ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ (основной уровень профориентационного минимума)
учебно-методический материал
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ПЕТРОВСКАЯ ООШ»
ПРОГРАММА
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
(основной уровень
профориентационного минимума)
Бем Т.И.,
учитель русского языка
и литературы
2024 год
Цель: ранняя профориентационная помощь каждому учащемуся 6–9-х классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности, обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии с учетом потребностей региональной экономики, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения).
Задачи основного уровня:
- организация и систематизация первичной профориентационной помощи;
- развитие представлений обучающихся о современном разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики, возможностях профессионального образования;
- информирование обучающихся о содержании деятельности востребованных на рынке труда специалистов;
- развитие мотивации обучающихся к профессиональному самоопределению;
-диагностика склонностей обучающихся к профессиональным направлениям;
- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействия непрерывному росту профессионализма личности, как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Задачи профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ:
1. Расширение представления обучающихся о современном рынке профессий.
2. Формирование умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
3. Формирование положительного отношения к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Согласно обеспеченности школы необходимыми ресурсами, в МБОУ «Петровская ООШ» уровень реализации профминимума основной, содержащий 60 академических часов
Основной уровень Профориентационного минимума
Прототипом реализации основного уровня Профориентационного минимума является проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» (в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование»).
Задачи основного уровня:
• построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностикоконсультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;
• систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
• разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6-7, 8-9 классы);
В плане используются следующие профориентационные мероприятия:
• профориентационные уроки,
• онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору профессионально-образовательной траектории, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе;
• групповой разбор результатов профориентационных диагностик (с использованием видеоматериалов), рефлексивный урок;
• информационное сопровождение обучающихся и их родителей по возможностям открытого сегмента Платформы (основной уровень Профориентационного минимума), организация регистрации участников;
• профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или офлайн-формате);
Содержание основного уровня профминимума включает в себя 5 основных направлений деятельности:
1. 1. Урочная деятельность (рекомендованное количество - от 9 часов). Предлагаются мероприятия на выбор.
• уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис КИК «Конструктор будущего» (в рамках Проекта) или другие программы;
• уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета «Труд».
2. Внеурочная деятельность (рекомендованное количество - 34 часа). Она включает:
• диагностический конструктор (2 этапа): несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик, исходя из потребностей обучающихся (рекомендованное количество - 4 часа);
• профориентационный урок (рекомендованное количество - 2 часа);
• курс занятий «Россия - мои горизонты» (еженедельно, по четвергам), согласно программе и материалам, публикуемым в разделе «Профминимум» платформы проекта «Билет в будущее» и на сайте https://horizons.bvbinfo.ru Занятия внесены в расписание каждый четверг и проводятся в рамках внеурочной деятельности. (34 учебных недели в учебном году = 34 занятия «Россия - мои горизонты»).
• рефлексивный урок (рекомендованное количество - 4 часа);
• мероприятия на выбор, проектная деятельность; профориентационные программы внеурочной деятельности; онлайн-уроки «Шоу профессий»; дополнительные профориентационные уроки.
3. Взаимодействие с родителями/законными представителями (рекомендованное количество - от 2 часов). Оно предполагает проведение родительского собрания: ознакомительного или итогового.
4.Практико-ориентированный модуль; раздел программы воспитания: экскурсии на производство, мастер-классы в колледжах и вузах, встречи с представителями разных профессий и др.
5. Дополнительное образование (рекомендованное количество - от 3 часов). предполагает посещение школьниками кружков и секций дополнительного образования. Предполагает выбор и посещение занятий в рамках ДО с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся. Дополнительное образование также включает в себя воспитательную работу в сфере профориентации и использование ресурсов дополнительного образования ОО и социальных партнеров.
Классные руководители на платформе проекта «Билет в будущее» организуют работу с родителями обучающихся в рамках профессиональной ориентации школьников, согласно методическими рекомендации. В 8-9 классах запланированы внутренние родительские собрания, используя материалы Всероссийских собраний.
Профориентация школьников в образовательной организации реализуется с использованием общедоступного сегмента платформы проекта «Билет в будущее» (bvbinfo.ru), а также электронных образовательных ресурсов и ресурсов системы дополнительного образования детей, образовательных организаций, реализующих основные программы профессионального обучения и организаций среднего профессионального и высшего образования субъекта Российской Федерации.
При реализации профориентационной работы в рамках основного уровня рекомендовано ориентироваться на:
• Методические рекомендации по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
• Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования по взаимодействию с родителями в рамках сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 6-11 классов.
Основной уровень профминимума предполагает нагрузку 60 часов в учебный год:
- урочная деятельность – не менее 9 часов
- взаимодействие с родителями - не менее 2 часов,
- занятия «Россия - мои горизонты» - 34 часа
- практико-ориентированный модуль - не менее 12 часов.
- дополнительное образование – не менее 3 часов.
Формы работы могут быть следующие:
∙ профориентационные уроки;
∙ экскурсии;
∙ классный час по профориентации;
∙ встречи со специалистами;
∙ родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Организация профориентационной работы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью Профориентационный минимум предусматривает создание специальных условий для участия отдельных групп и категорий обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. МБОУ «Петровская ООШ», которая реализует как основные, так и адаптированные основные образовательные программы основного общего образования и адаптированные основные образовательные программы общего образования обучающихся с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами, предусматривает отдельные направления профориентационной работы с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) на основе организации межведомственного взаимодействия.
Участие в мероприятиях по профессиональному выбору обучающихся с ОВЗ и инвалидностью возможно, как совместно с обучающимися без ОВЗ, если это не создает трудностей при проведении мероприятий, так и отдельно.
Мониторинг реализации Профминимума будет проводиться 2 раза за учебный год - в декабре и в мае
Мониторинг о реализации Профминимума школы будет содержать информацию о школе, установленный уровень реализации Профминимума, информацию о выполнении мероприятий по подготовке к реализации Профминимума, и планируемые численность обучающихся и количество классов, задействованных в Профминимуме, информация о поступлении выпускников в профессиональные и высшие учебные заведения
ПЛАН
профориентационного минимума МБОУ «Петровская ООШ»
Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Итоги поступления выпускников, анализ поступления выпускников в учреждения профессионального образования и высшие учебные заведения | сентябрь | Зам.директора поУВР |
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9 кл. | сентябрь | Зам.директора поУВР |
Оформление уголка по профориентации «Мир профессий», «Куда пойти учиться» .Подбор материала по профориентации. «В помощь выпускнику», «Востребованные профессии», «Профессии будущего» Пополнение рубрик профориентации на сайте школы. | В течение учебного года | Зам.директора поУВР Ответственный за сайт |
Курс занятий «Россия – мои горизонты» (Направление «Внеурочная деятельность») | Еженедельно, по четвергам | Классные руководители |
Родительское собрание по профориентации (Направление «Взаимодействие с родителями) | Сентябрь | Классные руководители |
Родительское собрание по профориентации (Направление «Взаимодействие с родителями) | Февраль | Классные руководители |
Профориентационные модули в учебных предметах | В течение учебного года | Учителя-предметники |
Профориентационное анкетирование обучающихся, консультирование по выбору профессии, специальности | В течение учебного года | Зам.директора поУВР |
Организация в онлайн-уроках «Шоу профессий» | В течение учебного года | Учитель труда |
Проектная работа «Профессии моей семьи» (Направление «Практико – ориентированный модуль») | В течение учебного года | Зам.директора поУВР |
Онлайн профпробы | В течение учебного года | Зам.директора поУВР |
Экскурсии на производство, мастер-классы в колледжах и вузах, встречи с представителями разных профессий и др | В течение учебного года | Зам.директора поУВР |
Информирование обучающихся и родителей о проведении дней открытых дверей в учебных заведениях области и города | В течение учебного года | Зам.директора поУВР |
Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации | В течение учебного года | Зам.директора поУВР |
Проведение экскурсий в организации района | В течение учебного года | Зам.директора поУВР |
Организация встреч учащихся с родителями, представителями различных профессий | В течение учебного года | Зам.директора поУВР |
Проведение Недели профориентации
| Апрель | Зам.директора поУВР |
Организация деятельности Центра «Точка роста» на базе школы: предметные области «Труд»;, «Биология», «Информатика»,; дополнительное образование «Робототехника», | Август | Руководитель центра «Точка роста» |
Выставки книг по профориентации | В течение учебного года | Библиотекарь школы |
Систематическое обновление материалов по профориентации на сайте школы | В течение учебного года | Ответственный за сайт |
«Изучение профессиональных намерений и планов учащихся» 9 класса. | Сентябрь февраль | Классный руководитель 9 класса |
Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для обучающихся: - психология выбора профессии; - использование игровых упражнений в профориентационной работе; - трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников; - конфликты профессионального самоопределения. | В течение учебного года | Социальный педагог Педагог-психолог |
Организация трудовых десантов по благоустройству школьной территории. | Сентябрь апрель | Советник директора по воспитанию Учитель труда |
Занятия в кружках «Робототехника» и др. | В течение учебного года | Руководитель центра «Точка роста» |
Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений | По отдельному плану | Зам.директора поУВР |
Организация работы трудовой бригады. | май | Директор школы |
Организация предметных недель, олимпиад. | По отдельному плану | Зам.директора поУВР |
Проведение игры «жизнедеятельности»: «День самоуправления в школе». | День Учителя 8 Марта | Советник по воспитанию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профориентационной работы в школе.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...
Программа профориентационной работы с подростками.
Разработанная программа является методическим пособием, которое предлагает новый подход в профориентации учащихся, направленный на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её ак...

программа профориентационной работы в школе
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ «ОРИЕНТИР»
Программа по профориентации предназначена для работы с детьми старшего звена с легкой степенью умственной отсталости. В программе указываются основные направления деятельности, раскрывается роль...

Программа профориентационной работы с классом "Выбираю путь"
Данная программа составлена для работы с учащимися старших классов по профориентационной работе. В ней раскрываются цели, ьзадачи и основные принцмпы работы. Планиремым результатом является оказание п...

занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"
Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....

Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»
«Успешное выполнение деятельности, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества, острое социально-экономическое значе...