Открытый урок "Работа над пьесами кантиленного характера"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
МАУДО ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАШИРА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
«Работа над пьесами кантиленного характера »
Подготовила преподаватель
Федорова Г.В.
г. Кашира
2024 год
Урок проводится с ученицей 3 класса Мирзоевой Сабиной.
Характеристика учащейся:
У Сабины хорошие интеллектуальныеи музыкальные способности, разносторонние интересы. Пианистический аппарат свободный, природная беглость. Музыкальна, хороший слух, чувство ритма.
ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие навыков кантиленной игры.
ЗАДАЧИ:
- Работа над выразительным интонированием мелодической линии.
- Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемых музыкальных произведений с тщательным слуховым контролем.
- Развитие навыка координации движений.
- Выработка ощущения разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно-звуковой задачи.
ПЛАН УРОКА.
I Введение.
II. А Хачатурян “Андантино”
- Беседа об образном содержании пьесы.
- Детализированная работа над фразировкой Работа над выразительностью.
- Работа над сопровождением, педалью.
- Исполнение пьесы в целом.
- Заключение.
Материалы: презентация.
ВВЕДЕНИЕ
Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в смысл и строение произведения, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Художественная сфера кантиленных произведений как нельзя лучше отвечает этим требованиям. При исполнении кантиленных произведений необходимо стремиться максимально, приблизить звучание фортепиано к пению, к человеческому голосу. Одним из самых важных компонентов мастерства музыканта является владение им звуковой палитрой инструмента. Музыканту постоянно приходится искать пути преодоления ударной природы фортепиано. «Когда говорят, что пианист обладает выразительным, певучим звуком или мягким туше, то забывают, что впечатление зависит не столько от устройства руки или мягких подушечек на кончиках пальцев, но главным образом от манеры фразировать и от пластичности образа, переданного музыкой». Мастерство пластичной фразировки непосредственно связано с владением техникой кантилены.
Слуховой контроль играет здесь важнейшую роль для достижения качественной игры legato (легато – связно). Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам и могут даже к ним прикасаться. Кисть мягкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение целенаправленной свободы. Палец мягко нажимает на нужную клавишу, заставляя её плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается так же плавно, причём одновременно с нажатием очередной клавиши, предыдущая мягко возвращается в исходную позицию. При исполнении нажима пальцы как бы ласкают клавиши.
Ни один музыкант не может достичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения ФРАЗИРОВКОЙ. Членение музыки на фразы обусловлена самой сущностью музыкального произведения. В статье“О музыкальном исполнительстве” А.Гольденвейзер так выразил свою мысль:“ Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего, исходил из того, что он делал своим голосом, - из пения и речи. Всякая музыка всегда была расчленена дыханием “. Определить членение моментом дыхания, естественное стремление к вершине внутри каждой фразы, то есть правильно определить в ней кульминационные точки, а также естественное интонационное и динамическое начало и спада фразы необходимо музыканту в работе над произведением:
Работа над звуком занимает центральное место в процессе обучения игре на фортепиано. Начало этой работы относится к первым шагам, а совершенство не имеет предела. Главное условие успешного решения звуковых задач, как элементарных, так и самых трудных, является развитие способности слышать музыкальную ткань.. Способность слышать музыку во всем ее объеме зависит от музыкального воспитания, и в частности от слухового развития. Вкратце можно говорить о двух факторах музыкального воспитания, оказывающих непосредственное воздействие на решение звуковых задач:
- Дослушивание звука до конца
- Ощущение горизонтального движения и развития музыки
Исходя из этого, уже на первых уроках, когда ребенок играет упражнения на звукоизвлечение и постановку рук не обходимо научить его слушать до конца затухающий звук и ощущать ( «вести») его кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу через октаву учении должен переносить не просто руку, но как бы «нести» звук. В результате складывается непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса. Живая рука, живые, активные пальцы – это необходимое условие при работе над кантиленой. Не ставить палец и руку на клавишу, а брать, извлекать звук; не выжидать и держать, а вести звук; не поднимать руку, а брать дыхание. Необходимо заметить, что основным недостатком в исполнении кантилены в большинстве случаев связано с недослушиванием звука и не достаточным ощущением движения мелодии Если ухо не слышит звук до конца, то палец становится пассивным, рука расслабляется , и каждый последующий звук не выливается из предыдущего, а берется как бы заново, с помощью нового движения руки или кисти. Если ухо не слышит и не «ведет» звук, то и пальцы не получают необходимой команды мозга, следующий звук берется формально, отсутствует та неуловимая градация звуковой палитры, которая делает мелодическую линию осмысленно последовательной.
Одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе «выразительных» пальцев, которые играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь, словно в глубокий мягкий ковер. Отыгранный палец поднимается не рань, чем берется последующий звук, не спеша, не раньше, чем палец полностью погрузится в следующую клавишу. Пальцы ведут руку. Движение руки напоминает движение смычка, плавное, очерчивает контур мелодии. Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии связность. Работа над звукоизвлечением, в той или иной степени, проводится с самого начала обучения, ребенок получает навыки взаимодействия руки пальцев, достижения глубины звука и связности с первых упражнений, при прохождении легких пьес таких, как: Д.Штейбельт «Адажио», Р.Шуман «Первая утрата», А.Тюрк «Ариозо», и т.д.. Однако взаимодействие кончиков пальцев и руки этим не ограничивается. Живые кончики пальцев должны быть связаны со всей системой пианистического аппарата вплоть до корпуса. «Звук рождается в кончике пальцев, как цветок на конце растения». Но как цветок звук должен питаться «соками» изнутри, лишенный поддержки «изнутри», звук теряет глубину, певучесть, становится сухим и колючим (короткий рычаг).
Чрезвычайно важно научить любить хороший звук - полный, мягкий, сочный, стараться привить потребность в таком звучании. Как правило, у малоспособных учащихся, нет умения пользоваться возможностями фортепиано и собственными руками. Это умение достигается путем показа, объяснений, работы на уроках (а часто и на дополнительных уроках), внимательных домашних занятиях. Необходимо научить ученика опустить пальцы и руку в клавиши, в «рояль», хорошо почувствовать клавиатуру, как бы преодолевая ее сопротивление, прислушиваться к тому, как звучит инструмент
В процессе работы над фортепианной кантиленой, при «вокализации» играющим на рояле инструментальных мелодических линий, в значительной мере организуется и совершенствуется мелодический слух. Именно в пьесах спокойных, требующих неторопливого движения легче начинать применять педаль, уделив особое внимание качеству звучания и самому процессу пользования педалью,
II ХОД УРОКА
БЕСЕДА ОБ АВТОРЕ И ОБРАЗНОМ СОДЕРЖАНИИ ПЬЕСЫ (видеопрезентация)
Уже не одно столетие ходят легенды о музыкальности народов Кавказа. Вероятно, поэтому у мальчика, родившемуся в 1903 году в армянской семье, жившей в предместье старого Тифлиса, не было другого пути, как стать одним из самых выдающихся композиторов и педагогов 20-го века. Звали этого мальчика – Арам Ильич Хачатурян.
С детства Арам говорил на 3-х языках: дома – по -армянски, во дворе – по-грузински, в школе - по-русски. Он слушал, как мама пела армянские народные песни; на улице звучало грузинское многоголосие; из парков доносились звуки русских романсов. В такой атмосфере ребенку хотелось самому петь и играть.
Когда же домой купили рояль, счастью маленького Арама не было предела! Он быстро стал подбирать на инструменте мелодии по слуху и немного импровизировать.
С этого момента начинается творческий путь будущего композитора.
В 19 лет Арам приезжает в Москву и поступает в Гнесинское музыкальное училище, где обучается по классу виолончели, фортепиано и композиции. В последствии продолжает музыкальное образование в Московской консерватории и аспирантуре.
Творческое наследие композитора огромно –балеты, симфонии, концерты;о громное количество произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки; музыки к кинофильмам и театральным постановкам.
Отдельное место в творчестве А. Хачатуряна, занимают сочинения для детей - песни, объединённые в сборник «О чём мечтают дети», «Детский альбом» для фортепиано и сонатина.
По примеру других композиторов –Шумана, Чайковского, Прокофьева, Арам Хачатурян создаёт свой альбом для детей, в котором каждая пьеса – это маленький сюжет из жизни ребенка, его игры, взаимоотношения со взрослыми, его настроения, желания и мечты.
Образная сфера детского альбома разнообразна: тут и картины детских игр («Скакалка», «Барсик на качелях», «Игра на бубне»), сказочные образы («Вечерняя сказка»), детские праздники («В день рождения») и веселые жанровые сценки («Две смешные тетеньки поссорились»).
«Андантино» – произведение со скрытой программой, в названии дано только определение темпа. Можно предположить, что это музыкальная поэтическая зарисовка, красивый горный пейзаж, воспоминание о родных краях. Мелодия грустная, неторопливая, в миноре. Аккомпанемент изложен повторяющимися терциями. Низкая вторая ступень, использование квинт придаёт музыке восточный колорит. . Во 2 части мелодия повторяется на октаву выше, что усиливает чувство печали. Аккомпанемент приобретает более взволнованный характер, появляется выдержанный бас и синкопированный подголосок. Заключительная фраза звучит как печальный, но спокойный итог в среднем регистре, напоминая голос виолончели.
РАБОТА НАД ФРАЗИРОВКОЙ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ МЕЛОДИИ. Определив границы фраз, прослеживаем направление мелодии, ее интервальный состав. Для того, чтобы точнее передать логический акцент в каждой из них находим в каждой маленькую интонационную вершину, к которой «катятся» наши «волны» - фразы.
Затем приступаем к детальной проработке каждой фразы. Характер дальнейшей работы приблизительно следующий: пытаемся на инструменте передать выразительность и тепло, свойственные человеческому голосу, выразительно интонировать отдельные «мотивные слоги». Поэтому мягкой свободной, но не расслабленной рукой, после «взятия дыхания» погрузиться в клавиши, хорошо ощущая дно, но не давить. Держать пальцы как можно ближе к клавишам, стараться играть подушечкой, мясистой частью пальца, т.е. стремиться к полному контакту, живому осязанию, слиянию с клавиатурой. Звуки между собой связываются без толчка, как бы переступая с пальца на палец. При этом, устремляясь к очередному звуку, рука обязана двигаться, передавая опору от пальца к пальцу наподобие смычка, плавно передвигающегося по струне. Каждая фраза играется на одном дыхании, которое надо умело распределить на всю фразу, которая заканчивается на diminuendo без дополнительной опоры на последнюю ноту, однако обязательно выдержать ее до конца. Обратить внимание на снятие кистью – мягкое, пластичное.
