Конспект обобщающего занятия "Времена года"
план-конспект

Неменущая Светлана Александровна

Обобщающее занятие по теме «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста с сохранным интеллектом, но недостаточным уровнем сформированности произвольной регуляции психической деятельности.

Все дети посещают групповые коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога объединения «Умка» естественно-научной направленности МБУ ДО Веселовского центра творчества

Продолжительность занятия: 25-30 минут, в зависимости от степени утомления и истощения детей.

Тема: «Времена года»

Цель занятия:

  • обобщить знания о временах года, их признаках, формировать произвольную регуляцию психической деятельности:
  • сенсомоторную (двигательную) активность;
  • произвольность психических процессов и функций;
  • эмоций и поведения в целом

Задачи занятия:

1.Обучающие:

  • способствовать формированию умения преодолевать детьми, как скованности, так и двигательной расторможенности;
  • закрепить знания детей о временах года, их признаках,

2.Развивающие: обеспечить развитие произвольной регуляции психической деятельности:

  • сенсомоторную (двигательную) активность;
  • произвольность психических процессов и функций;
  • эмоций, поведения в целом.

3.Коррекционные: коррекция поведенческих реакций (двигательное беспокойство, не умение слушать говорящего, негативных реакций при неудачах).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vremena_goda.doc90.5 КБ
Файл samoanaliz_zanyatiya_vremena_goda.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Веселовский центр творчества

Конспект

обощающего занятия

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Педагог-психолог

С.А. Неменущая

п. Веселый

Обобщающее занятие по теме «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста с сохранным интеллектом, но недостаточным уровнем сформированности произвольной регуляции психической деятельности.

Все дети посещают групповые коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога объединения «Умка» естественно-научной направленности.

Место проведения: МБУ ДО Веселовский центр творчества

Дата проведения:

Продолжительность занятия: 25-30 минут, в зависимости от степени утомления и истощения детей.

Тема: «Времена года»

Цель занятия:

  • обобщить знания о временах года, их признаках, формировать произвольную регуляцию психической деятельности:
  • сенсомоторную (двигательную) активность;
  • произвольность психических процессов и функций;
  • эмоций и поведения в целом

Задачи занятия:

1.Обучающие:

  • способствовать формированию умения преодолевать детьми, как скованности, так и двигательной расторможенности;
  • закрепить знания детей о временах года, их признаках,

2.Развивающие: обеспечить развитие произвольной регуляции психической деятельности:

  • сенсомоторную (двигательную) активность;
  • произвольность психических процессов и функций;
  • эмоций, поведения в целом.

3.Коррекционные: коррекция поведенческих реакций (двигательное беспокойство, не умение слушать говорящего, негативных реакций при неудачах).

Тип занятия: комбинированное

Форма проведения: занятие-игра

Адресовано: дети старшего дошкольного возраста с недостаточным уровнем сформированности произвольной регуляции психической деятельности.

Оборудование:

-дидактический материал (загадки, конверт, карточки, лото о временах года);

-раздаточный материал (картинки с временами года, картинки с признаками времён года);

План занятия:

№ п/п

Этапы занятия

Цель

I.

Организационная часть

Введение и настрой на деятельность.

1.

Ритуал приветствия

игра «Дружная семья»;

упражнение «Башня дружбы»

создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, творческой, спокойную атмосферы в коллективе.

2.

Игра на мышечное напряжение и расслабление «Снеговик»

Выяснение эмоционального состояния детей в начале занятия, формирование умения выполнять инструкцию после предъявления, навыков организации собственной деятельности, собственной эмоциональной регуляции.

3

Игра «Барометр настроения»

выяснение эмоционального состояния детей в начале занятия, формирование умения выполнять инструкцию после предъявления, навыков организации собственной деятельности, собственной эмоциональной регуляции.

4.

Игра с массажным мячиком «Су-Джок»

формирование навыков выразительности и пластичности движений, развитие ручной умелости и мелкой моторики рук.

II.

Основная часть

Пополнение представлений об окружающем мире, формирование произвольной регуляции психической деятельности: сенсомоторной (двигательной) активности, произвольности психических процессов и функций, эмоций, поведения в целом.

1.

Игра «Угадайте-ка ребятки»

Систематизация и обобщение знаний о временах года, формирование умения ориентироваться на заданную систему требований.

2.

Игра «Продолжи предложения»

формирование умения выполнять инструкцию после предъявления, умения ориентироваться на заданную систему требований.

3.

Игра «Найди ошибку».

развивать у детей наблюдательность. Уточнить представление о характерных признаках каждого сезона.

4.

Лото «Подбери и объясни.

Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

III

Заключительная часть

Получение обратной связи, подведение итогов занятия.

1.

Рефлексия занятия:

Выяснение эмоционального состояния детей в конце занятия.

2.

Ритуал прощания

Подведение итогов занятия.


Ход занятия

  1. Организационная часть

Педагог-психолог (до приглашения детей): «Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня Вашему вниманию предлагаю занятие по теме «Времена года».

Педагог-психолог (пригласив детей на занятие): «Здравствуйте, ребята! Проходите, пожалуйста, посмотрите, кто сегодня к нам пришёл в гости. Поздоровайтесь с гостями». Дети здороваются. «А сейчас мы с вами встанем в круг».

#1056;итуал приветствия

Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, творческой, спокойную атмосферы в коллективе.

Игра «Дружная семья»

Я, ты, он, она - Вместе дружная семья.

Руку дай соседу справа.

Руку дай соседу слева.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

Я, ты, он, она - Вместе дружная семья.

Упражнение «Башенка дружбы»

Дети из кулачков строят «башню дружбы».

2. Игра на мышечное напряжение и расслабление «Снеговик»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

Ход игры: Ребенок превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены.

Взрослый говорит: «Пригрело солнышко, под его теплым весенними лучами снеговик начал медленно таять». Ребенок постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

#1048;гра «Барометр настроения»

Цель: выяснение эмоционального состояния детей в начале занятия, формирование умения выполнять инструкцию после предъявления, навыков организации собственной деятельности, собственной эмоциональной регуляции.

Педагог-психолог: «Ребята, вы сейчас на занятие пришли каждый со своим настроением. Покажите своё настроение с помощью барометра настроения. Для этого руки вытяните перед собой. Поднятые вверх кисти рук будут показывать ваше хорошее настроение, а чем ниже будут сведены кисти, тем настроение будет снижаться».

4. Игра с массажными шарикам «Су-Джок».

Цель: формирование навыков выразительности и пластичности движений, развитие ручной умелости и мелкой моторики рук.

Дети катают мяч между ладонями движениями вверх - вниз сначала медленно, затем увеличивая темп и приговаривают:

  • Гладь мои ладошки, ежик!

Ты колючий, ну и что же?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

  • Бегал ежик по дорожке, (катаем мячик между ладошек)

У него устали ножки.

Проходи в мои ладошки, (зажать мячик в ладошках)

Отдохни на них немножко.

  • упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Катиться колючий ёжик (круговые движения шариком между ладонями).

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

II. Содержательная часть

#1048;гра «Угадайте-ка ребятки»

Цель: пополнение знаний о временах года, формирование умения ориентироваться на заданную систему требований.

Педагог-психолог: «Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы определите, о каком времени года будет идти речь. Только, пожалуйста, выслушайте загадку до конца, а потом отвечайте.

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зима)

Дети отвечают.

Педагог-психолог: «Молодцы, справились с заданием. А сейчас каждый из вас попытается подобрать картинки, подходящие тому времени года, которое вы угадали». Совместная работа всех детей.

Педагог-психолог: «Слушаем следующую загадку:

Пришли теплые деньки,

Зазвенели ручейки.

