Конспект обобщающего занятия "Времена года"
план-конспект
Обобщающее занятие по теме «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста с сохранным интеллектом, но недостаточным уровнем сформированности произвольной регуляции психической деятельности.
Все дети посещают групповые коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога объединения «Умка» естественно-научной направленности МБУ ДО Веселовского центра творчества
Продолжительность занятия: 25-30 минут, в зависимости от степени утомления и истощения детей.
Тема: «Времена года»
Цель занятия:
- обобщить знания о временах года, их признаках, формировать произвольную регуляцию психической деятельности:
- сенсомоторную (двигательную) активность;
- произвольность психических процессов и функций;
- эмоций и поведения в целом
Задачи занятия:
1.Обучающие:
- способствовать формированию умения преодолевать детьми, как скованности, так и двигательной расторможенности;
- закрепить знания детей о временах года, их признаках,
2.Развивающие: обеспечить развитие произвольной регуляции психической деятельности:
- сенсомоторную (двигательную) активность;
- произвольность психических процессов и функций;
- эмоций, поведения в целом.
3.Коррекционные: коррекция поведенческих реакций (двигательное беспокойство, не умение слушать говорящего, негативных реакций при неудачах).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 90.5 КБ | |
| 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Веселовский центр творчества
Конспект
обощающего занятия
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Педагог-психолог
С.А. Неменущая
п. Веселый
Обобщающее занятие по теме «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста с сохранным интеллектом, но недостаточным уровнем сформированности произвольной регуляции психической деятельности.
Все дети посещают групповые коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога объединения «Умка» естественно-научной направленности.
Место проведения: МБУ ДО Веселовский центр творчества
Дата проведения:
Продолжительность занятия: 25-30 минут, в зависимости от степени утомления и истощения детей.
Тема: «Времена года»
Цель занятия:
- обобщить знания о временах года, их признаках, формировать произвольную регуляцию психической деятельности:
- сенсомоторную (двигательную) активность;
- произвольность психических процессов и функций;
- эмоций и поведения в целом
Задачи занятия:
1.Обучающие:
- способствовать формированию умения преодолевать детьми, как скованности, так и двигательной расторможенности;
- закрепить знания детей о временах года, их признаках,
2.Развивающие: обеспечить развитие произвольной регуляции психической деятельности:
- сенсомоторную (двигательную) активность;
- произвольность психических процессов и функций;
- эмоций, поведения в целом.
3.Коррекционные: коррекция поведенческих реакций (двигательное беспокойство, не умение слушать говорящего, негативных реакций при неудачах).
Тип занятия: комбинированное
Форма проведения: занятие-игра
Адресовано: дети старшего дошкольного возраста с недостаточным уровнем сформированности произвольной регуляции психической деятельности.
Оборудование:
-дидактический материал (загадки, конверт, карточки, лото о временах года);
-раздаточный материал (картинки с временами года, картинки с признаками времён года);
План занятия:
№ п/п | Этапы занятия | Цель |
I. | Организационная часть | Введение и настрой на деятельность. |
1. | Ритуал приветствия игра «Дружная семья»; упражнение «Башня дружбы» | создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, творческой, спокойную атмосферы в коллективе. |
2. | Игра на мышечное напряжение и расслабление «Снеговик» | Выяснение эмоционального состояния детей в начале занятия, формирование умения выполнять инструкцию после предъявления, навыков организации собственной деятельности, собственной эмоциональной регуляции. |
3 | Игра «Барометр настроения» | выяснение эмоционального состояния детей в начале занятия, формирование умения выполнять инструкцию после предъявления, навыков организации собственной деятельности, собственной эмоциональной регуляции. |
4. | Игра с массажным мячиком «Су-Джок» | формирование навыков выразительности и пластичности движений, развитие ручной умелости и мелкой моторики рук. |
II. | Основная часть | Пополнение представлений об окружающем мире, формирование произвольной регуляции психической деятельности: сенсомоторной (двигательной) активности, произвольности психических процессов и функций, эмоций, поведения в целом. |
1. | Игра «Угадайте-ка ребятки» | Систематизация и обобщение знаний о временах года, формирование умения ориентироваться на заданную систему требований. |
2. | Игра «Продолжи предложения» | формирование умения выполнять инструкцию после предъявления, умения ориентироваться на заданную систему требований. |
3. | Игра «Найди ошибку». | развивать у детей наблюдательность. Уточнить представление о характерных признаках каждого сезона. |
4. | Лото «Подбери и объясни. | Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. |
III | Заключительная часть | Получение обратной связи, подведение итогов занятия. |
1. | Рефлексия занятия: | Выяснение эмоционального состояния детей в конце занятия. |
2. | Ритуал прощания | Подведение итогов занятия. |
Ход занятия
- Организационная часть
Педагог-психолог (до приглашения детей): «Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня Вашему вниманию предлагаю занятие по теме «Времена года».
Педагог-психолог (пригласив детей на занятие): «Здравствуйте, ребята! Проходите, пожалуйста, посмотрите, кто сегодня к нам пришёл в гости. Поздоровайтесь с гостями». Дети здороваются. «А сейчас мы с вами встанем в круг».
