Рабочая программа дисциплины «Ансамбль народных инструментов (Аккордеон)» для специальности Музыкальное исполнительство
рабочая программа по теме

Кривобокова Лидия Викторовна

         Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Аккордеон) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 5-летний срок обучения.

         Игра в составе ансамбля способствует развитию у учащихся навыков и приёмов коллективного музицирования, а также является ступенью для подготовки к оркестровому классу.

      Особое внимание  в этой программе уделяется реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учётом возрастного фактора и степени подвинутости учащихся. Программа предполагает использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным   особенностям учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ansam.doc88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Рассмотрена и одобрена        

 на заседании педагогического

 совета школы искусств

(протокол № ___ от ________г.)

 

 


Утверждаю:                        

                                        Директор           МОУ ДОД                                                                   

 «Петровская ДШИ»                                                                                                                                                                         _________________ В.Н.Зайцев

                        «___»________________20___г


Рабочая программа

дисциплины «Ансамбль народных инструментов (Аккордеон)»

для специальности Музыкальное исполнительство

/ Народные инструменты /

образовательная программа

дополнительного образования детей

                                 ( пятилетний срок обучения)

                           Срок реализации программы – 5 лет

Составитель:

 Кривобокова Л.В.,

преподаватель отделения народных    

инструментов МОУ ДОД

«Петровская детская школа искусств»

с. Петровское

2011г.

Одобрено методическим  совещанием  отделения  народных инструментов                                              

 

                        

Зав. народного отделения        _________Припадчева  Е.А.

Заместитель директора  по учебной работе          __________Раева О.А.

Рецензенты:  

         

Зав. отд.  народных инструментов

МОУ ДОД «Петровская

детская школа искусств»                                         ______________Припадчева Е.А        

_________________________________________________________________

1 При составлении программы учтены следующие программные разработки:

1.Коллективное музицирование. Оркестровый класс. Программа для Детских музыкальных школ и Школ искусств. Министерство культуры СССР. – М.,1988.

2.Ансамбль народных инструментов. Рабочая программа ДМШ им. С. М. Старикова. - Тамбов, ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2005  

Рецензия

на рабочую программу дисциплины «Ансамбль народных инструментов»

 (Аккордеон)

для специальности Музыкальное исполнительство /Народные инструменты/

образовательная программа дополнительного образования детей

преподавателя отделения народных инструментов

МОУ ДОД «Петровская детская школа искусств»

Кривобоковой Л.В.

         Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Аккордеон) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 5-летний срок обучения.

         Игра в составе ансамбля способствует развитию у учащихся навыков и приёмов коллективного музицирования, а также является ступенью для подготовки к оркестровому классу.

      Особое внимание  в этой программе уделяется реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учётом возрастного фактора и степени подвинутости учащихся. Программа предполагает использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным   особенностям учащихся.

        Репертуарные списки предусматривают игру дуэтом, трио и квартетом. Произведения разнообразны по содержанию, форме и стилю.

      Данная программа отвечает требованиям, предъявляемым к дополнительному образованию детей, и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе предмета «Ансамбль народных инструментов» (Аккордеон) по специальности «Музыкальное исполнительство» образовательной программы дополнительного образования детей.

Зав. отд. народных инструментов

МОУ ДОД «Петровская

детская школа искусств»                                         ______________Припадчева Е.А        

 

        

Содержание

  1.   Пояснительная  записка

  1.   Контроль и  учёт  знаний

  1.   Примерный  годовой  план

  1.   Примерные  репертуарные  списки

  1.   Рекомендуемая  литература

  1. Пояснительная записка

          Данная программа опирается на учебные планы, предусматривающие пятилетний  срок  обучения. Программа составляет рациональное и сбалансированное распределение учебной нагрузки, связанной не только с задачами обучения в школе искусств, но и с учётом всё возрастающих от класса к классу требований. Программа предполагает использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

       Предмет «Ансамбль» - занятия индивидуальные и групповые (дует, трио, квартет) проходят 1 раз в неделю. Предмет вводится со 2  года обучения.

