«Особенности применения технологий здоровьесбережения на занятиях ансамбля народных инструментов «Фантазия»
методическая разработка

Мохова Татьяна Михайловна

Методическая разработка по созданию необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья,  формирования общей культуры обучающихся через внедрение здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2023_zdorovesberezhenie_na_zanyatiyah.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО «Центр детского творчества «Южный» г. Рязань.

«Особенности применения  технологий здоровьесбережения

 на занятиях ансамбля народных инструментов «Фантазия»

Автор: педагог дополнительного

образования Мохова Т. М.

        2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

     

   Введение.

1.Понятие «здоровьесберегающие технологии». Цель, задачи, принципы, группы  технологий, теоретическая и практическая значимость.

2. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе объединения «Ансамбль народных инструментов «Фантазия» МБУДО ЦДТ «Южный» г. Рязань, обоснование необходимости применения, условия применения.

3. Влияние занятий в объединении на здоровье обучающихся

4. Заключение.

5. Список использованных источников    

                  

6. Приложение

                                                                             

От жизнерадостности, бодрости детей,

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

                               

В.А. Сухомлинский

Введение.

Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В последнее десятилетие в состоянии здоровья детей сформировались устойчивые негативные тенденции - увеличение распространенности факторов риска, формирования нарушений здоровья и развития, рост заболеваемости и инвалидности.

Проблема  оздоровления детей не компания одного дня  деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего образовательного учреждения на длительный срок. Для всех родителей главным вопросом остаётся сохранение здоровья ребёнка.

Здоровье – это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативно – организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, практика оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности.

По статистике Российского государственного института гигиены в среднем по стране примерно 2/3 детей младшего  школьного возраста имеют тенденцию к различным заболеваниям.  

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам должна быть направлена на:

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; 
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обчающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • формирование общей культуры обучающихся;

В  соответствии с новыми нормативными  документами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий в  образовательный процесс.

1  .Основная часть.

 Понятие «здоровьесберегающие» технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии  – технологии воспитания культуры здоровья  воспитанников, это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель: создание необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья,  формирование общей культуры обучающихся через внедрение здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения.

Задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательной активности с учётом индивидуальных возможностей и способностей через игровые действия
  • формирование  позитивного отношения участников образовательного процесса к  здоровьесберегающей  среде;
  • подтверждение  положительного влияния здоровьесберегающих технологий на формирование психического здоровья обучающихся;
  • содействие просвещению родителей и педагогов.

Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в  условиях дополнительного образования:

  • доступности (использование технологий в соответствии с возрастом);
  • систематичности (использовать постоянно);
  • оптимальности  (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
  • последовательности  (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
  • комплексного воздействия (совместного педагогического воздействия - педагога, родителей)
  • творческий характер процесса обучения, способствующий развитию личности

Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий: 
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж. 
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика. 
Теоретическая и практическая значимость. Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Педагоги, сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.  Материалы данной работы  могут быть использованы в практике педагогов дополнительного образования на занятиях ансамбля.

2. Технологии, применяемые в работе объединения.

Обоснование необходимости применения здоровьесберегающих  технологий в работе   объединения. Нормативно-правовая база требует внедрения этих  здоровьесберегающих  технологий в образовательный процесс.

Работая руководителем  ансамбля народных инструментов «Фантазия», я убедилась в том, что для поддержания душевного здоровья детей  музыкотерапия или оздоровление музыкой необходимо.

Технология музыкального воздействия:

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Музыкальная терапия вместе может стать эффективным методом лечения  детских неврозов. Занятия музыкой  могут дать уникальную возможность реализовать здоровьесберегающие технологии на занятиях  песенным фольклором.

Деятельность, основанная на принципах ансамблевого музицирования, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей. Использование может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.
Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Знакомство с культурным наследием народа, имеет врачующее начало.  В репертуаре коллектива такие произведения как:

  • «Паровоз»
  • «Весельчак»
  • «Добрый жук»
  • «Частушка»
  • «Старинный гобелен»
  • «Волшебные колокольчики»
  • «Вальс»
  • «В гостях у сказки»
  • «Россия» и  др.

Одна из основных задач занятий  в ансамбле -  снимать нервно-психические перегрузки и восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся.

