ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО МХК» естественнонаучной направленности
рабочая программа (10 класс)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО МХК»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.5 КБ | |
| 180 КБ | |
| 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.Входная диагностика для
1. В средние века центр образования и культуры :
а) церковь;
б) школа;
в) государство.
2. О каком архитектурном стиле идет речь: “главная роль отводилась суровой, крепостного характера архитектуре...”
а) готический;
б) романский;
в) барокко.
3. Идеал эпохи Средневековья в:
а) телесной красоте;
б) телесной и духовной красоте;
в) духовной красоте.
4. “Ведущим архитектурным стилем стал городской собор со стельчатыми сводами, устремленными ввысь... с многоцветными витражами”. О каком архитектурном стиле идет речь?
а) романском;
б) барокко;
в) готическом.
5. "Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы":
а) менестрели;
б) миннезингеры;
в) трубадуры.
6. Этот памятник архитектуры - синтез художественного опыта античноcти и воззрений христианства: "Он велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров)".
а) Софийский собор в Полоцке;
б) храм Василия Блаженного;
в) Софийский собор в Константинополе.
7. Искусство средневековья проникнуто духом:
а) символики;
б) науки;
в) мифологии.
8. Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии культ Человека, отсюда название:
а) реформация;
б) гуманизм;
в) интуитивизм.
9. Отличительные черты Возрождения:
а) связь культуры и религии, подчинение человека церкви;
б) подражание античности, лишение человека права на развитие своих способностей;
в) светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности.
10. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило:
а) изобразительное;
б) "искусство слова";
в) музыкальное.
11. Любимый сюжет живописи Ренессанса:
а) исторические события Италии 14-16 вв.;
б) Mадонна с младенцем;
в) изображение природы Италии.
12. Среди работ этого художника - "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа" и другие:
а) Брунеллески;
б) Джотто;
в) Боттичелли.
13. Соотнеси название работы и автора:
1) "Джоконда"; а) Микеланджело;
2) "Рождение Венеры"; б) Боттичелли;
3) "Давид", в) Леонардо да Винчи.
14. Временные рамки эпохи Возрождения:
а) 12-15 века;
б) 12-14 века;
в) 13-16 века.
15. В чем отличие мастеров эпохи Возрождения от средневековья:
а) они хотели остаться безызвестными;
б) они придавали оригинальность произведениям и подчеркивали свое авторство;
в) они копировали старых мастеров.
16. Одной из живописных последних работ Микеланджело была выполненная в 1514 г. огромная фреска Сикстинской капеллы. Какой библейский сюжет был изображен?
а) "Сотворение мира";
б) "Потоп";
в) 'Тайная вечеря"
17. Временные рамки Северного Возрождения:
а) 14-16 века;
б) 12-16 века;
в) 15-16 века.
18. Соотнеси автора и название:
а) "Воз сена"; 1) Альбрехт Дюрер;
б) "Битва Карнавала и Поста"; 2) Иероним Босх;
в) "Всадник, смерть и дьявол"; 3) Питер Брейгель.
19. В творчестве Дюрера ренессансная ясность представлений
сочетается:
а) с научностью;
б) со средневековой фантастикой и суеверием;
в) с оптимизмом.
20. Главные персонажи в картинах Питера Брейгеля:
а) люди и природа;
б) библейские пророки;
в) богатые горожане.
21. Гуманизм эпохи Возрождения подготовил:
а) крестьянские войны;
б) религиозные споры;
в) формирование национальных культур.
22. Гравюра - это:
а) вид изобразительного искусства, в основе которого лежит
использование линии и рисунка;
б) вид графики, вырезанный на гладкой поверхности рисунок и
его отпечаток;
в) стенная роспись по свежей штукатурке.
23. Альбрехт Дюрер выполнил 15 гравюр на тему Апокалипсиса. Известен лист " Всадник, смерть и дьявол ", символизирующий 3 разрушительные силы. Назовите, какую разрушительную силу символизировал каждый из всадников.
1- ;
2- ; 3- .
24.Установите соотношение эпох, стилей и художественных методов предложенным определениям, составив пары из цифр и букв:
1.В основе мировоззрения – представление о существовании двух миров (дуализм). Взаимопроникновение земного и потустороннего. В архитектуре – 2 ведущих стиля – романский и готический. Появление светской литературы, поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров и вагантов; появление литургической драмы. Тело человека считалось вместилищем греха и порока. Искусство подчинялось церкви. Ведущий вид искусства – архитектура. Храм – «библия в камне».
2.Пришедшая на смену древним, первобытным цивилизациям «образцовая, классическая» эпоха в скульптуре, архитектуре, литературе, философии, ораторском искусстве. Это колыбель всей европейской цивилизации. Основа художественной культуры в эту эпоху – миф. Идеалом стал образ человека-гражданина, развитого гармонически и духовно. Шедевры этой эпохи много веков вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума
3.«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль…Возросший интерес к античной культуре. Искусство воспевает красоту природы, гармонию человеческого тела, поэзию человеческих чувств. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная,). Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Человек и его разум возведен на пьедестал.
А) Возрождение
В) Средние века
Д) Античность
( 1 – в, 2 – д, 3 – а)
25. Составьте пары из 1 и 2 столбиков, сопоставив название страны и понятия (географические единицы, памятники культуры, явления, деятели и пр.) к ней относящиеся:
А) Индия
Б) Китай
В) Япония
Г) Тибет, Хуанхэ, Янцзы, Конфуций…
Д) кимоно, самурай, икэбана, танка и хокку…
Е) Тадж-Махал, Ганг, «Махабхарата», «Рамаяна», аюрведа…
26. В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны: "Мадонна Конестабиле", "Мадонна в зелени", "Мадонна со щегленком", "Сикстинская Мадонна" и др. Одно из вышеназванных произведений признано самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Назовите это произведение.
КЛЮЧ:
№ вопроса | Ответ | Кол.-во баллов |
1 | А | 1 балл |
2 | б | 1 балл |
3 | в | 1 балл |
4 | А | 1 балл |
5 | в | 1 балл |
6 | В | 1 балл |
7 | а | 1 балл |
8 | Б | 1 балл |
9 | В | 1 балл |
10 | А | 1 балл |
11 | Б | 1 балл |
12 | Б | 1 балл |
13 | 1 - в,2 - б ,3 – а | 3 балла |
14 | В | 1 балл |
15 | Б | 1 балл |
16 | Б | 1 балл |
17 | В | 1 балл |
18 | 1-в , 2-а, 3-б; | 3 балла |
19 | А | 1 балл |
20 | А | 1 балл |
21 | В | 1 балл |
22 | Б | 1 балл |
23 | ветер, огонь, вода, | 3 балла |
24. | 1 – в, 2 – д, 3 – а | 5 баллов (1 – 2б, 2 – 1б, 3 – 2б) |
25. | Ае, бг, вд | 3 балла |
26. | «Сикстинская Мадонна» | 3 балла |
Критерии оценки:
Максимальное кол- во баллов – 40
85 – 100 % - 30 – 40 баллов – оценка «5»
65-84 % - 25 - 29 балла – оценка «4»
50-64 % - 19 - 24 балл – оценка «3»
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ракитянская средняя общеобразовательная школа № 1»
Ракитянского района Белгородской области
Центр поддержки одаренных детей
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета МОУ «Ракитянская СОШ №1» Протокол № ___ от «____»________2024 г. | «Согласовано» Заместитель директора МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1» ___________/Жерновая Е.Е./ «____»__________2024 г. | «Утверждено» Директор МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1» __________ /Новикова О.П./ Приказ по школе №____ от ________ 2024 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО МХК»
естественнонаучной направленности
на 2024-2025 учебный год
возраст обучающихся - 16-18 лет
Автор-составитель
Масалова Евгения Николаевна
(ФИО педагога-разработчика)
п. Ракитное, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана для обучения МХК высокомотивированных, одаренных детей Ракитянского района в контексте дополнительного образования, основной целью которого является развитие личности с использованием инновационных образовательных технологий, в том числе посредством участия в предметных олимпиадах школьников.
