Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Весёлая грамматика"
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлая грамматика» предназначена для развития у обучающихся познавательных способностей по курсу «русский язык». Программа направлена на развитие личности детей: развитие его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил. Курс "Весёлая грамматика" для обучающихся является дополнительной образовательной программой по русскому языку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 489.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Ханты - Мансийский автономный округ – Югра
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
программа реализуется за счет средств субсидии
на выполнение муниципального задания.
Кружок «Весёлая грамматика»
Направленность: социально – гуманитарное.
Возраст обучающихся: 7-11 лет.
Срок реализации:1 год; ( ступень 1); 4 часовая.
Уровень программы: ознакомительный.
Составитель: Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна
педагог дополнительного образования.
г. Пыть – Ях
2022 год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования».
- Пояснительная записка,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3
- Актуальность,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4
- Новизна,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4-5
- Педагогическая целесообразность,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5
- Отличительная особенность программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5
- Организация образовательного процесса,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5
- Виды занятий,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5
- Методы обучения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5
- Формы обучения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,6
1.2. Цель и задачи программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,6
1.3. Содержание программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7
1.3.1. Учебный план обучения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7
1.3.2. Содержание учебного плана.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7-8
1.3.3. Календарно-тематическое планирование,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,8-10
1.3.4. Планируемые результаты к концу обучения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,10-11
1.3.5. Календарный учебный график,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,11
Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,12
2.2.Условия реализации программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,12
2.2.1. Материально-техническое обеспечение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,13
2.2.2. Учебно-методические материалы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,14
2.2.3. Кадровое обеспечение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,15
2.3.4.Литература,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,16
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования».
1.Пояснительная записка программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлая грамматика» предназначена для развития у обучающихся познавательных способностей по курсу «русский язык». Программа направлена на развитие личности детей: развитие его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил. Курс "Весёлая грамматика" для обучающихся является дополнительной образовательной программой по русскому языку. Программа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Реализация программы дополнительного образования позволяет глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить обучающихся с такими фактами, которые не изучаются в рамках урока. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся и для привития речевых умений создают именно дополнительные занятия по русскому языку. На всех занятиях обучающиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Данная программа разработана для детей 7-11лет подходит для инклюзивного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья (предполагая разработку индивидуального образовательного маршрута при необходимости такового).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая грамматика» составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
- Приказ Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2916-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.05.2015г. № 497;
- Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом РФ 27.05.2015г.;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении инфомации»;
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г. № 467)
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 06.03.2014 № 229 «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года».
1.1.Актуальность программы «Весёлая грамматика» заключается в том, что предоставляется возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
1.2. Новизна программы курса «Весёлая грамматика» в том, что содержание тесно интегрируется с содержанием образовательного предмета «Информатика». На начальной стадии обучающиеся используют компьютерные технологии на этапе совершенствования умений и навыков. Но от года к году возможности использования компьютерной техники расширяются: обучающиеся создают буклеты, презентации, кроссворды, ребусы, используя различные редакторы: Microsoft Office Publisher, Power Point, Word, Paint.
1.3. Педагогическая целесообразность Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики обучающиеся могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях по курсу должно быть обращено на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
1.4 Отличительная особенность программы.
Обучающиеся осваивающие курс имеют разный уровень усвоения программного материала при изучении образовательной области «Филология» предмета - русский язык, поэтому при подготовке к занятиям педагог должен ориентироваться на следующие технологии:
- технология поддержки ребёнка (цель технологии - оказание помощи ребёнку в его личностном росте);
- технологии активного обучения (главенствующая роль - существенно меняется роль педагога (вместо роли информатор - роль консультанта), (и роль обучающегося (информация служит не целью, а средством для освоения действий и операций деятельности).
1.5 Организация образовательного процесса
- Направленность программы – социально – педагогическое,
- Профиль – практико – ориентированный, развивающий интеллектуальные и творческие способности, познавательный.
- Уровень программы – ознакомительный.
- Адресат программы - возраст обучающихся от 7 до 11 лет.