Эта работа требует постоянного слухового контроля.
Разобрав пьесу по фразам,
РАБОТА НАД СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Следующий этап – это работа над сопровождением, которое помогает создавать нужное настроение – созерцательности, покоя. Аккомпанемент – опора мелодии, он поддерживает ее гармонически и ритмически, следуя за развитием мелодической линии, помогает связности звуков, способствует усилению звучности и удерживанию ее уровня в кульминационных местах. Аккомпанемент следует играть тихо и легко, чувствуя непрерывность движения. Выполнять эту задачу поможет ощущение горизонтального развития мелодии. Необходимо следить, чтобы отдельные звуки не выделялись, разрывая общее движение .
Работаем над ровностью и мягкостью терций в аккомпанементе в 1 части, рука как будто «дышит». Затем над глубоким погружением левой руки при исполнении басовой линии и мягким звучанием подголоска во 2 части, исполняемым 1 пальцем. Бас и ноты подголоска надо научиться играть на одном движении. Партия левой руки в пьесе представляет собой достаточную трудность. Ее необходимо довести до автоматизма, чтобы она не мешала исполнению мелодии.
РАБОТА НАД ПЕДАЛЬЮ
В «Андантино», пьесе кантиленного характера, важна роль педали как красочного средства. Правая педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные элементы фактуры. Проводим работу: найти такты, где используется педаль как связующее или красочное средство, тщательно продумать момент взятия и снятия, прослушать каждый такт с педалью, чтобы её употребление не нарушало чистоты голосоведения. Закрепляем навык, следим,чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней, а постоянно её ощущала мягким касанием. Учим педаль по партиям рук, затем обе руки вместе при постоянном слуховом контроле за чистотой звучания.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЬЕСЫ
Обращаем внимание на соотношение звучания мелодии и аккомпанимента.
При этом уровень звучания сопровождения должен быть таким, чтобы можно было каждый звук мелодии дослушать до конца, ощутить разную глубину в звучании обеих рук. В музыке, как и в живописи, есть передний и задний план, между которыми должна быть «воздушная прослойка».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прослушать исполнение пьесы другими учащимися (видеозапись), проанализировать характер исполнения, фразировку, музыкально-образное содержание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассмотренные принципы и приемы работы над кантиленными пьесами, естественно, не исчерпывают все их художественное многообразие. Можно выделит основные:
Художественно-звуковая специфика освоения кантиленой музыки
Выразительное интонирование мелодии
Гибкость темпо-ритмической и динамической выразительности
Тонкое ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре, обусловленное осознанной учеником художественно-звуковой задачей.
Развитие слуховых навыков.
Основные условия успешности работ: осмысленность занятий, сосредоточенность внимания, умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной звуковой цели, правильное определение основных трудностей, осознание первоочередных задач и путей их разрешения; постоянный контроль за качеством звучания
ЛИТЕРАТУРА.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1967.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. М., 1974.
- Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.,1968.
- Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
- Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1963.
- Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., 1984.
- Перельман Н.В классе рояля Л., 1980г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ" Научно-методическая разработка открытого урока (на примере пьес танцевального характера)
В процессе обучения игре на музыкальном инструменте создаются оптимальные условия для систематического пополнения багажа знаний учащегося, получения им самой широкой и разнохарактерной информации. Иск...

Работа над звуком в произведении кантиленного характера на начальном этапе (Разработка открытого урока)
Урок с ученицей 1 класса. Показаны упражнения для работы над звуком и работа над пьесой кантиленного характера....

Работа над звуком в пьесах кантиленного характера
Музыка – искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Раз музыка есть звук, то главной заботой является работа над звуком. Красочные возмож...

Методическая работа на тему: "Работа над пьесой кантиленного характера в средних классах музыкальной школы"
Пьеса - это одно из самых любимых произведений, которые составляют школьный репертуар....

Методическая работа на тему Работа над пьесой кантиленного характера в средних классах музыкальной школы
Пьесы малой Формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строятся процесс воспитания ученика - пианиста. На вооружении преподавателей фортепианных классов детских музыкал...

Открытый урок: « Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального характера».
Открытый урок:« Развитие музыкального мышления на примере пьес танцевального характера»....
Технологическая карта урока по теме: «Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе кантиленного характера »
Расширение у учащегося понятий исполнения уже знакомых штрихов в пьесе нового жанра - кантилены....