       За время обучения в течение 5 лет учащийся должен научиться самостоятельно работать над музыкальным произведением, приобрести навыки совместного исполнения.

       Основной задачей предмета является практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в классе по специальности; развитие музыкального вкуса;  приобщение к лучшим образцам отечественного и зарубежного классического наследия,   произведениям современных композиторов, народному музыкальному творчеству; воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.

     В процессе работы над музыкальными произведениями учащиеся должны:

      научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом, и отдельные голоса партий произведения, ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков;

     исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом;

     творчески применять в совместном исполнении музыкально - исполни-тельские навыки, полученные в специальных классах;

      получать навыки чтения нот с листа.

Класс ансамбля формируется  из учащихся вторых-пятых классов в составе дуэтов и трио.  В первом классе целесообразно игра в дуэте с педагогом.

        Занятия в ансамбле в первом классе дают возможность педагогу увлечь учащегося. Исполняя несложную партию, учащийся слышит произведение в целом и понимает важность звучания каждого голоса.

      Занятия в классе ансамбля целесообразно начинать с дуэтов, что позволяет ученику концентрировать слуховое внимание только на двух партиях:  своей и партнёра. Увеличение состава до трио будет зависеть от формирования не только игровых навыков, но и от умения ученика удерживать внимание и следить на «слух» за отдельными партиями и за общим звучанием произведения.    

   Произведения для разучивания и исполнения педагог может перекладывать  сам, в зависимости от уровня и количества учащихся.

        Ансамбль является динамичной и гибкой формой коллективного исполнения.   Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений,  общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу  и чувство ответственности перед исполнительским коллективом, делают класс ансамбля наиболее  эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

      Особое внимание на уроках ансамбля следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учётом возрастного фактора и степени подвинутости учащихся.

      Ведущие учебные и воспитательные задачи решаются на уроке, который является основной формой организации учебного процесса. На уроке ансамбля  рассматриваются теоретические и практические вопросы исполнительства, развивается музыкальный слух, чувство ритма, память, навыки чтения нот с листа. Особое внимание следует уделять  работе над чистой интонацией (мелодической и гармонической), ровности и характеру

звучания, динамическому соотношению голосов, над ритмической дисциплиной ансамбля, единству штрихов и аппликатуры, раскрывая перед учащимися их целесообразность и подчиняя работу над техникой целям выразительной передачи музыкального произведения.  

       В начале каждого полугодия  составляется план работы с тщательным учётом конкретных условий (контингента учащихся, их подвинутости, загруженности и т.п.),  произведения включаются в репертуар каждого полугодия и отмечаются в индивидуальных планах учащихся. В основу плана должен быть положен дифференцированный способ обучения.

  1. КОНТРОЛЬ И УЧЁТ ЗНАНИЙ.

     Контроль за работой учащихся осуществляется в форме контрольных  уроков, академических концертов, зачётов, прослушиваний, конкурсов сроки которых определяются учебным планом на 1и 2 полугодие каждого учебного года.

      Публичные выступления учащихся одновременно являются отчётом и проверкой учебной работы. В конце каждой четверти каждому учащемуся  выставляется оценка за освоение необходимых исполнительских навыков, полученных им в процессе работы, при этом учитываются степень приобретённых навыков ансамблевой игры, старательность, прилежность ученика, его отношения к занятиям.

      Обязательное выступление- исполнение одного или двух произведений в конце третьей четверти на академическом концерте, который является основной отчётностью.

      Кроме обязательных выступлений учащиеся должны принимать  участие в музыкальных переменках, конкурсах, тематических концертах, проводи-мых в школе, концертах в общеобразовательных школах. Выступление учащегося в конкурсе приравнивается к выступлению на академическом концерте.

 

  1. ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН.

      За  год учащийся должен пройти 2-4 произведений. Репертуар должен включать в себя обработки народных мелодий, песен, произведения русских, советских и зарубежных авторов, наилучшие образцы классического музыкального наследия и сочинения современных композиторов.  