#1056;итуал приветствия
Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, творческой, спокойную атмосферы в коллективе.
Игра «Дружная семья»
Я, ты, он, она - Вместе дружная семья.
Руку дай соседу справа.
Руку дай соседу слева.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Я, ты, он, она - Вместе дружная семья.
Упражнение «Башенка дружбы»
Дети из кулачков строят «башню дружбы».
2. Игра на мышечное напряжение и расслабление «Снеговик»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Ход игры: Ребенок превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены.
Взрослый говорит: «Пригрело солнышко, под его теплым весенними лучами снеговик начал медленно таять». Ребенок постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
#1048;гра «Барометр настроения»
Цель: выяснение эмоционального состояния детей в начале занятия, формирование умения выполнять инструкцию после предъявления, навыков организации собственной деятельности, собственной эмоциональной регуляции.
Педагог-психолог: «Ребята, вы сейчас на занятие пришли каждый со своим настроением. Покажите своё настроение с помощью барометра настроения. Для этого руки вытяните перед собой. Поднятые вверх кисти рук будут показывать ваше хорошее настроение, а чем ниже будут сведены кисти, тем настроение будет снижаться».
4. Игра с массажными шарикам «Су-Джок».
Цель: формирование навыков выразительности и пластичности движений, развитие ручной умелости и мелкой моторики рук.
Дети катают мяч между ладонями движениями вверх - вниз сначала медленно, затем увеличивая темп и приговаривают:
- Гладь мои ладошки, ежик!
Ты колючий, ну и что же?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
- Бегал ежик по дорожке, (катаем мячик между ладошек)
У него устали ножки.
Проходи в мои ладошки, (зажать мячик в ладошках)
Отдохни на них немножко.
- упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Катиться колючий ёжик (круговые движения шариком между ладонями).
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
II. Содержательная часть
#1048;гра «Угадайте-ка ребятки»
Цель: пополнение знаний о временах года, формирование умения ориентироваться на заданную систему требований.
Педагог-психолог: «Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы определите, о каком времени года будет идти речь. Только, пожалуйста, выслушайте загадку до конца, а потом отвечайте.
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима)
Дети отвечают.
Педагог-психолог: «Молодцы, справились с заданием. А сейчас каждый из вас попытается подобрать картинки, подходящие тому времени года, которое вы угадали». Совместная работа всех детей.
Педагог-психолог: «Слушаем следующую загадку:
Пришли теплые деньки,
Зазвенели ручейки.
Подснежник расцветает.
Когда это бывает?.. (Весной)
К этой загадке так же подбираем картинки». Дети выполняют предложенное задание.
При неудачах в выполнении оказывается направляющая помощь, как со стороны педагога-психолога, так и со стороны детей.
Педагог-психолог: «Ещё одну послушаем загадку:
Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают,
Когда это бывает? (Летом)
Правильно, из картинок выберите признаки этого времени года».
Дети выбирают только признаки, подходящие к данному времени года.
Педагог-психолог: «Ещё одну загадку я вам приготовила:
Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает.
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы. (Осень)
Дети выбирают только признаки, подходящие к данному времени года.
При предъявлении загадок педагог-психолог использует силу голоса, интонационно его окрашивает. Обращает внимание на выполнение предложенной инструкции в начале задания.
#1048;гра «Продолжи предложения»
Цель: формирование умения выполнять инструкцию после предъявления, умения ориентироваться на заданную систему требований.
Педагог-психолог: «Ребята, когда я шла сегодня на работу, то заметила на веточке дерева возле нашего входа висит конверт. Как он там появился я не знаю, но мне стало очень интересно, что же в нём. А вам интересно? Откроем конверт? Смотрите на листке написаны какие-то предложения, но что интересно они не дописаны. Может быть, мы сможем продолжить эти предложения:
-Самый яркий и сказочный праздник Новый год приходит к нам…
-Загорать на пляже и купаться в речке можно только…
-Солнышко пригревает, тает снег…
-Птицы улетают в тёплые края…
-Много снега выпадает, когда наступает…
-Животные делают запасы…
-Маленькие зелёные листочки на деревьях появляются…
-Самое яркое и жаркое солнце светит…
Молодцы справились.
При выполнении данного задания педагог-психолог оказывает разъяснительную, направляющую, стимулирующую помощь при затруднениях.
#1048;гра «Найди ошибку».
Цель: развивать у детей наблюдательность. Уточнить представление о характерных признаках каждого сезона.
Правила игры: детям показывается карточка и предлагается отгадать, какое это время года, объяснить, почему они так думают и найти, где ошибся художник.
При выполнении данного упражнения педагогом-психологом учитывается индивидуальные особенности детей: период утомляемости, затяжной (ускоренный) период врабатываемости, сложности концентрации внимания на деятельность.