- Объем и сроки реализации- – 144 часа, 1 год обучения.
- Форма обучения – очная.
- Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часов. Продолжительность занятия 40 минут, перемены 10 минут.
- По форме организации - групповые, парные в сочетании с индивидуальными занятиями
- Состав групп - постоянный
- Количество обучающихся на занятии- 7 – 30 человек
- Программу реализует педагог дополнительного образования – Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна.
1.6 Виды занятия определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение.
- занятия - исследования;
- нетрадиционные занятия (занятие – сказка, занятие-КВН, урок-путешествие, занятие – творческая мастерская);
- интегрированные занятия (с использованием информационно-коммуникационных технологий).
1.7 Методы обучения
В ходе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
- рассказ, беседы, наблюдение, демонстрация;
- проблемно – ситуационный метод;
- методы мотивации и стимулирования;
- обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;
- игровые.
Подразумевается комплексное использование методов, их подбор в соответствии с сюжетным замыслом занятия. Такое использование методов обучения позволяет педагогу своевременно осуществлять как обучающую, воспитывающую, развивающую функцию занятия, так и вести своевременную коррекционную работу.
1.8 Формы обучения:
Форма обучения – очная, групповая, парные в сочетании с индивидуальными занятиями.
Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.
1.2.Цель программы "Весёлая грамматика" - формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Создание условий для формирования нравственной, образовательной личности обладающей базовыми национальными ценностями современного человека.
Задачи:
Личностные
- воспитывать культуру общения;
- формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.
Метапредметные
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Образовательные (предметные)
- развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретать знания, умения, навыки по грамматике русского языка;
- пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развивать мотивацию к изучению русского языка;
- развивать творчество и обогащать словарный запас;
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
- углублять и расширять знания и представления о литературном языке.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план.
(4 часа в неделю)
№ п/п | Содержание и виды работ | Всего часов | В том числе часы | Формы | ||
Теории | Практики | организации занятий | аттестации/ контроля | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | беседа, презентация | наблюдение, тестирование |
2. | В мире звуков | 28 | 6 | 22 | беседа, презентация | наблюдение, тестирование |
3. | В мире слов | 40 | 12 | 28 | беседа, презентация | наблюдение, тестирование |
4. | Словесный конструктор | 18 | 6 | 12 | беседа, презентация | наблюдение, тестирование |
5. | Загадочная страна Морфология | 28 | 8 | 20 | беседа, презентация | наблюдение, тестирование |
6. | Развитие речи | 26 | 8 | 18 | беседа, презентация | наблюдение, тестирование |
7. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | мастер-класс, | итоговый |
Всего: | 144 | 42 | 102 | |||
1.3.2. Содержание учебного плана.
1.Вводное занятие.(2 часа)
Цели и задачи, содержание, режим занятий в студии.
Правила поведения на занятиях. ТБ. ПБ. Организационные вопросы.
Тема 2. В мире звуков. (38 часов)
Звуки: гласные, согласные; твердые, мягкие; глухие, звонкие. Транскрипция (звукопись). Замена звука (буквы). Слабая, сильная позиция. Орфоэпия.
Тема 3. В мире слов. (40 часов)
Прямое и переносное значение слов. Употребление слов в переносном значении в предложениях. Толкование авторского замысла. Толковые словари. Принцип работы со словарём. Ударение. Подвижность ударения. Роль ударения в смысловой нагрузке слова. Особенность русского ударения. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Архаизмы. Пословицы и поговорки. Этимология слов. Работа с этимологическим словарём
Тема 4. Словесный конструктор.(18 часов)
Семьи слов. Образование слов с опорой на корень. Филологические загадки-шарады, метаграммы, логогрифы, перевертыши.
5. Загадочная страна Морфология. (28 часов)
Разновидность частей речи. Составление классификации частей речи с помощью алгоритма. Существительные. Классификация имён существительных по разным признакам. Несклоняемые существительные. Правильность их употребления. Глагол. Отличительные признаки глаголов. Мир вопросов глагола. Прилагательное. Составление классификации глаголов по различным признакам. Употребление в речи. Преобразование слов из одной части речи в другую. Местоимение.