  1. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1 год  обучения

В течение учебного года учащийся должен пройти:

2-4  разнохарактерных произведений.  

ОТЧЁТНОСТЬ.

1 произведение исполняется на академическом концерте.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.

 

1. Бажилин Р. «Солнечный дождик»

2. Бажилин Р. «Радуга»-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

3.Бажилин Р. «На лужайке»

4.Бажилин Р. «Солнечный зайчик»              

5. Польская народная песня «Два кота»

6.Чешская детская песенка «Какая травушка»                                                                                                                                                                                                                                                      

7.Латвийская народная песня «Ай-я, жу-жу»

8.Обр.Г.Бойцовой рус. нар. песня «Вдоль по улице метелица метёт»

9.М.Блантер «Марш футболистов»

10.П.Чайковский «Танец маленьких лебедей»

11.Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»

12.Русская народная песня «Как ходил- гулял Ванюша»

13.Детская песня «Шесть утят»

14.Лехтинен Р. «Летка- Енка»

15.Н Римский-Корсаков «Пляска скоморохов»

16.Обр. А. Жилинского латышская народная песня «Козлик»

17.Русский народный танец «Сударыня-боярыня»

18.М.Мусоргский «Гопак» отрывок из оперы «Сорочинская ярмарка»

19.В Шаинский «Песенка про кузнечика»

20. Русская народная песня «Ой, при лужку»

21.Р.Паульс «Мальчик и сверчок»

22.Итальянская народная песня «Санта Лючия»

23.Русская плясовая

24.Ф.Шуберт «Благородный вальс»  24.М.Красев «Ёлочка»

25.Белорусская народная песня «Савка и Гришка»

26.Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

27.Д.Кабалевский «Вроде марша»

28.В.Моцарт «Тема вариаций»

29.Детская песня «Василёк»

30.Русская народная песня «Заинька»

31.Детская песня «Птичка»

32.  Русская песня

33.И.Флипп «Колыбельная»

34.М.Красев «Весёлая дудочка»

35.Русская народная песня «Во поле берёзонька стояла»

36. Украинская народная песня «Ой, лопнув обруч»

37.Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени»

38.Русская народная песня «На зелёном лугу»

39. Русская народная песня  «Как под горкой»

2  год  обучения

В течение учебного года учащийся должен пройти:

2-4  разнохарактерных произведений.  

ОТЧЁТНОСТЬ.

1-2 разнохарактерных  произведений исполняются на академическом концерте в конце  второго полугодия.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

        

1.М.Магиденко «Песенка»

2.Хр.Недялков «Зимняя песенка»

3.Русская народная песня «Во сыром бору тропина»

4.Украинская народная песня «Ой, под вишнею»

5.Ал.Райчев «Песня пастушка»

6.Р.Паульс «День растает, ночь настанет»  

7.Американская народная песня «Вокруг горы» обр. Г.Бойцовой

8.А.Островский «Спят усталые игрушки»

9.Т.Хренников «Колыбельная»

10.С.Прокофьев «Вставайте люди русские»

11.Ю.Слонов «Заинька»

12.Е.Крылатов «Песенка о лете»

13.И.Штраус «На прекрасном голубом Дунае»

14.А.Лепин «Полька»

15.Нигерийс «Американская кукла»

16.Д.Кабалевский «Труба и барабан»

17.Э.Денисов «Маленький канон»

18.Е.Чернявская «Ладушки»

19.Т.Назарова «Марш»

20.М.Старокадомский «Что за дерево такое»

21.Русская народная песня «Новая игрушка», обр.Ю.Комалькова

22.А. Фрейер «Прелюдия»

23.Русская народная песня «У меня ль во садочке»  Н. Римский-Корсаков

24.А.Караманов  «Колыбельная»

25.Я.Кепитис «Утро в лесу»

26.К. Лонгшам-Друшкевич «Весельчак»

