ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ (основной уровень профориентационного минимума)
учебно-методический материал

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ (основной уровень профориентационного минимума)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_profminimuma.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ПЕТРОВСКАЯ ООШ»

ПРОГРАММА

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

(основной уровень

 профориентационного минимума)

Бем Т.И.,

учитель русского языка

и литературы

2024 год

Цель: ранняя профориентационная помощь каждому учащемуся 6–9-х классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности, обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии с учетом потребностей региональной экономики, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения).

Задачи основного уровня:

- организация и систематизация первичной профориентационной помощи;

 - развитие представлений обучающихся о современном разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики, возможностях профессионального образования;

- информирование обучающихся о содержании деятельности востребованных на рынке труда специалистов;

- развитие мотивации обучающихся к профессиональному самоопределению;

-диагностика склонностей обучающихся к профессиональным направлениям;

- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

 - прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

 - содействия непрерывному росту профессионализма личности, как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Задачи профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ:

 1. Расширение представления обучающихся о современном рынке профессий.

 2. Формирование умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.

3. Формирование положительного отношения к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.

Согласно обеспеченности школы необходимыми ресурсами, в МБОУ «Петровская ООШ»  уровень реализации профминимума основной, содержащий 60 академических часов

Основной уровень Профориентационного минимума

Прототипом реализации основного уровня Профориентационного минимума является проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» (в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование»).

Задачи основного уровня:

• построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностикоконсультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;

• систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;

 • разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6-7, 8-9 классы);

В плане используются следующие профориентационные мероприятия:

 • профориентационные уроки,

• онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору профессионально-образовательной траектории, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе;

 • групповой разбор результатов профориентационных диагностик (с использованием видеоматериалов), рефлексивный урок;

 • информационное сопровождение обучающихся и их родителей по возможностям открытого сегмента Платформы (основной уровень Профориентационного минимума), организация регистрации участников;

 • профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или офлайн-формате);

Содержание основного уровня профминимума включает в себя 5 основных направлений деятельности:

1. 1. Урочная деятельность (рекомендованное количество - от 9 часов). Предлагаются мероприятия на выбор.

• уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис КИК «Конструктор будущего» (в рамках Проекта) или другие программы;

 • уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета «Труд».

2. Внеурочная деятельность (рекомендованное количество - 34 часа). Она включает:

 • диагностический конструктор (2 этапа): несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик, исходя из потребностей обучающихся (рекомендованное количество - 4 часа);

• профориентационный урок (рекомендованное количество - 2 часа);

 • курс занятий «Россия - мои горизонты» (еженедельно, по четвергам), согласно программе и материалам, публикуемым в разделе «Профминимум» платформы проекта «Билет в будущее» и на сайте https://horizons.bvbinfo.ru  Занятия внесены в расписание каждый четверг и проводятся в рамках внеурочной деятельности. (34 учебных недели в учебном году = 34 занятия «Россия - мои горизонты»).

• рефлексивный урок (рекомендованное количество - 4 часа);

• мероприятия на выбор, проектная деятельность; профориентационные программы внеурочной деятельности; онлайн-уроки «Шоу профессий»; дополнительные профориентационные уроки.

3. Взаимодействие с родителями/законными представителями (рекомендованное количество - от 2 часов). Оно предполагает проведение родительского собрания: ознакомительного или итогового.

4.Практико-ориентированный модуль; раздел программы воспитания: экскурсии на производство, мастер-классы в колледжах и вузах, встречи с представителями разных профессий и др.

5. Дополнительное образование (рекомендованное количество - от 3 часов). предполагает посещение школьниками кружков и секций дополнительного образования. Предполагает выбор и посещение занятий в рамках ДО с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся. Дополнительное образование также включает в себя воспитательную работу в сфере профориентации и использование ресурсов дополнительного образования ОО и социальных партнеров.

Классные руководители на платформе проекта «Билет в будущее» организуют работу с родителями обучающихся в рамках профессиональной ориентации школьников, согласно методическими рекомендации. В 8-9 классах запланированы внутренние родительские собрания, используя материалы Всероссийских собраний.

Профориентация школьников в образовательной организации реализуется с использованием общедоступного сегмента платформы проекта «Билет в будущее» (bvbinfo.ru), а также электронных образовательных ресурсов и ресурсов системы дополнительного образования детей, образовательных организаций, реализующих основные программы профессионального обучения и организаций среднего профессионального и высшего образования субъекта Российской Федерации.

 При реализации профориентационной работы в рамках основного уровня рекомендовано ориентироваться  на:

 • Методические рекомендации по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования;

 • Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования по взаимодействию с родителями в рамках сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 6-11 классов.

Основной уровень профминимума предполагает нагрузку 60 часов в учебный год:

  • урочная деятельность – не менее 9 часов
  • взаимодействие с родителями - не менее 2 часов,
  • занятия «Россия - мои горизонты» - 34 часа
  • практико-ориентированный модуль - не менее 12 часов.
  • дополнительное образование – не менее 3 часов.

Формы работы могут быть следующие: 

∙        профориентационные уроки;

∙        экскурсии;

∙        классный час по профориентации;

 ∙        встречи со специалистами;

∙        родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

        Организация профориентационной работы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью Профориентационный минимум предусматривает создание специальных условий для участия отдельных групп и категорий обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. МБОУ «Петровская ООШ», которая реализует как основные, так и адаптированные основные образовательные программы основного общего образования и адаптированные основные образовательные программы общего образования обучающихся с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами, предусматривает отдельные направления профориентационной работы с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) на основе организации межведомственного взаимодействия.