Тема 6. Развитие речи. (26 часов)
Распространение предложений. Текст. Виды текста. Деление текста на части. Диалог и монолог. Правила оформления на письме диалогов и монологов. Составление сюжетных диалогов.
7. Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов года.
1.3.3. Календарно-тематическое планирование.
№ занятия | Дата занятия | Количество часов | Тема занятий | Количество занятий | ||
план | факт | теории | практика | |||
1 | 2 | Вводное занятие. ТБ. ПБ. Правила поведения в ЦДТ. | 1 | 1 | ||
2 | 2 | Тайны звуков. | 1 | 1 | ||
3 | 2 | Гласные звуки. | 1 | 1 | ||
4 | 2 | Согласные звуки. | 1 | 1 | ||
5 | 2 | Тайны звуков. Мягкие согласные звуки. | 1 | 1 | ||
6 | 2 | Тайны звуков. Твёрдые согласные звуки. | 1 | 1 | ||
7 | 2 | Тайны звуков. Глухие звуки | 1 | 1 | ||
8 | 2 | Тайны звуков. Звонкие звуки. | 1 | 1 | ||
9 | 2 | Звукопись. | 2 | |||
10 | 2 | Транскрипция. | 2 | |||
11 | 2 | «Новый наряд» для слова. | 1 | 1 | ||
12 | 2 | Изменение слов при замене звука (буквы) | 1 | 1 | ||
13 | 2 | «Работник» слова | 2 | |||
14 | 2 | Слабая позиция в слове | 1 | 1 | ||
15 | 2 | Сильная позиция в слове | 1 | 1 | ||
16 | 2 | Секреты правильной речи | 2 | |||
17 | 2 | Орфоэпическая нагрузка ударения | 1 | 1 | ||
18 | 2 | Слова играют в «прядки» | 2 | |||
19 | 2 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | 1 | ||
20 | 2 | Правильное употребление слов в речи в прямом и переносном значении. | 2 | |||
21 | 2 | Толковые словари. | 2 | |||
22 | 2 | Принцип работы со словарём. | 2 | |||
23 | 2 | «Волшебные превращения» | 1 | 1 | ||
24 | 2 | Ударения | 2 | |||
25 | 2 | Особенность русского ударения | 2 | |||
26 | 2 | Подвижность ударения | 2 | |||
27 | 2 | Роль ударения в смысловой нагрузке слова | 1 | 1 | ||
28 | 2 | «Пёстрое семейство синонимов» | 1 | 1 | ||
29 | 2 | Особенность синонимичного ряда слов. | 1 | 1 | ||
30 | 2 | Правильное употребление слов - синонимов в речи. | 2 | |||
31 | 2 | Великое противостояние антонимов. | 1 | 1 | ||
32 | 2 | Особенности антонимического ряда слов. | 1 | 1 | ||
33 | 2 | Правильность употребления антонимов в речи. | 2 | |||
34 | 2 | Слова-двойники. | 1 | 1 | ||
35 | 2 | Разновидности омонимов. | 2 | |||
36 | 2 | Особенности слов-паронимов. | 2 | |||
37 | 2 | Из глубины веков. Архаизмы. | 1 | 1 | ||
38 | 2 | Особенность устаревших слов. | 2 | |||
39 | 2 | Правильное употребление и понимание их в речи. | 2 | |||
40 | 2 | Красна речь пословицей. | 2 | |||
41 | 2 | Особенность русских пословиц и поговорок. | 2 | |||
42 | 2 | Правильность употреблять пословиц и поговорок с учётом смысловой нагрузки. | 2 | |||
43 | 2 | «Биография» слов. | 2 | |||
44 | 2 | Как произошло слово. | 1 | 1 | ||
45 | 2 | Откуда произошли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов. | 2 | |||
46 | 2 | «Словесные семьи». | 2 | |||
47 | 2 | Образование однокоренных слов с заданным корнем. | 1 | 1 | ||
48 | 2 | Как рождаются слова? | 2 | |||
49 | 2 | Способы образования новых слов. | 1 | 1 | ||
50 | 2 | От игры к знаниям. | 2 | |||
51 | 2 | Филологические загадки - шарады, метаграммы, логогрифмы, перевёртыши. | 2 | |||
52 | 2 | «Путешествие в царство слов» | 1 | 1 | ||
53 | 2 | Классификация слов русской речи. | 1 | 1 | ||
54 | 2 | «Тайны имени существительного» | 1 | 1 | ||
55 | 2 | Слова, называющие предмет. Классификация по разным признакам. | 1 | 1 | ||
56 | 2 | Несклоняемые существительные. Правильность их употребления. | 1 | 1 | ||
57 | 2 | «В гости к дядюшке Глаголу» | 1 | 1 | ||
58 | 2 | Слова, называющие действие предмета. Их отличительные признаки. Мир глагольных вопросов. | 2 | |||
59 | 2 | «Словесный художник» | 2 | |||
60 | 2 | Слова, называющие признак предмета. Составление классификации по различным признакам. Употребление в речи. | 2 | |||
61 | 2 | «Чудесные превращения» | 2 | |||
62 | 2 | Преобразование слов из одной части речи в другую. | 2 | |||
63 | 2 | Слово вместо имени. Его загадки. | 2 | |||
64 | 2 | «Снежный ком» из слов | 2 | |||
65 | 2 | «Повествуем, описываем, рассуждаем». | 2 | |||
66 | 2 | Текст. Виды текста. | 1 | 1 | ||
67 | 2 | «Лечим» текст. Деление текста на части. | 2 | |||
68 | 2 | «Говорю один, говорю с другом» | 2 | |||
69 | 2 | Диалог и монолог. Правила оформления на письме диалогов и монологов. | 2 | |||
70 | 2 | «Об одном и том же, но по – разному ». Составление сюжетных диалогов. | 2 | |||
71 | 2 | «Состязания на Олимпиаде» Занятие КВН. | 2 | |||
72 | 2 | Итоговое занятие. Подведение итогов года. | 2 | |||
Итого: | 144 | 42 | 102 | |||
1.3.4. Планируемые результаты к концу обучения.
Знать:
-классификацию звуков русской речи, функции йотированных гласных;
- способы записи транскрипции;
- простейшие случаи образования новых слов;
- владеть понятием «прямое» и «переносное» значение слов;
- виды словарей;
- различные способы классификации частей речи;
- виды текстов;
- пословицы, поговорки различной тематики;
- этимологию отдельных слов (с опорой на изучаемые в рамках основной программы словарные слова);
-иметь представление о словах -паронимах, омоформах, архаизмах.
Уметь:
-произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
-записывать звучащее слово с помощью транскрипционных знаков;
- определять слабую и сильную позицию в слове;
-токовать авторский замысел при употреблении слов в переносном значении;
- употреблять в речи слова в прямом и переносном значении;
- задавать вопросы к различным частям речи;
- пользоваться словарями различных видов;
- правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи;
-подбирать синонимы и антонимы;
- преобразовывать слова из одной части речи в другую;
- распространять простые предложения;
- устанавливать логическую связь между частями текста;
- различать виды текстов, отличать диалог от монолога;
- составлять простейший диалог и монолог на заданную тему;
- оформлять монолог и диалог на письме.
1.3.5. Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Весёлая грамматика»
Год обучения | Дата | Количество | Режим занятий | |||
начала занятий | окончания занятий | учебных недель | учебных дней | учебных часов | ||
1 год | 1 сентября | 31 мая | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю: по 2 часа |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Формы аттестации
Виды контроля:
- предварительный (входной контроль) - выявление уровня знаний и умений обучающегося в форме индивидуального опроса или диагностики;
- текущий - проверка проводится по окончании изучения каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний обучающимися. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
- тематический - проверка проводится после изучения целого раздела или значительной темы курса. Её цель – выявить качество усвоения обучающимися учебного материала, систематизировать и обобщить его. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса;
- промежуточный - проверка проводится за полугодие и выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за полгода. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса;
- итоговый - проверка проводится за год и выявляется уровень обученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за год. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса.
Оценочные материалы
Тестовые задания:
1.В каких словах гласных звуков больше, чем согласных?
- 1.футбол 2.уроки 3.удочка 4.сорока 5.радио
2.В каких словах все согласные звуки мягкие?
- 1.тюлень 2.чаща 3.лебедь 4.жизнь 5.вишня
3.В каких словах подчёркнутая гласная образует отдельный слог?
- 1.рука 2.очки 3.перешью 4.апельсин 5.забияка
4.Какие слова правильно разделены для переноса?
- 1.ло-пата 2.шо-ссе 3.маль-чик 4.ча-йка 5.у-хожу
5.В каких группах слов все слова расположены в алфавитном порядке?
- 1.альбом, борщ, вагон, Гриша, дом
- 2.костёр, луна, мяч, опера, носорог
- 3.игла, йод, кастрюля, лыжи, мел
- 4.пирог, растение, суп, тарелка, утка
- 5.фасоль, хлеб, щётка, чай, шуба
6.Буквы И или Ы. В каких словах пишется И?
- 1.пруж__на растянулась 4.ухаж__ваем за кроликами
- 2.сладкие груш __ 5.бежал б __ стро
- 3.много ош __ бок
7.Буквы А или Я. В каких словах пишется А?
- 1.мыч__т коровы 4.собрались на площ __ ди
- 2.пищ__т цыплята 5.сказочный ч __ родей
- 3.серый за __ ц
8.Буквы А или О. В каких словах пишется А?
- 1.к__рмить птиц 4.носовой пл __ ток
- 2.встретились окол __ школы 5.кататься на к __ ньках
- 3.пирог с к __пустой
9.Буквы Е или И. В каких словах пишется Е?
- 1.роднаяз__мля 4.белая б __ рёза
- 2.новая т__ традь 5.на празднике вес__ ло
- 3.моя фамил __ я
10.Буквы П или Б. В каких словах пишется Б?
- 1.мечтал о __ отдыхе 4.почтовый голу_-ь
- 2.золотая ры __ ка 5.столетний ду __
- 3.тёплая ша __ ка
11.Буквы Г или К. В каких словах пишется Г?
- 1.чайни__ на плите 4.мамин фарту __
- 2.глубокийовра__ 5. несколько кни __
- 3.старый сапо __
16.Какие слова пишутся с большой буквы?
- 1.озеро (Б, б )айкал
- 2.доктор (А, а) йболит
- 3.собака (Ш , ш) арик
- 4.(А ,а) гния (Л , л ) ьвовна (Б, б) арто 5.Витя Воробьёв увидел (В , в) оробьёв
17.Какие слова обозначают предметы?
- 1.город 2.зеленеет 3.глина 4.сильный 5.утро
18.Какие слова отвечают на вопрос КТО?
- 1.снег 2.девочка 3.лампа 4.продавец 5.голубь
19.Какие слова обозначают признаки предметов?
- 1.учит 2.кислый 3.узкая 4.певец 5.весёлый
20.В каких парах слова противоположны по смыслу?
- 1.хороший - плохой 4.весёлые - грустные
- 2.огромный - громадный 5.длинный - короткий
- 3.трудная - сложная
21 Какие слова являются однокоренными (родственными) со словом ГРИБ?
- 1.грибной 2.грибочек 3.мухомор 4.грибник 5.грипп
22.В каких предложениях есть предлоги?
- 1.Потускнела зелень ёлок.
- 2.Под упавшим стволом медвежата вырыли яму для берлоги.
- 3.У берлоги вырос холмик жёлтой травы.
- 4.Пришла холодная зима.
Карта контроля
выполнения практического задания
группа №
Промежуточная, итоговая аттестация за 202_ - 202_ учебный год.
Цель: «Определение уровня грамотности у обучающихся»
№ п/п | ФИО обучающегося | Критерии | Итого баллов | |||||
Какие слова пишутся с большой буквы? | .Какие слова являются однокоренными (родственными)? | Какие слова обозначают предметы? | Какие слова обозначают признак предмета? | Аккуратность и чистота исполнения работы | Демонстрация Грамотности. | |||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
Итого: | ||||||||
Оценивается по 5-ти бальной системе.
2.2.Условия реализации программы
1.Сотрудничество с общеобразовательными школами города.
2. Материально-техническое оснащение кабинета.
3. Эпидемии, погодные условия.
4.Каникулы.
2.2.1. Материально – техническое обеспечение:
- Кабинет для проведения занятий в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14.
- Ученические столы 6 шт., ученические стулья 12 шт.
- Шкафы или стеллажи для хранения и демонстрации работ, а так же стенды для размещения наглядных пособий.
- Доска ученическая.
- Персональный компьютер.
- Наличие компьютерного класса для проведения занятий.
- Наличие проектора для организации учебного процесса.
- Дидактические и раздаточные материалы для детей;
- Наглядные материалы для учителя
- Ножницы;
- Картон.
- Цветная бумага.
- Краски.
- Цветные карандаши.
- Клей ПВА.
- Листы белой бумаги.
- Цветная бумага.
- Бумага А-4
- Шариковые ручки.
- Простые карандаши.
2.2.2.Учебно-методические материалы.
Учебно-методический материал скомплектован по следующим разделам:
- Вводное занятие.
- В мире звуков.
- В мире слов.
- Словесный конструктор.
- Загадочная страна «Морфология».
- Развитие речи.
- Итоговое занятие.
Для обучения используется:
- литература для педагога и обучающихся;
- раздаточный материал;
- презентации.
Реализация программы дополнительного образования «Весёлая грамматика»» базируется, прежде всего, на основных положениях личностно-ориентированного образования. Создание ситуации удовлетворения собственным интеллектуальным трудом, результатом творческой деятельности, личным ростом в коммуникативном пространстве являются составными компонентами такого обучения. При появлении у обучающихся затруднений в усвоении какой-либо темы, в организацию обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы. Основные задачи обучения: развитие творческих способностей, сенсомоторики, формирование таких человеческих качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, трудолюбие
2.2. 3.Кадровое обеспечение
- Заместитель директора по УВР – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
- Заместитель директора по МР – осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
- Педагог дополнительного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся.
2.3. 4 Литература:
1.Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С, Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М: Просвещение, 1993 г.
2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996
5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва, "АСТ". 1996
6.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение", 1991 г.
7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО", 1997 г.
8. Журналы: "Начальная школа"
9.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва "Просвещение", 1991 г.
10.Ю.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва "ВЛАДОС", 2003 г.
11.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
12.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся
1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г.
13Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва
14.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО "Самовар", 1994г.
15.Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО "Самовар", 1994 г.
16.Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО "Самовар", 1995 г.
17.Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва "Просвещение", 1991 г.
18.Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
19.Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. "АРД ЛТД", 1997 г.
20.Успенский Л. В. Слово о словах. К. Рад. Школа, 1986 г.
21 .Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва "Просвещение", 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ЛетовГайдаре#Английская грамматика в стихах
Обучение иностранному языку призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру, с целью лучшей адаптации в современном мире. Разучивая стихи, песни на иностранном я...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ЛетовГайдаре#Английская грамматика в стихах
Обучение иностранному языку призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру, с целью лучшей адаптации в современном мире. Разучивая стихи, песни на иностранном я...

Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Весёлая грамматика» (1 уровень)
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлая грамматика» предназначена для развития у обучающихся познавательных способностей по курсу «русский язык». Программа направлена...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная грамматика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Занимательная грамматика» Дополнительная общеобраз...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Весёлая грамматика"
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлая грамматика» предназначена для развития у обучающихся познавательных способностей по курсу «русский язык». Программа направлена...