27.Русская народная песня «Тонкая рябина»

28.Е.Ботяров «Балалайка и дудочка»

29.Русская народная песня  «Калинка»

30.Литовская народная песня «Ой ты, мой дубочек»

31.В.Шаинский «Песенка чебурашки»

32.Украинская народная песня «Ой, за гаем, гаем»

33.Русская народная песня «Там, за речкой»

34.Бажилин Р «Грибы»

33.Р.Шуман «Марш»

34.Чешская народная песня «Аннушка» обр. В.Ребикова

35.А.Дебюк «Русская песня с вариацией»

3 год обучения

В течение учебного года учащийся должен пройти:

2-4 разнохарактерных произведений. Пьеса с  элементами полифонии.

ОТЧЁТНОСТЬ.

1-2 разнохарактерных  произведений исполняются на академическом концерте в конце второго полугодия.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

1.В.Моцарт ария Папагено из оперы «Волшебная флейта»

2.Й.Гайдн «Пьеса»

3.Бажилин Р «Кукушка»

4.Бажилин Р «Автомобиль»

5.Бажилин Р «После дождя»

6.Л.Моцарт «Менуэт»

7.Польский народный танец «Мазурка»

8.Русская народная песня «Эх,ухнем»

9.Б.Флисс «Колыбельная песня»

10.А.Гедике «Сарабанда»

11.Русская народная песня «Как под яблонькой»

12.А.Корелли «Сарабанда»

13.П.Чайковский «Старинная французская песенка»

14.Й.Гайдн «Менуэт»

15.Ш.Брукс «Однажды» пер.А.Коробейникова

16.Русская народная песня обр. Н Римского-Корсакова «Я на камушке сижу» 17.М.Балакирев «Хороводная» пер.И.Егорова

18.Русская народная песня  «В огороде травка» обр. А.Флярковского Р.Щедрина, пер. Н.Назаренко (трио)

19.А.Коробейников «Прелюдия»

20.Г.Глазатов «Верхом на ослике»

21.Г.Пёрсел «Менуэт» (трио)

22.П.Хиндемит «Песня» из детской оперы «Мы строим город» (трио)

23.Н.Мясковский «Древняя повесть»

24.Я.Сабзанов «Беседа друзей»

25. Булахов П. Тройка

26.Виноградов Ю . Танец медвежат

27.Мураделли В. Вальс

28.Ребиков В. Грустное настроение

39.Чекалов П. Канон

30.Мусоргский М. «Поздно вечером сидела»

31.Бушуев Ф. Висла

32.Лондонов П. Присказка

33.Шишаков Ю.Канон

                                                                        

4 год  обучения

В течение учебного года учащийся должен пройти:

2 - 4 разнохарактерных произведений.  

ОТЧЁТНОСТЬ.

1-2 разнохарактерных  произведений исполняются на академическом концерте в конце второго полугодия.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

1.А.Коробейников «Танец кукол»

2.А.Коробейников «Попрыгунья стрекоза»

3.А.Коробейников «Каждый вечер»

4.А.Коробейников «Прелюдия»

5.Латышская народная песня «Вей,ветерок» обр. А.Коробейникова

6.А.Эшпай «Джазовая мелодия» обр. А.Коробейникова

7.А.Коробейников «Русский напев»

8.Бажилин Р «Зонтики»

9.Бажилин Р «Молнии»

10.Бажилин Р «Серпантин»

11.П.Лондонов «Русский напев»

12.Ф.Госсек «Гавот»  

13.Русская народная плясовая песня «Как по травке, по муравке» обр..Римского-Корсакова Пер.П. Шашки

14.Д.Цыполли «Сарабанда»

15.Русская народная плясовая песня «Не велят Машеньке за реченьку ходить»  обр. А. Глазунова, пер. А.Набатова.

