-14лет) группой детей на кружке. Результаты проведения можно считать вполне положительными. Дети проявили большой интерес к деятельности, занимались выполнением работы с удовольствием, с заданием в основном справились. Получившиеся открытки приложены к работе.
IV Приложения.
IV.1 Библиография
- Шейко А.С. «Напыление как средство дополнительного смыслового содержания в картинах из соломки». Методическая разработка. Дворец юношеского творчества Выборгского района С-Пб, 2007.
- Леонова О.В. «Цветной эстамп». Методические рекомендации. ГОУ школа №:624 Радуга Адмиралтейского района, 2011.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» практическое приложение. Ярославль, академия развития, 2017.
- Джек Хамм «Первые уроки рисования и живописи. Натюрморт.» Минск: «Поппури»,2017г.
- Рейс Пухол-Ксикой, Хуана Хулия Касалс «Трафаретная роспись». Техника. Приемы. Изделия. – М,: АСТ-ПРЕСС КНИГА; 2003 (Энциклопедия).
IV.2 Глоссарий
- Шаблон – кусок картона, конфигурация которого совпадает с конфигурацией деталей изображения.
- Трафарет – лист картона, на котором вырезано отверстие, конфигурация которого совпадает с конфигурацией деталей изображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 4 классе. Тема: "Закрепление техники выполнения высокого старта. Совершенствование техники прыжка в длину с места".
Открытый урок по лёгкой атлетике в 4 классе...
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема: "Обучение технике прыжков в длину с разбега способом "согнув ноги".
Открытый урок по лёгкой атлетике в 5 классе....

Конспект открытого занятия «Чашка. Жгутовая техника». Лепка из глины
Изготовление из глины чашки с помощью жгутов....

Конспект открытого урока физкультуры по теме" Обучение техники бега на 60 метров с низкого старта. Совершенствование техники бега на 60 метров с высокого старта"
Задачи урока: обучить технике бега на 60 метров, коррегировать отставание в развитии скоростно-силовых качеств, совершенствовать координационные способности....

Конспект открытого занятия на тему : "Техника ведения шайбы, тактика игры "
конспект открытого занятия по хоккею...

Конспект открытого занятия на тему : "Техника ведения шайбы, тактика игры "
конспект открытого занятия по хоккею...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 8 классе на тему «Совершенствование техники приема и передачи мяча в парах на месте и после перемещения. Закрепление техники нижней боковой и верхней прямой подач».
Данная статья посвящена технике овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий волейболом, овладение в совершенстве техники приема и передачи мяча, нижней боковой...


