Публичное выступление на тему "Конструирование и робототехника в современном учреждении дополнительного образования"
статья

Ларионова Ксения Владимировна

Публичное выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово»

Конструирование и робототехника в современном учреждении дополнительного образования

Автор-составитель: Ларионова Ксения Владимировна,

педагог дополнительного образования

Кемерово 2023

Почему государство так нацеленно на техническую направленность?

Серьезной проблемой российского образования в целом является существенное ослабление естественно-научной и технической составляющей школьного образования. Среди выпускников популярность инженерных профессий падает с каждым годом, а спрос на данные профессии возрастает с каждым годом. Тогда государство решает приложить усилия для развития технической направленности именно у школьников (почему у школьников? Потому что они уже более осознаны, могут определять свои интересы и т.д.).  Усилия, которые предпринимает государство, дают неплохой результат на ступенях раннего развития (оборудование в рамках федерального проекта).

Почему именно учреждения дополнительного образования?

Для эффективной работы в профессиональном образовании необходима популяризация и углубленное изучение естественно-технических дисциплин начиная с общеобразовательной школы. А к сожалению, современное школьное образование, с перегруженными учебными программами, не в состоянии продвигать полноценную работу по формированию инженерного мышления и развивать детское техническое творчество. Количество отведенных по программе часов не всегда хватает для полноценного изучения учебного материала. В таких условиях реализовать задачу формирования у детей навыков крайне затруднительно. Гораздо больше возможности в этом направлении у дополнительного образования.  Но, тем не менее, имея давние традиции, дополнительное техническое образование с различными техническими кружками (авиамоделирование, судостроение и т.д.), достаточно сложно перестроиться в новых условиях значительного скачка научно-технического прогресса (робототехника).

Почему именно робототехника?

Одним из перспективных направлений является - образовательная робототехника.

Целью которого, является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики рук, изучение понятий конструкций и ее основных свойствах. Проведение систематического обучения их работе с разнообразными конструкторами, а также знакомство педагогов с новыми лего-технологиями и это все позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов.

Постоянно меняющиеся условия жизни общества, нарастающая информатизация всех сфер деятельности ставят перед школой проблему формирования у детей качеств, присущих успешной, самодостаточной, конкурентоспособной личности.

Т.е. школьник уже должен быть конкурентоспособный и относить себя под определенные стандарты. Какие? ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) уже об этом позаботился, он ставит на первый план формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые определяют как способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретенного опыта.

Выделяют 4 блока УУД: личностный, регулятивный, коммуникативный и познавательный. Если с личными, коммуникативными и познавательными все понятно, то с регулятивными появились вопросы формирования способности школьников к самоорганизации учебной деятельности неоднократно рассматривались на протяжении последних десятилетий многими учеными.

Рассмотрим, как именно использование конструкторов ЛЕГО позволяет воздействовать на формирование регулятивных УУД:

  1. Развитие способности к целеполаганию. Школьник учится ставить цель, и удерживая ее на протяжении всего занятия, достигает необходимого результата. Самостоятельно разрабатывая робота, он ставит перед собой учебную задачу.
  2. Развитие способности к планированию. Поставив перед собой цель, школьник составляет краткий план деятельности по моделированию нового робота или изменению уже знакомого. Ребенок учиться работать по готовым инструкциям. Плюсом еще является то, что это командная работа и они должны распределить не только свои обязанности, но и между собой.
  3. Развитие способностей к прогнозированию. Школьник учится прогнозировать результаты своей деятельности, выбирая различные способы выполнения одного и того же задания, так как изменяя схему или последовательность сбора робота, используя разные детали, учащийся получает различные варианты одного и того же робота.
  4. Формирование действия контроля.

Выполнив задание, учащийся получает готовую модель и имеет возможность самостоятельно проверить правильность её выполнения. Тем самым формируется умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, указанное в числе метапредметных результатов обучения.

  1. Формирование действия коррекции.

Обнаружив недочёты в своей работе, школьник имеет возможность внести коррективы на любой стадии сборки модели. Он учится критично относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих. Если модель робота LEGO не выполняет запланированные функции, значит, на какой-то стадии работы допущена ошибка, которая требует исправления. В итоге происходит формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха.

  1. Развитие способности к оценке.

Учащийся получает возможность сравнивать свою модель с моделями одноклассников, а значит, оценить уровень выполнения своей работы: сложность, функциональность, внешнюю эстетичность, рациональность робота. При этом ребёнок учится объективно оценивать результат не только своей, но и чужой деятельности. На основе полученных результатов он может сделать выводы об уровне своих знаний и умений.

  1. Формирование саморегуляции.

Процесс сборки модели требует терпения и самообладания. Если по каким-то причинам школьнику приходится делать работу сначала, ему нужно приложить некоторое волевое усилие для успешного устранения недочётов. При общении с напарниками по заданию ребёнку необходим самоконтроль, поскольку в ходе планирования или выполнения модели у детей могут возникать разногласия. Таким образом происходит формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развитие умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 

Какая существует проблема?

1. Одной из проблем является - материальная база и учебные программы во многих учреждений морально и физически устарела. Современные дети, для которых iPad, iPhone, Playstation и другие продукты IT – индустрии, с трудом проникаются интересом к учреждениям дополнительного образования с оборудованием прошлого века.

2. Отсутствие знаний у педагогов как работать с новым материалами, конструкторами. Правильное же руководство конструкторской деятельностью со стороны педагогов оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Решение данных проблем?

Необходимо создавать новую базу, внедрять новые технологии. Новый уровень грамотности требует принципиально новой технологии обучения, новых педагогических подходов к преподаванию и усвоению знаний, новых курсов обучения и методик преподавания. Они должны способствовать активации интеллекта учащихся, формированию творческих и умственных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика деятельности современного учреждения дополнительного образования детей..

Современные требования к управлению УДОД предполагают повышения уровня компетентности кадров. Хороший работник – это не просто исполнитель, это человек, который в состоянии самостоятельно и творчески ...

Выступление на Круглом столе по теме: "Подготовка и проведение открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей" 28.11.2012 г.

Выступление представлено в форме презентации, в которой подробно описана методика организации и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей....

Методическая пособие для педагогов ДО «Какой педагог дополнительного образования нужен современному учреждению дополнительного образования?»

ВВЕДЕНИЕКурс политического руководства страны на модернизацию экономики и социальной сферы Российского общества не может оставить в стороне и систему национального образования.Принятые в этой связи ос...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...

Выступление на методическом объединении "Воспитательный потенциал учреждения дополнительного образования и организация содержательного досуга учащихся"

    Воспитание - важная и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Особое место воспитательный процесс занимает в работе учреждений допол...