16.Бах И.С. Сарабанда

17.Вебер к. Адажио

18.Вивальди А. Лярго

19.Гаврилов Л. Полька,  Хоровод

20.Шендерёв Г. Далёкая песня

21.Прокофьев С. Песня без слов

22.Павин С. «Вдоль по улице метелица метёт»

23.Чюрленис М.Прелюдия

24.Белов В. Владимирский хоровод

25.Кузнецов   Е. Весёлые часы

26.Лядов А. Танец комара

27.Лондонов П. Две сказки. Под буком

28. Шуман Р. Вальс

29.Шестериков И. Весёлый пастушок          

                                       

5  год обучения

В течение учебного года учащийся должен пройти:

2 - 4 разнохарактерных произведений.  

ОТЧЁТНОСТЬ.

1-2 разнохарактерных  произведений исполняются на академическом концерте в конце второго полугодия.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

1.Ф.Э.Бах «Марш» ( трио )

2.Коробейников А. «Летний вечер»

3.А.Коробейников «Серебряная флейта»

4.Звонарев О. Осенний хоровод

5.Мясковский Н. Причуды

6.Звонарев О. Осенний хоровод

7.Звонарев О. Русская рябинушка

8.Звонарев О. Лирический хоровод

9.Чайковский П. Полька

10.Моцарт В. Менуэт

11.Мясков В. Танец птенцов

12.Шустов А. «Сторона ль ты моя, сторонушка»

13.Горлов Н.  Пастушка

14.П.Чайковский пер.П. Шашкина «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома»

15.П.Чайковский Неаполитанский танец. Танец маленьких лебедей.Трепак  

16.Шостакович Д.Прелюдия

17.Шишаков Ю. Шествие

18.Холминов А. Полька

19.Андреев В. Воспоминание

20.Киселёв Б. За окном Россия

21.Мещерин В. Зелёный дом

22.Рохлин Е. Веретено

23.Альбенис И. Сортсико

24.Дымов О. Верховина

25.Бах И. Хоральная прелюдия

26.Кромских В. Хрустальные звуки

27.Делиб Л.Музыка кукол-автоматов

28.П.Чайковский Полька

29.Вивальди А. Финал концерта ля минор.

5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Коробейников А.  Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона./Сост..В.Ушаков, С.Ставицкая.  Вып.2 -С.-Петербург.2003.

2.  БойцоваГ. Юный аккордеонист. Часть 1.- М.2004.

3. БойцоваГ. Юный аккордеонист. Часть 2.-М.2002.

4. Ансамбли. Хрестоматия аккордеониста. 1-2 классы детских музыкальных школ.

5. Альбом для детей. Произведения для аккордеона. Вып.3-М.1988.

6.Аккордеон в музыкальной школе. Ансамбли для второго класса. Вып.40-М.1981.

7. Хрестоматия для ансамблей баянов. Вып.1- М.1985.

8.Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып.6-М.1988.

9.Панайотов Л. Самоучитель игры на аккордеоне.- М.1978.

10.Бажилин Р. Пьесы для дуэта аккордеонистов.- М. 2003.

11. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов: Ансамбли аккордеонистов. Вып.15 –М. 1970.

 12. Репертуар для ансамблей русских народных  инструментов: Ансамбли аккордеонистов. Вып.26 –М. 1975.

13. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов: Ансамбли аккордеонистов. Вып.13 –М. 1973.

 14. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов: Ансамбли аккордеонистов. Вып.18 –М. 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины:Физическая культура для 1 курса специальности:13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования" 2016

        Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины ...

Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности "Сестринское дело"

Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности "Сестринское дело" базовой подготовки....

Рабочая программа дисциплины ОП.09 Органическая химия для специальности 33.02.01 Фармация

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС СПО по специальности 33.02.01 Фармация....

Рабочая программа дисциплины ОП.10 Аналитическая химия для специальности 33.02.01 Фармация

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС СПО по специальности 33.02.01 Фармация....

Рабочая программы дисциплины ОГСЭ. 03 Иностранный язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело 2022-2023

Рабочая программы дисциплины ОГСЭ. 03 Иностранный язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело...