План-конспект учебного занятия в детском творческом объединении «Лучик» «Рисование в технике мо-нотипия. Композиция «Осенний лес»
план-конспект

Исак Мария Петровна

План-конспект учебного занятия в детском творческом объединении «Лучик» «Рисование в технике монотипия. Композиция «Осенний лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya_dto_luchik_monotipiya.docx79.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета

Рассмотрено:

на Методическом совете МБУДО

«Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета

протокол № 1 от  29.08.2025г.

Утверждена

Приказом МБУДО

 «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета

Приказ № 241 от 29.08.2025г.    

План-конспект учебного занятия

в детском творческом объединении «Лучик»

 «Рисование в технике монотипия. Композиция «Осенний лес»

Исак Мария Петровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета

Тайшет, 2025

Учебная дисциплина: арт-терапия

Образовательная программа: адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лучик» для детей с ОВЗ (6-10 лет), разработчик Исак Мария Петровна

Место занятия в учебном плане: Раздел II. «Изотерапия». Тема занятия: «Рисование в технике монотипия. Композиция «Осенний лес»

Тип занятия: ознакомление с новым материалом.

Форма работы: индивидуальная.

Краткая характеристика обучающегося: СМ – обучающийся группы 1-го года обучения (8 лет), имеющий РЭР, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и нарушения интеллектуальной сферы.

Цель: гармонизация эмоциональной сферы, достижение развивающих эффектов через упражнения и техники арт-терапии.

Задачи:

образовательные:

- освоение техники рисования монотипия;  

- обучение способам мышечного расслабления, релаксации;

развивающие:

- актуализация и расширение знаний и представлений об осени;

- развитие и гармонизация эмоционально-чувственного мира, снижение уровня агрессии, тревожности, негативизма, мышечного и внутреннего напряжения;

- актуализация активного словарного запаса;

- развитие восприятия, творческого воображения; навыков представления своей работы;

воспитательные:

- содействовать воспитанию волевых процессов (довести начатое дело до конца, завершить работу), воспитание аккуратности;

Методы:

Наглядные: демонстрация (показ педагога), иллюстрация.

Словесные: рассказ, беседа, объяснение.

Практические: практическая работа, психологические и арт-терапевтические упражнения.

Приемы:

Обращение к жизненному опыту детей.

Свободное высказывание.

Музыкальное сопровождение для релаксации и во время изобразительной деятельности.

Ритуал приветствия и прощания.

Оборудование:

- ноутбук;

- аудиозапись «Осенний лес»;

- мяч (для организации начала занятия);

- демонстрационный материал (иллюстрации с изображением осенних пейзажей, образцы рисунков в технике монотипия осенней тематики);

- инструменты и расходные материалы: акварель, кисти, палитра, белая бумага А4, стакан непроливайка, влажные гигиенические салфетки.

Структура и ход занятия:

Этап занятия

Приемы и методы работы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся,

 формы работы

Предполагаемый результат/

назначение используемого метода, приема

1

2

3

4

5

6

I

Организационно-мотивационный этап

Приём - ритуал приветствия

Практический метод: арт-терапевтическое упражнение.

Словесный метод: диалог.

Организует и проводит упражнение-приветствие «Улыбка»

Контролирует адекватность проявления эмоционального состояния, корректирует выбор обучающимся средств общения.

Выполняет действия по содержанию упражнения, одновременно манипулируя с мячом, приветствует педагога с применением определенных средств общения (приветливое выражение лица, улыбка, доброжелательная, уважительная речь).

Организационный компонент:

- обеспечение организованного начала занятия, настрой на предстоящую деятельность.

Здоровьесберегающий компонент: - создание комфортной психологической атмосферы,

- снятие излишнего мышечного тонуса за счет тактильных ощущений.

Словесный метод: сообщение темы,

беседа.

Наглядный метод: демонстрация иллюстраций, показ образца.

Педагогический приём: обращение к жизненному опыту обучающегося; Арт-терапевтический прием: использование культурологического компонента.

Организует вступительную беседу об осени, акцентируя внимание обучающегося на признаках осени, красках осеннего пейзажа.

В ходе беседы дополняет рассказ показом  иллюстраций осенней тематики, цитатами стихотворений, образными выражениями.

Подводит обучающегося к пониманию предстоящей деятельности – сегодня на занятии будет выполняться рисунок «Осенний лес»

Воспринимает информацию.

Участвует в беседе, отвечая на наводящие вопросы, рассказывая о случаях из своей жизни, связанных с осенью;

рассматривает иллюстрации, воспринимает литературный материал, образец.

Образовательный компонент:

- мотивация к учебной деятельности, понимания  предстоящей деятельности и возникновение интереса к ней;

- актуализация и расширение знаний и представлений об осени;

- актуализация активного словарного запаса;

- активизация мыслительной деятельности, самостоятельности, интереса к способу действий;

Здоровьесберегающий компонент:

положительные впечатления, эмоциональные переживания от восприятия визуальной и вербальной информации.

Динамическая пауза

Массажные упражнения для пальцев, кистей рук.

Организует и проводит массажные упражнения для пальцев и кистей рук с помощью массажных мячиков. Контролирует, координирует действия обучающегося.

Под руководством педагога выполняет массажные упражнения для пальцев и кистей рук с помощью специальных мячиков.

Здоровьесберегающий компонент: - предупреждение перенапряжения за счет смены вида активности, снятия излишнего мышечного тонуса и переключения внимания,

- улучшение самочувствия, повышение подвижности суставов.

Основной  этап

Словесный метод: беседа, объяснение.

Практический метод: практическая работа (создание рисунка в технике монотипия).

Педагогические приёмы: наставление, инструктаж, свободное высказывание, похвала

Напоминает вид предстоящей деятельности, акцентируя внимание обучающегося на том, что он познакомится с новым для него видом рисования – монотипией. Организует подготовку рабочего места: подготовка к работе необходимых инструментов и материалов. Организует беседу, направленную на выявление особенностей картин, созданных в технике монотипии (нетрадиционный способ рисования, симметричность объектов)

Объясняет последовательность выполнения практической работы (Приложение 3).

Осуществляет поэтапный показ способов выполнения рисунка в технике монотипия «Осенний лес».

Организует и координирует выполнение части практической работы обучающегося.

Воспринимает информацию.

Под руководством педагога подготавливает необходимые инструменты и материалы.

Участвует в беседе.

Воспринимает информацию

Выполняет практическую работу по показу педагога (создание оттиска «Осенний лес»).

Организационный компонент:

- активизация интереса к способу действий,

- подкрепление привычки самостоятельно организовывать рабочее места и выбирать принадлежности.

Образовательный компонент:

- знакомство с нетрадиционной техникой рисования,

- освоение практических приемов ее выполнения с соблюдением особенностей;

- развитие восприятия, творческого воображения;

Здоровьесберегающий компонент:

- улучшение эмоционального состояния;

- развитие навыков расслабления, которые можно использовать в повседневной жизни.

Здоровьесберегающий метод: релаксация.

Приём: визуализация под музыкальное сопровождение

Организует и проводит релаксационное упражнение «Лесная прогулка» (техника арт-терапии направленной визуализации). В ходе выполнения упражнения фоном звучит музыка для релаксации «Осенний лес».

Выполняет релаксационное упражнение по инструкции педагога, представляет под музыку прогулку по осеннему лесу; тело расслаблено, глаза закрыты; обучающийся отдыхает.

Здоровьесберегающий компонент:

- снятие нервно-мышечного напряжения, снижение уровня агрессии, тревожности;

- обучение способам мышечного расслабления, релаксации.

Практический метод: самостоятельная творческая деятельность.

Словесный метод: диалог.

Приём: музыкальное сопровождение. Метод поощрения и поддержки: похвала.

Стимулирует и  координирует самостоятельную творческую деятельность обучающегося (завершение рисунка «Осенний лес» в технике монотипия, добавление элементов пейзажа по собственному замыслу обучающегося).

Обеспечивает фоновое звучание релаксационного музыкального сопровождения.  