Новизна программы состоит в том, что она поможет расширить и углубить знания учащихся по всем разделам МХК. Кроме этого она направлена на формирования познавательных УУД учащихся по данному предмету, реализации интеллектуальных и творческих способностей у учащихся.
Актуальность предлагаемой программы определяется следующими соображениями:
- материал, предлагаемый в данной программе, углубляет знания учащихся;
- ориентирует на создание условий для социального, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности одаренного ребенка.
Главной целью программы является оказание методической помощи учащимся при подготовке к различным турам всероссийской олимпиады по МХК. При проведении занятий акцент делается на развитие умений по освоению общечеловеческих ценностей мировой художественной культуры, пробуждение или закрепление интереса к углубленному изучению предмета.
Содержание материала, представленный в программе, значительно дополняет учебный материал общеобразовательной школы и содержит задания олимпиад школьного и муниципального уровней. В процессе проведения учебных занятий основное внимание уделяется разбору задач, встречавшихся на различных олимпиадах по МХК. Рассматриваются также некоторые типичные для нестандартных задач темы.
Задачи программы:
- повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
- воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
- раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
- развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
- развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- научиться анализировать различные художественные произведения, относящихся к различным видам и жанрам искусства;
- правильно применять основные понятия при решении нестандартных задач;
- уметь работать с дополнительной литературой.
Рабочая программа рассчитана на обучающихся (10 -11-х классах) 16-18 лет.
Срок реализации программы 1 год (36 часов).
Режим занятий – 1 раз в месяц, 4 часа в неделю.
Формы занятий. Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие. Реализация программы предполагает использование различных форм проведения занятий:
- лекции,
- беседы,
- семинары-практикумы,
- практические работы,
- проектная деятельность.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
I Основные течения в Европейской художественной культуре 19 – начала 20 века - (10 ч.) | ||
Романтизм в художественной культуре Европы 19 века. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. | 4 | |
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Действительность сквозь призму страха и пессимизма (Экспрессионизм). | 4 | |
Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 века. | 2 | |
II Художественная культура России 19 – начала 20 века- (6 ч.) | ||
Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. | 2 | |
Художественная культура России пореформенной эпохи. Художественная культура «серебряного века». | 4 | |
III Европа и Америка: художественная культура 20 века - (10 ч.) | ||
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. Неоклассицизм и поздний романтизм. | 4 | |
Музыкальное искусство в нотах и без нот. Театр и киноискусство 20 века. | 4 | |
Художественная культура Америки. | 2 | |
IV Русская художественная культура 20 века - (10 ч.) | ||
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30-х г | 2 | |
Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. | 4 | |
Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века. | 4 | |
Всего часов: | 36 | |
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | Часы учебного времени | В том числе | |
Теория | Теория | |||
I Основные течения в Европейской художественной культуре 19 – начала 20 века - (10 ч.) | ||||
Романтизм в художественной культуре Европы 19 века. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. | 4 | 2 | 2 | |
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Действительность сквозь призму страха и пессимизма (Экспрессионизм). | 4 | 2 | 2 | |
Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 века. | 2 | 2 | - | |
II Художественная культура России 19 – начала 20 века- (6 ч.) | ||||
Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. | 2 | - | 2 | |
Художественная культура России пореформенной эпохи. Художественная культура «серебряного века». | 4 | 2 | 2 | |
III Европа и Америка: художественная культура 20 века - (10 ч.) | ||||
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. Неоклассицизм и поздний романтизм. | 4 | 2 | 2 | |
Музыкальное искусство в нотах и без нот. Театр и киноискусство 20 века. | 4 | 2 | 2 | |
Художественная культура Америки. | 2 | 2 | - | |
IV Русская художественная культура 20 века - (10 ч.) | ||||
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30-х г | 2 | - | 2 | |
Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. | 4 | 2 | 2 | |
Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели» Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века Обобщающий урок | 4 | 2 | 2 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | Часы учебного времени | Сроки проведения | |||
По плану | Фактически | |||||
I Основные течения в Европейской художественной культуре 19 – начала 20 века - (10 ч.) | ||||||
Романтизм в художественной культуре Европы 19 века. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. | 4 | 24.09.2022 | ||||
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Действительность сквозь призму страха и пессимизма (Экспрессионизм). | 4 | 22.10.2022 | ||||
Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 века. | 2 | 26.11.2022 | ||||
II Художественная культура России 19 – начала 20 века- (6 ч.) | ||||||
Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. | 1 | 24.09.2022 | ||||