4. Лото «Подбери и объясни»
Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ведущий раздает участникам игры по игровому полю. Маленькие карточки он перемешивает и, поочередно показывая их, спрашивает: «Кому нужен этот предмет?» Игрок, забирая у ведущего предметную картинку, закрывает один из квадратов игрового поля и объясняет свои действия. Например: «На моем игровом поле – весна. На карточке нарисован подснежник. Подснежники цветут весной»
III. Заключительная часть.
#1056;ефлексия занятия:
Цель: Получение обратной связи, подведение итогов занятия
Повтор игры «Барометр настроения»
Цель: выяснение эмоционального состояния детей в конце занятия.
Педагог-психолог: «Ребята, вспомните наш барометр настроения. Покажите снова своё настроение с помощью барометра. Хорошо. А сейчас скажите, какое упражнение на занятии вам понравилось больше всего? Чему вы научились на занятии?» Педагог-психолог при необходимости дополняет ответы детей.
#1056;итуал прощания
Все участники группы встают в круг, поднимают руки вверх, аплодируют себе и дружно произносят: «Мы молодцы! У нас все получилось! Всем спасибо! До свидания!».
Список используемой литературы:
- Семаго М.М., Семаго Н.Я.. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности. М.: Генезис, 2011.
- Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. Семаго Н.Я., Семаго М.М. СПб Речь 2005.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.,1995.
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб: ХОКА, 2007. – ч. 1: Темная сенсорная комната.
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
открытого занятия педагог-психолог Неменущей С.А.
Тема занятия: «Времена года»
Объединение: «Умка»
Направленность: естественно-научная
Место проведения: МБУ ДО Веселовский центр творчества
Дата проведения:
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель занятия:
- обобщить знания о временах года, их признаках, формировать произвольную регуляцию психической деятельности:
- сенсомоторную (двигательную) активность;
- произвольность психических процессов и функций;
- эмоций и поведения в целом
Задачи занятия:
1.Обучающие:
- способствовать формированию умения преодолевать детьми, как скованности, так и двигательной расторможенности;
- закрепить знания детей о временах года, их признаках,
2.Развивающие:
- обеспечить развитие произвольной регуляции психической деятельности:
- сенсомоторную (двигательную) активность;
- произвольность психических процессов и функций;
- эмоций, поведения в целом.
3.Коррекционные:
- коррекция поведенческих реакций (двигательное беспокойство, не умение слушать говорящего, негативных реакций при неудачах).
Тип занятия: комбинированное, обобщающее
Оборудование:
- дидактический материал (загадки, конверт, карточки с признаками времен года, лото «Временах года», карточки с признаками времен года «Что лишнее?»);
- раздаточный материал (карточки «времена года»);
- массажные мячики «Су-Джок».
Используемые методы и методические приемы:
- чётко предъявленная, пошаговая инструкция (при необходимости неоднократно предъявленная);
- интонационно-выразительные фразы, настраивающие на начало и окончание продуктивной деятельности и способствующие анализу детьми выполненной деятельности;
- ритуальные упражнения, направленные на сплочение детей в группе, созданию атмосферы доверия на занятии, введения и настрой на деятельность;
- оказание всех видов помощи: разъяснительной, направляющей, стимулирующей в процессе выполнения заданий, в ходе упражнений;
- учёт индивидуальных особенностей детей: период утомляемости, затяжной (ускоренный) период врабатываемости, сложности концентрации внимания на деятельность, негативные реакции на неудачи.
Содержание занятия соответствовало целям и задачам. Присутствовал сюрпризный момент, как способ введения детей в занятие. Для реализации поставленных задач, педагогом-психологом были подобраны игровые приемы, помогающие решить задачи в интересной и занимательной форме. В течении занятия педагогом-психологом неоднократно создавались ситуации поискового характера, создавались проблемные ситуации, что активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Особенность данного занятия:
- дети, принявшие участие в занятии – имеют недостаточный уровень сформированности произвольной регуляции психической деятельности;
- присутствие на занятии родителей детей, посещающих занятия объединения «Умка».
На занятии дети проявляли активность, самостоятельность. Обучающиеся были внимательны и легко сотрудничали с педагогом-психологом.
По моему мнению, цели и задачи, поставленные в данном занятии, мною были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего занятия по теме "Основные приёмы агротехники овощей и цветов""
Этот план -конспект занятия может пригодиться учителям начальных классов и технологии. Также элементы занятия можно использовать на "Празднике урожая" в начальной школе. Занятие проводится с применени...

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”
Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс. ( Программа О.С. Габриелян. Базовый уровень)
Конспект обобщающего урока по теме:« Предельные и непредельные углеводороды»9 класс.( Программа О.С. Габриеляна. Базовый уровень)...
Конспект обобщающего урока по теме "Семя" (6 класс)
Урок, проводимый в форме аукциона био-бизнес, позволяет включить в работу большую часть класса. А разнообразные задания максимально активизируют активность учащихся....

Конспект обобщающего контрольно-зачетного занятия по разделам программы: "Ателье куклы", "Стежок за стежком"
Дается полный конспект открытого занятия с приложениями....

Конспект обобщающего занятия "День рождения поросят" для 2 года обучения по курсу "Английский для малышей"
Данный конспект будет интересен педагогам, работающим с начальным звеном школы, а также педагогам, преподающим английский для дошкольников....

Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»
На примере незнакомого ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произвед...