         Участие в мероприятиях по профессиональному выбору обучающихся с ОВЗ и инвалидностью возможно, как совместно с обучающимися без ОВЗ, если это не создает трудностей при проведении мероприятий, так и отдельно.

        Мониторинг реализации Профминимума будет проводиться 2 раза за учебный год - в декабре и в мае

Мониторинг о реализации Профминимума школы будет содержать информацию о школе, установленный уровень реализации Профминимума, информацию о выполнении мероприятий по подготовке к реализации Профминимума, и планируемые численность обучающихся и количество классов, задействованных в Профминимуме, информация о поступлении выпускников в профессиональные и высшие учебные заведения

ПЛАН

профориентационного минимума МБОУ «Петровская ООШ»

 Мероприятие

Сроки

Ответственный

Итоги поступления выпускников, анализ поступления выпускников в учреждения профессионального образования и высшие учебные заведения

сентябрь

Зам.директора поУВР

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9 кл.

сентябрь

Зам.директора поУВР

Оформление уголка по профориентации «Мир профессий», «Куда пойти учиться» .Подбор материала по профориентации. «В помощь выпускнику», «Востребованные профессии», «Профессии будущего» Пополнение рубрик профориентации на сайте школы.

В течение учебного года

Зам.директора поУВР

Ответственный за сайт

Курс занятий «Россия – мои горизонты» (Направление «Внеурочная деятельность»)

Еженедельно, по четвергам

Классные руководители

Родительское собрание по профориентации (Направление «Взаимодействие с родителями)

Сентябрь

Классные руководители

Родительское собрание по профориентации (Направление «Взаимодействие с родителями)

Февраль

Классные руководители

Профориентационные модули в учебных предметах

В течение учебного года

Учителя-предметники

Профориентационное анкетирование обучающихся, консультирование по выбору профессии, специальности

В течение учебного года

Зам.директора поУВР

Организация в онлайн-уроках «Шоу профессий»

В течение учебного года

Учитель труда

Проектная работа «Профессии моей семьи» (Направление «Практико – ориентированный модуль»)

В течение учебного года

Зам.директора поУВР

Онлайн профпробы

В течение учебного года

Зам.директора поУВР

Экскурсии на производство, мастер-классы в колледжах и вузах, встречи с представителями разных профессий и др

В течение учебного года

Зам.директора поУВР

Информирование обучающихся и родителей о проведении дней открытых дверей в учебных заведениях области и города

В течение учебного года

Зам.директора поУВР

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

В течение учебного года

Зам.директора поУВР

Проведение экскурсий в организации района

В течение учебного года

Зам.директора поУВР

Организация встреч учащихся с родителями, представителями различных профессий

В течение учебного года

Зам.директора поУВР

Проведение Недели профориентации

  1. Конкурс рисунков «Мир профессий»
  2. Игра «Чей это инструмент?»
  3. Встреча со специалистами центра занятости «Рынок труда нашего района»
  4. книжная выставка «Абитуриенту»
  5. Оформление стенда «Профессии моих родителей» - -Беседы из серии «Трудом славен человек» : «Наш односельчанин - Герои труда»
  6. Профессиональные пробы « Парикмахер», Учитель», «Кондитер», «Медицинская сестра», «Фотограф»
  7. Конкурс сочинений «Все работы хороши…»
  8. Посещение дней открытых дверей (по приглашению)
  9. Посещение предприятий района и встреча с людьми разных профессий

Апрель

Зам.директора поУВР

Организация деятельности Центра «Точка роста» на базе школы: предметные области  «Труд»;, «Биология», «Информатика»,; дополнительное образование  «Робототехника»,

Август

Руководитель  центра «Точка  роста»

Выставки книг по профориентации

В течение учебного года

Библиотекарь школы

Систематическое обновление материалов по профориентации на сайте школы

В течение учебного года

Ответственный за сайт

«Изучение профессиональных намерений и планов учащихся» 9 класса.

Сентябрь февраль

Классный руководитель 9 класса

Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для обучающихся:

- психология выбора профессии;

- использование игровых упражнений в профориентационной работе;

- трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников;

- конфликты профессионального самоопределения.

В течение учебного года

Социальный педагог

Педагог-психолог

Организация трудовых десантов по благоустройству школьной территории.

Сентябрь

апрель

Советник директора по воспитанию

Учитель труда

Занятия в кружках «Робототехника» и др.

В течение учебного года

Руководитель  центра «Точка роста»

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

По отдельному плану

Зам.директора поУВР

Организация работы трудовой бригады.

май

Директор школы

Организация предметных недель, олимпиад.

По отдельному  плану

Зам.директора поУВР

Проведение игры «жизнедеятельности»: «День самоуправления в школе».

День Учителя

8 Марта

Советник по воспитанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профориентационной работы в школе.

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...

Программа профориентационной работы с подростками.

Разработанная программа является методическим пособием, которое предлагает новый подход в профориентации учащихся, направленный на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её ак...

программа профориентационной работы в школе

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ «ОРИЕНТИР»

Программа по профориентации предназначена для работы с детьми старшего звена  с легкой степенью умственной отсталости. В программе указываются основные направления деятельности, раскрывается роль...

Программа профориентационной работы с классом "Выбираю путь"

Данная программа составлена для работы с учащимися старших классов по профориентационной работе. В ней раскрываются цели, ьзадачи и основные принцмпы работы. Планиремым результатом является оказание п...

занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"

Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....

Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»

«Успешное выполнение деятельности, является  важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества,  острое социально-экономическое значе...