Шедевры русской художественной культуры второй половины 19 века. | 1 | 22.10.2022 | ||||
Художественная культура России пореформенной эпохи.Художественная культура «серебряного века». | 4 | 26.12. | ||||
III Европа и Америка: художественная культура 20 века - (10 ч.) | ||||||
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. Неоклассицизм и поздний романтизм. | 4 | 30.01. | ||||
Музыкальное искусство в нотах и без нот. Театр и киноискусство 20 века. | 4 | 27.02. | ||||
Художественная культура Америки. | 2 | 2.04. | ||||
IV Русская художественная культура 20 века - (10 ч.) | ||||||
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30-х г | 2 | 2.04. | ||||
Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. | 4 | 30.04. | ||||
Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели» Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века Обобщающий урок | 4 | 20.05. | ||||
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века. 10 часов.
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа. Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Контроль по теме: тест.
Тема 2. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха. Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм. Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке
Контроль по теме: тест.
.
Тема 3. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков. Постимпрессионистические искания французских художников. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.
Контроль по теме: составление кроссворда.
Раздел 2. Художественная культура России19-20 века. 6 часов.
Тема 4. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Художественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в проекте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.
Контроль по теме: тест.
Тема 5. Художественная культура России пореформенной эпохи. Художественная культура «серебряного века». Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». Творчество П. Чайковского.
Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, В. И. Иванова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова - Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.
Контроль по теме: написание эссе.
Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века. 10 часов.
Тема 6. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард Неоклассицизм и поздний романтизм. Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактноя живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова. Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.
Контроль по теме: составить экскурсию по музеям России .
Тема 7. Музыкальное искусство в нотах и без нот. Театр и киноискусство 20 века. Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К. Орфа, М.Фалья. Творчество Б. Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа
Контроль по теме: тест.
Тема 8. Художественная культура Америки. Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации. Искусство Латинской Америки.
Контроль по теме: тест.
Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 10 часов.
Тема 9. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.
Контроль по теме: тест.
Тема 10. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. Творчество А.И. Хачатуряна. Творчество А.А. Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.
Контроль по теме: разработка проекта.
Тема11. Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века. Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д. Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова. Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.
Контроль по теме: тест.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа | Учебник | Методические пособия | Контрольные материалы |
Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: От истоков до VII века. 10 класс» «Мировая художественная культура: От VII века до современности. 11 класс» / Г.И.Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2012. – 124,[4]с. | 1.Мировая художественная культура: от истоков до VII века. 10 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля.-М.:Дрофа, 2004.-336с.:ил. 2. Мировая художественная культура: от VII века до современности. Профильный уровень: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова._ М.:Дрофа, 2006.- 339[1]с.:ил. |
|
.
|
№ п/п | Раздел, тема | Обеспечение программы методическими видами продукции (сделал сам педагог) | Рекомендации по проведению практических работ | Дидактический и лекционный материал |
Романтизм в художественной культуре Европы 19 века. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. | ||||
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Действительность сквозь призму страха и пессимизма (Экспрессионизм). | ||||
Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 века. | ||||
Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. | ||||
Художественная культура России пореформенной эпохи. Художественная культура «серебряного века». | ||||
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. Неоклассицизм и поздний романтизм. | ||||
Музыкальное искусство в нотах и без нот. Театр и киноискусство 20 века. | ||||
Художественная культура Америки. | ||||
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30-х г Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века | ||||
Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели» Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века Обобщающий урок | ||||
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30-х г Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Учебники и пособия:
- Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Мировая художественная культура. 8 класс. Учебник для образовательных учреждений. – М., 2002.
- Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Мировая художественная культура. 9 класс. Учебник для образовательных учреждений. – М., 2002.
- Бреева Т.М., Гаврилин К.Н. Искусство Древнего мира. М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2008.
- Горбунова Т.В. Изобразительное искусство в истории культуры. – СПб., 1997.
- Ильина Т.В. Введение в искусствознание. - М., 2003.
- Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.
- Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России. – М., 2007.
- Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. – М., 2007.
- Интернет-ресурсы для подготовки обучающихся к олимпиаде по МХК
МХК | Интернет-олимпиада по МХК | |
МХК | Задания олимпиады по МХК прошлого учебного года | |
МХК | Энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы | |
МХК | Сайт с огромным ресурсом ссылок по истории искусства, сгруппированных по периодам | |
МХК | http://www.artcyclopedia.com | Иллюстрированная энциклопедия по искусству |
МХК | (для учителей) Положение о Всероссийской Олимпиаде, порядок проведения школьного тура |
- On-line ресурсы
- Российский общеобразовательный портал - http:// www.school.edu.ru
- «Музеи мира» - http:// www.museum.ru
- Галерея Уффици (Флоренция) - http:// www.FlorenceArt.it/Uffizi
- Лувр - http:// www.louvre.fr/louvrea.htm
- Британский музей (Лондон) - http:// www.britishmuseum.org
- Галерея Орсэ (Париж) - http:// www.musee-orsay.fr
- Эрмитаж - http:// www.hermitagemuseum.org
- Государственная Третьяковская галерея - http:// www.tretyakovgallery.ru
- Государственный Русский музей - http:// www.rusmuseum.ru
Музеи Московского Кремля - http:// www.kreml.ru
Всемирная история - http://historic.ru.
Предварительный просмотр:
Итоговая диагностика
- Назовите автора картины «Олимпия».
А) Клод Моне
Б) Эдуард Мане
В) Эдгар Дега
- О какой картине идёт речь:
« Многочисленная охрана бессильна перед натиском разъярённой толпы. На следующий день картину размещают так высоко, чтобы возмущённая публика не смогла в ярости пронзить её острым зонтиком».
А) «Завтрак на траве»
Б) «Абсент»
В) «Олимпия»
- Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression ?
А) восторг
Б) впечатление
В) восхищение
- Одна из особенностей живописного языка импрессионистов:
А) изображение исторических событий;
Б) фронтальность композиции;
В) техника пастели.
- Назовите картину художника Огюста Ренуара:
А) «Голубые танцовщицы»
Б) «Качели»
В) «Абсент»
- Соотнесите название картины и их автора:
А) Э.Мане 1) «Впечатление. Восход солнца»
Б) К.Моне 2) «Голубые танцовщицы»
В) Э.Дега 3) «Олимпия»
- « Вольный воздух» (от французского pleiair) для художников – импрессионистов это:
А) пленер
Б) пастель
В) передача света
- Как называлась выставка картин, открытая 15 мая 1863г.?
А) «Салон импрессионистов»
Б) «Салон отверженных»
В) «Постимпрессионизм»
- К какому из художников принадлежат данные картины «Бульвар Капуцинок в Париже», «Кувшинки», «Впечатление. Восход Солнца», «Стог сена в Живерни».
А) Э.Мане
Б) К.Моне
В) Э.Дега
- Кто из художников – импрессионистов успешно использовал приёмы будущего кино – деление на кадры, наезд камеры, показ фрагментов.
А) К.Моне
Б) Э.Дега
В) О.Ренуар
- Кто был во главе «Товарищества передвижных художественных выставок?
А) В.Г.Перов
Б) Н.А.Ярошенко
В) И.Н. Крамской
Г) И.И.Шишкин
- Кто является художником картины «Бурлаки на Волге»?
