Роль внеурочной деятельности в создании стимулирующей речевой среды в рамках проекта «Юнкоры: МЕДИА школы № 10»
статья (8 класс)
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РАЗВИВАЮЩАЯ РЕЧЕВАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ» 09-11 апреля 2025 (ЕКАТЕРИНБУРГ) ГАОУ ДПО СО «ИРО»
Статья для выступления (ИРО)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.В. Денисова
МАОУ СОШ № 10,
д. Большое Седельниково
Сысертский МО
Свердловская область
T.V. Denisova
MAOU Secondary school No. 10,
Bolshoe Sedelnikovo village
Sysertsky MO
Sverdlovsk region
Е-mail: tatyana29117@bk.ru
Роль внеурочной деятельности в создании стимулирующей речевой среды в рамках проекта «Юнкоры: МЕДИА школы № 10»
The role of extracurricular activities in creating a stimulating speech environment within the framework of the project "Junkers: Media Schools No. 10"
Аннотация. Статья рассматривает опыт реализации проекта «Юнкоры: МЕДИА школы № 10» в контексте формирования стимулирующей речевой среды в образовательном пространстве России. В условиях реализации федеральных образовательных инициатив, таких как «Цифровая образовательная среда», проект акцентирует внимание на интеграции урочной и внеурочной деятельности, что способствует развитию социальных и медийных навыков школьников. Описываются компоненты эффективной речевой среды, акцентируется внимание на важности взаимодействия с внешними институтами и актуализируется роль внеурочной деятельности для формирования гражданской позиции учащихся. Результаты проекта демонстрируют положительное влияние на речевую активность и самоидентификацию учащихся через практическое применение полученных знаний.
Ключевые слова: образовательная среда, речевая активность, внеурочная деятельность, проект «Юнкоры», медийные навыки, интеграция знаний, социальные институты, самоидентификация, творческое самовыражение, критическое мышление.
Annotation. The article examines the experience of the project "Junkers: Media schools No. 10" in the context of the formation of a stimulating speech environment in the educational space of Russia. In the context of the implementation of federal educational initiatives such as the Digital Educational Environment, the project focuses on the integration of regular and extracurricular activities, which contributes to the development of social and media skills of students. The components of an effective speech environment are described, attention is focused on the importance of interaction with external institutions and the role of extracurricular activities for the formation of students' civic position is actualized. The results of the project demonstrate a positive impact on students' speech activity and self-identification through the practical application of acquired knowledge.
Keywords: educational environment, speech activity, extracurricular activities, the Junkers project, media skills, knowledge integration, social institutions, self-identification, creative self-expression, critical thinking.
В современном образовательном пространстве России активно реализуются федеральные проекты, направленные на пересмотр и улучшение образовательных практик. Проекты, такие как «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность» и «Современная школа», создают условия для формирования активных участников образовательного процесса, что имеет особое значение в контексте подготовки школьников к жизни в медианасыщенном цифровом обществе [1]. В связи с этим необходима интеграция урочной и внеурочной деятельности, что способствует не только усвоению знаний, но и их практическому применению.
Внеурочная деятельность становится ключевым элементом этого подхода, предоставляя учащимся возможность оказывать свое влияние на процесс самовыражения и развития социально значимых навыков. М.Б. Багге отмечает, что грамотная готовность использовать язык в различных ситуациях устного и письменного общения, формирования навыков самообразования, взаимодействия с информационной средой, полноценного освоения родного языка и литературы [2, с. 82-82] составляют важные компоненты речевой активности. Это подчеркивает необходимость создания развивающей речевой среды, содержащей в себе ряд структурных элементов.
При разработке модели речевой среды в образовательном учреждении следует учитывать следующие компоненты:
- образовательная программа, адекватная содержательным требованиям;
- набор образовательных технологий, которые способствуют расширению и углублению знаний;
- внеучебная работа, охватывающая внеклассные, внепредметные и надпредметные виды деятельности (такие, как школьные литературные театры, музейные проекты, семинары, издание школьных журналов и газет);
- взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами для создания партнерских отношений и интеграции ресурсов.
В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 10» д. Большое Седельниково Сысертского МО, Свердловской области в рамках внеурочной деятельности функционирует проект «Юнкоры: медиа школы № 10», который служит инструментом для формирования активной речевой среды. Этот проект способствует развитию медийных навыков и уверенности в себе у школьников. Участие в проекте позволяет учащимся не только осваивать теоретические аспекты медиапроизводства, но и применять полученные знания на практике, что является важным шагом к их всестороннему развитию.
Качество образовательной среды, в которой находится ребенок, может сыграть если не определяющую, то значительную роль в становлении его ценностных предпочтений [3], поэтому занятия в проекте «Юнкоры: медиа школы № 10» включают в себя различные формы самовыражения, такие как создание видеорепортажей, написание статей, сочинений, участие в социальных программах. Это создает стимулирующую речевую среду, где учащиеся могут развивать свои навыки общения, критического мышления и креативности.
За полгода реализации проекта удалось достичь значимых результатов в развитии речевых навыков учащихся и повышении их интереса к медийному контенту. Назову наиболее показательные примеры.
Участие в декаде гуманитарных наук позволяет юнкорам проводить исследования, анализировать литературные произведения и освещать актуальные социальные проблемы. Такие мероприятия формируют уверенность в себе и способствуют самоидентификации учащихся, помогают находить и выражать свои мысли, а также развивают умение работать в команде. Кроме того, этот опыт предоставляет платформу для обмена идеями и мнениями, что является важным аспектом развития речевой культуры
Важно подчеркнуть, что «читательская культура является метапредметным результатом: читательские навыки формируются не только на уроках литературы, но и на других уроках (истории, географии, физики и т. д.) и во внеурочной деятельности» [3]. Именно поэтому проект «Юнкоры: медиа школы № 10» является ярким примером того, как внеурочная деятельность может обогатить речевую среду, содействуя развитию навыков чтения и самовыражения у учащихся через практическое применение полученных знаний. Участие в проекте позволяет школьникам интегрировать изучаемые предметы и развивать свою критическую мысль, делая обучение более увлекательным и связанным с реальной жизнью. В процессе работы кружка юнкоры ведут активную деятельность в социальных сетях — они управляют страницей в Вконтакте [5], где публикуют новости, анонсы мероприятий и результаты своей работы. Кроме того, юнкоры создают видеоролики, которые размещаются на платформе Рутуб. Эти ролики включают как освещение школьных событий, так и материалы, связанные с проведением социальных акций, что способствует вовлечению более широкой аудитории и повышению интереса к проекту. В рамках своей деятельности учащиеся пишут тексты и сценарии для видеоматериалов, тем самым развивая свои навыки письменной и устной речи.
В рамках проекта «Юнкоры» мы уделяем особое внимание взаимодействию между образованием и обществом. В связи с этим была организована беседа с начальником управления образования Сысертского муниципального округа Сергеем Александровичем Мансуровым [7]. В ходе встречи обсудили значимость внеурочной деятельности в современных образовательных инициативах и её влияние на развитие умения учащихся конструктивно выражать свои мысли. Кроме того, состоялось интервью с Натальей Павловной Бабушкиной, директором Сысертского библиотечного центра [8]. В этом диалоге были рассмотрены вопросы о том, как библиотечные ресурсы и программы могут поддерживать усилия школы в создании активной речевой среды. Основная цель этих встреч заключается в более глубоком понимании образовательных инициатив, которые способствуют интеграции знаний и практических навыков, а также в расширении возможностей для формирования у учащихся активной гражданской позиции. Таким образом, благодаря сотрудничеству с представителями образования и культуры, мы создаем условия для обогащения речевой среды в рамках внеурочной деятельности, что, безусловно, способствует всестороннему развитию учащихся.
Ключевыми аспектами внеурочной деятельности выступают коммуникация, творчество и критическое мышление. Важным элементом данного процесса является обучение активному слушанию и способности доносить свои мысли до аудитории. В рамках реализации проекта мы регулярно освещаем мероприятия, проходящие в школе, что позволяет юным корреспондентам продемонстрировать свои навыки в журналистике и способность создавать содержательный и трогательный контент. Таким образом, участие в подобной деятельности не только способствует развитию речевой среды в школе, но и формирует у учащихся чувство гордости и уважения к истории своей страны.
Следует отметить, что юнкоры проявляют себя не только в рамках школьных мероприятий, но и достигают высоких результатов на различных конкурсах и фестивалях. Примером этого является Ожмегова Виктория, которая заняла 1-е место в Сысертском городском округе среди учеников 5-7 классов в престижном конкурсе сочинений "Без срока давности". Ее работа была высоко оценена жюри за оригинальность мысли, литературное мастерство и глубокое понимание темы. Таким образом, успехи юнкоров в конкурсах подчеркивают важность внеурочной деятельности: она не только развивает творческие навыки, но также формирует уверенность в себе и мотивацию к дальнейшим достижениям.
Проект юных корреспондентов активно способствует формированию речевой среды, в которой учащиеся могут развивать ключевые навыки. Недостаточно просто передать знания; необходимо также создать условия для их практического применения. В рамках проекта «Юнкоры: медиа школы № 10» были апробированы методы и приемы [1 С.43], способствующие развитию речевой среды и эффективной коммуникации среди учащихся.