Приёмы музыкальной терапии:

  • Прослушивание музыкального произведения;
  • Ритмичные движения под музыку;
  • Игра на инструментах.

Игра выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. Стремление к движению, к раскрепощению детей, к развитию их способностей художественного самовыражения. Творчество требует от детей координации  всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на их психику, а значит на их психическое здоровье, то есть творческий процесс  исцеляет. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. Для этого предлагается детям сочинить собственную мелодию, спеть своё имя, пофантазировать под музыку.                     Так на занятиях  мы проводим задания на развитие чувства ритма. Например:

Дети сидят на стульях, педагог  лицом к детям. Педагог говорит:

 - «Дети, мы  с вами  поиграем в игру «Повтори за мной». Тот, кто справится с заданием, становится водящим. Ваши руки вначале находятся  перед грудью. Вы следите за моими движениями и повторяете за мной.»

Далее под народную музыку «Барыня», « Муха баню затопила», «Тимоня» педагог хлопает разные ритмы, меняет их. Работают  руки, ладони, дальше хлопки по коленям, по плечам, а в конце по себе, по соседу, по себе, по соседу. Дети оживляются, у них поднимается настроение.

Улыбкотерапия

Очень важна на занятии улыбка  педагога и улыбка самого ребенка. Если ребенок улыбается, то за счет этого звук,  извлекаемый на музыкальном инструменте становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. 
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и обучающийся уже с ней смотрит на мир и на людей. Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии вот три основных кита музыкального искусства.

Физкультминутки

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации занятия, предотвращающим утомление обучающихся является физкультминутка, т.к. она даёт возможность отдохнуть от умственного труда, разрядиться, снять негативные эмоции.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Для  регуляции психо – эмоционального состояния  в работе с детьми я использую музыку  Чайковского, Шопена, Штрауса, Баха, Бетховена, Шуберта, Моцарта и др. композиторов.

Детский праздник – эффективная форма  педагогического воздействия на детей. Праздникотерапия.

На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство.

Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах» (Костина Э.П.).  В ансамбле «Фантазия» стало  традицией проведение праздничных концертов, родительских собраний, где педагог знакомят родителей с особенностями музыкальных способностей детей, проводит беседы -  «Здоровье ребёнка», «Помоги себе сам» и др. Активными помощниками в оздоровлении детей  должны быть их родители. Большинство семей заинтересовано в укреплении физического здоровья своих детей, многие из них могут поделиться опытом в этом направлении. Наши родители являются участниками и незаменимыми помощниками всех  мероприятий. Это повышает уровень мотивации процесса обучения, способствует развитию творчества, что, в свою очередь, снижает уровень тревожности, уменьшает психическое напряжение. В этом плане следует отметить, что применение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию успешной творческой личности.

Работа  педагога по внедрению новых технологий заключается в том, что:

  • на занятиях должны присутствовать оздоровительные моменты:

( минутки релаксации, где педагогом подобраны музыкальные произведения для прослушивания, по 3-4 лёгких упражнения на правильную постановку рук, корпуса, головы);

  • Эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, стихотворение;
  • Двигательные перемены - возможность каждому ребёнку почувствовать своё тело, показать ему  значение активности в жизни человека.

Условия проведения занятий. Обстановка для  проведения занятий объединения.
             

Помещение перед началом занятий должно быть хорошо проветрено.
Все дети должны находиться в поле зрения педагога, так чтобы он мог постоянно наблюдать за детским вниманием, интересом, утомляемостью, постановкой рук, ног, правильностью позы во время игры на инструменте, чтобы дети не кривились, не стояли (сидели) сгорбившись, не мешали друг другу.
Во время игры на инструменте (металлофон, ударные) лучше чтобы дети стояли.

Психологический климат на занятии.
            

Взаимоотношения между педагогом и обучающимися  должны быть положительными, построенными на сотрудничестве, дружелюбии, взаимоуважении, взаимной заинтересованности, комфорте, положительных эмоциях.
Взаимоотношения между учениками также положительные.
Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент.
Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

3.  Влияние  занятий в объединении на здоровьесбережение  обучающихся.

В ансамбле  народных инструментов «Фантазия» МБУДО  ЦДТ «Южный» г.Рязани занимаются обучающиеся  школ № №  19(25), 57 64, которые распределены на 3 возрастные группы:

1 год обучения – дети 7-8 лет

2 год обучения – 9-10 лет

3 год обучения – 11- 12 лет

При проведении  фронтального контроля в декабре 2016 - январе 2017 г. целью которого являлось определение уровня здоровьесберегающей деятельности, организуемой педагогом на занятии. При осуществлении контроля использовался метод стандартизированного наблюдения. В ходе контроля было определено, что на каждом учебном занятии помимо образовательных задач  решаются здоровьесберегающие:

  • соблюдаются педагогом гигиенические требования (помещения проветриваются перед началом занятий, регулируется температурный режим);
  • происходит чередование видов учебной деятельности (опрос, чтение, слушание, сочинение, рассказ,  пение,  игра, физкультпаузы, эмоциональные разрядки  (используются юмористические картинки, поговорки, небольшие стихотворения,  игры  и т.д.)
  • педагог следит  за осанкой обучающихся;
  • в содержательной части занятия вводятся вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни обучающихся.

Вместе с тем, в работе   имеется общая проблема:

  • плохая  изоляция учебного  кабинета.

С марта по апрель 2017 г. года был проведен опрос о влиянии занятий в коллективе  на формирование  культуры здоровья обучающихся.

  Цель исследования:  

изучить отношение участников образовательного процесса к здоровьесберегающей среде  в коллективе.

В опросе приняли участие 32  респондента - дети (12), занимающиеся в  коллективе, а также родители (20) обучающихся).

        По мнению 88% респондентов,  музыкальные занятия влияют положительно на здоровье обучающихся.

Критерий

Количество ответов

обучающиеся

родители

среднее значение

«хорошо влияет»

75%

69%

72%

«почти не влияет»

16%

16%

16%

«не знаю, как влияет   на здоровье»

9%

15%

12%

        Большинство анкетируемых участников опроса отмечают, что педагог положительно воздействует на здоровье ребенка.

Критерий

Количество ответов

обучающиеся

родители

среднее значение

«заботятся о здоровье ребенка»

52%

40%

46%

«подают хороший пример»

40%

38%

39%

«учат, как беречь здоровье»

26%

24%

25%

«педагогам безразлично здоровье детей»

0%

4%

4%

        Следует отметить, что 82% опрошенных родителей заявляют, что педагоги сообщают им об изменении состояния ребенка во время занятий.

Структурное подразделение

центра

Педагоги сообщают об изменении состояния здоровья детей

Педагоги не сообщают об изменении здоровья детей

художественный

98%

2%

     Обучающиеся отмечают,  что на занятиях  у них преобладает положительное эмоциональное состояние, «радостное».

        На вопрос «Помогает лично тебе  занятия в объединении заботиться о твоем здоровье?» обучающиеся ответили «да, помогает» - 61%, «немного помогает» - 25%, «не знаю» - 14%.

Таким образом, можно констатировать, что проблеме формирования культуры здоровья в ансамбле «Фантазия» уделяется большое значение.  А позитивное отношение участников образовательного процесса к созданной здоровьесберегающей среде  влияет на формирование культуры здоровья обучающихся.

Сохранять здоровье детей педагогу помогают следующие мероприятия::

  •  беседы «Как беречь здоровье»;
  •  «физкультминутки»;
  •  « праздники  на открытом воздухе»;
  • «участие в концертах».

Ожидаемый результат.

В ходе реализации;

  • повышается  мастерство участников ансамбля;
  • повышается организация их физиологического режима, снижается утомляемость, улучшается психо-эмоциональное состояние;
  • Создаётся  благоприятный микроклимат на занятиях.

4. Заключение.

Настоящая работа  предназначена для педагогов дополнительного образования, концертмейстеров УДОД.
Специфика работы концертмейстера в музыкальном  объединении заключается в том, что от него требуется  мобильность, умение в случае необходимости переключаться на работу с обучающимися в отсутствии педагога. Концертмейстер работает с ансамблями, солистами,  при этом субъектом взаимодействия являются младшие школьники.

Каждая из  названных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у  ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе здоровьесберегающих технологий:

  • повышает результативность музыкального воспитательно – образовательного процесса
  • способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой, 
  • способствует формированию потребности в двигательной активности, 
  • способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья, 
  • позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей, 
  • формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации.

