План-конспект учебного занятия в детском творческом объединении «Лучик» «Рисование в технике мо-нотипия. Композиция «Осенний лес»
план-конспект
План-конспект учебного занятия в детском творческом объединении «Лучик» «Рисование в технике монотипия. Композиция «Осенний лес»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета
Рассмотрено: на Методическом совете МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета протокол № 1 от 29.08.2025г. | Утверждена Приказом МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета Приказ № 241 от 29.08.2025г. |
План-конспект учебного занятия
в детском творческом объединении «Лучик»
«Рисование в технике монотипия. Композиция «Осенний лес»
Исак Мария Петровна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета
Тайшет, 2025
Учебная дисциплина: арт-терапия
Образовательная программа: адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лучик» для детей с ОВЗ (6-10 лет), разработчик Исак Мария Петровна
Место занятия в учебном плане: Раздел II. «Изотерапия». Тема занятия: «Рисование в технике монотипия. Композиция «Осенний лес»
Тип занятия: ознакомление с новым материалом.
Форма работы: индивидуальная.
Краткая характеристика обучающегося: СМ – обучающийся группы 1-го года обучения (8 лет), имеющий РЭР, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и нарушения интеллектуальной сферы.
Цель: гармонизация эмоциональной сферы, достижение развивающих эффектов через упражнения и техники арт-терапии.
Задачи:
образовательные:
- освоение техники рисования монотипия;
- обучение способам мышечного расслабления, релаксации;
развивающие:
- актуализация и расширение знаний и представлений об осени;
- развитие и гармонизация эмоционально-чувственного мира, снижение уровня агрессии, тревожности, негативизма, мышечного и внутреннего напряжения;
- актуализация активного словарного запаса;
- развитие восприятия, творческого воображения; навыков представления своей работы;
воспитательные:
- содействовать воспитанию волевых процессов (довести начатое дело до конца, завершить работу), воспитание аккуратности;
Методы:
Наглядные: демонстрация (показ педагога), иллюстрация.
Словесные: рассказ, беседа, объяснение.
Практические: практическая работа, психологические и арт-терапевтические упражнения.
Приемы:
Обращение к жизненному опыту детей.
Свободное высказывание.
Музыкальное сопровождение для релаксации и во время изобразительной деятельности.
Ритуал приветствия и прощания.
Оборудование:
- ноутбук;
- аудиозапись «Осенний лес»;
- мяч (для организации начала занятия);
- демонстрационный материал (иллюстрации с изображением осенних пейзажей, образцы рисунков в технике монотипия осенней тематики);
- инструменты и расходные материалы: акварель, кисти, палитра, белая бумага А4, стакан непроливайка, влажные гигиенические салфетки.
Структура и ход занятия:
№ | Этап занятия | Приемы и методы работы | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся, формы работы | Предполагаемый результат/ назначение используемого метода, приема |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Организационно-мотивационный этап | Приём - ритуал приветствия Практический метод: арт-терапевтическое упражнение. Словесный метод: диалог. | Организует и проводит упражнение-приветствие «Улыбка» Контролирует адекватность проявления эмоционального состояния, корректирует выбор обучающимся средств общения. | Выполняет действия по содержанию упражнения, одновременно манипулируя с мячом, приветствует педагога с применением определенных средств общения (приветливое выражение лица, улыбка, доброжелательная, уважительная речь). | Организационный компонент: - обеспечение организованного начала занятия, настрой на предстоящую деятельность. Здоровьесберегающий компонент: - создание комфортной психологической атмосферы, - снятие излишнего мышечного тонуса за счет тактильных ощущений. |
Словесный метод: сообщение темы, беседа. Наглядный метод: демонстрация иллюстраций, показ образца. Педагогический приём: обращение к жизненному опыту обучающегося; Арт-терапевтический прием: использование культурологического компонента. | Организует вступительную беседу об осени, акцентируя внимание обучающегося на признаках осени, красках осеннего пейзажа. В ходе беседы дополняет рассказ показом иллюстраций осенней тематики, цитатами стихотворений, образными выражениями. Подводит обучающегося к пониманию предстоящей деятельности – сегодня на занятии будет выполняться рисунок «Осенний лес» | Воспринимает информацию. Участвует в беседе, отвечая на наводящие вопросы, рассказывая о случаях из своей жизни, связанных с осенью; рассматривает иллюстрации, воспринимает литературный материал, образец. | Образовательный компонент: - мотивация к учебной деятельности, понимания предстоящей деятельности и возникновение интереса к ней; - актуализация и расширение знаний и представлений об осени; - актуализация активного словарного запаса; - активизация мыслительной деятельности, самостоятельности, интереса к способу действий; Здоровьесберегающий компонент: положительные впечатления, эмоциональные переживания от восприятия визуальной и вербальной информации. | ||
Динамическая пауза | Массажные упражнения для пальцев, кистей рук. | Организует и проводит массажные упражнения для пальцев и кистей рук с помощью массажных мячиков. Контролирует, координирует действия обучающегося. | Под руководством педагога выполняет массажные упражнения для пальцев и кистей рук с помощью специальных мячиков. | Здоровьесберегающий компонент: - предупреждение перенапряжения за счет смены вида активности, снятия излишнего мышечного тонуса и переключения внимания, - улучшение самочувствия, повышение подвижности суставов. | |
Основной этап | Словесный метод: беседа, объяснение. Практический метод: практическая работа (создание рисунка в технике монотипия). Педагогические приёмы: наставление, инструктаж, свободное высказывание, похвала | Напоминает вид предстоящей деятельности, акцентируя внимание обучающегося на том, что он познакомится с новым для него видом рисования – монотипией. Организует подготовку рабочего места: подготовка к работе необходимых инструментов и материалов. Организует беседу, направленную на выявление особенностей картин, созданных в технике монотипии (нетрадиционный способ рисования, симметричность объектов) Объясняет последовательность выполнения практической работы (Приложение 3). Осуществляет поэтапный показ способов выполнения рисунка в технике монотипия «Осенний лес». Организует и координирует выполнение части практической работы обучающегося. | Воспринимает информацию. Под руководством педагога подготавливает необходимые инструменты и материалы. Участвует в беседе. Воспринимает информацию Выполняет практическую работу по показу педагога (создание оттиска «Осенний лес»). | Организационный компонент: - активизация интереса к способу действий, - подкрепление привычки самостоятельно организовывать рабочее места и выбирать принадлежности. Образовательный компонент: - знакомство с нетрадиционной техникой рисования, - освоение практических приемов ее выполнения с соблюдением особенностей; - развитие восприятия, творческого воображения; Здоровьесберегающий компонент: - улучшение эмоционального состояния; - развитие навыков расслабления, которые можно использовать в повседневной жизни. | |
Здоровьесберегающий метод: релаксация. Приём: визуализация под музыкальное сопровождение | Организует и проводит релаксационное упражнение «Лесная прогулка» (техника арт-терапии направленной визуализации). В ходе выполнения упражнения фоном звучит музыка для релаксации «Осенний лес». | Выполняет релаксационное упражнение по инструкции педагога, представляет под музыку прогулку по осеннему лесу; тело расслаблено, глаза закрыты; обучающийся отдыхает. | Здоровьесберегающий компонент: - снятие нервно-мышечного напряжения, снижение уровня агрессии, тревожности; - обучение способам мышечного расслабления, релаксации. | ||
Практический метод: самостоятельная творческая деятельность. Словесный метод: диалог. Приём: музыкальное сопровождение. Метод поощрения и поддержки: похвала. | Стимулирует и координирует самостоятельную творческую деятельность обучающегося (завершение рисунка «Осенний лес» в технике монотипия, добавление элементов пейзажа по собственному замыслу обучающегося). Обеспечивает фоновое звучание релаксационного музыкального сопровождения. | Выполняет самостоятельную творческую деятельность: дорисовывает по собственному замыслу рисунок «Осенний лес» | Образовательный компонент: - развитие восприятия, творческого воображения, изобразительных навыков; - самостоятельность при осуществлении творческого замысла; - воспитание волевых процессов (довести начатое дело до конца, завершить работу); - воспитание аккуратности; Здоровьесберегающий компонент: - гармонизация эмоциональной сферы. | ||
III | Завершающий (рефлексивно-аналитический) этап | Словесный метод: диалог, экспресс-опрос Прием: похвала ФЭХ; ритуал прощания-речёвки. | Проводит экспресс-опрос по вопросам: - Удалось ли выполнить рисунок «Осенний лес» в технике монотипия? Что больше всего понравилось выполнять в ходе занятия? Стимулирует речевую деятельность. Анализирует адекватность самооценки, выводов. Организует и проводит ритуал прощания-речёвки «Мы трудились хорошо, спасибо нам!» | Отвечает на вопросы. Презентует свою работу: демонстрирует рисунок, сопровождая комментариями, объяснением. Повторяет речёвку за педагогом | Мотивационный компонент: - желание продолжить изо.деятельность с использованием новой изо.техники. Образовательный компонент: - развитие навыков представления своей работы; - рефлексия способствует формированию адекватной оценки результатов своего и совместного труда; - экспресс-опрос стимулирует речевую деятельность, формирует умение высказываться лаконично и конкретно, по сути задаваемого вопроса, обсуждаемой темы. |
Приложение 1.
Алгоритм проведения организационных упражнений
Упражнение – приветствие «Улыбка»
Обучающиеся встают вкруг вместе с педагогом и, передавая мяч друг другу по кругу, приветствуют соседа с улыбкой и ласково произносят его имя. Например: «Здравствуй. Я очень рад тебя видеть, Катюша».
Речёвка «Мы трудились хорошо, спасибо нам»
Упражнение проводится в завершение занятия. Обучающиеся произносят слова «Мы трудились хорошо, спасибо нам!» вместе с педагогом.
Приложение 2.
Образцы рисунков осенней тематики, выполненных в технике монотипия
Приложение 3.
Алгоритм выполнения рисунка в технике монотипия
Нанести изображение на одну половину листа, не допуская высыхания красок.
Согнуть лист пополам, прижать, аккуратно прогладить по верхней стороне, добиваясь отпечатка.
Осторожно раскрыть лист.
Дорисовать/уточнить детали рисунка. По замыслу можно дополнить рисунок/композицию смысловыми деталями, предметами, образами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».
В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»
Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Раду...

Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»
Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Раду...

Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...

План конспект открытого учебного занятия Технология проблемного обучения по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия на тему «Определение логарифмов. Свойства логарифмов»
План конспект открытого учебного занятияТехнология проблемного обучения по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрияна тему «Определение логарифм...
План-конспект дистанционного учебного занятия по физической культуре. Тема занятия: " Совершенствование техники подачи мяча в волейболе"
План-конспект учебного занятия "Совершенствование техники подачи мяча в волейболе" для обучающихся 2 курса по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Цель занятия: Совершенст...

План-конспект учебного занятия для обучающихся в объединении «Творческий калейдоскоп» Тема: «Пуантилизм»
Методическая разработка по ознакомлению детей с нетрадиционной техникой рисования «Пуантилизм», разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической....





