Проектная деятельность в ДШИ, как инновационный ресурс в воспитательном процессе дополнительного образования
методическая разработка

Шубина Ирина Михайловна

Проектная деятельность в системе дополнительного образования является одним из современных, комплексных и продуктивных процессов для развития личности воспитанников.

Проект – это творческая деятельность, является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании.  Организовывая  учебную деятельность в инновационном режиме, внедряя современные технологии в образовательный и воспитательный  процесс  -  мы создаем свои произведения, воспитываем душу, изучаем культуру и традиции своего народа и других стран.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯШКОЛА ИСКУССТВ  г. ДАЛЬНЕГОРСКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

Тема: «Проектная деятельность в ДШИ, как инновационный ресурс в воспитательном процессе дополнительного образования»

Разработала: Шубина Ирина Михайловна,

преподаватель ДШИ г Дальнегорска,

высшей квалификационной категории.

Дальнегорск 2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1.Актуальность проектной деятельности в ДШИ, как инновационном ресурсе в воспитательном процессе дополнительного образования

3

2 .Технология проектной деятельности

2.1.Из истории метода проектов

4

2.2.Классификация проектов

5

2.3.Цели, задачи, методы и формы

6-7

2.4.Этапы реализации

8

2.5. Особенности проектной деятельности в ДШИ

9-11

2.6.Результаты  работы над проектной деятельностью в ДШИ, как инновационном ресурсе в воспитательном процессе дополнительного образования

12-13

3.Заключение

14

3.1.Список литературы

15

3.2.Приложение

16

Актуальность

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Наше время так же требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Поэтому развитие творчества личности одна из немаловажных задач.

Использование на уроках современных образовательных технологий: информационно-коммуникационных, технологий проектной деятельности; технологий игровых форм и методов обучения, личностно - ориентированном подходе на уроке, дают высокие  результаты.

 Так как личностно ориентированный подход  помогает развить творческие способности учащихся,  ориентироваться на результат своей работы. В отличие от традиционного урока, где  в первую очередь изменяется тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что я  не только даю  знания, но и создаю  оптимальные условия для развития личности учащихся.

Ценностные ориентиры в образовании – это  готовность к сотрудничеству с другими людьми,   социальным  коммуникациям на основе восприятия позитивных ценностей. Это в полной мере можно реализовать через проектный метод обучения. Личный опыт убеждает в том, что проектный метод обучения является сердцевиной художественного образования, обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Помимо этого, у обучающихся создаётся положительная мотивация для самообразования, сотрудничества, самореализации, где  качество знаний по предмету увеличивается исходя  из итогов работы по проектной деятельности.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую - что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями: анализа, синтеза, сопоставления, мысленного экспериментирования, прогнозирования. Но, главное, он рассчитан на умение работать с различными источниками информации. Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Проектная деятельность в системе дополнительного образования является одним из современных, комплексных и продуктивных процессов для развития личности воспитанников.

Проект – это творческая деятельность, является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании.  Организовывая  учебную деятельность в инновационном режиме, внедряя современные технологии в образовательный и воспитательный  процесс  -  мы создаем свои произведения, воспитываем душу, изучаем культуру и традиции своего народа и других стран.

Из истории метода проектов

Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Как отмечает Евгения Семеновна Полат, профессор, доктор педагогических наук, практика использования метода проектов показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Ведущее место среди методов, использующихся в мировой и отечественной педагогической практике, принадлежит методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебной и практической деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной проблемы.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой ученик приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения проектов, которые постепенно усложняются. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений обучающихся. Такой вид деятельности приносит учащимся удовлетворение, так как в результате работы над проектом переживается ситуация успеха, самореализации. При освоении содержания образования проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создаёт условия для ценностного переосмысления, диалога, применения и приобретения новых знаний и способов действия.

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Джон Дьюи и Уильям Херд Килпатрик. Они предложили строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

В 1910 г профессор Э.Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

  • «проекты игры» (игры, танцы, постановки, развлечения);
  • «экскурсионные проекты» (проблемы экологии)
  • «повествовательные проекты» (рассказ в письменной, устной, вокальной, художественной, музыкальной (игра на инструменте)  формах;
  • «конструктивные проекты» (создание продукта).

В России идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога Петра Фёдоровича Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Внешний результат можно увидеть и применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

Классификация проектов

Современный учебный проект имеет много видов. По содержанию:

•        практико-ориентированный проект;

•        исследовательский проект;

•        информационный проект;

•        творческий проект;

•        ролевой проект.

Каждый конкретный проект будет содержать в процессе подготовки несколько видов, но по доминирующей роли какого-то вида можно определить название того или иного проекта.

Наиболее сложный ролевой проект. В нем участники исполняют роли и результат определяется в конце деятельности (разрешение конфликта). В творческом проекте предполагаются театрализации, показ произведений музыкального и изобразительного искусства, видеофильмы, концерты.

 Информационный проект предполагает сбор информации с целью анализа, обобщения и выхода на аудиторию в виде публикаций в СМИ.

 Исследовательский проект напоминает научное исследование: обосновывается актуальность темы, выдвигается гипотеза, ее проверка и обсуждаются результаты экспериментов, социологических опросов.

 Практико-ориентированный проект в результате ориентирован на социальные интересы самих участников. Например, оформление пособия в классе теоретических дисциплин или кабинета специального фортепьяно, домры, гитары, скрипки.

Другая классификация проектов по комплектности и характеру контактов:

•        монопроекты – в рамках одного предмета;

•        метапредметные – в рамках внеурочного времени под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться по характеру контактов:

•        внутриклассные;

•        внутришкольные;

•        региональные, межрегиональные;

•        международные.

Классификация по продолжительности:

•        мини-проект (один урок);

•        краткосрочные (несколько уроков);

•        годичные.

По количеству участников проекты могут быть персональные и групповые. Преимущество персональных проектов: план выстраивается с максимальной четкостью, формируется чувство ответственности, опыт деятельности приобретается на всех этапах проекта. Преимущество групповых проектов: приобретается навык сотрудничества, проект выполняется более глубоко и разносторонне, каждый этап имеет своего лидера.

Выбор формы продуктов проектной деятельности – одна из важнейших задач участников проекта. От нее зависит увлекательность, презентабельность и убедительность самого проекта.

Цели, задачи проектной деятельности в ДШИ

Цели и задачи дополнительного образования в соответствии с ФГТ ориентированы на:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные программы в области муз искусства;
  • выработку у учащихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной и концертной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателем и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Цель проектной технологии - самостоятельное постижение обучающимися различных проблем, имеющих для них жизненный смысл. Данная технология предполагает «проживание» обучающимися определенного отрезка времени в процессе обучения, а также их приобщение к элементам формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит та: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».

Е.С. Полат определяет основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; влияние молодёжных субкультур).
  • Следующим требованием является практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий).
  • К списку требований относятся также самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

К таким методам относятся:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотезы;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • подведение итогов, оформление результатов и их презентация;
  • выводы и выдвижение новых проблем исследования.

                                                                     

Этапы работы над проектом

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

Процедуру работы над проектом можно разбить на этапы.

Поисковый:

•        определение тематического поля и темы проекта;

•        поиск и анализ проблемы;

•        постановка цели проекта.

Аналитический:

•        анализ имеющейся информации;

•        поиск информационных лакун;

•        сбор и изучение информации;

•        поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;

•        составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

•        анализ ресурсов.

Практический:

•        выполнение запланированных технологических операций;

•        текущий контроль качества;

•        при необходимости внесение изменений в конструкцию и технологию.

Презентационный:

•        подготовка презентационных материалов;

•        презентация проекта;

•        изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).

Контрольный:

•        анализ результатов выполнения проекта;

•        оценка качества выполнения проекта.

Следует отметить, что оценка результата и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Результат является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию, работая над формированием компетентности решения проблем.

Особенности проектной деятельности в ДШИ

Творческие проекты в условиях ДШИ имеют свои особенности. Выполняя программу по  учебному предмету «Станковая композиция», мы изучаем: иллюстрацию к литературным произведениям, выполняем графические композиции на историческую тематику, сюжетные композиции, и принимаем участия в конкурсах и мероприятиях различного уровня.

Так, с 2020 года организовала инновационную работу  над проектом  «Всероссийский изобразительный диктант». Это грандиозный проект, который объединяет участников со всей России.  В период с  ноября по декабрь с 2020 года  в России проводится Всероссийский изобразительный диктант, который является одним из этапов Международного очного конкурса «Моя страна - моя история». Конкурс проводится Международным союзом педагогов-художников (www.art-teachers.ru). В 2019 году проведение конкурса было поддержано Фондом президентских грантов по направлению «Выявление и поддержка молодых талантов в сфере изобразительного искусства». В 2021 году Конкурс получил высшую категорию среди проектов, вошедших в перечень приказа Министерства просвещения Российской Федерации от «11» декабря 2020 г. № 715. С 2021 года данные о победителях Диктанта вносятся в ГИР "Талант и успех".

МБУ ДО ДШИ г. Дальнегорска, как участнику проекта,  присвоен статус инновационной площадки  по направлению: «Выявление и поддержка молодых талантов в области изобразительного искусства».

Так участвуя в данном проекте в 2020 г. дипломом победителя регионального этапа очного конкурса, «Всероссийский ИЗОбразительный  диктант» награждена Падей Анастасия. А  в 2023 г. уже пять  ребят стали  победителями регионального этапа «Всероссийского изобразительного диктанта»:

Тарасова Анастасия, Кулак Мария, Пушкеля София, Лукашина Дарья, Демичева Алина.

         С 2022 года,  мы участвовали в проекте  девятого конкурса цикла международных конкурсов иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей»  Тема года  - иллюстрирование СКАЗОК АФРИКАНСКОГО РОГА (Эфиопии, Эритреи, Сомали и Джибути). Конкурс проводится в рамках программы по воспитанию подрастающего поколения, реализуемой Ассоциацией российских дипломатов, Центром патриотического воспитания МИД России и Международным союзом педагогов-художников. Конкурс задуман для последовательного изучения детьми сказок разных народов мира и создания иллюстраций для будущих ДЕТСКИХ КНИГ СКАЗОК, иллюстраторами которых выступят юные художники – победители данного Конкурса. Особое внимание при оценке детских работ уделялось воспроизведению деталей национального быта, костюма, традиций. Конкурс стал  интересной и познавательной работой для маленьких исследователей и будущих путешественников. 

Так,  реализовывая  проект,   мы  имеем  ряд положительных результатов. 1.Воспитываем  у подрастающего поколения понимания и уважения культурных традиций других народов, готовность поддерживать отношения дружбы и сотрудничества с представителями разных стран;

2.Формируем  более глубокого понимания культуры собственного народа;

3.Прививаем  чувства доброты, справедливости, гуманизма, других позитивных общечеловеческих качеств;

4.Развиваем творческую  индивидуальность и социальную  активность;

5. Поощряем исследовательские  навыки, интерес к получению новых знаний, расширению кругозора;

6.Отрабатываем навыки в области книжной графики, иллюстрирования, дизайна.

Вовлекаясь в   коллективно  детское  творчество,  где каждому нужно найти общий язык с группой детей, принять и решить определенные творческие  задачи, и получить на выходе готовый продукт – иллюстрацию к сказке. Это получается  не просто проект, а проект этот,   как  маленькое зернышко, «посев в душу ребенка», оно обязательно «прорастет» и даст свои «всходы»!!!

И первые результаты мы уже достигли. Четверо ребята стали победителями Международного конкурса иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами  детей». А Российская академия наук и институт востоковедения РАН присвоила изданию свой гриф и имеет официальный научный статус

Каждая сказка – мир, полный путешествий, приключений и волшебных загадок. Ребёнок является участником удивительных событий, настолько увлекательных, что сказка становится лучшим учителем и неиссякаемым источником получения новых знаний – о других странах, народах, их национальных обычаях, традициях, костюмах, легендах. Изучение сказок народов мира с детства воспитывает интерес к народному творчеству, уважение к людям других национальностей, развивает желание учиться, самосовершенствоваться. Сказки – самый популярный сюжет детских рисунков; дети безо всяких заданий обожают рисовать своих любимых героев и их приключения. И, наверняка, каждый ребенок мечтал о своей книге, в которой любимая сказка будет проиллюстрирована им самим. Осуществляя детскую мечту, вовлекаясь в проектную деятельность, мы активно изучаем, ищем и читаем, эскизы составляем, и выходим на готовый продукт – иллюстрации к произведениям.

Участвуя в 2021 г. в Международном проекте - конкурса выставки детского творчества «Красная книга глазами детей», направленного на формирования экологической культуры и активной жизненной позиции подрастающего поколения  по отношению  к проблеме сокращения видового разнообразия растительного и животного мира отдельных регионов и планеты в целом, проводимым Ханты –Мансийским автономным округом, четверо ребят с иллюстрациями красно книжных животных вошли в сборник «Красная книга глазами детей»

С  01 Сентября 2021 года  по 30 сентября 2022 года принимали участие в Международном конкурсе детского рисунка «Мой русский алфавит», реализованного в рамках Международного проекта популяризации русского языка, культуры и литературы за рубежом «АЛФАВИТ – достояние России». Козырева Анастасия стала победителем, занявшей 1 место,  и получила благодарность за участие и победу в выставке детского рисунка, посвященной дню славянской письменности, в русском доме в Каире, а Богомолова Наталья – заняла  2 место в денном конкурсе.

В 2022 году  Фонд «Феникс»  проводил конкурс «Амурский тигр и все - все  - все» - это уже  17-ый  ежегодный международный конкурс детского  рисунка, посвященного сохранению популяций амурского тигра и дальневосточного леопарда. На  конкурс поступило 1831 детских работ. По условиям конкурса ребята присылали рисунки по двум темам: «Тигр и все-все-все – 2023» и «Леопард и все-все-все – 2023». Демичева Алина и Золотарева Наталья, работы  которых  вошли в публикацию  перекидного  календаря на 2023 год. Так, ребята  и приняли участие в проектной деятельности, изучив жизнь, среду обитания, повадки тигра, нашли интересные факты о животных и   выполнили наброски и зарисовки, создали тематическую композицию, которая и стала одной из страниц календаря.


Результаты работы над проектной деятельностью в ДШИ,

 как инновационном ресурсе в воспитательном процессе дополнительного образования

 Исходя из базовых национальных ценностей российского общества, которые стали приоритетными в воспитании и социализации обучающихся – строю работу по следующим направлениям и представляю результаты работы.

Национальные ценности  российского общества

Мероприятия

Результативность

Год

Патриотизм

Приморский краевой колледж. Творческий конкурс «Память Хасана» среди учащихся детских художественных школ»

Кулак Мария - диплом 1 степени

Пушкеля София – диплом 2 степени

Лукашина Даша  - диплом 3 степени

2023

Социальная солидарность

Первый этап IV регионального конкурса социально значимых экологических проектов «Чистая страна – какой я ее вижу»

Дипломом победителя награждена Демичева Алина в представлении социально значимого экологического проекта в номинации «Социально - экологический плакат» Дума Дальнегорского городского округа

2023

Гражданственность

Департамент образования и науки города Москвы ГБОУ ДПО городской методический центр, Управление непрерывного художественного образования, Международный союз педагогов – художников Пленэрный марафон  «Культурное наследие»

Диплом победителя Кравец Кристина в пленэрном марафоне «Культурное наследие»

2022

Семья

Диплом победителя регионального этапа очного конкурса II Международного благотворительного конкурса «Каждый народ художник» Всероссийский изобразительный диктант. Москва.

Диплом победителя регионального этапа Падей Анастасия

2020

Труд и творчество

Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» Международный союз педагогов художников. Международного конкурса XXXII передвижной выставки изобразительного творчества «Я вижу мир: мир народного искусства»

Диплом победителя Международного конкурса XXXII передвижной выставки изобразительного творчества «Я вижу мир: мир народного искусства» Михайлова Авигея.

2022

Наука

Международный конкурс детского рисунка «Мой русский Алфавит», реализованный в рамках Международного проекта популяризации русского языка, культуры и литературы за рубежом «Алфавит – достояние России»

Диплом победителя

1 степени Козыревой Анастасии. Египет 2022 г

2022

Искусство и литература

Международный конкурс иллюстраций «Сказки народов России и мира глазами детей» Сказки Африканского рога, проводимого Ассоциацией российских дипломатов и Международным союзом педагогов художников. Москва 2023 г. Детские работы победителей опубликованы в книге «Сказки Африканского рога», ребята награждены медалями и книгами

Диплом победителя международного конкурса Губина Александра;

Диплом победителя международного конкурса Ни София

Диплом победителя международного конкурса Недоступ Валерия,

Диплом победителя международного конкурса Жукова София

2023

Природа

Всемирный конкурс  рисунков, посвященного Международному Дню мигрирующих рыб -2020 г.

Диплом победителя регионального  и Международного уровня в  с. Лазо Пашнина Дарья;

2020

 Заключение

Можно уверенно сказать, что именно данный вид учебно-проектной деятельности учащихся в настоящее время является наиболее интересной и современной формой работы, т.к. во-первых, позволяет сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, во-вторых, активизирует творческий потенциал,  как учеников, так и педагогов, включая их в современное пространство информационного общества. 

О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность. Только личная заинтересованность учащихся  и педагога в получении результата, положительная мотивация решения проблемы и практическая значимость проекта могут поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помочь преодолеть возникающие трудности и  проблемы в решении поставленных задач.

Список использованной литературы

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие

личности. 2002, №2 - С. 92 – 115.

10

2. Байбородова Л.В. Проектирование педагогической деятельности школы: из

опыта работы школы комплекса №87 г. Ярославля / Л.В.Байбородова,

О.Г.Бажнова, М.И.Рожков. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1997. –

77 с.

3. Вопросы воспитательной деятельности внешкольных учреждений: Сб. науч.

тр./ НИИ общ. педагогики АПН СССР; Под ред. Б.Е. Ширвиндта, М.Б.Коваль

– М.: Б.И., 1980,- 83 с.

4. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан.

гос. технол. ун-т. – Казань, 2004. – 212с.

5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование

детей. – М:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2002.- 352 с.

6. Инновационная деятельность в учреждениях дополнительного образования

детей: основания, качество, последствия. Материалы для обсуждения на

городской научно-практической конференции 28-29 февраля 2000. – СПб.,

2000- 87 стр.

7. Логинова Л.Г.Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. –

М.:агентство «Мегаполис»,2008.-392 с.

8. Моисеев А.М. Проектирование систем внутри школьного управления,

сущность, основные понятия, актуальность/А.М. Моисеев-М.:2001.25-29с.

9. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии

управления/М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России 2002.-

352 с.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

Программа районного семинара «Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования».

Программа районного семинара«Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования»....

«Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования детей»

Презентация к районному семинару «Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования детей»...

Информационно- методический материал «Использование игровых технологий в учебно- воспитательном процессе дополнительного образования»

Игра как некоторое социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание почти всех современных ученых, психологов, педагогов.Использование игровых тех...

Статья «Проектная технология - инновационная технология учебно-воспитательного процесса»

Сегодня в все активнее используется проектная технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. Сущность которой заключается в стимулировании интереса учащихся к опреде...

Воспитательный потенциал дополнительного образования как часть процесса обучения: общие положения.

Обучение должно способствовать эффективному развитию задатков и способностей ребенка, оказывать воспитательный эффект, формировать перспективные для ребенка навыки и компетенции. В материале разбирают...

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс

Доклад участника IV Международной научно-практической конференции "Воспитание и социализация в современной социокультурной среде"...