Методы:
1. Творческие мастерские
2. Групповые обсуждения
3. Медиа-проекты
4. Интервью с экспертами
5. Мультимедийный лонгрид
Приёмы:
1. Ролевые игры
2. Обратная связь
3. Анализ произведений
4. Город мастеров
5. Ярмарка умений
Таким образом, современные технологии обогащают образовательный процесс и способствуют развитию целостной речевой среды, дают возможность учащимся более активно участвовать в образовательном процессе, что делает обучение более увлекательным и доступным.
Важно подчеркнуть значимость сопряжения содержания урочной и внеурочной деятельности, воспитательной работы и дополнительного образования, что особенно актуально в рамках проекта юных корреспондентов. Такой интегративный подход позволяет создавать целостную образовательную среду, где каждый участник чувствует свою значимость и может внести свой вклад в общее дело. Проект «Юнкоры: медиа школы № 10» активно способствует формированию развивающей речевой среды, в которой ученики могут развивать свои навыки общения, критического мышления и творческого самовыражения. Использование современных технологий, таких как создание видеороликов, работа с социальными сетями и подготовка интервью, позволяет юнкорам не только осваивать медийные навыки, но и привносить инновационные элементы в образовательный процесс.
В заключение, проект «Юнкоры: МЕДИА» школы № 10 является эффективным инструментом для формирования активной речевой среды, позволяющей учащимся осваивать медийные навыки, развивать уверенность в себе и учиться работать в команде. Он не только обогащает образовательный процесс и внеурочную деятельность, но и способствует формированию целостных личностей, готовых справляться с вызовами современного общества.
Список литературы
1.Кузьмина М.В. Медиаобразование как ресурс профессиональной ориентации детей и молодежи [Текст]: Методические рекомендации по реализации медиаобразования в образовательных организациях региона - Киров: ИРО Кировской области, 2020. – С. 7-8.
2.Багге М.Б. Речевая среда как средство повышения уровня мотивации в изучении языка // инкультурация и социализация инофонов: педагогический опыт санкт-петербурга: сб. статей. — спб.: спб аппо, 2013.
3.Долинина Т.А., Юшкова Н.А. Развитие читательской культуры как основа ценностного отношения к духовному и культурному наследию (опыт Свердловской области) Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ» №3 (54) 2017 с 85-86.
4.Кузьмина М.В. Формирование медиакультуры учащихся в процессе создания ими образовательных видеоматериалов [Текст]: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Кузьмина Маргарита Витальевна; [Место защиты: Ин-т психолого-пед. проблем детства РАО]. - Москва, 2014.
5.ЮНКОРЫ: Медиа школы № 10 https://vk.com/club229090232?from=groups
6.Интервью учащихся МАОУ СОШ № 10 с начальником управления образования Сысертского муниципального округа С.А. Мансуровым https://vk.com/wall-229090232_205
7.Интервью учащихся МАОУ СОШ № 10 с директором МБУК "Сысертская централизованная библиотечная система"
Центральная библиотека имени А. Ф. Турчанинова Н.П. Бабушкиной https://vk.com/wall-229090232_197
8.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ
Отчет об экспериментальной деятельности учителя русского языка и литературы...

Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему:"Создание коммуникативно-речевой среды во внеурочное время",2012 год.
Материал содержит доклад на педагогическом совете школы....

Роль конструктивной деятельности в создании безбарьерной среды для детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого внимания при осуществлении требований ФГОС при обучении в общеобразовательных учреждений. Одним из параметров, снижающих уровень "барье...
Проект рабочей программы курса по внеурочной деятельности по направлению естественно-математической грамотности в рамках школьного кружка «Полезная химия»
Рабочая программа, а также тематическое планирование согласно учебному плану представлены 34 ч/год (1 ч/нед) и реализуется в течение трех лет (9-11классы). Программа носит развивающую, дея...

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЗДАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Публикация по теме"Роль проектной деятельности в создании информационно-образовательной среды в области иноязычного образования"...

Анализ результатов образовательного инновационного проекта 2024–2025 уч.гг «Юнкоры: МЕДИА школы № 10»
Анализ результатов образовательного инновационного проекта 2024–2025 уч.гг «Юнкоры: МЕДИА школы № 10» позволил оценить степень эффективности реализованных мероприятий и зафиксировать...
Проект рабочей программы курса по внеурочной деятельности по направлению естественно-математической грамотности в рамках школьного кружка «Полезная химия»
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности по химии в 9-11 классах «Полезная химия» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образова...