А) В.Д.Полевой
Б) В.Н.Суриков
В) Н.А.Ярошенко
Г) И.Е.Репин
- Соотнеси картины и их авторов:
А) «Крестный ход в Курской губернии» 1) И.И.Шишкин
Б) «Кочегар» 2) И.И.Левитан
В) «Мина Моисеев» 3) Н.А.Ярошенко
Г) «Лесные дали» 4) И.Н.Крамской
Д) «Владимирка» 5) И.Е.Репин
- К какому жанру относится картина И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван»?
А) исторический жанр
Б) изображение народа
В) портрет
Г) мифический жанр
- О какой картине идёт речь?
В этой картине отражены последствия бунта стрельцов, поддержавших в 1698г. царевну Софию и выступивших против законной власти, принадлежавшей её младшему брату - Петру I.
_____________________________________________________________________
- Кто автор картины «Проводы покойника»?
А) Н.А.Ярошенко
Б) В.Г.Перов
В) И.Н.Крамской
Г) И.Е.Репин
- Кого называли «певцом русского леса»?
А)И.И.Шишкина
Б) Н.А.Ярошенко
В) В.В.Верещагин
Г) В.М.Васнецов
- Какая тема была самая главная в творчестве И.Е.Репина?
А) портрет
Б) изображение народа
В) историческая тема
Г) мифологическая тема
- « Он выразил не только страдание людей каторжного труда, но и грозную общественную силу». О какой картине идёт речь?
А) «Крестный ход в Курской губернии»
Б) «Бурлаки на Волге»
В) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Г) «Иван Грозный и сын его Иван»
- Отметьте работы И.Е.Репина:
А) портрет Л.Н.Толстого
Б) «Меньшиков в Берёзове»
В) «Боярыня Морозова»
Г) портрет М.П.Мусорского.
- К композиторам «Могучей кучки» относится:
А) А.Г.Бородин
Б) П.И.Чайковский
В) М.И.Глинка
- Соотнесите автора и название произведения:
А) М.А.Балакирев 1) Ночь на Лысой горе
Б) А.П.Бородин 2) Король лир
В) М.П.Мусоргской 3) Князь Игорь
Г) Н.А.Римский – Корсоков 4) Борис Годунов
- Кто автор произведения «Царская невеста»?
____________________________________________________________________
- Сколько симфоний написал П.И.Чайковский?
А) 8 б) 3 в) 6
- О каком балете Г.А.Ларош писал:
« По музыке…… - лучший балет, который когда – нибудь слышал… Мелодия одна другой пластичней, певучей и увлекательней»
А) «Спящая Красавица»
Б) «Лебединое озеро»
В) «Садко»
- Сколько лет А.П.Бородин работал над оперой «Князь Игорь»?
А) 20 б) 7 в) 18
- Кто автор сюиты «Картина с выставки»?
А) М.П.Мусоргской
Б) П.И.Чайковский
В) Н.А.Римский – Корсаков
- В этой опере отражены события жестоких времён монгольского нашествия на русские земли. Что это за опера?
А) «Шехеразада»
Б) «Царская невеста»
В) «Снегурочка»
Г) «Сказание о невидимом граде Китеже»
- В каком году П.И.Чайковский создал музыку к балету «Спящая красавица»?
А) 1889г б) 1888г в) 1878г г) 1886г
- Напишите имя «короля комедии» в немом кинематографе
_____________________________________________________________________
Ключи:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
б | в | б | в | б | 1б 2в 3а | а | б | б | б | в | г | 1г 2д 3б 4в 5а | а | Утро стрелецкой казни |
1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 3 балла | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 5 балл | 1 балл | 1 балл |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
б | а | б | б | А г | а | А-2 Б-3 В-1,4 | Римский - Корсаков | в | б | в | а | г | а | Чаплин |
1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 4 балла | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 1 балл |
Критерии оценки:
Максимальное кол-во баллов – 40
85 – 100 % - 30 – 40 баллов – оценка «5»
65-84 % 30 – 40 - балла – оценка «4»
50-64 % - 25 - 29 балл – оценка «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»
Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»
Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно зн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»
Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путь к успеху» (программа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку)
Данная программа былы разработана для подготовки учащихся 7-8 классов к ВОШ по английскому языку...