Подснежник расцветает.

Когда это бывает?.. (Весной)

К этой загадке так же подбираем картинки». Дети выполняют предложенное задание.

При неудачах в выполнении оказывается направляющая помощь, как со стороны педагога-психолога, так и со стороны детей.

Педагог-психолог: «Ещё одну послушаем загадку:

Солнце припекает,

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Ягоды поспевают,

Когда это бывает? (Летом)

Правильно, из картинок выберите признаки этого времени года».

Дети выбирают только признаки, подходящие к данному времени года.

Педагог-психолог: «Ещё одну загадку я вам приготовила:

Плащ золотистый она надевает,

Теплое лето она провожает.

Птиц отправляет в дальние страны,

Нам оставляет дожди и туманы. (Осень)

Дети выбирают только признаки, подходящие к данному времени года.

При предъявлении загадок педагог-психолог использует силу голоса, интонационно его окрашивает. Обращает внимание на выполнение предложенной инструкции в начале задания.

#1048;гра «Продолжи предложения»

Цель: формирование умения выполнять инструкцию после предъявления, умения ориентироваться на заданную систему требований.

Педагог-психолог: «Ребята, когда я шла сегодня на работу, то заметила на веточке дерева возле нашего входа висит конверт. Как он там появился я не знаю, но мне стало очень интересно, что же в нём. А вам интересно? Откроем конверт? Смотрите на листке написаны какие-то предложения, но что интересно они не дописаны. Может быть, мы сможем продолжить эти предложения:

-Самый яркий и сказочный праздник Новый год приходит к нам…

-Загорать на пляже и купаться в речке можно только…

-Солнышко пригревает, тает снег…

-Птицы улетают в тёплые края…

-Много снега выпадает, когда наступает…

-Животные делают запасы…

-Маленькие зелёные листочки на деревьях появляются…

-Самое яркое и жаркое солнце светит…

Молодцы справились.

При выполнении данного задания педагог-психолог оказывает разъяснительную, направляющую, стимулирующую помощь при затруднениях.

#1048;гра «Найди ошибку».

Цель: развивать у детей наблюдательность. Уточнить представление о характерных признаках каждого сезона.

Правила игры: детям показывается карточка и предлагается отгадать, какое это время года, объяснить, почему они так думают и найти, где ошибся художник.

При выполнении данного упражнения педагогом-психологом учитывается индивидуальные особенности детей: период утомляемости, затяжной (ускоренный) период врабатываемости, сложности концентрации внимания на деятельность.

4. Лото «Подбери и объясни»

Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ведущий раздает участникам игры по игровому полю. Маленькие карточки он перемешивает и, поочередно показывая их, спрашивает: «Кому нужен этот предмет?» Игрок, забирая у ведущего предметную картинку, закрывает один из квадратов игрового поля и объясняет свои действия. Например: «На моем игровом поле – весна. На карточке нарисован подснежник. Подснежники цветут весной»

III. Заключительная часть.

#1056;ефлексия занятия:

Цель: Получение обратной связи, подведение итогов занятия

Повтор игры «Барометр настроения»

Цель: выяснение эмоционального состояния детей в конце занятия.

Педагог-психолог: «Ребята, вспомните наш барометр настроения. Покажите снова своё настроение с помощью барометра. Хорошо. А сейчас скажите, какое упражнение на занятии вам понравилось больше всего? Чему вы научились на занятии?» Педагог-психолог при необходимости дополняет ответы детей.

#1056;итуал прощания

Все участники группы встают в круг, поднимают руки вверх, аплодируют себе и дружно произносят: «Мы молодцы! У нас все получилось! Всем спасибо! До свидания!».

Список используемой литературы:

  1. Семаго М.М., Семаго Н.Я.. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности. М.: Генезис, 2011.
  2. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. Семаго Н.Я., Семаго М.М. СПб Речь 2005.
  3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.,1995.
  4. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб: ХОКА, 2007. – ч. 1: Темная сенсорная комната.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

открытого занятия педагог-психолог Неменущей С.А.

Тема занятия: «Времена года»

Объединение: «Умка»

Направленность: естественно-научная

Место проведения: МБУ ДО Веселовский центр творчества

Дата проведения:

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цель занятия:

  • обобщить знания о временах года, их признаках, формировать произвольную регуляцию психической деятельности:
  • сенсомоторную (двигательную) активность;
  • произвольность психических процессов и функций;
  • эмоций и поведения в целом

Задачи занятия:

1.Обучающие:

  • способствовать формированию умения преодолевать детьми, как скованности, так и двигательной расторможенности;
  • закрепить знания детей о временах года, их признаках,

2.Развивающие:

  • обеспечить развитие произвольной регуляции психической деятельности:
  • сенсомоторную (двигательную) активность;
  • произвольность психических процессов и функций;
  • эмоций, поведения в целом.

3.Коррекционные:

  • коррекция поведенческих реакций (двигательное беспокойство, не умение слушать говорящего, негативных реакций при неудачах).

Тип занятия: комбинированное, обобщающее

Оборудование:

  • дидактический материал (загадки, конверт, карточки с признаками времен года, лото «Временах года», карточки с признаками времен года «Что лишнее?»);
  • раздаточный материал (карточки «времена года»);
  • массажные мячики «Су-Джок».

Используемые методы и методические приемы:

  • чётко предъявленная, пошаговая инструкция (при необходимости неоднократно предъявленная);
  • интонационно-выразительные фразы, настраивающие на начало и окончание продуктивной деятельности и способствующие анализу детьми выполненной деятельности;
  • ритуальные упражнения, направленные на сплочение детей в группе, созданию атмосферы доверия на занятии, введения и настрой на деятельность;
  • оказание всех видов помощи: разъяснительной, направляющей, стимулирующей в процессе выполнения заданий, в ходе упражнений;
  • учёт индивидуальных особенностей детей: период утомляемости, затяжной (ускоренный) период врабатываемости, сложности концентрации внимания на деятельность, негативные реакции на неудачи.

Содержание занятия соответствовало целям и задачам. Присутствовал сюрпризный момент, как способ введения детей в занятие. Для реализации поставленных задач, педагогом-психологом были подобраны игровые приемы, помогающие решить задачи в интересной и занимательной форме. В течении занятия педагогом-психологом неоднократно создавались ситуации поискового характера, создавались проблемные ситуации, что активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

Особенность данного занятия:

  1. дети, принявшие участие в занятии – имеют недостаточный уровень сформированности произвольной регуляции психической деятельности;
  2. присутствие на занятии родителей детей, посещающих занятия объединения «Умка».

На занятии дети проявляли активность, самостоятельность. Обучающиеся были внимательны и легко сотрудничали с педагогом-психологом.

По моему мнению, цели и задачи, поставленные в данном занятии, мною были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего занятия по теме "Основные приёмы агротехники овощей и цветов""

Этот план -конспект занятия может пригодиться учителям начальных классов и технологии. Также элементы занятия можно использовать на "Празднике урожая" в начальной школе. Занятие проводится с применени...

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс. ( Программа О.С. Габриелян. Базовый уровень)

Конспект обобщающего урока по теме:« Предельные и непредельные углеводороды»9 класс.( Программа О.С. Габриеляна. Базовый уровень)...

Конспект обобщающего урока по теме "Семя" (6 класс)

Урок, проводимый в форме аукциона био-бизнес, позволяет включить в работу большую часть класса. А разнообразные задания максимально активизируют активность учащихся....

Конспект обобщающего занятия "День рождения поросят" для 2 года обучения по курсу "Английский для малышей"

Данный конспект будет интересен педагогам, работающим с начальным звеном школы, а также педагогам, преподающим английский для дошкольников....

Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»

На примере незнакомого     ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произвед...