В заключение хочется подчеркнуть, что реализация здоровьесберегающей образовательной модели подтверждает эффективность применения современных здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения.

Список использованных источников

Литература:

1.Боева  В.И.  Здоровьесбережение и здоровый образ жизни – основной принцип воспитания / В.И. Боева  // Дополнительное образование и воспитание.- 2012. -  № 3.  – С.  18  - 21.

2.Борисенко Б.И., Ловчинская В.С., Фонационное дыхание. Начальный этап работы: Учеб.-метод. Пособие – Волглград: Перемена, 1996.- 72 с.

3.Герасимова Э. Музыкальный фольклор как средство воспитания

4. «Воспитание школьников», 2015, № 6.

5. Корольков С.Г. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся на

уроках и во внеурочное время. Методист, 2008, № 10.- с. 2 -21

6.Терентьева Л. Методика работы с детским фольклорным ансамблем: учеб.

пособие.- Самара: Изд-во СГАКИ, 2000.- 105с.

[Интернет – ресурсы]:

7. Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального

руководителя[Электронный ресурс] URL:http://pedsovet.su/load/309-1-0-36229

8. Инновавационные подходы к организации здоровьесберегающего пространства

образовательного учреждения [Электронный ресурс]

URL:ttp://file4.inet21.com/05/26/42/filestore/Здоровье_сборник.pdf

9. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки[Электронный

ресурс] URL: proshkolu.ruБиблиотекаid/11054

10. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки [Электронный

ресурс] URL: linschool.ucoz.rumus.doc

Приложение № 1

        Игры.

Русская народная игра «Горелки».

Играющие встают  парами друг за другом.

Впереди всех на расстоянии двух шагом стоит водящий – горелка.

Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны.

Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Русская народная игра «Заря».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу.

Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Белорусская народная игра «Лиски».

Играющие по договорённости или по жеребьёвке выбирают лиса-ведущего и, построившись в круг диаметром 10-20 м, кладут возле себя лисок. Лис подходит к одному из играющих и говорит:

- Где был?

- В лесу.

- Кого поймал?

- Лиску.

- Верни лиску мою.

- За так не отдаю.

- За что отдашь - скажи сам.

- Если обгонишь, тогда отдам.

После этого они бегут в противоположные стороны по кругу.  Хозяином лиски становится тот, кто займёт свободное место в кругу, лисом – игрок, который остался.

Правила игры. Бегать разрешается только по правой стороне.

Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то  забегают в круг, то выбегают из него.

Если же нитка или узелок оторвались, (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в  круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки.

Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг. 

«Сороконожки». Ребенку легко удаются движения 2 и 3 пальцем вперед, нежели боковое движение. В упражнении выполнять следующие движения: руки сомкнуть в кольцо (правая рука находится сверху), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук, на слове «догнали» руки встречаются на шее.

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Побежали, побежали  

И друг дружечку догнали!   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины «Ансамбль народных инструментов (Аккордеон)» для специальности Музыкальное исполнительство

       Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Аккордеон) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 5-летний...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...

"Роль ансамблевой игры в формировании музыкального вкуса учащихся на примере ансамбля народных инструментов"

Статья  педагога дополнительного образованияГБОУ  ЦДТ «Царицыно» г. Москвы  по классу баяна, гитары,руководитель ансамбля народных инструментовБессольцева В. А....

Класс-концерт по программе "Ансамбль народных инструментов"

План-конспект открытого занятия по теме "Полугодовой класс-концерт по программе "Ансамбль народных инструментов" (обучение игре на гитаре и домре).Цели занятия, оборудование, наглядность, формы и мето...

Итоговая аттестация в коллективе «Ансамбль народных инструментов»

Итоговая аттестация в коллективе «Ансамбль народных инструментов» ЦДТ «Царицыно» Педагог высшей квалификационной категорииБессольцев Валерий Анатольевич   В коллективе, итоговая ат...

Итоговая аттестация в коллективе «Ансамбль народных инструментов»

Итоговая аттестация в коллективе «Ансамбль народных инструментов» ЦДТ «Царицыно» Педагог высшей квалификационной категорииБессольцев Валерий Анатольевич   В коллективе, итоговая ат...

Презентация Ансамбля народных инструментов "Лира"

Презентация Ансамбля народных инструментов "Лира"...