Выполняет самостоятельную творческую деятельность: дорисовывает по собственному замыслу рисунок «Осенний лес»

Образовательный компонент:

- развитие восприятия, творческого воображения, изобразительных навыков;

- самостоятельность при осуществлении творческого замысла;

- воспитание волевых процессов (довести начатое дело до конца, завершить работу);

- воспитание аккуратности;

Здоровьесберегающий компонент:

- гармонизация эмоциональной сферы.

III

Завершающий (рефлексивно-аналитический)  этап

Словесный метод: диалог, экспресс-опрос

Прием: 

похвала ФЭХ;

ритуал прощания-речёвки.

Проводит экспресс-опрос по вопросам:

- Удалось ли выполнить рисунок «Осенний лес» в технике монотипия? Что больше всего понравилось выполнять в ходе занятия?

Стимулирует речевую деятельность.

Анализирует адекватность самооценки, выводов.

Организует и проводит ритуал прощания-речёвки «Мы трудились хорошо, спасибо нам!»

Отвечает на вопросы.

Презентует свою работу: демонстрирует рисунок, сопровождая комментариями, объяснением.

Повторяет речёвку за педагогом

Мотивационный компонент:

- желание продолжить изо.деятельность с использованием новой изо.техники.

Образовательный компонент:

- развитие навыков представления своей работы;

- рефлексия способствует формированию адекватной оценки результатов своего и совместного труда;

- экспресс-опрос стимулирует речевую деятельность, формирует умение высказываться лаконично и конкретно, по сути задаваемого вопроса, обсуждаемой темы.

Приложение 1.

Алгоритм проведения организационных упражнений

Упражнение – приветствие «Улыбка»

Обучающиеся встают вкруг вместе с педагогом и, передавая мяч друг другу по кругу, приветствуют соседа с улыбкой и ласково произносят его имя. Например: «Здравствуй. Я очень рад тебя видеть,  Катюша».

Речёвка «Мы трудились хорошо, спасибо нам»

Упражнение проводится в завершение занятия. Обучающиеся произносят слова «Мы трудились хорошо, спасибо нам!» вместе с педагогом.

Приложение 2.

Образцы рисунков осенней тематики, выполненных в технике монотипия

C:\Users\mr_de\Desktop\монотипия\Без названия (1).jpg               C:\Users\mr_de\Desktop\монотипия\Без названия.jpg

                  C:\Users\mr_de\Desktop\монотипия\images.jpg           C:\Users\mr_de\Desktop\монотипия\images (1).jpg

C:\Users\mr_de\Desktop\монотипия\Без названия (2).jpg

Приложение 3.

Алгоритм выполнения рисунка в технике монотипия

Нанести изображение на одну половину листа, не допуская высыхания красок.

Согнуть лист пополам, прижать, аккуратно прогладить по верхней стороне, добиваясь отпечатка.

Осторожно раскрыть лист.

Дорисовать/уточнить детали рисунка. По замыслу можно дополнить рисунок/композицию смысловыми деталями, предметами, образами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

Создание и пополнение    учебно-методического комплекта  к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Раду...

Создание и пополнение учебно-методического комплекта к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

Создание и пополнение    учебно-методического комплекта  к учебной дисциплине «Основы безопасности движения» детского творческого объединения «Зелёный свет» МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Раду...

Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...

План конспект открытого учебного занятия Технология проблемного обучения по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия на тему «Определение логарифмов. Свойства логарифмов»

План конспект  открытого учебного занятияТехнология проблемного обучения по дисциплине  Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрияна тему «Определение логарифм...

План-конспект дистанционного учебного занятия по физической культуре. Тема занятия: " Совершенствование техники подачи мяча в волейболе"

План-конспект учебного занятия "Совершенствование техники подачи мяча в волейболе" для обучающихся 2 курса по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Цель занятия: Совершенст...

План-конспект учебного занятия для обучающихся в объединении «Творческий калейдоскоп» Тема: «Пуантилизм»

Методическая разработка по ознакомлению детей с нетрадиционной техникой рисования «Пуантилизм», разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической....